Изучение стихотворных эпитафий – направление в литературоведении, которое можно назвать новым1. И если такие тексты, сохраненные в литературе, не представляют трудностей для исследования в наше время, то эпитафии кладбищенские – запечатленные на надгробных крестах, плитах, памятниках – в ХХ веке подверглись массовому уничтожению. Достаточно вспомнить судьбу исчезнувших костромских кладбищ: Крестовоздвиженского (его территория застроена домами), Лазаревского (на его месте – березовая роща), Нового или Феодоровского2 (здесь – мемориал и парк). Поэтому описания прежних кладбищ, сохранившие тексты безвозвратно утраченных эпитафий, представляют для нас особый интерес.

В 2008 году в фондах Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника была обнаружена рукопись, содержащая общие сведения о кладбищенских эпитафиях Костромы и собственно их перечень, общим числом 1843. Документ первоначально состоял из 16 листов, однако первые 3 листа в нем отсутствуют; в связи с этим имя автора рукописи считалось неизвестным, а сам документ атрибутировался как сборник эпитафий с костромских кладбищ4. Ценность рукописи как источника существенно снижена тем, что в ней зачастую приводятся не полные тексты эпитафий, а лишь указания на их первые строки. Впрочем, если эпитафия пользовалась известностью, то такое указание можно связать с другими публикациями:

Покойся, друг души безценный, в стенах обители святой5.
Покойся, друг души бесценной,
В стенах обители святой;
Придет час благословенный,
И мы увидимся с тобой6.

Установить имя автора рукописи и ее предназначение помог напечатанный в Костроме в 1919 году «Отчет о деятельности Костромского научного общества по изучению местного края за 1918 год». В списке докладов, заслушанных в 1918 году на общих собраниях КНОИМК, мы встречаем такой:

Виноградов П.Н. – Эпитафии костромских кладбищ (7 июля)7.

В приложении V к отчету («Поступления в архив общества») отмечено:

5. Виноградов П.Н. – Эпитафии костромских кладбищ (3 тетр[ади], содержащие до 180 отд[ельных] №№ эпитафий и соображения собирателя о форме костр[омских] эпитафий8.

Таким образом, следует полагать, что хранящаяся в музее-заповеднике рукопись – это текст (или, правильнее сказать, черновик текста) доклада, сделанного П.Н. Виноградовым 7 июля 1918 года на общем собрании КНОИМК. О Петре Николаевиче Виноградове нам известно, что до революционных событий он был преподавателем 1-ой мужской гимназии в Костроме. Становится понятной и краткость списка эпитафий в документе: автор не случайно предварил его словом «Оглавление» – поскольку перед нами именно оглавление записей в трех тетрадях, ставших итогом кладбищенских исследований П.Н. Виноградова и переданных в архив КНОИМК (хотелось бы надеяться, что эти тетради со временем тоже будут обнаружены).

В конце текста доклада сделана помета, которую можно расшифровать так: 83 эпитафии с Нового кладбища, 84 – с Лазаревского, 6 – с монастырского9, то есть всего 173 надписи. Оставшиеся 11 эпитафий можно соотнести (предположив несоответствие в подсчетах на 1) с упомянутыми в докладе:

… на Запруднинском кладбище я списал только три эпитафии и две не мог разобрать, так они от времени полиняли. На Никольском кладбище за Волгой шесть эпитафий, на Спасском кладбище там же – три эпитафии10.

Интересно отметить, что в тексте рукописи характерно отразилась черта наступившей эпохи – переход на новую орфографию. Доклад (л. 4–12) написан уже «по-новому», но автор нередко сбивается на «старое» написание (например, ставит «-ъ» в конце слова после согласной), и ему приходится себя же править. В списке эпитафий (л. 13–16об) «старая» орфография встречается часто и уже не правится.

Публикуемый далее текст рукописи приводится в современном написании, однако с сохранием некоторых особенностей авторского стиля. В текстологическом комментарии отмечалась лишь правка, имеющая содержательное значение (так, зачеркнутые в конце слов «-ъ» не фиксировались).

