Костромские епархиальные ведомости – 1906
Отдел II. Часть неофициальная
№ 1 – 1 января
10. Настоятель кологривского Успенского собора протоиерей Феоктист Иорданский
Речь по прочтении высочайшего манифеста 4 ноября 1905 года об облегчении положения крестьянского населения. – с. 3–5
11. Нек [в тексте – НЕКЪ]
Братьям. – с. 6–8
Рассуждение о том, что путь к народному благу – «не кровавая революция, а мирная постепенная эволюция».
12. Ректор семинарии архимандрит Николай
Искушения Господа Иисуса Христа в пустыне от диавола. Богословское объяснение их с приложением к современной действительности. – с. 8–12
Примечание: «Богословское чтение, предложенное для интеллигентной публики в зале Минской духовной семинарии 13 февраля 1905 года».
13. Елевферий Ел–в
Из старообрядческого быта. (Воспоминания по поводу 14 ноября). – с. 13–16
Описание прений по вопросам веры в кругу старообрядцев швецовского согласия (беспоповцев) 14 ноября 1885 года.
14. Священник Павлин Мегалинский
О выборном начале духовенства. – с. 16–19
О вредных последствиях, возможных в случае предоставления прихожанам права выбирать себе пастырей.
15. Н. Вознесенский
Чествование памяти преподобного Серафима. – с. 19–21
Описание празднования памяти преподобного Серафима Саровского 19 июля 1905 года в храме села Солтаново Кологривского уезда; об установлении особого торжественного празднования преподобному ежегодно 19 июля во всей Погощенской волости Кологривского уезда.
16. Иерей Н. Новосельский
К журналу № 4, п. 7 Костромского съезда духовенства сессии 1905 года. – с. 21–25
Критика решения съезда о заимствовании из эмеритальной кассы духовенства средств, недостающих для окончания работ по устройству здания епархиального женского училища.
17. Благочинный Ветлужского 1-го округа протоиерей Иоанн Зарницын
Пятидесятилетний юбилей священства настоятеля Макарьевской церкви села Хмелевиц священника Василия Либерова. – с. 25–29
Описание празднования 16 августа 1905 года в селе Хмелевицы Ветлужского уезда.
Священник Василий Иванович Либеров родился 28 декабря 1832 года, почти 40 лет (без пяти месяцев) прослужил в Успенской церкви соседнего с Хмелевицами села Холкино, более 10 лет – в церкви села Хмелевицы.
18. Телеграмма рабочих фабрики Коновалова в селе Бонячках государю императору. – с. 29–30
Текст телеграммы, посланной императору от рабочих (общим числом 4000 человек) с благодарностью за призвание к участию в Государственной Думе выборных от тех слоев населения, которые до того времени были лишены этого права. Прилагается текст ответа графа Витте, посланного на имя священника села Бонячек Василия Груздева (благодарность от императора).
19. Священник Василий Касторский
Письмо в редакцию. – с. 30–31
Описание прокламаций московского социал-демократического кружка, с которыми автору довелось ознакомиться по дороге из Костромы домой, с выражением возмущения.
20. Иноепархиальные известия. – с. 31–42
О месте духовенства в современном течении государственной и общественной жизни – «Астраханские епархиальные ведомости», «Черниговские епархиальные известия». Мнение духовенства Каневского 2-го округа (Киевская губерния) о церковных реформах и по современным политическим вопросам. Критическое описание взглядов Карла Маркса и практических результатов деятельности социал-демократов в Германии и России. В Перове близ Москвы арестован священник Казанский – участвовал в революционном движении, хранил оружие и выдавал его забастовщикам. Постановление Одоевского (Тульской губернии) земского собрания (текст) – о необходимости восстановления в стране порядка, о способах для этого.
21. Объявление. Курсы счетоводства Ю.М. Крылова. – с. без №
Реклама курсов в Костроме.
22. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина. – с. без №
Реклама завода.
23. «Северная земля». – с. без №
Реклама газеты «Северная земля», издающейся в Вологде для Вологодской и соседних губерний, в том числе и для смежных уездов Костромской губернии.
№ 2 – 15 января
37. Священник Ап[оллос] Благовещенский
Слово в неделю святых праотец. – с. 43–50
38. Священник Е. Зубарев
Благотворность миссионерского дела и желательное его улучшение. – с. 50–53
Некоторые результаты противораскольнической работы миссионеров и предложения уездных миссионеров по развитию деятельности.
39. Ректор семинарии архимандрит Николай
Искушения Господа Иисуса Христа в пустыне от диавола. Богословское объяснение их с приложением к современной действительности. – с. 54–57
Продолжение. Начало в № 12.
40. П.В.
За меры воспитания. – с. 58–63
О воспитательной стороне педагогического процесса (в частности, в духовных школах).
41. Н.А. Демчинский
Чего хотят люди, которые ходят с красным флагом. – с. 63–72
Критический разбор одноименного воззвания к народу от имени крестьянского союза (по предложению о ликвидации собственности на землю).
42. Благочинный Ветлужского 1-го округа протоиерей Иоанн Зарницын
Пятидесятилетний юбилей священства настоятеля Макарьевской церкви села Хмелевиц священника Василия Либерова. – с. 72–79
Окончание. Начало в № 17.
Приложения: речь священника К. Островского при встрече юбиляра в храме 16 августа 1905 года, речь пред поднесением юбиляру иконы (автор не указан), благодарственная речь юбиляра, адрес прихожан, приветствие священника села Хмелевиц Владимира Успенского юбиляру (настоятелю церкви).
43. Священник Василий Песков
Нечто об общественном настроении. – с. 80
Описание дебатов с педагогами по поводу речи, произнесенной автором 4 декабря 1905 года при освящении нового здания Верещагинской начальной народной школы Солигаличского уезда.
44. Переживаемая смута с точки зрения психиатра. – с. 81–82
Изложение статьи профессора П.А. Сикорского в «Киевлянине»: революционные настроения в обществе соответствуют массовой истерии.
45. Епархиальная хроника. – с. 83
2 января 1906 года скончался настоятель Богословской что на Каткиной горе церкви города Костромы протоиерей Варсонофий Донской, старейший из духовенства города Костромы. Отпевание состоялось в Богословской церкви 4 января (возглавил викарный епископ Никандр), погребен при этой же церкви.
Протоиерей Варсонофий Александрович Донской – сын диакона села Покровского что на реке Клитоме Пошехонского уезда Ярославской епархии, окончил Ярославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1860), учитель Костромской духовной семинарии (1860–1887), священник Спасской церкви в Рядах города Костромы (1865–1887), настоятель Богословской церкви города Костромы (с 1887), протоиерей (1890).
46. Иноепархиальные известия. – с. 84–98
Мнения о забастовке семинаристов (бастовала большая часть семинарий) – «Киевские епархиальные ведомости» (текст), «Полтавские епархиальные ведомости» (цитаты), священник Оренбургской епархии (цитата). Разбор петиций семинаристов (неразумность их требований) – «Симбирские епархиальные ведомости» (текст). О несерьезном отношении семинаристов к учебе – воспоминания священника в «Воронежских епархиальных ведомостях» (текст). Кто виноват в недостатках духовных школ – статья из «Тульских епархиальных ведомостей» (текст). О возобновлении занятий в средне-учебных заведениях Одессы с 12 января и мерах в случае невыполнения этого распоряжения генерал-губернатора.
47. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина. – с. без №
Реклама завода.
№ 3 – 1 февраля
59. Ректор семинарии архимандрит Николай
Искушения Господа Иисуса Христа в пустыне от диавола. Богословское объяснение их с приложением к современной действительности. – с. 99–105
Окончание. Начало в №№ 12, 39.
60. [Б/а]
Самодержавен ли русский монарх после манифеста 17 октября? – с. 106–107
Перепечатка из «Слова»: создание выборных или бюрократических учреждений не ограничивает царского самодержавия.
61. [Б/а]
Христианство и социал-демократия. – с. 107–113
О социал-демократии как «суррогате религии» (С.Н. Булгаков) и невозможности для настоящего христианина быть членом социал-демократической партии.
62. П.В.
За меры воспитания. – с. 113–118
Окончание. Начало в № 40.
63. Священник Алексей Петропавловский
О самообразовании духовенства. – с. 118–124
Продолжение полемики, начатой в КЕВ-1905 – о необходимости самообразования для пастырей.
64. Протоиерей Иоанн Поспелов
Воспоминания о преосвященнейшем Виссарионе Костромском. – с. 124–129
Окончание воспоминаний о епископе Виссарионе (Нечаеве). Начало в КЕВ-1905.
65. Священник Н. Пермезский
О мерах наказания в духовной школе. – с. 129–132
О необходимости изменения дисциплинарных мер в семинарии (в сторону смягчения).
66. Редакция
Ответ отцу Пермезскому (по поводу статьи о наказаниях в духовной школе). – с. 132–138
Редакция журнала полемизирует с автором статьи № 65. В частности, подробно рассматривается затронутый священником Н. Пермезским вопрос – почему его отчислили из III класса семинарии в 1890 году.
67. Постановление духовенства 2-го Юрьевецкого округа. – с. 138–139
Текст постановления, принятого на общем собрании духовенства округа 29 декабря 1905 года: пожелание о скорейшем возобновлении занятий в семинарии и порицание семинаристам за вмешательство в административно-воспитательные дела.
68. Иноепархиальные известия. – с. 139–148
По поводу высочайшего соизволения о созыве всероссийского поместного церковного собора – отзывы газет: «Колокол», «Слово» (цитаты). О политической активности белого духовенства – «Кишиневские епархиальные ведомости». Решение пастырского собрания новгородского духовенства о союзе с партией 17 октября и протест по этому поводу некоего сельского священника – «Новгородские епархиальные ведомости» (цитаты). Священник Г.С. Петров о будущем церковном соборе – «Русское слово» (цитаты). Газета «Народное хозяйство» – о постановлениях [собрания?] духовенства Балашовского уезда Саратовской губернии (защита духовенства, которое может пострадать от церковной администрации за высказывание своего мнения). «Новгородские епархиальные ведомости» – о намерениях крестьян Старорусского уезда забрать себе церковную землю. «Рязанские епархиальные ведомости» – о «приходской забастовке против духовенства» в селе Муромино. «Волх[овский] листок» – о враждебном отношении белого духовенства к монашеству, по поводу пастырского собрания новгородского духовенства (текст).
69. Объявление. «Северная земля». – с. без №
Реклама газеты «Северная земля», издающейся в Вологде для Вологодской и соседних губерний, в том числе и для смежных уездов Костромской губернии.
70. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина. – с. без №
Реклама завода.
№ 4 – 15 февраля
82. [Б/а]
Наш союз. – с. 151–152
Проповедь: для христиан единственный истинный союз (с учетом политического значения этого слова) – Церковь Христова.
83. [Б/а]
Проекты наделения крестьян землей и царское слово о собственности. – с. 152–159
Критическое описание правительственных проектов о дополнительном наделении крестьян землей (в том числе и за счет принудительного отчуждения частных угодий) с учетом заявления императора Николая II о неприкосновенности права собственности.
84. Священник Е. Зубарев
Отношения раскольников к миссионерам и православию. (Из отчетов окружных миссионеров). – с. 159–162
Обзор сведений из уездов губернии.
85. Священник Н. Пермезский
На заметку «о выборном начале духовенства». – с. 162–165
В защиту идеи выборности пастыря мирянами – в порядке полемики с № 14.
86. Нек [в тексте – НЕКЪ]
Духовенство и политика. – с. 166–168
Духовенство должно быть совестью народа и не может связывать себя с какой-то партией.
87. Села Воронцово Троицкой церкви священник Алексей Петропавловский
К вопросу о позаимствовании из эмеритальной кассы средств на устройство епархиального женского училища. – с. 168–170
В поддержку № 16 – против решения епархиального съезда о таком заимствовании.
88. [Б/а]
Один из многих. Быль. – с. 170–173
Перепечатка из «Новгородских епархиальных ведомостей»: рассказ о добром и нестяжательном священнике, служившем в церкви при духовном училище.
89. Редакция
Несколько замечаний к статье «О монашестве в отношении к епископству» («Церковный вестник» 1905 года, № 49). – с. 173–184
Критический разбор статьи, в которой говорится о несовместимости епископства и монашества.
90. [Б/а]
О живой проповеди. («Святые минуты». Отрывной календарь архимандрита Михаила, профессора Петербургской духовной академии. 367 страниц in octavo. Цена 60 копеек. Склад: Петербург, Стремянная, 20. Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви). – с. 184–189
Библиографическая заметка.
91. Епархиальная хроника. – с. 190
29 декабря 1905 года причт села Углеца Кинешемского уезда совершил в Углецком волостном правлении благодарственный молебен за дарованные крестьянам милости, выраженные в царском манифесте 3 ноября.
9 февраля 1906 года, в четверток сырной седмицы, в селе Хреново Кинешемского уезда состоялось торжественное поднятие на колокольню колокола весом 628 пудов (прилагается описание и других благотворительных действий церковного старосты И.А. Кокорева).
92. Иноепархиальные известия. – с. 191–200
О разделении общества по партийной принадлежности. «Владикавказские епархиальные ведомости» – обзор программ различных политических партий. Партийная деятельность среди российского духовенства. Епископ Антонин в газете «Слово» – о противоречиях православия и самодержавия. Профессор-протоиерей Аквилонов, также в «Слове» – критика мнения епископа Антонина (текст). «Херсонские епархиальные ведомости» – о благотворительной деятельности кружка дам духовного звания, об открытии (по благословению архиепископа Димитрия) благотворительной столовой.
93. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама двух изданий.
№ 5 – 1 марта
104. Священник ***
Новые отрицатели священства. (Ответ социалистам-революционерам). – с. 201–212
Критический разбор брошюры «Как попы обманывают народ», изданной социалистами-революционерами в 1905 году.
105. С.П.А.
Чего можно ожидать от церковных советов. (По поводу определения Святейшего Синода от 18 ноября 1905 года по вопросу об устроении церковно-приходской жизни). – с. 212–217
О важности и своевременности решения Синода в смысле развития церковно-приходской жизни и об основных целях деятельности приходских советов.
106. З.
Прогрессирует церковная жизнь или разлагается? – с. 218–219
О том, что «прогресс» церковной жизни без духовного совершенствования в итоге приводит к разложению.
107. [Б/а]
Церковный вопрос в собрании союза 17 октября. – с. 219–225
Описание собрания членов союза 5 февраля 1906 года: реферат приват-доцента Московского университета А.И. Покровского «Современный православный Восток и предстоящая церковная реформа», последующая дискуссия, образование особой секции по церковному вопросу.
108. Епархиальная хроника. – с. 225–226
В праздник Рождества Христова (25 декабря 1905 года) прихожане Покровской церкви села Валы Макарьевского уезда по предложению настоятеля направили императору адрес с изъявлением верноподданнических чувств (приводится текст адреса).
109. Иноепархиальные известия. – с. 226–235
Обсуждение вопросов организации приходской жизни на пастырском собрании духовенства города Твери и на Витебском пастырском собрании с участием преподавателей семинарии и мирян (приводится текст письма полковника Кушлянского). Временные правила для приходских собраний и церковных советов, выработанные пастырским собранием в Твери (текст). Описание пастырского собрания в Твери 25 января 1906 года с участием церковных старост города, опыт такого же собрания в городе Архангельске. Приходское собрание при Вознесенском соборе города Бердянска («Таврический церковный вестник»). Негативный опыт города Казани: церковные старосты и председатели церковно-приходских попечительств разъединились с пастырями и образовали свой особый союз, нацеленный на политическую деятельность.
110. Объявление. Костромская соборная лавка. – с. 236
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
№ 6 – 15 марта
124. Священник Аркадий Левашев
Вопрос о подъеме значения и влияния пастырей среди пасомых. – с. 237–247
В примечании редакции указано: эта статья была написана в 1882 году для публикации в «Руководстве для сельских пастырей», но по цензурным соображениям тогда не могла быть напечатана.
125. [Б/а]
Нравственные недуги простого народа и восстановление прихода как средство к их уврачеванию. – с. 247–252
Автор описывает недостатки воспитания родителями-крестьянами своих детей и указывает на необходимость дисциплинарных мер, реализуемых через приход.
126. [Б/а]
О выборах депутатов на епархиальные съезды. – с. 252–254
Пример негативного влияния благочинного на выборы депутата и небрежности самих выборов (из практики одного из благочиннических округов епархии).
127. С.П.А.
Из дневника приходского священника. – с. 254–258
Размышления о пастырской практике. Глава 1 «Со славой …» – о желательности отказа от обычая славления по домам прихожан на Рождество и на Пасху.
