От составителя. Текст работы протоиерея Иоанна Сырцова публикуется по изданию 1908 года, которое, к сожалению, содержит многочисленные опечатки. В настоящей публикации исправлены ссылки на места из Священного Писания, цитаты по возможности приведены в соответствие с церковнославянским и русским текстами Библии. Отдельные исправления оговорены в подстрочных примечаниях.

Следует учитывать, что автор придерживается традиционного мнения о времени явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (1239 год) и о построении Успенского собора в камне князем Василием Ярославичем в XIII веке. Сейчас такую точку зрения трудно назвать обоснованной.

Поскольку работа имеет сложную структуру, для удобства прочтения приводим ниже ее оглавление со специальным обозначением разделов и подразделов.

1. Краткая история собора.

2. Живопись в галерее пред Успенским собором.
2.1. Картины из ветхозаветной священной истории.
2.2. Картины из жизни Иосифа Прекрасного.
2.3. Картины из евангельской истории.
2.4. Вселенские соборы.
2.5. Картины, представляющие смерть и хождение преподобной Феодоры по мытарствам.
2.6. Призвание Михаила Феодоровича на царство.
2.7. Явление и чудеса, исходящие от Феодоровской иконы Божией Матери.
2.8. Отдельные картины и иконы в галерее.
3. Внутри храма.
3.1. План стенной живописи в храме.
3.2. Купол (небо и небожители).
3.3. Стены храма и алтаря (жизнь Иисуса Христа).
3.4. В сводах (Апокалипсис).
3.5. Столбы (жизнь и труды апостолов).
3.6. Живопись в окнах.

4. Иконостас Успенского собора.

5. Придел святого великомученика Феодора Стратилата.

(с. 1)

Краткая история собора

Превосходным памятником костромской глубокой старины до сих пор служит костромской Успенский собор, устроенный в конце XIII столетия костромским князем Василием Квашней для помещения в нем новоявленной чудотворной иконы Божией Матери, называемой Феодоровской. Кому не приходилось любоваться с Волги, приближаясь к Костроме сверху или снизу на пароходе, прелестнейшей группой снежно-белых златоглавых храмов, стоящих на крутом левом берегу и обнесенных красивой, обширной и высокой каменной оградой? Это ф костромские соборные храмы, в числе коих стоит и древний Успенский храм. Его легко отличить от других храмов, так как он стоит совершенно отдельно в северо-западном углу ограды и имеет некоторые архитектурные особенности. Он представляет, можно сказать, куб квадратуры, прикрытый зелеными крышами на четыре ската и завершенный пятью большими чечевицеобразными, недавно вызолоченными главами. В летнее время в солнечный день на главы невозможно смотреть – так ярко они горят новым золотом. Успенский храм и по тому еще можно отличить от других, что он, вопреки церковному обычаю и уставу, алтарями расположен не на восток, а на север; на это указывают и овальные выступы алтарной стены, и положение золотых крестов на главах.

В течение 600 лет своего существования Успенский собор не раз подвергался опустошительным пожарам, особенно в 1773 году, и после каждого пожара ремонтировался, но свой первоначальный внешний оригинальный вид он сохранил до наших дней.

Внутреннее благоустройство Успенского собора не менее замечательно, как и внешнее. Сравнительно небольшой собор внутри имеет для поддержки сводов четыре квадратных колонны, расписанные сверху донизу и внизу окруженные особыми богатыми киотами с большими иконами в дорогих ризах. Пятиярусный резной позолоченный иконостас наглядно представляет торжествующую на небесах Церковь Христову во всей славе и величии. Святые иконы, Феодоровская с левой стороны царских врат и Успения Божией Матери с правой, служат постоянным предметом благоговейного внимания и почитания со стороны бла(с. 2)гочестивых посетителей собора. В иконостасе сверх того можно видеть над северными алтарными дверями небольшую Феодоровскую икону Божией Матери, подаренную собору царем Михаилом Феодоровичем, избранным на царство в Костроме, в Ипатьевском монастыре.

Нынешнее внутреннее благоустройство Успенского собора относится к концу XVIII столетия, после большого пожара 1773 года, оставившего в целости только каменный остов собора. Тем не менее Успенский собор в общем, как самый древнейший из костромских храмов и памятников старины, наглядно представляет нам за шесть столетий нашу местную культуру, нашу религию, нашу религиозно-нравственную, политическую и общественную жизнь. Мыслящий наблюдатель, внимательно обозревая собор с внешней – архитектурной и внутренней – религиозно-идеальной стороны, легко может читать и судить, хотя бы в общих чертах, о начале и постепенном развитии в Костроме христианства, о степени религиозного настроения костромичей, выражающегося в заботе о благолепии храма, об уровне костромской культуры, выражающейся в архитектурном, живописном, резном, среброчеканном и прочих искусствах. Сооружение столь редкого в XIII столетии каменного соборного храма в Костроме, городе почти еще новом, ничем еще не выдавшемся из ряда других русских городов, требовало от костромичей немалой подготовки со стороны и религиозной, и культурной. Следовательно, костромичи уже тогда были далеко не в числе отсталых обитателей Русской земли. Но в 600-летний период жизни они естественно должны были по пути просвещения сделать многие шаги вперед… Достаточно указать на то обстоятельство, что город Кострома, в начале своего существования, в XII-XV столетиях, сосредоточивавшийся в своем сравнительно небольшом земляном кремле около Успенского собора, теперь расширился во все стороны на несколько верст, насчитывает у себя до 41 тысячи жителей, стал городом губернским, обзавелся всякого рода учреждениями: церковными, административными, учебными, благотворительными и так далее.

Нам хотелось бы в столь древнем и замечательном историческом памятнике костромской старины, каким является Успенский собор, отметить особую принадлежность, по которой посетитель собора может в назидание себе читать не только историю костромской жизни, но и священную историю Ветхого и Нового Завета и многое из последующей христианской истории. Мы разумеем стенную живопись собора.

Сохранились в соборе письменные указания о том, что (с. 3) Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся на средства, частью дарованные императрицей Екатериной II, лично посетившей собор в 1767 году, и частью на добровольные жертвы граждан.

Историю возобновления собора после пожара 1773 года и украшения стенной живописью можно читать в особом большом клейме на внутренней западной стене собора с левой стороны от западного входа в собор с галереи. Эта краткая история гласит, что пожар случился 1773 года 18 мая, что из внутренних принадлежностей собора удалось спасти при пожаре только чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и прочих девять икон, что возобновление собора началось в 1775 году при епископе Симоне II на пожалованные императрицей Екатериной II средства и закончено 2 декабря 1778 года при костромском епископе Павле I, что, наконец, «писали в сей святой соборной церкви стенное иконное изображение иконописцы града Ярославля подрядчики» – ярославские купцы: Федор Пототуев, Степан Столяров, Андрей Денисов и другие, всего до 17 человек. После того первоначальная живопись подновлялась в 1855 году и промывалась в 1882 году. Как бы то ни было, ясность и отчетливость стенной живописи XVIII века сохранилась до наших дней настолько, что каждую отдельную картину, даже на высоте сводов, можно рассматривать во всех подробностях.

Расписывался собор, очевидно, по заранее предначертанному серьезному плану [1]. Первое место занимают картины из ветхозаветной и новозаветной священной истории. Но в самом храме – исключительно новозаветная история; ветхозаветная же помещена в галерее, окружающей собор с двух сторон – южной и западной – в виде широкого коридора. Прибавим к сему, что живопись не простая, малярная, а довольно художественная, в стиле итальянском. За точным выполнением предначертанного плана живописи и правильным написанием картин в конце XVIII века строго следил сам преосвященный костромской Павел I.

Желая дать посетителям собора возможность обозревать картины стенной живописи в последовательном порядке домостроительства Божия о мире и человеке, мы начинаем описание (с. 4) картин с галереи, где первое место занимают картины ветхозаветные.

