<<< К годовому комплекту

Костромские епархиальные ведомости – 1904
Отдел II. Часть неофициальная

№ 1 – 1 января

С. 1 и 2 – титульная страница неофициальной части и ее оборот

10. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Новозаветное время. Поучение преосвященнейшего Виссариона 1 января, в Новый год. – с. 3–9

11. [Б/а]
Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Александровича. – с. 10–15
Примечание: «Произнесено в костромском кафедральном соборе».

12. Протоиерей Михаил Щеглов
Тождество учения Иисуса Христа в Его собственных устах и в устах Его апостолов. – с. 15–20
Продолжение. Начало в КЕВ–1903.

13. Пятидесятилетний юбилей священнослужения Его преосвященства преосвященнейшего Виссариона. Юбилейные приветствия. – с. 20–57
Продолжение. Начало в КЕВ–1903.
Тексты приветствий: от митрополита Санкт-Петербургского Антония (телеграмма), от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева (телеграмма), от товарища обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера (телеграмма), от костромского духовенства, от Костромской духовной семинарии, от ректора Московской духовной академии епископа Арсения, от редакции журнала «Душеполезное чтение», извлечение из письма профессора Московской духовной академии А. Голубцова, из письма профессора церковной истории в Московском университете А. Лебедева, от отдела Московского общества любителей духовного просвещения, от Костромского духовного училища, от редакции «Троицких листков», от Хреновской церковно-учительской школы, от профессора Н.И. Субботина, от священников 1-го Макарьевского благочиннического округа, от кологривского духовенства, от епархиального женского училища, от совета костромского Александровского братства, от тульского кафедрального протоиерея Александра Иванова, от Евстафия Воронца, от духовенства 3-го Ветлужского округа, от благочинного [правильнее – от духовенства] Юрьевецкого 5-го округа, от председателя Юрьевецкого уездного отделения Костромского епархиального училищного совета протоиерея Павла Алякритского. Список других поступивших поздравлений. Отрывок из стихотворного приветствия от протоиерея Ливанского (город Орел). Текст благодарственного слова епископа Виссариона после оглашения приветствий.

14. Села Буяково священник Д. Никольский-Любимов
35-летие священнослужения священника села Бураково отца Александра Митинского. – с. 57–58
Описание празднования 18 ноября 1903 года в селе Бураково Костромского уезда 35-летия служения в священном сане благочинного Костромского 5-го округа священника Александра Ивановича Митинского.
Священник Александр Митинский – сын священника села Митино Костромской епархии, 57-ми лет, окончил Костромскую духовную семинарию, священник Богородицкой церкви села Озарниково Галичского уезда (1868–1874; в тексте, видимо, опечатка – первая дата указана как 1863), с 1874 года – священник села Бураково, с 1898 года – благочинный Костромского 5–го округа.
Приводятся тексты епископа Виссариона: резолюция о праздновании юбилея и дарственная надпись на книге, переданной юбиляру.

15. Епархиальная хроника. – с. 58–59
Служение епископа Виссариона. 11 декабря 1903 года – посещение Костромской духовной семинарии и присутствие на уроках, посещение Костромского епархиального женского училища, присутствие на уроках и на спевке хора в церкви училища. 14 и 21 декабря (воскресенья) – литургии в Богоявленском кафедральном соборе. 24 декабря (Рождественский сочельник) – вечерня с литургией Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе. 25 декабря (Рождество Христово) – в Богоявленском кафедральном соборе: литургия и благодарственный молебен в память избавления России от нашествия галлов и с ними два[на]десяти языков в 1812 году; поздравления с праздником в соборном доме, днем – поздравления в здании городской думы. 26 декабря – литургия в Ипатьевском монастыре.

16. Иноепархиальные известия. – с. 60–62
О праздновании в ноябре 1903 года в Воронежской епархии 200-летия со дня кончины святителя Митрофана, епископа Воронежского. Жизнеописание святителя Митрофана – из «Миссионерского обозрения».

17. Костромская соборная часовня. – с. без №
Объявление о продаже в часовне тканей, церковных облачений и утвари.

№ 2 – 15 января

26. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Мытарево покаяние. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю мытаря и фарисея. – с. 63–68

27. Протоиерей Михаил Щеглов
Тождество учения Иисуса Христа в Его собственных устах и в устах Его апостолов. – с. 68–76
Окончание. Начало в КЕВ–1903, № 12.

28. С.
Чем объясняется понижение авторитета благочинных как руководителей приходского духовенства? – с. 76–80
Из «Орловских епархиальных ведомостей». О причинах снижения авторитета благочинных: не всегда достойны своего звания и не служат образцом для духовенства, проявляют пристрастность либо стремятся всем угодить.

29. Вопрошающему иерею. – с. 80–81
Разъяснение об обязанностях настоятеля церкви – видимо, по направленным в редакцию вопросам.

30. Епархиальная хроника. – с. 81–82
Служение епископа Виссариона. 28 декабря 1903 года (неделя по Рождестве Христовом) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 1 января 1904 года (Обрезание Господне) – литургия и молебствие на Новый год в Богоявленском кафедральном соборе. 4 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре. 5 января (Крещенский сочельник) – царские часы в Ипатьевском монастыре, вечерня с литургией Василия Великого и великое освящение воды в Богоявленском кафедральном соборе. 6 января (Крещение Господне) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе, крестный ход на реку Волгу и великое освящение воды. 7 января (Собор святого Иоанна Предтечи) – литургия в костромском Богоявленском женском монастыре.

31. [Список книг и брошюр епископа Виссариона, продающихся при редакции журнала «Душеполезное чтение» в Москве.] – 2 с. без № 

№ 3 – 1 февраля

40. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Искушения от диавола во время поста. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю сыропустную. – с. 83–88

41. [Б/а]
Разъяснение некоторых вопросов о нашей загробной жизни. (К родительской субботе). – с. 88–97
В чем и как проявляется жизнь души по разлучении с телом, общаются ли души с ныне живущими, узнаем ли друг друга в загробной жизни и т.п.

42. Священник И. Серокуров
Освящение новоустроенного единоверческого храма в селе Трошково Варнавинского уезда. – с. 98–100
Описание освящения нового храма, построенного в селе Трошково (до этого там имелся единоверческий молитвенный дом), 29 декабря 1903 года. Приводится отрывок из слова автора, священника И. Серокурова, произнесенного за литургией 29 декабря.