128. Нерехтского 7[-го] округа села Яманово Смоленской церкви священник Александр Цвейтов
Мой взгляд на церковную землю. – с. 258–263
К дискуссии о возможности передачи церковной земли крестьянам – соображения в пользу оставления таких земель за духовенством.
129. Священник Н. Пермезский
Как согласовать? – с. 264–265
Автор задается вопросом: уместно ли, как это обычно делается, проводить собрания окружного духовенства и старост (с шумными дискуссиями) в храмах – где не место «житейским попечениям».
130. [Б/а]
О церковных сторожах. – с. 265–267
Перепечатка из «Саратовского духовного вестника» – о недостатках в охране церквей и о желательности контроля за церковными сторожами со стороны сельских властей (волостных старшин и сельских старост).
131. С.П.Р.
К открытию церковно-приходских советов. – с. 268–271
Описание первого приходского собрания (в неделю Православия 19 февраля 1906 года), избравшего приходской совет, и первого заседания приходского совета (21 февраля) в некоем селе Костромского уезда. Приводится текст поучения, сказанного священником за литургией 19 февраля.
132. Протоиерей Предтеченской церкви города Юрьевца Павел Алякритский
Открытие в приходе Предтеченском (Печерском) города Юрьевца церковно-приходского попечительства. – с. 272–275
Описание открытия попечительства 19 февраля 1906 года. Приводится текст речи, произнесенной при открытии автором статьи, протоиереем Павлом Алякритским (церемония открытия проходила в одном из помещений фабрики Миндовского, правление и служащие которой были главными учредителями попечительства).
133. Села Углеца священник Михаил Ястребов
Общее пение в Углецком приходе. – с. 275–277
Описание попыток введения общего пения в храме села Углеца Кинешемского уезда (с октября 1905 года по предложению епископа Кинешемского Никандра) и возникшей трудности: один из прихожан настаивал, что церковные правила запрещают женщинам петь в храме.
134. Иноепархиальные известия. – с. 277–284
Задачи деятельности приходских советов – «Церковный голос» (выступление протоиерея С.А. Соллертинского на собрании петербургского духовенства с мирянами, цитата), «Церковный вестник» (о собрании духовенства в Архангельске). Положительный пример заботы приходского попечительства о бедных (в одном из южных городов). «Слово» – статья журналиста Сыромятникова о деревне и роли церкви в ее жизни (цитаты). О сомнительной, с религиозной точки зрения, писательской деятельности священника Григория Петрова – открытое письмо некоего Риппаса (цитата), «Колокол» (цитата).
135. Объявление. Костромская соборная лавка. – с. 284
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
№ 7 – 1 апреля
150. [Б/а]
Друг друга обымем, рцем: братие! – с. 285–288
О необходимости примирения и единения интеллигенции с народом на религиозно-монархических основаниях.
151. Священник Аркадий Левашев
Вопрос о подъеме значения и влияния пастырей среди пасомых. – с. 289–301
Окончание. Начало в № 124.
152. [Б/а]
Чего можно ждать для Церкви Православной от «конституции». – с. 302–307
Перепечатка из «Душеполезного чтения». О проблемах во взаимоотношениях Румынской Православной Церкви и конституционного правительства Румынии – по книге епископа Псковского Арсения «Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви» (СПб., 1904).
153. Села Воронцово священник Алексей Петропавловский
К вопросу об устроении церковно-приходской жизни. – с. 307–310
Автор высказывается против мнения (высказанного на некоторых пастырских собраниях) о том, что для реформ приходской жизни надо сначала улучшить материальное положение духовенства и сделать его независимым от прихожан.
154. Священник Иоанн Политковский
Печальные плоды участия духовенства Костромской епархии в устройстве политической жизни России. – с. 311–313
О смущении, вызванном в обществе действиями некоего священника уездного города, примкнувшего к конституционно-демократической партии и ставшего кандидатом на губернский съезд уполномоченных (для выборов в Государственную Думу). Редакция в примечании уточняет, что кандидатура этого священника все же выдвигалась как беспартийная.
155. [Священник Павлин Мегалинский]
Три ответа отцу Пермезскому. [Ответ священника Павлина Мегалинского.] – с. 313–318
В продолжение полемики о выборности духовенства – см. №№ 14, 85.
156. [Священник Владимир Успенский]
Три ответа отцу Пермезскому. [Ответ священника Владимира Успенского.] – с. 318–322
В продолжение полемики о выборности духовенства – см. №№ 14, 85, 155. Об имени автора – см. № 199.
157. [Священник Василий Касторский]
Три ответа отцу Пермезскому. [Ответ священника Василия Касторского.] – с. 322–323
В продолжение полемики о выборности духовенства – см. №№ 14, 85, 155, 156.
158. Я–ков
«Мы ошиблись». – с. 323–324
По вопросу о том, имеют ли диаконы и псаломщики равное со священниками право голоса на общих собраниях благочиннического округа (в связи с дискуссией на собрании в одном из округов).
159. Епархиальная хроника. – с. 324–330
1 февраля в деревне Ильино Углецкой волости удавился сын крестьянина Серикова, 13 лет – из-за сурового отношения матери (описываются подробности истории).
1 марта в городе Кологриве состоялся съезд мелких землевладельцев и священнослужителей для выбора выборщиков в Государственную Думу. Приводится текст сказанной по этому случаю речи протоиерея Феоктиста Иорданского.
5 марта (неделя Крестопоклонная) – в селе Новинском Кинешемского уезда состоялось освящение новоустроенной земской школы. Поскольку местный священник запрещен в служении, освящение совершал священник села Углеца Михаил Ястребов (приводится текст его речи).
160. Иноепархиальные известия. – с. 331–335
Из газет: крестьяне охотно выбирают сельских священников в свои уполномоченные для выбора выборщиков в Думу. Газета «Слово» – об ответственности духовенства и его роли при участии в государственном управлении (цитаты). «Братский листок» (Саратов) – о задачах пастырской деятельности в новых условиях государственной и общественной жизни.
161. [Б/а]
Масоны. – с. 335–337
Из «Нового времени» – описание всемирного масонского союза (во главе с Альбертом Пайком, затем – Адрианом Лемми) с указанием на роль масонства в революционных процессах.
162. Ответы редакции. – с. 337
Уведомление: присланные духовенством отзывы – по вопросу заимствования средств эмеритальной кассы на строительство женского училища – будут напечатаны в следующем номере журнала.
163. Объявление. Костромская соборная лавка. – с. 338
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
164. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина. – с. без №
Реклама завода.
№ 8 – 15 апреля
170. [Б/а]
Значение русской женщины в деле обновления русской жизни. – с. 339–341
171. П.В.
Raison d’etre духовного училища. – с. 342–351
Рассматривается и критикуется опубликованная в «Христианском чтении» (январь 1906 года) статья некоего смотрителя духовного училища с проектом замены духовного училища «всесословной и конфессионально-церковной» шестиклассной гимназией.
172. Священник Е. Зубарев
К характеристике современных австрийских начетчиков. – с. 351–354
Описание бесед в некоем селе – автора статьи и неназываемого старообрядческого миссионера белокриницкого согласия.
173. Села Здемирово священник Александр Грудев
Мысли о периодических порайонных собраниях сельских пастырей. – с. 354–360
О пользе таких собраний и о первом опыте их проведения.
174. Сельский иерей
К вопросу о позаимствовании из эмеритальной кассы средств на устройство епархиального женского училища (ответ отцам Новосельскому и Петропавловскому). – с. 360–364
Продолжение полемики – см. №№ 16, 78, 87. Автор поддерживает решение епархиального съезда о заимствовании средств из эмеритальной кассы.
175. [Б/а]
Самопомощь пастырей в деле проповеди по нужде времени. – с. 364–368
Рекомендации по произнесению актуальных (в смысле общественной жизни) проповедей на Благовещение, Вход Господень в Иерусалим и Пасху.
176. Священник Иоанн Чижов
На злобу дня. – с. 368 – 373
О необходимости большей тактичности и терпимости в дискуссиях духовенства по вопросам церковной жизни, в особенности на страницах «Костромских епархиальных ведомостей». После текста статьи – послесловие редакции: поддерживая автора, редакция в то же время надеется, что выступления духовенства в епархиальной печати будут более разнообразны по тематике.
