(по материалам «Костромских епархиальных ведомостей»)

(с. 41) 1 января 1885 года в костромском кафедральном соборе Божественную литургию совершали преосвященнейший епископ Александр {a} с соборным духовенством. Благовест к литургии начался в 9 часов утра. В положенное время на божественной службе владыка рукоположил в диакона А.И. Поспелова. Умилительность и торжественность литургии, совершаемой архиереем, увеличивались присоединенной к ней хиротонией. За литургией присутствовали в храме г[осподин] начальник губернии и власти гражданские и военные. После причастного стиха была говорена очередная проповедь, вполне приличная случаю и глубоко прочувствованная. По окончании литургии преосвященнейший владыка совершил положенный на Новый год благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением и звоном, при участии всего костромского приходского духовенства, с возглашением многолетия государю императору, супруге его, наследнику его и всему царствующему дому. Богомольцев за литургией и за молебном было в храме великое множество; нынешний костромской теплый собор весьма обширен, но и в нем за богослужением в Новый 1885 год не было большого простора. Было очевидно усердное моление о благополучии наступившего нового года.

6 января. Торжественное богослужение в соборе 6 января всегда привлекает к себе множество народа. Благодарение Господу Богу, костромичи привержены к святой православной вере и любят воссылать свои теплые молитвы вместе с своим архипастырем, который и сам так охотно и так трогательно служит в кафедральном соборе. Еще накануне праздника Богоявления владыка освящал в соборе воду, и с каким умилением выслушивали молящиеся читаемые владыкой трогательные молитвы при освящении! После освящения воды возглашено было обычное многолетие государю императору с полным его титулом.

(с. 42) В самый праздник Богоявления Господня только самая малая часть собравшегося многочисленного народа могла найти себе место и в обширнейшем Богоявленском соборе. Сюда явились за богослужение, кроме обычных богомольцев, гражданские и военные чины и были внесены два военных знамени, которые с своими ассистентами-офицерами были помещены на солее близ царских врат. С владыкой служил ректор нашей духовной семинарии архимандрит Иустин, назначенный по достоверному слуху во епископа – викария рязанского {b}, и еще пятеро протоиереев и иереев, из которых один был рукоположен во иерея за этим богослужением. Очередную проповедь отчетливо произнес известный в Костроме проповедник.

После литургии при участии костромского городского духовенства с владыкой во главе был совершен генеральный крестный ход на Волгу. Когда вышел он из святых ворот ограды, заиграли духовный гимн два хора военной музыки при выстроившихся солдатах, взявших ружья на караул для отдания чести крестному ходу и знаменам. Кроме множества народа, плотными стенами окружавшего крестный ход и военных, последовавших за ним с музыкой и знаменами, народом полны были галереи торговых рядов. При спуске с Молочной горы к крестному ходу присоединились святые иконы Смоленская и Крестителя Господня, вынесенные из Предтеченской церкви. Было приятно смотреть на крестный ход от Александровской часовни и с возвышенностей около Молочной горы; впереди все хоругви собора, крест, святые иконы, ряд которых заканчивала собой чудотворная икона Феодоровская Божией Матери, длинные ряды священников и во главе всех архипастырь с крестом на голове в предшествии диаконов с рипидами, дикирием и трикирием и священников с крестом и евангелием; за ними – чины военные и гражданские, далее отряды солдат с ружьями, знаменами и музыкой – и все это так отчетливо видно было на (с. 43) длинной и покатой горе. Крестный ход, достигнув Волги, поместился в устроенной городом иордани {c}, сюда же были принесены и знамена. После освящения воды, совершенного владыкой с обычным благочинием, окроплены были иконы и знамена и крестный ход двинулся в обратный путь. Войска были выстроены близ городской заставы; сам архипастырь окропил их святой водой, и они двинулись за крестным ходом. Когда крестный ход поднялся на Молочную гору, то разделился на три части: большая часть хоругвей, некоторые иконы, священнослужащие и архипастырь возвратились в собор, чудотворная икона с хоругвями и крестом была отнесена в Богоявленский женский монастырь, в котором обычно бывает торжественное богослужение на другой день Богоявления; иконы Смоленская и Предтечи возвратились в Предтеченскую церковь. Войска тоже разделились на две части – одна с музыкой пошла по Русиной улице, а другая по Богоявленской и провожала чудотворную икону до самого монастыря.

(Известия // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 2, с. 41-43)

(с. 101) 3 февраля {d} преосвященнейший Александр, епископ Костромской, совершил в костромском кафедральном соборе великую вечерню со всем соборным духовенством, с одним иеромонахом и двумя священниками из костромского духовенства.

Благовест начался в 4 часа пополудни и несколько умерил разгульное масляничное катанье по городским улицам и на площади. Множество народа собралось в собор на богослужение, составляющее величественное преддверие святой Четыредесятни(с. 102)цы и Великого поста. Благолепное каждение, совершенное архипастырем по вечернем входе, было среди умилительных чтений и песнопений, составляющих содержание великой вечерни сырной недели или прощального воскресенья, трогательнейшим священнодействием святительского преподавания спасительной благодати верующим на их подвиги воздержания, коленопреклонений, благотворений, слез, исповеди и неосужденного причащения, для которых установлено время и службы святой Четыредесятницы.

При окончании вечерней службы преосвященный сам читал молитву повечерия: «Владыко многомилостиве…», когда все богомольцы пали ниц на помосте обширного собора, и невольно испытывалась благодатная сила Животворящего Креста и всех святых этой молитвы.