43. С.Д.Л.
Открытие общества вспомоществования бедным ученицам Костромского епархиального женского училища. – с. 100 – 101
Описание открытия общества 18 января 1904 года в интернате училища, после литургии и молебна, совершенных в храме епархиального училища епископом Виссарионом. Автор заметки – возможно, священник Димитрий Лебедев.

44. [Б/а]
Пастырские собрания в городе Костроме в 1903 году. – с. 101–103
Общие сведения о собраниях городского духовенства (в 1903 году состоялось 16 собраний).

45. Епархиальная хроника. – с. 103–104
Служение епископа Виссариона. 11 января (воскресенье) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 14 января – выезд из Костромы в Галичский уезд для освящения двух придельных храмов в Свято-Троицком женском монастыре. 15 января – освящение придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери (Свято-Троицкий монастырь) и литургия. 16 января – освящение придела во имя благоверного [великого] князя Александра Невского (там же) и литургия, ночью на 17 января – возвращение в Кострому. 18 января (воскресенье) – литургия и молебен в церкви епархиального женского училища, затем открытие общества вспомоществования бедным ученицам (см. № 43). 25 января (воскресенье) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе.

46. Иноепархиальные известия. – с. 104 – 106
«Божия нива» – о религиозном невежестве интеллигенции (на примере дамы, считающей ненужным знание церковнославянского языка). 

47. Ответ редакции. – с. 106
Московскому священнику Холмогорову – о продолжении печатания материалов.

№ 4 – 15 февраля

58. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Власть и сила Христа Богочеловека. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Православия. – с. 107–113

59. [Б/а]
Инославные свидетели истины православия. (К неделе Православия). – с. 113–118
Суждения западных христиан (католиков и протестантов) о православной вере. Из «Миссионерского обозрения» 1896 года.

60. [Б/а]
Почему на преждеосвященной литургии после великого входа завеса царских врат закрывается наполовину? – с. 119–120
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок – из журнала «Руководство для сельских пастырей».

61. [Священник Евфимий Зубарев]
Из дневника епархиального миссионера. Поездка в Шохну. – с. 120–124
Описание поездки в село Шохну Нерехтского уезда (деревня Золотилово и окрестности, где в молельне австрийского согласия служит старообрядческий священник Георгий (Егор Иванович) Лакомкин) 16–17 ноября 1903 года.

62. Священник С. Воскресенский
Село Грива Солигаличского уезда. (100-летний юбилей). – с. 124–128
Описание истории прихода, каменного храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского (строился с 1803 года), его расширения в 1903 году и торжеств по случаю 100-летия существования этого храма 9–10 декабря 1903 года.

63. [Священник С. Воскресенский]
Слово на день столетия Димитриевской церкви, что на Гриве, 10 декабря 1903 года. – с. 128–130
Авторство устанавливается из контекста № 62.

64. Епархиальная хроника. – с. 130 – 132
Служение епископа Виссариона. 29 января – освящение приделов новоустроенного храма в Благовещенской церкви города Костромы [видимо, речь идет о приделах теплого храма, пристроенного к церкви вновь]: перед ранней литургией – левого (в честь Преображения Господня и во имя святой Екатерины), перед поздней литургией – правого (во имя святителя Николая), литургия в том же храме, затем – панихида по новопреставленному костромскому уездному предводителю дворянства В.Н. Шильдкнехту в его доме на Мшанской улице. 30 января (Трех святителей) – литургия в церкви Костромского духовного училища по случаю храмового праздника, днем – в Богоявленском кафедральном соборе «при огромном стечении народа» торжественное молебствие о даровании победы русскому воинству на Дальнем Востоке. 1 февраля (неделя мясопустная) – литургия в Ипатьевском монастыре. 2 февраля (Сретение Господне) – литургия в церкви Костромской духовной семинарии по случаю храмового праздника, затем – председательство на общем собрании членов общества вспомоществования нуждающимся учащимся в семинарии. 8 февраля (неделя сыропустная, Прощеное воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, вечерня и чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе.

65. [30 января в церкви духовной семинарии совершен молебен о здравии императора и даровании русскому воинству победы над врагом.] – с. 132

66. [Ученики Бонячкинской церковной школы Кинешемского уезда, получив от попечителя школы 50 рублей для угощения на масленицу, передали эти деньги на нужды Красного Креста.] – с. 132

67. Иноепархиальные известия. – с. 133–141
Гродненский съезд духовенства – предложение о закрытии казенных винных лавок по воскресеньям во всей Гродненской епархии (в силу норм закона консистория не дала ход этой инициативе). «Киевские епархиальные ведомости» – какое влияние оказывают на отрезвление народа казенная торговля спиртным и попечительства о народной трезвости. «Северный край» – история открытия винной лавки в татарской деревне близ Ялты. «Симбирские епархиальные ведомости» – история открытия приходского общества трезвости (цитаты). «Виленский вестник» – из истории борьбы за трезвость в северо-западном крае (например, в Гродненской губернии) в конце XVIII – начале XIX века. «Калужские епархиальные ведомости» – описание свадьбы без спиртного (цитаты).

68. Объявление. Костромская соборная часовня. – с. 142
О продаже в часовне тканей, облачений и церковной утвари.

№ 5 – 1 марта

79. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Значение крестопоклонения в средине Великого поста. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Крестопоклонную. – с. 143–148

80. Села Корцово священник Иосиф Перепелкин
Поучение на 5-ю неделю Великого поста. – с. 148–150

81. Села Воронцово Троицкой церкви священник Алексей Петропавловский
Меры к устранению беспорядков во время богослужения в храмах. – с. 150–152
Практические заметки из опыта автора.

82. Троица-Чудца священник Аркадий Левашев
Отрывки из моего дневника. – с. 152–155
О чудесном явлении умирающей супруге диакона (история 1866 года). Перепечатка из «Руководства для сельских пастырей», № 24 за 1878 год.

83. Епархиальная хроника. – с. 155–156
Служение епископа Виссариона. Первые четыре дня Великого поста – чтение канона святого Андрея Критского на великих повечериях в Ипатьевском монастыре. 11 февраля, 13 февраля (среда и пятница первой седмицы Великого поста) – литургии Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 14 февраля (суббота) – литургия в Ипатьевском монастыре. 15 февраля (неделя Православия) – литургия и чин торжества Православия в Богоявленском кафедральном соборе. 19 февраля (память освобождения крестьян от крепостной зависимости) – литургия и торжественный благодарственный молебен в Богоявленском кафедральном соборе. 21 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре, встреча в обители чудотворного образа святителя Николая из Бабаевского монастыря, всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 22 февраля (неделя 2-я Великого поста) – литургия и молебен пред образом святителя Николая в Ипатьевском монастыре, затем чудотворная икона крестным ходом отнесена в Христорождественскую на Суле церковь города Костромы.