177. К вопросу о средствах на устройство епархиального женского училища. – с. 373–377
Публикуются отзывы по этому вопросу (см. № 162): священника И. Пермезского, священника села Георгиевского В. Высотского, причта Троицкой церкви села Кандаурово Юрьевецкого уезда, причта соборной церкви города Унжи, причта села Заболотья Ветлужского уезда, духовенства Чухломского 4-го благочиннического округа, причта Покровской церкви села Морток Юрьевецкого 6-го округа, духовенства Буйского 2-го округа, духовенства Юрьевецкого 2-го округа, духовенства Нерехтского 8-го округа, духовенства Макарьевского 8-го округа, духовенства Кологривского 4-го округа. Все отзывы – против решения епархиального съезда 1905 года о заимствовании средств из эмеритальной кассы.
178. Священник Ал. Скворцов
К статье о всеобщем пении в селе Углеце. – с. 378–379
В продолжение темы № 133: автор делится собственным опытом привлечения девочек к церковному пению.
179. Епархиальная хроника. – с. 379
12 апреля около 12 часов дня грабители, проникшие в дом настоятеля Воскресенской церкви города Костромы протоиерея Николая Бушневского, убили его, его жену и служанку.
180. Иноепархиальные известия. Пастырское собрание в городе Ельце. – с. 380–383
Описывается собрание городских и многих уездных пастырей совместно с мирянами, состоявшееся в городе Ельце Орловской губернии 2 марта 1906 года и обсуждавшее вопрос о возрождении прихода на христианских началах.
№ 9 – 1 мая
192. Влад. Уханов
Рассуждение Феодора Вальсамона о «патриарших преимуществах» и взгляд его на отношение между Церковью и государством. – с. 385–391
Описание взглядов знаменитого византийского канониста XII века (в том числе и о патриаршестве).
193. О суде чести. (Материалы). – с. 392–400
По предложению священника Н. Боголюбова, опубликованному в «Екатеринославских епархиальных ведомостях», стали составляться проекты суда чести для духовенства. Описываются проекты: киевский (составлен миссионером Саввой Потехиным), два оренбургских (составлены священниками М. Скопиным и А. Волгиным), кишиневский (составлен также частным лицом), оценки проектов суда чести – из «Самарских епархиальных ведомостей», мнение против введения таких судов («Кишиневские епархиальные ведомости»).
194. Священник М. Ястребов
Свадебные обычаи в Углецкой волости. – с. 401–402
Описание свадебных традиций фабричного населения волости (Кинешемского уезда).
195. С.А.С.
К статье «О хождении со славой». – с. 402–405
В продолжение темы № 127 – об унизительности для духовенства обычая хождения «со славой»; автор приводит иронические зарисовки с натуры.
196.Сельским хозяевам. – с. 406–407
Перепечатка из «Полоцких епархиальных ведомостей»: описание способа посева хлебов по методу доктора С.М. Картамышева (Москва).
197. Иноепархиальные известия. – с. 407–415
«Христианская жизнь» – о двух случаях насилия воспитанников семинарии над педагогами (текст). «Церковный голос» – таким детям духовенства не место в семинариях. «Псковские епархиальные ведомости» – полемика «отцов» и «детей» о причинах отчуждения детей от родителей (цитаты). Газета «Слово» – о планах введения в женских гимназиях обучения вопросам половой жизни. Постановление съезда духовенства Переславского 4-го благочиннического округа Владимирской епархии (изложение) – предложение открытия в уездных городах четырехклассных епархиальных женских училищ.
198. Ответы редакции. – с. 415
О получении от церквей денег за подписку.
199. Опечатки. – с. 415
Исправление опечаток в журнале (в частности, имя священника в № 156).
№ 10 – 15 мая
210. От редакции. – с. 417
Просьба к духовенству – присылать краткие описания своих церквей для составления «Справочной книжки по Костромской епархии».
211. Архимандрит Николай
Речь при погребении отца протоиерея Николая Бушневского. – с. 417–419
О гибели протоиерея Николая Бушневского см. № 179.
212. [Б/а]
Великий грех. – с. 419–427
Перепечатка из «Руководства для сельских пастырей». По поводу выхода из печати брошюры Л.Н. Толстого «Великий грех» и аграрных беспорядков. О несправедливости трактовки Толстым «греховности» собственности на землю и о действительном, по мнению автора, грехе землевладельцев и духовенства – отчуждении от простого народа.
213. [Б/а]
Русскому православному народу. – с. 428
Стихотворение. Перепечатка из «Вятских епархиальных ведомостей».
214. [Б/а]
За что на нас, пастырей, нападают. – с. 429–432
Перепечатка из «Саратовского братского листка». О клевете и нападках на духовенство со стороны газетных журналистов.
215. С.П.А.
Из дневника приходского священника. – с. 432–435
Продолжение. Начало в № 127.
Глава 2 «Приходская помощь» – о желательности упразднения централизованных сборов средств по церквам и направления таких пожертвований на приходскую благотворительность.
216. Священник Константин Сокольский
По вопросу о благоустройстве церковно-приходской жизни. – с. 435–436
О разделении во мнениях по данному вопросу духовенства Макарьевского 4-го благочиннического округа (на собрании). Приводится текст резолюции епископа Тихона на донесении по этому поводу.
217. Богородицкой церкви что на реке Ноле Галичского уезда священник Василий Касторский, Преображенской церкви села Орехово Галичского уезда священник Николай Островский
Действие съезда духовенства Буйского III-го округа. – с. 436–440
Описание съезда духовенства округа 26 марта 1906 года в погосте Котело – когда, после выбора кандидата в выборщики от духовенства на выборах в Государственную Думу, по инициативе благочинного начались поиски автора заметки № 126. По этому поводу авторы статьи подробно описывают съезд духовенства указанного округа 30 декабря 1905 года – о котором и шла речь в заметке № 126.
218. Священник Павлин Мегалинский
По поводу вопроса: «Как согласовать?». – с. 440–443
Отклик на статью № 129, критика аргументации автора указанной статьи (священника Н. Пермезского).
219. Постановления духовенства о заимствовании средств из эмеритальной кассы на постройку епархиального женского училища. – с. 443–445
Продолжение. Начало в № 177.
Публикуются отзывы духовенства благочиннических округов – Кологривского 3-го, Нерехтского 5-го, Кологривского 1-го – и диакона Ефремовской церкви села Шири (Кологривского 1-го округа). Все отзывы – против решения епархиального съезда о заимствовании средств.
220. Епархиальная хроника. – с. 445–446
Описание богослужения 27 апреля 1906 года (день открытия Государственной Думы и обновленного Государственного Совета) в церкви села Воронцово Юрьевецкого уезда. Приводится текст речи священника перед молебном (имя автора не указано).
221. Иноепархиальные известия. – с. 446–459
О вопросах обновления церковно-общественной жизни. «Известия по Санкт-Петербургской епархии» – описание пастырского собрания 20 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге, рассматривавшего внесенные «Обществом ревнителей церковного обновления» положения о новом устройстве приходской жизни. «Томские епархиальные ведомости» – описание собрания барнаульского духовенства (под председательством епископа Томского), обсуждавшего вопрос о причинах уклонения воспитанников духовных семинарий от принятия священства. «Пензенские епархиальные ведомости» – статья «Голос наболевшей души» о причинах неустройства церковно-приходской жизни (цитаты). «Самарские епархиальные ведомости» – описание пастырского собрания, обсуждавшего средства подъема духа веры и благочестия в приходах. «Нижегородские епархиальные ведомости» – об учреждении приходских кружков ревнителей православия. О неудачном опыте приходских собраний, принимавших политический характер (например, в Тамбовской епархии). Журнал «Отклики сельских пастырей» – предложение: еще до всероссийского церковного собора провести всероссийское пастырское собрание для обсуждения насущных вопросов церковной жизни.
222. Воззвание. – с. 460–461
От Прибалтийского православного братства – просьба о пожертвованиях на нужды церковного дела в прибалтийских губерниях.
№ 11 – 1 июня
231. Священник Д. Лебедев
Слово на день рождения государя императора (6 мая 1906 года). – с. 463–468
232. Ректор семинарии архимандрит Николай
Слово в день священного коронования государя императора. – с. 468–474
233. [Б/а]
Первые шаги Государственной Думы. – с. 474–481
Описание открытия Государственной Думы 27 апреля 1906 года и первых ее инициатив, вызвавших критику консервативной общественности.
