Костромские епархиальные ведомости – 1900
Отдел I. Часть неофициальная
№ 1 – 1 января
6. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Иисус Сладчайший. Поучение преосвященнейшего Виссариона на Новый год. – с. 1–4
7. Синоксарь на Крещение Господне. – с. 5–7
Русский текст синаксаря (написание заголовка сохранено).
8. Молебное пение на Новый год. – с. 7–15
Описание последования молебного пения с разъяснением его духовного смысла.
9. Ив. Студитский
Александровское православное братство в городе Костроме, состоящее под высочайшим Его императорского величества покровительством. Краткий очерк его происхождения и просветительно-благотворительной деятельности за 20 лет существования. (1879 – 16 сентября – 1899 годы). – с. 15–25
Примечание: «Составлен по письменным документам и печатным годовым отчетам».
10. Села Извала священник К. Островский
Освящение левого придела (в честь святого великомученика Пантелеимона) в храме нового села Извала Ветлужского уезда и школьный праздник. – с. 26–27
Описание освящение придела 29 ноября 1899 года в новом деревянном храме села, образованного в 1898 году, и последующего праздника в местной церковно—приходской школе.
11. Учитель Николо—Бабаевской церковно—приходской школы Александр Снегирев
Открытие народных чтений с туманными картинами в посаде Большие Соли Костромского уезда. – с. 28–29
Описание открытия чтений 6 декабря 1899 года в зале Николаевского двухклассного училища посада.
12. [Б/а]
Библиографическая заметка. – с. 30–31
О новой книге проповедей епископа Виссариона – «Костромские поучения» за 1898 год.
13. Епархиальная хроника. – с. 32–33
12 декабря 1899 года (воскресенье) – литургию и молебен в Ипатьевском монастыре совершил епископ Вениамин (по случаю своего тезоименитства, неделя праотец), епископ Виссарион произнес проповедь.
Служение епископа Виссариона. 19 декабря (воскресенье, неделя пред Рождеством Христовым) – литургия в Ипатьевском монастыре. 24 декабря (сочельник) – вечерня и литургия Василия Великого в кафедральном Богоявленском соборе. 25 декабря (Рождество Христово) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, в сослужении прибывшего в Кострому викария Иркутской епархии епископа Киренского Филарета, костромского уроженца; затем благодарственное молебствие об освобождении России от нашествия галлов и с ними два[на]десяти языков, поздравление епископа Виссариона в соборном доме.
14. [Описание чествования 22 октября 1899 года в селе Шохне Нерехтского уезда духовенством Нерехтского 5-го округа своего благочинного, священника Васильевской церкви села Шохны Платона Федоровича Кроткова, по случаю 30-летия служения в сане священника.] – с. 33–34
Отец Платон – 55-ти лет, уроженец села Строевой—Горы, сын священника. Окончил Костромскую духовную семинарию (1864), священник Введенской церкви села Филисово (с 1864 года), священник Васильевской церкви села Шохны и благочинный (с 1876 года).
15. Иноепархиальные известия. – с. 35–40
«Московские церковные ведомости» – об обычае устраивать рождественскую елку, заимствованном с Запада, и о языческих обычаях древних народов, связанных с деревьями; о русском обычае украшать весной березку. Вопрос о реформе календаря (замене юлианского на григорианский); почему этого не следует делать – мнение профессора Московской духовной академии Димитрия Голубинского (в частности, о неточности летоисчисления «от Рождества Христова»).
16. Объявление. От преосвященного Виссариона, епископа Костромского и Галичского, рекомендуются к выписке в библиотеки при церквах: новые книги и брошюры священника магистра отца Григория Дьяченко. – с. 40–43
Список из 14 изданий.
№ 2 – 15 января
22. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Спасительное любопытство. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю о Закхее. – с. 45–50
23. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа пятая. О таинствах вообще. – с. 50–59
Продолжение. Начало в КЕВ–1899.
24. [Б/а]
Из наблюдений сельского священника над религиозно-нравственными чтениями для народа. – с. 59–66
Изложение статьи некоего священника в «Пастырском собеседнике»: опыт устройства таких чтений, выводы (в частности, критическое отношение к использованию «туманных картин»).
25. Ив. Студитский
Александровское православное братство в городе Костроме, состоящее под высочайшим Его императорского величества покровительством. Краткий очерк его происхождения и просветительно-благотворительной деятельности за 20 лет существования. (1879 – 16 сентября – 1899 годы). – с. 66–75
Окончание. Начало в № 9.
26. [Б/а]
По вопросу о содержании и лечении в семинарской больнице своекоштных воспитанников. – с. 75–81
О финансировании больницы, в том числе и за счет взносов от духовенства – история вопроса и текущие проблемы.
27. Сравнительная таблица по содержанию больницы Костромской семинарии за последние 10 лет. – с. 82–83
Сведения о расходах на больницу в 1869, 1876 и 1889–1898 годах.
28. Епархиальная хроника. – с. 84–85
Служение епископа Виссариона. 26 декабря 1899 года (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре. 1 января 1900 года (Обрезание Господне, Новый год) – литургия и новогоднее молебствие в кафедральном Богоявленском соборе, в сослужении викария Иркутской епархии епископа Киренского Филарета. 2 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре. 5 января (Крещенский сочельник) – вечерня с литургией Василия Великого и великое освящение воды в кафедральном Богоявленском соборе. 6 января (Крещение Господне) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, крестный ход на Волгу и великое освящение воды. 7 января – литургия и молебное пение в Богоявленско—Анастасиином женском монастыре города Костромы; затем – лития в монастырской усыпальнице (в подклете храма). 9 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре.
29. Иноепархиальные известия. – с. 85–88
Пример трудов протоиерея села Голино Новгородской епархии Иоанна Н. Полетаева: 50 лет служения на бедном приходе, основатель и учитель сельской школы, врач—гомеопат. «Самарские епархиальные ведомости» – воспоминания сельского протоиерея: о кликушах на его приходе и о борьбе с их притворством; случай с «порченой» и простым ее «исцелением». «Новгородские епархиальные ведомости» – о необходимости знаний основ медицины для жен сельских священников.
30. Опечатка. – с. 88
О неправильности указания года в № 15.
№ 3 – 1 февраля
37. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Овцы и козлища. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю воспоминания Страшного суда. – с. 89–93
38. [Б/а]
Событие, воспоминаемое в день Сретения Господня, и значение его, по богослужебным песнопениям праздника. – с. 93–107
Статья о историческом и литургическом содержании праздника, о его духовно—нравственном смысле.
39. Гусев
День субботний. – с. 107–110
О почитании праздничных и воскресных дней – в частности, на примере одного из уездных городов губернии, где обсуждался вопрос о работе общественного клуба.
40. П.И.С.
Новый лишний день по юлианскому календарю с 1900 года. – с. 110–113
Об истории юлианского и григорианского календарей, о причине добавления одного дня в разность их исчислений. Автор заметки – вероятно, ректор семинарии протоиерей Иоанн Сырцов.
41. Епархиальная хроника. – с. 113–114
16 января (воскресенье) – епископ Виссарион совершил литургию в кафедральном Богоявленском соборе.
18 января – в Богословской церкви на Каткиной горе города Костромы праздновалось 35-летие служения в священном сане настоятеля церкви протоиерея Варсонофия Александровича Донского (описывается само празднование, приводится текст резолюции епископа Виссариона на прошении прихожан о разрешении празднования).
Служение епископа Виссариона. 22 января – литургия в Ипатьевском монастыре и возведение в сан игумении Ново—Троицкого женского монастыря монахини костромского Богоявленско—Анастасиина монастыря Досифеи. 23 января (воскресенье) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе.
42. Иноепархиальные известия. – с. 115–117
Изложение статьи некоего священника в «Тамбовских епархиальных ведомостях» об обеспечении вдов и сирот епархиального духовенства – опыт производства приходских денежных сборов на эти цели.
