Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери, обретенная в 1622 году в урочище Игрищи близ Костромы, до начала тридцатых годов ХХ века находилась в мужском монастыре, основанном на месте ее явления. Около 1933 года, когда прекратились богослужения в последнем действовавшем храме упраздненной обители, святыню перенесли в приходскую Воскресенскую церковь села Любовниково. Здесь чудотворный образ пребывал до 1982 года, когда в ночь на 16 апреля его похитили преступники, занимавшиеся кражами церковного имущества. С того времени о чудотворной иконе ничего не известно.

​До недавнего времени считалось, что фотографий и иных фиксаций иконографии Игрицкого образа (принадлежавшего к типу «Одигитрия») не сохранилось. В 2008 году прихожане любовниковской церкви передали Костромской епархии список с иконы — ее точную копию («в меру и подобие»), выполненную в XIX веке. Сейчас этот список хранится в Александро-Антониновской церкви города Костромы.

Список XIX века с Игрицкой иконы Божией Матери.

Список с чудотворной иконы в Александро-Антониновской церкви города Костромы. Фото 2015 года.

Подробнее об Игрицкой иконе Пресвятой Богородицы можно прочитать в книге «Игрицкий монастырь и его святыня», доступной для скачивания на нашем сайте.

В 2015 году костромские реставраторы занялись восстановлением иконы, поступившей из Буйского филиала Костромского музея-заповедника. При реставрации обнаружилось, что этот образ — еще один список с чудотворной Игрицкой иконы, выполненный в XVIII веке (хотя и односторонний — в отличие от двухстороннего чудотворного образа, на обороте которого изображен святитель Николай). Об этом свидетельствует частично сохранившаяся надпись на нижнем поле иконы:

Сей святый образ списан с чюдотворнаго образа Пресвят[…] Богородицы […] яже в новой пустыне Игрища на ре[…]е Песочне отстоящ от града Костро[…] […] […]лебнаго образа бысть в лето 7132 году месяца июлиа 12 де[нь] празднование образу […]

Указание на 7132 год «от сотворения мира», или 1624 год от Рождества Христова, основывается на составленном в XVII столетии сказании о явлении иконы. Однако сохранившиеся документы по истории обители свидетельствуют, что Игрицкая икона была обретена в 1622 (а не в 1624) году 12 июня (а не июля) по старому стилю.

После завершения реставрации выявленный список с Игрицкой иконы экспонировался на выставке в Костромском музее-заповеднике, а сейчас хранится в его фондах.

Икона в процессе реставрации

Надпись на нижнем поле списка XVIII века

Справочные сведения

Учетное обозначение

БКМ ОФ-4396. Икона Богоматерь Игрицкая-Песоченская (Смоленская). XVIII век. Дерево, паволока, грунт, темпера. 53,5 х 36,5 х 2,5 см).

Описание сохранности иконы до реставрации после снятия оклада

Икона выполнена на деревянной основе, состоящей из двух досок. Оборотная сторона иконы имеет две врезные простые встречные шпонки. По верхнему и нижнему торцам имеются врезные торцевые шпонки (возможно, из дуба). По краям иконы имеются следы от механического воздействия, многочисленные сбоины и вмятины основы. С оборота иконы в нижней части след от ожога. По всей поверхности оборота имеются многочисленные царапины, небольшие выбоины и сколы основы, потертости по ребрам и углам иконы, летные отверстия жука-точильщика, в основном в нижней части иконы. На всех торцах присутствуют гвоздевые отверстия разного диаметра, кое-где оставлены ржавые гвозди, а также продавленности, многочисленные царапины и небольшие выщербы и сколы основы. Лицевая сторона иконы выполнена без ковчега. По верхнему и нижнему краям лицевой стороны иконы имеются скосы основы под небольшим углом, полукруглой формы, а также незначительные выпады основы по рисунку дерева, выщербы, сколы и потертости основы по ребрам и углам. Незначительное расхождение досок по стыку с небольшим перепадом по высоте. Гвоздевые проколы с небольшими утратами основы от крепления оклада.

Паволока обнаружена на срезах по верхнему и нижнему полям иконы. Паволока холстинная, полотняного переплетения. Грунт беловатого цвета, толщиной 1-1,5 см, хрупкий. Наибольшие утраты грунта до паволоки и частично в нижней средней части иконы и в районе гвоздевых отверстий до основы, а также небольшие утраты грунта до основы и частично по краям иконы. Небольшие вертикальные вздутия грунта «домиком» по всей поверхности иконы, особенно в правой части. Утраты красочного слоя до грунта на полях иконы и на вздутиях грунта «домиком» по гребню, а также редкие точечные выкрошки красочного слоя до грунта по всей поверхности. Покровная пленка — неравномерно-потемневший слой олифы. Поверхностные загрязнения: пыль, копоть, известка (?) в нижней части, следы «серебрянки» (оклад иконы выкрашен этой же краской) и уплотненный слой поверхностных загрязнений по контуру ликов, рук и ног Богоматери и Младенца и в нижней части иконы.

Краткое описание реставрационных работ

Икона была укреплена раствором клея животного происхождения. Затем в места утрат авторского грунта был подведен реставрационный грунт. Тонировки произведены акварельными красками. Поверхность лицевой стороны покрыта лаком с пиненом. Оборот иконы был очищен от поверхностных загрязнений, все утраты основы, в том числе нанесенные жуком-точильщиком, были восполнены смесью деревянных опилок с клеем. Оборот иконы завощен.
Работы выполнила Елена Владимировна Литвина, реставратор темперной живописи КГИАиХМЗ.

Анна Семенова,
старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника