<<< К годовому комплекту

Костромские епархиальные ведомости – 1914
Отдел неофициальный

 

№ 1 – 1 января

4. [Б/а] Новогодние думы. – с. 3–7
О негативных явлениях в жизни общества и необходимости православно-христианского просвещения.

5. И. Баженов
Крещение Иоанново и христианское. – с. 8–15
Статья по священной истории.

6. По епархиям. – с. 15–18
«Полоцкие епархиальные ведомости» – обсуждение на Полоцком епархиальном съезде (сентябрь 1913 года) мер по борьбе с хулиганством (изложение).

7. Разные известия и заметки. – с. 18–21
Государственный Совет пересматривает законопроект о городовом положении в губерниях царства Польского и принял законопроект об увеличении средств, отпускаемых на постройку и ремонт церквей. Обер-прокурор Синода внес в совет министров законопроект о едином содержании и пенсионном обеспечении епархиальных архиереев (изложение). О работе межведомственной комиссии по реформе средней духовной школы. Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил открыть духовную академию (пятую в России) в Вильне. Об открытии в 1914 году в Москве при Скорбященском женском монастыре женского богословского института. Учреждение в Саратовской епархии должностей разъездных священников с походными церквами, для духовного окормления хуторян. Меры по борьбе с пьянством в Виндаве. Открытие в Ревеле научного кинематографа для учащихся. Проект сооружения в Путивле памятника княгине Евфросинии Ярославне, воспетой в «Слове о полку Игореве». О народном почитании в Симбирской губернии памяти священника Алексея Гневашева (скончавшегося в селе Бортсуманы в 1848 году). Московский военно-окружной суд приговорил к двум месяцам заключения штабс-капитана Студницого за неправомерный арест архимандрита Предтеченского монастыря города Вязьмы Дионисия.

№ 2 – 15 января

13. Священник Е. Зубарев
Евангельские антихристиане. – с. 23–36
Об истории распространения протестантизма в Европе и России, критика их учения (конкретно – о баптистах и пашковцах).

14. И. Баженов
Крещение Иоанново и христианское. – с. 36–45
Окончание. Начало в № 5.

15. По епархиям. – с. 45–48
«Орловские епархиальные ведомости» – обсуждение на Орловском епархиальном съезде проблем епархиального свечного завода (изложение).

16. Разные известия и заметки. – с. 48–50
Высочайшие соизволения на сбор пожертвований для сооружения в Пекине нового православного собора и на присвоение Пермскому епархиальному женскому училищу именования «Романовского». Государственная Дума рассматривает вопрос о пенсионной кассе учителей церковно-приходских школ. Празднование 29 декабря 1913 года в городе Нише (Сербия), на родине равноапостольного царя Константина, 1600-летия Миланского эдикта. Святейший Синод перевел Городецкий Феодоровский мужской монастырь из второклассного в первоклассный, разрешил сбор пожертвований на строительство храма в Выбутах Псковской губернии (на родине равноапостольной княгини Ольги). 13 декабря 1913 года скончался бывший директор Хозяйственного управления при Святейшем Синоде тайный советник П.И. Остроумов. Назначение новых членов Учебного комитета при Святейшем Синоде. Министр внутренних дел не разрешил провести в январе 1914 года в городе Владикавказе всероссийский съезд евангелических христиан-баптистов. В Московской духовной академии готовится юбилейный сборник научных статей (к 100-летию [пребывания МДА в Троице-Сергиевой лавре]). Указ Сената по поводу выделения земствами пособий церковно-приходским школам. Меры по борьбе с пьянством в Олонецкой губернии. О миллионном наследстве, оставшемся после главы немецких социал-демократов Августа Бебеля. В декабре 1913 года исполнилось 400 лет со времени появления первого печатного сообщения о картофеле. О солнечных и лунных затмениях в 1914 году. В Шенкурском уезде Архангельской губернии изобретатель-самоучка устроил мельницу, работающую от заводного механизма. Целебные качества дрожжей.

№ 3 – 1 февраля

28. Священник Д. Самарянов
Условия и задачи пастырской деятельности в современной русской деревне. – с. 51–60

29. Алексей Воскресенский
Свято-Троицкий женский монастырь, Галичского уезда Костромской епархии. – с. 60–65
Продолжение. Начало в КЕВ–1913.

30. По епархиям. – с. 66–68
«Киевские епархиальные ведомости» – из постановлений Киевского епархиального съезда 1913 года (изложение, тексты).

31. Разные известия и заметки. – с. 68–71
Государственная Дума рассматривает законопроект о ежегодном увеличении средств, отпускаемых на содержание духовенства. Совет министров одобрил законопроект об увеличении жалованья профессорам духовных академий. Святейший Синод разрешил допускать лиц женского пола к преподаванию новых языков в духовных училищах, учредил премию за лучшее руководство по нравственному богословию, разъяснил возможность зачета вольнонаемных занятий в срок государственной службы. Училищный совет при Святейшем Синоде – о порядке выплаты жалованья законоучителям при их переводе на другой приход. О праве церковно-учебных деятелей на ношение юбилейной медали 1913 года. О почитании памяти митрополита Казанского Ефрема (26 декабря 1913 года исполнилось 300 лет со дня его кончины). 2 января 1914 года торжественно праздновалось 100-летие Императорской публичной библиотеки (приводятся сведения о ней). 8 января 1914 года состоялось представление императору депутаций от земских губерний (по случаю 50-летия учреждения земства, исполнившегося 1 января). 3 января 1914 года закончились заседания 2-го съезда народных учителей в Петербурге.

№ 4 – 15 февраля

38. Священник Д. Самарянов
Условия и задачи пастырской деятельности в современной русской деревне. – с. 73–81
Окончание. Начало в № 28.

39.  Алексей Воскресенский
Свято-Троицкий женский монастырь, Галичского уезда Костромской епархии. – с. 82–87
Продолжение. Начало в КЕВ–1913, № 29.

