В 2021 году Костромская митрополия Русской Православной Церкви и Костромская областная универсальная научная библиотека (КОУНБ) начали совместную работу по подготовке к публикации летописи Успенского собора Костромского кремля. Этот документ XIX века состоит из двух рукописей, ныне хранящихся в КОУНБ: основного текста (исторические сведения и летопись за 1833–1845 годы, 65 листов) и отдельных записей за 1883 год (4 листа).
Поскольку подготовка к публикации всей летописи потребует немалого времени, предлагаем вниманию читателей ее заключительный фрагмент: записи, относящиеся к августу и сентябрю 1883 года. Их автором, судя по всему, был настоятель кафедрального собора в 1867–1902 годах протоиерей Иоанн Поспелов, выдающийся костромской священнослужитель и духовный писатель. Можно предположить, что отец Иоанн по случаю прибытия на Костромскую кафедру епископа Александра (Кульчицкого) попытался возобновить прервавшуюся в 1845 году традицию соборного летописания, однако эта попытка не удалась – хотя память о ней осталась в виде небольшой рукописи, рассказывающей о первом месяце служения владыки Александра в Костроме.
В публикации текст рукописи приводится в современном написании, однако с сохранением некоторых особенностей оригинала. Начало каждого листа указывается как (л. №). Сокращения раскрываются с использованием квадратных скобок. Примечания публикаторов также отмечены квадратными скобками. Поскольку публикация текста рукописи сопровождается ее отсканированной электронной версией, подготовленной в КОУНБ, авторская правка в тексте, за единственным исключением, не отмечается (данную правку при необходимости можно изучить непосредственно по изображению рукописи). Употребление прописных и строчных букв в целом приведено к современной норме.
Скачать электронную версию (17,9 Мb)
Костромская областная универсальная научная библиотека
ЦRМ 417642.5
[Протоиерей Иоанн Поспелов]
(л. 1)
Соборная летопись
1883 г[од]
25 августа был знаменательный день для костромичей, часов около семи вечера прибыл к нам назначенный на Костромскую кафедру преосвященнейший Александр, бывый Туркестанский [1]. Когда получено в Костроме известие, что владыка выезжает из Петербурга в Кострому 22 с[его] м[есяца], тогда для встречи его отправлен был в Ярославль кафедральный протоиерей Поспелов [2], который в 9 часов вечера 23 числа и встретил его в Спасском монастыре, куда он прибыл с парохода вместе с о[тцом] архимандритом Иустином [3], встретившим архипастыря еще в Рыбинске. Переночевав в Ярославле у гостеприимного архипастыря ярославского Ионафана [4], владыка утром 24 на дружинском пароходе [5] «Павел» отправился в Бабаевский монастырь, где и пробыл до 4 часу пополудни 25-го. Предположено было прибыть в Кострому около 2-х часов пополудни; но по случаю тумана пароходы очень за(л. 1 об.)поздали, [6] и дружинский пароход («Олег», на котором по предварительному извещению имел прибыть владыка в Кострому); вместо 2-х прибежал [7] он только в 7-мь часов пополудни.
Едва показался пароход вдали, начался в соборе благовест, а когда пароход поравнялся с Ипатьевским монастырем, раздался звон во всех церквах костромских. Владыка с трапа издали любовался красивым расположением епархиального города, в котором Господь привел его послужить для блага Св[ятой] Церкви. На пристани встретили нового архипастыря костромской губернатор Н.Е. Андриевский [8], вице-губернатор, ключарь собора, управляющий Ипатьевским монастырем, секретари консистории и владыки, полицеймейстер и множество народа, который и бежал за каретой преосвященного в собор. Владыка едва успевал благословлять кланявшихся ему по дороге. Перед Св[ятыми] воротами соборной ограды встретило архипастыря своего городское духовенство в светлом бархатном облачении с хоругвями, крестом и чудотворной иконой и предшествовало по устланному красным сукном (л. 2) пути в собор с пением архиерейскими певчими тропаря в честь Феодоровской иконы Б[ожией] М[атери]. Народу собралось так много, что едва могло проходить духовенство, а в соборе оно должно было протесняться сквозь массу народа. У главных входных врат собора встретил архипастыря преосвященный Вениамин [9] – викарий костромской, бывый в Литовской семинарии учителем новоприбывшего владыки, вместе с почетным духовенством, и приветствовал владыку речью о важности епископского звания. В ответе своем на эту речь владыка напомнил викарию, что он был некогда его учителем, и высказал уверенность, что он не оставит его добрыми советами и в настоящем великом и трудном служении, и что они единодушно, рука об руку будут стараться о спасении вверенных им чад Божиих. После обычной ектении, отпуска [10] и многолетия архипастырь сказал краткое, но задушевное приветствие собравшемуся народу и преподал ему свое святительское благословение. Громкий, но симпатичный голос владыки расположил к нему слушателей, из которых на другой день одна женщина гово(л. 2 об.)рила: «Восьмого владыку довел меня Господь встречать, но такой встречи никогда я не видала, как владыке Александру; продли, Господи, его жизнь [11] и дай подолее пробыть ему здесь».