43. Объявления об изданиях журналов в 1900 году. Его преосвященством преосвященнейшим Виссарионом рекомендуется духовенству епархии для церковных и школьных библиотек журнал «Радость христианина при чтении Библии, как Слова жизни» на 1900 год, 7[-й] год издания. – с. 117–118 + с. без №
44. [Объявления об изданиях журналов в 1900 году. Список сочинений епископа Виссариона, продающихся при редакции журнала «Душеполезное чтение» в Москве, у книгопродавца И.Л. Тузова в Санкт-Петербурге.] – 2 с. без №
45. [Объявление. От Адрианова (без иной информации) – о составлении чертежей и смет на постройки.] – с. без №
№ 4 – 15 февраля
53. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О бесовских кознях во дни поста. Поучение преосвященнейшего Виссариона в среду 1-й седмицы Великого поста. – с. 119–124
54. [Б/а]
Свидетельство души человеческой о Страшном суде Господнем. – с. 125–128
Изложение рассказа английского адмирала Бьюфорта, в молодости тонувшего в море, но возвращенного к жизни – с комментарием.
55. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа шестая. О таинстве священства. – с. 129–137
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, № 23.
56. [Б/а]
2 февраля в Костромской духовной семинарии. – с. 137–140
Описание всенощной 1 февраля, литургии 2 февраля (Сретение Господне, семинарский праздник, литургию совершал епископ Виссарион) и годичного акта в актовом зале семинарии. Приводятся сведения о семинарии в целом и о деятельности общества вспомоществования бедным семинаристам.
57. [Б/а]
Библиографическая заметка. – с. 140–143
О книге: Пение в начальной народной школе. Дидактико—методические заметки. Составил преподаватель пения Тамбовской духовной семинарии священник В. Лебедев. Тамбов, 1900 год, цена 35 копеек.
58. Поправка. – с. 143
О добавлении пропущенного слова в статье № 40.
59. Епархиальная хроника. – с. 143–144
Служение епископа Виссариона. 27 января – литургия в Ипатьевском монастыре. 2 февраля (Сретение Господне) – литургия в храме Костромской духовной семинарии по случаю храмового праздника, присутствие на годичном акте. 6 февраля (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 9 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре.
60. [О праздновании 28 ноября 1899 года во Введенской церкви погоста Введенского Костромского уезда 35-летия служения в священном сане священника этой церкви и благочинного Костромского 8-го округа Александра Наградова.] – с. 144
Отец Александр Наградов – сын священника, 58-ми лет. Окончил Костромскую духовную семинарию, священник Введенской церкви погоста Введенского (рукоположен 21 ноября 1864 года), благочинный (с 1891 года).
61. [Описание встречи 24 января 1900 года в Свято-Троицком женском монастыре Галичского уезда новой игумении Досифеи.] – с. 144–145
Игумения Досифея, из монахинь костромского Богоявленско—Анастасиина монастыря, сменила игумению Римму, по преклонности лет и болезни уволенную на покой.
62. Иноепархиальные известия. – с. 145–151
О необходимости борьбы духовенства с поддельными (церезиновыми) свечами. «Церковный вестник» за 1897 год: священник Парфеньев – о наказании таких торговцев по закону, протоиерей Щукин – такие судебные процедуры должны инициироваться церковными старостами (для самого духовенства это неудобно). «Нижегородские епархиальные ведомости» – мнение некоего священника: лучшая мера для борьбы с фальшивой свечой – нравственное воздействие на прихожан. О качестве вина для совершения евхаристии. «Подольские епархиальные ведомости» – проект снабжения всей епархии качественным вином от одесского виноторговца Британова (через епархиальный свечной завод). «Московские ведомости» – проект некоего г—на Палимсестова: для изготовления церковного вина создать на юге России особый монастырь. «Санкт—Петербургский духовный вестник» – заметка (приводится текст) о том, что новогодние молебны в полночь отвлекают прихожан от литургии и потому не вполне желательны.
63. [Объявление. От Адрианова (без иной информации) – о составлении чертежей и смет на постройки.] – с. без №
64. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 77–84
Продолжение. Начало в КЕВ–1899.
№ 5 – 1 марта
68. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Сила Креста Христова в жизни государства. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Крестопоклонную. – с. 153–157
69. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа седьмая. О таинстве крещения. – с. 158–163
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 23, 55.
70. [Б/а]
Пост с точки зрения науки. – с. 163–167
О пользе периодического воздержания от пищи с медицинской точки зрения.
71. Священник Михаил Иорданский
Нечто о семинаристах, поступающих по окончании курса в духовной семинарии в высшие светские учебные заведения. – с. 167–170
О причинах «бегства» воспитанников семинарии из духовного ведомства, в целом – с осуждением такой тенденции.
72. Епархиальная хроника. – с. 171–172
Служение епископа Виссариона. 13 февраля (неделя о Страшном суде) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 19 февраля (годовщина освобождения крестьян от крепостной зависимости) – литургия и торжественное благодарственное молебствие в кафедральном Богоявленском соборе. 20 февраля (Прощеное воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, вечерня и чин прощения в кафедральном Богоявленском соборе. Первые четыре дня Великого поста – чтение канона Андрея Критского на повечериях в Ипатьевском монастыре. 23 февраля (среда) – литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре.
73. Иноепархиальные известия. – с. 172–178
Значение Великого поста и говения мирян для самих пастырей (время соприкосновения со своей паствой). «Архангельские епархиальные ведомости»: опыт духовенства епархии по привлечению неисправных мирян к исполнению долга исповеди и святого причастия, соответствующие рекомендации духовной консистории. О народных суевериях: «Тульские епархиальные ведомости» – при поминовении усопших, Могилевская губерния – при обхождении причтом домов прихожан с богоявленской водой. Приговор (решение) сельского общества: в воскресные дни в город на базар не ездить. Описание празднования 150-летия Владимирской духовной семинарии 30 января 1900 года.
74. Губернский пчеловод Г.А. Кузьмин
Письмо в редакцию. – с. 178–179
О подготовке автором письма книги о предрассудках, заговорах и приметах, связанных с пчеловодством; духовенству предлагается присылать автору соответствующие материалы.
75. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 85–100
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, № 64.
№ 6 – 15 марта
87. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Тайна воплощения Сына Божия, второго Лица Святой Троицы. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Благовещения. – с. 181–184
88. [Б/а]
Праздник в честь Феодоровской иконы Божией Матери 14 марта. – с. 185–203
Историческое описание событий Смутного времени и воцарения Дома Романовых применительно к истории установления праздника.
89. Учитель Карцовского училища Василий Коптев
По поводу освящения церкви в селе Чердаках Варнавинского уезда. – с. 204–206
Описание освящения 19 февраля 1900 года новой церкви, построенной в селе Чердаки – где население незадолго до этого присоединилось из раскола к православию на правах единоверия (средства для устройства церкви нашел синодальный миссионер протоиерей Крючков).
90. Заведующий чтениями священник Владимир Успенский
Открытие народных чтений в селе Урене Варнавинского уезда. – с. 206–208
Описание открытия народных чтений «с туманными картинами» в здании волостного правления 27 февраля 1900 года, в неделю Православия.
91. Епархиальная хроника. – с. 208–209
Служение епископа Виссариона. 26 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре. 27 февраля (воскресенье, неделя Православия) – литургия и молебствие, положенное в неделю Православия, в кафедральном Богоявленском соборе. 1 марта (день кончины императора Александра II) – панихида по императору в кафедральном Богоявленском соборе, после соборно отслуженной литургии Преждеосвященных Даров. 4 марта – литургия в Ипатьевском монастыре; встреча чудотворного образа святителя Николая из Бабаевского монастыря, принесенного в Ипатьевский монастырь, и всенощное бдение в обители. 5 марта (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, затем чудотворный образ святителя Николая крестным ходом перенесен в Рождественскую церковь что на Суле города Костромы (где пробудет до Вербного воскресенья).