 

Примечания

1. Сборник материалов по данной теме впервые был издан лишь двадцать лет назад: Русская стихотворная эпитафия / вступительная статья, подготовка текста и примечания – С.И. Николаев, Т.С. Царькова. – СПб., 1998.

2. В сборнике воспоминаний о бывшем обер-прокуроре Святейшего Синода А.Д.Самарине, скончавшемся в Костроме в 1932 году, это кладбище неоднократно называется Александро-Невским («Подвигом добрым подвизался…». Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868–1932) / авторы-составители С.Н. Чернышев и протоиерей Димитрий Сазонов. – Кострома: Издательство Костромской митрополии, 2017, с. 8, 269, 274). Возможно, такое именование объясняется тем, что один из приделов кладбищенского Богородице-Феодоровского храма был посвящен благоверному великому князю Александру Невскому. Однако в периодике конца XIX – начала ХХ века (в частности, в «Костромских епархиальных ведомостях») кладбище традиционно именуется Новым или Феодоровским.

3. КМЗ н/в 7344/67; авторский текст – л. 4–12 (с одной стороны листа), список эпитафий – л. 13–16об (л. 13 – с одной стороны листа, л. 14–16 – с двух сторон).

4. Семенова А.В. Memento mori / Костромские епархиальные ведомости, 2008, № 6, с. 46.

5. КМЗ н/в 7344/67, л. 15, № 96.

6. Русская стихотворная эпитафия.., с. 410, № 1158.

7. Отчет о деятельности Костромского научного общества по изучению местного края за 1918 год. – Кострома, 1919, с. 4.

8. Там же, с. 29.

9. Надо полагать, что П.Н. Виноградов не исследовал эпитафии на кладбище Ипатьевского монастыря – так, в его работе отсутствует надпись на надгробии похороненного там отрока Александра Апашнянского (1844–1855) «Как утром на цветах весенняя роса…» (опубл.: Семенова А.В. Указ. публ., с. 47; см. также: Шереметевский В.В. Русский провинциальный некрополь. Том 1. – М., 1914, с. 42). Указание на монастырское кладбище поэтому можно трактовать двояко: это либо захоронения на территории костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, либо располагавшееся за чертой города кладбище, специально устроенное в XIX веке для погребения сестер той же обители. Второй вариант видится нам менее вероятным.

10. КМЗ н/в 7344/67, л. 12.

А.В. Семенова, старший научный сотрудник Костромского государственного
историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

 

Приложение

П.Н. Виноградов

Эпитафии костромских кладбищ

[Начало документа отсутствует]

(л. 4)

Делается это так. Родственники похороненного лица выбирают подходящий текст эпитафии из готовых, находящихся уже на кладбище, списывают, иногда немного изменяют, вариируют, сообразно своим видам и обстоятельствам, и несут этот выбранный текст к мастеру-живописцу, поручая ему написать принесенный текст на деревянной или, чаще, на железной дощечке, которая после и укрепляется на кресте, поставленном на могиле.

Если текст нужно высечь на камне памятника, его отдают при заказе в мастерскую памятников.

У живописцев и в мастерской памятников сборника эпитафий не оказалось. Эпитафии приносят1 обыкновенно заказчики2, выбирая их, как я уже сказал выше, из готовых на кладбищах. Поэтому многие3 эпитафии повторяются многократно и встречаются на разных кладбищах.

(л. 5)

Так, большинство эпитафий Нового кладбища и кладбищ Спасо-Никольской слободы4 заимствованы буквально, пере[не]сены5 с Лазаревского кладбища.

2. Кто автор эпитафий?

Ни у одной эпитафии на всех кладбищах не нашел я указаний на их авторов. Только одна эпитафия № 946: «Вырыта заступом яма глубокая» и «Детская могилка»7 заимствованы8 целиком у И.С. Никитина, но и у них9 автор не указан10. Эпитафия № 146: «Гроб тесовый, необитый, двое-трое вслед идут…» тоже явно11 заимствована у какого-то автора, которого я сейчас не могу припомнить. Кроме этих12 случаев13 нельзя найти указаний на авторов всех прочих эпитафий. Я склонен признать в кладбищенских14 эпитафиях особый (род) вид народной15 ходячей лирики, подобной разного рода причитаниям и плачам, и назвал бы ее «кладбищенскою народною литературою16».