84. Иноепархиальные известия. – с. 157–162
«Церковный вестник» – о значении русско-японской войны (цитаты). «Орловские епархиальные ведомости» – об обязанностях пастырей во время войны (цитаты). «Новое время» – статья генерала Е.В. Богдановича «Царственный призыв на святое дело» об участии монастырей в попечении о раненых воинах (цитата). «Самарские епархиальные ведомости» – о другой задаче монастырей и церквей: попечение о брошенных, беспризорных детях.

85. Ответ автору мыслей об отчете училища. – с. 162
Предложение неназванному корреспонденту – вынести свой вопрос на обсуждение съезда духовенства.

86. Объявление. Костромская соборная часовня. – с. 162
О продаже в часовне тканей, облачений и церковной утвари.

87. Приложение
Проспект журнала «Климат».

№ 6 – 15 марта

97. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
По поводу войны. Поучение преосвященнейшего Виссариона. – с. 163–168
Текст предваряется объявлением от епископа Виссариона: «Следующее за сим поучение, руководствующее к тому, как вести себя православному христианину во время продолжающейся войны, предлагаю пастырям Костромской епархии прочитать за литургией в ближайший воскресный день».

98. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Говение. Поучение преосвященнейшего Виссариона, сказанное в понедельник Страстной седмицы. – с. 168–171

99. [Б/а]
Суждения в духовной печати о проповедничестве. Способ произношения проповедей. – с. 171–183
Продолжение. Начало в КЕВ–1903.
О различных взглядах на проповедь – чтение заранее подготовленного текста либо живое слово (импровизация).

100. [Священник Евфимий Зубарев]
Из дневника епархиального миссионера. Вторая поездка в Шохну. – с. 183–190
Окончание. Начало в № 61.
Описание поездки в село Шохну (точнее – в деревню Золотилово Нерехтского уезда) и собеседования со старообрядцами 30 ноября 1903 года.

101. Епархиальная хроника. – с. 190–191
Служение епископа Виссариона. 28 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре. 29 февраля (неделя Крестопоклонная) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе. 1 марта (день кончины императора Александра II) – литургия Преждеосвященных Даров и панихида в [Богоявленском] кафедральном соборе. 3 марта – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках и на литургии Преждеосвященных Даров в семинарской церкви. 6 марта – литургия в Ипатьевском монастыре. 7 марта (воскресенье) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе. 10 марта – посещение епархиального женского училища, присутствие на литургии Преждеосвященных Даров и на уроках.

102. [1 марта в церкви духовной семинарии была отслужена панихида по императору Александру II.] – с. 192

103. Иноепархиальные известия. – с. 192–197
О качествах японского народа (любовь к отечеству и воодушевление в борьбе за его интересы) по отзыву немецкого пастора – миссионера (цитата). О духовно-нравственном состоянии русского народа – из слова священника И. Восторгова в военном соборе Тифлиса. Состояние православной миссии в Японии (статистические данные из отчета). Ответ епископа Японского Николая, как японским христианам вести себя при войне с Россией (цитата). Предсказание преподобного Серафима Саровского о войне – из «Московских ведомостей». Из слова протоиерея Буткевича: Церковь Христова не может не благословлять чувство патриотизма (цитата).

104. Объявление. [Об открытии 22 февраля в Санкт-Петербурге Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари и об издании «Вестника…» этой выставки.] – с. 197–198

105. Объявление. Костромская соборная часовня. – с. 198
О продаже в часовне тканей, облачений и церковной утвари.

№ 7–8 – 10 апреля

113. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Исповедание апостола Фомы. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Фомы. – с. 199–202

114. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Лица, послужившие погребению Христову. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю мироносиц. – с. 202–206

115. Ректор семинарии протоиерей М. Щеглов
Поучение пред плащаницей. – с. 207–208
Примечание: «Произнесено в Великий пяток в семинарской церкви».

116. [Б/а]
Можно ли христианину, не изменяя христианству, быть воином? – с. 209–210
Положительный ответ на данный вопрос, со ссылками на Священное Писание.

117. [Б/а]
Суждение в духовной печати о проповедничестве. Способ произношения проповедей. – с. 211–214
Продолжение. Начало в КЕВ–1903, № 99.
Завершение темы, начатой в № 99.

118. Священник Иоанн Виноградов
Нечто о миссионерской противораскольнической деятельности в Уренском крае Варнавинского уезда. – с. 214–216
Об активизации миссионерской работы духовенства, с практическими примерами.

119. С.И.К.
Ответ вопрошающему. – с. 216–218
На вопрос, поднятый священником Николаем Пермезским (КЕВ–1903, номер 24 журнала): как быть бедным приходам, обязанным покупать церковный товар на епархиальных складах (где цены существенно выше, чем у частных торговцев). Авторство указано в № 157

120. Епархиальная хроника. – с. 218–220
Служение епископа Виссариона. 13 марта (канун празднования Феодоровской иконе) – малая вечерня, молебное пение Божией Матери и всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе. 14 марта (Феодоровской иконы) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе; обычная в этот день братская трапеза отменена, а предназначенные на нее деньги пожертвованы Красному Кресту. 15 марта – литургия в Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря (по случаю празднования в этот день Александровским братством восшествия на престол царя Михаила Феодоровича) и общее собрание членов братства в архиерейских покоях Ипатьевского монастыря. 19 марта (мучеников Хрисанфа и Дарии) – литургия в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре по случаю храмового праздника. 20 марта (Лазарева суббота) – литургия в Ипатьевском монастыре (по случаю одного из храмовых праздников), вечером – всенощное бдение [в Ипатьевском монастыре?]. 21 марта (Вход Господень в Иерусалим) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе, в тот же день – председательство на собрании попечительного о бедных комитета в доме комитета (Кострома, угол Пятницкой и Мшанской улиц).