92. Иноепархиальные известия. – с. 209–216
Болезненное возбуждение религиозного чувства в современном русском обществе. «Самарские епархиальные ведомости» – о секте еноховцев, возникшей в Астраханской губернии и проникшей затем в город Царицын Саратовской губернии. «Миссионерское обозрение» – сведения о количестве сектантов в России. «Нижегородские епархиальные ведомости» – о деятельности нижегородского братства святого Креста, 25 лет занимающегося обращением к православию старообрядцев и раскольников. Екатеринославская епархия – создание особой комиссии для приготовления к печати (в «Епархиальных ведомостях») протоколов о собеседованиях с сектантами, получаемых от миссионерских приходских комитетов. «Киевские епархиальные ведомости» – статья сельского священника о деятельности книгонош, содействующих штундистам. «Витебские ведомости» – описание явления на небе знамения креста 4 февраля 1900 года.
93. Ответы редакции. – с. 216
О получении от причтов денег за подписку.
№ 7–8 – 1 апреля
110. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Сходство всякого грешника с разбойником. Поучение преосвященнейшего Виссариона в Великую пятницу. – с. 217–221
111. Синаксарь во святый и Великий понедельник. – с. 221–223
Текст на русском языке.
112. Синаксарь во святый и Великий вторник. – с. 223–224
Текст на русском языке.
113. [Б/а]
Праздник в честь Феодоровской иконы Божией Матери 14 марта. – с. 225–243
Окончание. Начало в № 88.
114. [Б/а]
Сила веры в св[ятые] таинства покаяния и причащения. (Два рассказа из пастырских наблюдений). – с. 244–245
Из журнала «Кормчий».
115. Епархиальная хроника. – с. 245–247
Служение епископа Виссариона. 9 марта – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках. 11 марта – литургия в Ипатьевском монастыре. 12 марта (неделя Крестопоклонная) — литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 13 марта (канун празднования Феодоровской иконе) — малая вечерня, молебное пение Божией Матери и всенощное бдение в кафедральном Богоявленском соборе. 14 марта (Феодоровской иконы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, праздничная трапеза в соборном доме. 15 марта — литургия и молебное пение в Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря (по случаю установленного Александровским братством с 1888 года празднования в этот день восшествия Михаила Феодоровича Романова на престол), общее собрание членов Александровского братства в архиерейских покоях. 18 марта — литургия в Ипатьевском монастыре, вечером — всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 19 марта (воскресенье, храмовый праздник церкви Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре) — литургия [в Ипатьевском монастыре]. 24 марта (пятница, канун Благовещения и субботы акафиста) — всенощное бдение и чтение акафиста в Ипатьевском монастыре. 25 марта (Благовещение) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 26 марта (воскресенье) — литургия в Ипатьевском монастыре.
№ 9 — 25 апреля
132. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Молитва за царя. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день священного коронования и помазания на царство благочестивейшего государя императора Николая Александровича. – с. 249–253
133. [Б/а]
Обычай дарить друг другу красные яйца в праздник Пасхи, его происхождение, значение и современное употребление. – с. 253–260
134. [Б/а]
Заметка о месяце апреле и первом числе сего месяца. – с. 260–261
О том, что по церковному преданию Воскресение Христово совершилось в апреле, а обычай обманывать на 1 апреля мог произойти от ложного слуха, что тело Спасителя украли Его ученики.
135. Епархиальная хроника. – с. 261–263
Служение епископа Виссариона. 30 марта — всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 31 марта (память священномученика Ипатия) — литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 1 апреля (Лазарева суббота) — литургия в Лазаревской церкви Ипатьевского монастыря и панихида по погребенным в ней костромским архиереям; вечером — всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 2 апреля (Вербное воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 4 апреля — переезд (по случаю ледохода) из Ипатьевского монастыря в соборный дом. 5 апреля (Великая среда) — литургия Преждеосвященных Даров в кафедральном Богоявленском соборе. 6 апреля (Великий четверг) — литургия Василия Великого и чин омовения ног в кафедральном Богоявленском соборе, вечером там же — последование Страстей Господних. 7 апреля (Великий пяток) — часы, вечерня и вынос плащаницы в кафедральном Богоявленском соборе. 8 апреля (Великая суббота) — утреня и литургия Василия Великого в кафедральном Богоявленском соборе. 9 апреля (Пасха) — утреня и литургия (ночью) в кафедральном Богоявленском соборе, поздравления с праздником в соборном доме; днем — посещение городской думы и пасхальное поздравление, вечерня в кафедральном Богоявленском соборе и лития в усыпальнице собора, где погребены костромские архиереи. 10 апреля – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 13 апреля днем — под председательством епископа Виссариона состоялось общее собрание попечительного о бедных комитета. 15 и 16 апреля — литургии в кафедральном Богоявленском соборе; днем 16 апреля — возвращение на жительство в Ипатьевский монастырь и общее годовое собрание отдела православного Палестинского общества в архиерейских покоях Ипатьевского монастыря.
136. [Описание концерта духовных песнопений, организованного в городе Кологриве 26 марта 1900 года Кологривским уездным училищем в пользу Императорского православного Палестинского общества.] – с. 263–264
137. Иноепархиальные известия. – с. 264–269
«Литовские епархиальные ведомости» – указания церковной власти и периодической духовной печати по вопросам о совершении пасхальных богослужений (собранные из разных источников и опубликованные в статье, содержание которой излагается). «Церковный вестник» – простое средство для чистки икон (луковица и яичный белок).
№ 10 — 15 мая
146. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Учение о Святом Духе по руководству церковного песнопения. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Пятидесятницы. – с. 271–276
147. [Б/а]
Православный русский воин. (По поводу столетия смерти графа А.В. Суворова). – с. 276–283
О традициях благочестия в жизни Суворова.
148. Заведующий школой священник Влад. Белоруссов
Освящение нового здания Верхне-Березовецкой церковно-приходской школы Солигаличского уезда. – с. 283–286
Описание создания школы и ее освящения 6 февраля 1900 года.
149. [Б/а]
Протоиерей Павел Алексеевич Ширяев. (Некролог). – с. 286–287
Описание погребения 19 апреля 1900 года в селе Котеле Галичского уезда заштатного протоиерея Павла Ширяева, скончавшегося 17 апреля на 73-м году жизни.
Протоиерей Павел Ширяев родился 8 декабря 1827 года в селе Баран Костромского уезда, окончил Костромскую духовную семинарию; в 1850 году рукоположен во священника села Котелы, где служил до выхода за штат в 1891 году; был благочинным (1857–1892).
150. Епархиальная хроника. – с. 287–290
Служение епископа Виссариона. 23 апреля (неделя жен—мироносиц) — литургия и торжественное молебствие в кафедральном Богоявленском соборе, днем — годичное собрание общества, попечительного о домах трудолюбия (председательствовал). 27 апреля – панихида в кафедральном Богоявленском соборе по почившей 13 апреля инокине Анастасии, в миру великой княгине Александре Петровне. 28 апреля (отбытие чудотворной Феодоровской иконы в Галич) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе и крестный ход с иконой до Богородицкой церкви в Кузнецах. 30 апреля (неделя о расслабленном) — литургия в Ипатьевском монастыре. 3 мая (Преполовение Пятидесятницы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе и крестный ход на Волгу, освящение воды на пароме. 4 мая — присутствие на испытании по закону Божию воспитанниц Григоровской гимназии, в Ипатьевском монастыре — панихида по А.В. Суворову. 6 мая (день рождения императора Николая II) — литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 7 мая (неделя о самаряныне) — литургия в Ипатьевском монастыре. 8 мая — отбытие на пароходе в Николо—Бабаевский монастырь, всенощное бдение в обители. 9 мая — литургия в соборе Николо—Бабаевского монастыря, посещение монастырской школы, возвращение на пароходе в Кострому.
151. Иноепархиальные известия. – с. 290–297
«Киевские епархиальные ведомости» – изложение речи священника Ф. Титова о русском сектантстве на собрании Киевского религиозно—просветительного братства: тенденция уклонения сектантов (например, штундистов) в рационализм и безверие. «Миссионерское обозрение» – о новом типе сектантства, пытающемся использовать научное мировоззрение. «Самарские епархиальные ведомости», «Вятские епархиальные ведомости» – о методах полемики миссионеров с сектантами и о уловках раскольников. «Киевские епархиальные ведомости» и газета «Киевлянин» – о деятельности Киевского религиозно—просветительного общества.