3. Каково содержание эпитафий?

Содержанием эпитафий в большинстве случаев служит выражение грустных чувств о потере почивших. 

(л. 6)

Чувства эти выражаются: 1) от лица родителей к почившим детям; 2) от лица детей к почившим родителям; 3) от лица жены к почившему мужу; 4) от лица мужа к почившей жене; 5) от лица почитателей к почившим общественным деятелям № 7617; 6) объективные 15218;

Вот более яркие образцы каждого рода эпитафий:

1) От родителей к детям: №№ 1719, 26, 42, 48, 49, 51, 52, 59, 72, 77, 78, 80, 81, 88, 92, 93, 102, 108, 134, 154, 165, 166, 17520. Иногда в эпитафии выражается обращение почившего родителя к живым детям № 5321, 75, 98 или детей к родителям 129.

2) От детей к родителям иного22 № 5, 923, № 10, 14, 31, 40, 7024

3) От жены к мужу № 1525, 28, 25, 8.

4) От мужа к жене № 47, 12, 63, 6126

5) Общественным деятелям единственная эпитафия учительнице № 76.

6) Объективные, т. е. такие эпитафии, в которых нет выражения личных чувств от одного лица другому № 152, 45, 14627, 150.

Впрочем, строгой классификации эпитафий по означенным рубрикам нельзя провести, так как все они безымянны, как бы анонимны, и служат выражением чужими28 словами чужих29 чувств.

(л. 7)

Какова форма эпитафий?

Все эпитафии написаны стихами, но рифма часто не соблюдена и размер стихов неправильный; это особенно заметно на повторяющихся эпитафиях, носящих следы вариации № 8 и 12; 37 и 39;

По размерам стиха эпитафии представляют все30 виды31 литературного стихосложения, кроме гекзаметра.

1) Хорей: 

Рано / я от / вас со / крылся /     № 115

Стонет / сердце / зами / рает /     № 122

Гроб те / совый / не о / битый /    № 146

2) Ямб: 

Не дол / го ты / у нас / гости / ла     № 151

Не дол / го ра / до ва / ла нас

Не жди / уны / лая / супру / га      № 19

Приве / та неж / наго себе / 

Куда /  су–пруг / любез / ный скрыл / ся     № 156

Куда / от нас / ты у / ле тел

3) Дактиль: 

Милая / тетя про / сти нас род / ная мы

Много пе / ча–ли те / бе прине / сли        № 9            

С мы[с]лью32 глу / бокой с у / лыбкою / ясною

Тихо за / сну–ла не / веста пре / красная          № 5

4) Амфибрахий: 

Копали / могилу / сырую /

и заступ / о заступ / сту–чал     № 40

Тих сон твой / любезный / родитель     № 60

Ничто не тревожит33 / твой вечный / покой

(л. 8)

5) Анапест: 

           Жизнь без ра / достей в веч / ной трево / ге  

№ 76  Шла уби / тая горь / кой борьбой /

               Я под кам / нем тя же / лым лежу /     № 157

№ 157  Слишком ско / ро ме ня / схо рони / ли

Есть ли связь кладбищенских эпитафий с литературой, т. е. с образцами лучших наших поэтов? 

Я уже сказал выше, что нашел только две34 заимствованные35 целиком эпитафии36 народного нашего37 поэта Ивана Саввича Никитина, именно известное его стихотворение38 «Вырыта заступом яма глубокая», которое может служить образцом объективной эпитафии всякому труженику, и другое его стихотворение: № 17539 «Могила дитяти», из которого взято 12 начальных строк, а 7 строк конца присочинены. 

У наших старых поэтов-классиков в их сочинениях я нашел немного эпитафий, а именно. 

У В.А. Жуковского только две эпитафии: 1) Надгробие Тургеневым и 2) К могиле Карамзина. 

У А.С. Пушкина – пять (5) эпитафий.

1) К портрету Жуковского. 

«Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

2. «Покойник Клит в раю не будет

3. Моя эпитафия. 

«Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою

С любовью, леностью провел веселый век

(л. 9)

4. Эпитафия младенцу Волконскому. 1827 г.

«В сиянии и радостном покое

У трона вечного Творца…

5. Князю Голицыну. 1823 г.

Отрадным ангелом ты с неба к нам явился.

У Ю.М.40 Лермонтова 4 эпитафии.

1. Эпитафия Наполеону 1830 г.

«Да, тень твою никто не порицает, муж41 рока!

2. Эпитафия 1830 г.

«Прости! уви[ди]мся42 ль мы снова?

3. Эпитафия 1830 г.

«Простосердечный сын свободы,

для чувств он жизни не щадил

4. Эпитафия (утонувшему игроку)

«Кто яму для других копать трудился,

Тот сам в нее упал, – гласит писанье так.

Сравнивая эпитафии моего сборника с приведенными эпитафиями наших писателей, я не нахожу в них ничего общего, кроме стихотворной формы. Полагаю, что они не были даже известны авторам и переписчикам эпитафий сборника, а потому не мог[л]и43 служить даже и образцом для составления эпитафий кладбищ.

(л. 10)

В ответе на вопрос 2: «Кто автор эпитафий», я уже высказал свое мнение44 в том смысле, что эпитафии составляют особый вид народной словесности, только не устной, подобно сказкам, а письменной. Здесь я подтверждаю это мнение, основывая его на том, что в общей книжной45 литературе нет ни одной эпитафии из моего сборника, кроме раньше указанных двух Никитинских эпитафий. – Печатных сборников эпитафий нет и письменных мне не приводилось видеть и даже слышать о них. – Где же сохраняются эпитафии? Пока они хранятся на кладбищах на могильных памятниках. Но46 всесокрушающая рука времени постепенно стирает все; гранитные памятники через десятки лет и сотни лет выветриваются и47 распыляются, а эпитафии почти исключительно (в большинстве)48 написаны на деревянных и железных пластинках, материале недолговечном49, – и лет через двадцать–тридцать совершенно стираются временем и исчезают бесследно50. Желательно сохранить их в печатном виде, в виде сборника. Этой51 мыслью руководился я, собирая эпитафии.

(л. 11)

Эпитафии встречаются далеко не на всех могилах, а наоборот, составляют редкое явление среди множества могил без литературных эпитафий. Невольно возникает вопрос: на каких могилах имеются эпитафии?52 лиц знатных? богатых? бедных? Осматривая могилы с эпитафиями, я убедился, что на могилах лиц знатных и богатых эпитафий вовсе нет. Эпитафии встречаются только на могилах лиц среднего53 состояния или достатка, к каковым в прежнее время относились сословия: мещане, ремесленники, средние и мелкие54 торговцы. – Почему так? Да для знатного лица эпитафией служит его имя, дела, история. Напр. «Здес55 лежит Суворов», а то просто: «Карамзин».

Для богатых людей эпитафией служит их имя, фирма, торговое дело. Напр. «Аристовская мельница», «Кашинская фабрика». Потому такие лица в надгробных – стихотворных56 эпитафиях не нуждаются57.

Другое дело – люди обыкновенные, обыденные, ничем себя в жизни не проявившие. Их имя, их дела массе людей, обществу, в большинстве неизвестны, (л. 12) да и не нужны. Но у родственников под влиянием свежей утраты, свежего горя, есть желание, если не навсегда, то хотя на время отметить и сохранить память о почившем58, выражением его и служат эпитафии.

Исторического значения эпитафии не имеют и никаких общественных59 течений не отмечают, являясь чисто лирическими произведениями.

Чем меньше и беднее район обслуживает кладбище, тем меньше и реже на нем попадаются эпитафии. Так на Запруднинском кладбище я списал только три эпитафии и две не мог разобрать, так они от времени полиняли. На Николь[с]ком60 кладбище за Волгой шесть эпитафий, на Спасском кладбище там же – три эпитафии.

На сельских кладбищах эпитафий мне не приходилось встречать. Эпитафии – принадлежность городских кладбищ.

Чем больше и культурней город, тем богаче его кладбище эпитафиями. Напр. Москва (Донское кладбище. Личные наблюдения).

