[главка из книги]

(с. 104) Крестовоздвиженский монастырь находился в Костромском кремле, «в Старом городе в осыпи». Он был первоначально (до 1681 года) мужской. Об основании его не сохранилось сведений, но он делается известным уже с 1580 года, когда сюда определен был архимандрит Иаков. Монастырь Крестовоздвиженский существовал несомненно ранее этого времени, ибо в нем принял пострижение преподобный Ферапонт Монзенский чудотворец (+ 1586 год). Самое местоположение монастыря определить в настоящее время несколько затруднительно. Судя по данным писцовых книг от 1628-30 годов о Костромском кремле, Крестовоздвиженский монастырь занимал то место, которое ограничивали Богородицкий Феодоровский собор {а} с западной стороны, отделенный от него дорогой, с северной стороны – так называемые осадные дома костромских помещиков, построенные в кремле на случаи осады от неприятелей, с восточной – Троицкий городской (второй) собор, и со стороны южной – тот верхний берег реки Волги, на котором впоследствии (в конце XVIII века) сооружены каменные два корпуса, ныне занимаемые соборным причтом. Сохранились известия о том, что при нашествии поляков на город Кострому, в смутное время на Руси, монастырь этот подвергся разорению, при чем умерщвлены архимандрит Геннадий и десять человек братии – это в 3 день марта 1609 года, в каковой по синодику костромского Крестовоздвиженского монастыря назначено совершать ежегодно обедню и панихиду по этим убиенным инокам. По костромским писцовым книгам И. Бутурлина от 1629-30 годов, в Крестовоздвиженском монастыре существовали две церкви деревянные – в честь Воздвижения Креста Господня с шатровым верхом, а другая с трапезой церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы и колокольница с 6 колоколами. В описи 1770-72 годов показаны в этом монастыре строения: две ветхих каменных цер(с. 105)кви – Воздвижения и Алексия человека Божия и Введения – и каменная колокольня с шатровым верхом, еще десять деревянных келий с пристройками и деревянная ограда с небольшими башнями. Из управлявших монастырем архимандритов известны по дошедшим документам: Иаков в 1580 году, Геннадий в 1598 году, управлявший Костромской десятиной; Корнилий в 1629-37 годах; Филарет в 1658-66 годах, управлявший Костромской и Нерехтской десятинами; и заведывавший Костромской областью по церковным делам Павел [в] 1671-78 г[одах].

Во время большого пожара 12 июля 1679 года в ряду многих сгоревших зданий в Костромском кремле были уничтожены огнем находившиеся подле Успенского соборного храма кельи сорока беспоместных инокинь, средствами содержания которых служили доброхотные подаяния богомольцев, приходивших в Успенский собор для поклонения чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Оставшись без помещений, инокини эти обратились к царю Феодору Алексеевичу и патриарху с прошением поместить их в Крестовоздвиженском (в кремле) монастыре, с изведением из него бывших тогда лишь четырех человек братии и архимандрита. На эту просьбу последовало в 1681 году соизволение, при чем инокиням предоставлено право владения вотчинами и угодьями, принадлежавшими Крестовоздвиженскому монастырю, архимандрит же последнего с братией переведен в Богоявленский мужской монастырь, что на посаде города Костромы. Так Крестовоздвиженский монастырь сделался женским, первой игуменией которого была Капитолина. Царь Феодор Алексеевич, в 1681 году предположивши «для украшения святой Церкви и для просвещения христиан назначить новых епископов по степеням» и учредить отдельные кафедры епископские в городе Костроме и Галиче, назначил Крестовоздвиженский монастырь на содержание архиерейского дома («в удовольствие епископа»), но предположение это за кончиной царя Феодора осталось без исполнения [1]. Тогда за этим монастырем состояло 140 дво(с. 106)ров; по ведомости же 1744 года за ним было крестьян 678 душ; около 1764 года было 668 человек. При учреждении штатов в 1764 году в Крестовоздвиженский монастырь переведены инокини из упраздненной тогда Анастасииной обители (что на Суле), которая с 1766 года обращена в архиерейское подворье для пребывания епископа со свитой, особенно весной и осенью в целях более удобного выезда на священнослужение в городские церкви, и монастырь тот был положен по штатам в 3 классе. Но в большой пожар в кремле 18 мая 1773 года был совершенно уничтожен огнем монастырь Крестовоздвиженский, причем «от превеликаго жара» развалилась единственная в нем каменная церковь. По ходатайству костромского епископа Симона пред Святейшим Синодом погоревший монастырь упразднен, монахини же с утверждения императрицы Екатерины II в 1775 году переведены в прежний свой Анастасиин монастырь, который с этого времени своего восстановления получил название Крестовоздвиженского Анастасиина монастыря. На месте же погоревшего в кремле Крестовоздвиженского монастыря сооружены в 1791 году нынешний соборный Богоявленский храм с грандиозной колокольней и для архиерейского подворья ближайший к храму каменный корпус. Из игумений Крестовоздвиженского (в кремле) монастыря известны по документам: Капитолина в 1679 году, Пелагея в 1681 году, Екатерина в 1720-24 годах, Агриппина в 1753-57 годах и Нектария в 1773 году, при которой совершилось восстановление прежде бывшего женского Анастасиина монастыря с присоединением к нему названия «Крестовоздвиженский» в память о кремлевском монастыре.

 

[Авторское подстрочное примечание:]

(с. 105)

1. Императрица Елизавета Петровна указом 21 апреля 1744 года учредила епископию в Галиче под названием «Галичская и Костромская», но затем указом 15 июня того же года сделано изменение и учреждена епархия Костромская и Галичская {b}. В состав Костромской епархии вошли все церкви как в провинции Костромской, состоявшей из пяти уездов: Костромского, Судиславского, Любимского, Буйского и Кадыевского, так и в провинции Галичской, состоявшей из семи уездов: Галичского, Солигаличского, Чухломского, Парфентьевского, Унженского, Кологривского и Судайского {c}, также несколько церквей из Кинешемского уезда, состоявшего издавна в патриаршей и синодальной области. В 1787 году указом Святейшего Синода границы Костромской епархии изменены: церкви и монастыри Любим(с. 106)ского уезда перечислены к Ярославской епархии, а несколько церквей последней перечислены к Костромской епархии, равно от Суздальской епархии причислены к Костромской три города: Кинешма, Юрьевец и Лух с их уездами.

И. Баженов. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии // Костромские епархиальные ведомости, 1917, № 6, отдел неоф., с. 104-106.

 

[Примечания составителя:]

a. Имеется в виду Успенский собор с приделом во имя святого великомученика Феодора Стратилата.
b. В действительности указ об учреждении четырех епархий, в том числе и Костромской (но не Галичской), был подписан императрицей 16 июля 1744 года, а Галичской епархии вообще не учреждалось. Здесь автор (как и многие историки XIX-XX веков) добросовестно заблуждается: мифологема об открытии Галичской епархии с последующим ее преобразованием в Костромскую получила распространение из-за ошибки редакторов второго издания (Киев, 1827 год) фундаментального труда епископа Амвросия (Орнатского) «История Российской иерархии». Подробнее см.: Александр, архиепископ Костромской и Галичский. История учреждения Костромской епархии // Костромские епархиальные ведомости, 2008, № 8, с. 44-45.
c. Исправлено из ошибочного «Суздальского».