152. Приложение
А. Юницкий
Из истории символов древней Восточной Церкви. – с. 1–4
№ 11 — 1 июня
165. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Подвиг терпения за веру во Христа. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Всех святых. – с. 299–304
166. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа восьмая. О таинстве миропомазания. – с. 304–316
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 23, 55, 69.
167. Священник В.У.
По поводу освящения храма в деревне Большом–Гореве Варнавинского уезда. – с. 317–319
О начале церковной жизни в новом приходе деревни Большое Горево (раньше входившей в приход церкви села Урень) и освящении там нового храма 1 мая 1900 года.
168. Макар Голубков
Религиозно-нравственные чтения в Кинешемском духовном училище. – с. 319–322
Об опыте проведения чтений в 1899 году (связь с церковным календарем, выбор материала, сопровождение церковным пением) и чтениях в 1900 году — 12, 14 и 26 марта.
169. Священник Дим. Л–в
Иван Иванович Чирков. (Некролог). – с. 322–324
10 апреля 1900 года в селе Середе—Упиной Нерехтского уезда скончался купец 2-й гильдии И.И. Чирков — уроженец Рязанской губернии, проживший в селе Середе более 30 лет, занимавшийся обширной церковно—благотворительной деятельностью (приводится список наград за заслуги и пожертвования по духовному ведомству). Приводится также список из 43 церквей Рязанской и Костромской епархий, в которые И.И. Чирковым по духовному завещанию было выделено на вечное поминовение 23 000 рублей.
170. Епархиальная хроника. – с. 324–326
Служение епископа Виссариона. 14 мая (неделя о слепом и празднование священного коронования императора и императрицы) — литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 15 мая — присутствие на экзамене по закону Божию в реальном училище. 18 мая (Вознесение Господне) — литургия в кафедральном Богоявленском соборе, возведение в сан протоиерея священника Никанора Николаевского (см. № 164), оглашение манифеста о бракосочетании великого князя Георгия Михайловича (см. № 153) и благодарственный молебен. 21 мая (неделя святых отец первого Вселенского собора) — литургия в Ипатьевском монастыре, возведение в сан протоиерея священника Иоанна Метелкина (см. № 164). 22 мая — литургия в Ипатьевском монастыре, посещение духовной семинарии (беседа с воспитанниками VI класса, присутствие на экзаменах). 25 мая (день рождения императрицы Александры Феодоровны) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, возведение в сан протоиерея священника Димитрия Ювенского (см. № 154), торжественный царский молебен; днем — председательство на годичном собрании членов Костромско—Ярославского отделения попечительства о слепых.
171. Иноепархиальные изветия. – с. 326–333
«Самарские епархиальные ведомости» – о том, как народный учитель должен относиться к внешкольному развитию детей. Необходимость связи школы с жизнью народа. Примеры обучения ремеслам в школах Елабужского уезда. Воронежская епархия — улучшение материального положения учителей церковных школ. Подольская епархия — предложение создать для учителей и учительниц церковных школ особую, отдельную от духовенства кассу взаимопомощи. Создание в Новгородской губернии Кирилловского педагогического кружка (для общения и обмена опытом педагогов). «Московские церковные ведомости» – о первом съезде преподавателей церковных школ Богородского уезда Московской губернии 24 января 1900 года.
172. Ответ редакции. – с. 333
Священнику — о документе церковной летописи, напечатанном в «Галичской десятине» (КЕВ–1894).
173. Поправка. – с. 334
Исправление опечатки в № 150.
174. [Объявление. О готовящемся выходе из печати книги «Воскресные литургийные Евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками», составленной законоучителем реального и промышленного училищ города Костромы священником П. Европиным.] – с. 334
175. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 101–104
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75.
№ 12 — 15 июня
184. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Смерть во славу Божию. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник апостолов Петра и Павла 29 июня. – с. 335–337
185. [Б/а]
О благословении священническом. – с. 337–340
Об истории установления и духовном смысле священнического благословения. Из «Нижегородских епархиальных ведомостей».
186. Учитель Хреновской церковно—приходской школы М. Левитский
Закладка здания для второклассной школы в селе Хреново Кинешемского уезда. – с. 340–342
Описание действующей одноклассной школы, проекта второклассной школы и закладки нового здания школы 22 мая 1900 года.
187. Высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий. (Некролог). – с. 342–343
О жизни и трудах митрополита Иоанникия, скончавшегося 7 июня 1900 года.
188. Священник села Филисово отец Ксенофонт Максимовский. (Некролог). – с. 344–346
Священник Ксенофонт Максимовский скончался 20 апреля 1900 года на 64-м году жизни, погребение состоялось 24 апреля. Описываются погребение и биография покойного, его болезнь (воспаление легких) и последние дни жизни.
Отец Ксенофонт родился в селе Максимовском Буйского уезда, окончил Галичское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1860). Священник Николаевской церкви села Болотново Юрьевецкого уезда (1860–1876), с 1876 года — старший священник церкви села Филисово Юрьевецкого уезда.
189. Епархиальная хроника. – с. 346–348
27 мая (суббота перед днем Святой Троицы) — возвращение чудотворной Феодоровской иконы из Галича в Кострому, принесение в Ипатьевский монастырь и встреча ее епископом Виссарионом.
Служение епископа Виссариона. 27 мая — всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 28 мая (день Святой Троицы) — литургия и вечерня в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. 29 мая (день Святого Духа) — литургия в Ипатьевском монастыре. 30 мая — литургия в Ипатьевском монастыре и проводы чудотворной Феодоровской иконы (которая затем крестным ходом была отнесена в кафедральный собор). 31 мая — присутствие на экзаменах в духовном училище и в семинарии. 4 июня (неделя Всех святых) — литургия в кафедральном Успенском соборе. 6 июня (тезоименитство епископа Виссариона) — литургия в Ипатьевском монастыре и поздравления от церковных и светских лиц; в кафедральном соборе и во всех городских церквах совершалась служба преподобному Виссариону.
7 июня — принесение в Кострому Смоленской иконы из Игрицкого монастыря (сначала в кафедральный Успенский собор, затем в Богоотцовскую церковь города Костромы).
190. Иноепархиальные известия. – с. 348–356
«Миссионерское обозрение» – статья священника И. Фуделя «О значении церковной дисциплины в народной жизни» (излагается содержание), ее обсуждение на пастырском собрании петербургского духовенства. «Московские ведомости» – об ослаблении авторитета Церкви в обществе. «Санкт—Петербургский духовный вестник» – статья «О причинах упадка влияния духовенства» (излагается содержание). «Тульские губернские ведомости» – о кончине (в ночь на 25 марта 1900 года) псаломщика Александро—Невской церкви города Тулы Евгения Никитича Кедрова, о его благочестивой жизни, стяжавшей ему всеобщую любовь прихожан.
191. Приложение
А. Юницкий
Из истории символов древней Восточной Церкви. – с. 5–8
Продолжение. Начало в № 152.
192. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 105–108
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175.
№ 13 — 1 июля
201. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Духовный Капернаум. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю шестую по Пятидесятнице. – с. 357–361
202. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа девятая. О таинстве святого причащения. – с. 361–374
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 23, 55, 69, 166.
203. Статс—секретарь Куломзин
Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени императора Александра III к январю 1900 года. – с. 374–379
Из годового отчета, с примечанием: «В извлечении, по особой просьбе составителя его, статс—секретаря Куломзина».
204. Епархиальная хроника. – с. 379–380
Служение епископа Виссариона. 11 июня (воскресенье) — литургия в кафедральном Успенском соборе и первый крестный ход (из трех воскресных генеральных). 12 июня — отбытие из Костромы для обозрения церквей Костромского, Кинешемского, Юрьевецкого и Нерехтского уездов. 20 июня утром — возвращение в Кострому на пароходе (путешествие было прервано на половине пути и заняло не 14, а 8 дней из—за неудобств дороги, «испорченной почти непрерывными дождями»). 24 июня (Рождество Иоанна Предтечи) — присутствовал на литургии в церкви села Солониково, произнес поучение. 25 июня (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе и третий генеральный крестный ход.
