Фрагмент книги 1855 года, описывающий крестные ходы и церковные традиции кремлевских соборов.

(с. 137) С учреждением Костромской епархии в 1744 году хотя учрежден и кафедральный Троицкий собор при Ипатиевом монастыре, но Успенский собор, уступив первенство кафедральному в письменах и документах, на самом деле удержал за собой прежнее знаменитое свое значение как существенное первенство. Состоя в центре губернского города – тогда как кафедральный находился в уезде, за рекой от города, – Успенский собор по-прежнему остался священным местом для всех торжественных церковных собраний и процессий, а вмещая в себе чудотворный образ, был по(с. 138)стоянной и единственной целью, к которой стремились вера и благочестие в лице усердных поклонников чудотворного образа, от мала до велика, от последнего ремесленника и простолюдина до первого сановника и гражданина. Уже независимо от царских повелений, которыми в древние времена ограждаема была честь чудотворного образа, Успенский собор – селение того образа – пользуется благоговейным вниманием всех сословий без исключения. Во дни высокоторжественные, в которые приносится общественная молитва преимущественно за царя и весь августейший Дом и православное царство Русское, храмы Успенского собора оглашаются молитвенными возгласами и благочестивыми учениями местных архипастырей и других, по их указанию, более или менее высших властей духовных, которых с должным вниманием послушают власти воинские и гражданские и все верноподданные Всероссийского престола. В праздничные дни Церкви знаменитейшие граждане Костромы спешат по преимуществу в Успенский собор – исполнить христианский долг в пламенной молитве пред чудотворным образом Богоматери. И во дни менее свободные для лиц, занятых должностями общественными и частными обязанностями, Успенский собор постоянно видит у себя притекающих пред чудотворный образ с усердными молитвами благочестивых богомольцев всякого состояния, пола и возраста.

Но преимущественно Успенский собор привлекает к себе благочестивых поклонников в великом множестве в крестные ходы, торжественно (с. 139) совершаемые градским духовенством в разные времена из собора с чудотворным образом Богоматери, в сопровождении других святых икон.

Таких крестных ходов, называемых генеральными как потому, что в них участвует все градское духовенство, так и в отличие от частных, совершается ежегодно – постоянно в одно время – восемь.

1. В день Богоявления из собора чрез Молочную {a} гору на реку Волгу для водосвятия и обратно.

2. В день Преполовения Пятидесятницы из собора по валу на Волгу для водосвятия и обратно вкруг кремля.

3. Накануне Троицына дня в Ипатиев монастырь, по случаю тамошнего храмового праздника, и чрез три дня обратно.

4, 5 и 6. В три воскресных дня, начиная с первого после недели Всех святых, вокруг всего города – в каждый раз обходя известную часть его.

7. 1 августа {b} на Волгу (как и в Богоявлен[ьев] день) и обратно.

8. 16 августа – день явления чудотворного Феодоровского образа, пред литургией на Запрудню – место явления чудотворного Феодоровского образа, и после литургии обратно.

Все эти крестные ходы представляют великолепное зрелище благочестия; впереди и позади святых крестов множество народа, который теснится и теснит друг друга для того, чтоб быть ближе к духовной процессии или, лучше, к чудотворному образу, главному предмету благоговейного чествования и молитвенных взоров; посреди крестного хода – чудотворный образ и другие святые иконы, (с. 140) в предшествии хоругви; затем все городское духовенство, которое заключает сам архипастырь со своей духовной свитой [1].

День Преполовения Пятидесятницы преимущественно представляет восхитительное зрелище крестным ходом, который в этот день ограничивается обходом кремля. Крестный ход из собора, с известными остановками для совершения молебных литий, при пении пасхального канона идет близ самой ограды собора на Волгу; здесь церковная процессия восходит на нарочито приготовленный и убранный коврами паром для совершения водосвятия, а между тем все множество народа остается на протяжении берега Волги и вала, обращенного в бульвар; при пении «Спаси, Господи, люди Твоя» паром тихо спускается вниз по Волге [2] сажен на 100 и останавливается прямо против улицы, по которой должен продолжать крестный ход свое шествие; процессия, при пении духовенством канона Богоматери, оставляет паром и продолжает шествие по Ильинской улице вокруг возвышающегося над нею бульвара (бывшего вала кремлевского), между тем часть народа, сопровождающего крестный ход, передвигаясь на длине всего бульвара, из слияния всех возможных цветов одежд (с. 141) и нарядов своих образует прелестную подвижную кайму бульвара. Процессия, совершив последнюю молебную литию у меньших врат ограды церковной, возвращается в собор.

Из трех ходов, совершаемых вокруг города, которые установлены в память избавления Костромы от чумы, первый отличается картинным видом множества народного: по набережной Волги от угла Ильинской улицы до церкви Стефана, святителя Сурожского, на протяжении двух верст пестрая толпа усердных богомольцев движется густой, сплошной массой. В других двух ходах то же самое зрелище представляется в прямых длинных улицах. Вообще пламенное усердие граждан Костромы и окрестных ее жителей к совершению общественных молитвословий очень верно выражают наши крестные ходы. Отрадно для сердца сказать об них без преувеличения, что не быть в крестном ходу по какой-либо крайности считается горьким лишением для того, кто принужден обстоятельствами остаться на это время дома; ни чрезвычайная пыль при удушливом жаре, ни дождь при ненастной погоде не в состоянии сократить в крестных ходах обычное множество усердных богомольцев. В каждом почти доме той части города, где совершается крестный ход, обыкновенно собираются ближайшие родные и знакомые и своими рассказами и воспоминаниями подкрепляют друг в друге добрые впечатления праздничного торжества.