40. По епархиям. – с. 88–91
«Московские церковные ведомости» – из постановлений Московского епархиального съезда духовенства, состоявшегося в октябре 1913 года (изложения, тексты). «Вятские епархиальные ведомости» – доклад на съезде духовенства Вятского училищного округа о необходимости преподавания в духовном училище курса сельского хозяйства (текст).

41. Разные известия и заметки. – с. 91–94
Святейший Синод назначил всероссийский съезд законоучителей церковных и земских школ на 1823 августа 1914 года, собирает сведения по епархиям о заслуживающих выдвижения на административные должности монашествующих и вдовых протоиереях, одобрил проект открытия в Херсонской епархии церковно-миссионерского учебного заведения, рассматривает вопрос об открытии новых духовных семинарий, отпустил средства на ремонт кафедрального собора в Костроме. Под председательством архиепископа Костромского и Галичского Тихона проходят заседания учрежденной при Синоде комиссии о пересмотре устава о пенсиях епархиальному духовенству. Распоряжение епископа Саратовского Алексия консистории (текст): священников, не создающих на приходах кружков ревнителей православия к наградам не представлять. «Церковный вестник» – предложение об учреждении всероссийского союза духовенства. Создание союза диаконов и псаломщиков в Петербурге, планы создания союза церковнослужителей в Москве. О выдающейся деятельности в местном земстве священника Валковского уезда Андрея Пономарева. О прибавлении жалованья народным учителям. Открытие в Полтаве общества распространения нравственно-трезвой жизни и внешкольного образования. Сведения о денежных средствах католического миссионерского общества, действующего в Лионе.

№ 5 – 1 марта

46. [Б/а] Дети Царицы Небесной. – с. 95–101
История братства во имя Царицы Небесной, о его практической деятельности (Санкт-Петербург, Финляндия, Курск, Москва, Вятка, Олонецкая губерния). По сути – материал к №№ 44 и 45.

№ 6 – 15 марта

58. Священник Н. Пермезский
Беседа о Великой Тайне Нового Завета Христова – Святом Причащении. – с. 103–119

59.  Алексей Воскресенский
Свято-Троицкий женский монастырь, Галичского уезда Костромской епархии. – с. 120–125
Окончание. Начало в КЕВ–1913, №№ 29, 39.

60. [Б/а] Торжество освящения юбилейного образа–памятника трехсотлетия царствования Дома Романовых в Кологривском сельско-хозяйственно-техническом училище имени Ф.В. Чижова. – с. 125–126
Описание освящения иконы (поставленной в зале училища) 8 февраля 1914 года.

61. Священник Сергий Воскресенский
Слово при освящении юбилейного образа в Кологривском сельско-хозяйственно-техническом училище имени Ф.В. Чижова. – с. 126–127
К № 60. Произнесено 8 февраля 1914 года. Автор – законоучитель училища.

62. По епархиям. – с. 128–133
«Екатеринбургские епархиальные ведомости» – обсуждение на Екатеринбургском епархиальном съезде духовенства вопросов работы епархиального свечного завода (изложение, тексты). «Колокол» – об открытии в городе Твери епархиального общества трезвости. «Донские епархиальные ведомости» – проект обращения к прихожанам (текст) о мерах борьбы с неблагочинным поведением в храмах при совершении богослужений и треб.

63. Разные известия и заметки. – с. 134–136
Назначены новые председатель совета министров и министр финансов. Императорским духовником назначен пресвитер собора Зимнего дворца Александр Васильев. 4 февраля [1914 года] архиепископ Костромской и Галичский Тихон представлялся императору в Царскосельском дворце. Государственная Дума рассматривает законопроект о правах замужних женщин. Святейший Синод разрешил празднование 500-летия Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии (7–8 июня 1914 года), предположил преобразовать Московское синодальное училище пения в духовную консерваторию, одобрил положение о церковно-школьных попечительствах при церковно-приходских школах, предложил Московскому епархиальному училищному совету воспретить употребление в школах не одобренных официально учебных пособий и уволить излишних учителей. Статистические данные о церковно-приходских школах империи в 1912 году. Подготовка к празднованию 100-летия постройки здания Рязанской духовной семинарии (1 октября 1914 года). Планы открытия новых приходов и школ для переселенцев в зауральских епархиях. Ожидаемое присоединение к Православию 75 тысяч несториан в Курдистане (благодаря деятельности Урмийской духовной миссии). Минская духовная консистория разослала духовенству «чин отлучения отпадающих от православной веры в латинскую ересь». Всероссийскому трудовому союзу христиан-трезвенников разрешено устройство «праздника трезвости» на 3-й и 4-й дни Пасхи (8–9 апреля 1914 года). На Московско-Казанской железной дороге готовится специальный поезд для устройства сельскохозяйственных чтений и бесед. О помощи земства церковным школам в Изяславльском уезде Волынской губернии. Спор городских властей с духовенством о земле под кладбище (судя по всему, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга). Императору Вильгельму II поднесли знамя императора Константина Великого (видимо, в современном исполнении). 22 февраля – 2 марта 1914 года член-ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде Фотий Николаевич Белявский провел ревизию Костромской духовной семинарии.

64. Объявление. Московская синодальная типография. – с. 138 + 3 с. без №
Реклама изданий типографии.

№ 7 – 1 апреля

77. Священник Е. Зубарев
О призывании святых и молитве за умерших. (Конспект и план беседы). – с. 139–149
Материал для полемики с сектантами.

78. [Б/а] Пятидесятилетний юбилей псаломщика Николаевской церкви села Андреевского, [Костромского] 5-го благочиннического округа, Владимира Константиновича Назорова. – с. 149–151
Описание празднования 89 сентября 1913 года (дата самого юбилея 25 мая) в Николаевской церкви села Андреевского Костромского уезда 50-летия служения псаломщиком В.К. Назорова. Возможно, автор текста священник Александр Либеров (см. № 80).
В.К. Назоров – сын пономаря села Колшево Кинешемского уезда, 68-ми лет, окончил Кинешемское духовное училище, 25 мая 1863 года определен в дьячки к Николаевской церкви села Андреевского.