121. Иноепархиальные известия. – с. 220–225
Всероссийская выставка монастырских работ и церковной утвари в Петербурге, открывшаяся 22 февраля – критические отзывы о ней в «печати известного направления» и ответ на эту критику в «Русском листке» (цитаты). Описание работ, представленных на выставке. Пожертвования Седмиозерной пустыни Казанской епархии для Красного Креста. Из «Московских ведомостей» – сообщение князя Ширинского-Шихматова о хранящемся в музее Киевской духовной академии кресте, данном преподобным Сергием Радонежским князю Димитрию Донскому в благословение перед Куликовской битвой, с предложением отправить этот крест в действующую армию.

122. Ответы редакции. – с. 225–226
Причту Решемского женского монастыря – по вопросу о взносах на устройство епархиального женского училища. Мнение пастырского собрания города Костромы: может ли католик быть принят на должность церковного сторожа при православном храме?

123. Поправка. – с. 226 и с. без №
Исправление типографской ошибки в № 100.

124. Приложение
И. Баженов
Макариев Решемский монастырь. – с. 1–8

№ 9 – 1 мая

139. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Чествование святых мощей и почести, воздаваемые телесным останкам всякого христианина. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в город Бар. – с. 227–231

140. Н. Драчев
Толстой и Ренан. – с. 231–242
О Льве Толстом (в его трактовке Евангелия) как последователе Ренана и других рационалистов, «жалком подражателе панлогического пантеизма».

141. Епархиальная хроника. – с. 242–244
Служение епископа Виссариона. 24 марта (Великая среда, канун Благовещения) – литургия Преждеосвященных Даров и всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 25 марта (Великий четверг и Благовещение) –  в Богоявленском кафедральном соборе: литургия Василия Великого и чин омовения ног, вечером – последование страстей Господних. 26 марта (Великая пятница) – часы в Ипатьевском монастыре, днем – вечерня и вынос плащаницы в Богоявленском кафедральном соборе. 27 марта (Великая суббота) – утреня в Богоявленском кафедральном соборе, литургия Василия Великого в Ипатьевском монастыре. 28 марта (Пасха) – ночью утреня и литургия в Богоявленском кафедральном соборе, праздничные поздравления в соборном доме; днем – посещение (с поздравлениями) губернатора, епархиального женского училища и городской думы, торжественное вечернее богослужение в Богоявленском кафедральном соборе. 29 марта – литургия в соборной церкви Ипатьевского монастыря. 31 марта – литургия в соборной церкви Ипатьевского монастыря по случаю храмового праздника в честь священномученика Ипатия. 3 апреля (суббота Пасхальной седмицы) – литургия в Ипатьевском монастыре; днем – в Богоявленском кафедральном соборе (по поводу взрыва броненосца «Петропавловск»): панихида по командующему Тихоокеанским флотом вице-адмиралу С.О. Макарову и всем, погибшим с ним. 4 апреля (Фомино воскресенье) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе.

142. Иноепархиальные известия. – с. 244–250
Церковные школы в России – сведения из отчета 1903 года. Проявление сочувствия к церковным школам (Курская, Тверская епархии) и критические отзывы либеральной печати (из газеты «Волгарь» – цитаты). «Церковно-приходская школа» – пример земского деятеля, поддерживающего церковные школы (Н.Г. Федоров, Камышловский уезд). О необходимости устранения антагонизма между церковными и светскими школами (речь бывшего министра народного просвещения Зенгера к деятелям народных школ Волынской губернии, резолюция императора на отчете подольского губернатора). «Народное образование» – способ расположить к школе местное население, «школьная выставка» (аналогично современному «дню открытых дверей»).

143. Объявление. Костромская соборная часовня. – с. без №
О продаже в часовне тканей, облачений и церковной утвари.

144. Приложение
И. Баженов
Макариев Решемский монастырь. – с. 9–17
Окончание. Начало в № 124.

№ 10 – 15 мая

154. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Отношение к усопшим. Поучение преосвященнейшего Виссариона в Троицкую субботу. – с. 251–253

155. Протоиерей М. Щ–в
Отличительные признаки истинного пророчества. – с. 253–260
О пророчествах и предсказаниях будущего в языческой традиции и в богооткровенной религии. Автор статьи – надо полагать, ректор Костромской духовной семинарии протоиерей Михаил Щеглов.

156. [Б/а]
Май в старой духовной семинарии. – с. 260–268
Выдержки (в пересказе?) из сочинения Малицкого «История Владимирской семинарии» (1900–1903 годы издания) – о майских рекреациях в семинарии до реформы 1867 года (рекреации – период до 15 дней, когда воспитанники освобождались от занятий для отдыха и гуляний).

157. Священник Н. Пермезский
Нечто о помощи церквам в приходах с раскольническим населением. – с. 268–270
В продолжение полемики (см. № 119) – по вопросам материальной поддержки бедных приходов.

158. [Б/а]
Церковная земля как источник содержания для духовенства. – с. 270–276
Из «Орловских епархиальных ведомостей» – о желательности для духовенства самим заниматься обработкой церковной земли, а не сдавать ее в аренду.

159. Епархиальная хроника. – с. 276–279
Служение епископа Виссариона. 10 апреля – переезд из Ипатьевского монастыря в квартиру в соборном доме (из-за разлива рек и ледохода), всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе. 11 апреля (воскресенье) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе и проводы чудотворной Феодоровской иконы в города Галич и Буй (крестный ход до Космодамиановской церкви). 14 апреля – литургия в Ипатьевском монастыре. 18 апреля (неделя о расслабленном) – литургия в Ипатьевском монастыре. 21 апреля (Преполовение Пятидесятницы) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе (на малом входе иеромонах Паисий возведен во игумена Железноборовского монастыря), крестный ход на реку Волгу и освящение воды на перевозном пароходе; вечером – присутствие на собрании пастырей города Костромы в соборном доме. 23 апреля (день тезоименитства императрицы Александры Феодоровны) – литургия и торжественное молебствие в Богоявленском кафедральном соборе, после службы перед соборной оградой – парад местных войск. 25 апреля (неделя о самаряныне) – литургия в Ипатьевском монастыре, днем в архиерейских покоях монастыря – общее собрание Костромского отдела Императорского православного Палестинского общества (епископ Виссарион присутствовал, епископ Вениамин председательствовал). 2 мая (неделя о слепом) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе, днем – участие в общем собрании Костромского попечительного о доме трудолюбия общества (в здании губернского правления). 5 мая – литургия в Ипатьевском монастыре. 6 мая (Вознесение Господне, день рождения императора Николая II) – литургия (в сослужении настоятеля кафедрального Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Иоанна Антоновича Соболева, костромского уроженца) и торжественный царский молебен в Богоявленском кафедральном соборе, после службы на соборной площади – парад местных войск «с хорами музыки». 8 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в техническом училище. 9 мая (воскресенье, перенесение мощей святителя Николая) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе; днем в Ипатьевском монастыре – принимал поздравления в связи с сопричислением (6 мая) к ордену святого Александра Невского.

