<<< К годовому комплекту

Костромские епархиальные ведомости – 1907
Отдел II. Часть неофициальная

№ 1 – 1 января

17. Священник Богородицкой церкви, что при училище слепых, Дмитрий Нарбеков
Поучение в неделю 26-ю. – с. 1–6

18. [Б/а] Можно ли христианину быть социалистом. – с. 6–12
Печатается по изданию «Троицкой народной беседы». О несовместимости христианства и социализма.

19. Священник Е. Зубарев
О «телесных озлоблениях». – с. 13–19
О применении в исторической практике Русской Церкви мирских наказаний (от тюрьмы до смертной казни) – вопреки мнению старообрядцев о том, что «телесные озлобления» были введены лишь Московским собором 1666 года.

20. О церковной проповеди в связи с современной смутой. – с. 20–29
Обзор публикаций епархиальной печати об актуальных задачах церковной проповеди: «Самарские епархиальные ведомости» и «Московские церковные ведомости», автобиография протоиерея В.Ф. Владиславлева (Тверская епархия), обращение к духовенству епископа Орловского Серафима.

21. Протоиерей Иоанн Поспелов
О времени построения каменного храма в городе Юрьевце и о причислении к лику святых блаженного Симона Юрьевецкого. – с. 29–31
В продолжение темы, затронутой в статье протоиерея П. Алякритского (КЕВ–1906, номер 15) – о почитании блаженного Симона Юрьевецкого.

22. [Б/а] Пропаганда разрушительных идей в Костромской епархии и одно из средств борьбы с ней. – с. 32–35
Примеры распространения в Костроме и городах губернии революционной и атеистической литературы. О необходимости развития книжной торговли со склада Феодоровско-Сергиевского братства, пожелание устроить публичную епархиальную библиотеку.

23. Священник Михаил Ширяев
Открытое письмо монашествующим, выразившим мне свое неудовольствие по поводу моей статьи в № 19 «Епархиальных ведомостей». – с. 35–36
В продолжение темы об устройстве псаломщических школ при мужских монастырях епархии (см. КЕВ–1906).

№ 2 – 15 января

33. [Б/а] Труд, бедность и богатство по учению христианства. – с. 37–43
Перепечатка из «Херсонских епархиальных ведомостей».

34. Протоиерей Иоанн Сырцов
Пред гробницей блаженного Симона юродивого, Юрьевецкого чудотворца. (Новое исследование). – с. 43–52
Исторические сведения о жизни и подвигах блаженного, о его почитании, с постановкой вопроса о несправедливости отмены (в 1722 году) его почитания во святых.

35. Е. Соловьев
К характеристике русского социализма. – с. 52–60
О специфике русского социализма как «безграмотного», «социализма невежественной толпы».

36. [Б/а] Необязательные и безвозмездные труды духовенства как условие для приобретения авторитета среди простого народа. – с. 61–65
Автор – сельский священник – описывает собственную практику посещения дальних деревень прихода, служения молебнов и общения с народом.

37. Псаломщик-диакон
Отклик псаломщика. – с. 66–72
В продолжение полемики о материальном обеспечении псаломщиков, начатой в КЕВ–1906 (см. номер 18). В частности, автор говорит о скудности средств псаломщиков, о желательности избрания члена от псаломщиков в благочиннический совет и об отмене отметок о поведении членов причта в клировых ведомостях.

38 С.П.Р.
За простое общецерковное пение. – с. 72–75
О пользе введения общего пения за богослужением (с критикой пения партесного).

39. Села Михайловицы диакон Павел Попов
В защиту штатных диаконов. – с. 75–78
В порядке полемики со статьей «Несколько слов о наших псаломщиках» (КЕВ–1906, номер 18) – о круге обязанностей диакона, о том, что его служение необходимо.

40. [Б/а] Заметка о хождении со крестом. – с. 79
Из «Архангельских епархиальных ведомостей» – об обычае в Витебской епархии: при хождении причта с крестом (то есть «со славой») по домам не только петь тропарь и кондак, но и поминать о здравии прихожан и их родных. С предложением установить такой обычай и в Костромской епархии.

41. По епархиям. – с. 79–86
«Тверские епархиальные ведомости» – инструкция для комиссии, занимающейся подготовкой вопросов к епархиальному съезду (текст). «Литовские епархиальные ведомости» – съездом духовенства Литовской епархии составлены правила деятельности приходских общин (текст). Пермский епархиальный съезд постановил издать и разослать по епархии успокоительные воззвания и листки по аграрному вопросу. «Колокол» – небывалый подъем в деле научных занятий в Киевской духовной академии. «Уфимские епархиальные ведомости» – обсуждение на епархиальном съезде факта неуплаты монастырями епархии взносов на содержание духовно–учебных заведений. «Влад[имирские?] епархиальные ведомости» – о докладе комиссии по вопросу о достижении единообразия в отправлении церковных богослужений и треб (на Пермском епархиальном съезде). Профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Михаил, публично объявивший о своей принадлежности к крайне левой политической партии, уволен от должности и переведен в Задонский монастырь Воронежской губернии. «Орловские епархиальные ведомости» – положение о запасном священнике (для каждого благочиния), выработанное епархиальным начальством (текст). «Тамбовские епархиальные ведомости» – кружок проповедников в Тамбовской духовной семинарии. «Вятские епархиальные ведомости» – постановление Вятского епархиального съезда об упорядочивании крестных ходов, совершаемых в епархии (текст). Епископ Вятский Филарет обратился в Святейший Синод с просьбой о введении – в виде опыта – выборности благочинных в Вятской епархии. Разъяснение Вятской духовной консистории о неофициальном отделе «Епархиальных ведомостей»: свобода мнений будет приветствоваться, закон о редакционной тайне – строго соблюдаться.

№ 3 – 1 февраля

50. [Б/а] Неправда старообрядцев. (Беседа пастыря с простыми людьми). – с. 87–98
Краткое изложение истории раскола и заблуждений старообрядцев.

51. Постановление духовенства 1[-го] Макарьевского округа 22 ноября 1906 года. – с. 98–101
Приводится текст постановления – о необходимости иметь на приходах общедоступные книжки и листки по вопросам церковной и общественно-политической жизни, для чтения и раздачи народу с целью противостоять революционной агитации – с комментарием редакции. Предлагается также завести свою епархиальную типографию.

52. Протоиерей Иоанн Сырцов
Пред гробницей блаженного Симона юродивого, Юрьевецкого чудотворца. (Новое исследование). – с. 101–110
Окончание. Начало в № 34.

53. Старый клирик
Несколько слов по поводу предполагаемого открытия псаломщической школы. – с. 111–115
Автор (по контексту – псаломщик из Ветлужского уезда) указывает: чтобы иметь хороших псаломщиков, нужно прежде всего улучшить материальное и правовое их положение.

54. По епархиям. – с. 115–121
«Церковно-общественная жизнь» – о послании епископа Астраханского Георгия к пастырям епархии (цитата). «Воронежские епархиальные ведомости» – текст обращения к духовенству с разъяснением смысла текущих реформ крестьянской жизни (цитата). «Вятские епархиальные ведомости» – текст указа Синода по вопросу введения выборности благочинных в Вятской епархии (см. № 41): поскольку вопрос подлежит рассмотрению на поместном соборе, ныне не усматривается оснований к его обсуждению. «Тамбовские епархиальные ведомости» – предложение епископа Тамбовского Иннокентия консистории (текст): более серьезно относиться к выборам депутатов на епархиальные съезды, чтобы заслуженные и пожилые иереи не уклонялись от звания депутата. «Пермские епархиальные ведомости» – предложение епископа Пермского Никанора духовенству о единообразии совершения ночных богослужений на Новый год. Распоряжение епископа Орловского Серафима (цитаты) по поводу заявлений о ненужности диаконов на сельских приходах: институт диаконов необходим, но диакон по своим умственным и нравственным качествам должен соответствовать предъявляемым требованиям. «Кишиневские епархиальные ведомости» – постановление (цитаты) съезда духовенства Казанской епархии 1906 года о приходских советах и благоустроении приходов. «Новгородские епархиальные ведомости» – о низком качестве храмовой живописи и иконописи. «Саратовский вестник» – текст постановления сельского схода крестьян села Озерки Хвалынского уезда Саратовской губернии: просить псаломщика не носить «пинжаков и брюк на улицу, а носить и держаться положенной и всеми уважаемой духовной одежды». О сокращении продажи свечей в храмах Санкт-Петербурга в 1906 году. Случай погребения заживо (впавшего в летаргический сон) в селе Егорьевском Тульской губернии.

55. От редакции. – с. 121
Просьба к подписчикам – подтвердить получение объявления от журнала «Хозяин-северянин» (объявление рассылалось при последних номерах журнала за 1906 год).

56. Приложение
Объявление от журнала «Звонарь».

№ 4 – 15 февраля

69. Священник Дмитрий Лебедев
Слово на день Сретения Господня. – с. 123–128
Примечание: «Произнесено в семинарском храме 2 февраля 1907 года».

70. Священник Ал. Петропавловский
Православное духовенство и его задача в народной школе. – с. 128–132
О значении церковно-приходских школ в современных условиях.

71. Священник Н. Пермезский
О листках как вспомогательном средстве приходской миссии. – с. 132–133
О необходимости печатать общедоступные листки противораскольнического содержания. Редакция отмечает (в примечании) совпадение мыслей автора с № 51.