Прочие крестные ходы, так называемые частные, которые совершаются пренесением чудотворного (с. 142) Феодоровского образа Богоматери из собора к церквам приходским накануне их храмовых праздников (таких ходов считается в год до 50), а обратно в собор – в самый праздник после литургии, сопровождаются более или менее значительным собранием благочестивых, всегда к Церкви усердных и особенно пред чудотворным образом благоговеющих жителей Костромы. От древности доселе есть такие ревнители, которые по обету, [или по] просто благочестивому обычаю сопровождают неотменно каждый крестный ход. Искренность благоговейного расположения ревнителей благочестия к святыне свидетельствуется и тем, что они не оставляют посещать дома частных людей, особенно соседей, для поклонения чудотворному образу, когда последние по какому-либо случаю – радостному или скорбному, в ожидании ли святой помощи против грозящей беды, или в благочестивое знамение глубокой благодарности за благодеяния, на них явленные, или для освящения начала доброго дела и благопоспешения его – призывают чудотворный образ Божией Матери в свои дома. Во всех подобных случаях чудотворный образ бывает подъемлем и носим не иным кем, как священнослужителями, преимущественно священниками, в памятование того небесного указания, по которому чудотворный образ при самом явлении великому князю {с} допустил быть снятым с соснового дерева не иным кем, как священниками. Достойно упоминания и то, что благоговейное чествование Феодоровской иконе Богоматери не престают оказывать костромские граждане и в том (с. 143) случае, если они поставляются торговыми делами в необходимость отлучиться от родного города. 16 августа в соборе Нижегородской ярмарки торжественно празднуют они явлению Феодоровской иконы Божией Матери, а 14 марта Тамбовской губернии в городе Моршанске они исправляют празднество Феодоровской Божией Матери еще торжественнее: всенощное бдение совершается в градском Софийском соборе, откуда перед литургией икона Феодоровской Богоматери (копия, доставленная им из Костромы и их усердием богато украшенная) крестным ходом приносится в приходскую (прежде бывшую кладбищенской), в честь Феодоровской Богоматери устроенную церковь; отсюда, по совершении литургии соборным служением, крестный ход с иконой Феодоровской Богоматери возвращается в собор. Праздник, совершаемый усердием костромитян с полным церковным благолепием, довершается столь же радушным их хлебосольством в усердном принятии в свои квартиры тамошнего духовенства.

Нельзя умолчать и о том, что стечение народа пред чудотворным образом в Успенском соборе часто бывает столь многочисленно, что протоиерей и три священника собора бывают в крайней необходимости совершать молебствия по желанию усердных богомольцев для каждого порознь (это желание есть общее всех сословий, высших и низших), все в одно время, конечно, в разных местах храма – так, впрочем, что из молящихся каждый ясно слышит совершаемое для него молитвословие и читаемый вполголоса канон. (с. 144) Утешительно смотреть на многочисленное стечение народа пред чудотворным образом в праздник 14 марта, в девятую и десятую неделю по Пасхе, на вечернях во все субботы Великого поста и в Четверток Великий {d}, когда каждый сподобившийся соединиться со Христом в святом таинстве Евхаристии спешит возблагодарить Пречистую Матерь Его за небесный дар нетленной Пищи – Тела Сына Ее. Стоит взглянуть в это время на неотступные просьбы каждого богомольца – молебствовать за него собственно, чтоб убедиться в невозможности изменить освященный многовековым временем обычай совершения молебствий по возможности для каждого; и подлинно: изменить этого нельзя без опасения неминуемого ропота и, следовательно, охлаждения к молитве тех, которые обыкли – в известное время, или по обету, или по известному обстоятельству или случаю – совершать особое молебствие пред чудотворным образом Богоматери.

[Авторские подстрочные примечания:]

(с. 140)
1. В третий и последний ходы преосвященные встречают чудотворный образ на тех местах, куда он приносится.
2. Обыкновение это получило начало, вероятно, от того, что в некоторых годах праздник Преполовения бывает в полное водоразлитие, которое служит препятствием для процессии совершать ход по берегу.

 

Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником
П. Островским. М., 1855, с. 137-144.

 

[Примечания составителя:]

a. В тексте книги – «Масляную», очевидная опечатка.
b. То есть в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, когда полагается совершать освящение воды.
c. В списках сказания о явления чудотворной иконы князь Василий Ярославич действительно именуется великим. Однако ко времени обретения Феодоровского образа он все же, вероятнее, был лишь удельным костромским князем, а великого княжения удостоился позже.
d. Великий Четверг, четверг Страстной седмицы перед Пасхой, когда верующие стараются причаститься Святых Христовых Таин.