Нов. кл. 83    Монаст. 6

Лазар. 8461

(л. 13)

 

Оглавление

1. О, Ангел кротости, тебя уж больше нет.

2. Вот здесь тебе покой приятный

     После томительных скорбей.

3. Хоть рано я от вас сокрылась, но вы не плачьте обо мне.

4. После томительных скорбей спи, ангел наш, в безмолвной усыпальнице своей.

5. Христова невеста. С мыслью глу/бокой, с у/лыбкою / ясной

     Тихо за/снула не/веста пре/красная.

6. Покойся, друг души любезный, в недрах обители святой.

7. Погибла ты, краса младая, на век рассталася со мной.

8. Здесь холодная могила сокрыла мужа моего.

9. Милая тетя, прости нас, родная!

     Мы много печали тебе принесли.

10. Милая мамаша, вот ты скрылась от меня 

      и по век моей жизни не забуду я тебя.

11. Покойся62 прах души безценный у врат обители святой.

12. Здесь мрачная холодная могила на век безценную безвременно сокрыла.

13. Предчувствуя конец сей жизни тленной,

       Просила ты, любя тебя, простить.

14. Не слышно голоса, ни слова, ни привета от милой нашей мамы.

(л. 14)

15. Прости супруг, моя отрада,

       Меня оставил сиротой.

16. Жена и дети, до свиданья!

17. Не ждите меня, дети, верные услуги…

18. Не долго ты средь нас гостила.

19. Не жди, унылая супруга, привета нежнаго себе.

20. Переплыл я жизни море, тихой пристани искал.

21. Он отдыхает. О чем же рыдать?

22. На дубраве листья не шумите,

       Меня, Евстафия, не будите!

23. Моих утеха юных дней

24. Христова невеста. С улыбкою ясной…

25. Здесь холодная могила скрыла мужа моего.

26. Зачем ты, милый Коля, расстался…

27. Переплыл я жизни море

28. Зачем ты, милый друг, расстался с нами.

29. Тихо замолкли унылые стоны…

30. Куда ты так по[то]ропился…63

31. Скрылся ты, наш друг сердечный.

32. Христова невеста. С улыбкою ясною…

33. Тихо за[мо]лкли64 унылые стоны

34. Господи, приими дух ее65 с миром.

      Покойся прах души бесценный66

35. Христова невеста. С душою глубокою, с улыбкою ясною.

36. Зачем, о милый друг, разсталась рано с нами

37. Куда, мой друг любезный, скрылся.

38. Хотя и67 рано я от вас сокрылась, но вы не плачьте обо мне

39. Куда, супруг любезный скрылся, куда от нас ты улетел.

40. Копали могилу сырую, и заступ о заступ стучал.

41. Как цветок полевой под косою увядает, головку склоня,

   Так и ты под житейской судьбою умерла, дорогая моя.

(л. 14об)

42. Куда, любезный сын наш, скрылся, куда от нас ты улетел

43. Окончив путь свой в здешней жизни, путь кратковременный земной

44. Куда, супруг любезный, скрылся, куда так тихо улетел…

45. Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я.

4668. Под крестом моя могила, на кресте моя любовь.

47. Здесь ваша мать, моя супруга, падем в слезах у гроба друга.

48. Недолго, дочка дорогая, недолго жизнь собой ты украшала.

49. В гробу и вся в цветах, с застывшею улыбкой, малютка ты лежишь без горя и тревог…

50. Тише! о жизни покончен вопрос: больше не нужно ни песен, ни слез.

                                                                               Из Никитина.

51. Недолго ты средь нас гостил, недолго радовал ты нас.

52. Покойся, первенец прелестный, под сенью этого креста…

53. Не жди меня, дочь, верная услуга, и не плачь ты обо мне…

54. Христова невеста. С мыслью глубокою, с улыбкою ясною.

55. Жаль, что рано я от вас сокрылась, но вы не плачьте обо мне.

56. Покойся, сердцу милый прах, пока ударит час свиданья.

57. Он не слышит слов привета, спокойно спит в земле сырой.