72. А.И.
Две правды. – с. 133–138
По поводу брошюры «Как священник стал социал-демократом» (речь лютеранского пастора, сказанная при вступлении в социал-демократическую партию) – о невозможности соединения христианства и материализма социал-демократии.

73. Священник Виктор Орлов
Настоятельница галичского Николаевского Староторжского женского монастыря игумения Ангелина. (Некролог). – с. 138–145
Игумения Ангелина скончалась в 11 часов вечера 5 января 1907 года, 9 января после заупокойной литургии и отпевания в монастырском соборе ее тело было погребено в усыпальнице под собором.
Игумения Ангелина (в миру Александра Петровна Соколова), дочь священника села Введения-Каликина Петра Соколова, родилась 22 октября 1852 года и в годовалом возрасте лишилась отца. В восьмилетнем возрасте поступила в училище-приют при женском монастыре в Галиче, стала помощницей по училищу при игумении Ангелине 1-й. По настоянию своей матери покинула монастырь и 7 лет прожила в миру, затем вернулась в обитель и в 1893 году была пострижена в монашество с именем Ангелина, с 1895 года – игумения монастыря, которым управляла до кончины, одиннадцать с половиной лет. Описывается пророчество отца Иоанна Кронштадтского, в первый год ее игуменства подавшего матушке 12 рублей (она считала это указанием на 12 лет правления).

74. [Протоиерей П. Белоруссов] Речь при внесении тела игумении Ангелины во храм. – с. 145–146
Произнесена 9 января 1907 года в соборном храме Староторжского женского монастыря. Авторство устанавливается из № 73.

75. [Священник И. Смирнитский] Поучение при погребении игумении Ангелины. – с. 146–150
Произнесено 9 января 1907 года в соборном храме Староторжского женского монастыря. Авторство устанавливается из № 73. Из текста следует, что на погребении присутствовала и мать игумении Ангелины Ольга, поселившаяся в обители.

76. Священник Алексей Петропавловский
К вопросу о помощи голодающим. – с. 150–152
По поводу воззвания некоего мирянина в «Биржевых ведомостях» (1906 год, № 313) к духовенству (уделить от своих богатств на помощь голодающим): действительно ли богато духовенство?

77. Председатель комиссии по делам епархиального женского училища съезда духовенства 1906 года священник Виктор Бережковский
Совету Костромского епархиального женского училища. – с. 152–155
По поводу объяснения совета училища, опубликованного в номере 23–24 КЕВ–1906 (полемика по вопросу о смете училища и имеющихся в ней ошибках).

78. Правда и знание. Просветительные листки для народа и войск. – с. 155–157
Описание листков церковно-общественного направления, издаваемых в Санкт-Петербурге (издатель – священник церкви Главного штаба Павел Левашев).

79. По епархиям. – с. 157–162
Газета «Слово» – критическая оценка того, что на выборах в Государственную Думу выбранными в уполномоченные (выборщики) на 55% оказались священники (цитата). «Слово» – предупреждение духовенству, увлекающемуся обещаниями различных политических партий по церковному вопросу. «Вятские епархиальные ведомости» – на выборах в Думу духовенство должно голосовать за правых (цитата). Воззвание Льва Толстого к русскому правительству, русскому народу и русским революционерам, напечатанное во французской газете (цитата – обращение к революционерам – из газеты «Моск[овский] гол[ос?]»). «Колокол» – о заседании в городе Екатеринбурге 16 января 1907 года комиссии [епархиальной?] по апологетической издательской деятельности. В Киеве членом Государственной Думы избран ректор духовной академии епископ Чигиринский Платон.

80. [В ночь с 8 на 9 февраля в Костромской духовной семинарии произошел пожар, жертвой которого стала фундаментальная библиотека семинарии.] – с. 162

№ 5 – 1 марта

91. Священник Е. Зубарев
Старообрядческое священство. – с. 163–166
О неканоничности белокриницкой иерархии.

92. И.
Социализм, социал-демократия и революционный социализм. (Критический очерк). – с. 166–172
Критика социализма в целом и партий: социал-демократической и социалистов-революционеров.

93. Священник С. Кр–в
Кто виноват? – с. 173–177
О плохой организации выборов уполномоченных по выборам в Государственную Думу в Галичском уезде, с критическими оценками и первой Думы, и общественной активности священнослужителей.

94. [Б/а] Пожар в семинарии. – с. 177–178
Описание пожара в семинарии в ночь с 8 на 9 февраля 1907 года – из-за несовершенства калориферной системы отопления (от камеры калорифера загорелся деревянный пол библиотеки); описание тушения пожара и потерь фундаментальной библиотеки, где пожар происходил. Занятия в семинарии прекращены до второй седмицы Великого поста.

95. [Б/а] Психология наших праведников. («Вопросы философии и психологии», 1906 год, книга 85, стр. 369–441). – с. 178–181
Перепечатка из «Киевских епархиальных ведомостей». Библиографическая заметка об исследовании профессора Чижа.

96. Николаевской церкви села Макарово Макарьевского уезда священник Николай Виноградов
Духовенству Костромской епархии. По вопросу распоряжения епархиального начальства 15 ноября 1906 года № 13374 (см. «Костромские епархиальные ведомости» 1906 года № 23–24). – с. 181–183
Описание специальных часов для контроля церковных сторожей, приобретать которые духовенству рекомендовалось по примеру церкви села Макарово.

97. По епархиям. – с. 183–188
Послание архиепископа Воронежского Анастасия к пастырям Воронежской епархии (изложение). Приказ командира 3-го пехотного Нарвского полка о присутствии офицеров на богослужении в полковой церкви (цитата). Правила должной постановки и организации окружных пастырских собраний, утвержденные Таврической духовной консисторией (описание). Открытие приходской читальни в селе Молочае Оренбургской губернии. «Пензенские епархиальные ведомости» – статья священника Н. Соколова о современных настроениях в духовенстве, с комментарием редакции (текст). Завершение дела священника Григория Петрова (продолжалось с 1903 года): следственная комиссия Петербургской духовной консистории признала его общественную деятельность ярко социалистической, он запрещен в служении на 3 месяца и отправлен на клиросное послушание в Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь Санкт-Петербургской губернии; апелляция священника Г. Петрова в Синод оставлена без последствий. «Калужские епархиальные ведомости» – описание посещения Калужской семинарии летом 1906 года ее выпускником, придворным духовником протопресвитером И.Л. Янышевым (не был в семинарии со времени ее окончания в 1845 году). «Церк[овный] гол[ос]» – об обществе «Союз детей», созданном студентами Московской духовной академии для помощи детям-сиротам.

98. Ответы редакции. – с. 189
О передаче присланных материалов в комиссию по разбору вопросов для будущего епархиального съезда. Об отказе в напечатании поучения.

99. Объявление. Изготовляются и высылаются. – с. 190
От священника Иоанна Петровича Гласова (Ветлужский уезд, село Шангское-Городище) – об изготовлении на заказ фисгармоний и металлофонов.

№ 6 – 15 марта

107. Протоиерей П. Красовский
Слово на девятнадцатое февраля. (Произнесено в кафедральном соборе). – с. 191–194

108. П.В.
Слово во 2-ю неделю Великого поста. (Мк. 2, 1–12). – с. 194–199

109. [Б/а] Истинная соборность Церкви и приходская автономия. – с. 199–210
Глава из брошюры «Соборное завершение и приходская основа церковного строя», издание 1906 года.

110. И.
Социализм, социал-демократия и революционный социализм. (Критический очерк). – с. 210–218
Окончание. Начало в № 92.

111. Священник А. Петропавловский
Как священники обращаются иногда со своими собратиями. – с. 218–221
О случаях некорректного отношения: благочинных – к священникам, уездных наблюдателей церковных школ – к молодым законоучителям, настоятелей – к подчиненным клирикам, городского духовенства – к сельскому.

112. В.
О псаломщиках-троеженцах. – с. 222–223
О вредном влиянии на приходскую жизнь псаломщиков-троеженцев (со ссылкой, в частности, на указ Святейшего Синода 1849 года: псаломщику-троеженцу не дозволяется входить в алтарь и одевать стихарь). С примечанием редакции: подлинная причина такого зла – «слабость умственного и нравственного развития, отсутствие здоровой деятельности».

113. [Б/а] К вопросу о народных листках. – с. 223–228
О необходимости религиозно-нравственных листков для чтения простым народом – «Полоцкие епархиальные ведомости» (цитаты из статьи), «Кишиневские епархиальные ведомости» (примеры поучений, в виде отдельных листков прилагающихся к журналу).

114. [Б/а] Из Государственной Думы. – с. 228–232
Описание открытия 2-й Государственной Думы 20 февраля 1907 года. Приводятся тексты речей митрополита Антония (на молебне при открытии), И.Я. Голубева, Ф.А. Головина.

115. [Б/а] Генц. Социализм. Популярный критический очерк. С предисловием А. Тихомирова. Москва, 1906 год. – с. 232–233
Библиографическая заметка, перепечатка из «Кормчего».