Живопись в галерее пред Успенским собором

Мы уже заметили, что Успенский собор, вопреки церковному обычаю, устроен алтарем не на восток, а на север, в ту сторону, с которой в XIII столетии была принесена в город новоявленная Феодоровская икона Божией Матери. Поэтому и стены и входы в храм получили название, не согласное с церковным названием. Так, западную стену с западным входом в Успенском соборе заменяет южная, южную – восточная, восточную – северная, северную – западная. Мы будем называть их по-церковному, представляя алтарь как бы обращенным не на север, а на восток, как полагается. Два входа в самый собор из галереи расположены: один с южной (восточной), другой с западной (южной) сторон. В галерею же вход по чугунной лестнице с южной (восточной) стороны. Поднявшись по лестнице на площадку, вы вступаете в галерею чрез стеклянные двери. С правой стороны по соборной стене вы прежде всего видите помянутый вход в храм, с левой у окна стойка старосты, дальше три железные двери – в сторожку и в ризницу; поворотив под прямым углом на запад (юг), прямо пред собой видите вход в придел Феодора Стратилата, справа в стене западный вход в храм, слева несколько окон и выход из галереи на ограду.

Галерея на всем протяжении имеет овальный свод.

Расписана галерея вся снизу доверху, не исключая и свода, в 1788 году на средства благотворителя купца Афанасия Андреевича Ашастина {b} и жены его Марьи Федоровны, ярославскими мастерами Дмитрием и Петром Иконниковыми, и в 1854 году подновлена на средства купца Филиппа Михайловича Солодовникова мастером Александром Сапожниковым (надпись в клейме на стене за стойкой старосты).

В галерее по стенам и в своде помещены следующие группы картин:

I. Ряд картин из истории творения мира и вообще ветхозаветной истории.
II. Из жизни Иосифа Прекрасного.
III. Из Евангельской истории.
IV. Семь Вселенских соборов.
V. Смерть и видение мытарств Феодоры.
VI. История явления и чудеса Феодоровской иконы Божией Матери.
(с. 5) VII. Призвание на царство Михаила Феодоровича.

VIII. Отдельные большие особенно замечательные картины.

I. Картины из ветхозаветной священной истории
Творение мира. В три ряда: в самом своде и по овалам свода, в золотых кругах, при входе в галерею с лестницы:
1. Рече Бог: да будет свет. И бысть свет (Быт. 1, 3). Господь Саваоф, окруженный светом.
2. Рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды (Быт. 1, 6). Бездна пространств и облака.
3. Рече Бог: да прорастит земля былие травное и древо плодовитое (Быт. 1, 11). Природа во всей роскоши.
4. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды (Быт. 1, 16). На небе солнце, луна и звезды.
5. И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя (Быт. 1, 20). Всякого рода животные.
6. И сотвори Бог человека по образу Своему и по подобию (Быт. 1, 26-27). Адам в раю, окруженный животными.
7. И наложи Бог изступление на Адама, и успе; и взя едино от ребр его (Быт. 2, 21). Господь благословляет Еву.
8. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от древа сего не снесте; в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 16-17). Адам и Ева вместе в раю.
9. Вземши от плода яде, и даде мужу своему, и ядоста (Быт. 3, 6). Ева вручает плод Адаму.
10. И скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога посреде древа райскаго (Быт. 3, 8). Адам и Ева скрываются за деревьями.
11. Изгна Господь Бог Адама из рая сладости делати землю (Быт. 3, 23). Ангел гонит Адама и Еву из рая.
12. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их (Быт. 3, 21). Адам уже прикрылся, Ева же еще получает от Бога.
Конец свода.
13. Плачет Адам, землю делает, Ева же в болезни чад рождает.
14. И бысть, принесе Каин от плодов жертву; и Авель принесе от первородных овец. И призре Бог на Авеля и на дары его (Быт. 4, 3-4). Жертвоприношения.
15. И воста Каин на Авеля брата своего и уби его (Быт. 4, 8). Братоубийство.
(с. 6) 16. И рече Господь Бог ко Каину: «Где есть Авель брат твой?»; и рече: «Не вем» (Быт. 4, 9).
17. И поживе Адам лет двесте тридесять {с} и роди сына, и нарече имя ему Сиф (Быт. 5, 3).
18. Енох же в страхе Божии в полудни пребываше, благочестно дом свой всегда обучает.
19. Никтоже создан бысть таков, яко бы[х] Енох на земли, той бо взят бысть от земли.
20. И испи (Ной) от вина, и упися, и обнажися в дому своем (Быт. 9, 21).
Отдельные картины по южной (восточной) внешней стене от старостиной стойки вовнутрь:
21. Пророк Илия низводит огонь на жертву и поражает жрецов Вааловых.
22. Вознесение пророка Илии на небо.
23. И бысть потоп четыредесять дний и четыредесять нощей на земли, и умре всякая плоть, движущаяся по земли, и всякий человек.
24. Изыде диавол от лица Господня и порази Иова гноем от ногу даже до главы. Диавол летит, Иов и семья.
25. Поражение сатаны от архангела: «Видех сатану, яко огнь с небесе спадша».

II. Картины из жизни Иосифа Прекрасного (Быт. 30, 24 и далее)

Западная (южная) половина галереи от придела Феодора Стратилата, полусвод, начиная от второго окна:

1. Иосиф, пришедший к братьям, объясняет им благословение отца; они же, связавши его, бросают в ров.
2. Братья предлагают Иосифа купцам, идущим в Египет.
3. Братья, продавши Иосифа, закалают козла и обагренную кровью его ризу приносят отцу.
4. Везомый купцами в Египет Иосиф плачет над гробом Рахили, матери своей.
5. Купцы, приехавши в Египет, продают Иосифа Пентефрию.
6. Иосиф бегает от жены Пентефрия, оставив ризу свою в ее руках.
7. Пентефрий, по оклеветанию жены своей, ввергает Иосифа в темницу.
Угловое окно, над которым два ангела держат икону Божией Матери. По сторонам окна святые Прокопий и Иоанн Устюжский.
8. Над окном: Иосиф в темнице толкует сны фараоновым слугам – виночерпию и хлебодару.
(с. 7) 9. Один из фараоновых слуг сидит в темнице обезглавленный.
10. Виночерпий в темнице один, поникший главой.
11. Иосиф в темнице на цепи.
Южная (восточная) половина галереи, полусвод, от углового окна к старостиной стойке:
12. Иосиф толкует сон фараонов, пред лицом фараона и пред министрами, о коровах и колосьях.
13. Иосиф в чести за растолкование снов, сидит на колеснице, которую везет пара белых коней.
14. Пентефрий с женой с покорностью предстает Иосифу, восседающему на престоле в венце.
15. К Иосифу приходят братья купить пшеницы; Иосиф, не открываясь им, грозит им, называя их соглядатаями.
16. Иосиф Симеона, связанного, посадил в темницу; прочих же братьев отпустил к отцу с пшеницей.
17. Братья, предполагая снова ехать в Египет, просят отца отпустить с ними Вениамина; Иаков не соглашается, но затем отпускает.
18. Иосиф признается братьям, обнимает Вениамина и целует.
19. Иаков въезжает в Египет; Иосиф встречает отца и кланяется; стоят колесницы и множество народа.
20. Иаков пред смертью благословляет детей, пророчествует об Иуде, на детей Иосифа возлагает руки и умирает.
21. Иосиф тело Иакова возвращает в землю обетованную и предает погребению.
Дверь сторожки.

III. Картины из евангельской истории

Западная (южная) половина галереи от главного западного входа по соборной стене до поворота в южную (восточную) половину.
Вход во храм в виде продолговатой арки с железными вереями. Над входом Воскресение Иисуса Христа; Иисус Христос в хитоне с накидкой и знаменем в руках. По краям свода арки надпись полукругом, золотыми славянскими буквами: «Место сие несть место простое, но дом Божий и сия врата Господня». В самом своде арки Деисус: Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Креститель. На косяках арки с одной стороны царь Давид с хартией, на которой написано: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего»; с другой царь Соломон с хартией: «Господи, да будут очи Твои зряще на дом сей день и нощь».