234. Протоиерей Иоанн Сырцов
IV. На обратном пути из Галича в Кострому, чрез Буй, с святой Феодоровской иконой. – с. 481–492
Заключительный очерк о перенесении чудотворной Феодоровской иконы из Костромы в Галич и обратно; предыдущие очерки публиковались в КЕВ-1905.
235. С.Е.О.
Об отметках поведения членов причта в клировых ведомостях. – с. 492–495
Предложение духовенству – обсудить вопрос о ненужности таких отметок (в силу их необъективности и унизительности) на благочиннических и епархиальных съездах.
236. Священник Алексей Петропавловский
К суждениям о займе из эмеритальной кассы духовенства Костромской епархии. – с. 495–499
В продолжение темы о неправильности решения епархиального съезда 1905 года (см. №№ 16, 78, 87, 162, 174, 177, 219).
237. П.В.
Наш Ренан. (Библиографическая заметка). – с. 499–503
Критический отзыв о брошюре Л.Н. Толстого: I. Ответ Синоду. II. Как читать Евангелие и в чем его сущность (издание 1906 года).
238. Благочинный 5-го Галичского округа священник Николай Татауровский
Письмо в редакцию. – с. 503–507
По поводу публикации в № 31 газеты «Костромская речь» за 1906 год корреспонденции «Стражник в рясе», направленной против автора письма.
239. Акт общего собрания духовенства X[-го] Костромского округа. – с. 507–508
От 15 мая 1906 года. Духовенство выражает недоумение в связи с тем, что законоучители одноклассных церковно-приходских школ получают неодинаковое вознаграждение за труды, с предложением обсудить этот вопрос на епархиальном съезде.
240. Епархиальная хроника. – с. 508–511
4 мая – от скоротечной чахотки в возрасте 37 лет скончался священник Преображенской церкви села Пелегово Макарьевского уезда Василий Александрович Успенский (окончил Костромскую духовную семинарию в 1888 году и с того времени служил священником в селе Пелегово); погребение состоялось 7 мая (примечание: «Сообщил товарищ – Ювенский»).
8 мая – состоялось освящение новой каменной часовни в деревне Коровье Солигаличского уезда, построенной в память рождения наследника престола цесаревича Алексея на средства уроженца деревни Коровье, санкт-петербургского домовладельца Якова Ивановича Рожкова. Описываются сама часовня и ее освящение.
241. Иноепархиальные известия. – с. 511–519
«Саратовский братский листок» – свидетельства о религиозной жизни народов Европы (цитаты из книги профессора Московской духовной академии С.С. Глаголева «Религия и наука», 1900 год). О нестроениях в семинариях. «Колокол» – описание беспорядков в Полтавской семинарии. О необходимости воспитания в детях серьезного отношения к жизни. «Псковские епархиальные ведомости» – статья некоего семинариста о причинах разложения духовной школы (цитаты). Сходка студентов Московского университета 19 апреля по вопросу открытия университета и ее постановление (текст) как свидетельство брожения умов молодежи.
242. Ответы редакции. – с. 519
По вопросам о получении редакцией от церквей денег за подписку.
№ 12 – 15 июня
252. Е.З.
Святой ревнитель и защитник православия. – с. 521–523
Фрагменты жития преподобного Макария Желтоводского и Унженского, обличающие старообрядцев и призывающие их к Церкви.
253. Пресвитер
О предводителях сельского духовенства. – с. 523–525
Предложение: для оживления церковной деятельности в благочиниях оставить за благочинными канцелярскую и хозяйственную часть, а наблюдение за пастырским служением поручить особым пастырям – энергичным и образованным.
254. Н. Яблоков
О чем мне пел соловей. – с. 526–527
Стихотворение.
255. Священник Д. Л–в
По поводу предстоящего съезда народных учителей. – с. 528–532
Предупреждение о возможных антицерковных инициативах (по вопросам религии в школе и организации внешкольного образования) на 3-м съезде делегатов Всероссийского союза народных учителей (июнь 1906 года).
256. Сапский [в оглавлении за год – Спасский]
Несостоявшийся митинг. – с. 532–534
Автор описывает попытку некоего диакона устроить политический митинг в доме другого диакона в посаде Пучеже, с осуждением таких попыток.
257. С[вященник Иоанн] Ч[ижов]
Письмо в редакцию. (По поводу ее благих пожеланий в приложении к статье «На злобу дня»). – с. 535–537
По поводу послесловия редакции к статье № 176 – о тематике дискуссий в епархиальном журнале и о том, что следует отвечать и на выпады против епархиального духовенства в газете Андрониковой «Костромская речь».
258. Села Углеца священник Михаил Ястребов
Из села Углеца. (По поводу корреспонденции «Костромской газеты»). – с. 538–539
О статье «Черносотенец на амвоне», напечатанной в № 24 «Костромской газеты» и сообщающей ложные сведения о проповеди, произнесенной автором 11 мая 1906 года, в праздник Вознесения Господня, в церкви села Углеца (против предполагаемой амнистии для политических преступников).
259. Акт собрания духовенства 5[-го] Кинешемского округа. – с. 540
От 24 мая 1906 [в тексте опечатка – 1900] года, протест против решения епархиального съезда 1905 года о заимствовании из эмеритальной кассы средств на постройку епархиального училища (см. также №№ 177, 219 и др.).
260. Епархиальная хроника. – с. 540–541
Описание празднования 26 мая 1906 года в селе Юрово Макарьевского уезда юбилея – 50-летия служения диакона этого села Иоанна Гавриловича Феодорова (сын псаломщика села Белышево Варнавинского уезда, учился в Макарьевском духовном училище, полного курса не окончил, был псаломщиком Николо-Бабаевского монастыря, 26 мая 1856 года определен псаломщиком в село Юрово, с 1885 года – диакон этой же Покровской церкви села Юрово).
261. Иноепархиальные известия. – с. 541–545
«Волынские епархиальные ведомости» – печальные впечатления члена Государственной Думы священника Авдия Концевича от работы Думы. О борьбе революционеров против духа русской народности. «Воскресный день» – случай в деревне Воскресенки Верейского уезда на Светлой седмице: насмешки деревенской молодежи над крестным ходом закончились пожаром в деревне. «Вера и разум» – рассказ священника из Харьковской епархии о случае на сахарном заводе: рабочий, участвовавший в шутовских «похоронах» (устроенных другими рабочими-штундистами для насмешки над православием) в качестве «покойника», обварился паром и едва не умер.
262. Воззвание. – с. 545–546
От 1 июня 1906 года – просьба о пожертвованиях на благоустройство Успенского храма при Густомесовой слободе Костромского уезда (строительство закончено, но нужно приобретать церковную утварь, облачения и т.п.). Подписано – строители храма: Иван Рукавишников и Николай Рукавишников.
№ 13 – 1 июля
277. Протоиерей Феоктист Иорданский
Слово в неделю вторую по Пятидесятнице. – с. 547–550
278. Священник Сергий Косьмин
Пожелание пастыря. (По поводу слов Нагорной беседы Мф. 5, 29–30). – с. 550–555
Два примера буквального толкования простецами указанных слов Евангелия – «отсеки руку» – из жизни прихода слободы Б., с пожеланием: трудные для понимания места Евангелия хорошо было бы сопровождать в изданиях подстрочными разъяснениями.
279. Священнослужитель
Из воспоминаний о прошлом. (К вопросу о подготовке к пастырскому служению). – с. 555–558
Автор вспоминает времена тридцати-сорокалетней давности, когда и в семинарии, и в родительском доме он последовательно готовился к пастырскому служению.
280. С. Рубинский
Справедливо ли гражданское наименование раскольников «старообрядцами». – с. 558–565
По поводу пункта VII высочайшего указа Правительствующему Сенату от 17 апреля 1905 года (основанного на соответствующем решении Комитета министров), дающего раскольникам право именовать себя «старообрядцами». Автор оспаривает такое право, основываясь на решениях собора 1667 года.
281. Сельский иерей Филарет Изюмов
О преподавании медицинских сведений в духовной семинарии и епархиальном училище. – с. 566–569
О необходимости возобновления такого преподавания в духовных школах.
282. Из жизни семинарии. – с. 569–571
Описание окончания занятий в семинарии 12 июня 1906 года (приводится текст речи ректора архимандрита Николая в конце благодарственного молебна); итоги выпуска – по выводам заседаний правления семинарии 13 и 14 июня.