116. По епархиям. – с. 233–240
«Уфимские епархиальные ведомости» – послание епископа Христофора к духовенству епархии (цитаты об участии в политической деятельности и об учительстве пастырей). «Орловские епархиальные ведомости» – обращение епископа Серафима к духовенству (текст; по вопросу о перенесении базаров и ярмарок на будние дни). «Кишиневские епархиальные ведомости» – архипастырское воззвание к монашествующим о помощи голодающим (текст). Обсуждение вопроса – может ли пастырь, для участия в выборах в Государственную Думу, вступить в какую-либо политическую партию? – на собрании духовенства города Одессы 3 января 1907 года. Иркутский епархиальный съезд духовенства – о том, как держать себя духовенству в виду существующего общественного движения в России. «Пензенские епархиальные ведомости» – программа пастырских мероприятий, принятая съездом духовенства 2-го округа Мокшанского уезда Пензенской епархии. «Курские епархиальные ведомости» – постановление пастырского собрания одного из благочиннических округов Курской епархии по вопросу об устройстве пастырских собраний. «Орловские епархиальные ведомости» – о решении собрания духовенства одного из уездов Орловской епархии: с духовенства, уклоняющегося от собраний, взыскивать средства в пользу голодающих причтов. Постановление съезда духовенства благочиннического округа Пензенской епархии о периодичности благочиннических съездов и о штрафах для не являющихся без уважительных причин. «Туркестанские епархиальные ведомости» – об объединении духовенства вокруг благочиннических библиотек. «Пензенские епархиальные ведомости» – обращение к епископу прихожан села Аришки Городищенского уезда с просьбой о единой таксе за требоисправления и резолюция епископа (текст). «Влад[имирские?] епархиальные ведомости» – инициатива духовенства одного из округов по отмене указа Святейшего Синода от 18 ноября 1906 года (об облегчении совершения браков) как лишающего сельское духовенство платы за венчания. «Свет» – просьба воспитанников городского училища о расширении программы преподавания закона Божия. «Современная лет[опись]» – открытое письмо студентов Санкт-Петербургской духовной академии по делу священника Григория Петрова (текст): его учение – не церковное, не евангельское. 10 марта 1907 года скончался бывший обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.

117.Ответы редакции. – с. 240–241
По вопросам церковной практики, отказы в публикации присланных материалов.

№ 7 – 1 апреля

126. [Б/а] Дух времени и вера Христова. – с. 243–245
Апологетическое рассуждение, перепечатка из «Московских церковных ведомостей».

127. Священник Е. Зубарев
О Церкви. – с. 246–256
О признаках истинной Церкви и свойствах Церкви (единая, святая, соборная, апостольская). 

128. Священник А. Петропавловский
Как относиться пастырям Церкви к так называемому освободительному движению? – с. 256–259
Примеры жестокости и неправды «освободительной» борьбы; пастыри должны быть с народом, но при этом – отстаивать истинно-народные идеалы и потребности.

129. [Б/а] Пятидесятилетний юбилей протоиерея солигаличской Преображенской церкви Феодосия Успенского. – с. 260–267
Описание торжественного празднования 50-летия служения протоиерея Феодосия Успенского в священном сане – 2–3 февраля 1907 года, в Преображенской церкви города Солигалича, в доме юбиляра и на обеде в помещении уездной земской управы.
Протоиерей Феодосий Иосифович Успенский – сын священника, родился в селе Пищи Кологривского уезда, окончил Галичское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1854), затем учительствовал; священник Николаевской церкви погоста Александрово Кинешемского уезда (3 февраля 1857 – 1861), священник Преображенской церкви города Солигалича (с 1861), протоиерей (1904), благочинный по Солигаличскому 1-му округу.
Приводятся тексты: резолюция епископа Тихона о праздновании юбилея, адрес прихожан, адрес уездного отделения епархиального училищного совета, адрес от Солигаличского духовного училища, приветственное слово наставника Пермской духовной семинарии А.Ф. Успенского (сына юбиляра, 3 февраля в доме отца Феодосия), письменное приветствие священника села Солды Владимира Ильинского.

130. [Б/а] Несколько слов о желательном характере исповеди. – с. 267–270
О практике исповеди, о ее значении как средства духовного возрождения – «Вятские …» и «Могилевские епархиальные ведомости», «Московские церковные ведомости» (изложение, цитаты).

131. [Б/а] К.П. Победоносцев. – с. 270–273
Из газеты «Колокол» – биографические сведения о Константине Петровиче Победоносцеве (1827–1907), обер-прокуроре Святейшего Синода (1880–1905).

132. [Б/а] Из Государственной Думы. – с. 273–280
Описание заседаний Государственной Думы с 6 по 13 марта 1907 года. Приводятся тексты речей, в частности П.А. Столыпина.

133. По епархиям. – с. 280–285
«Псковские епархиальные ведомости» – о желательности создания особых школ грамоты (для всех желающих, в свободное от работы время – так как зимой деревня изнывает от безделья). О женских общинах при церквах Ливенского и Елецкого уездов Орловской епархии. «Самарские епархиальные ведомости» – проект домашних частных подготовительных школ для детей духовенства. «Могилевские епархиальные ведомости» – распоряжение епископа Стефана о порядке назначения благочинных, их помощников и членов благочиннического совета (текст). «Рязанские епархиальные ведомости» – распоряжение епископа Никодима о подготовке к епархиальному съезду (текст). «Пермские епархиальные ведомости» – постановление епархиального съезда о торговле утварью и церковными вещами при епархиальном свечном заводе. «Кишиневские епархиальные ведомости» – отдельные постановления пастырских собраний, одобренные благочинническим съездом духовенства 1-го округа Анкерманского уезда Кишиневской епархии. «Пермские епархиальные ведомости» – выводы епархиальной комиссии законоучителей по вопросу преподавания закона Божия в средней школе. «Колокол» – обсуждение вопроса о праве голоса диаконов и псаломщиков на Киевском епархиальном съезде. Обсуждение вопроса об образовании исполнительного комитета (или совета) для пастырских собраний в городе Орле. «Церковный голос» – корреспонденция из Ярославля, духовенство печалится о переводе из епархии архиепископа Иакова (текст). «Владикавказские епархиальные ведомости» – к депутатам епархиальных съездов, о необходимости бережно расходовать выдаваемые им на поездку средства (текст). «Вестник виленского Свято-Духовского братства» – об образовании национальной организации, «Русского окраинного союза». «Подольская жизнь» – о печальных итогах десятилетней работы винной лавки в селе Андреяшевке Подольской губернии (по настоянию крестьян лавка закрыта).

134. Ответы редакции. – с. 285
Автору статьи – отказ в публикации. Благочинному – разъяснение о причинах его неверного именования в тексте.

№ 8 – 15 апреля

146. [Б/а] Что нам нужнее земли и воли? – с. 287–289
Перепечатка из «Кормчего»: для благополучия народа ему прежде всего нужна трезвость.

147. [Б/а] Николай Николаевич Коровницкий. (Некролог). – с. 289–293
18 марта 1907 года скончался от чахотки один из лучших учеников Костромской духовной семинарии, воспитанник VI класса Николай Николаевич Коровницкий – сын священника Богородицкой церкви села Княгинино Нерехтского уезда. Родился 16 мая 1886 года, окончил (лучшим учеником) Костромское духовное училище и в 1900 году поступил в духовную семинарию. Отпевание в церкви семинарии состоялось 20 марта (возглавил ректор), погребение – на Новом Богородицком кладбище в Костроме.

148. [Павлин Померанцев] Речь при погребении Николая Николаевича Коровницкого ученика Павлина Померанцева, после 3-й песни канона.– с. 293–295
Произнесена 20 марта 1907 года в храме Костромской духовной семинарии.

149. [Влад. Ильинский] Речь при погребении Николая Николаевича Коровницкого воспитанника Влад. Ильинского, после 6-й песни канона. – с. 295–297
Произнесена 20 марта 1907 года в храме Костромской духовной семинарии.

150. [Николай Знаменский] Речь при погребении Николая Николаевича Коровницкого ученика Николая Знаменского, после чтения разрешительной молитвы. – с. 297–299
Произнесена 20 марта 1907 года в храме Костромской духовной семинарии.

151. И. 
Христианство и социализм. – с. 299–305
О полной противоположности христианского учения и учения социализма.

152. Из журналов пастырских собраний духовенства 9[-го] Костромского округа. – с. 305–319
Описание обсуждений различных вопросов церковной жизни на приходских собраниях 2 и 27 февраля, 25 марта, 25 мая, 12 августа, 23 октября и 22 ноября 1906 года.

153. Настоятель М.
По поводу статьи «Как священники обращаются иногда со своими собратьями». – с. 319–321
Критический отклик на № 111 – по мнению автора, скорее старшим священникам приходится терпеть досаждения от младших.

154. Из Государственной Думы. – с. 321–324
Описание заседаний Думы с 19 по 27 марта 1907 года.

155. По епархиям. – с. 324–329
«Киевские епархиальные ведомости» – обращение епископа Томского Макария к жителям города Томска по случаю благотворительного вечера, назначенного на субботу 18 ноября [1906 года] (текст) – это нарушение святости воскресного дня. Описание постановлений епархиального съезда депутатов от священников, низшего клира и церковных старост, открывшегося в Смоленске 12 февраля. Программа вопросов для обсуждения духовенством и мирянами Дмитровского уезда Орловской губернии на заседаниях в марте 1907 года. «Колокол» – о создании на епархиальном съезде в Минске фонда для материальной поддержки беднейших приходов в местностях с инородческим населением. «Православный путеводитель» – попытка введения выборности благочинных в Оренбургской епархии. «Курские епархиальные ведомости» – о превышении съездами духовенства Курской епархии 1906 года своих полномочий в контроле за духовно-учебными заведениями. «Пензенские епархиальные ведомости» – вопросы, обсуждавшиеся на съезде епархиального духовенства в Пензе. «Орловские епархиальные ведомости» – опыт учреждения особого попечительства для семей духовенства, лишившихся кормильца, в Орловском 4-м округе. Пензенский уезд – попытка духовенства добиться разрешения приобретать оружие для самозащиты (консистория в разрешении отказала). Съезд духовенства Курского училищного округа – постановление о дежурстве учеников [духовного училища?] на кухне для наблюдения за приготовлением пищи (местный епископ с таким постановлением не согласился).