58. Покойся, прах души безценный, в стенах обители святой

59. Над вашей могилкой солнышко сияет…

60. Тих сон твой, любезный родитель, ничто не смущает твой вечный покой.

61. Не жди, унылая супруга, привета привета нежнаго себе.

62. Спи, мой ангел безотрадный, ни наяву ты, ни во сне…

63. Здесь преждевременно холодная могила навеки прах69 безценный твой сокрыла.

64. Ты отстрадала жизнь земную, расчет окончила земной…

65. Куда, супруг любезный, скрылся, куда так тихо улетел…

66. Пришла к тебе, моя родная, излить всю скорбь души моей…

67. После долгих томительных скорбей спи ты, ангел мой

68. Окончив путь свой в здешней жизни…

69. Пришла к тебе, моя родная, излить всю скорбь души моей…

70. Прими ты, мать, привет от дочки…

(л. 15)

71. Зачем, о милый друг, разстался рано с нами.

72. Холодны, холодны личики бледныя, нет в вас жизни и огня.

73. Ты рано взял меня к Себе70, да будет в том Твоя воля!..

74. Полно плакать о малютках, деточках своих.

75. Не плачь, родная дочь, о нас…

76. Учительнице. Жизнь без радостей, в вечной тревоге, шла, убитая горькой борьбой.

77. Недолго, дочка дорогая, недолго жизнь собой ты украшала.

78. Услыши, сын, мое признанье, его с тоскою приношу…

79. Чем была ты для нас, пока с нами жила, скорбное сердце сказать не сумеет.

80. Весело сияет месяц над могилой, спит здесь почивает наш сыночек милый.

81. Как розанчик прекрасный собой нас завлекала

82. Хоть рано я от вас сокрылся, но вы не плачьте обо мне.

83. Я в горе стою над могилой, склонившись к святому кресту.

84. Прости, супруг, моя отрада, меня оставил сиротой.

85. В моей печали безотрадной ни наяву ты, ни во сне не приласкаешься ко мне.

86. Спи, друг, с надеждою великой, что в день Господняго суда…

87. Ах в этой земле сложила все, чем жила, чем дорожила.

88. Прощай, дитя, до радостнаго дня.

89. Весело сияет месяц над могилой, спит и почивает…

90. Невеста Христова. С мыслью глубокою, с улыбкою ясною…

91. И дни и ночи все трудилась, мой незабвенный жизни друг…

92. Милые малютки, над вашей могилкой часто ангел Божий реет невидимкой.

93. Тише, листья, не шумите и младенца не будите.

94. Вырыта заступом яма глубокая (Никитина).

95. Куда, супруг любезный, скрылся.

96. Покойся, друг души безценный, в стенах обители святой.

97. Куда ты, радость моя, скрылась, и я остался сиротой.

98. Прощайте, дети, не скучайте, да будет с вами благодать.

(л. 15об)

99. Прощайте, мама дорогая, и братья все мои.

100. Куда, супруг любезный, скрылся, куда так тихо улетел.

101. Да будет тих твой сон, моя милая Оля!

102. Дитя мое милое, прелестное, не могу тебя забыть.

103. Ни гласу, ни звука, ни слов, ни привета не слышу я здесь от милаго друга71.

104. Я в горе стою над могилой, склонившись к святому кресту.

105. (няне) Поехал72 я, с тобой прощался, ты счастья пожелала мне.

106. Приникни с жалкими слезами, креста подножье обойми…

107. Не жди, унылая супруга, привета нежнаго себе.

108. Дорогой Толюша, над твоей могилкой часто ангел Божий реет невидимкой.

109. Тихо и смирно вдруг в комнате стало

110. Копали могилу сырую, и заступ о заступ стучал.

111. Здесь преждевременно холодная земля навеки прах твой

112. Покойся, прах души безценный, хранимый церковью святой

113. Покойся, прах души безценный, в стенах обители святой

114. Здесь преждевременно холодная земля навеки прах безценный твой сокрыла.

115. Рано / я от / вас со/крылся

116. Христова невеста.

117. Земля открыла свои недра и приняла в объятия сей новый прах.