По окончании службы архипастырь со всем духовенством, с ним служившим, совершил на солее собора чин прощания, всякий год тщательно соблюдаемый в костромском соборе и усердно чтимый лучшими костромичами-старожилами. По предварительном целовании святых икон, главных в иконостасе собора и особенно Феодоровской иконы Божией Матери, с молением о прощении грехов и помиловании грешников, владыка, обратясь к духовенству и всем богомольцам, испрашивал смиренно прощения и сам взаимно высказал прощение всем и преподал общее благословение. Затем духовные особы подходили ко владыке, смиренно преклонялись пред ним, просили архипастырского благословения и получали вместе с сим святительское целование; вслед за духовными прощались со владыкой мирские и были от него напутствуемы благословением, после чего миряне подходили к прочим священникам и с ними по порядку и чинно прощались, принимая благословение и целование. Долго, долго оставался в соборе преосвященнейший Александр и преподавал благословение подходившим к нему многочисленнейшим почитателям древнего порядка благочестия, пока наконец (с. 103) не раздался трезвон на соборной колокольне, означавший отъезд владыки из собора в свои келии в Ипатьевском монастыре. Уповаем, что Ангельский собор радовался, зря {e}, как грешные костромичи в умилении сердечном совершали в костромском кафедральном соборе преподобнический и прародительский чин взамного прощания в воскресенье прощальное по началу, положенному от своего глубокочтимого архипастыря, преосвященнейшего епископа Костромского Александра.

(Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 4, с. 101-103)

(с. 123)

Неделя Православия 10 февраля 1885 года

Торжество Православия ежегодно собирает в костромской собор огромное число богомольцев-костромичей, преданных святой вере православной; им на пользу произносимые анафемы на безбожников, еретиков, отступников от святой веры Христовой и крамольников. И ныне обширный теплый Богоявленский собор был полон молящимися и, несмотря на устроенную в соборе вентиляцию и открытие купола, в нем принуждены были отворить обе большие двери, чтобы не совсем было душно в соборе.

Так как в неделю Православия из Костромы провожается в Игрицкий-Песошенский монастырь чтимая здесь и два раза бывающая в Костроме Смоленская Игрицкая икона Божией Матери {f}, которая и приносится в собор за литургию, то был позвон в соборе перед благовестом к литургии в 9 часов утра. Архипастырь прибыл в собор в начале десятого часа, и обычно с полным благолепием отслужена была положенная по уставу литургия Василия Великого. В очередной проповеди было (с. 124) показано, что в чине Православия напрасно иные видят несогласие с любовью святой Церкви Христовой и ее материнским попечением о спасении чад своих.

На молебен после литургии собралось почти все городское духовенство, и после молений святой Церкви о том, чтобы Милосердный Господь сохранил всех нас твердыми в вере Христовой, а неправославных и отступников присоединил к Своей апостольской Церкви, после увещания святого апостола блюстись ересей и даже несогласий в вере {g}, и после так ясно и отчетливо, при полной тишине в соборе прочтенного архипастырем Евангелия о поведении нашем с согрешившим и упорным братом и о власти Церкви, ей данной Самим Господом вязать и решать, протодиакон обычно провозгласил три раза: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса един», и потом после прочтения Символа веры, составленного святыми отцами первого и второго Вселенских соборов, снова возгласил: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди». Потом произнесены были им анафемы неверующим в Бога, искажающим Христово учение и отвергающим догматы святой Церкви Христовой, таким еретикам, которые уже были осуждены на Вселенских соборах, а равно и крамольникам, восстающим на помазанника Божия благочестивейшего царя. Собравшееся духовенство с грустью в сердце об этих несчастных, как бы плача, на каждое возглашение протодиакона отвечало жалобным пением «анафема».

Затем протодиакон громко возгласил вечную память святым ревнителям святой веры православной и оказавшим особенную услугу Церкви Христовой православным царям и патриархам греческим и русским – на что певчие отвечали пением: «Вечная память». Закончилось молебствие радостным возглашением и пением «многая лета»: благочестивейшему государю императору, императрице, наследнику и всему царствующему Дому, (с. 125) греческим патриархам православным, Святейшему Синоду и местному архипастырю и всему освященному причту, благоверному синклиту {h} и всем православным христианам.

(Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 5, с. 123-125).

14 марта в кафедральном соборе, в день празднования Божией Матери в честь чудотворной иконы Ее Феодоровской, совершил Божественную литургию преосвященный Александр, епископ Костромской. В громадном числе богомольцев, наполнявших собор при богослужении, были очень многие прибывшие из далеких местностей на поклонение Теплой Предстательнице пред чудотворным Ее образом. Очередная проповедь была произнесена и по содержанию имела прямое отношение к воспоминаемому событию.

(Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 8, с. 227).

(с. 260) 6 апреля в Костроме. Всеславянское торжество в память тысячелетия по кончине первоучителя славян святого Мефодия в Костроме отпраздновано с надлежащим торжеством во славу просветителей славянских святых Мефодия и Кирилла.

Накануне было всенощное бдение во всех церквах города Костромы; а за всенощное бдение в кафедральный собор прибыл сам архипастырь, и народу собралось не менее обычного праздника. Литию, полиелей и помазывание священным елеем молящихся совершал сам преосвященный. В день 6 апреля, в половине девятого часа утра, в соборе начали позвон, и перед литургией, как обычно бывает в генеральные крестные ходы, принесены были в собор особенно чтимые в Костроме святые иконы Спасителя с Запрудни и Тихвинская Божия Матерь из Ипатьевского монастыря. Для совершения Божественной литургии владыка прибыл в начале десятого. Литургия отправлена с полным благолепием. На служащих было белое блестящее облачение; певчие архиерейские пели много нового, изученного на это тор(с. 261)жество славянское, которое есть вместе и торжество православия. Проповедь обстоятельнейшего содержания произнес чередной проповедник. За богослужением присутствовали начальник губернии, военные и гражданские чины и представители города; ремесленные цехи со своими знаками, ученицы и ученики городских училищ. Стечение богомольцев было многочисленное. После «Буди имя Господне» с амвона при полной тишине прочитал послание Святейшего Синода сам преосвященный, ему предстояло все собравшееся на молебен городское духовенство. Непосредственно по окончании литургии был крестный ход с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, с иконой равноапостольных Мефодия и Кирилла и с принесенными в собор иконами на городскую Сусанинскую площадь, где пред Александровской часовней отправлен молебен благодарный с присоединение молебна святым просветителям славян. При шествии крестного хода военная музыка при собранных войсках играла духовный гимн. Молебен закончен провозглашением многолетия государю императору, императрице, наследнику и всему царствующему Дому, Святейшему Синоду и местному архиерею, синклиту, начальникам, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Во время молебствия народом покрыта была вся площадь, торговые лавки были заперты. Войску и народу были розданы экземпляры книжки «Житие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла». Крестный ход возвратился в собор уже в третьем часу пополудни; продолжался целодневный звон церковный.

(Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 9, с. 260-261).

(с. 395)

Крестные ходы в Костроме, совершаемые в девятую, десятую и одиннадцатую недели по Пасхе

Сам Господь наш и Начальник веры нашей Иисус Христос учит – в скорбях, как и в обстояниях, прибегать к Нему за спасением: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).

(с. 396) Бог вездеприсущ, и местные бедствия, а равно и местное благополучие руководствуют верующих, где осязать Бога и обрести Его (Деян. 17, 27), побуждают верующих поклоняться Богу на этих местах богоявлений и творить память о таких богоявлениях местных.

В Ветхом Завете места богоявлений были преимущественно местами богослужения и молитвы верующих.

В христианской Церкви установился особенный порядок молиться Богу по случаю местных происшествий, благоприятных или неблагоприятных, издавна вошло в обычай совершать литии вне храма или крестные ходы. Церковная история сохранила несколько примеров крестных ходов (литии) по случаю местных бедствий.

Во время одного сильного землетрясения, бывшего в Константинополе при императоре Феодосии II, христиане вместе с архиепископом своим Проклом и со всем духовенством вышли за город и совершили молебствие. И Бог умилостивился.

По случаю нашествия руссов на Царьград, 866 год, патриарх Фотий, духовенство и народ в Константинополе совершили крестный ход на море, которым подплыли руссы, погрузили ризу Богоматери в волны (залива) и умилостивили Бога заступлением Богоматери: море, дотоле спокойное, вдруг заволновалось и разбило суда (ладьи) руссов.

Во время одного нашествия татар на Москву страшный пожар опустошал столицу и вражеские стрелы летели в Кремль, в это время святой Иона митрополит со всем духовенством и трепетным народом совершил крестный ход по стенам Кремля.

И Кострому Бог посещал напастями.

Ровно за 230 лет тому назад Кострому поразила страшная моровая язва, в 1655 году {i}. Из бывших тогда в Костроме 5356 человек жителей сделались жертвой моровой язвы 3461 человек.

(с. 397) В память этого страшного события, по свидетельству местного сказания, и установлены в Костроме три крестных хода, совершаемые доселе в три воскресных дня кряду, начиная после недели Всех святых (то есть в 9-ю, 10-ю и 11-ю недели после Святой Пасхи), неотложно. Эти ходы совершаются со всем благолепием церковным при множестве народа, как жителей города Костромы, так и неудаленных от него селений. Конечно, живущие за 300, 400 и 500 верст от Костромы мало бывают на сих крестных ходах в Костроме.

Приготовления к крестным ходам ныне происходили следующим образом:

В среду 1-й недели поста Петровского, 22 мая, принесена была в город Кострому за 15 верст из Игрицкого-Песошенского монастыря чудотворная Смоленская икона Богоматери. По совершении накануне всенощного бдения и на другой день – ранней обедни, в 2 часа утра, открылось при колокольном звоне торжественное шествие из Песошенского монастыря с чудотворным образом, хоругвями и запрестольным крестом, за которым шли диаконы и псаломщики в стихарях и пели, протяжно и с расстановкой, параклисис {j} Божией Матери; а позади их светские люди несли в киоте чудотворную икону, за которой шел в ризе монах монастыря и следовало множество народа. Костромское духовенство 1-го округа {k} и часть народа из Костромы и ее окрестных селений собрались сюда еще накануне. В ближайшей к монастырю слободе, чрез которую пролегал единственный путь крестному ходу, был совершен пред находящейся в ней каменной часовней молебен Божией Матери. Затем крестный ход двинулся далее по большой Ярославской дороге от самого монастыря и до Костромы, обросшей старинными березами по обе стороны дороги, аллеями в два ряда. В двух деревнях, лежащих на большой дороге, в которых есть часовни, были водосвятные молебны. По выходе из последней де(с. 398)ревни средка уже появлялись жители города Костромы и его окрестностей, которые рано утром отправились святой иконе навстречу. Дождь, который лил беспрерывно с самого утра, перестал, когда вошли с иконой в последнюю деревню. С этого момента и во весь день стояла хорошая погода. Версты за три от города Костромы по обеим сторонам дороги, между березами, тянулись целые ряды усердных богомольцев. Умилительно было это зрелище христианского благоговения к святыне; но вскоре перед глазами народа открылось еще более благолепное и восхитительное зрелище под самой Костромой: в большом селе Селище звонили во все колокола; затем звон раздался с колоколен в Спасской и Никольской слободах на Волге против Костромы. В Костроме давно уже раздавался звон большого соборного колокола, а когда открылся крестный ход из собора с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери навстречу Смоленской иконе Богоматери, то звонили во все колокола не только в Успенском соборе, но и у церквей: Спасской, что в рядах, Предтеченской и Архангельской, где крестный ход и остановился у ограды. За ходом следовало городское духовенство со множеством народа. По случаю бывшего в ночь на 14 мая в Спасской слободе, что за рекой Волгой, ужасного пожара, Смоленская икона Богоматери была встречена причтом Спасской церкви и принесена в означенную церковь; здесь был отслужен пред чудотворной иконой погорельцами общий молебен, после которого крестный ход с чудотворной иконой отправился прямо на перевоз и, по переправе его на левый берег Волги пароходом, приблизился к давно уже ожидавшему пришествия святой иконы крестному ходу из кафедрального собора со множеством народа. По соединении обоих ходов в один тотчас же начался молебен: все иконы при торжественном колокольном звоне были понесены в Успенский собор, где и встретил их преосвященный Вениамин, викарий костромской, настоятель Песошенского (с. 399) монастыря. Затем была отслужена в соборе преосвященным Вениамином поздняя литургия при огромном стечении народа. После литургии икона Смоленской Богоматери отнесена была крестным ходом в Богоотцовскую церковь.