156. Ответы редакции. – с. 329
Пожелания об улучшении предлагаемых к публикации статей, по частному вопросу и по вопросам подписки, о получении от церквей денег за подписку.

№ 9 – 1 мая – по случаю праздничных дней не издавался

№ 9–10 – 15 мая

174. Кафедрального собора протоиерей Иоанн Вознесенский
Слово в день тезоименитства государыни императрицы Александры Феодоровны и по случаю освящения знамени Союза русских людей (23 апреля 1907 года). – с. 331–334

175. Священник Е. Зубарев
О подлогах. – с. 334–345
В порядке полемики со старообрядческим начетчиком, обвиняющим Церковь после-никоновских времен в подлоге (ссылка в акафисте святителю Димитрию Ростовскому на подложное «деяние собора») – примеры исторических подлогов до-никоновских времен: легенды о путешествии апостола Андрея через Русь в Рим, об обстоятельствах крещения равноапостольных Ольги и Владимира, подложные церковные уставы Владимира и Ярослава, подложные основания решений Стоглавого собора и т. п.

176. С.И.К. 
О пастырских собраниях. – с. 345–347
О малой эффективности пастырских собраний в епархии и о мерах для их большей плодотворности.

177. Скиталец
Забытые. – с. 347–349
Название заметки относится к духовенству, служащему в женских монастырях (о положении которого, в отличие от белого и черного духовенства, в текущих обсуждениях церковных дел никто не вспоминает). Об униженном положении священника в женском монастыре, полном подчинении игумении и зависимости от нее.

178. Села Яманово священник Александр Цвейтов
Где найти средства на содержание духовно-учебных заведений. – с. 349–352
Предложение: в связи с тем, что частные торговцы широко торгуют свечами и деревянным маслом – обложить (в масштабах всей империи) особым акцизом все торговые свечные заведения, а полученные средства предоставлять Синоду на содержание церквей и духовно-учебных заведений.

179. Священник С. Крылов
Молебен. (Рассказ). – с. 352–358
Описание молебна, совершавшегося священником в деревне на Фомино воскресенье.

180. Из журналов пастырских собраний духовенства 9[-го] округа. – с. 359–363
Продолжение. Начало в № 152 (в заголовке, видимо, пропущено слово «Костромского»).
Текст доклада священника П. Рождественского (село Подлесье) на собрании 22 ноября 1906 года, описание собрания 30 января 1907 года.

181. Священник Николай Вознесенский
Материальная необеспеченность православного сельского духовенства. – с. 363–366
Описание материальных трудностей сельского духовенства, с надеждой на помощь городского духовенства или на централизованное решение проблемы поместным собором.

182. [Б/а] Памяти отца Н. Чижова. – с. 366–369
В ночь на 26 января 1907 года в возрасте 70 лет скончался священник Николай И. Чижов. По окончании семинарии поступил вторым священником в село Игодово Галичского уезда, затем служил там же настоятелем до ухода за штат. Описываются его труды на приходе, скромность и нестяжание.

183. [Б/а] Памяти доброй матушки. – с. 369–371
15 марта 1907 года скончалась от рака желудка Серафима Платоновна Иорданская – супруга настоятеля Успенского собора города Кологрива протоиерея Феоктиста Иорданского (дочь диакона Николаевской церкви села Одоевского Ветлужского уезда). Отпевание состоялось 18 марта в Успенском соборе города Кологрива.

184. По епархиям. – с. 371–374
«Церковный вестник» – проект правил для общеепархиальных съездов духовенства и мирян православной Финляндской епархии (изложение). «Орловские епархиальные ведомости» – описание церковно-приходского собрания в селе Покровском Галичье Ливенского уезда Орловской губернии и его решений. «Тамбовские епархиальные ведомости» – постановление епархиального съезда тамбовского духовенства о епархиальном свечном заводе и резолюция архиерея (цитата). 18 марта 1907 года экзархом Грузии архиепископом Никоном утвержден устав «Религиозно-философского общества в городе Тифлисе». 15 марта 1907 года в Москве открылось чтение лекций, организованных «Религиозно-философским обществом памяти Вл. Соловьева» (называемых в печати «свободным богословским факультетом»).

185. Объявление. От Кологривской женской гимназии. – с. 375
Расписание весенних и осенних приемных экзаменов.

186. Объявление. От Юрьевецкой женской прогимназии. – с. 375
Расписание весенних и осенних приемных экзаменов. С начала 1907–8 учебного года прогимназия преобразуется в гимназию.

№ 11–12 – 15 июня

197. Законоучитель Григоровской женской гимназии священник И. Ипполитов
Слово на день священного помазания на царство благочестивейшего государя императора Николая Александровича. – с. 377–383
Сказано в костромском кафедральном соборе 14 мая 1907 года.

198. С.Е.З.
Не желай погибели грешнику. – с. 383–384
Отрывок из Четий-Миней за 3 октября: из послания святого Дионисия Ареопагита к монаху Демофилу.

199. Священник П. Рождественский
Значение церковно-приходского совета в жизни прихода. – с. 385–388
Общие рассуждения и опыт первого года работы совета (в приходе автора?).

200. Два взгляда. – с. 388–392
Два суждения по вопросу о втором браке вдовых священнослужителей: священника Николая Вознесенского (желательно, чтобы поместный собор разрешил второй брак) и мирянина А. (польза от такого нововведения сомнительна, а его дозволение послужит поводом для нового церковного раскола).

201. [Б/а] Левые священники в Государственной Думе. – с. 392–396
О деятельности священников – членов Государственной Думы, поддерживающих левые партии (называется 5 фамилий).

202. [Б/а] Памяти преосвященного Виссариона, епископа Костромского и Галичского. (По поводу исполнившегося двухлетия со дня его кончины и дня тезоименитства). – с. 396–399
Воспоминания о встречах с епископом Виссарионом в 1889, 1895 и 1904 годах. (Автор, судя по контексту, не из Костромы).

203. Священник Филарет Изюмов
Священник Андрей Васильевич Воскресенский. (Некролог). – с. 400–402
22 апреля 1907 года, в первый день Пасхи (в пасхальную ночь), за утреней в церкви села Бушнево Чухломского уезда у престола скончался 70-летний духовник Чухломского 4-го округа, заштатный священник села Бушнево Андрей Воскресенский. Погребение состоялось в четверг Светлой седмицы 26 апреля в той же церкви, близ которой почивший и был похоронен.

204. Священник Филарет Изюмов
Речь при погребении отца Андрея Васильевича Воскресенского. – с. 402–405
Произнесена 26 апреля 1907 года в церкви села Бушнево, см. № 203.

205. Из журналов пастырских собраний духовенства Костромского 9[–го] округа. – с. 405–411
Окончание. Начало в №№ 152, 180.
Описание пастырских собраний 9–22 февраля 1907 года.

206. Из Государственной Думы. – с. 411–414
15 мая 1907 года – в заседании Думы образована комиссия по вопросу церковного законодательства (цитата из выступления епископа Евлогия).
Из газеты «Слово» – фельетон о том, как разные партии пытаются привлечь к себе члена Думы священника Григория Петрова.

207. Б.
Научные новости. – с. 414–415
О методе московского хирурга П.И. Модлинского по ортопедическо-хирургическому лечению горба.

208. По епархиям. – с. 415–422
«Церковный вестник» – патриарх Константинопольский Иоаким III получил от митрополита Санкт-Петербургского Антония письмо с извещением о результатах работы предсоборного присутствия. «Церковный вестник» – о предстоящем 13 ноября 1907 года в Риме праздновании католиками 1500-летия кончины святителя Иоанна Златоуста. «Владикавказские епархиальные ведомости» – постановление консистории о выборе на епархиальный съезд депутата из низшего клира, с резолюцией архиерея (текст). «Оренбургские епархиальные ведомости» – подсчет стоимости проведения епархиального съезда. Постановление Иркутского епархиального съезда о способе выбора членов от клира на предстоящий поместный собор. «Смоленские епархиальные ведомости» – постановление комиссии духовенства Юхновского уезда Смоленской епархии по поводу ослабления дисциплины в храмах, самовольного и неоднообразного сокращения богослужений (изложение). «Кишиневские епархиальные ведомости» – постановление пастырского собрания Дмитровского 4-го округа Курской епархии об условиях устройства пастырских собраний (текст). «Могилевские епархиальные ведомости» – обсуждение на епархиальном собрании возможности участия инославных в работе приходских учреждений, женщин – в приходских собраниях (цитаты). Томская епархия – обсуждение духовенством вопроса об учреждении особых должностей пастырей-проповедников. «Волынская жизнь» – приговор-прошение крестьян Волынской губернии на имя архиепископа Волынского Антония о том, какие пастыри им нужны (текст). «Московский гол[ос?]» – аргументы против избрания пастыря прихожанами. «Колокол» – проект создания «союза иереев» в Курской епархии. «Черниговские епархиальные ведомости» – цифровые данные об эмеритальной кассе местного духовенства. О поступившем в Святейший Синод прошении протоиерея Сергия Веригина, настоятеля Александро-Невской церкви (По и Биарриц, южная Франция), желающего перейти в католичество. Обращение архиепископа Рижского Агафангела к прибалтийскому генерал-губернатору о наделении землей безземельных крестьян. Образование в декабре 1905 года в городе Вильне общества «Крестьянин» – для содействия развитию крестьян и защиты их интересов. 18 мая 1907 года тремя молодыми злоумышленниками из револьвера убит ректор Пензенской духовной семинарии архимандрит Николай, бывший ректор Костромской духовной семинарии.