(с. 8)

Картины в полусводе:

1. В преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше. Церковь и народ.
2. Тайная вечеря.
3. Мария помазует ноги Иисуса драгоценным миром и отирает власами в доме Симона. Трапеза, возлежащие Иисус и гости.
4. Воскрешение Лазаря. Лазарь выходит из гроба.
5. Вход Господень в Иерусалим.
Нижний ряд:
6. Святой великомученик Димитрий.
7. Распятие Спасителя. По сторонам два разбойника на крестах. Из расселин земли и гробов выходят воскресшие мертвецы.
8. В преисподней земли (в аду) в ожидании Спасителя, Иоанн Креститель с хартией: «Се Агнец Божий», и другие цари и пророки со своими хартиями.
9. Святой великомученик Георгий.
10. Положение Спасителя во гроб.
11. Святой великомученик Феодор Тирон.
Угол.
Картины от входа в придел Феодора Стратилата по внешней стене галереи к югу до поворота:
Изречения Праведного Судьи к стоящим одесную:
Взалкахся бо, и дасте Ми ясти (раздача хлеба бедным);
Возжадахся, и напоисте Мя (разливание в сосуды питья);
Странен бех, и введосте Мене (встреча и прием);
Наг, и одеясте Мя (покрытие нагого одеждой).
Древо жизни. Замечательнейшая картина, которая представляет большое многоветвенное цветущее древо. У корня праотец Авраам; по ветвям цари – предки Спасителя по плоти и Божией Матери; наверху под крестом Матерь Божия с Богомладенцем; заканчивается древо распятием. Внизу надпись: «Жезл из корене Иессеева изыдет и святый из горы приосененныя чащи».
Окно. По сторонам окна:
Святой Петр Афонский и святой Онуфрий Великий – нагие с длинными бородами до пола.

IV. Вселенские соборы

Стена южная (восточная) от угла галереи к старостиной стойке и к выходу на лестницу:
1. Первый Вселенский Никейский собор 325 года. Председательствуют царь Константин и патриарх Евстафий. Множество (318) архиереев, монахов, мирян. Пред судом стоит Арий.
2. Второй Константинопольский Вселенский собор 381 года, 150 отцов. Председательствует царь Феодосий Старший. Судится Македоний.
(с. 9) 3. Третий Вселенский собор в Ефесе, 200 отцов. Председательствует император Феодосий Младший. Судят Нестория.
4. Четвертый собор Халкидонский, 600 отцов. Председательствует Маркиан. Судят Евтихия, Диоскора.
5. Пятый Константинопольский, 165 отцов. Император Юстиниан. Осуждается учение Оригена.
6. Шестой Константинопольский. Император Константин Брадатый.
7. Седьмой, 367 отцов против иконоборцев. Император Константин и мать его Ирина.

V. Картины, представляющие смерть и хождение преподобной Феодоры по мытарствам

Западная (южная) половина галереи, свод, с внешней стороны. От углового окна ко входу в придел:
1. Блаженный Константин приводит Феодору к преподобному Василию, да послужит ему. Василий сидит, Константин и Феодора стоят.
2. Преподобный Василий возливает на Феодору елей и миро многоценное. Василий и два ангела: один держит Феодору, другой изливает из сосуда миро.
3. Преподобная Феодора, лежа на одре, видит, как Василий дает ангелам мешец на искупление ее на мытарствах.
4. И се прииде смерть к преподобной Феодоре, яко лев рыкая.
5. Умирая, преподобная Феодора узрела двух ангелов и обрадовалась. Феодора на одре, два ангела в головах, у ног демоны.
На своде от церкви, ангелы показывают Феодоре обители небесные:
6. Четыре обители, наполненные разными святыми; пред ними стоят накрытые столы, на столах сосуды с райскими плодами. Два ангела водят душу Феодоры под руки, душа в виде младенца.
7. Рай, обнесенный стеной с вратами. В раю Господь Саваоф на престоле, по сторонам девять групп святых, все в белых одеждах, все безбрадые, молодые, похожие друг на друга. Ангелы с Феодорой у врат.
8. Великолепный сад с зеленеющими деревьями, но еще пустой – в ожидании, должно быть, святых. Ангелы с Феодорой идут мимо.
9. Обитель (лоно Авраама), где сидят за трапезой четыре патриарха; им служат стоящие позади четыре ангела. Преподобный Василий с Феодорой пали пред патриархами. Ангелов уже нет. Очевидно, здесь для Феодоры место блаженного упокоения.

(с. 10)

VI. Призвание Михаила Феодоровича на царство

Внешняя стена в западной (южной) половине галереи, нижний ряд картин:
1. Торжественное шествие из Костромы в Ипатьевский монастырь архиепископа Феодорита во главе архимандритов, костромского духовенства, бояр и бесчисленного множества народа, с иконами и хоругвями, для приглашения Михаила Феодоровича на царство.
2. Встреча с Михаилом Феодоровичем и матерью его в Троицком монастырском соборе и упрашивание его принять царский скипетр.
3. Копия с послания от московской думы к Михаилу Феодоровичу с извещением об избрании его на царство. На стене славянский текст в золотой кайме.
4. Михаил Феодорович в Троицком монастырском соборе восседает на царском троне уже как нареченный царь.

VII. Явление и чудеса, исходящие от Феодоровской иконы Божией Матери

Соборная стена в южной (восточной) половине галереи. Картины расположены в три яруса, занимают почти всю стену от угла до южного (восточного) входа в храм. В средине всех изображений помещается небольшой образ Феодоровской иконы в серебряной позлащенной ризе, с неугасимо горящей пред ним лампадой.
1. Святой великомученик Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу Костроме.
2. Костромской князь Василий Квашня 16 августа, будучи на охоте в лесу, видит святую икону на сосне в небесном сиянии.
3. Князь Василий стоит пред иконой на коленях и молится, намереваясь взять ее и унести в Кострому.
4. Пред новоявленной иконой молится костромское духовенство и множество народа, пришедшие с намерением взять и унести икону в Кострому.
5. Икона уже в Костроме в храме святого Феодора Стратилата; пред ней костромичи усердно молятся.
6. Пожар в храме Феодора Стратилата.
7. Обретение иконы на третий день после пожара, в пепле.
8. Выход с иконой из Костромы против нашествия татар.
(с. 11) 9. Битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера.
10. Новый пожар в храме Феодора Стратилата, во время которого икона поднялась на воздух и таким образом была спасена.
Далее идут исцеления от иконы:
11. Исцеление юноши Моисея в храме Божием пред обновленным образом (в 1636 году), после молебствия, от падучей болезни.
12. Исцеление некоей женщины Антониды от слепоты.
13. Исцеление некоей женщины Ирины от беснования.
14. Исцеление некоей девицы Параскевы от слепоты.
15. Исцеление некоего посадского человека Иосифа от черной немочи.
16. Исцеление отрока Иоанна от новомесячного недуга (лунатизма).
17. Исцеление некоей женщины Татианы, одержимой галичной кликоткой, порчей.
18. Исцеление расслабленной девицы Фотиньи.
19. Исцеление отрока Герасима.
20. Исцеление женщины Матроны, имевшей расслабленной правую руку.
21. Исцеление неизвестной женщины.
В старинных записях насчитывается до 33 случаев чудесных исцелений; значит, здесь далеко еще не все.