118. Прощайте, дети, не скучайте, да будет с вами благодать

119. Спи, друг, с надеждою великой, что в день Господняго суда…

120. Если безсмертен только Ты, Творец, податель жизни…

121. Я в горе стою над могилой, склонившись к святому кресту.

122. Стонет сердце, замирает, слезы просятся из глаз.

123. Куда сокрылася от нас, дорогая жена и мать детей.

12473. Наш друг неоцененный тебя мы любим сердцем и душой.

125. Весело сияет месяц над могилой

126. Девица здесь цветущих лет покой свой обретает.

127. Мамаша милая забудь, что надрывало твою силу.

128. Стонет сердце, замирает, слезы катятся из глаз…

129. Прощайте папа, мама, дорогие, братья, сестры и друзья…

130. Куда, супруг любезный, скрылся

131. Возьми меня, мой друг сердечный, возьми к себе в небесный край

132. Папа, мама, я в могиле и покрыт уже землей…

133. Погас светильник, света нет.

(л. 16)

134. Милый, безценный Толюша! не забыть нам тебя.

135. Не плачьте папа с мамой обо мне, я здесь покойно почиваю.

136. Тише, листья, не шумите и младенца не будите.

137. Незабвенная могила! Под сим божественным крестом…

138. Когда приду к могиле холодной, тоскуя о тебе душой…

139. Сырую могилу копали, и заступ о заступ стучал.

140. Исчезнет мрак тяжких болезней, покинет жизнь надорванную грудь.

141. Земли минутный поселенец, земли минутная краса…

142. Куда, супруг любезный, скрылся, куда так тихо улетел.

143. Стонет сердце, замирает, слезы просятся из глаз.

144. На заре юных лет ты нашел здесь покой.

145. Стонет сердце, замирает, слезы катятся из глаз

146. Гроб тесовый, необитый, двое-трое вслед идут…

147. Я умерла для тревог, блаженства и страданья.

148. Милый безценный Толюша.

149. Милый друг, твоя могила сколько горя принесла.

150. Ты усни, работник честный (конец № 146)

151. Недолго ты у нас гостила, недо/лго ра/дова/ла нас/

152. Путник, ты идешь, но ляжешь здесь, как я…

153. Земля холодная накрыла прежде времени тебя

154. Спи, сын любимый нами, до грома Страшнаго суда.

155. Погребен сей тленный прах женой и74 братьями в слезах

156. Куда, супруг любезный скрылся.

157. Я под камнем тяжелым лежу.

158. Тебе открылись двери рая.

159. На заре юных лет ты нашел здесь покой

160. Покойся прах души безценный.

161. Прощайте дети, не скучайте

162. Не жди, унылый мой супруг, привета нежнаго себе.

163. Как нежныя розы весною, вы были милы, хороши…

164. Могу ль я выразить словами, что глубоко в душе таю…

165. Спите спокойно, малютки, в вашей могилке сырой…

166. На заре юных лет ты нашел здесь покой…

(л. 16об)

167. Не надо75 слез, к чему страданья!..

168. Куда наш друг любезный скрылся.

169. И погас ты, ровно свеченька, восковая предыконная…

170. Любовью братски пламенея76, теперь ты спишь под сению креста…

171. О друг ты безценный и труженик мой.

172. Весело сияет солнце над могилой…

173. Здесь преждевременно холодная земля

174. Стонет сердце, замирает, слезы катятся из глаз

175. Над твоей могилкой солнышко сияет

176. Куда от на[с]77 ты, Толя, скрылся, куда так рано улетел.

177. Один бессмертен только Бог, Творец, Податель жизни людям.

178. Прости супруг, моя отрада, меня оставил сиротой.

179. Спи спокойно, наш сын дорогой

180. Как ангел кроткий ты терпел свою болезнь свою печаль.

181. Куда супруг любезный скрылся.

182. Спи непробудно в могиле сырой…

183. Сам Царь Небесный видел все твои страданья. 

184. Спи вечным сном до страшного суда Господня. 

Текстологический комментарий

1 В конце слова зачеркнуто ся (было написано приносятся).

2 В конце слова зачеркнуто а (было написано заказчика), над строкой вписано и.