209. Ответы редакции. – с. 422–423
По вопросу приходской жизни и о материалах, присылаемых в редакцию.

210. Объявление. От Кологривской женской гимназии. – с. 423
Расписание весенних и осенних приемных экзаменов.

211. Объявление. От Юрьевецкой женской прогимназии. – с. 423
Расписание весенних и осенних приемных экзаменов. С начала 1907–8 учебного года прогимназия преобразуется в гимназию.

212. Объявление. [Вышла из печати книга преподавателя Костромской духовной семинарии Ивана Баженова «Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка, в связи с вопросом о происхождении Евангелия» (Казань, 1907).] – с. 425

213. Объявление. Благочинный 7[-го] Нерехтского округа. – с. 425
Адрес для корреспонденции.

№ 13 – 1 июля

226. Открытое письмо пастырям и патриотам от редакции церковно-политической газеты «Колокол» – с. 426–428
Реклама ежедневной политической церковно-народной газеты «Колокол», издающейся в Петербурге с 1906 года.

227. [Б/а] Вторая Государственная Дума пред судом русского народа и Западной Европы. – с. 428–430
О причинах роспуска Думы; отзывы о второй Думе российской общественности и европейских газет.

228. Учитель Иван Богоявленский
«Пред Твоею иконою, Боже …» – с. 431
Стихотворение.

229. Настоятель М.
По поводу статьи «Как относиться пастырям Церкви к так называемому освободительному движению?». – с. 431–433
Критический отзыв на № 128.

230. Священник Е. Зубарев
Беглый дьячок. – с. 433–435
Описание «странствий» единоверческого псаломщика Ивана Григорьевича Водягина, разочаровавшегося в своих служебных перспективах и переметнувшегося к старообрядцам белокриницкой иерархии.

231. Священник И.Ч.
В костромской чайной Союза русского народа. – с. 436–437
Описание посещения чайной, несколько слов об издаваемой Союзом газете «Поволжский вестник» и о двойственном впечатлении автора: Союз преследует благие цели, но грубость и апломб отталкивают от него людей. Упоминается, что в деятельности Союза участвовал бывший ректор семинарии архимандрит Николай, убитый в Пензе.

232. [Б/а] Прощание сельских прихожан с своим пастырем. – с. 437–439
Описание прощания прихожан села Николо-Березовца что на реке Ноле Галичского уезда 22 мая 1907 года со своим священником Андреем Дроздовым, перемещенным в село Рылеево Галичского уезда. Приводится текст речи священника Андрея Дроздова после литургии 22 мая.

233. Адрес прихожан отцу Андрею Дроздову. – с. 439–440
К № 232 – текст адреса, оглашенного на литургии 22 мая 1907 года в церкви села Николо-Березовца.

234. Священник И.Ч.
Памяти протоиерея плесского собора отца Павлина Петровича Ширского. (Из воспоминаний о нем.) – с. 440–443
Воспоминания о личных встречах с протоиереем Павлином Ширским (+ 3 апреля 1907 года).

235. По епархиям. – с. 443–447
21 мая 1907 года исполнилось 25 лет деятельности Императорского православного Палестинского общества. «Колокол» – подборка резолюций епископа Рязанского Никодима, защищающих пастырей от произвола прихожан при плате за требоисправления (тексты). «Владикавказские епархиальные ведомости» – резолюция епископа Гедеона (текст) по поводу необоснованных личных претензий духовенства к руководству духовно-учебных заведений Владикавказской епархии. 3 мая 1907 года – в совете профессоров Санкт-Петербургской духовной академии ректором было оглашено письмо митрополита Антония с критикой общего направления академического журнала «Церковный вестник». «Орловские епархиальные ведомости» – положение о запасном священнике (для каждого благочиннического округа), выработанное орловским епархиальным начальством (изложение).

236. Ответы редакции. – с. 447
О возможности напечатания статьи; разъяснение значения слова «четь»; о получении денег от церквей за подписку.

237. Объявление. Благочинный 7[-го] Нерехтского округа. – с. 448
Адрес для корреспонденции.

238. Объявление. Кологривская женская гимназия. – с. 448
О датах приемных экзаменов.

№ 14 – 15 июля

258. С.Е.З.
Подражай Христу. (Уроки подвижничества святых отцов IV–V веков). – с. 449–450
Выдержки из Отечника и из творений святителя Иоанна Златоустого.

259. Леон. Знаменский
Нужна ли противораскольническая миссия после объявления закона о свободе совести? – с. 451–453
О необходимости активизации борьбы с расколом в новых условиях (после издания высочайшего указа от 17 апреля 1905 года).

260. ***
Грустные мысли сельского пастыря. – с. 454–457
О неприглядных сторонах становления будущих священников, о путях исправления недостатков и оживления пастырской деятельности.

261. И.
Этика социализма. – с. 457–468
Критический разбор социалистического учения о нравственности.

262. Священник Н. Р–ий
Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане протоиерея Троицкого собора города Варнавина отца Симеона И[вановича] Суворова. – с. 468–474
Возможно, автор – священник Н. Рождественский, зять юбиляра.
Описывается празднование 19 мая 1907 года в Успенском храме (летнем, при Троицком соборе) города Варнавина юбилея протоиерея Симеона Суворова. Приводятся тексты: адрес от духовенства, адрес от прихожан собора (зачитывались за богослужением).
Протоиерей Симеон Иванович Суворов – уроженец села Архангельского что на Волу Варнавинского уезда, сын диакона, окончил Макарьевское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1856), 13 мая 1857 года рукоположен во священника к Покровской церкви села Заветлужье, 11 лет служил в селах Заветлужье и Архангельском на Горе Ветлужского уезда, затем 39 лет служил в городе Варнавине (три с половиной года – благочинный церквей города Варнавина, 7 лет – настоятель собора).

263. Епархиальные отклики. – с. 474–476
Предисловие редакции: этот раздел вводится для напечатания фрагментов тех статей, которые по каким-либо причинам не могут быть опубликованы в целом.
Священник *** – об участившихся случаях отказа церковных старост и прихожан выделять средства на содержание духовных учебных заведений. Священник А. П–ий – о крайнем религиозном невежестве простого народа и об учительном долге пастыря.

264. По епархиям. – с. 476–482
«Таврический церковно-общественный вестник» – статья епископа Таврического Алексия против нападок на духовенство (цитата). «Владивостокские епархиальные ведомости» – суждение местного епархиального начальства о правах и полномочиях епархиальных съездов, об их отношениях к органам епархиального управления (изложение). «Киевские епархиальные ведомости» – обсуждение на епархиальном съезде вопроса о праве голоса диаконов и псаломщиков (например, при выборе депутата на съезды) и резолюция митрополита Киевского (цитаты). «Пензенские епархиальные ведомости» – отклики пензенского духовенства на убийство ректора семинарии архимандрита Николая (цитаты). «Новое время» – о борьбе армянского духовенства с революционными партиями. «Кишиневские епархиальные ведомости» – решение Минского епархиального съезда об образовании особого капитала для благоукрашения беднейших церквей епархии. «Волынские епархиальные ведомости» – епископ Амвросий, викарий Волынской епархии, о высокомерном отношении священников к псаломщикам, в защиту последних (цитата). «Полоцкие епархиальные ведомости» – рекомендации для псаломщиков, занимающихся самообразованием. «Век» – массовые случаи перехода крещеных инородцев в язычество и магометанство (Вятская епархия). «Самарские епархиальные ведомости» – о съезде самарского духовенства для обсуждения вопросов по нуждам инородческой миссии (о противодействии мусульманству), о создании братств или союзов ревнителей православия. Самарская епархия – случай отказа церковных старост благочиннического округа (на съезде духовенства благочиния) от платежа церковного налога (процентных сборов). «Колокол» – об обществе взаимопомощи диаконов и псаломщиков города Ярославля. «Колокол» – на колокольне Новодевичьего монастыря в Москве началась позолота громадного колокола [редакция скептически комментирует эту новость].

265. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 484
Реклама двух изданий.

266. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 484
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала.

№ 15 – 1 августа

284. Мирянин А.
Прискорбное явление. – с. 485–487
О самоубийствах священников: описание (из газеты «Слово») случая самоубийства священника села Бык Балашовского уезда Аркадакского, потерявшего душевное здоровье после того, как во время крестьянских волнений в числе многих был избит нагайками.)

285. Учитель Иван Богоявленский
«Услышь мою, Боже, молитву …» – с. 487
Стихотворение.

286. [Б/а] Из моей пастырской практики. – с. 487–489
Перепечатка из «Новгородских епархиальных ведомостей». О печальных последствиях нетрезвости духовных лиц.

287. Села Апраксино священник Иоанн Мухин
По поводу журнала № 2 съезда духовенства Костромского училищного округа сессии 5–7 июля 1907 года. – с. 489–492
Критические замечания по поводу решения съезда продать часть земельного участка училища и старый корпус для увеличения фондового капитала (предлагалась возможность покупки земли епархией для устройства свечного завода). Статья датирована – 14 июля 1907 года.

288. Священник А. П–ий
Притворные слезы. – с. 492–495
О жалобах на обременение церквей непосильными налогами. Разбирается пример расчета таких налогов из журнала «Век», показывается его неосновательность. Автор приводит данные по своему приходу и указывает: убогая обстановка приходских церквей – следствие нерадения настоятелей и старост, а не обремененности налогами.