205. Иноепархиальные известия. – с. 380–386
Из «Самарских епархиальных ведомостей» – описание законоучительских и проповеднических собраний сельских священников одного из благочиннических округов Бузулукского уезда (1897–1898 годы).
206. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. 386
Реклама заводов.
207. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 109–116
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175, 192.
№ 14 — 15 июля
227. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Чудо над пятью хлебами и двумя рыбами. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю восьмую по Пятидесятнице. – с. 387–393
228. Циркуляр министра внутренних дел губернаторам 30 апреля 1900 года № 1. – с. 393–394
Перепечатка из «Донских епархиальных ведомостей». О недопущении со стороны раскольников «австрийской секты» публичной деятельности (богослужебной, миссионерской, издательской), направленной на пропаганду раскола и тем выходящей за пределы прав, предоставленных раскольникам высочайше утвержденным 3 мая 1883 года мнением Государственного Совета.
229. Епархиальная хроника. – с. 395–396
Служение епископа Виссариона. 26 июня (празднование в честь Тихвинской иконы, находящейся в Ипатьевском монастыре) — литургия и молебствие в Ипатьевском монастыре. 29 июня (апостолов Петра и Павла) — литургия и молебен в Петропавловской церкви города Костромы по случаю храмового праздника. 30 июня (годовщина кончины наследника великого князя Георгия Александровича) – панихида в кафедральном Успенском соборе. 2 июля (воскресенье) – литургия и царский молебен в кафедральном Успенском соборе. 5 июля (преподобного Сергия, день тезоименитства великого князя Сергия Александровича) — после молебствия в кафедральном Успенском соборе епископом Виссарионом отправлена телеграмма великому князю, на нее получен ответ (см. № 208). 9 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе с возношением особых молений о воинах и христианах в Китае (см. № 210).
230. Иноепархиальные известия. – с. 396–401
«Кишиневские епархиальные ведомости» – история открытия в епархии церковных и окружных библиотек, с критическими замечаниями. «Санкт—Петербургский духовный вестник» – протоиерей Никитин (недавно скончавшийся) об опыте проведения внебогослужебных бесед. «Симбирские епархиальные ведомости» – указание на памятники древнерусской церковно—учительной литературы (публикуемые в приложении к журналу «Странник») как образец понятной народу проповеди.
231. Ответы редакции. – с. 401–402
На вопрос о порядке ведения исповедных росписей, о получении денег за подписку.
232. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. без №
Реклама заводов.
233. [Объявление. О готовящемся выходе из печати книги «Воскресные литургийные Евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками», составленной законоучителем реального и промышленного училищ города Костромы священником П. Европиным.] – с. без №
234. Объявление. Живописец Арсений Александрович Сушилин. – с. без №
О приеме заказов на живописные и иконописные работы (в городе Нерехте).
№ 15 — 1 августа
244. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Слава Фавора. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Преображения. – с. 403–406
245. [Б/а]
Плоды. – с. 406–411
Из «Воскресного чтения»: об устройстве плодов в природе и проявлении в этом Божественного промысла.
246. О воспрещении в праздничные дни театральных и иных зрелищ и увеселений. (Циркуляр департамента полиции губернаторам, градоначальникам и обер-полицеймейстерам от 1 июля 1900 года, № 3725). – с. 412–413
Разъяснение высочайше утвержденного 2 июня 1900 года положения Комитета министров, изменяющего имеющийся порядок запрещения таких мероприятий. Запрещаются общенародные забавы и общественные увеселения, в том числе театральные представления, концерты, маскарады и разные зрелища, в сочельник, Рождество, первый день Пасхи, накануне двунадесятых праздников, в определенные недели Великого поста и некоторые другие дни.
247. [Б/а]
О ремонте причтовых построек. – с. 413–415
Изложение заметки из «Киевских епархиальных ведомостей» – о проблеме изыскания средств на ремонт церковных домов.
248. М.Т.
Библиография. – с. 415–416
Библиографическая заметка о книге: Жорж Фонсегрив (профессор философии в лицее Бюффона в Париже). Элементы психологии. Перевод с 3-го французского издания студентов Московской духовной академии под редакцией, с изменениями и дополнениями П.П. Соколова. Сергиев посад, 1900.
249. Епархиальная хроника. – с. 417–418
Служение епископа Виссариона. 10 июля (празднование Положения ризы Господней, часть которой хранится в Ипатьевском монастыре) — литургия в Ипатьевском монастыре и крестный ход вокруг обители. 12 июля (преподобного Михаила Малеина) — литургия в Ипатьевском монастыре по случаю храмового праздника, перед литургией — панихида по царю Михаилу Феодоровичу. 13 июля днем — торжественная панихида в кафедральном Успенском соборе по почившей 13 апреля великой княгине Александре Петровне, в инокинях Анастасии. 16 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 22 июля (день тезоименитства императрицы Марии Феодоровны) — литургия и молебен святой равноапостольной Марии Магдалине в кафедральном Успенском соборе. 23 июля (воскресенье) — литургия в Ипатьевском монастыре.
250. [О присоединении к православию 16 июля 1900 года в Сергиевской церкви города Костромы лютеранина Иоанна (Анна) Лорица.] – с. 418
251. Иноепархиальные известия. – с. 418–426
Юбилеи семинарий (Владимирской, Воронежской, Вифанской), значение семинарий как рассадников просвещения в России (о Воронежской — цитата из юбилейной речи священника С. Замахаева). «Санкт—Петербургский духовный вестник» – обсуждение статьи «О причинах упадка влияния духовенства на народ» (см. № 190) на проповедническом собрании в Санкт—Петербурге. О нежелании воспитанников духовно—учебных заведений посвящать себя церковному служению. «Тамбовские епархиальные ведомости» – описание поездки на Афон (11–17 июня 1900 года, по пути в Святую землю) ректора Московской духовной академии епископа Арсения, группы профессоров и студентов. «Оренбургские епархиальные ведомости» – о значении семьи в религиозном воспитании детей, в частности — о провождении каникул воспитанниками духовных учебных заведений. «Литовские епархиальные ведомости» – описание торжественного открытия новоучрежденной Гродненской епархии в начале 1900 года.
252. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Воззвание к костромской пастве преосвященнейшего Виссариона. – с. 427–428
О сборе пожертвований для общества Красного Креста в связи с военными действиями в Китае (для помощи раненым воинам, подготовки и отправки медицинских сестер).
253. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. без №
Реклама заводов.
254. [Объявление. О готовящемся выходе из печати книги «Воскресные литургийные Евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками», составленной законоучителем реального и промышленного училищ города Костромы священником П. Европиным.] – с. без №
255. Объявление. Живописец Арсений Александрович Сушилин. – с. без №
О приеме заказов на живописные и иконописные работы (в городе Нерехте).
256. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 117–124
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175, 192, 207.
№ 16 — 15 августа
264. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О приветствиях. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 13-ю по Пятидесятнице. – с. 429–434
265. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 435–446
Продолжение. Начало в КЕВ–1899.
Памятники веры и благочестия. 1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. а) Солигаличский женский монастырь (1668–1764 годы).
266. [Б/а]
К вопросу об упорядочении производства духовенством сельских церквей сборов зерновым хлебом и другими продуктами сельского хозяйства. – с. 446–453
Рекомендации по проведению таких сборов, «чтобы они не были для духовенства тяжким бременем, зачастую подрывающим и нравственные и физические силы, особенно молодых священников».
267. [Б/а]
Храмовой праздник 28 июля в Богородицко-Игрицком, что на реке Песочне, монастыре. – с. 453–459
Описание истории монастыря и празднования Смоленской иконе Божией Матери 28 июля 1900 года (литургию в обители служил епископ Виссарион).
268. Епархиальная хроника. – с. 459–461
Служение епископа Виссариона. 24 июля — посещение духовной консистории и председательство в общем собрании членов консистории (обсуждение сбора пожертвований в пользу раненых и больных воинов в Китае). 25 июля — литургия в Ипатьевском монастыре.
27 июля — перед литургией в кафедральный Успенский собор из Богоотцовской церкви города Костромы принесена Смоленская икона Божией Матери; после литургии (соборным служением) икона крестным ходом отнесена в Песошенско—Игрицкий монастырь.