Накануне дня первого крестного хода, 9-й недели по Пасхе, 25 мая, принесены были из Ипатьевского монастыря в Спасскую, что в гостином ряду, церковь две иконы: икона Ризы Господней {l} и Тихвинская икона Богоматери; здесь они находились во время всенощной накануне 9-го воскресенья, а в самое воскресенье за позднюю обедню были принесены в кафедральный собор к архиерейскому приезду.

В одно время с ними в день первого крестного хода, 26 мая, были принесены в собор иконы Смоленской Божией Матери из Богоотцовской церкви и Нерукотворенного образа Спасителя из Запрудненской церкви и поставлены в приготовленные для них киоты: по правую и по левую стороны царских врат, подле местной иконы Спасителя и чудотворной иконы Феодоровской.

Теперь перейдем к описанию первого крестного хода.

День накануне первого крестного хода, 25 мая, с утра был ненастный. Дождь, при блеске молнии и раскатах грома, шел частый и крупный. Потом из-за серых свинцовых туч проглянуло солнце, но ненадолго. К половине дня снова собрались на небосклоне грозные тучи и полил дождь. К вечеру ветер разогнал тучи, которые собрались на западной стороне и скрыли заходящее солнце. По народным приметам это предвещало на другой день неблагоприятную погоду. С вечера, когда во всем городе Костроме были совершены всенощные бдения, в кафедральном соборе служил всенощную первенствующий протоиерей собора с диаконом. Пели архиерейские певчие. Народу было немало. Совершена была лития и благословение хлебов. (с. 400) При 9-й песни канона благовестили в большой колокол для напоминания о кануне крестного хода.