79. [Священник Андрей Всеславинский] Речь благочинного Костромского 5-го округа священника Андрея Всеславинского, сказанная в день юбилейного торжества псаломщика Николаевской церкви села Андреевского В.К. Назорова. – с. 151–152
К № 78. Произнесена перед молебном в Николаевской церкви 9 сентября 1913 года.

80. [Священник Александр Либеров] Речь юбиляру В.К. Назорову настоятеля храма священника Александра Либерова. – с. 153–154
К № 78. Произнесена перед молебном в Николаевской церкви села Андреевского 9 сентября 1913 года.

81. По епархиям. – с. 155–158
О создании в Киевской епархии православного братства, имеющего целью развитие церковно-общественной и приходской жизни (под покровительством митрополита Киевского). «Колокол» – о начале строительства в Москве Алтайского миссионерского подворья (четырехэтажное здание, занимающее целый квартал, при Богородице-Рождественской церкви [в Бутырской слободе]).

82. Разные известия и заметки. – с. 159–161
Император разрешил: открыть подписку на сбор средств для сооружения в Петербурге памятника святому благоверному великому князю Александру Невскому, провести 8–9 апреля 1914 года «праздник трезвости» (устраивается Всероссийским трудовым союзом христиан-трезвенников). Ограничение употребления спиртного в армии и на флоте (в том числе – отменены чарки для самого царя на парадах с его участием). Государственная Дума обсуждает законопроект об улучшении материального положения законоучителей церковных школ, предлагает (при рассмотрении сметы Синода на 1914 год) расширить представительство Русской Церкви на Святой земле (иметь свои алтари у Святого Гроба и в других местах, поставить во главе духовной миссии епископа). Разъяснения Сената о духовных завещаниях и о страховании церковных школ. Предложения по борьбе с пьянством, представленные в Святейший Синод от епархий. Успехи трезвенного движения в некоторых епархиях. Проект создания высших женских гимназий. Разъяснение министерства народного просвещения о допустимости преподавания православного закона Божия инославным ученикам. Предложение о продлении приема семинаристов в Варшавский университет. 1 марта 1914 года исполнилось 350 лет со дня появления первой печатной книги в России.

83. Объявление. Московская синодальная типография. – с. 162 + 3 с. без №
Реклама изданий типографии.

№ 8 – 15 апреля

90. Преподаватель семинарии В. Фрязинов
Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме. (Публичное чтение в зале Костромской городской думы). – с. 163–180

91. Мирянин
Присоединение к Православию. – с. 180–182
Описание присоединения из лютеранства Лидии (Лины) Юльевны Фидер, бывшей владелицы аптеки в городе Чухломе, состоявшегося в Авраамиево-Городецком мужском монастыре на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1914 года.

92. Читатель
Библиографическая заметка. «Голос истины»: еженедельный иллюстрированный апологетический и литературный журнал для храма, семьи и школы. 52 №№ в год журнала и бесплатное приложение к журналу, 12 тетрадей календаря «Друг христианина». Цена в год 3 рубля, на полгода 1 рубль 50 копеек. – с. 183–185
Реклама одного из изданий В.М. Скворцова (издателя газеты «Колокол» и журнала «Миссионерское обозрение»).

93. Объявление. Московская синодальная типография. – с. 187–188 + 2 с. без №
Реклама изданий типографии. 

№ 9 – 1 мая

105. Преподаватель семинарии В. Фрязинов
Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме. – с. 189–199
Продолжение. Начало в № 90.

106. Разные известия и заметки. – с. 199–202
Совет министров одобрил положение о церковно-школьных попечительствах и выделил средства для священников, отправляющихся в переселенческие приходы. Святейший Синод распорядился добавить имя святителя Ермогена ко всем богослужебным упоминаниям всероссийских святителей (Михаила, Петра, …); собирает сведения от епархий о церковных предприятиях свечных заводах, складах, типографиях; начал учреждать по епархиям должности запасных учителей для церковных школ. Училищный совет при Синоде предписал сообщать учащимся школ сведения о вреде спиртных напитков и разъяснил, что выход учительниц церковных школ замуж не препятствует им исполнять свои обязанности и не может быть причиной увольнения. Подготовка ко всероссийскому съезду законоучителей церковных и земских школ (Петербург, 1823 августа 1914 года). Поездка православной делегации (во главе с архиепископом Финляндским Сергием) в Англию, в рамках сближения англиканской церкви с православной, намечена на июль 1914 года. 16 марта [1914 года] в Преображенской (Никольской) церкви города Солигалича состоялось поднятие на колокольню нового колокола весом 294 пуда. На 11 июня [1914 года] в городе Варнавине намечено торжество перенесения в раку (открытия) святых мощей преподобного Варнавы Ветлужского, торжества возглавят архиепископ Костромской и Галичский Тихон и епископ Кинешемский Арсений.

№ 10 – 15 мая

115. Законоучитель гимназии, священник М. Раевский
Поучение на день тезоименитства Ее императорского величества благочестивейшей государыни императрицы Александры Феодоровны. – с. 205–209
Примечание: произнесено в костромском кафедральном соборе при архиерейском служении 23 апреля 1914 года.

116. Преподаватель семинарии В. Фрязинов
Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме. – с. 209–225
Окончание. Начало в №№ 90, 105.

117. По епархиям. – с. 225–229
Вопросы, обсуждавшиеся на Казанском епархиальном съезде (декабрь 1913 года) – изложение. «Волынские епархиальные ведомости» – постановления совещания представителей епархиального и губернского земского училищных советов и законоучителей земских и церковных школ, состоявшегося 4 марта 1914 года (тексты).