Служение епископа Виссариона. 28 июля (Смоленской иконы Божией Матери) — литургия в Песошенско—Игрицком монастыре, малое освящение воды над монастырским кладезем и крестный ход вокруг обители. 30 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 1 августа – литургия в кафедральном Успенском соборе, крестный ход на Волгу и освящение воды. 6 августа (воскресенье, Преображение Господне) — литургия и освящение плодов в кафедральном Успенском соборе; вечерня и молебен с акафистом Успению Божией Матери в кафедральном Успенском соборе. 8 августа — литургия в Ипатьевском монастыре.
269. Иноепархиальные известия. – с. 461–469
О негативном отношении крестьян к школе («Оренбургские…», «Ставропольские…», «Рязанские епархиальные ведомости»), в особенности — к обучению крестьянских девочек. «Могилевские епархиальные ведомости» – сельский священник об умственной и духовной неразвитости крестьянских женщин. «Пермские епархиальные ведомости» – о нравственном долге матери—христианки. Особая необходимость женского образования в местностях, зараженных расколом и сектантством; примеры женщин – последовательниц протопопа Аввакума, игумения Пульхерия на Рогожском кладбище в Москве. «Оренбургские епархиальные ведомости» – опыт устройства воскресной школы для девочек (также статистика по Тульской епархии), привлечение девочек в смешанные школы через их участие в церковном чтении и пении. «Ярославские епархиальные ведомости» – опыт преобразования некоторых смешанных школ в женские. «Донские…», «Вятские епархиальные ведомости» – как убедить крестьян в пользе обучения девочек в школе. «Ярославские епархиальные ведомости» – о семейном обучении детей в Исландии. «Кормчий» – об открытии в 1899 году в одном из зданий Аничкова дворца (Санкт—Петербург) одноклассной церковно—приходской школы.
270. [Объявление. О готовящемся выходе из печати книги «Воскресные литургийные Евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками», составленной законоучителем реального и промышленного училищ города Костромы священником П. Европиным.] – с. 469
271. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. 470
Реклама заводов.
№ 17 — 1 сентября
279. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О самоотвержении. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Воздвижения. – с. 471–476
280. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа десятая. (О таинстве покаяния). – с. 477–484
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 23, 55, 69, 166, 202.
281. Присоединение к Православной Церкви двух раскольниц поповщинской секты. – с. 485–486
Описание присоединения к православию 30 июля 1900 года в Сергиевском храме города Костромы двух сестер, девиц Ираиды и Анны Цветковых. Приводится текст прошения их родителей на имя епископа Виссариона о присоединении дочерей к православию, с резолюцией епископа Виссариона.
282. Священник Д. Лебедев
О пчеловодстве. (По поводу чтений по пчеловодству в Костромской духовной семинарии). – с. 486–492
О пользе занятий пчеловодством для духовенства, о чтениях по пчеловодству в семинарии Великим постом 1900 года. Состояние пчеловодства в Костромской губернии (по докладу губернского пчеловодства Герасима А. Кузьмина губернскому земскому собранию). О развитии пчеловодства в Череповецком уезде Новгородской губернии.
283. Епархиальная хроника. – с. 492–494
Служение епископа Виссариона. 13 августа (воскресенье) — литургия в кафедральном Успенском соборе. 14 августа (канун Успения) – малая вечерня, молебное пение и всенощное бдение в кафедральном Успенском соборе. 15 августа (Успение Божией Матери) – литургия в кафедральном Успенском соборе, праздничная трапеза в архиерейских покоях соборного дома. 16 августа (явление Феодоровской иконы) — крестный ход на Запрудню (где был встречен епископом Виссарионом), литургия в храме Спаса на Запрудне, праздничная трапеза в церковном доме. 17 августа — литургия в Ипатьевском монастыре. 20 августа (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 23 августа — литургия в Ипатьевском монастыре.
284. Иноепархиальные известия. Съезд смотрителей духовных училищ Херсонской епархии. – с. 494
Описание съезда 11–12 августа 1900 года.
285. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. без №
Реклама заводов.
286. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 125–132
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175, 192, 207, 256.
287. Приложение
Объявление и прейскурант от винной торговли Британова.
№ 18 — 15 сентября
294. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Падение идолопоклонства с пришествием Христовым. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы, 1 октября. – с. 495–499
295. [Б/а]
Крест мудрости книга, правды мерило, мужества сила. (Канон Животворящему Кресту, песнь 7, тропарь 2). – с. 499–504
Поучение о Кресте Господнем.
296. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 505–513
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, № 265.
Памятники веры и благочестия. 1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. б) История с 1764 года и нынешнее состояние солигаличского собора.
297. С.Н.В.
Пятисотлетие существования села Парского (Юрьевецкого уезда). – с. 513–516
Описание церковного празднования 26–27 июня 1900 года юбилея села (торжества приурочены к храмовому празднику, год первого упоминания села в летописях и старинных документах — 1399 — установлен по справке Московского главного архива).
298. Крестьянин Иаков Павлович Куликов. (Некролог). – с. 516–517
Церковный староста Ильинской церкви села Ковернино Макарьевского уезда И.П. Куликов скончался 22 августа 1900 года. Описываются его труды на благо прихода.
299. Н. Виноградов
Юбилеи монастырей Костромской епархии. – с. 517–518
О юбилеях в 1900 году: 100-летие основания Высоковского единоверческого мужского монастыря (Макарьевский уезд), 525-летие основания Авраамиево—Городецкого монастыря (Чухломской уезд).
300. Епархиальная хроника. – с. 518–519
Служение епископа Виссариона. 27 августа (воскресенье) — литургия в Ипатьевском монастыре. 29 августа (Усекновение главы святого Иоанна Предтечи) — панихида по императорам Александру II и Александру III, «православным воинам в Китае убиенным и всем, за веру, царя и отечество на брани живот свой положившим» и литургия в кафедральном Успенском соборе. 30 августа — литургия в Ипатьевском монастыре. 3 сентября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 4 сентября — открытие епархиального съезда духовенства (в Костромской духовной семинарии; епископ Виссарион выступил с речью). 6 сентября — литургия в Ипатьевском монастыре. 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы) — литургия в теплом Богородицерождественском соборе Ипатьевского монастыря по случаю храмового праздника; вечером — присутствие на заседании Костромской губернской архивной комиссии.
301. Иноепархиальные известия. – с. 520–524
Усиление борьбы с пьянством — казенная монополия на продажу вина, устройство обществ трезвости. Мнения покойного митрополита Иоанникия по поводу обществ трезвости (1889 год — приводятся обширные цитаты).
302. Приложение
А. Юницкий
Из истории символов древней Восточной Церкви. – с. 9–16
Продолжение. Начало в №№ 152, 191.
303. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 133–140
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175, 192, 207, 256, 286.
№ 19 — 1 октября
310. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Услуги за услуги. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 19-ю по Пятидесятнице. – с. 525–527
311. Семинар[ист] Пр. Ив.
Добрый совет. – с. 527
Стихотворение. Возможно, автор – Иван Правдин.
312. [Б/а]
О благочиннических архивах. – с. 528–530
О полезности заведения благочинными архивов своего делопроизводства.
313. [Б/а]
Трехсотлетие Богородицерождественской церкви в посаде Большие-Соли Костромского уезда. – с. 530–533
Описание истории храма и празднования его юбилея (приуроченного к храмовому празднику) 7–8 сентября 1900 года.
314. Священник И. Альтовский
Освящение правого придела при кинешемском Успенском (летнем) соборе. – с. 533–541
Описание истории собора, устройства при нем двух приделов в девяностых годах XIX века, богослужений 9–10 сентября 1900 года, совершавшихся епископом Виссарионом (всенощное бдение 9 сентября, 10 сентября — полное освящение престола Александро—Невского придела и литургия), обеда в здании городской управы (излагается содержание речи епископа Виссариона).