VIII. Отдельные картины и иконы в галерее

Южная (восточная) половина галереи:
1. При входе в Успенский собор в подъездном портике (крыльцо-ротонда) на стенах святые апостолы Петр и Павел в человеческий рост.
2. Поднявшись на площадку по чугунной лестнице, на правой стене картина Страшного Суда, большая на полотне [2].
Прямо – входная в галерею стеклянная дверь; над дверью с площадки – образ Божией Матери Одигитрии, что в Игрицком монастыре.
По входе в галерею на первом плане: с левой стороны стойка церковного старосты; далее, за окном до угла по исписанной живописью стене – два окна, три железные двери: в сторожку, в кладовую старосты, в ризницу; с правой стороны по соборной стене: южный (восточный) вход в собор, (с. 12) две иконы Божией Матери в металлических позлащенных ризах: Иерусалимская и Феодоровская.
3. Над входной с площадки стеклянной дверью изнутри: образ Спасителя Нерукотворенный; под ним херувим; на косяках по ангелу: один с огненным мечом, другой с хартией для записи входящих.
На стене справа: святители московские Петр, Алексий, Филипп и Иона; слева к старостиной стойке: преподобные костромские Тихон Лухский, Геннадий Любимский {d}, Авраамий Городецкий и Макарий Унженский.
На правой храмовой стене:
4. Похвала Божией Матери. Матерь Божия в средине. Над Ней Иисус Христос с крыльями, сидит на престоле, благословляя. Выше – Господь Саваоф. По сторонам – парящие ангелы, пророки с хартиями в руках, заключающими в себе проречения о Божией Матери. Внизу апостолы.
5. Иисус Христос в Назарете, в синагоге, в день субботний, взяв книгу пророка Исаии, читает в ней проречение о Себе: «Дух Господень на Мне: Егоже ради помаза Мя благовестити нищым…» (Лк. 4, 17-19).
6. Южный вход в собор в виде арки, с двойными железными дверями.
Над входом в арке: сошествие Святого Духа на апостолов; между апостолами Божия Матерь, сидит. Деисус: Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Креститель. На откосах пророки: Исаия и Иеремия.
7. С левой стороны входа в храм: большая Иерусалимская икона Божией Матери в металлической позлащенной ризе; написана на самой стене; пред иконой постоянно стоит большой подсвечник с неугасимо горящими свечами. Над иконой: история происхождения иконы.
8. Вначале бе Слово – большое стенное изображение: содержание 1-й главы Евангелия [от] Иоанна. На каждый почти стих своя картина. В средине представлен храм, в котором помещаются Бог Отец, Сын Божий и Дух Святый; по сторонам надписи: «Благодать» и «Истина». Картины кончаются стихом 13: «Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася».
С левой стороны от входа в галерею с площадки:
9. На стене в большой кайме за стойкой старосты славянским уставным письмом изложена история украшения галереи живописью в 1788 году, о чем сказано в предисловии.
(с. 13) 10. С левой стороны окна, что подле старостина стола: Боголюбский образ Божией Матери.
11. Святые русские князья: Ярослав, Василий (Квашня), Константин, Феодор, Давид и Константин; святые Афанасий Александрийский и Макарий Египетский.
Над дверью в кладовую:
12. Иисус Христос крылатый; в одной руке скипетр, в другой крест.
13. Встреча и объятие отцом блудного сына.

Внутри храма

Приступая к обозрению стенной живописи в самом храме Успения Пресвятой Богородицы, посетитель должен предварительно прочитать на соборных стенах помещенную краткую историю построения храма, явления Феодоровской иконы Божией Матери, обновления храма после пожара в 1773 году и украшения стенной живописью и исправления живописи в 1855 и 1882 годах. Эта история излагается в двух больших клеймах на западной внутренней стене собора, с обеих сторон входных западных дверей под хорами, на высоте человеческого роста. В клейме с правой стороны от входа излагается история явления Феодоровской иконы и построения храма. Здесь мы, между прочим, читаем, что икона явилась в 1239 году костромскому князю Василию Квашне. Настоящий каменный храм устроен в конце XIII века этим же самым князем Василием Квашней нарочно для помещения в нем новоявленной чудотворной иконы. Здесь же говорится об обновлении храма после пожара 1773 года и первоначальном украшении живописью. Расписывали собор в продолжение трех лет (1775-1778 годы) купцы-подрядчики Дмитрий и Кузьма Иконниковы и мещанин Зеркальников.

В клейме с левой стороны от входа говорится о том, что живопись 1775 года в половине XIX столетия значительно испортилась и побледнела, поэтому в 1855 году была исправлена. Трудились, исправляя, живописцы: крестьянин Михаил Матфеев и ростовский мещанин Александр Сапожников и позолотчик арзамасский мещанин Филипп Крылов. Упоминается и о том, что в 1882 году живопись и иконостасная позолота прочищались.

План стенной живописи в храме

Расписан собор в 1775 году по плану весьма обдуманному. В общем план представляет всю историю новозаветного домо
(с. 14)строительства Божия. В частности: а) в куполе: небо и небожители; б) по стенам: в храме и алтаре – жизнь, проповедь, чудеса, страдания, смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа на небо; в) в сводах: апокалипсические виыдения Иоанна Богослова; г) на четырех четырехгранных широких столбах: жизнь, деяния, чудеса и страдания святых апостолов, и д) в окнах: в сводах различные иконы Божией Матери, на откосах святители греческие и русские.

Удовлетворившись созерцанием стенной живописи, обозреватель, конечно, не минует взглянуть и на пятиярусный грандиозный резной позлащенный иконостас, в котором масса святых изображений, замечательных и со стороны истории, и по богатству украшений.

Кстати, обозреватель пусть заглянет и в придел святого Феодора Стратилата: и здесь найдет он себе пищу для религиозной и археологической любознательности.

А. Купол (небо и небожители)
Купол Успенского собора представляет собой большой фонарь из шести окон, завершенный круглым овальным сводом и поддерживаемый четырьмя четырехгранными высокими колоннами.
1. В своде купола: Пресвятая Троица: Господь Саваоф со скипетром в руках; одесную – Иисус Христос, Сын Божий, с раскрытым Евангелием; Дух Святый сверху в сиянии.
2. Между окнами: шесть архангелов с жезлами; к жезлам прикреплены ленты, на которых написано: «Свят, свят, свят Господь Саваоф».
3. Ниже до сводов праотцы {d}: Адам, Авель, Лот, Илия, Ной, Моисей, Аввакум, Иеремия, Исаия, Иаков, Исаак, Авраам. (Порядок: от Адама вправо по всему куполу).
4. Под праотцами на откосах: четыре евангелиста, пишущие Евангелие.
5. В сводах между двумя передними колоннами и между колоннами и иконостасом: Собор архангелов и ангелов. В центре архангелы с хартиями, на коих написано: «Свят, свят, свят»; по сторонам: власти и господства, престолы и начала, херувимы и серафимы, архангелы и ангелы.
6. По своду между колоннами и иконостасом чрез весь храм от стены до стены тянется белая лента, на которой славянской вязью написано: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает, Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе херувимы и серафимы непрестанными гласы взывают…».

(с. 15)

Б. Стены храма и алтаря (жизнь Иисуса Христа)
Земная жизнь Иисуса Христа от Благовещения до Вознесения на небо включительно занимает три стены собора: южную, западную и северную (по церковному), верхние части колонн и Успенский алтарь. На стенах и на колоннах картины написаны в четырехугольных легких рамах (клетках) по две картины в ряд, в четыре раздела или столбца; исторический порядок картин начинается на южной стене с первого столбца от алтаря, начиная сверху к низу; обозрев один столбец до низу, нужно перейти вправо к другому столбцу и начинать опять с верхних двух картин до низу и так далее по всем трем стенам.
Над картинами из жизни Иисуса Христа в полусводе – ряд картин из Апокалипсиса, о которых речь впереди.

Южная стена

Начало от иконостаса, к западу столбец первый, между первыми двумя окнами, вверху под картинами из Апокалипсиса:
1. Благовещение Пресвятой Богородице. Лк. 1, 26-38.
2. Пресвятая Дева Мария приветствуется праведной Елисаветой. Лк. 1, 39-55.
3. Рождество Иисуса Христа. Лк. 2, 6-7.
4. Явление ангелов пастырям. Лк. 2, 8-14.
5. Обрезание Господне. Лк. 2, 21.
6. Ангел во сне повелевает Иосифу бежать с семьей в Египет. Мф. 2, 13.
7. Избиение младенцев. Мф. 2, 16.
8. Бегство в Египет. Мф. 2, 14.
Под первым окном входная южная дверь, под вторым только одна картина:
12-летний Иисус Христос в храме между книжниками.