118. Разные известия и заметки. – с. 229–232
Император поручил министру внутренних дел разработать законопроект о принятии части расходов волостных правлений на средства казны, 14 февраля 1914 года соизволил на учреждение Романовского знака отличия за труды по сельскому хозяйству, пожаловал (в награду) свой портрет старшему помощнику имперского наблюдателя церковно-приходских школ В.В. Георгиевскому. Святейший Синод разъяснил возможность брака с усыновленными, разрешил принимать в духовные академии выпускников военных училищ. Статистические данные о сокращении числа церковно-приходских школ в 1912 году сравнительно с 1911 годом. Народным учителям воспрещено участвовать в общественных организациях, кроме обществ взаимопомощи и педагогических. Проект создания сельскохозяйственного института в городе Омске. Готовится учреждение стипендий в честь 300-летия Киевской духовной академии. В Санкт-Петербургской духовной академии открыт кружок по изучению алкоголизма и борьбы с ним. Палестинское общество приобрело в Назарете участок земли для постройки православной семинарии. Весной 1914 года начинается строительство здания старообрядческого института на Рогожском кладбище в Москве. В мае 1914 года в Риме состоится съезд для обсуждения положения греко-католиков в России. В Санкт-Петербурге планируется установить памятник духовным композиторам Бортнянскому, Турчанинову и Львову. На железных дорогах России (где имеются кинематографы) будет демонстрироваться лента «Пьянство и его последствия». Санкт-петербургское общество трезвости, именуемое «Школа трезвости святого Сергия», получило разрешение действовать по всей империи. На Пермской и Владикавказской железных дорогах оборудованы вагоны для антиалкогольной пропаганды. Закрытие казенных винных лавок по приговорам местных сходов. Меры по борьбе с самоубийствами в Санкт-Петербурге.

№ 11 – 1 июня

125. Священник Димитрий Самарянов
Учение Евангелия о земных благах. – с. 233–243

126. Троицкого Белбажского женского монастыря священник Александр Перебаскин
Описание Троицкого Белбажского второклассного женского монастыря, Макарьевского уезда Костромской губернии. – с. 243–255
История создания монастыря, основанного в 1708 году.

127. По епархиям. – с. 255–259
Постановления Архангельского епархиального съезда по вопросу о борьбе с народным пьянством (тексты). Обсуждение на пастырском собрании екатеринославского духовенства упадка семейной жизни в современном обществе и мер борьбы с этим злом (изложение). Из решений съезда благочинных Минской епархии (изложение).

128. Разные известия и заметки. – с. 259–262
Государственный Совет обсуждает законопроект о попечительствах трезвости. Государственная Дума приняла смету Святейшего Синода. О приеме в открывающийся осенью 1914 года при Скорбященском монастыре в Москве женский богословско-педагогический институт. Предложения по реформе духовно-учебных заведений. В Санкт-Петербургской духовной академии будет открыта кафедра экспромта и дикции. Ходатайство множества киевлян перед митрополитом Киевским Флавианом о прославлении в лике святых митрополита Тобольского Павла, почившего в Печерской лавре 140 годами ранее. В Уфимской духовной семинарии вводится преподавание военного строя и военной гимнастики. Вопрос об учреждении цензуры кинокартин для учащихся. О возможном  ограничении торговли водкой на железнодорожных станциях. Ходатайство крестьян села Марфино Красноярского уезда – обложить торговлю водкой в их селе особым сбором на достройку сельской церкви. Опыт одного из священников Екатеринбургской епархии по использованию книгонош для распространения книг из церковной библиотеки. Пчелиные укусы как средство против алкоголизма.

№ 12 – 15 июня

137. Священник Димитрий Самарянов
Учение Евангелия о земных благах. – с. 263–271
Окончание. Начало в № 125.

138. И[ван] Б[аженов] Годичное собрание Костромского церковно-исторического общества. – с. 271–283
Описание собрания общества, состоявшегося 1 июня 1914 года в актовом зале Костромского епархиального женского училища.

№ 13 1 июля

156. Троицкого Белбажского женского монастыря священник Александр Перебаскин
Описание Троицкого Белбажского второклассного женского монастыря, Макарьевского уезда Костромской губернии. – с. 285–304
Окончание. Начало в № 126.
Описание текущего состояния монастыря: храмы и святыни (с историческими сведениями), здания обители, игумении монастыря (с XVIII века).

157. Благочинный, священник Павлин Белокрылин
Открытые общества трезвости при церкви села Проталинок, Юрьевецкого уезда. – с. 304–307
Описание истории создания общества трезвости в приходе и его открытия 7 апреля 1914 года. Приводится текст поучения, произнесенного местным священником на литургии (имя не указано).

158. По епархиям. – с. 308–312
«Тамбовские епархиальные ведомости» – описание вопросов, рассматривавшихся Тамбовским епархиальным съездом в январе [1914 года] (изложение, тексты).

159. Разные известия и заметки. – с. 313–315
Опубликована высочайшая грамота Святейшего Синода по случаю 50-летия издания правил для православных церковных братств. Государственная Дума обсуждает законопроекты о реформе церковно-приходских братств и об отмене нормы обеспечения церковного причта землей (33 десятины) при открытии нового прихода. Святейший Синод готовит предложения об учреждении училищ пастырства (для подготовки священнослужителей), созывает с 22 июля 1914 года в Петербурге совещание представителей епархиальных свечных заводов. Новые правила экзаменов на звание учителя или учительницы высшего начального училища. Министр внутренних дел собирает от губернаторов сведения о развитии трезвенного движения в губерниях. Новый порядок приема телеграмм, оплаченных почтовыми марками. Проект понижения почтовых тарифов. Развитие церковных братств на юго-западе России. Проект устройства кумысолечебницы для духовенства в Самарской епархии. В Петербурге открылись курсы, готовящие лекторов по борьбе с пьянством. Началось издание противоалкогольной газеты «Трезвость». 30 мая 1914 года исполнилось 200 лет со дня закладки Петропавловского собора и Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. 21 мая 1914 года – исполнилось 50 лет со времени покорения и присоединения к России Кавказа. В 1914 году исполняется 100 лет со дня открытия в Костроме Александровского мужского училища. В церкви Пермского духовного училища во время всенощной произошел пожар, многие (в основном учащиеся) пострадали и обгорели.