315. Епархиальная хроника. – с. 542–543
Служение епископа Виссариона. 9 сентября утром — отбытие на пароходе в город Кинешму для освящения придела при соборе (далее см. № 314). 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) — литургия в кафедральном Успенском соборе. 17 сентября (воскресенье) — литургия и царский молебен в кафедральном Успенском соборе. 21 сентября — литургия в Ипатьевском монастыре. 24 сентября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе, возведение в сан игумена настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря иеромонаха Пахомия. 25 сентября — литургия в Ипатьевском монастыре.
316. Иноепархиальные известия. Необходимость воздействия духовенства на простой народ относительно уважения чужой собственности. – с. 543–545
Статья из «Подольских епархиальных ведомостей».
317. По поводу 75-летия со дня кончины. – с. 545–547
О жизни и трудах духовного композитора Дмитрия Степановича Бортнянского; по случаю 75-летия его кончины, отмечавшегося 18 сентября 1900 года.
318. Объявление. Колоколо-литейные заводы Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме и в городе Краснослободске Пензенской губернии. – с. 548
Реклама заводов.
319. Приложение
И.В. Баженов
Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII века. – с. 41–48
Продолжение. Начало в КЕВ–1899. В оглавлении номера ошибочно указано «с. 48–56».
№ 20 — 15 октября
333. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О любви к отечеству. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день восшествия на престол государя императора Николая Александровича, 21 октября. – с. 549–555
334. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа одиннадцатая. О таинстве брака. – с. 555–563
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 23, 55, 69, 166, 202, 280.
335. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 564–569
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 265, 296.
Памятники веры и благочестия. 2. Приходской храм Воскресения Христова. а) Воскресенский монастырь.
336. [Б/а]
О разрешительной молитве. – с. 570–571
Об истории и практике употребления разрешительной молитвы при отпевании.
337. [Б/а]
Освящение училищного здания в Богословской слободе близ Ипатьевского монастыря. – с. 571–574
История земской школы в Богословской слободе, описание строительства двухэтажного каменного здания для помещения двух земских одноклассных школ, мужской и женской (на средства Александровского братства) и освящения этого здания 26 сентября 1900 года епископом Виссарионом (предварявшегося литургией, совершенной епископом Виссарионом в Богословской церкви слободы).
338. Адрес, поднесенный жителями Богословской слободы попечителю костромского Александровского братства тайному советнику Иларию Ефимовичу Беляеву 2 июля 1900 года. – с. 574–576
Текст благодарственного адреса, поднесенного И.Е. Беляеву при посещении им Богословской слободы.
339. Епархиальная хроника. – с. 576–578
Служение епископа Виссариона. 26 сентября (апостола Иоанна Богослова) — литургия в Иоанно—Богословской церкви Ипатьевской слободы по случаю храмового праздника и освящение здания училища, устроенного Александровским братством (см. № 337). 30 сентября — литургия в Ипатьевском монастыре. 1 октября (воскресенье, Покров Пресвятой Богородицы) — литургия в кафедральном Успенском соборе. 5 октября — литургия в Ипатьевском монастыре. 8 октября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе, днем — председательство на общем собрании костромского Феодоровско—Сергиевского братства (кратко описывается само собрание).
340. Иноепархиальные известия. – с. 578–583
«Руководство для сельских пастырей» – о нравственных причинах крестьянской бедности (нежелание как следует использовать землю; превратное понимание свободы, дарованной в 1861 году; разрушение традиционного семейного уклада, распри). «Кормчий» – разговор с крестьянином о прежнем и современном укладах семейной жизни.
№ 21 — 1 ноября
347. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Служение ангелов спасению людей. Поучение преосвященнейшего Виссариона 8 ноября, в день архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. – с. 585–588
348. [Уведомление: 22 октября 1900 года скончался Петр Феодорович Попов, более тридцати лет бывший инспектором Костромской духовной семинарии. Отпевание совершил епископ Виссарион 25 октября в семинарской церкви.] – с. 588
349. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 588–592
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 265, 296, 335.
Памятники веры и благочестия. 2. Приходской храм Воскресения Христова. а) Воскресенский монастырь (продолжение).
350. [Б/а]
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. (По поводу столетия со дня его рождения). – с. 593–604
Описание жизни и его церковных трудов, прежде всего проповеднических.
351. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии, устроенные в Георгиевской второклассной школе Кологривского уезда в период времени с 1 по 27 июня 1900 года. – с. 604–609
I. Организация курсов. II. Открытие курсов.
352. Ново—Георгиевской церковно—приходской школы учитель Александр Городков
Открытие новой церковно-приходской школы в селе Георгиевском что на Новом, Солигаличского уезда. – с. 609–611
Описание процесса создания школы и ее открытия 3 октября 1900 года.
353. Епархиальная хроника. – с. 611–612
Служение епископа Виссариона. 12 октября — литургия в Ипатьевском монастыре. 15 октября (воскресенье) — литургия в кафедральном [Успенском?] соборе. 17 октября (воспоминание спасения царской семьи в 1888 году) — литургия и благодарственное молебствие в кафедральном соборе. 20 октября (годовщина кончины императора Александра III) — заупокойная литургия и панихида в кафедральном соборе. 21 октября (день восшествия на престол императора Николая II) — литургия и торжественный царский молебен в кафедральном соборе. 22 октября (воскресенье, Казанской иконы Божией Матери) – литургия в Ипатьевском монастыре.
354. [Описание поднятия нового колокола весом 507 пудов на колокольню Макариево-Унженского монастыря 1 октября 1900 года.] – с. 613
355. [Описание освящения здания вновь открытой церковно-приходской школы в деревне Костылево 5 октября 1900 года.] – с. 613
356. [Описание устройства нового здания для церковно-приходской школы в селе Сотницы Нерехтского уезда и его освящения 8 октября 1900 года.] – с. 613–614
357. Иноепархиальные известия. О церковных садах. – с. 615–621
Изложение статьи некоего сельского священника в «Пензенских епархиальных ведомостях» об устройстве садов при церквах.
358. Приложение
Унженская, она же Унежская десятина. 188 (1680) – 1710 и 1722–1746 годы. – с. 141–146
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 64, 75, 175, 192, 207, 256, 286, 303.
В оглавлении номера — опечатка: «с. 101–108».
359. Приложение
Объявление о журнале «Русское обозрение».
№ 22 — 15 ноября
370. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Верность Христу. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Введения, 21 ноября. – с. 623–628
371. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 628–633
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 265, 296, 335, 349.
Памятники веры и благочестия. 2. Приходской храм Воскресения Христова. а) Воскресенский монастырь (окончание). б) Воскресенский храм.
372. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии, устроенные в Георгиевской второклассной школе Кологривского уезда в период времени с 1 по 27 июня 1900 года. – с. 633–639
Продолжение. Начало в № 351.
III. Обзор занятий на курсах. 8 июня — урок учителя И. Казанского.
373. Священник Александр Перебаскин
Открытие школы грамоты для девочек при Белбажском монастыре. – с. 639–640
Описание открытия школы в Троицком Белбажском женском монастыре 15 октября 1900 года.
374. [Б/а]
Петр Федорович Попов. (Некролог). – с. 641–650
Бывший инспектор Костромской духовной семинарии П.Ф. Попов — сын священника Орловской епархии, окончил Ливненское духовное училище и Орловскую семинарию, затем — Московскую духовную академию со степенью магистра богословия (1860). Профессор физико—математических наук и помощник инспектора Вологодской духовной семинарии (1860–1867), с 1867 года — преподаватель физики и математики в Костромской духовной семинарии, инспектор семинарии (1874–1894), преподаватель физики и Священного Писания. В январе 1894 года по болезни уволен от духовно—училищной службы, до кончины продолжал трудиться гласным городской думы и председателем сиротского суда. Скончался от воспаления легких 22 октября 1900 года. Отпевание, возглавленное епископом Виссарионом (литургию перед этим совершал ректор семинарии), состоялось в семинарской церкви 25 октября, погребение — на новом городском Феодоровском кладбище.
375. [Протоиерей Христорождественской церкви на Суле города Костромы А. Нифонтов]
Слово при погребении бывшего инспектора Костромской духовной семинарии П.Ф. Попова. – с. 650–653
Произнесено на литургии 25 октября 1900 года, авторство устанавливается из контекста № 374.