283. Постановление духовенства 11-го Нерехтского округа. – с. 571
Одобрение заимствования средств из эмеритальной кассы для достройки епархиального женского училища. См. также №№ 177, 219, 259 и др. (но данное решение противоречит всем опубликованным ранее).
284. Иноепархиальные известия. Покровское братство русских православных людей в городе Севастополе. – с. 571–574
Описание нового братства, ориентированного преимущественно на благотворительные цели, но включающего в свой состав «только природных русских людей» (излагаются положения устава братства).
№ 14 – 15 июля
303. Е.З.
О неодоленности Церкви Христовой. (Из творений святого Иоанна Златоуста). – с. 577–582
Подборка цитат святителя Иоанна Златоуста с минимальными пояснениями составителя.
304. N
Из бесед странника. – с. 582–584
Пересказ беседы со странником, путешествующим по святым местам, с некоторой критикой жителей Костромской губернии и неявной рекламой паломничества на Соловки.
305. Священник Николай Лебедев
Собрание духовенства Ветлужского 3-го округа в селе Одоевском. – с. 584–587
Описание двух собраний духовенства округа – 8 февраля и 7 июля 1906 года – сопровождавшихся расколом духовенства на две группы по вопросу уравнивания в праве голоса низших членов причта со священниками.
306. Благочинный Буйского III округа священник Алексей Смирнов
Ответ на статьи: «О выборах депутатов на епархиальные съезды» (№ 6) и «Действия съезда духовенства Буйского III-го округа» (№ 10). – с. 587–597
Продолжение темы – полемика со статьями №№ 126 и 217.
307. [Извещение: выпуск номера 14 журнала был задержан несвоевременной доставкой материала официальной части.] – с. 598
№ 15 – 1 августа
325. [Б/а]
Роспуск Государственной Думы. – с. 599–601
О причинах роспуска Думы и ее основных недостатках.
326. [Б/а]
Отзыв Льва Толстого о распущенной Государственной Думе. – с. 601–602
Критический отзыв Толстого о Думе – и ироническое обращение к Толстому по этому поводу некоего «старца Зосимы» в «Таврических епархиальных ведомостях»: «… много учились у вас, граф».
327. Протоиерей Павел Алякритский
К делу о прославлении святого и блаженного Симона Юрьевецкого. – с. 603–608
Уточнение исторических сведений о времени и обстоятельствах постройки каменного храма со склепом над могилой блаженного.
328. Апфелев
Невозвратное время. – с. 608–609
Стихотворение.
329. Священник В.Д.
Зачем и какие нужны нам выборы отцов благочинных? – с. 609–615
Аргументы в пользу выбора благочинных, предложения по порядку выборов.
330. Священник Алексей Петропавловский
Пастыри, не уклоняйтесь от взаимообщения. – с. 615–617
Призыв к активизации деятельности пастырских собраний.
331. Священник Д.Л.
К выборам на предстоящий церковный собор. – с. 617–619
Предложения по организации выборов представителей от епархии на всероссийский церковный собор (в предположении, что он состоится в конце 1906 – начале 1907 года).
332. Священник Д. Л–в
Открытое письмо противникам эмеритального займа. – с. 619–625
В продолжение полемики (см. №№ 16, 78, 87, 174, 177, 219, 236, 259, 283). Аргументы в пользу заимствования средств из эмеритальной кассы.
333. Редакция
От редакции по поводу «Открытого письма» священника Д.Л. – с. 625–626
Критический отзыв по поводу № 332: редакция полагает, что автор намеревается ввести духовенство в заблуждение.
334. Священник И. Чижов
«Краткий курс православно-христианского богословия». Часть 1. Священника В.А. Соколова. (Библиографическая заметка). – с. 626–628
Рецензия на книгу законоучителя Костромской мужской гимназии священника Василия Соколова. См. также № 478.
335. [Б/а]
Где достать денег малодостаточным людям, занимающимся ремеслом, кустарным промыслом и сельским хозяйством. – с. 628–629
О кредитных товариществах, с рекомендацией: желающие учредить такое товарищество могут обращаться за указаниями к инспектору мелкого кредита при Костромском отделении Государственного банка Л.А. Морачевскому в городе Костроме (возможно, он и является автором заметки).
336. Иноепархиальные известия. – с. 630–636
О жалобах на духовенство. «Новое время» – сопоставление позиций католического и православного духовенства в Калишской губернии по вопросу национализации земли (цитата) – погромов не было благодаря увещаниям католических, но не православных священников. «Церковно-общественная жизнь» – русский священник политически и социально бездеятелен, потому что скован разными предписаниями. «Орловские епархиальные ведомости» – воззвание епископа Орловского Серафима к духовенству (текст) о бездеятельности пастырей. «Вятские епархиальные ведомости» – пожелание к духовенству: организовать издание брошюр и листков об учении Церкви для распространения в народе. «Пензенские епархиальные ведомости» – рекомендации духовенству о саморазвитии: организация просветительских курсов для духовенства, сближение пастыря с пасомыми. Как сельскому пастырю просвещать своих прихожан через приходской кружок – некий священник (цитата из «Церковного вестника»). «Новгородские епархиальные ведомости» – статья иеромонаха Кирилло-Белозерского монастыря Антония «К чему зовет время монастыри» о просветительской и социальной деятельности монашества (текст).
337. Объявление. [Статья «О неодоленности Церкви Христовой» – см. № 303 – отпечатана тиражом 5100 экземпляров и распространяется через Феодоровско-Сергиевское братство.] – с. 638
Подписано: Е.З.
№ 16 – 15 августа
349. Священник Е. Зубарев
О церковных отлучениях и проклятиях. (К полемике с расколом). – с. 639–652
Очерк из истории Русской Церкви.
350. Священник Алексей Петропавловский
Долг пастырей Русской Церкви в виду положения государства. – с. 653–654
О необходимости сохранять деревню от антигосударственной агитации (в частности, по вопросам уплаты податей и призыва рекрутов).
351. [Б/а]
Вниманию предстоящего съезда. – с. 654–656
О необходимости заняться на предстоящем епархиальном съезде решением вопросов по епархиальному свечному заводу.
352. Бывший благочинный
Добрый благочинный. – с. 656–660
Об обязанностях и необходимых личных качествах достойного благочинного.
353. С.П.А.
Своя своих не познаша. – с. 660–663
По вопросу о займе из эмеритальной кассы (см. №№ 16, 78, 87, 174, 177, 219, 236, 259, 283, 332) – предложение не пересматривать это решение на предстоящем епархиальном съезде.
354. Священник А. Петропавловский
Отклик на современность. – с. 663–665
Критика письма священника П. в редакцию газеты «Биржевые ведомости» (1906 год, № 149 от 11 июля) – о новой роли Церкви в изменившихся условиях жизни государства.
355. Священник Д. Л–в
Ответ священнику А. Петропавловскому на статью против эмеритального займа (№ 11 «Епархиальных ведомостей») и редакции «Епархиальных ведомостей» (№ 15). – с. 665–669
В продолжение статьи № 332 – по вопросу займа из эмеритальной кассы – против статьи № 236 и редакционной заметки № 333.
356. [Б/а]
«Хутор», практический сельскохозяйственный журнал, выходящий под редакцией ученого агронома П.Н. Елагина (Санкт-Петербург, Соляной переулок, 9–1). – с. 669–673
Библиографическая заметка.
357. Епархиальная хроника. – с. 673–675
8 июля 1906 года на 83-м году жизни скончался заштатный священник Преображенской церкви села Пелегово Макарьевского 5-го округа Евгений Иванович Ювенский.
Священник Евгений Ювенский – сын священника, окончил Лухское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1846), священник Троицкой церкви села Воронцово Юрьевецкого 4-го округа (1848–1880), священник Преображенской церкви села Пелегово (1880–1889), с 1889 года за штатом, был духовником благочиннического округа.
358. Иноепархиальные известия. – с. 675–683
Назначение новым обер-прокурором Синода Петра Петровича Извольского (краткая биография). Частая смена обер-прокуроров как характерный признак зарождающегося в России парламентаризма. «Церковно-общественная жизнь» (Казань) – о попытках Синода в виду политических событий приспособиться к обстоятельствам, с печалью о роспуске Думы (текст). «Московские церковные ведомости» – об антицерковном характере Государственной Думы (распущенной), о выступлениях в Думе ее члена священника Клавдия Афанасьева (из Донской области). О тенденциях епархиальных съездов – составлять оппозицию епархиальному начальству. Интересные правила проведения съездов в Астраханской епархии, утвержденные епархиальным архиереем – текст правил приводится из «Астраханских епархиальных ведомостей».