В самый день хода 26 мая рано утром из-за закрывших все небо облаков полил дождь, засверкала молния и слышен был дальний гром. Дождь шел беспрерывно до конца поздней обедни, молния сверкала постоянно и раздавались в воздухе сильные удары грома. Слякоть была страшная. Но во всем городе были ранние обедни (начало в 5 часов). После ранней обедни в кафедральном Успенском соборе пелись для богомольцев, которых к этому времени собралось очень много, молебны. Но вот на соборной колокольне в 7 часов 45 минут утра, по данному сигналу, прозвучал первый удар большого (в 1200 пудов) соборного колокола, за ним другой и третий… все сильнее и сильнее… Призывный гул промчался по всем окрестностям и возвестил о начале поздней обедни. Все ожило в Костроме. К началу обедни приехал преосвященный Александр. Карета при звоне колоколов в соборе быстро подкатилась к северным дверям собора – четверней «цугом». Когда дверца кареты отворилась и преосвященный вышел из кареты, поддерживаемый под руки двумя иподиаконами, то священный синклит собора встретил его обычно. Обедня началась и окончилась обычным порядком. Был посвящен один ставленник во диакона. Во время причастна была произнесена очередная проповедь, в которой проповедник сначала упомянул о событии 1655 года, а потом призывал всех молящихся воздать благодарение Богу за избавление от бывшего в Костроме бедствия. Затем певчие пропели концерт: «Утоли болезни души моея, Господи!..». В это время большой колокол на соборной колокольне снова загудел. Народ, как море, заволновался и длинной цепью потянулся из собора на улицу. Страшная теснота уменьшилась. Литургия кончилась, и архиерей, сопровождаемый всем городским духовенством, вышел чрез царские двери (с. 401) из алтаря в полном облачении и встал на возвышенном месте, а духовенство выстроилось в шеренгу попарно. С молебным пением началось шествие, поя: «Бог Господь…». Певчие архиерейские направились к западным дверям вслед за хоругвями, запрестольным крестом и святыми иконами; святые иконы несли на руках из церкви священники, диаконы и псаломщики, а за ними следовали прочее духовенство, архиерей в митре и с посохом и многое множество народа. Вне собора святые иконы были вставлены в приготовленные для них киоты, и крестный ход при колокольном звоне двинулся оградой в правую сторону к северо-восточным воротам, которыми и вышел к «английскому саду». Умилительно было это зрелище христианского всенародного моления на ходу: это множество священных хоругвей, святые иконы, сонм всего городского духовенства в облачениях; многое множество народа, в разноцветной массе которого потерялись, так сказать, все чины и тузы городские, идя со смирением наряду с прочими в крестном ходу за иконами. Во время хода владыка преподавал некоторым лицам святительское благословение. Иконы следовали в таком порядке: хоругви несли простые люди, запрестольный крест нес диакон в стихаре, а рядом с ним шел в ризе ключарь собора протоиерей А.В. Невский; потом шли два диакона в стихарях, и один из них держал в руках книгу «Требник» и громогласно читал псалмы, положенные в различные литии и бдения, глава 79-я, по стихам: «Благоутробне, долготерпеливе и всещедрый Господи!..» и псалмы 6-й, 101-й и 78-й, а шедшие за ними диаконы и псаломщики в стихарях к каждому стиху хором, протяжно и со сладкопением повторяли только один первый стих: «Благоутробне, долготерпеливе…», потом: «Милостиве, помилуй…» или «Яко щедрый Господи…». Когда подходили со святыми иконами к какой-либо церкви, то на каждой статье после «Слава» пели: «Яко щедрый Господи…», а (с. 402) после «И ныне»: «Пресвятая Владычице, Всепетая, Благословенная…» скоро. Четверо несли икону Нерукотворенный образ Спасителя в киоте и на подмогах {m}; двое – икону великомученика Пантелеимона в киоте, на руках; двое – Ризу Господню в киоте, на руках; икону Тихвинской Богоматери в киоте и на подмогах; икону Смоленской Богоматери в киоте и на подмогах – почти все сии иконы, кроме первой, несли диаконы в стихарях по четыре человека; и наконец, чудотворную Феодоровскую икону Богоматери несли на подмогах в киоте четыре священника в ризах и по сторонам два светских лица поддерживали ее также за подмоги. Впереди икон за поющими диаконами и псаломщиками следовало городское духовенство по двое в ряд. За иконами шли архиерейские певчие и некоторые из духовенства; из них два протоиерея несли в руках: один на блюде напрестольный крест, а другой – евангелие; по сторонам их шли два диакона и держали в руках рипиды, наклоненные к кресту. Во главе же всего духовенства шел преосвященный Александр в митре и с посохом в правой руке; перед ним два диакона держали в руках: один – дикирий, другой – трикирий, по сторонам – два иподиакона, а позади – три диакона и протодиакон. Впереди всего народа (по левую сторону преосвященного) следовали г[осподин] вице-губернатор и другие блюстители строгого порядка и дисциплины в народе, в котором каждому хотелось восхитить у другого место ближе к святыне. По выходе из соборной ограды шествие направилось под гору спуском к Волге, затем, сравнявшись с углом соборного дома, повернуло налево и следовало по набережной прямо на восток до церкви Стефана Сурожского. К крестному ходу из церквей Вознесенской, Никольской и Стефановской, мимо которых следовали святые иконы, выходил причт: священник в полном облачении держал на блюде крест, а впереди его диакон с кадилом и псаломщик с двумя подсвечниками. Ход (с. 403) останавливался, и протодиакон начинал читать: «Спаси, Боже, люди Твоя…», а певчие пели: «Господи, помилуй». При возглашениях протодиакона: «Господу помолимся, рцем вси» архиерей осенял народ крестом на все четыре стороны и кропил святой водой, при колокольном звоне церквей: Богословской на Каткиной горе, Вознесенской, Борисоглебской, Всехсвятской, Никольской, Воскресенской, что на Нижней Дебре, и Стефановской. Когда дошли до церкви Стефана Сурожского, то ход повернул влево на Ямскую улицу, где пришлось подниматься в песчаную гору. Народ расстилался по горе широкой, длинной, пестреющей тканью и покрыл собой всю гору и Ямскую улицу. Величественное зрелище представилось глазам наблюдавшего со стороны: пестрота одежд и разнообразие лиц – все смешалось в этой народной массе, колыхавшейся как волны на море. От Ямской улицы крестный ход следовал вспольем к городской заставе на конце Кинешемской или Русиной улицы; певчие пели: «Яко щедрый Господи…». От заставы ход следовал по Кинешемской улице до тюремного замка. Сравнявшись с церковью тюремного замка, крестный ход остановился и было читано Евангелие (от Матфея, глава 7, стихи 7-12). С Русиной улицы ход направился по всполью возле городской больницы к дому умалишенных, диаконы и псаломщики пели параклисис Божией Матери (глава 94 Требника). Отсюда крестный ход повернул в Кобылинский переулок, которым и прошел на Покровскую улицу – в гору; с Покровской улицы повернул в Жоховский переулок и отсюда Смоленской улицей вышел снова на Кинешемскую или Русину улицу. В это время звонили у церквей: Борисоглебской, Богословской, что на Каткиной горе, и Ильинской. Крестный ход направился прямо по Русиной улице (на запад) и, сравнявшись с церковью Илии пророка, остановился. Преосвященный читал Евангелие (от Луки, глава 1, стихи 39-50 и 56), осенял народ крестом и кропил святой водой. На углу Руси(с. 404)ной и Ильинской улиц крестный ход разделился на две части: одна часть его с иконами Спасителя, Ризы Господней, Смоленской и Тихвинской иконами Богоматери направилась мимо Воскресенской церкви, что на площадке, на Сусанинскую площадь, откуда святые иконы были отнесены к своим церквам; а другая часть – с хоругвями, крестом, иконой святого великомученика Пантелеимона и с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери – в сопровождении городского духовенства и архиерея направилась по Ильинской улице мимо бульвара в кафедральный Успенский собор при торжественном звоне колоколов. Здесь кончился крестный ход, в первом часу пополудни. Когда святые иконы были поставлены на места, архиерей, благословив народ со всем духовенством, вошел в алтарь чрез царские двери, которые за ним и были затворены. Собор был открыт для богомольцев во весь день.

Нельзя не подивиться и тому, что дождь, который почти в продолжение всей поздней обедни шел с градом, перестал к началу крестного хода. При окончании обедни солнце показалось во всем своем величии; небо совершенно почти очистилось от туч. В воздухе веяло свежестью; пыль, прибитая дождем и местами превратившаяся в грязь, не поднималась с земли на всем протяжении хода. Но когда ход окончился и народ разбрелся из собора по городу, снова все небо покрылось громовыми тучами; воздух давил как свинец; тучи шумели; наконец засверкала молния, зажигаясь в нескольких местах разом; гром с треском раздавался в пространствах, и при порывистом ветре дождь лил, даже с градом, как из ведра. Только к вечеру небо снова прояснилось и все утихло.