№ 14 – 15 июля

179. [Б/а] 25-летний юбилей бывших воспитанников Костромской духовной семинарии выпуска 1889 года. – с. 317–326
Описание встречи выпускников 1889 года, состоявшейся в Костромской духовной семинарии 17–18 июня 1914 года, и празднования юбилея 18 июня. Приводятся тексты: речи преподавателей семинарии И.М. Студитского и В.Г. Фрязинова на братской трапезе в семинарской столовой, тексты полученных приветственных телеграмм, письма от протоиерея Николая Сахарова (настоятеля посольской церкви в Париже) и священника Преображенского собора города Чухломы Андрея Смирнова.

180. [И.А. Красовский] К товарищескому юбилею бывших воспитанников Костромской духовной семинарии выпуска 1889 года. Записка участника юбилея – И.А. Красовского. – с. 327–335
Сведения о выпускниках 1889 года; фрагменты из переписки автора с ними (при подготовке встречи выпускников), в том числе – с епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) [будущим священномучеником]; сведения о планируемом выпускниками учреждении стипендии для одного из воспитанников семинарии.

181. И. Красовский
Список воспитанников Костромской духовной семинарии выпуска 1889 года, принявших участие в праздновании 25-летнего товарищеского юбилея 18 июня 1914 года, с указанием их служебного положения и почтовых адресов. – с. 335–338
Таблица: сведения о 45 выпускниках (как присутствовавших на встрече 18 июня, так и отсутствовавших – но приславших свои поздравления или иным образом отозвавшихся).

182. По епархиям. – с. 339–342
В городе Орле учреждено законоучительское братство святого священномученика Кукши (излагаются положения устава братства). В Вятской епархии опубликован устав приходских миссионерских кружков (изложение).

183. Разные известия и заметки. – с. 342–345
Государственная Дума приняла законопроект о постройке железных дорог от Буя до Данилова и от станции Филино до Костромы, рассматривает законопроекты о правах учащихся духовных и епархиальных женских училищ, о пособиях воспитанницам старших классов епархиальных училищ, о борьбе с фальсификацией продуктов. Святейший Синод назначил открытие мощей и прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского, на 28 июля 1914 года, обсуждает вопрос об отпусках для священнослужителейучителей (порядок предоставления), одобрил проект нового устава Московского синодального училища церковного пения, признал необходимым ввести в программу церковно-приходских школ занятия по сельскому хозяйству, считает возможным допускать деятельность в пределах России только православных (а не сектантских) книгонош Библейского общества, разрешил празднование 1 ноября 1914 года 100-летнего юбилея Московской духовной семинарии. Учебный комитет при Святейшем Синоде рассматривает вопрос о введении преподавания латинского языка в епархиальных женских училищах. Томская городская дума передала духовному ведомству земельный участок для строительства Сибирской духовной академии. 7 июня [1914 года] в Павло-Обнорской мужской обители Грязовецкого уезда началось празднование 500-летия монастыря. О подготовке к прославлению в лике святых почивающего в Киево-Печерской лавре митрополита Тобольского Павла. В сентябре [1914 года] делегация Русской Церкви (в том числе 2 епископа) отправится для обзора русских православных церквей за границу. 10 июня [1914 года] в Москве, в Александровском саду состоялось открытие обелиска в память 300-летия Дома Романовых. 15 июня [1914 года] состоялось годовое общее собрание Российского общества Красного Креста (приводятся сведения о его деятельности). В июле 1915 года в Праге будет открыт памятник Яну Гусу.

№ 15 – 1 августа

192. Священник Александр Скворцов
Церковные торжества в городе Варнавине 10–11 июня 1914 года при изнесении святых мощей преподобного Варнавы из-под спуда и положении их в новую раку. – с. 349–361
Описание торжеств, возглавленных архиепископом Тихоном при участии губернатора (извлечение мощей из могилы, в связи с опасностью обвала горы, на которой стоял храм – место их пребывания, совершено было епископом Тихоном по поручению Синода 22 мая 1912 года). Приводится текст слова, произнесенного архиепископом Тихоном в Троицком соборе города Варнавина 10 июня 1914 года.

193. [Б/а] Тридцатипятилетний юбилей священнослужения духовника 3[-го] Солигаличского благочиннического округа, священника Богоявленской церкви села Раменья отца Павла Иоанновича Соколова. – с. 362–368
Описание празднования в Богоявленской церкви села Раменья и в доме юбиляра 25 января 1914 года. Приводятся тексты: адрес от духовенства округа, поздравление от прихожан, приветствие от учеников церковно-приходской школы.
Священник Павел Соколов родился 17 августа 1856 года в селе Железный Борок Буйского уезда, где его отец был священником. Окончил духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1878), с 25 января 1879 года – священник Богоявленской церкви села Раменья.

194. [Священник Николаевской церкви села Плещеево Николай Махровский] Поучение в день 35-летнего служения отца Павла Иоанновича Соколова. – с. 368–369
К № 193. Произнесено 25 января 1914 года за литургией в Богоявленской церкви села Раменья. Авторство устанавливается по тексту № 193.

195. По епархиям. – с. 369–372
«Донские епархиальные ведомости» – из постановлений Донского епархиального съезда духовенства и церковных старост (изложение, тексты).

196. Разные известия и заметки. – с. 372–375
28 июня [1914 года] императору и императрице представлялись учительницы церковных школ. Святейший Синод разъяснил право благочинных выдавать удостоверения о льготах по воинской повинности, указал на недопустимость взыскания недоимок с монастырей путем полицейской описи и продажи их имуществ, проектирует строительство санатория для педагогов церковных школ в Алупке Ялтинского уезда, предписал духовенству содействовать местной полиции в сборе сведений о населенных местах. Меры по борьбе с пьянством в сельских местностях, предписанные министерством внутренних дел. Циркуляр министра народного просвещения о порядке предоставления отпуска священнослужителям – законоучителям учебных заведений (краткий текст). Женщины – приват-доценты университетов (о двух случаях в России). Обсуждение мер борьбы с крестьянскими пожарами. Меры по борьбе с пьянством в армии. 22 июня [1914 года] в Петербурге открылись курсы по алкоголеведению, продолжавшиеся две недели. Московское общество по борьбе с алкоголизмом проводит конкурс сочинений на антиалкогольные темы. 7 июля [1914 года] состоялось открытие Союза русских женщин. Совет профессора Кайгородова о правильном методе сбора грибов.