376. [И.М. Студитский]
Речь преподавателя семинарии И.М. Студитского. – с. 654–655
Произнесена перед отпеванием П.Ф. Попова 25 октября 1900 года.
377. [Священник Василий Соколов]
Речь законоучителя классической гимназии священника Василия Соколова. – с. 655–656
Произнесена в конце отпевания П.Ф. Попова 25 октября 1900 года.
378. [Семинарист Правдин]
Над гробом П.Ф. Попова. – с. 657
Стихотворение, прочитанное после отпевания 25 октября 1900 года. Авторство устанавливается из контекста № 374.
379. Рясофорный псаломщик А.Ф. Померанцев
Заштатный псаломщик Лев Игнатьевич Островский. (Некролог). – с. 657–658
Л.И. Островский, 75-ти лет, окончил Костромскую духовную семинарию и в сентябре 1847 года был определен на должность дьячка к Николаевской церкви села Верхний—Березовец Солигаличского уезда, где прослужил до выхода за штат 51 год — до октября 1898 года. Скончался 22 октября 1900 года.
380. Епархиальная хроника. – с. 658–659
Служение епископа Виссариона. 22 октября (воскресенье) — литургия в Ипатьевском монастыре. 4 ноября — всенощное бдение в кафедральном Богоявленском соборе, перед бдением совершен молебен и окроплен святой водой вновь вызолоченный соборный иконостас. 5 ноября (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, с особыми молениями о болящем императоре Николае II, после литургии — провозглашение многолетия устроителям и благоукрасителям собора, затем — трапеза духовенства в соборном доме. 8 ноября (архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил) — литургия в Ипатьевском монастыре.
381. [Объявление. Список книг епископа Виссариона, продающихся при редакции журнала «Душеполезное чтение» в Москве, а также в Санкт-Петербурге у книгопродавца И.Л. Тузова.] – 2 с. без №
№ 23 — 1 декабря
388. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Ложные мнения о просвещении и воспитании народа. Поучение преосвященнейшего Виссариона к земским деятелям пред выборами дворянства. – с. 661–668
На с. 668 примечание самого епископа Виссариона: «Суждения этого поучения предлагаются вниманию священников в виде пособия для противодействия усилиям либералов отвлечь народ от Церкви распространением нездравых учений и непригодными для народа увеселениями».
389. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 668–679
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 265, 296, 335, 349, 371.
Памятники веры и благочестия. 3. Старособорный Успенский храм. 4. Преображенско—Никольский храм.
390. [Б/а]
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. (По поводу столетия со дня его рождения). – с. 679–688
Продолжение. Начало в № 350.
391. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии, устроенные в Георгиевской второклассной школе Кологривского уезда в период времени с 1 по 27 июня 1900 года. – с. 688–694
Продолжение. Начало в №№ 351, 372.
24 июня. – Урок по арифметике учительницы А. Кайеровой. IV. Общежитие. V. Закрытие курсов.
392. [Б/а]
Освящение нового помещения для церковно-приходской школы в селе Одноушево Солигаличского уезда. – с. 695–696
Описание истории школы, устройства ее нового каменного здания и его освящения 5 октября 1900 года, в день храмового праздника (память святителей Московских Петра, Алексия и Ионы).
393. Епархиальная хроника. – с. 696–698
Служение епископа Виссариона. 12 ноября (воскресенье) — литургия и молебен об исцелении болящего императора Николая II в кафедральном Богоявленском соборе. 14 ноября (день рождения императрицы Марии Феодоровны) — литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе, днем — присутствие (и выступление с краткой речью) на годичном акте в техническом училище имени Чижова. 19 ноября (воскресенье) — литургия в Ипатьевском монастыре. 21 ноября (Введение во храм Пресвятой Богородицы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 22 ноября (день рождения и тезоименитства наследника великого князя Михаила Александровича) — литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 23 ноября (память святого благоверного великого князя Александра Невского) — литургия и молебствие в церкви при костромской Григоровской гимназии по случаю храмового праздника, завтрак в помещении начальницы гимназии.
394. [Описание освящения летнего храма (после ремонта и позолоты иконостаса) в селе Ильинском что на Шаче, Нерехтского уезда, 15 октября 1900 года.] – с. 698–699
395. [Некролог: 21 октября 1900 года на 84-ом году жизни скончалась игумения София (в миру Мария Николаевна Львова), настоятельница Боголюбского женского монастыря Макарьевского уезда.] – с. 699–700
Игумения София — дочь дворян—помещиков Солигаличского уезда, после смерти родителей поселилась в своей усадьбе Хвастово Буйского уезда, а затем по совету костромского архипастыря Платона основала женскую общину, преобразованную затем в женскую обитель.
396. Иноепархиальные известия. – с. 700–705
К столетию учреждения в России единоверия (27 октября 1900 года): история учреждения единоверия, взгляды на единоверие русских иерархов, внутренние проблемы единоверцев. О необходимости тесной связи пастыря и паствы.
397. Объявление. Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме, Нижне-Набережная и Ямская улицы, собственный дом. – с. 705
Реклама завода.
№ 24 — 15 декабря
406. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Приготовление к сретению праздника Рождества Христова. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю праотцев, 29-ю по Пятидесятнице. – с. 707–710
407. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 711–714
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, №№ 265, 296, 335, 349, 371, 389.
Памятники веры и благочестия. 5. Храм Входоиерусалимский—Пятницкий.
408. [Б/а]
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. (По поводу столетия со дня его рождения). – с. 714–730
Окончание. Начало в №№ 350, 390.
409. По поводу ответов на вопросы Костромской губернской ученой архивной комиссии. – с. 730–732
Характеристика ответов на этнографическую анкету, которую общество предложило духовенству епархии (см. КЕВ–1899, официальная часть номера 22).
410. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии, устроенные в Георгиевской второклассной школе Кологривского уезда в период времени с 1 по 27 июня 1900 года. – с. 732–740
Окончание. Начало в №№ 351, 372, 391.
Приложения. I. Речь, произнесенная инспектором курсов [епархиальным наблюдателем церковных школ Н.И. Поспеловым] 4 июня 1900 года в день открытия курсов. II. Список учителей и учительниц церковных школ Костромской епархии, командированных на курсы в Георгиевской второклассной школе Кологривского уезда в июне 1900 года [60 человек].
411. Священник Преображенского собора города Чухломы Иоанн Благовещенский
Освящение нового здания для церковно-приходской школы при Николаевской церкви села Каликино Чухломского уезда. – с. 740–741
Описание школьного здания, законченного постройкой 2 ноября 1900 года, и его освящения 12 ноября 1900 года (в день 15-летия открытия самой школы).
412. Епархиальная хроника. – с. 741–743
Служение епископа Виссариона. 26 ноября (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 27 ноября — посещение Костромского духовного училища и Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках. 3 декабря (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе; днем — молебен в здании Костромского городского общественного управления по случаю открытия Костромского общества пчеловодства. 6 декабря (святителя Николая, день тезоименитства императора) — литургия и торжественное благодарственное молебствие по случаю исцеления императора от тяжкой болезни, в кафедральном Богоявленском соборе. 8 декабря — панихида в квартире директора народных училищ по его скончавшейся жене. 10 декабря – литургия в кафедральном Богоявленском соборе.
413. [Описание открытия 12 ноября 1900 года в селе Подмонастырной-Слободе религиозно-нравственных чтений «с туманными картинами».] – с. 743
414. Иноепархиальные известия. – с. 743–746
«Русский листок» – программа борьбы с пьянством (приводится текст), выработанная подкомиссией общества охранения народного здравия (в Санкт—Петербурге). «Кормчий» – пример учителей церковных школ Троицкого и Челябинского уездов Оренбургской епархии (83 человека), во время нахождения на педагогических курсах вступивших в общество трезвости. Высочайшее утверждение мнения Государственного Совета о том, что здания епархиальных свечных заводов городским оценочным сбором не облагаются.
415. [Уведомление: оглавление журнала за 1900 год будет разослано с первым его номером за 1901 год.] – с. без №