Благослови, душе моя, Господа. На всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи!

(И.В. Л-в. Крестные ходы в Костроме, совершаемые в девятую, десятую и одиннадцатую недели по Пасхе // Костромские епархиальные ведомости, 1885, часть II отдел неоф., № 13, с. 395-404).

(с. 435)

Второй крестный ход в городе Костроме

В день второго крестного хода, в 10-ю неделю {n}, 2 июня, поздняя литургия началась в 8 часов. Совершал преосвященный Александр с тремя протоиереями и одним священником, с протодиаконом и двумя диаконами кафедрального собора. Был посвящен один ставленник во диакона. После причастного стиха певчие пропели: «О Всепетая Мати…». По окончании литургии при звоне колоколов на соборной колокольне начался второй крестный ход из кафедрального собора вокруг города. Архиерейские певчие вышли за хоругвями и запрестольным крестом из собора чрез западные двери с пением «Бог Господь…», а за ними шли диаконы и священники и несли на руках святые иконы: сначала – икону святых Богоотец, за ней – икону Спасителя; (с. 436) потом – икону великомученика Пантелеимона, а за ней – икону Ризы Господней, затем – иконы Тихвинскую и Смоленскую [1] и, наконец, два священника несли Феодоровскую икону Богоматери в сопровождении преосвященного со всем городским духовенством, в голубом облачении и со множеством народа. По поставлении икон в приготовленные для них киоты, впереди которых встали псаломщики с фонарями, крестный ход двинулся чрез святые ворота из соборной ограды на площадь. Отсюда ход направился мимо Гостиного и Табачного рядов и вышел к церкви Воскресения, что на площадке. Здесь была совершена лития, на которой преосвященный осенял народ крестом и кропил святой водой. Затем при колокольном звоне в соборе и церквах: Воскресенской, Спасской, Ильинской и Благовещенской крестный ход двинулся далее по Сусанинской площади мимо присутственных мест и вступил в Никольскую улицу. Крест на блюде нес священник Предтеченской церкви, а другой с ним священник нес евангелие. По сторонам их шли два диакона и держали рипиды. Псалмы читал диакон Воскресенской, что на Нижней Дебре, церкви. Крестный ход остановился у церквей Благовещенской и Покровской, где были литии. Из Никольской улицы ход повернул налево в Покровскую улицу к церкви Покровской, что в Крупениках, но отсюда вышел на Сенную площадь, пересекая улицы Марьинскую и Павловскую, с Сенной вошел в Калиновскую улицу. Отсюда, повернув налево, ход вступил в Алексеевский переулок и остановился у церкви Алексия, человека Божия. Здесь преосвященный читал Евангелие (от Матфея, 7, 7-12) и осенял крестом и кропил (с. 437) святой водой. Крестный ход из Алексеевского переулка вступил в Смоленскую или Сенную улицу и по ней вышел на Еленинскую улицу. В это время диаконы и псаломщики пели параклисис Богоматери. На углу Еленинской улицы и Троицкого переулка отделилась от крестного хода икона Спасителя, которую понесли сначала по Троицкому переулку, а потом по Старо-Троицкой улице мимо Троицкой церкви прямо на Запрудню. Крестный ход при колокольном звоне у церквей: Алексеевской, Троицкой, Златоустовской и Рождественской двинулся по Еленинской улице на Сусанинскую площадь. Когда ход дошел до Пятницкого переулка, то здесь отделились от хода икона Богоматери Смоленская и икона святых Богоотец Иоакима и Анны, которые и были отнесены по этой улице в Богоотцовскую церковь. Потом крестный ход, выйдя из Еленинской улицы, следовал Сусанинской площадью мимо гауптвахты, каланчи, Мучных рядов, Предтеченской церкви, мимо Калачных рядов, мимо часовни новоустроенной в память мученической кончины императора Александра II, и Красных рядов. Сравнявшись с Спасской, что в Гостином ряду, церковью, крестный ход остановился. Здесь преосвященный Александр читал Евангелие Божией Матери (Лк. 1, 39-50 и 56), после которого иконы Ризы Господней и Тихвинской Богоматери были внесены в Спасскую церковь. А крестный ход, при торжественном звоне колоколов в церквах Спасской и Воскресенской и в кафедральном Успенском соборе, вступил сначала через святые ворота в ограду, а потом и в теплый собор. Крестный ход окончился. Иконы в соборе были поставлены на своих местах и, когда преосвященный, осенив народ крестом, вошел со всем духовенством в алтарь при пении певчими «ис полла…», царские двери были за ними затворены. При звоне колоколов в соборе и в приходских церквах преосвященный отправился в свою постоянную резиденцию в Ипатьевский мона(с. 438)стырь. Дождя не было во время хода, хотя и появлялись густые облака.

[Авторское подстрочное примечание:]

1. Сия святая икона явилась в ветхой, стоявшей без службы церкви святителя Николая на месте, называемом «Игрища» при речке Песочне, в 15 верстах от города Костромы. С начала крестных ходов и до 27 числа июля {o} святая икона находится в Богоотцовской церкви города Костромы, а зимой – в Предтеченской церкви.

(Второй крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 14, с. 435-438).