№ 16 – 15 августа

213. [Б/а] Поучение по случаю предстоящего торжества прославления святителя Павла, митрополита Тобольского и Сибирского. (О любви пасомых к пастырям Святой Церкви). – с. 379–386
О жизни и трудах святителя Павла. Поучение заканчивается просьбой сообщать о случаях чудотворений, связанных с именем святителя Павла, в особую комиссию (см. № 208).

214. [Б/а] Закладка Палкинской двухклассной церковно-приходской школы, Галичского уезда. – с. 386–387
Описание закладки школы 28 июля 1914 года (здание будет строиться на средства, пожертвованные уроженцем деревни близ села Палкино, ныне живущим в Петербурге Сергеем Николаевичем Белоруковым).

215. Новая Отечественная война. – с. 387–390
[Подборка новостей.] Обстоятельства начала войны; почему она должна быть названа Отечественной. В Зимнем дворце в присутствии государя прочитан манифест о войне и совершен молебен о даровании победы (приводятся слова императора). С 26 июля ввиду войны возобновлены заседания Государственного Совета и Государственной Думы, а с 28 июля высочайшим указом эти заседания закрылись (с их возобновлением не позднее 1 февраля 1915 года). В Зимнем дворце состоялся прием государем членов Государственного Совета и Государственной Думы (приводятся слова императора). Описание заседания Государственного Совета вечером 26 июля. Описание заседания Государственной Думы. Мероприятия, предписанные Святейшим Синодом в связи с началом войны (см. № 200). Действия монастырей (Москва, Киев, Почаев) для нужд армии – пожертвования, устройство лазаретов, попечение о детях воинов.

216. По епархиям. – с. 390–393
«Пензенские епархиальные ведомости» проект устава общества взаимного вспомоществования духовенства епархии (изложение). Новый способ религиозного просвещения народа в Курской епархии устройство в церковной ограде витрин для размещения листков духовного содержания.

№ 17 – 1 сентября

230. [Б/а] Новый костромской архипастырь, преосвященный епископ Евгений. – с. 395–396
Краткая биография епископа Евгения (Бережкова), назначенного 11 июля 1914 года епископом Костромским и Галичским.

231.  [Б/а] Съезд наблюдателей церковных школ Костромской епархии. – с. 396–409
Описание съезда, состоявшегося в Костроме, в здании епархиального училищного совета, с 25 июля по 1 августа 1914 года под председательством ректора семинарии протоиерея Виктора Чекана.

232. Разные известия и заметки. – с. 410–414
Пребывание императора с семейством в Москве и Троице-Сергиевой лавре (4–8 августа 1914 года). Воззвания верховного главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича (тексты) к русскому народу (видимо, подразумеваются русские, живущие в Австро-Венгрии) и к полякам (о воссоздании единой Польши). Совет министров одобрил представление министра внутренних дел об издании обязательного постановления о борьбе с пьянством (изложение). Святейший Синод предписал создавать на приходах особые попечительные советы о семействах лиц, призванных в войска; издал послание о борьбе с пьянством; предписал отложить празднование всех юбилеев в духовно-учебных заведениях (см. № 217); определил численность надзирателей в духовных семинариях и училищах; определил отчислять все жалованье членов Синода (по синодальной должности) и по 2 процента из жалованья служащих центральных учреждений духовного ведомства на содержание лазарета, учреждаемого Синодом для раненых и больных воинов. Великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Маврикиевна учреждают на свои средства передвижной лазарет на 50 кроватей. Собрание московского духовенства наметило программу действий в военное время (лазареты, помощь семьям воинов и т. п.). В Петроградской епархии создается епархиальный фонд для помощи семьям воинов. На средства членов Государственной Думы будет оборудован фронтовой лазарет. Прихожане церкви Троицы на Грязях в Москве устраивают лазарет на 20 раненых. Первый викарий Московской епархии епископ Трифон отправляется священнослужителем в войска Киевского округа. По вопросу о призыве народных учителей в действующую армию. О возможности приема семинаристов в военные училища. Первые герои войны (в частности, казак Крючков). 25–28 июля [1914 года] в Тамбове состоялись торжества прославления в лике святых святителя Питирима Тамбовского. 10 августа [1914 года] в Ярославле закончились торжества по случаю 600-летия явления Толгской иконы Божией Матери.

№ 18 – 15 сентября

238. Священник Е. Зубарев
О святых иконах. (Отличие иконопочитания от идолопоклонства). – с. 415–419
Материал для полемики с сектантами.

239. [Б/а] Прощание высокопреосвященного архиепископа Тихона с костромской паствой. – с. 420–426
Описание проводов архиепископа Тихона из Костромы: 2 августа 1914 года – его встреча с корпорацией Костромской духовной семинарии (приводится текст речи ректора семинарии протоиерея В. Чекана), вечер 3 августа – молебен с чтением акафиста в кафедральном соборе (приводятся тексты речей кафедрального протоиерея П. Крутикова и протоиерея С. Воскресенского – от духовенства и старост церквей города Костромы), проводы на железнодорожном вокзале на московский поезд (приводится текст адреса от Костромского епархиального женского училища).

240. По епархиям. – с. 427–430
«Тульские епархиальные ведомости» – постановление Тульского епархиального съезда (январь 1914 года) о необходимости материального обеспечения новых штатных мест, открываемых в причте по просьбам прихожан, и предшествовавшее этому постановлению обсуждение (изложение, тексты). «Колокол» – о пожертвовании Томской епархии большого дома для нужд епархиального духовенства (будет передан епархии в 1919 году). «Колокол» – решения собрания духовенства и церковных старост города Смоленска 26 июля 1914 года по вопросам оказания материальной помощи раненым и семьям воинов.