Столбец второй между вторым и третьим окнами:

1. Поклонение волхвов. Мф. 2, 10-11.
2. Сретение Господне в храме. Лк. 2, 25-38.
3. Указание на Иисуса от Иоанна. Мк. 1, 7-8.
4. Крещение Иисуса Христа. Мк. 1, 9-11.
5. Искушение Иисуса Христа от диавола в пустыне. Лк. 4, 1-13. Иисус на горе и на крыше храма, с сатаной.
6. Призвание Андрея и Петра. Мф. 4, 18-20.
7. Притча: Воззрите на птицы небесныя. Мф. 6, 26.
8. Исцеление бесноватого. Мф. 17, 14-18.

(с. 16)

Под третьим окном:
Проклятие бесплодной смоковницы. Мк. 11, 13-14.

Стена западная

Западная стена имеет в средине вход с галереи в собор; на половине высоты – хоры для певчих на протяжении всей стены; повыше хоров – три больших окна. Над хорами, от южного угла к северному, между первым и вторым окнами следующие картины:
1. Иисус Христос с апостолами в лодке на озере, во время бури спит на корме. Лк. 8, 23-25.
2. Исцеление Иисусом Христом в Капернауме расслабленного, спущенного к ногам Спасителя чрез крышу дома. Мк. 2, 3-5.
3. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской и повеление духам войти в свиней. Лк. 8, 27-33.
4. Сотник просит Иисуса Христа об исцелении слуги. Мф. 8, 5-9.
Между вторым и третьим окнами:
5. Воскрешение сына наинской вдовицы. Лк. 7, 11-16.
6. Кровоточивая женщина прикасается к одежде Иисуса. Лк. 8, 43-44.
7. Иисуса Христа спрашивают, следует ли платить дань кесарю? Лк. 20, 21-25. Один из вопрошающих показывает пенязь. Иисус Христос с апостолами с одной стороны; с другой стол с пенязями, по-видимому, происходит сбор; один сборщик в руке держит горсть денег; другой в чалме, в одежде римского сотника, в кольчуге, одежда короткая. Сцена в доме богатом.

Под хорами с правой стороны от входа:

1. Пир богача, Лазарь у врат, псы.
2. Смерть Лазаря и взятие души его на небо, несут три ангела. Лк. 16, 22.
Затем помещено клеймо с надписью об украшении храма живописью в 1775-1778 годах (описано в первой части); с левой стороны от входа помещено клеймо с надписью о возобновлении живописи в 1855-1857 годах. Затем продолжается притча о богатом и Лазаре:
3. Смерть богача и взятие души его в ад; несут два демона; душа с бородой. Лк. 16, 22.
4. Богач в аду мучится и взывает к Аврааму: «Посли Лазаря».

Стена северная

Северная стена (в натуре западная) граничит с приде(с. 17)лом святого великомученика Феодора Стратилата, устроенным в 1666 году. Близ солеи собора в стене – арка, представляющая вход из собора в придел. На высоте трех сажен – два больших окна, которые дают свет чрез крышу придела.
Под первым угловым, что подле хоров, окном картина:
Исцеление 38-летнего расслабленного при Силоамской купели. Ин. 5, 1-9.

Между первым и вторым окнами картины:

1. Мытарь Закхей на смоковнице. Лк. 19, 4-5.
2. Беседа с самарянкой. Ин. 4, 7-26.
3. Проповедь Спасителя с корабля. Мк. 4, 1.
4. Иисус Христос в доме Лазаря. Марфа и Мария. Лк. 10, 38-42.
5. Иисус Христос на браке в Кане Галилейской. Ин. 2, 1-11.
6. Исцеление тещи апостола Петра. Мф. 8, 14-15.
7. Намерение иудеев побить Иисуса Христа камнями за исцеление расслабленного при купели. Ин. 5, 16-18.
8. Изгнание из храма продавцов животных и менял. Мк. 11, 15-17.
Под вторым окном:
Иисус указывает на вдовицу, опускающую в корван последнюю лепту. Мк. 12, 41-44.
За вторым окном к иконостасу:
1. Воскрешение Лазаря. Ин. 11, 43-44.
2. Исцеление слепца при посредстве брения. Ин. 9, 1-7.
3. Благословение детей. Мк. 10, 13-16.
4. В храме на молитве фарисей и мытарь. Лк. 18, 10-14.
5. Женщина, взятая в прелюбодеянии и приведенная к Спасителю. Ин. 8, 3-11.
6. Сотник {f} умоляет, стоя на коленях, Иисуса Христа об исцелении его умирающей дочери. Мф. 9, 18.
7. Хананеянка просит Иисуса Христа об исцелении своей бесноватой дочери. Мф. 15, 22-27.
8. Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15, 28.
Над входом в придел Феодора Стратилата:
1. Пир в доме Симона; Мария обливает слезами ноги Иисуса Христа и отирает власами. Лк. 7, 37-38.
2. Вход Господень в Иерусалим. Мф. 21, 6-9.
3. Десять прокаженных издали просят Иисуса Христа об исцелении. Лк. 17, 11-14.
4. Проповедь об Иоанне. Мф. 11, 7-15.
5. Беседа с Никодимом. Ин. 3, 1-21.
6. Господь спасает утопающего Петра. Мф. 14, 28-31.

(с. 18)

Последние дни и страдания Иисуса Христа изображены под самыми сводами храма на колоннах.

Колонна 1 от иконостаса с правой стороны
1. Иисус Христос умывает ноги ученикам. Ин. 13, 2-10.
2. Моление о чаше в Гефсиманском саду. Мф. 26, 36-44.
3. Лобзание Иуды. Мк. 14, 45.
4. Иисус Христос говорит воинам: «Се Аз» {g}. Ин. 18, 5-6.
Колонна 2 на южной стороне
1. Спаситель пред первосвященником Анной. Ин. 18, 19-24.
2. Спаситель пред Каиафой; Каиафа раздирает на себе ризы. Мф. 26, 62-66.
3. Спаситель изнемогает под крестом. Ин. 19, 17.
4. Спаситель в терновом венце предается поруганиям; Ему дают трость и меч. Мф. 27, 29.
Колонна 2 от иконостаса с левой стороны
1. Спаситель предается истязаниям пред лицом Пилата. Ин. 19, 1-3.
2. Пилат умывает руки. Мф. 27, 24.
3. Спаситель пред Иродом, не отвечая на вопросы. Лк. 23, 8-9.
4. Спасителя в поругание пред Иродом облекают в багряницу. Лк. 23, 11 {h}.
Страдания и смерть Иисуса Христа
Главный алтарь Успенского собора. Картины написаны на стене в больших лепных цветистых, позлащенных клеймах:
1. Тайная вечеря – с левой стороны престола.
2. Моление о чаше – с правой.
3. Распятие – в своде над горним местом.
4. Снятие со креста – в своде справа.
5. Положение во гроб – в своде слева.
6. Воскресение – над царскими вратами, на полотне.
7. Вознесение Господне – над жертвенником. Вознесшийся Спаситель в облаках благословляет учеников, оставшихся на земле.

В алтаре таким образом заканчивается изображение искупительной миссии Иисуса Христа Вознесением на небо.

Кстати нельзя не упомянуть о других замечательных картинах, имеющихся в двух отделениях Успенского алтаря.