160. [О создании женами духовенства в селе Одоевском Ветлужского уезда (с участием местных крестьянок) женского кружка для приготовления белья, предназначенного для раненых воинов.] – с. 279

161. [29 февраля 1904 года в городе Кинешме состоялось собрание, образовавшее местный комитет Красного Креста – с участием духовенства.] – с. 279–280

162. [21 апреля 1904 года прихожане села Сидорово Макарьевского уезда чествовали своего приходского пастыря священника Иоанна Чередникова, отбывающего на служение в Черниговскую епархию.] – с. 280

163. Иноепархиальные известия. – с. 281–289
«Владивостокские епархиальные ведомости» – обращение местного епископа об обязанностях священников как законоучителей народных школ (текст). Постановление [Калужского] епархиального училищного совета об отказе священников города Боровска от преподавания закона Божия в церковной школе города и резолюция епископа по этому поводу (тексты). Способы и правила проверки пригодности для преподавания закона Божия лиц, не получивших богословского образования, выработанные Самарским епархиальным училищным советом (изложение). «Тамбовские епархиальные ведомости» – как осуществляется наблюдение за преподаванием закона в начальных школах Тамбовской епархии. Решение съезда духовенства Таврической епархии об учреждении должностей особых законоучителей там, где приходских священников для преподавания во всех школах закона Божия не хватает, и суждение об этой инициативе «Полоцких епархиальных ведомостей» (цитата). «Томские епархиальные ведомости» – обсуждение вопроса о преподавании закона Божия в средней школе на пастырском собрании духовенства города Томска (цитата), отклик на это «Киевских епархиальных ведомостей» (цитата). По вопросу открытия специальных курсов для повышения образования священников – предложение «Церковного вестника» и критический отзыв одного из священников Тульской епархии.

164. Ответы редакции. – с. 290
Духовенству – по вопросам подписки на журнал.

№ 11 – 1 июня

173. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Христианство в противоположность язычеству. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 4-ю по Пятидесятнице. – с. 291–294

174. Протоиерей М. Щ–в
Отличительные признаки истинного пророчества. – с. 294–302
Продолжение. Начало в № 155.

175. [Б/а]
Суждения в духовной печати о проповедничестве. Внутренние качества проповедника. – с. 302–308
Окончание. Начало в КЕВ–1903, №№ 99, 117.

176. Сибирские церкви и школы. – с. 309–312
Краткое изложение содержания брошюры статс-секретаря Куломзина (с тем же названием), изданной к десятилетию (23 апреля 1904 года) учреждения фонда имени императора Александра III; фонд занимается сооружением церквей и школ в переселенческих поселках Сибири.

177. Епархиальная хроника. – с. 312–314
Служение епископа Виссариона. 10 мая – присутствие на выпускном экзамене по закону Божию в женской гимназии. 12 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в епархиальном женском училище. 13 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в мужской гимназии. 14 мая (день коронования Их императорских величеств) – литургия и торжественный царский молебен в [Богоявленском] кафедральном соборе, затем – поздравления от соборного и городского духовенства [с награждением орденом святого Александра Невского]. 15 мая – прибытие чудотворной Феодоровской иконы из Галича в Кострому, встреча за оградой кафедрального собора и перенесение в Ипатьевский монастырь (епископ Виссарион встречал икону за воротами обители), всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 16 мая (день Святой Троицы) – литургия и вечерня в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. 17 мая (день Святого Духа) – литургия в Ипатьевском монастыре. 18 мая – литургия в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, затем чудотворная Феодоровская икона крестным ходом перенесена в Богоявленский кафедральный собор; в тот же день – напутственный молебен в [Богоявленском] кафедральном соборе для санитарного отряда, отправляемого костромским губернским земством на Дальний Восток. 20 мая – присутствие на экзамене в Костромской духовной семинарии. 21 мая (святых Константина и Елены) – литургия в Цареконстантиновской церкви города Костромы по случаю храмового праздника.

178. Иноепархиальные известия. А.С. Хомяков и его заслуга для Церкви. – с. 314–319
1 мая 1904 года – 100 лет со дня рождения А.С. Хомякова: фрагменты статей о нем (изложения) из «Орловских епархиальных ведомостей» и «Московских ведомостей».

179. От общества распространения Священного Писания в России. – с. 320
О приеме пожертвований для распространения Священного Писания среди больных и раненых воинов.

№ 12 – 15 июня

190. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О любви к Господу Иисусу. Поучение преосвященнейшего Виссариона на день празднования апостолам Петру и Павлу. – с. 321–325

191. Протоиерей М. Щ–в
Отличительные признаки истинного пророчества. – с. 325–330
Окончание. Начало в №№ 155, 174.

192. С. Романовский
Собеседования с глаголемыми старообрядцами в Костромской духовной семинарии. – с. 330–332
Краткое описание собеседований, происходивших в храме семинарии 16 и 23 ноября 1903 года, 22 февраля, 7 марта и 18 апреля 1904 года.

193. Епархиальная хроника. – с. 333–335
Служение епископа Виссариона. 22 мая – отбытие из Костромы на пароходе (для освящения церкви в селе Бонячки Кинешемского уезда), в Кинешме – посещение собора и духовного училища, всенощное бдение в церкви села Бонячки. 23 мая – освящение Воскресенской церкви в селе Бонячки и литургия в ней, трапеза у храмоздателя фабриканта Коновалова. 24 мая – утром прибытие в село Хреново, посещение местного приходского храма и Хреновской учительской школы, вечером – возвращение в Кострому. 25 мая (день рождения императрицы Александры Феодоровны) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе (на малом входе – возведение в сан протоиерея благочинного Кологривского 1-го округа священника Александра Лебедева) и царский молебен, затем – присутствие на годичном акте общества попечения о слепых детях.
26 мая – встреча в Костроме Смоленской иконы Божией Матери из Песошенско-Игрицкого монастыря; принесена в кафедральный собор, затем перенесена в Богоотцовскую церковь.
Служение епископа Виссариона. 30 мая (воскресенье) – литургия в Богоявленском кафедральном соборе и первый крестный ход из трех воскресных. 6 июня (воскресенье) – литургия в [Богоявленском кафедральном] соборе (на малом входе – возведение в сан протоиерея священника Преображенской церкви города Солигалича Феодосия Успенского) и второй крестный ход; в тот же день, по случаю тезоименитства епископа Виссариона, во всех церквах епархии совершалось молебствие преподобному Виссариону. 7 июня – литургия в Ипатьевском монастыре.