241. Разные известия и заметки. – с. 430–432
22 августа 1914 года император повелел воспретить употребление спиртного в империи до окончания военного времени. 18 августа император повелел именовать Санкт-Петербург Петроградом. Совет министров одобрил законопроект об учреждении самостоятельной Камчатской епархии. Святейший Синод разъяснил вопрос об использовании в храмах электрического освещения, установил пределы цен на пчелиный воск для его приобретения епархиальными свечными заводами. Комиссия по вопросу о пересмотре устава о пенсиях епархиальному духовенству продолжает свою работу. Меры для объединения усилий всех учреждений, занимающихся помощью семьям призванных в войска. Святейший Синод отложил (ввиду военного времени) открытие занятий на женских богословско-педагогических курсах в Москве, распорядился издавать при «Церковных ведомостях» ежедневную газету «Приходской листок». Доценты Петроградской духовной академии освобождены от призыва на военную службу. С Афона поступило предложение выслать в Россию санитарный отряд из 100 монахов. Статистические данные по городу Костроме о влиянии закрытия казенных винных лавок и пивных на преступность (первые итоги – число зарегистрированных правонарушений снизилось на 95%).

№ 19 – 1 октября

248. Священник Е. Зубарев
О святых иконах. (Отличие иконопочитания от идолопоклонства). – с. 433–438
Окончание. Начало в № 238.

249. [Б/а] Прощание духовенства и паствы Благовещенской епархии с преосвященнейшим Евгением, назначенным епископом Костромским и Галичским. – с. 439–455
Перепечатка из «Благовещенских епархиальных ведомостей».
Описание событий 30 июля – 2 августа 1914 года в городе Благовещенске. Приводятся тексты: слово настоятеля кафедрального собора города Благовещенска 30 июля после богослужения, адрес епископу Евгению от городского духовенства и епархиальных учреждений, адрес от местных духовной семинарии и училища, адрес от Благовещенского епархиального училищного совета, адрес от Благовещенского епархиального комитета по удовлетворению духовных нужд переселенцев, адрес от военного губернатора Амурской области В.А. Толмачева, адрес от городского самоуправления и представителей города.
2 августа епископ Евгений на поезде отбыл из Благовещенска к новому месту служения.

250. Епархиальные известия. – с. 455–457
16 сентября 1914 года Кострома встретила епископа Евгения, 11 июля назначенного на Костромскую кафедру. Служения епископа Евгения: 21 сентября – литургия в кафедральном соборе, 26 сентября (празднование 35-летия деятельности Александровского православного братства) – литургия в Иоанно-Богословском храме в Ипатьевской слободе и общее собрание членов братства (в братском доме в Ипатьевской слободе) под председательством епископа Евгения (краткое описание). Пожертвования служащих Костромской духовной семинарии (проценты от жалованья) и воспитанников (единовременная сумма) на содержание лазарета имени преподобного Серафима Саровского, учрежденного духовно-учебными заведениями Российской империи. Часть помещений духовной семинарии и духовного училища в Костроме, без ущерба для занятий, отводится под лазареты для раненых воинов. Указом Синода от 11 сентября 1914 года и[справляющий] должность инспектора Костромской духовной семинарии Григорий Соколов переведен преподавателем в Екатеринославское духовное училище, на должность инспектора назначен помощник смотрителя Тверского духовного училища Павел Иустинов.

№ 20 – 15 октября

266. Священник Е. Зубарев
О кресте Христовом и крестном знамении. – с. 459–466
Материал для полемики с сектантами.

267. [Б/а] Прибытие в Кострому Его преосвященства преосвященнейшего епископа Евгения. – с. 467–470
Описание прибытия епископа Евгения вечером 16 сентября 1914 года на поезде и его встречи духовенством и горожанами в кафедральном соборе. Приводятся тексты: приветственная речь (в соборе) кафедрального протоиерея П. Крутикова, ответное слово епископа Евгения (в пересказе).

268. Епархиальные известия. – с. 471–472
29 сентября 1914 года в Кострому прибыл викарий Костромской епархии епископ Кинешемский Севастиан. Служения епископа Евгения: 28 сентября – литургия в Успенском кафедральном соборе, 1 октября (Покров Божией Матери) – литургия и молебен в церкви епархиального женского училища по случаю престольного праздника. Служение епископа Севастиана: 1 октября – литургия в кафедральном соборе. 6–13 октября в здании епархиального женского училища состоялся епархиальный съезд духовенства с участием депутатов от церковных старост.

№ 21 – 1 ноября

277. Священник Е. Зубарев
О святых храмах. – с. 473–481
Материал для полемики с сектантами. Подписано: 9 октября 1914 года, город Галич.

278. Товарищ председателя совета братства Ив. Студитский 
XXXV–летие просветительно-благотворительной деятельности состоящего под высочайшим Его императорского величества покровительством костромского Александровского православного братства. (1879–1914 годы). Историческая записка, читанная в общем собрании членов братства 26 сентября 1914 года. – с. 482–489
Описание истории братства и его учреждений – школ, учебно-ремесленных мастерских, амбулаторных лечебниц, учебной сельскохозяйственной фермы.

279. Редакция епархиальных ведомостей
Православный календарь на 1915 год. – с. 489–490
Реклама календаря, выпущенного Издательским советом при Святейшем Синоде (церковно-патриотического содержания).