Из собора владыка отправился в усыпальницу, подвальную под теплым собором церковь, где погребены двое ближайших предшественников его: архиепископ Платон и епископ Игнатий [12]. Здесь отслужена была владыкой лития по усопших. Из усыпальницы владыка прошел в архиерейские покои в соборном доме, куда собралось все духовенство и некоторые из знатных лиц городских, пожелавших представиться архипастырю; все они были им благословлены. Духовенство поднесло владыке икону – точный снимок с чудотворной иконы Феодоровской [–] и хлеб-соль. Здесь же представились владыке и чиновники консистории. Затем владыка при колокольном звоне во всех церквах отправился в свою резиденцию – Ипатьевский монастырь.
28 августа, воскресенье. Сегодня было первое служение преосвященнейшего Александра в к[остромском] к[афедральном] Успенском соборе; народу был полон собор. Богослужение было самое торжественное, сослужили с владыкой о[тец] ректор семинарии архимандрит Иустин, три соборных прото(л. 3)иерея и два священника; все возгласы владыки были слышны во всем соборе. Ждали, что владыка скажет поучение; но оно не было сказано. Муж практики, архипастырь, не познакомясь с духовным состоянием паствы, не хотел говорить общее нравоучение, мало или вовсе бесполезное. После службы владыка удостоил своим посещением настоятеля собора.
30 августа. В высокоторжественный день тезоименитства государя императора владыка вновь служил в соборе, куда собрались, кроме местных властей, еще сенатор Шахов [13] и высшие военные чины стоящего в Костроме Зарайского пехотного полка. Проповедь произнес соборный протоиерей Богословский [14], и она произвела сильное впечатление на слушателей, внимательно ее слушавших. После литургии и молебна, на который собралось городское духовенство, владыке представлялись и поздравляли с высоким именинником [15] в его покоях в соборном доме губернатор, сенатор, вице-губернатор, директоры народных училищ и гимназий, городской голова и другие.
Выпив стакан чаю в соборном доме, владыка по предварительному приглашению отправился за город в лагерь Зарайского полка, который праздновал свой полковой праздник. Облачась в походной церковной палатке, с духовенством в белых крестчатых ризах отправился на плац, где собрано было (л. 3 об.) войско, и пред ним совершено было молебствие и произнесено многолетие государю императору и христолюбивому воинству. При сем произве[де]ны были выстрелы из орудий. Владыка окропил нижних чинов св[ятой] водой, по два раза обойдя ряды их. После церемониального марша пехоты и артиллерии владыка, духовенство и высшие чины г[орода] Костромы приглашены были командиром полка на праздничный обед в изящно устроенном в лагере деревянном павильоне. На обеде провозглашены были тосты за государя, за военных чинов, за полк, за архипастыря и за всех гостей.
4 сентября 1883 г[ода]. Владыка служил в Благовещенской церкви [16], которая ежегодно празднует в честь иконы Б[ожией] М[атери] «Неопалимой Купины» по случаю сохранения церкви во время великих пожаров в Костроме в 1847 г[оду], и посетил трех протоиереев соборных.
25 сентября. По случаю храмо[во]го праздника в усыпальнице владыка служил в соборе литургию и молебен преподобному Сергию. Сослужил владыке и о[тец] ректор семинарии архимандрит Иустин как сослуживший в Бозе почившему епископу Игнатию, который 25 сентября 1878 года освятил храм в усыпальнице.
29 сентября. Сегодня посетил наш собор преосвященный Неофит, (л. 4) епископ Туркестанский [17], прибывший в Кострому, чтобы иметь совещание с нашим архипастырем по важным делам Туркестанской епархии. Здесь у владыки преосвященный Неофит пробыл до 3 октября и 1-го в праздник Покрова Б[огородицы] служил в Богоявленском женском монастыре [18]. Замечателен этот день тем, что тогда было в Костроме три архиерейских служения: в Покровской церкви что в Полянской слободе (у Сергия) [19] служил сам архипастырь, гость преосв[ященный] Неофит в женском монастыре и преосв[ященный] викарий в Ипатьевском монастыре.
Примечания публикаторов
1. Епископ Александр (Кульчицкий; около 1826 – 1888) управлял Костромской епархией в 1883–1888 годах.