194. Иноепархиальные известия. – с. 335–344
Попытки сеять смуту в народе по поводу войны: «Орловские епархиальные ведомости» (цитата), «Архангельские епархиальные ведомости» (цитата). Из Пензы – об интересе народа к ходу военных действий (цитата). «Сибирский вестник» – рассказ о добровольце, отправившемся на войну (текст). Подвиг священника 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефана Васильевича Щербаковского в сражении на реке Ялу, отзыв о военном духовенстве военного министра Сахарова. Исторические примеры военных подвигов русского духовенства: протоиерей Трофим Егорович Куцинский (1790 год, взятие Измаила), иеромонах Иоанникий (Савинов) и другие, с 1790 года – около 200 наград. О деятельности общества Красного Креста – первые сестры милосердия на Крымской войне, история учреждения общества Красного Креста (подписание в 1864 году Женевской конвенции); Россия присоединилась к Красному Кресту в 1867 году; сведения об устройстве общества и его финансах (из «Влад[имирских?] епархиальных ведомостей»).

№ 13 – 1 июля

207. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Осторожность в исповедании милостей Божиих. Поучение преосвященнейшего Виссариона в седьмую неделю по Пятидесятнице. – с. 345–348

208. Вл. Я–в
Попечение приходского священника об охранении религиозной настроенности прихожан при усилившейся в последнее время в народе потребности чтения книг. – с. 348–357
Какие книги читает простой народ и как духовенству следует заботиться об умственном развитии и самообразовании прихожан.

209. Предупреждение. – с. 357–359
Перепечатка из «Уфимских епархиальных ведомостей»: почему после начала войны с Японией утром на востоке не стало видно яркой звезды под названием «утренняя заря» (то есть планеты Венеры) – причины чисто астрономические, не дающие повода видеть в этом зловещее предзнаменование.

210. Епархиальная хроника. – с. 359–360
Служение епископа Виссариона. 13 июня (воскресенье) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе (на малом входе – возведение в сан протоиерея священника Павла Белоруссова) и третий крестный ход. 14 июня – отбытие из Костромы для обозрения церквей епархии; священнослужения совершались в селах: Залужье, Корба, Семеновское-Лапотное, в городе Судиславле. 17 июня – освящение нового храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери и святителя Николая в Боголюбском женском монастыре, литургия в нем, вечером – всенощное бдение в том же храме. 18 июня – литургия в Боголюбском монастыре. 20 июня вечером – возвращение в Кострому.

211. Иноепархиальные известия. Постановление Полоцкого епархиального съезда. – с. 360–361
О скудности бюджета епархиальных журналов и о постановлении Полоцкого епархиального съезда по поводу выделения средств для нужд «Полоцких епархиальных ведомостей» из прибылей свечного завода (изложение).

212. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 362
Реклама завода.

№ 14 – 15 июля

232. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Смысл названия Церкви Христовой и души христианской Божиим строением. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю девятую по Пятидесятнице. – с. 363–366

233. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей настоятеля Николаевской церкви села Шанги протоиерея Иоанна Белорукова. – с. 366–368
Описание празднования 18 мая 1904 года в Николаевской церкви села Шанги Ветлужского уезда пятидесятилетия служения в священном сане протоиерея Иоанна Белорукова.
Протоиерей Иоанн Белоруков, 72-х лет, сын диакона, окончил Костромскую духовную семинарию, священник Богородицкой церкви села Зубовского Ветлужского уезда (с марта 1854 года на протяжении 12 лет), затем перемещен (в 1866 году?) в село Шангу, на протяжении 37 лет состоит в должности благочинного Ветлужского 2-го округа, протоиерей (с 1896 года).

234. Епархиальная хроника. – с. 368–369
23 июня (Владимирской иконы) – после литургии в кафедральном соборе [здесь и далее – непонятно, в Богоявленском или в Успенском?] в ограде собора совершено молебствие пред чтимой Владимирской иконой-фреской Божией Матери, изображенной на верхней стене Успенского собора.
Служение епископа Виссариона. 27 июня (воскресенье) – литургия и благодарственный молебен (в память Полтавской победы) в кафедральном соборе. 29 июня (апостолов Петра и Павла) – литургия в кафедральном соборе. 30 июня – заупокойная литургия и отпевание Александры Смирницкой (сестры епископа Вениамина) в [Иоанно-Богословской] церкви Ипатьевской слободы. 4 июля (воскресенье) – литургия и царский молебен в кафедральном соборе.
5 июля (преподобного Сергия, день тезоименитства великого князя Сергия Александровича) – в кафедральном соборе соборным служением совершены поздняя литургия и молебен преподобному Сергию; епископом Виссарионом от имени Феодоровско-Сергиевского братства отправлена великому князю поздравительная телеграмма (приводится текст), получен ответ.
Служение епископа Виссариона. 7 июля – благодарственный молебен в доме уездного полицейского управления по случаю чествования костромского уездного исправника Иосифа Адольфовича Перротте (50 лет служебной деятельности). 10 июля (положение ризы Господа Иисуса Христа; часть ризы хранится в Ипатьевском монастыре) – литургия в Ипатьевском монастыре и крестный ход вокруг обители.

235. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 370
Реклама завода. 

№ 15 – 1 августа

248. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Сокровище на небеси. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю двенадцатую по Пятидесятнице. – с. 371–373

249. [Б/а]
Царство света Христова. (Из размышлений о Преображении Господнем). – с. 374–377
Перепечатка из журнала «Радость христианина».

250. [Б/а]
По поводу разъяснения узаконений касательно производства работ в праздничные дни. – с. 377–381
Перепечатка из «Орловских епархиальных ведомостей». Разъяснение смысла мнения Государственного Совета, утвержденного императором 10 мая 1904 года, о дозволении (по личному усмотрению) добровольно заниматься работой в воскресные, праздничные и торжественные дни, с указанием на долг пастыря разъяснять народу истинное значение праздников (не разгул, а богоугодные дела).

251. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей настоятеля Николаевской церкви села Шанги протоиерея Иоанна Белорукова. – с. 381–388
Окончание. Начало в № 233.
Тексты: речь в день юбилея 18 мая 1904 года [судя по контексту № 233 – произнесена священником Николаем Андреевским], адрес духовенства Ветлужского 2-го округа, письменные приветствия от причта Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженского и от священника Николаевской церкви села Одоевского Н. Лебедева; список иных полученных приветствий.

252. Епархиальная хроника. – с. 388–389
Служение епископа Виссариона. 11 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном соборе [здесь и далее не указано, в каком, но надо полагать – в Успенском]. 12 июля (преподобного Михаила Малеина) – литургия в Ипатьевском монастыре по случаю храмового праздника. 16 июля – днем панихида [в кафедральном соборе?] по убитому в Петербурге министру внутренних дел В.К. фон Плеве. 18 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном соборе. 20 июля – днем в доме Феодоровской общины Красного Креста (Кострома) отслужен молебен перед чудотворной Феодоровской иконой в напутствие санитарному отряду Красного Креста, отправляющемуся на место военных действий на Дальний Восток. 22 июля (день тезоименитства императрицы Марии Феодоровны) – литургия и молебен святой равноапостольной Марии Магдалине в кафедральном соборе.

253. Иноепархиальные известия. – с. 389–397
Новый миссионер австрийского священства – начетчик Иосиф Перетрухин. Публичная деятельность старообрядческого епископа (Нижегородского и Костромского) [Иннокентия] Усова. «Православный путеводитель» – о собраниях руководителей старообрядцев в Санкт-Петербурге во время Великого поста, о сомнительном обычае принесения поповцами-окружниками пасхальных поздравлений высочайшим особам в Зимнем дворце. «Православный путеводитель» – о новой книге у беспоповцев: руководство для миссионерских собеседований под названием «Беседа двух юношей и священника». Неудачное путешествие уральских казаков (беспоповцев?) в поисках Беловодья (проехали от Константинополя до Японии), столь же неудачная попытка уральских беспоповцев наладить отношения со Львом Толстым. Постоянные изменения и брожения у сектантов (молокан, штундистов, субботников). Деятельность в Санкт-Петербурге «братца Иванушки» – Ивана Алексеевича Чурикова, проводимые им беседы и популярность в разных кругах общества. Оценка такого явления («беседничество», устройство собраний и бесед на духовные темы) в Самарской епархии – сомнение в чистоте веры. «Олонецкие епархиальные ведомости» – резолюции местного епископа по вопросам миссии (изложение). Пастырское собрание Ровенского уезда Полтавской губернии – о мерах по оздоровлению приходской атмосферы (в том числе богослужебных) для миссионерских целей. Новый прием миссии – епископы (Исидор, викарий Нижегородский, Серафим Полоцкий, Антоний Волынский) посещают старообрядческие собрания и молельни, беседуют со старообрядцами. «Православный путеводитель» – о пользе примеров служения по старым книгам для установления добрых отношений со старообрядцами.

254. Ответы редакции. – с. 397
Кто из членов причта должен писать духовные росписи. О получении от церкви денег за подписку.

255. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 398
Реклама завода. 

256. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 111–118
Продолжение. Начало в КЕВ–1901, 1902, 1903.

№ 16 – 15 августа

266. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О мытарствах. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Успения Пресвятой Богородицы. – с. 399–404

267. Леонид Грандилевский
Противоцерковное раскольническое движение в городе Костроме в 1652 году. – с. 404–408
Описание событий мая 1652 года в Костроме – бунта горожан против надзирающих за благочестием в городе протопопа Успенского собора Даниила и игумена Богоявленского монастыря Герасима, с предположением о причастности к этому расколоучителя Капитона и его последователей.

268. Ив. Студитский
К XXV-летию состоящего под высочайшим Его императорского величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме (1879 – 16 сентября – 1904 годы). – с. 408–415
Краткий очерк истории братства и его учреждений (школы, учебно-ремесленные мастерские, амбулаторные лечебницы, учебная сельскохозяйственная ферма).

269. Епархиальная хроника. – с. 416–417
25 июля (воскресенье) – епископ Виссарион совершил литургию в Успенском кафедральном соборе.
27 июля – утром перед литургией в Успенский кафедральный собор принесена из Богоотцовской церкви Смоленская икона Божией Матери; после литургии, совершенной соборным служением, икона крестным ходом перенесена в Песошенский монастырь.
Служение епископа Виссариона. 28 июля (Смоленской иконы) – литургия в Песошенском монастыре, малое освящение воды над монастырским кладезем и крестный ход вокруг монастыря. 31 июля днем – благодарственное молебствие в Успенском кафедральном соборе по случаю рождения наследника цесаревича великого князя Алексея Николаевича. 1 августа (воскресенье) – литургия в [Успенском] кафедральном соборе, крестный ход на реку Волгу и освящение воды. 2 августа – литургия в Ипатьевском монастыре. 6 августа (Преображение Господне) – литургия и освящение плодов в Успенском кафедральном соборе, там же вечером – вечерня и молебен с акафистом Успению Божией Матери. 7 августа – литургия в Ипатьевском монастыре. 8 августа (воскресенье) – литургия в Успенском кафедральном соборе; после литургии ключарь собора протоиерей Павел Богословский прочитал манифест о рождении наследника цесаревича и был совершен благодарственный молебен.

270. Иноепархиальные известия. – с. 417–423
«Киевские епархиальные ведомости» – предложения различных священников о мерах по расширению операций (и получению прибыли) епархиальным свечным заводом; в частности, введение новых связанных с богослужениями обычаев для большего потребления прихожанами свечей, понижение продажной цены на свечи (цитаты). «Воронежские епархиальные ведомости» – о недоверии церковных старост, а иногда и духовенства, к епархиальным свечным заводам и о мерах для устранения такого недоверия (цитата).

271. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 424
Реклама завода. 

№ 17 – 1 сентября

280. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Свет Христов. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Воздвижения. – с. 425–429

281. Протоиерей Феоктист Иорданский
Поучение по прочтении высочайшего манифеста о рождении государя наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. – с. 429–432

282. [Б/а]
Преосвященный Сергий, архиепископ Ярославский и Ростовский. (Некролог). – с. 432–435
5 августа 1904 года скончался архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ланин), в 1885–1889 годах в сане архимандрита бывший ректором Костромской духовной семинарии. Кратко излагается его биография.