359. Ответы редакции. – с. 683
О высылке журнала (в том числе и бесплатной, для церкви села Ильинского-Заборского Макарьевского 4-го округа). Автору статьи – о неудобстве ее напечатания. О получении от церквей денег за подписку.
№ 17 – 1 сентября
364. [Б/а]
Приходское устройство в заграничных Православных Церквах. – с. 685–690
Перепечатка из другого издания, обозначенного «Прав. Под.». Описание устройства приходов: в восточных Церквах, в Греческом королевстве, в Болгарии, в Сербском королевстве, в Карловацкой митрополии (православные сербы в Австрийской империи), в Сибинской митрополии (православные румыны в Австрийской империи), в Румынском королевстве, в Буковино-Далматинской митрополии, в Черногории.
365. [Б/а]
Личная собственность и свободный труд. (Социально-политический очерк). – с. 691–698
Перепечатка из другого издания, обозначенного «М. Гол.».
366. Священник Е. Зубарев
Гонение на Церковь. – с. 698–701
Об антицерковных выступлениях в прессе.
367. Х.Х.
В разгар революции. (Факт из действительной жизни). – с. 701–703
Рассказ о духовном преображении девушки, побывавшей на службе в московском храме в дни беспорядков.
368. Священник Василий Касторский
Ответ отцу благочинному Буйского III-го округа священнику Алексею Смирнову на «Ответ» (№ 14). – с. 703–709
В продолжение полемики – см. №№ 126, 217, 306.
369. Иноепархиальные известия. По вопросу об уравнении псаломщиков со священниками в правах голосований. – с. 710–718
Обзор статей в церковной печати по вопросу уравнивания псаломщиков и диаконов со священниками в отношении голоса на собрании духовенства, с обширными цитатами: «Кишиневские епархиальные ведомости» (две статьи), «Астраханские …» и «Екат[еринбургские?] епархиальные ведомости».
370. Поправка. – с. 719
Об опечатке в № 349.
371. Объявление. Курсы счетоводства Ю.М. Крылова. – с. 720
Реклама курсов в Костроме.
№ 18 – 15 сентября
382. Священник Воскресенской церкви села Воскресенского что на реке Медозе Василий Богословский
Поучение к простому народу по поводу смутного настроения в нем. – с. 721–724
383. [Б/а]
Церковная благотворительность как средство обновления приходской жизни на Руси. – с. 724–730
Перепечатка из «Симбирских епархиальных ведомостей». О перспективах приходской благотворительности в текущих условиях.
384. Бывший благочинный
Добрый благочинный. – с. 730–736
Продолжение. Начало в № 352.
385. Пресвитер [священник Н. Пермезский]
Несколько слов о наших псаломщиках. – с. 737–739
О недостаточности материального содержания псаломщиков. Авторство устанавливается из № 476.
386. С.П.А.
Из дневника приходского священника. – с. 740–748
Окончание. Начало в №№ 127, 215.
Глава 3 «В поисках правой веры» – описание уклонения одного из прихожан в старообрядчество и возвращения к православию, с критикой некоторых внешних недостатков православного благочестия.
387. Священник Павлин Мегалинский
О незаконности австрийской иерархии. (По поводу предполагаемого возбуждения вопроса об этом на предстоящем соборе). – с. 749–753
Аргументы против каноничности белокриницкой иерархии.
388. [Священник Рыженков]
Ответ на «Письмо» отца благочинного 5[-го] Галичского округа священника Татауровского, помещенное в № 11 «Костромских епархиальных ведомостей» за 1906 год. – с. 753–756
Полемика с № 238. Имя автора устанавливается из контекста.
389. Епархиальная хроника. – с. 756–762
30 августа 1906 года – в доме Воскресенской церковно-приходской школы города Костромы состоялось открытие общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Костромской епархии (описываются история общества и церемония открытия).
31 августа – в Костромской духовной семинарии закончились переэкзаменовки, затем состоялись приемные экзамены. Описываются трудности, возникшие при распределении казеннокоштных вакансий и пособий.
6 сентября – в семинарии был отслужен молебен перед началом занятий (приводится текст речи на молебне ректора архимандрита Николая). Общие сведения о количестве воспитанников и семинарском хоре. 10 сентября – получен указ Святейшего Синода об изменениях в учебно-воспитательном строе духовных семинарий.
390. Объявление. Костромская соборная лавка. – с. 764
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
№ 19 – 1 октября
399. Священник Михаил Ширяев
Мысли, навеянные статьей об епархиальном съезде. – с. 765–767
По поводу статьи в «Поволжском вестнике» о нежелании настоятелей монастырей открыть при обителях псаломщические школы (подробнее см. № 392, журнал № 8, п. 7). Автор выражает недоумение по поводу такой позиции монашествующих.
400. Николаевской церкви села Воронцово Нерехтского уезда священник Михаил Иерусалимский
Необычайное явление. – с. 767–770
О случае в доме крестьянина Гусарова (в селе Воронцово): на полу дома появилась кровь, попытки вымыть ее только увеличивали поток. После прочтения священником молитвы жидкость больше не появлялась, а анализ остатков жидкости в фабричной больнице показал, что это не кровь, а особые бактерии, выделяющие жидкость в виде крови.
401. Объявление. Как вести себя доброму христианину на белом свете. – с. 770
Реклама одноименной книги, продающейся в Костроме у протоиерея Иоанна Поспелова.
402. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 771
Реклама двух изданий.
№ 20 – 15 октября
409. [Б/а]
О чем говорят наши реформы. – с. 773–786
Перепечатка из «Воронежских епархиальных ведомостей». О необходимости наполнения внутренним, духовным содержанием внешних реформ государственной и церковной жизни.
410. Бывший благочинный
Добрый благочинный. – с. 786–797
Окончание. Начало в №№ 352, 384.
411. Села Левашево священник Иаков Успенский
Пресвитеру, написавшему «Несколько слов о наших псаломщиках» («Костромские епархиальные ведомости» № 18). – с. 797–799
Полемика с № 385.
412. Д. Введенский
С Поволжья. (Из путевых впечатлений). – с. 799–801
Перепечатка из «Московских церковных ведомостей». Описание разговора автора с попутчиком на пароходе, остановившемся в Костроме (о некоем священнике Костромской епархии, выступающем за отмену смертной казни).
413. Е. Соловьев
Фр. Пибоди, профессор христианской морали в Гарвардском университете. Иисус Христос и социальный вопрос. Перевод с немецкого С.П. Никитского. Москва, 1907. – с. 801–803
Библиографическая заметка.
414. [Священник Алексей Петропавловский]
Автору «Открытого письма» противникам эмеритального займа. – с. 803–805
Ответ на № 332, по поводу взаимных обвинений в оскорблениях – с учетом того, что вопрос о заимствовании из эмеритальной кассы уже положительно решен епархиальным съездом.
415. Иноепархиальные известия. – с. 805–810
«Уфимские епархиальные ведомости» – примерный устав православного приходского братства (приводится текст; такое братство открыто при Троицком соборе города Златоуста). «Колокол» (Санкт-Петербург), «Киевские епархиальные ведомости» – об этом проекте устава (цитата). «Нижегородский церковно-общественный вестник» – об учреждении церковно-приходского совета в городе Перевозе Нижегородской епархии. «Современное обозрение» при журнале «Кормчий» – об открытии приходских попечительств в городе Вильне. «Церковно-общественная жизнь» – статья «Дело любви в приходе» (цитаты) о приходской благотворительности.
№ 21 – 1 ноября
425. Е. Соловьев
«Душа Моя скорбит смертельно». (Мысли по поводу печальных событий в нашем отечестве). – с. 813–817
Человеческий прогресс должен двигаться не путем политической борьбы, но путем постепенного христианского просветления отдельной человеческой личности.
426. Священник Е. Зубарев
О древнем крестном знамении. (К полемике с расколом). – с. 817–835
Церковно-исторический очерк о времени появления и истории обычая совершать крестное знамение, о способах его совершения (двуперстно, троеперстно).
427. [Б/а]
Из воспоминаний о семинарии. – с. 835–843
О жизни Костромской духовной семинарии во второй половине XIX века. Автор, судя по контексту – священник, в то время учившийся в семинарии.