289. [Б/а] Священник Василий Феодорович Беляев. (Некролог). – с. 495–498
2 июля 1907 года на 73-м году жизни скончался заштатный священник Преображенской церкви села Михайловского Кологривского уезда Василий Беляев; отпевание и погребение состоялись в селе Михайловском 4 июля.
Священник Василий Беляев – сын священника села Говеново Галичского уезда, окончил Костромскую духовную семинарию. Священник Богородицкой церкви села Афанасово Костромского уезда (1858–1863), священник вновь учрежденного прихода Преображенской церкви села Михайловского Кологривского уезда (1863–1896), 18 лет состоял духовником Кологривского 1-го благочиннического округа. В 1896 году уступил свой приход зятю, один год служил в Покровской церкви села Понги, затем служил в Казанской церкви села Игодово Галичского уезда, вновь священник в селе Михайловском (1903–1905), в октябре 1905 года вышел за штат.

290. По епархиям. – с. 498–505
Планы черниговского епархиального братства по борьбе с распространяющимися в народе неверием и нечестием посредством распространения брошюр и листков. «Тамбовские епархиальные ведомости» – суждения о реформе прихода, в частности о пастырском достоинстве и недопустимости внешнего обмирщения духовенства (текст). «Руководство для сельских пастырей» – о развитии хуторского хозяйства как новом, специфическом факторе приходской жизни на селе. «Курские епархиальные ведомости» (излагается по перепечатке в «Кишиневских епархиальных ведомостях») – о случае в селе Алисово Фатежского уезда, где в марте 1906 года председателем церковно-приходского совета стал учитель земской школы, что привело к серьезным приходским нестроениям. Пастырское собрание в Орле – о мерах к развитию духовно-просветительской деятельности приходских советов. «Смоленские епархиальные ведомости» – о раздоре между духовенством и церковными старостами на пастырском собрании Вяземского 2-го благочиннического округа. «Рязанские епархиальные ведомости» – решение духовенства 4-го округа Стерлитам[акского] [?] уезда о мерах воздействия на клириков, ведущих нетрезвый образ жизни (цитата). «Церковно-общественная жизнь» – постановления приходского совета села Урахчи Лаишевского уезда Казанской губернии (изложение) – в частности, о толковании чтений из Священного Писания за богослужением. Обсуждение вопроса о сборах с церквей на духовно-учебные заведения – на Самарском епархиальном съезде духовенства. Учреждение братства при церкви Олонецкой мужской гимназии в Петрозаводске. Пример приходской благотворительности – сбор средств для крестьянина, потерявшего своих лошадей, в церкви села Ушаковки Черноярского уезда Астраханской губернии. «Колокол» – о создании в городе Смоленске теософского общества, с указанием на масонские корни теософии. «Виленский вестник» – проявление народного суеверия: два слесаря читали ночью на горе заклятия, чтобы диавол в образе человека принес им 999 999 рублей (а в итоге встретились с городовыми). «Кишиневские епархиальные ведомости» – описание преобразования «Якутских епархиальных ведомостей», дозволенного Святейшим Синодом: официальный отдел сокращается, неофициальный – увеличивается. «Пермские епархиальные ведомости» – о мерах начальства Пермского духовного училища по контролю за личными деньгами учащихся.

291. Ответы редакции. – с. 505
Автору статьи – о преждевременности озвучивания темы. О получении денег от церквей за подписку.

292. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 506
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала.

№ 16 – 15 августа

303. [Доктор А.Г. Карчагин] Активная борьба с алкоголизмом в России и роль духовенства в этой борьбе. – с. 507–514
Перепечатка из «Русского врача», в сокращении.

304. [Б/а] О мирной борьбе с социализмом. – с. 514–518
Перепечатка из «Оренбургских епархиальных ведомостей». Примеры из «Путевых воспоминаний» В.К. Саблера (о крестьянском союзе в Бельгии), из переведенного с английского рассказа «Стефан Ремаркс» (о жизни духовенства в Англии).

305. [Б/а] Во что обходится России революция. – с. 518–519
Из «Вятских епархиальных ведомостей» – подсчет убытков, причиненных России революционными событиями до 1 января 1906 года.

306. По епархиям. – с. 519–523
Калужское епархиальное пастырское собрание – по вопросам о том, что может содействовать повышению авторитета пастыря, какие причины задерживают оживление приходской жизни (цитаты) – «Калужский церковный вестник». Пастырское собрание в городе Карачеве Орловской губернии – о замене на пастырских собраниях священников диаконами (чтобы не все пастыри одновременно оставляли свои приходы). «Могилевские епархиальные ведомости» – обсуждение Могилевским епархиальным съездом духовенства вопроса о запасных священниках, с резолюцией епархиального архиерея (текст). «Киевские епархиальные ведомости» – о будущем церковных свечных заводов. «Кишиневские епархиальные ведомости» – меры, предложенные ревизионной комиссией Курского епархиального свечного завода для контроля приобретения свечей церквами епархии. Предложение Святейшего Синода священнику С. Замахаеву (священник кладбищенской церкви и преподаватель Воронежского духовного училища) подать в отставку со своих должностей – после его заявления на епархиальном съезде: «Христос тоже был социалистом». Убийство двухлетнего мальчика в Могилевской губернии, после того как один из жителей деревни заявил, что этот мальчик – воплощение антихриста и виновен в неурожае и пожарах (в расправе над ребенком принимала участие вся деревня).

307. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 524
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала. 

308. Объявление. Торговый дом братьев Косаткиных. – с. 524
Реклама магазина (ткани, одежда) в Костроме на Русиной улице.

309. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 526
Реклама двух изданий.

№ 17 – 1 сентября

324. Сост[авитель] протоиерей И. Восторгов
Доброе слово рабочим людям и земледельцам. – с. 527–529
Перепечатка из приложения к «Кишиневским епархиальным ведомостям». Призыв к миру и послушанию властям, против насилия и бунтов.

325. И. Богоявленский
Молитва. – с. 529
Стихотворение.

326. [Б/а] К вопросу о воспитании детей у нашего духовенства. – с. 530–534
Перепечатка из «Волынских епархиальных ведомостей». О правильном и разумном домашнем воспитании, о роли в этом жен священнослужителей.

327. Сообщил священник Е. Зубарев
Религиозные беседы простых людей. – с. 534–543
Публикация записей бесед единоверца Иосифа Тимофеевича Кожина (из села Жданово Костромского уезда) со старообрядцами в январе-марте 1907 года (записи, как сообщает публикатор, сделаны самим И.Т. Кожиным).

328. Священник Авда Правдин
Рука руку не моет. – с. 543–546
По поводу объявления № 276 – протест против повышения платы за содержание воспитанниц в епархиальном женском училище и претензия к депутатам епархиального съезда: почему не вмешались в решение этого вопроса.

329. Председатель совета епархиального женского училища священник И. Ипполитов
[Комментарий к № 328: совет училища, кроме двух священников – членов от духовенства (и предложивших съезду увеличить плату), был против повышения платы.] – с. 546–547

330. По епархиям. – с. 547–550
Открытие в Нижнем Новгороде третьего миссионерского съезда (участвуют миссионеры со всей России). «Подолия» – создание окружным миссионером Киевской епархии отцом С. Богдановичем «миссионерской дружины». «Колокол» – увеличение числа миссионеров в Олонецкой епархии (решение принято епархиальным съездом). «Колокол» – мнение духовенства Пермской епархии о мерах для успешного введения всенародного пения. Открытие в Санкт-Петербурге «Всероссийского братского общества оказания помощи во всех несчастных случаях». «Олонецкие епархиальные ведомости» – решения Олонецкого епархиального съезда духовенства: о совершении браков в родственных отношениях, о реформе духовно-учебных заведений, о бывшей забастовке воспитанников Олонецкой семинарии (цитата), об отношении духовенства к выборам в Государственную Думу. «Кишиневские епархиальные ведомости» – предложение съезда духовенства Аккерманского уезда: вместо сбора с церквей на содержание духовно-учебных заведений повысить цену на свечи, отпускаемые епархиальным заводом. Самарский епархиальный съезд духовенства – обсуждение обязательности взносов от церквей на содержание духовно-учебных заведений. Собрание духовенства города Витебска – о подготовке к выборам в третью Государственную Думу. «Биржевые ведомости» – письмо отца Иоанна Кронштадтского (текст): женщины, по видом богомолок странствующие по России и продающие венки из цветов якобы от Иоанновского женского монастыря в Санкт-Петербурге, никакого отношения ни к монастырю, ни к самому отцу Иоанну не имеют.

331. Объявление. Торговый дом братьев Косаткиных. – с. 551
Реклама магазина (ткани, одежда) в Костроме на Русиной улице.

№ 18 – 15 сентября

339. Д.В.
Религия и нравственность. – с. 553–561
Апологетический очерк. Перепечатка из источника, обозначенного: «Книгоизд. «Верность» , № 19».

340. [Б/а] 
Школьный социализм. – с. 561–565
Изложение статьи из газеты «Слово». О том, что главным поборником социализма в России является учащаяся молодежь – которая затем, поступив на службу, почти сразу же превращается «в бюрократа и в буржуя».