(с. 457)

Третий крестный ход в городе Костроме

В день третьего крестного хода в 11-ю неделю по Пасхе, 9 июня, позднюю литургию совершал в соборе прео(с. 458)священный Александр с тремя протоиереями собора и одним священником. Был посвящен один ставленник во диакона. Во время причастна была произнесена с церковной кафедры очередная проповедь, в которой проповедник подробно и назидательно раскрыл содержание прочитанного на литургии воскресного Евангелия (от Матфея, 8, 5-13). По окончании Божественной литургии при торжественном звоне колоколов в соборе открылся третий крестный ход [1] из кафедрального собора вокруг города. Духовенство с хоругвями, запрестольным крестом и святыми иконами, во главе с преосвященным и в сопровождении властей воинских и гражданских и великого множества народа, направилось чрез западные двери собора на улицу. По поставлении здесь святых икон в киоты, крестный ход двинулся святыми воротами соборной ограды на площадь. Читал псалмы диакон Христорождественской церкви. Следуя возле Гостиного ряда и Спасской церкви при колокольном звоне в церквах: Спасской, Воскресенской, что на площадке, Предтеченской, Петропавловской и Христорождественской, крестный ход направился к памятнику Сусанину и от него – в Богоявленскую улицу. Сравнявшись с Богоявленским собором девичьего монастыря, крестный ход остановился; здесь преосвященный на молебне читал Евангелие, положенное в праздник Богоявления Господня (Мк. 1, 9-11), и осенял народ крестом на четыре стороны и кропил святой водой. Пели сестры монастыря. С Богоявленской улицы крестный ход при звоне колоколов в Богоявленском монастыре, в Троицкой и Сергиевской церквах повернул в Вознесенский переулок и шел между Троицкой церковью и стеной девичьего монастыря. У (с. 459) Троицкой церкви ход не останавливался, и преосвященный только приложился к вынесенному из церкви священником кресту и кропил в сторону ее святой водой крестообразно. Пересекши Троицкую улицу, крестный ход из Вознесенского переулка вступил в Сергиевскую улицу. На ней у Сергиевской церкви ход останавливался, и преосвященный осенял народ крестом и кропил святой водой. Из Сергиевской улицы ход повернул влево, в Цареконстантиновский переулок, которым и вышел на Ново-Троицкую улицу. С Ново-Троицкой улицы Спасским переулком крестный ход вышел на Солдатскую улицу, а с этой Кирпичным переулком вступил во Власьевскую улицу. У Власьевской церкви крестный ход останавливался, и преосвященный осенял народ крестом и кропил святой водой. Здесь от хода отделилась икона Спасителя и была понесена на Запрудню, где всегда находится. Крестный ход направился к концу Власьевской улицы и Острожным переулком вышел на Царевскую улицу, а на конце Царевской улицы повернул в Шиповский или Заводской переулок и мимо зданий механического завода Шипова вышел на Мшанскую или Московскую улицу. Поравнявшись с Космодамианской, что на Гноище, церковью, крестный ход остановился; здесь преосвященный читал Евангелие Спасителю (Мф. 7, 7-12) и осенял народ крестом и кропил святой водой; здесь же отделились от хода две иконы, икона Ризы Господней и Тихвинская икона Богоматери, которые понесли за реку Кострому [2] в Ипатьевский монастырь, где они обыкновенно находятся. А крестный ход тронулся, при колокольном звоне у церквей: Власия, Космы и Дамиана, Спаса, что в Подвязье, и царя Константина на Мшанской или Московской улице, и, повернув направо в Спасский переулок, сошел на Набережную улицу возле зданий (с. 460) арестантских рот. Диаконы и псаломщики пели параклисис Божией Матери. Когда достигли угла Пятницкого переулка, то здесь отделились от хода Смоленская икона Богоматери и икона святых Богоотец Иоакима и Анны, которые и были понесены Пятницким переулком в Богоотцовскую церковь. В это время трезвонили у церквей: Богоотцовской, в Крестовоздвиженском девичьем монастыре, в Сретенской церкви при духовной семинарии, у Петра и Павла и у Архангельской церкви. Сравнявшись с Сретенской церковью, что в семинарии, крестный ход остановился и преосвященный читал здесь Евангелие (от Матфея, 5, 14-20, «Вы есте свет мира…»), осенял крестом и кропил святой водой. Пели семинарские певчие и присутствовали семинарские начальники, учителя и воспитанники всех классов семинарии. Отсюда крестный ход приблизился к церкви Михаила Архангела; здесь преосвященный читал Евангелие Божией Матери (Лк. 1, 39-50 и 56), осенял народ крестом и кропил святой водой. Повернув в Екатеринославскую улицу и поднявшись в Молочную гору, крестный ход с Феодоровской иконой Богоматери и иконой великомученика Пантелеимона направился в Успенский собор. Диаконы и псаломщики пели тропарь Феодоровской Богоматери. В это время трезвонили в церквах: Предтеченской, Спасской, что в Гостином ряду, и в соборе. Вступив чрез святые ворота в летний Успенский собор, крестный ход закончился; святые иконы были поставлены в соборе на своих местах, и преосвященный, с благоговением облобызав чудотворный образ Богоматери Феодоровский, со всем духовенством вошел в алтарь при пении певчими «Εις πολλά έτη Δέσποτα!» {p}. Отложив облачение, преосвященный возложил на себя по обычаю мантию, а потом вышел из алтаря, царские двери которого тотчас же были затворены, и, поддерживаемый двумя иподиаконами, став на амвоне, благословлял народ. (с. 461) После сего владыка вскоре отправился при торжественном звоне колоколов в Ипатьевский монастырь.

Умилялся народ, видя, что уважаемый архипастырь его, преосвященнейший Александр, от начала и до конца сопровождал все три крестных хода. Наблюдая пример трудолюбия, смирения, любви к Богу и терпения в лице своего архипастыря, несомненно, каждый проникался желанием подражать ему в том же самом. Во все три крестных хода, раз от раза, число богомольцев увеличивалось все больше и больше.

И во весь день третьего хода не было дождя, хотя погода была пасмурная и для крестного хода благоприятная {q}.

Велий еси, Господи, и чудны дела Твоя, и ни едино слово довольно (будет) к пению чудес Твоих! (Молитва на освящение воды).

Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь: яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови (Рим. 14, 11).