428. [Б/а]
Автору статьи «Несколько слов о наших псаломщиках». А) Священника. – с. 843–849
Полемический ответ анонимного священника на № 385.
429. [Б/а]
Автору статьи «Несколько слов о наших псаломщиках». Б) Диакона. – с. 849–851
Полемический ответ анонимного диакона на № 385.
430. Иноепархиальные известия. – с. 851–859
«Тамбовские епархиальные ведомости» – о деятельности (против сектантов) миссионерского кружка при храме в селе Митрополье Тамбовской епархии. «Извлечения из Орловских епархиальных ведомостей» – описание собрания пастырей и мирян в городе Мценске по вопросу о возрождении прихода. «Церковно-общественная жизнь» (Казань) – церковно-приходские советы не должны касаться политики. О борьбе Церкви с социализмом – «Современные вопросы», «Новгородские епархиальные ведомости». «Тамбовские епархиальные ведомости» – для успешного развития приходской жизни нужна инициатива прихожан (цитата). О деятельности общества трезвости при Тихвинской церкви города Кирсанова (пример организации, естественным образом преобразующейся в приходское собрание).
№ 22 – 15 ноября
438. Предтеченской церкви города Костромы священник Константин Соболев
Поучение в день тезоименитства наследника цесаревича Алексея Николаевича. – с. 863–867
439. Протоиерей Феоктист Иорданский
Слово в 17-й день октября 1906 года. – с. 867–869
По случаю двойного празднования – см. № 394.
440. [Фр. Пибоди, профессор]
Основные социальные положения в учении Иисуса Христа. – с. 869–880
Глава из книги «Иисус Христос и социальный вопрос» (см. № 413), с кратким предисловием редакции журнала.
441. [Б/а]
Ответ на русскую марсельезу. – с. 880–881
Стихотворение. Перепечатка из «Тобольских епархиальных ведомостей».
442. [Б/а]
К вопросу о борьбе с неверием. – с. 881–882
О методике противодействия атеистической пропаганде. Перепечатка из «Московских церковных ведомостей».
443. [Б/а]
Как живут социалисты. – с. 882–883
Об образе жизни вождей социализма (Лассаль, Бебель, Либкнехт и др.) – из книги «Христианство и социализм».
444. Священник Василий Высотский
О выборах на церковный собор. – с. 884–886
О желательности предварительного обсуждения кандидатов в члены собора от епархии (в предположении, что поместный собор откроется в первой половине 1907 года).
445. [Б/а]
Что дано старообрядцам указом 17 октября 1906 года и чего можно ожидать от этого. – с. 886–889
Перепечатка из «Нижегородского церковно-общественного вестника». По поводу объявления 17 октября 1906 года высочайшего указа (в дополнение к указу 17 апреля 1905 года) – о свободе «исповедания веры и общественной молитвы, согласно велениям совести каждого». Сравнение возможностей, дарованных старообрядцам и имеющихся у православных (не в пользу последних), с указанием: православным пастырям и пастве теперь нужно быть бдительными.
446. Любящий певчих сельский диакон
Нечто в защиту певчих. – с. 889–890
Аргументы против введения общего пения в храмах.
447. Священник Вячеслав Альбицкий
Письмо в редакцию. – с. 891
В продолжение темы № 400: такой же случай (появление кровавой массы в деревенском доме) был в середине XIX века в деревне Вандышки Дюпихской волости Кинешемского уезда (со слов очевидицы).
448. [Б/а]
Что такое кредитное товарищество. – с. 891–894
Общие сведения о кредитном товариществе, с предложением обращаться за консультациями к инспектору мелкого кредита при Костромском отделении Государственного банка Л.А. Морачевскому в городе Костроме (возможно, он и является автором текста). См. также № 335.
449. Иноепархиальные известия. – с. 894–908
Призывание духовенства к объединению – священник Г. Петров, статья «Духовенство и Государственная Дума» (цитата). «Известия по Казанской епархии» – о разъединении духовенства по политическому признаку (цитата). «Колокол» – о газетной травле архиепископа Димитрия в Казани и о скандальной попытке перевести из Казани в другой город священника Руфинского, предполагаемого автора газетных статей против архиерея (текст). В чем должно выражаться объединение духовенства. «Орловские епархиальные ведомости» – обсуждение на летнем церковном собрании в городе Ливны причин упадка приходской жизни и выступление некоего сельского священника о значении пастыря для жизни прихода, о роли священника в старину и в современности (обширный текст). Священник Киселевич на пастырском собрании Херсонской епархии – о недочетах в пастырском делании (цитата). Описание отлучения от Церкви 8 октября 1906 года в Сретенской церкви города Одессы некоего Василия Шевченко, перешедшего в иудейство. «Херсонские епархиальные ведомости» – об активизации штундо-баптистов в Одессе и об открытии одесским духовенством противосектантских чтений. «Тульские епархиальные ведомости» – проект открытия в городе Туле богословской школы для диаконов, не получивших среднего богословского образования. «Колокол» – губернский съезд церковных старост в Смоленске. 18 октября 1906 года – в Ярославле на 91-м году жизни скончался архиепископ Ионафан, старейший из иерархов Русской Церкви, бывший архиепископ Ярославский и Ростовский, а в 1866–1869 годах – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.
450. Объявление. Брошюра: Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам). – с. без №
Реклама брошюры, продающейся в редакции журнала.
451. Объявление. Костромская соборная лавка. – с. без №
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
№ 23–24 – 15 декабря
472. Села Левашево священник Иаков Успенский
Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице. – с. 909–911
473. [Фр. Пибоди, профессор]
Основные социальные положения в учении Иисуса Христа. – с. 911–921
Окончание. Начало в № 440.
474. Н. Вознесенский
Общий очерк Палестины (народное чтение). – с. 922–930
Сведения о прошлом и настоящем Святой земли.
475. В.К.
К вопросу об оживлении церковно-приходской жизни. – с. 930–943
В связи с годовщиной опубликования (18 ноября 1905 года) определения Святейшего Синода «по вопросу об устроении церковно-приходской жизни». Какую роль в церковной жизни стали играть приходские собрания и советы? – вопрос рассматривается автором на материалах преимущественно Орловской, отчасти Кишиневской, Воронежской и Пермской епархий.
476. Священник Н. Пермезский
К переписке о псаломщиках. – с. 943–945
Первая часть подборки отзывов под общим названием «К переписке о псаломщиках». В продолжение полемики, см. №№ 385, 411, 428, 429.
477. Сельский священник
К переписке о псаломщиках. – с. 945–948
Вторая часть подборки отзывов под общим названием «К переписке о псаломщиках». В продолжение полемики. Отзыв непосредственно на № 429.
478. С…ский
Краткий курс православно-христианского богословия. Часть I. Истины основные. Часть II. Истины догматические. Священника В.А. Соколова. Кострома, 1906. – с. 949–953
Библиографическая заметка. См. также № 334.
479. Диакон
Заметка к постановлению епархиального съезда. – с. 953–955
По поводу постановления епархиального съезда 1906 года, обязывающего диаконов безвозмездно преподавать в церковно-приходских школах церковное пение (журнал № 7, с. 344) – критика этого решения.
480. [Б/а]
«Бывшему благочинному». – с. 955
Отзыв на статью (см. №№ 352, 384, 410) – о том, что в действительности благочинные зачастую вовсе не заботятся о нуждах низших членов причта.
481. Епархиальная хроника. – с. 956–957
1 ноября 1906 года в церкви села Красного-Сумароковых Нерехтского уезда соборным служением духовенства этой и соседних церквей, при участии прихожан из разных приходов, были совершены литургия и благодарственный молебен по случаю равноправия крестьян, данного высочайшим указом от 5 октября.
482. Иноепархиальные известия. – с. 957–962
Список доступных духовно-нравственных книг и брошюр, подходящих для чтения народу в приходских собраниях – перепечатывается из «Орловских епархиальных ведомостей» по просьбе пастырского собрания Костромского 9-го благочиннического округа. «Кишиневские епархиальные ведомости» – решения пастырского собрания духовенства Хотинского уезда Кишиневской епархии: распределение между священниками подписки на духовные журналы и составления поучений на воскресные и праздничные дни.
483. Книги и статьи о социализме. – с. 963
Список литературы.
484. [Объявление.] Костромская соборная лавка. – с. без №
Предлагаются к покупке иконы, церковная утварь, ткани, облачения; принимаются заказы.
485. Приложение
Оглавление неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» 1906 года. – с. I–VI