341. [Б/а] Отец Алексей Александрович Скворцов. (Некролог). – с. 565–581
Священник Алексей Скворцов скончался на 70-м году жизни 13 июля 1907 года в селе Клевцово Нерехтского уезда, погребение состоялось здесь же 16 июля.
Священник Алексей Александрович Скворцов родился в 1838 году в селе Парском Юрьевецкого уезда в семье пономаря. Учился в Луховском и Кинешемском духовных училищах, окончил Костромскую духовную семинарию (1860), пономарь церкви в селе Воле (1860–1861), священник Стефановской церкви города Костромы (1861–1867), священник села Листье Юрьевецкого уезда (1867–1871), священник села Клевцово Нерехтского уезда (1871–1901), старший священник Покровской церкви что на Удгоде Буйского уезда (1901–1902), с 1902 года за штатом. С 1892 года 12 лет состоял окружным миссионером, за месяц до смерти переехал из Иваново (где жил последнее время) в Клевцово.

342. Священник И. Савинский
Речь, произнесенная при отпевании тела почившего отца Алексея Александровича. – с. 581–583
К № 341. Произнесена 16 июля 1907 года в церкви села Клевцово перед отпеванием священника Алексея Скворцова.

343. Священник И. Калинников
Речь, произнесенная при отпевании тела почившего отца Алексея Александровича. – с. 583–585

К № 341. Произнесена 16 июля 1907 года в церкви села Клевцово на отпевании священника Алексея Скворцова.
344. Отклики из епархии. – с. 586
Священник Михаил Ястребов – о несостоятельности постановления епархиального съезда духовенства 1907 года о том, что в своекоштное общежитие при Костромской духовной семинарии надо принимать прежде детей псаломщиков и диаконов, и лишь затем – детей священников.

345. По епархиям. – с. 586–592
19 августа 1907 года в Санкт-Петербурге состоялось освящение храма Воскресения Христова на месте убийства императора Александра II. «Воронежские епархиальные ведомости» – критическое описание дела религиозно-нравственного просвещения народа (по одному из докладов епархиальному съезду). О деятельности секты иоаннитов в Глазовском уезде [Вятской губернии]. «Екатерин[бургские?] епархиальные ведомости» – о мерах по борьбе с антирелигиозной пропагандой (текст). Пастырское собрание 2-го Духовщинского округа Смоленской епархии – о возможности применения священником дисциплинарных мер для вразумления паствы. Вопрос об отмене консисторских судов (и введении духовных судов) на собрании духовенства в Санкт-Петербурге. «Самарские епархиальные ведомости» – о необходимости эстетического образования в духовных школах. Пермский епархиальный съезд духовенства – о порядке преподавания гигиены и медицины воспитанникам 5-го и 6-го классов семинарии. Обсуждение съездами епархиального духовенства в Твери вопроса о закрытии епархиального общежития при местной семинарии. «Церковно-общественная жизнь» – о мерах по поддержанию дисциплины в Тверской духовной семинарии. Указ Святейшего Синода о порядке обратного приема в Вятскую духовную семинарию воспитанников из числа уволенных за отказ сдавать переходные экзамены (таких было 322). «Подол[ия]» – о создании в Литовской духовной семинарии союза воспитанников с целью борьбы за нравственность. «День» – случай в колонии для душевнобольных под Симбирском: один из больных занял место в гробу вместо мертвеца, ожидавшего в церкви отпевания, и напугал священника до смерти (тот умер от разрыва сердца). 

№ 19 – 1 октября

353. [Джозеф Спенсер Кеннар] О необходимости для нашего времени сильной проповеди. – с. 595–603
Перепечатка из «Христианина» (первоначально перевод печатался в «Руководстве для сельских пастырей»): глава из сочинения Д.С. Кеннара (американского проповедника) «О психической силе в проповеди».

354. Священник Е. Зубарев
Из дневника епархиального миссионера за 1906 год. – с. 603–610
Описание бесед автора с различными представителями старообрядцев и сектантов (в частности, с известным иоаннитом И.А. Пономаревым).

355. Села Углеца священник Михаил Ястребов
Что можно сказать простому народу в предостережение от увлечения социализмом. – с. 610–612
О безбожии и прочих отрицательных сторонах революционеров.

356. Священник Н. Батмани
«Пленяет и дивит величьем свод небесный …» – с. 612–613
Стихотворение.

357. Священник Алексей Петропавловский
Земельная нужда причтов православных церквей. – с. 613–615
О возможности для причтов, нуждающихся в земле, участвовать в покупке удельных земель, передающихся Крестьянскому банку для продажи крестьянам.

358. [Б/а] XXV–летие службы преподавателя семинарии И. Студитского. – с. 615–616
Описание празднования 16 сентября 1907 года 25-летия педагогической деятельности преподавателя гражданской истории Костромской духовной семинарии И.М. Студитского (благодарственный молебен в храме семинарии и чествование в доме Александровского братства – так как юбиляр состоит в братстве почетным членом и членом совета).

359. По епархиям. – с. 616–619
«Таврический церковно-общественный вестник» – предложение Таврического епархиального съезда духовенства об отмене некоторых видов наказания для духовенства, с резолюцией епископа Таврического Алексия (текст). «Пензенские епархиальные ведомости» – статья «Внутренняя миссия и приходское духовенство», предлагающая упразднить институт миссионеров и передать дело миссии приходским священникам (цитата). Определение Курской духовной консистории – разрешающее, в порядке опыта, членам приходского совета Успенской церкви города Старого Оскола присутствовать при ежемесячной поверке церковных сумм (текст). «Псковские епархиальные ведомости» – о проповедничестве воспитанников Псковской семинарии при доме трудолюбия в Пскове. «Орловские епархиальные ведомости» – интересный обычай в Орловской епархии, «заказ» леса или рощи, чтобы сохранить их от вырубки: священник служит в лесу молебен и обходит его с иконами, при этом крестьяне объявляют, на сколько лет лес «заказан» и из него нельзя брать даже хворостины. Предложения комиссии по реорганизации «Воронежских епархиальных ведомостей», учрежденной епархиальным съездом воронежского духовенства (изложение).

360. Объявление. Поучения сельского священника Аркадия Левашова. – с. 619
Реклама издания в двух книгах (продается в Костроме у отца Петра Левашева и в Санкт-Петербурге в книжном магазине Тузова).

361. Объявление. Торговый дом братьев Косаткиных. – с. 620
Реклама магазина (ткани, одежда) в Костроме на Русиной улице.

№ 20 – 15 октября

371. [М.Г. Черняев] К 17 октября. – с. 621–623
Перепечатка из газеты «Колокол» (1907 год). Газета публикует статью Михаила Григорьевича Черняева, написанную по поводу катастрофы царского поезда 17 октября 1888 года и в то время не принятую к печати ни одним изданием; при этом газета заявляет – автор «предвидел почти за четверть века ту пропасть, к краю которой ныне приведена Россия».

372. Крестьянин
Мысли крестьянина о народном образовании. – с. 623–625
Перепечатка из газеты «Слово». О необходимости создания в деревне средней всесословной школы.

373. [Б/а] Молитва Божией Матери. – с. 625–626
Стихотворение.

374. [Б/а] Религиозная жизнь в Америке. – с. 626–630
Перепечатка из «Оренбургских епархиальных ведомостей». По материалам статьи профессора Озерова «Америка идет на Европу» – об удивительно активной религиозной жизни американцев, о религиозно-нравственном воспитании детей и молодежи.

375. Священник Алексей Петропавловский
Тяжелые стороны материальной необеспеченности православного духовенства в России. – с. 630–636
О материальной зависимости духовенства от прихожан, низкой оплате служб и треб, восприятии прихожанами священника как своего наемника, капризности местных богачей.

376. Священник Е. Зубарев
Дьячок перед бегством. – с. 636–641
Описание скандальных похождений бывшего единоверческого дьячка села Бездели Макарьевского уезда Ивана Григорьевича Водягина, безуспешно добивавшегося священства и в итоге перешедшего к старообрядцам.

377. Костромского Крестовоздвиженского монастыря священник Павел Свирский
Правде научитеся живущие на земле. – с. 641–645
Полемика с №№ 328 и 329 – автор опровергает утверждение, что именно он является инициатором повышения платы за содержание воспитанниц в епархиальном училище, и критикует хозяйственную деятельность совета училища. Статья датируется 22 сентября 1907 года.

378. По епархиям. – с. 645–647
Об упорядочивании подготовки к епархиальному съезду – примеры Курской, Воронежской, Екатеринославской епархий. «Тверские епархиальные ведомости» – статья «Церковно-приходские советы в Тверской епархии по рапортам отцов благочинных» (цитаты). «Кишиневские епархиальные ведомости» – об обсуждении на Пермском епархиальном съезде отказа прихожан одной церкви – ввиду проводимого в ней ремонта – платить какие бы то ни было церковные налоги, с резолюцией местного епископа (текст). Случай уменьшения волостным сходом содержания причтам Больше-Токмакского округа Таврической епархии и резолюция по этому поводу епископа Таврического Алексия (текст).

379. Объявление. При Преображенской церкви города Иваново-Вознесенска. – с. 648
О вакантном месте викарного священника.

380. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 648
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала. 

381. Объявление. Поучения сельского священника Аркадия Левашова. – с. 649
Реклама издания в двух книгах (продается в Костроме у отца Петра Левашева и в Санкт-Петербурге в книжном магазине Тузова).

382. Объявление. Торговый дом братьев Косаткиных. – с. 649
Реклама магазина (ткани, одежда) в Костроме на Русиной улице.

№ 21 – 1 ноября

392. [Б/а] Христос… и революция. (Мысли сельского иерея). – с. 651–657
Перепечатка из «Миссионерского обозрения» (1907 год), о безосновательности попыток представить Христа революционером.