Именно, в отделении с правой стороны, в так называемом диаконнике:
1. В центре свода: Христос Спаситель в облаках как Вседержитель.
2. Преображение Господне – над окном.
(с. 19) 3. По бокам четыре картины из жизни пророка Илии (видения, жертвоприношения). Все в изящных лепных цветистых позлащенных клеймах.
По бокам, с правой стороны:
1. Мытарь и фарисей в храме на молитве.
2. Моисей на горе Синай принимает от Бога скрижали Завета.
С левой стороны:
3. Первосвященник Аарон во Святая святых пред ковчегом завета.
4. Видение патриархом Иаковом лествицы от земли до небес.
В отделении с левой стороны, где жертвенник:
1. В самом своде: Господь Саваоф.
(Над окном, пред жертвенником: Вознесение Господне).
2. Справа: ангел Господень пред престолом Божиим воскуряет фимиам. Откр. 8, 3-4.
3. Жертвоприношение Авеля.
4. Моисей пред купиной (в купине ангел).
5. Жертвоприношение Исаака.
Все картины в лепных цветных золотистых клеймах.
6. Над северным входом – жертвоприношение Маноя. Картина на полотне большая.

В. В сводах (Апокалипсис)

Картины Апокалипсиса помещаются в одну линию по стенам южной, западной и северной под самыми сводами, занимая одну половину сводов, от стен. Они на такой высоте, что нелегко рассматриваются простым глазом, но хорошо с небольшим биноклем.

Южная стена от иконостаса
1. Посреди семи светильников стоит подобный Сыну Человеческому, облеченный в подир (длинная одежда первосвященников и царей иудейских) и по персям опоясанный золотым поясом. Он держит в деснице Своей семь звезд, из уст Его исходит меч обоюдоострый. Откр. 1, 13-16.
2. Престол Божий; на престоле сидит Живущий в веки веков, Которому поклоняются 24 старца и Которого день и ночь славят четыре животных, исполненных очей спереди и сзади, воспевая: «Свят, свят, свят Господь Вседержитель». Откр. 4, 2-10.
3. Сидящий на престоле держит в Своей деснице книгу, написанную внутри и отвне и запечатанную семью печатями. Посреди престола и четырех животных и старцев стоит Аг(с. 20)нец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей; Он взял книгу из десницы Сидящего на престоле. Животные и старцы пали пред Агнцем и начали петь: «Достоин Ты взять книгу…». Откр. 5, 1-9.
4. По снятии пятой печати Иоанн видит под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. Откр. 6, 9.
5. Агнец снимает с книги одну за другой печати. Появляются четыре коня со всадниками: конь белый, конь рыжий, [конь вороной,] {i} конь бледный. Откр. 6, 1-8.
6. По снятии шестой печати произошло великое землетрясение; солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; звезды падают. Откр. 6, 12-13.
7. Четыре ангела, стоящие на четырех углах земли, держат ветер, чтобы не дул на землю. Откр. 7, 1.
Западная стена, с юга
8. Вострубил пятый ангел, и с неба пала звезда, раскрылись бездны, появился из-под земли дым, из дыма поползли по земле скорпионы {j}. Откр. 9, 1-3.
9. Ангел, сошедший с неба, облеченный облаком, над головой радуга, лицо как солнце, ноги как столпы огненные; в руке книга раскрытая; стал правой ногой на море, левой на суше. Откр. 10, 1-2.
10. Два мужа (пророки Илия и Енох), убитые и воскресшие, восходят на небо и видят великое землетрясение, от которого погибла десятая часть города (Иерусалима) и семь тысяч имен человеческих. Откр. 11, 3-13.
11. Господь Бог, сидящий на престоле, дает ангелам семь труб, чтобы вострубили, предвещая великие бедствия. Откр. 8, 2.
12. Жена, облеченная в солнце, страдая родами. Дракон, увлекший своим хвостом {k} с неба часть звезд. Битва архангела Михаила и ангелов с драконом и аггелами {l}. Откр. 12, 1-9.
13. Вышедший из моря семиглавый зверь с десятью рогами, украшенными диадимами; на головах имена богохульные. На звере сидит жена блудница. Народ стекается на поклонение зверю. Откр. 13, 1-8; 17, 3.
Северная сторона, с запада
14. Сидящий на облаках, подобный Сыну Человеческому, бросает на землю серп; ангелы, имея в руках серпы, готовы начать жатву. Откр. 14, 14-19.
15. Ангелы, изливающие на землю гнев Божий. Внизу зверь, изрыгающий духов; цари в венцах, народ. Откр. 16.
(с. 21) 16. Гибель великого града Вавилона. Откр. 18.
17. Поклонение и славословие Сидящему на престоле от четырех животных и двадцати четырех старцев. Откр. 19, 4.
18. Слово Божие, Царь царей, сидящий на белом коне, низвергает зверя и с ним лжепророка, производивших чудеса, живых бросает в озеро огненное, горящее серою. Откр. 19, 11-20.
19. Страшный Суд над умершими малыми и великими, ставшими пред Богом, при раскрытой книге жизни. Откр. 20, 12.
20. Горний Иерусалим, где блаженная жизнь, уготованная для праведников. Откр. 21.

Г. Столбы (жизнь и труды апостолов)

Жизнь и деяния святых апостолов представлены в картинах на четырех четырехгранных пятисаженных колоннах, поддерживающих своды собора. Для помещения на них картин колонны сверху донизу разделены, как бы перепоясаны поперечными линиями на четыре части. В каждой части с четырех сторон помещается четыре картины. План размещения картин по колоннам нельзя назвать удачным, однако понять нетрудно. Определим сначала положение колонн: вступив в храм с галереи западными вратами, вы видите две колонны справа к югу и две слева к северу; или иначе: две параллельно с иконостасом – к востоку и две параллельно с западной стеной к западу. Отметим их в последнем направлении цифрами так: № 1 – колонна с правой стороны, первая от иконостаса, к которой с иконостасной стороны примыкает архиерейская кафедра под балдахином; № 2 – колонна с левой стороны, первая от иконостаса, к которой с иконостасной стороны примыкает левый клирос; № 3 – колонна с правой стороны, вторая от иконостаса, первая от западных врат; № 4 – колонна с левой стороны, вторая от иконостаса, первая от западных врат. Живописец, располагая картины по колоннам, по-видимому, не упускал из виду исторической хронологии картин. Если вы желаете рассматривать картины в порядке исторической хронологии, то начинайте с колонны № 1; рассматривайте не сразу все картины, помещенные на колонне, а берите один который-нибудь ярус, заключающий в себе с четырех сторон колонны четыре картины; удовлетворившись созерцанием четырех картин колонны № 1, переходите к колонне № 2; здесь рассматривайте тоже не больше четырех картин линии, расположенной на одном уровне с линией колонны № 1; затем идите к колоннам № 3 и № 4 и поступайте так же. Чтобы осмотреть все картины на всех четырех колоннах, придется подойти несколько раз к каждой колонне.

(с. 22) Впрочем, хронологический порядок соблюдается только в картинах из Деяний апостольских, расположенных во второй и третьей линиях колонн, и то не так строго. Верхние и нижние линии имеют свои картины и свой порядок.

Наше описание следует тому хронологическому порядку, какой замечается в натуре.