[Авторские подстрочные примечания:]

1. Самый большой {r} – окончился в 2 часа пополудни; за ним следует первый крестный ход и, наконец, второй крестный ход – окончился в 12 1/2 часа пополудни.
2. По плавучему мосту.

(И.В.Л. Третий крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., N 15, с. 457-461).

(с. 600) В костромском кафедральном Успенском соборе в течение Успенского поста после вечерни отправлялся молебен Успению Божией Матери и читался акафист, исключая кануны воскресных дней и праздников Преображения Господня и Успения Богоматери. За этим молебном пели архиерейские певчие и богомольцев собиралось на эту службу очень много, а особенно в дни праздничные и в последний день 13 августа; необыкновенное стечение народа было за молебном в воскресенье 11 августа, когда служил молебен и читал акафист сам архипастырь. Отправление молебна и чтение акафиста в Успенский пост введено в соборе по благословению в Бозе почившего архиепископа Платона лет десять назад тому, и судя по усердному посещению этого богослужения благочестивыми костромичами видно, что оно полюбилось им: весь акафист выслушивается ими с полным вниманием. Накануне праздника Успения Божией Матери в соборе самим архипастырем отслужен был в 3 часа пополудни молебен Божией Матери при участии всего городского духовенства в белом облачении, а в 6 часов вечера началось всенощное бдение и продолжалось до 9 часов. Владыка выходил на литию и на величание, а после Евангелия оставался среди храма, чтобы помазывать елеем огромное количество богомольцев. Архиерейские певчие пели партесно стихиры в честь Божией Матери. Соборная колокольня, равно и место около собора, былы иллюминована фонарями и плошками, при выходе из собора владыки зажжены даже были на колокольне бенгальские огни. Спасибо соборному старосте купцу Андрею Яковлевичу Щербакову; он содержит внешность и внутренность соборных храмов в чистоте и благолепии.

В самый праздник Успения Богоматери поздняя литургия была отправлена архипастырем в сослужении с ним шести протоиереев и иереев в бархатных, шитых золотом обла(с. 601)чениях, какие редко только употребляются при богослужении. Проповедь говорил кафедральный протоиерей; в ней коснулся проповедник и того, почему именно в Костроме собор освящен в честь Успения Божией Матери. По древнему сказанию, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери принесена была в Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом именно в Успеньев день, а в следующий [день] 16 августа она явилась великому князю Василию на Запрудне, куда ежегодно и бывает из собора крестный ход с чудотворной иконой. По окончании литургии владыка преподал святительское благословение множеству собравшегося народа и с пением тропаря архиерейскими певчими, в предшествии сослужащих с ним священников и преднесении креста кафедральным протоиереем, отправился в архиерейские покои в соборном доме, где и был приветствован с праздником почетнейшими горожанами во главе с начальником губернии, которые прибыли сюда с архипастырем из собора.

16 августа, в праздник в честь Нерукотворенного образа Спасителя, ежегодно бывает крестный ход из собора на Запрудню, где издавна, наверно со времен явления здесь Феодоровской иконы Божией Матери, построена церковь в честь Нерукотворенного образа. На этот крестный ход собирается очень много народа. Ныне крестный ход вышел из собора в исходе восьмого часа утра; небо было пасмурно, и в половине пути пошел дождь; народ не расходился. Около кладбищенской церкви Крестовоздвиженской ход обычно остановился для чтения Евангелия Нерукотворенному образу и для осенения крестом. При Запрудненской церкви еще за оградой обычно чудотворную икону встречает сам владыка с сослужащим ему духовенством, читается Евангелие Божией Матери и осеняется народ святым крестом. Но ныне, по случаю дождя, чудотворная икона была встречена архипастырем в паперти, и чтение Евангелия было уже в (с. 602) самой церкви. Затем началась самая литургия; сослужащих архипастырю, как и в соборе, было три протоиерея и три иерея. Пел полный хор архиерейских певчих. После литургии крестный ход возвратился в собор. Спасо-Запрудненская церковь – одна из благоустроенных в Костроме; при ней устроен двухэтажный каменный дом для священно-церковнослужителей. Церковь эта обязана своим благоустройством стараниям ктитора ее, фабриканта Владимира Андреевича Зотова и его родителей, и особенно матери его Татьяны Дмитриевны Зотовой, уже умерших и приснопамятных для церкви и причта ее.

(Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости, 1885, отдел II часть неоф., № 19, с. 600-602).

Примечания составителя.

a. Епископ Александр (Кульчицкий; около 1823-1888) управлял Костромской епархией в 1883-1888 годах.
b. Хиротония архимандрита Иустина во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии состоялась 27 января 1885 года в Санкт-Петербурге.
c. Специальная прорубь на водоеме для крещенского водоосвящения.
d. На 3 февраля 1885 года приходилось Прощеное воскресенье.
e. Автор перефразирует воскресный тропарь по непорочнах: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…».
f. Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери, обретенная в 1622 году, в описываемое время дважды в году приносилась на длительное время в Кострому для поклонения верующих.
g. Имеется в виду богослужебное чтение из Апостола.
h. В данном случае слово означает – «органы власти».
i. То есть эпидемия чумы. В действительности это «моровое поветрие» посетило Кострому осенью 1654 года, начиная с сентября. Подробнее см., например: Авдеев А.Г. Новые эпиграфические источники о моровом поветрии 1654 г. в Московской Руси // Вестник Православноого Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 1 (44), с. 121-132.
j. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
k. То есть благочиннического округа епархии.
l. Имеется в виду складень с частицей Ризы Господней, хранившейся в Ипатьевском монастыре с 1626 года.
m. Здесь – шесты, на которых несли киот с иконой.
n. По Пасхе.
o. Исправлено; в журнальном тексте опечатка – «июня».
p. «Ис полла эти, деспота» (греч.) – На многая лета, владыко.
q. Так в тексте.
r. То есть – по своей продолжительности.