393. Священник Иоанн Ипполитов
Ответ отцу Павлу Свирскому на его статью «Правде научитеся живущие на земле». – с. 657–671
В порядке полемики, подробный критический разбор № 377. Автор отмечает, что он (по болезни) уже освобожден от должности председателя совета епархиального женского училища. Статья датирована 18 октября 1907 года.

394. [Б/а] Собрание совета Феодоровско-Сергиевского братства. – с. 671–673
Описания собрания совета 8 октября 1907 года в здании Костромского духовного училища под председательством викарного епископа Никандра, по вопросу открытия в Костроме чтений для интеллигентных слушателей об основных истинах христианской религии.

395. [Б/а] XXV-летие педагогической деятельности преподавателя Костромской духовной семинарии И. Студитского. – с. 673–679
Окончание. Начало в № 358 (заголовок материала изменен).
Приложение – тексты.
А) Приветственные адресы: совета костромского Александровского православного братства, Костромского духовного училища.
Б) Приветственная речь делопроизводителя Костромского отдела Императорского православного Палестинского общества [имя автора не указано, но судя по № 352, это Влад. Андроников].
В) Приветствия, выраженные в письмах: от Н. Кедрова, преподавателя Московской духовной семинарии; от инспектора классов Костромского епархиального женского училища священника П. Алмазова; от преподавателя Костромского епархиального женского училища Н. Спасского.
Список иных приветствий (10 телеграмм и 10 писем).

396. Настоятель М.
Ответ отцу И. Мухину. – с. 679–681
В порядке полемики с № 287: земля Костромского духовного училища – церковная собственность, поэтому епархия должна безвозмездно пользоваться этой землей для устройства свечного завода.

397. Ответ редакции. – с. 681
Благочинному – об интересующей его публикации в журнале.

398. Объявление. Поучения сельского священника Аркадия Левашова. – с. 682
Реклама издания в двух книгах (продается в Костроме у отца Петра Левашева и в Санкт-Петербурге в книжном магазине Тузова).

399. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 682
Реклама двух изданий.

№ 22 – 15 ноября

409. [Диакон села Столпино Макарьевского уезда А. Алякритский] О пьянстве. Поучение 1. О том, что пьянством нарушается весь закон Божий. – с. 683–685
Примечание редакции: текст поучения был существенно переработан редакцией.

410. Ив. Студитский
Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский – «Солнце Русской земли». (К 23 ноября). – с. 685–692
О жизни святого и о его почитании на Руси.

411. В.П.И.
Христианство без Христа. – с. 692–698
Критика учения Л.Н. Толстого. Перепечатка из «Церковного вестника» (1907 год).

412. [Б/а] Из жизни Костромской духовной семинарии в 1906/7 учебном году. – с. 698–703
Описание основных событий жизни духовной школы, со сведениями о числе учащихся.

413. Настоятель кологривского Успенского собора протоиерей Феоктист Иорданский
Открытие кологривского церковно-приходского Богородице-Макарьевского братства. – с. 703–717
Описание собрания в городе Кологриве 6 июля 1907 года (по вопросу открытия братства), торжественного открытия братства в соборе города Кологрива 30 сентября, общего собрания членов братства 7 октября. Приводятся тексты; речь протоиерея Феоктиста Иорданского и слово кологривского исправника Н.В. Чистякова на собрании 6 июля, указ Костромской духовной консистории от 10 сентября 1907 года за № 11406 (об открытии братства и утверждении его устава), устав кологривского церковно-приходского Богородице-Макарьевского братства (полностью).

414. [Б/а] Открытие Государственной Думы и Государственного Совета. – с. 717–721
Описание событий 1 ноября 1907 года – открытия Думы третьего созыва (утром) и Государственного Совета (в 5 часов пополудни). В частности, приводятся тексты слов митрополита Санкт-Петербургского Антония перед молебнами в обоих случаях.

415. Епархиальная хроника.
Погоста Пречистенского священник Н. Скворцов
Освящение каменного храма в селе Хороброво. – с. 721–723
Описание освящения 8 октября 1907 года нового каменного храма в селе Хороброво Макарьевского уезда – построенного вместо деревянного, сгоревшего в ночь на 30 декабря 1898 года.

416. Епархиальная хроника.
Троицкой церкви села Извала священник Константин Островский
Освящение храма в селе Извале. – с. 723–724
Описание освящения нового Троицкого храма в селе Извале Ветлужского уезда 8 октября 1907 года.

417. Епархиальная хроника. [7 ноября 1907 года скончался бывший преподаватель Костромской духовной семинарии Иван Федорович Островский.] – с. 724

418. По епархиям. – с. 725–727
«Колокол» – о решении Минского епархиального съезда: образовать особый капитал для помощи в благоукрашении беднейших храмов епархии. Постановление Астраханского епархиального съезда об обучении детей церковных старост в духовно-учебных заведениях (изложение). «Кишиневские епархиальные ведомости» – о рассмотрении собранием духовенства в городе Ливны (Орловская епархия) докладов благочинных о деятельности приходских советов в их округах. Деятельность приходского совета в селе Урахе Лаишевского уезда Ярославской губернии [возможно, опечатка? – см. № 290] по обеспечению порядка за богослужениями и борьбе с расколом. «Церковно-общественная жизнь» – из «Смоленских епархиальных ведомостей», о сутяжничестве как печальном явлении среди духовенства (цитата). 30 сентября 1907 года в Киеве открылась мужская гимназия, учрежденная священником М. Стельмашенко. 4 ноября 1907 года исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого проповедника, протоиерея города Рыбинска Родиона Путятина.

419. Ответы редакции. – с. 727
Отказ в напечатании статьи; о получении от церквей денег за подписку.

420. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 728
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала. 

421. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 728
Реклама двух изданий.

№ 23 – 1 декабря

434. [Диакон села Столпино Макарьевского уезда А. Алякритский] О пьянстве. Поучение 2. О том, что пьянство – язва общества. – с. 729–730
Продолжение. Начало в № 409.

435. Преподаватель В. Горицкий
Жизнь и пастырские труды святого Иоанна Златоустого. (Речь, читанная на акте в Костромской духовной семинарии в день празднования кончины вселенского святителя). – с. 731–745

См. № 442.

436. С.М.Л.
К вопросу о средствах содержания церковно-приходских школ. – с. 745–749
Опыт устройства нового здания школы (Костромской уезд, село Сухоруково) и о средствах содержания школ.

437. Чухломской уездный наблюдатель священник А. Беляев
К вопросу о средствах содержания церковно-приходских школ. – с. 749–752
О средствах содержания школ в Чухломском уезде и об изыскании таких средств – изложение доклада автора от 10 августа 1907 года в Чухломское отделение епархиального училищного совета.

438. [Б/а] О способах к изучению церковного пения вне существующих ныне в епархии хоров и школ. – с. 752–754
Предлагаются меры для введения в епархии правильного и единообразного церковного пения.

439. П.
Магистерский коллоквиум. – с. 754–757
Описание коллоквиума 18 сентября 1907 года в Казанской духовной академии, на котором преподаватель Костромской духовной семинарии Иван Васильевич Баженов был удостоен степени магистра богословия. Приводится краткая библиография сочинений И.В. Баженова.

440. Священник Авда Правдин
Цифры и действительность. – с. 757–759
Критические уточнения к отчету Феодоровско-Сергиевского братства за 1906 год (о деятельности миссионера в Макарьевском и Юрьевецком уездах).

441. Епархиальная хроника. Общее годовое собрание членов Феодоровско-Сергиевского братства. – с. 759–763
Описание общего собрания членов братства 4 ноября 1907 года (воскресенье) в здании Костромского духовного училища.

442. Епархиальная хроника. Златоустов день в Костромской духовной семинарии. – с. 763
Описание празднования 1500-летия со дня кончины святителя Иоанна Златоустого 13 ноября 1907 года в Костромской духовной семинарии.

443. Епархиальная хроника. Первое духовно-просветительное чтение в городе Костроме. – с. 763–764
Перепечатка из «Поволжского вестника». Описание первого чтения для интеллигенции (от Феодоровско-Сергиевского братства), проведенного епископом Кинешемским Никандром 18 ноября 1907 года в зале Костромской городской думы на тему «Жить с верой в Бога, или без Бога?».

444. По епархиям. – с. 764–767
Обсуждение вопросов помощи вдовам и сиротам духовенства, сиротам-воспитанникам семинарии во время летних каникул – на собрании духовенства и служащих епархиальных учреждений в городе Орле. Пастырское собрание 2-го благочиннического округа Вяземского уезда Смоленской епархии – постановления по вопросам пастырской практики и об укреплении дисциплины в семинарии (изложение). Принятые в Саратовской епархии «Правила для временных благочиннических комитетов по изысканию мер к уплате положенных с церквей взносов на общеепархиальные нужды» (краткое изложение). «Курские…» и «Орловские епархиальные ведомости» – как решается вопрос о недоимках при оплате за содержание в духовно-учебных заведениях.

445. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. 768
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала. 

446. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама двух изданий.

№ 24 – 15 декабря

456. Смиренный Тихон, Божиею милостию епископ Костромской и Галичский
Православному духовенству Костромской епархии. – с. 769–773
Архипастырское послание о необходимости борьбы с пьянством в народе.

457. [Диакон села Столпино Макарьевского уезда А. Алякритский] О пьянстве. Поучение 3. О том, что пьянство есть самоубийство. – с. 773–776
Окончание. Начало в №№ 409, 434.

458. [Б/а]