В 2022 году будет отмечаться 400-летие явления на Костромской земле одной из чтимых святынь нашего края – чудотворной Игрицкой иконы Пресвятой Богородицы. События, связанные с обретением иконы Царицы Небесной 12 июня (по старому стилю) 1622 года в урочище Игрищи близ Костромы, с устройством в Игрищах мужского монастыря и с чудотворениями, совершавшимися по молитвам пред этим образом, были изложены в рукописных текстах трех (известных нам) различных редакций [1]. Наиболее полная из таких редакций, которой мы усвоили именование Сказания, известна в нескольких изводах, причем самый ранний сохранившийся список Сказания датируется 1665 годом.

В ноябре 2015 года заведующая научно-исследовательским отделом редкой книги Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург) А.А. Романова, рецензируя монографию по истории Игрицкого монастыря [2], указала на наличие списка Сказания, до того времени не публиковавшегося и хранящегося в Государственном Историческом музее (в сборнике середины XVIII века, связанном с именем костромского иконописца Василия Никитина Вощина: ГИМ, Музейское собрание, ед. хр. 3194, л. 273об–284об.). В этом сборнике за списком Сказания следуют краткие записи о чудесах от Игрицкой иконы (л. 285–285об), ранее, насколько нам известно, не публиковавшиеся.

Текст Сказания в сборнике написан полууставом с элементами скорописи, двумя различными почерками (текст, написанный первым из них, занимает лишь самое начало документа – л. 273об–274). В целом данный список повторяет основной (базовый) текст Сказания [3], а отличия его от базового текста могут быть в основном объяснены ошибками переписчика либо вносимыми им же стилистическими улучшениями. Существенных фактических отличий имеется два.

  1. На л. 275–275об списатель делает уточнение места служения одного из персонажей Сказания – священника Феодора, клирика Троицкого собора в Костромском кремле:

… по духовнаго отца своего священно иерея Феодора соборныя церкви Пресвятыя Живоначалныя Троицы втораго собору и моли его …

Уточнение «втораго собору» – в отличие от «первого» Успенского кремлевского собора – отсутствует в известных нам списках с базовым текстом, но встречается в рукописи второй четверти XVIII века, сохранившей иной, стилистически переработанный извод Сказания [4].

  1. За описанием чуда «о Иоанне Александрове» (исцеление от тяжелой болезни подьячего из Москвы, посетившего Игрицкий монастырь, л. 278об–279) следует приписка внизу листа 279 (цифра 5 дана буквенной цифирью):

Чудо 5. Под’ячей именем Василий Сухлянской болен очми от образа Пресвятыя Богородицы исцеление получи.

Ни в одной из других известных нам рукописей о чудесах Игрицкой иконы имя Василия Сухлянского не упоминается.

Списатель также пронумеровал буквенной цифирью записи о чудесах от иконы, однако сделал это небрежно. Под № 1 у него указано чудо «о недостатке пищи», следующее далее чудо «о знамении святем месте сем» нумерацией пропущено, а чудо «о жене Пелагии» опять получило № 1 – и далее нумерация идет последовательно, включая запись о Василии Сухлянском (№ 5); последнее в Сказании чудо «о жене Матроне» получило № 17.

Записи о чудесах Игрицкой иконы, следующие после списка Сказания, представляют несомненный интерес и потому, что две из них (последние) датированы соответственно 26 и 29 августа 7143, то есть 1635 года. Отсюда резонно предположить, что базовый текст Сказания (самый ранний сохранившийся список которого датирован 1665 годом), сложился не позднее 1635 года – иначе он был бы дополнен.

Почерк, которым выполнены записи на л. 285–285об (полуустав, приближенный к скорописи), отличается от почерков списка Сказания (л. 273об–284об), однако нумерация чудес (18–26) продолжает нумерацию списка (1–17). Номера чудес выполнены также буквенной цифирью, красными чернилами (номера с 19 по 26 – крупно, посередине листа).

В публикации документа текст приводится в современном написании с сохранением орфографических особенностей оригинала. Буквы, вышедшие из употребления, заменены буквами современного алфавита, буквенная цифирь – арабскими цифрами. Буква в конце слов не ставится, раскрытые титла не оговариваются.

Примечания

  1. Семенова А.В. Игрицкий монастырь и его святыня/ автор и составитель Семенова А.В., научный редактор Авдеев А.Г. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015, с. 86-120. 
  2. Романова А.А. К истории Игрицкого монастыря и списка чудотворной иконы Смоленской Богоматери. [Материалы для публикации в журнале «Вестник церковной истории», 30.11.2015]: www.sedmitza.ru/lib/text/6033382/, дата обращения 19.07.2018. 
  3. Семенова А.В. Указ. соч., с. 90–94.
  4. Там же, с. 95–97.

 

[Чудеса Игрицкой иконы Божией Матери]

Рукописный сборник середины XVIII века: Государственный Исторический музей, Музейское собрание, ед. хр. 3194, 2о, 537 л.

(л. 285)

Чюдо 18. Земледелец Гавриил Иоаннов веси Тетеринской деревни Горок очима не видел и ушима не слышал, от чудотворного Пресвятыя Богородицы образа исцеление получи.

  1. Девица именем Анна выше помянутой же веси Тетеринской деревни Вехтурова дщи земледелца Калинника, от того ж чюдотворного образа очесем исцеление получи.
  2. Жена Елена Иоаннова дочь деревни Горок земледелца Евстратиева жена не видела два года, во обители Песоченской от многочюдесного образа Пресвятыя Богородицы исцеление очесем получи.
  3. Земледелец именем Антоний Иоаннов сын от веси Городища Деева лежа на одре полтора года, от того же чюдотворнаго Божия Матере исцеление получи.
  4. Жена Елисавет Лазарева деревни Яблокова быв в недузе разслабления, от чюдотворного Пресвятыя Богородицы исцеление получи.
  5. Жена именем Евдокия Михалова погоста Куникова, от того ж чюдотворного Пресвятыя Богородицы образа исцеление очесем получи.
  6. Земледелец Иоанн Василиев сын деревни Грешневикова бе одержим чорною болезнне, от образа Пресвятыя Богородицы исцеление получи.
  7. В лето 7143 августа в 26 день во обители Песошенской от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы и великого чюдотворца Николая, жена именем Вера одержима слепотою двенатцеть лет и седмь месяц, прозрение получи.

(л. 285об)

  1. Того ж месяца в 29 день, в то[й] же святой обители жена именем Мавра прозрение от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы образа очесем получи, и от’иде в дом свой славя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Рождшую Его Пречистую Владычицу Богородицу.

 

Публикацию подготовила старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника А.В. Семенова.

Благодарим за содействие заведующую научно-исследовательским отделом редкой книги Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург) А.А. Романову и С.А. Суворова (Москва).

 Опубликовано 09.08.2018.