3 В конце слова зачеркнуто я (было написано многия), над строкой вписано е.

4 и кладбищ Спасо-Никольской слободы – вписано над строкой.

5 В рукописи – пересены.

6 № 94 – вписано над строкой.

7 и «Детская могилка» – вписано над строкой.

8 В конце слова зачеркнуто а (было написано заимствована), над строкой вписано ы.

9 В конце слова зачеркнуто ее (было написано нее), над строкой вписано их.

10 Далее написано и зачеркнуто Другая.

11 явно – вписано над строкой.

12 Далее написано и зачеркнуто двух.

13 Далее написано и зачеркнуто я не мо.

14 кладбищенских – вписано над строкой.

15 Далее написано и зачеркнуто литературы, над строкой вписано ходячей лирики.

16 Над словом вписано (лирикою).

17 № 76 – вписано над строкой.

18 152 – вписано над строкой, далее написано и зачеркнуто 7) Рабочих.

19 17 – вписано над строкой.

20 42, 48, 49, 92 – обведены кружками (карандашом), над 92 также карандашом поставлен крестик.

21 53 – обведено кружком (карандашом).

22 иного – вписано над строкой, неразборчиво, прочтение предположительное.

23 Написано № 129, затем 129 зачеркнуто, над строкой вписано 5, 9.

24 9, № 10, 14, 40, 70 – обведены кружками (карандашом), над 70 также карандашом поставлен крестик.

25 15 – обведено кружком (карандашом).

26 63, 61 – обведены кружками (карандашом).

27 152, 45, 146 – обведены кружками (карандашом).

28 Над словом вписано 2.

29 Над словом вписано 1.

30 Слово вписано над строкой.

31 Далее написано и зачеркнуто следующие.

32 В рукописи – мылью.

33 Написано третрожит, затем тро зачеркнуто, над строкой вписано во.

34 Написано одну, затем зачеркнуто, над строкой вписано две.

35 В конце слова зачеркнуто ую (было написано заимствованную), над строкой вписано ые.

36 В конце слова зачеркнуто ю (было написано эпитафию), над строкой вписано и.

37 Слово вписано над строкой.

38 Далее написано и зачеркнуто «Могила».

39 № 175 – вписано над строкой.

40 Так в рукописи.

41 Далее написано, дважды подчеркнуто и зачеркнуто (муж).

42 В рукописи – увимся.

43 потому вписано над строкой, моги – так в рукописи.

44 Далее написано и зачеркнуто на этот вопрос.

45 Слово вписано над строкой.

46 Далее написано и зачеркнуто всекр.

47 выветриваются и – вписано над строкой.

48 почти исключительно – вписано над строкой.

49 Видимо, сначала было написано раздельно – не долговечном, затем слова соединены.

50 Исправлено из безследно.

51 Исправлено из Эта.

52 Далее написано и зачеркнуто б. з.

53 Далее написано и зачеркнуто сословия, над строкой вписано состояния.

54 и мелкие – вписано над строкой.

55 Так в рукописи.

56стихотворных – вписано над строкой.

57 В рукописи одним словом – ненуждаются.

58 Далее написано и зачеркнуто (чему и служат эпи).

59 Далее написаны и зачеркнуты несколько букв, неразборчиво.

60 В рукописи – Никольком.

61 Две строчки (с цифрами) написаны в нижней части листа.

62 Далее написано и зачеркнуто друг, над строкой вписано прах.

63 Написано не вполне разборчиво, можно прочитать и как торопился, и как ошибочное (с пропущенным слогом) по[то]ропился.

64 В рукописи – залкли.

65 Исправлено из ея.

66 Исправлено из безценный.

67 Исправлено из я.

68 6 – исправлено из 5.

69 Далее написано и зачеркнуто твой.

70 Исправлено из себе.

71 Далее написаны и зачеркнуты несколько букв, неразборчиво.

72 Слово написано неразборчиво, прочтение предположительное.

73 4 – исправлено из 3.

74 и – вписано над строкой.

75 В рукописи одним словом – Ненадо.

76 Окончание слова написано неразборчиво.

77 В рукописи – на.

78 Исправлено из податель.