Верхний ярус колонн (страдания и смерть святых апостолов)

Колонна № 1
а) Страдания и смерть на кресте апостола Петра, от иконостаса с восточной стороны.
б) Страдания и кончина апостола Матфия от меча, с южной.
в) Страдания и кончина на кресте апостола Андрея Первозванного, с западной.
г) Страдания и кончина апостола Иакова Зеведеева от меча, с северной.
Колонна № 2
а) Страдания и кончина от меча апостола Павла, восточная.
б) Страдания апостола и евангелиста Матфея, южная.
в) Страдания и кончина апостола и евангелиста Иоанна Богослова, западная.
г) Страдания и кончина апостола Фомы, северная.
Колонна № 3
а) Страдания апостола Филиппа, восточная.
б) Страдания апостола Иакова, брата Господня, южная.
в) Страдания апостола Варфоломея, западная.
г) Страдания апостола Симона Зилота, северная.
Колонна № 4
а) Страдания апостола Иуды Зеведеева, восточная.
б) Страдания апостола Иакова Алфеева, южная.
в) Страдания апостола и евангелиста Марка, западная.
г) Страдания апостола и евангелиста Луки, северная.
Второй ярус книзу (деяния святых апостолов)
Колонна № 1
а) Апостолы, Матерь Божия, мироносицы и другие в Сионской горнице (Деян. 1, 13-14), восточная.
б) Проповедь святого апостола Петра по сошествии Святого Духа (Деян. 2, 14-40), северная.
(с. 23) в) Апостол Петр при входе в храм берет за руку расслабленного и поднимает на ноги (Деян. 3, 1-7), западная.
г) Народ, видя исцеление расслабленного при храме, хвалит Бога (Деян. 3, 9-10), южная.
Колонна № 2
а) Внезапная смерть Анании и Сапфиры, утаивших имение свое пред апостолами (Деян. 5, 1-10), южная.
б) Исцеление больных от тени проходящего апостола Петра (Деян. 5, 15), западная.
в) Обращение ко Христу Савла, будущего апостола Павла (Деян. 9, 3-8), восточная.
г) Апостола Павла в Дамаске ночью спускают с городской стены за ограду (Деян. 9, 25), северная.
Колонна № 3
а) Ангел повелевает Филиппу идти в Газу (Деян. 8, 26), восточная.
б) Апостол Филипп крестит евнуха царицы Эфиопской (Деян. 8, 36-39), северная.
в) Апостол Петр исцеляет расслабленного Енея (Деян. 9, 33-34), южная.
г) Ангел выводит апостола Петра из темницы (Деян. 12, 6-11), западная.
Колонна № 4
а) Ангел наставляет сотника Корнилия (Деян. 10, 3-6), южная.
б) Апостол Петр в Иоппии видит плащаницу, спускающуюся с неба и наполненную гадами (Деян. 10, 10-16), восточная.
в) Апостол Петр в доме Корнилия поднимает его, падшего пред ним (Деян. 10, 25-26), западная.
г) Ангел выводит апостола Петра из темницы (Деян. 12, 6-11) , северная {m}.

Третий сверху ярус

Колонна № 1
а) Апостолы Павел и Варнава в Листре, принятые за богов, которым хотели приносить жертвы (Деян. 14, 11-18), восточная.
б) Апостол Павел в Филиппах исцеляет рабу-предсказательницу (Деян. 16, 16-18), северная.
в) Апостолы Павел и Варнава в Филиппах, связанные, стоят на суде пред воеводой (Деян. 16, 19-23), западная.
г) Апостол Павел удерживает от самоубийства стража филиппийской темницы, думавшего, что из темницы, чудесно растворенной, ушли все заключенные (Деян. 16, 27-28), южная.

(с. 24)

Колонна № 2
а) Апостол Павел на острове Паф словом ослепляет волхва Елима (Деян. 13, 6-11), западная.
б) В Листре апостол Павел словом исцеляет хромого (Деян. 14, 8-10), южная.
в) Апостол Павел в Филиппах проповедует около молитвенного дома при реке (Деян. 16, 13), восточная.
г) Апостол Павел в Ефесе проповедует в училище некоего Тиранна (Деян. 19, 9), северная.
Колонна № 3
а) Архидиакон Стефан пред судилищем (Деян. 6, 12-15), северная.
б) Побиение архидиакона Стефана камнями (Деян. 7, 58-60), восточная.
в) Апостола Павла в Листре, избитого до полусмерти, влекут за город (Деян. 14, 19), южная.
г) Апостол Павел воскрешает отрока, убившегося при падении из окна в Троаде (Деян. 20, 9-12), западная.
Колонна № 4
а) Апостол Павел в Антиохии Писидийской в субботу проповедует в синагоге (Деян. 13, 14-41), восточная.
б) Изгнание Павла и Варнавы из Антиохии Писидийской (Деян. 13, 50), северная.
в) Явление апостолу Павлу в Коринфе Иисуса Христа, сказавшего: «Не бойся, но говори и не умолкай» (Деян. 18, 9), южная.
г) Апостол Павел в Коринфе пред судом Галлиона (Деян. 18, 12-16), западная.
Первый снизу ярус
Стенные картины и различные иконы в киотах, украшенные ризами; пред иконами лампадки, шандалы и большие подсвечники.
Колонна № 1
а) На месте правого клироса – архиерейская кафедра под балдахином, обитая красным сукном. Кафедра прикрывает на стене изображения русских святителей: Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского. (Восточная).
б) Образ Николая Чудотворца в сребропозлащенной ризе, в большом киоте; пред ним большой подсвечник. (Южная).
в) В большом киоте [икона] Воскресение Христово; вокруг небольшие выносные изображения двенадцати праздников; все в ризах. (Западная).
(с. 25) г) Картина на стене: пророк Илия в пустыне возносится на огненной колеснице на небо. (Северная).
Колонна № 2
а) Левый клирос. На стене три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. (Восточная).
б) Апостол Иоанн Богослов, в молодости и старости; в пустыне пишет Евангелие. (Южная).
в) В большом киоте: в средине образ Толгской Божией Матери, украшенный жемчугом; по сторонам святцы, 12 месяцев. (Западная).
г) В большом киоте Феодоровский образ Божией Матери в ризе, с изображением по сторонам чудес. (Северная).
Колонна № 3
а) На стене: апостол Петр в Иоппии {n} воскрешает девицу Тавифу (Деян. 9, 36-41). (Восточная).
б) В большом киоте: Нерукотворный образ Спасителя в ризе; по краям акафист Спасителю в лицах. (Южная).
в) В большом киоте: образ Пресвятой Троицы в ризе; по краям – история жизни Авраама в лицах. (Западная).
г) Картина на стене: апостол Павел, спасшийся при кораблекрушении, на берегу острова Мелита греется у костра и бросает в огонь откуда-то взявшуюся змею (Деян. 28, 3-5). (Северная).
Колонна № 4
а) Апостол Павел держит защитительную речь пред царем Агриппой (Деян. 26). (Восточная).
б) Апостол Павел в Кесарии пред Феликсом (Деян. 24). (Южная).
в) В большом киоте: Смоленский образ Божией Матери в ризе, по краям чудеса. (Западная).
г) В большом киоте: образ Божией Матери «О Всепетая Мати», по бокам песнописцы Роман и другие. (Северная).
Здесь кончаются живописные и иконные украшения соборных колонн.

Д. Живопись в окнах

Успенский собор, как мы уже знаем, старинный, начавший уже седьмое столетие своего существования, и построен по принятой в XIII-XIV столетиях церковной архитектуре. Поэтому и окна собора по старинному обычаю устроены на двухсаженной высоте от соборного пола – только не узкие, как замечается во всех старинных храмах. Но это последнее отступление от прежней архитектуры может быть объяснено тем, (с. 26) что собор в течение шести столетий не раз подвергался пожарам и некоторым несущественным переделкам; немудрено, что окна при этих ремонтах были расширены приспособительно к позднейшему обычаю.

В Успенском соборе, кроме алтаря, насчитывается на трех стенах всего только 8 окон: на южной 3, на западной (на хорах) 3 и на северной 2. Вышина каждого окна больше 3 аршин, ширина 2 аршина; углубление большое, косяки широкие откосами. Живопись располагается на овальных сводах и широких косяках. В сводах изображены различные чудотворные иконы Божией Матери, поддерживаемые ангелами; в самых окнах на откосах – святители русские и греческие.

Начнем описание опять с южной стены и кончим северной.

а) Южная стена, 3 окна

От иконостаса к западу:

1. По сторонам: ангел в храме предсказывает священнику Захарии о рождении от него сына, будущего Предтечи и Крестителя Господня.

В своде: Господь Саваоф.

2. Святители русские: с одной стороны – Петр и Алексий, с другой – Филипп и Иона.

В своде: Владимирская икона Божией Матери.

3. Святители: Фотий и Киприан, Димитрий Ростовский и Стефан Пермский.

В своде: Донской образ Божией Матери.