2. Здесь на полях рукописи имеется примечание карандашом: И это памятник о другом летописце, о. И. Поспелове! Судя по почерку, это примечание сделано протоиереем Иоанном Сырцовым (1837 – не ранее 1919), в 1902–1909 годах являвшимся настоятелем Успенского кафедрального собора. Следовательно, надо полагать, что публикуемый текст соборной летописи 1883 года был составлен протоиереем Иоанном Поспеловым (1821–1910), бывшим в 1867–1902 годах настоятелем Успенского кафедрального собора города Костромы. Выражение о другом летописце, видимо, указывает на то, что первым летописцем собора и инициатором ведения соборной летописи был протоиерей Иаков Арсеньев (1768–1848), служивший в Костромском кремле с 1795 года до своей кончины в 1848 году.
3. Епископ Иустин (Полянский; около 1830–1903) в 1875–1885 годах в сане архимандрита был ректором Костромской духовной семинарии.
4. Архиепископ Ионафан (Руднев; 1816–1906) в 1866–1869 годах был епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии, а в 1877–1903 годах управлял Ярославской епархией.
5. То есть на пароходе, принадлежавшем компании «Дружина». Эта пароходная компания, занимавшаяся грузовыми и пассажирскими перевозками, была основана в Костроме в 1858 году владельцами механического завода братьями Шиповыми; в 1860 году ее правление перенесли в Нижний Новгород.
6. Видимо, здесь пропущено слово со смыслом «задержался» (пароходы очень запоздали, задержался и дружинский пароход).
7. В описываемое время слово «бежать» нередко употреблялось при описании движения пароходов. Название «Олег» написано неразборчиво и может быть прочтено также как «Ольга».
8. Андреевский Николай Ефимович (1822–1889) был костромским губернатором в 1878–1884 годах. В рукописи фамилия приведена как Андриевский.
9. Епископ Вениамин (Платонов; 1819–1905) в 1851–1859 годах в сане иеромонаха и (с 1856 года) архимандрита был инспектором и профессором Литовской духовной семинарии. С 9 апреля 1883 года и до кончины в 1905 году – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.
10. В современном написании – отпуст: возглашение священнослужителя, завершающее богослужебное последование.
11. В тексте рукописи первоначально написано продли его жизнь, Господи, но затем порядок слов был изменен автором.
12. Имеется в виду, что из Успенского кафедрального собора Костромского кремля, где в теплое время года совершались богослужения и находилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, епископ Александр прошел в Сергиевскую церковь с архиерейской усыпальницей под Богоявленским кафедральным собором (богослужения в этом соборе совершались в холодное время года). Архиепископ Платон (Фивейский; 1809–1877) управлял Костромской епархией в 1857–1877 годах (в сане архиепископа с 1868 года). Епископ Игнатий (Рождественский; 1827–1883) управлял Костромской епархией в 1878–1883 годах.
13. Шахов Александр Николаевич (1821–1889) – российский государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник (1889). В должности старшего председателя Московской судебной палаты с 1868 года занимался ревизией имеющихся и открытием новых судебных учреждений в различных губерниях, в том числе и в Костромской.
14. Протоиерей Павел Вениаминович Богословский с 1866 года служил священником в Успенском кафедральном соборе города Костромы (в сане протоиерея с 1883 года), последние 14 лет служения в соборе являлся его ключарем. В 1907 году вследствие старости и потери зрения вышел за штат, скончался в Костроме в ночь на 20 сентября 1908 года. Подробнее см.: Протоиерей Павел Вениаминович Богословский. (Некролог) // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 22. Отдел неофициальный. С. 597–599.
15. То есть с днем тезоименитства императора.
16. Благовещенская церковь находится на улице Свердлова (бывшей Никольской) в Костроме; с 1795 года здесь служил (и руководил строительством нового каменного здания церкви) священник Феодор Островский, дед знаменитого драматурга А.Н. Островского. В 1929 году была закрыта и затем частично разрушена, ныне возвращена Костромской епархии и восстанавливается.
17. Архиепископ Неофит (Неводчиков; 1822 или 1819 – 1910) в 1883–1892 годах был епископом Туркестанским и Ташкентским, сменив на этой кафедре епископа Александра (Кульчицкого).
18. Имеется в виду Богоявленско-Анастасиин женский монастырь города Костромы.
19. Покровская церковь в Полянской слободе находилась на углу современных улиц Красноармейской и Горького (бывших Сергиевской и Заводской) в городе Костроме, ее каменное здание было построено в начале сороковых годов XVIII века. По посвящению одного из своих теплых приделов (во имя преподобного Сергия Радонежского) нередко называлась костромичами Сергиевской. В 1929 году была закрыта и затем частично разрушена, окончательно разобрана в шестидесятых годах XX века.
Опубликовано 19.04.2021.