280. Архиерейские служения. – с. 490–491
5 октября (воскресенье и день тезоименитства наследника цесаревича Алексия): епископ Евгений литургия в кафедральном соборе, молебен святителю Алексию (в сослужении епископа Севастиана и при участии всего городского духовенства); епископ Севастиан литургия в Ипатьевском монастыре. 12 октября (воскресенье): епископ Евгений литургия в Ипатьевском монастыре, епископ Севастиан литургия в кафедральном соборе. 17 октября (воспоминание спасения царской семьи при крушении поезда): епископ Евгений литургия и благодарственный молебен в кафедральном соборе, епископ Севастиан литургия и молебен в Ипатьевском монастыре. 19 октября (воскресенье): епископ Евгений литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан литургия в Ипатьевском монастыре. 20 октября (годовщина кончины императора Александра III) епископы Евгений и Севастиан служили панихиду в кафедральном соборе. 21 октября (день восшествия императора Николая II на престол): епископ Евгений литургия в кафедральном соборе, царский молебен (в сослужении епископа Севастиана и при участии всего городского духовенства); епископ Севастиан литургия в Ипатьевском монастыре. 22 октября (Казанской иконы Божией Матери): епископ Евгений литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан литургия в Ипатьевском монастыре. 26 октября (воскресенье): епископ Евгений литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан литургия в Ипатьевском монастыре.

№ 22 – 15 ноября

295. Леонид Грандилевский
Историческое значение христианства. Публичное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства в зале городской думы. – с. 493–501

296. Епархиальные известия. – с. 502–504
Архиерейские служения. 29 октября: епископ Севастиан – литургия в кафедральном соборе, после нее – епископ Евгений и епископ Севастиан отслужили благодарственный молебен по случаю дарованной русскому воинству победы над врагами. 2 ноября (воскресенье) и 8 ноября (день Архистратига Михаила): епископ Евгений – литургия в Ипатьевском монастыре, епископ Севастиан – литургия в кафедральном соборе. 9 ноября (воскресенье): епископ Евгений – литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан – литургия в Ипатьевском монастыре.
4 ноября епископ Евгений посетил Костромскую духовную семинарию, присутствовал на занятиях, встречался с педагогической корпорацией. 5 ноября епископ Евгений посетил Костромское епархиальное женское училище и присутствовал на занятиях. Резолюцией епископа Евгения от 5 ноября протоиерей Александр Горицкий по состоянию здоровья уволен от должности председателя совета Феодоровско-Сергиевского братства, на эту должность назначен ректор семинарии протоиерей Виктор Чекан. 9 ноября в зале епархиального женского училища под председательством епископа Евгения состоялось общее собрание членов Феодоровско-Сергиевского братства.

№ 23 – 1 декабря

310. Леонид Грандилевский
Историческое значение христианства. Публичное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства в зале городской думы. – с. 505–511
Продолжение. Начало в № 295.

311. Повесть о принесении частицы святых мощей великомученицы Варвары из батуринского Николаевского монастыря города Нерехты в Воскресенскую церковь, известную прежде под именем Варварской, взятая из достоверных источников. – с. 511–513
Примечание: «Древнее рукописное сказание хранится в архиве нерехтской Воскресенской церкви».
Историческое повествование о том, как в 1764 году три нерехтских купца, ездивших в Киев на богомолье, привезли из Николаевского мужского монастыря города Батурина частицу святых мощей великомученицы Варвары, и эта частица 30 октября 1764 года была торжественно положена в приходской Воскресенской (Варваринской) церкви. С приложением тропаря великомученице Варваре.

312. Епархиальные известия. – с. 513–516
Архиерейские служения. 14 ноября (память апостола Филиппа и день рождения императрицы Марии Феодоровны): епископ Севастиан – литургия в Ипатьевском монастыре; епископ Евгений – литургия и царский молебен в кафедральном соборе, затем – крестный ход из собора на Сусанинскую площадь со знаменами костромских ополчений 1855 года (ход возглавили епископы Евгений и Севастиан); на Сусанинской площади – молебен, и знамена переданы сформированным в Костроме дружинам (от города дружинникам переданы образки Феодоровской иконы Богоматери). 16 ноября (воскресенье): епископ Севастиан – литургия в кафедральном соборе, епископ Евгений – вечерня с акафистом Божией Матери в кафедральном соборе. 21 ноября (Введение во храм Пресвятой Богородицы): епископ Евгений – литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан – литургия в Ипатьевском монастыре. 23 ноября (воскресенье): епископ Евгений – литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан – литургия в Ипатьевском монастыре и вечерня с акафистом Божией Матери в кафедральном соборе.
В течение сентября–октября 1914 года 30 воспитанников семинарии выбыли из нее для поступления в военные училища или добровольцами в действующую армию. 21 ноября 1914 года в зале костромского Дворянского собрания состоялся духовно-патриотический вечер, устроенный дамским комитетом Костромского отделения Красного Креста (присутствовали губернатор и вице-губернатор, епископы Евгений и Севастиан, пел хор духовной семинарии). С октября 1914 года воспитанники VI класса Костромской духовной семинарии читают проповеди по воскресным и праздничным дням в нескольких приходских церквах города Костромы. 10 ноября 1914 года в Казанской единоверческой церкви села Уреня Варнавинского уезда торжественно освящены три новых колокола, приобретенные для церкви.

№ 24 – 15 декабря

321. Ив. Студитский
Русский народ–крестоносец в его вековой борьбе за родину и славянство. Публичное чтение в зале Дворянского собрания в городе Костроме 21 ноября 1914 года. – с. 517–528
Речь, прочитанная на духовно-патриотическом вечере (см. № 312).

322. Епархиальные известия. – с. 528–529
Архиерейские служения. 30 ноября (воскресенье): епископ Евгений – литургия в кафедральном соборе, епископ Севастиан – вечерня с акафистом Божией Матери в кафедральном соборе. 6 декабря (святителя Николая, день тезоименитства императора Николая II): епископ Евгений – литургия и молебен в кафедральном соборе. 7 декабря (воскресенье): епископ Евгений – литургия в кафедральном соборе, вечером там же – вечерня с акафистом Божией Матери.
Меры, предпринятые советом Феодоровско-Сергиевского братства для попечения о духовных нуждах больных и раненых воинов (14 воинских госпиталей Костромы разделены между городским духовенством). Святейший Синод назначил викария Костромской епархии епископа Кинешемского Севастиана на должность председателя Костромского епархиального училищного совета.