б) Западная стена, 3 окна, над хорами

От южного угла к северу:
1. Кирилл и Афанасий Александрийские, Дометиан Мелитинский и Григорий Нисский.
В своде: Страстной образ Божией Матери.
2. Святители: Григорий Двоеслов и Никита Новгородский; Модест Иерусалимский и Иоанн, патриарх Цареградский.
В своде: образ Знамения Божией Матери.
3. Прокл, архиепископ, и Герман, патриарх Константинопольский; патриархи: Софроний Иерусалимский и Никифор Цареградский.

В своде: Новгородская икона Божией Матери.

в) Стена северная, 2 окна

От западного угла к востоку:
1. Патриархи Анатолий и Мефодий Цареградские, святители Гурий и Варсонофий Казанские.
В своде: Казанская икона Божией Матери.
(с. 27) 2. Святители: Анатолий Никомидийский {o} и Мирон Критский, Александр и Ипполит, папы Римские.
В своде: Корсунский образ Божией Матери.

Иконостас Успенского собора

Взору каждого посетителя Успенского собора прежде всего представляется величественный пятиярусный резной, сияющий серебром, золотом и драгоценными жемчугом и камнями на иконах иконостас. Посетитель, заинтересованный стенной живописью, тем более не упустит обратить свое внимание и на живопись иконостаса, заключающуюся в отдельных иконах. Мы не будем описывать всех изображений, составляющих содержание иконостаса; укажем только на более замечательные.

Теперь существующий иконостас устроен вместе с обновлением собора после пожара, бывшего в 1773 году, и освящен костромским епископом Павлом в 1778 году 2 декабря (читай надпись в соборе на задней стене, справа от западного входа). В 1855 году только была подновлена местами иконостасная позолота – в остальном остается без изменений.

План иконостаса, искусство мелкой позлащенной резьбы и иконной живописи, богатство украшений местных икон и царских врат вызывают в зрителе удивление, а главная святыня храма, занимающая в иконостасе первое место с левой стороны царских врат чудотворная Феодоровская икона Божией Матери служит для всех посетителей предметом глубокого благоговения и почитания.

В общем величественный иконостас, как и надлежит по правилам церковного домостроительства, наглядно представляет Церковь торжествующую на небесах, Горний Иерусалим. В центре, или над царскими вратами, вы видите всю Пресвятую Троицу: Бога Отца в образе Старца, Ветхого деньми; Сына Божия, Богочеловека, сидящего на престоле славы; Бога Духа Святого; ниже – Пресвятая Дева Мария; над самими царскими вратами – Тайная вечеря. Величественные среброкованые царские врата представляют Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, провозвестников спасения рода человеческого.

По сторонам пятиярусный, 17 аршин вышины, украшенный витыми резными колоннами, большими резными и лепными позлащенными клеймами и киотами для икон и увенчанный распятием Господним иконостас представляет в верхних ярусах святых праотцев, царей и пророков ветхозаветных, в нижних – апо(с. 28)столов и святителей, двунадесятые праздники; самый нижний ярус, покрытый сплошь сребропозлащенными дорогими ризами, заключает в себе местночтимые иконы, каковы с правой стороны царских врат: Спасителя, сидящего на престоле, Успения Божией Матери, Рождества Христова и Иоанна Предтечи (крылатый); с левой: Феодоровская, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Богородицы и Феодора Стратилата.

Из этих икон особенно отличаются ценными украшениями, кроме серебра и золота, из драгоценных камней и жемчуга две иконы Божией Матери: Феодоровская и Успения. Но есть в иконостасе и еще одна достопримечательность – это небольшая Феодоровская икона Божией Матери, покрытая сребропозлащенной ризой и украшенная драгоценными камнями, которая пожертвована собору царем Михаилом Феодоровичем и теперь помещается в иконостасе над северным входом в алтарь.

Придел святого великомученика Феодора Стратилата

Благочестивый и любознательный посетитель Успенского собора не упустит, думаем, заглянуть и в придел святого великомученика Феодора Стратилата, расположенный в виде пристройки с левой стороны, или иначе с северной (по церковному; а в натуре – с западной) стороны собора. В придел два входа: из галереи и из самого собора, чрез арку в северной стене, что у солеи. Придел устроен в 1666 году как бы взамен того храма, в который в 1239 году была принесена и поставлена новоявленная чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этот древний храм, носивший имя Феодора Стратилата и вторично сгоревший еще при костромском князе Василии Квашне, при котором явилась икона, едва ли и был восстановлен, так как для иконы был устроен теперешний Успенский собор. Во всяком случае на том месте, где он стоял, именно на Мшанской улице, с незапамятных времен существует каменный храм во имя Богоотцов Иоакима и Анны. Побуждением для устроения особого придела в честь великомученика Феодора Стратилата при Успенском соборе было то, что самая чудотворная икона, называемая ныне Феодоровской, получила это название от имени Феодора Стратилата, который за день до принесения ее 16 августа 1239 года в Кострому носил ее по стогнам города.

В приделе Феодора Стратилата в летнее время совершаются постоянно ранние литургии.

(с. 29) Посетитель придела может здесь удовлетворить свою любознательность созерцанием следующих изображений из стенной и иконной живописи.

В алтаре

Над престолом на ровном горизонтальном полукруге – воскресший Иисус Христос в Эммаусе среди эммаусских путешественников Луки и Клеопы. Картина большая, художественная; представляет большую освещенную горницу, украшенную колоннами, между коими занавесы; посредине трапеза, накрытая белой скатертью, на ней чаша и хлебы; по сторонам Иисуса Христа апостолы Лука и Клеопа и стоит, должно быть, хозяин.

В храме, в сводах, на откосах, в роскошных уборных живописных клеймах
1) Двенадцатилетний Иисус в синагоге между законниками и книжниками.
2) Иисус Христос благословляет детей.
3) Иисус Христос в рыбацкой лодке; с ним в лодке несколько человек; другие подле лодки тянут из озера сеть.

В притворе или трапезе особенно замечательны три {p} больших переносных иконы на правой и левой стене. Это: 1) Апокалипсис в лицах, писана в 1552 году при Иоанне Грозном; 2) чудотворные иконы Божией Матери, прославленные в России, всего до 75 изображений, и 3) Николай Чудотворец – икона больших размеров в большом резном киоте. Над Николаем Чудотворцем – Коронование Божией Матери, по сторонам чудеса святителя Николая; письмо XVII века, художественное.

Этим кончается наш обзор живописи собора.

 

[Подстрочные примечания автора:]

(с. 3)

1. Возможно, что и прежний до-пожарный план живописи не был оставлен без внимания: многие картины, по-видимому, написаны по прежним начертаниям, сделанным на стенах резцом, что было в обычае лишь в XVII веке и немного позже.

(с. 11)

2. Ветхая. Другая картина Страшного Суда написана прямо на стене у входа в придел Феодора Стратилата.

Протоиерей Иоанн Сырцов. Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе. Кострома, 1908, с. 1-29.

 

[Примечания составителя:]

a. Заголовок приводится по тексту самой брошюры. На ее обложке заголовок несколько отличается: «Стенная роспись костромского Успенского кафедрального собора».
b. В тексте – «Атостина», что надо полагать опечаткой.
c. Следует учитывать расхождение церковнославянского и русского текстов – 230 и 130 лет соответственно.
d. Традиционное современное именование – преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский.
e. Точнее, праотцы и пророки.
f. Видимо, опечатка, и речь идет о начальнике синагоги Иаире.
g. Церковнославянский текст: «Аз есмь».
h. В тексте работы описаны изображения только на трех колоннах.
i. «Конь вороной» – в тексте пропущено.
j. Правильнее – саранча: «… и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9, 3).
k. В тексте опечатка – «своим хоботом».
l. То есть с падшими ангелами, бесами.
m. Поскольку пункт (г) дословно совпадает с пунктом (г) из предыдущего раздела, можно предполагать ошибку набора.
n. В тексте ошибочно – «в Лидде».
o. В действительности Анатолий Никомидийский (память 23 апреля ст. ст.) – мученик, но не святитель.
p. В тексте – «две», видимо, ошибочно.