283. Ив. Студитский
Погребение преосвященного Сергия, архиепископа Ярославского и Ростовского. – с. 435–436
Описание литургии и отпевания 9 августа 1904 года в Успенском кафедральном соборе города Ярославля (возглавили: архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий, епископ Угличский Сергий, епископ Волоколамский (ректор Московской духовной академии) Евдоким) и погребения здесь же в склепе.

284. Врач К. Толвинский
К XXV-летию состоящего под высочайшим Его императорского величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме. Очерк деятельности амбулаторной братской лечебницы в Богословской слободе, близ Ипатьевского монастыря, за 18-летний период ее существования. – с. 437–440
Продолжение публикации материалов к юбилею (см. № 268).

285. Епархиальная хроника. – с. 441–442
Служение епископа Виссариона. 9 августа – литургия в Ипатьевском монастыре. 11 и 13 августа – литургии в селе Солониково. 14 августа (канун Успения) – литургия в Ипатьевском монастыре, днем – малая вечерня, молебное пение в честь Успения Божией Матери и затем всенощная, в [Успенском] кафедральном соборе. 15 августа (Успение Божией Матери) – литургия в [Успенском] кафедральном соборе, затем здесь же молебен по случаю открытия общества хоругвеносцев; обычная братская трапеза по желанию соборян отменена, а средства пожертвованы на нужды раненых и больных воинов на Дальнем Востоке; днем – освящение здания дворянского пансиона, устроенного на дарованные императором средства для помещения и воспитания дворянских детей. 16 августа (Феодоровской иконы) – крестный ход с иконой из Успенского кафедрального собора на Запрудню (у Спасской церкви встречен епископом Виссарионом), литургия в Спасо-Запрудненской церкви, трапеза в церковном доме. 18 августа – литургия в селе Солониково. 19 августа – днем в Успенском кафедральном соборе – благодарственный молебен по случаю крещения наследника цесаревича Алексея Николаевича. 22 августа (воскресенье) – литургия в Успенском кафедральном соборе.

286. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 119–134
Продолжение. Начало в КЕВ–1901, 1902, 1903, № 256. 

№ 18 – 15 сентября

297. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Предвкушение небесного блаженства. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 19-ю по Пятидесятнице. – с. 445–448

298. Преподаватель семинарии протоиерей Николай Вертоградский
Речь, произнесенная в семинарской церкви пред молебном при начале учения в Костромской духовной семинарии в 1904/5 учебном году. – с. 448–452

299. П.В.
Семь раз померяй, да однажды отрежь. (Хозяйственная заметка). – с. 452–455
Об истории строительства нового здания для епархиального женского училища с предложением – начать строить не деревянный, а каменный или хотя бы полукаменный корпус.

300. С.Н.Д.
Несколько слов о съездах духовенства. – с. 455–457
Об улучшении организации окружных и епархиальных съездов духовенства – по материалам «Киевских епархиальных ведомостей».

301. Епархиальная хроника. – с. 457–458
Служение епископа Виссариона. 23 августа – выступление на открытии епархиального съезда духовенства (в Костромской духовной семинарии). 26 августа – участие в закрытии съезда, беседы с депутатами. 29 августа (Усекновение главы святого Иоанна Предтечи) – панихида по императорам Александру I, Александру II и Александру III, православным воинам и всем «за веру, царя и отечество на брани живот свой положившим», и литургия в [Успенском] кафедральном соборе. 5 сентября (воскресенье) – литургия в [Успенском] кафедральном соборе, затем – молебствие (по распоряжению Святейшего Синода) о даровании победы русскому воинству на Дальнем Востоке. 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы) – литургия в Богородице-Рождественском соборе Ипатьевского монастыря по случаю храмового праздника.

302. Иноепархиальные известия. – с. 459–465
Разъяснение епископа Иннокентия (находящегося в Маньчжурии) по поводу своего окружного послания о ненормальных явлениях местной общественной жизни (разгул, распущенная жизнь, распространение в армии венерических болезней) – приводится текст. «Омские епархиальные ведомости» – о благотворном влиянии военного времени на общественную жизнь (цитата). О благотворительном спектакле в пользу Красного Креста в Нерехте (редакция отзывается критически). «Свет» – пример подлинно русской благотворительности: милостыня для сына солдата, ушедшего на войну с Японией. Высочайший указ Синоду – рассмотреть вопрос о церковном призрении детей офицерских и нижних чинов, умерших от ран и болезней на войне (изложение).

№ 19 – 1 октября

306. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Фарисейство. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 20-ю по Пятидесятнице. – с. 467–471

307. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О благотворительности. Поучение преосвященнейшего Виссариона, сказанное в Богословской при Ипатьевском монастыре церкви по случаю торжества 25-летия деятельности костромского православного Александровского братства. – с. 471–475
Произнесено 16 сентября 1904 года (см. № 309).

308. Н. Вознесенский
Задачи воспитания в народных школах. – с. 475–384 [484]

Здесь и далее до конца номера нумерация страниц уменьшается на 100 (типографская ошибка?)

309. Ив. Студитский
Торжество XXV-летия деятельности состоящего под высочайшим Его императорского величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме. – с. 384–386 [484–486]
Описание празднования 16 сентября 1904 года: литургия и молебен пред (принесенной) чудотворной Феодоровской иконой, совершенные епископом Виссарионом в Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря, праздничный акт в здании училищ братства. Приводится текст телеграммы членов братства (по случаю празднования) главноуправляющему собственной Его императорского величества канцелярией А.С. Танееву.

310. Епархиальная хроника. – с. 386–388 [486–488]
Служение епископа Виссариона. 12 сентября (неделя пред Воздвижением) – литургия и молебен «о даровании победы над японцами» в [Успенском] кафедральном соборе. 13 сентября – литургия и благодарственный молебен в Борисоглебской церкви города Костромы по случаю чествования настоятеля протоиерея Алексея Андроникова (прослужил при этой церкви 50 лет), затем праздничная трапеза. 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) – литургия и молебствие о даровании победы в [Успенском] кафедральном соборе. 16 сентября (празднование 25-летия Александровского братства) – литургия в Богословской церкви при Ипатьевском монастыре, см. № 309. 19 сентября (воскресенье) – литургия и молебен о даровании победы в [Успенском] кафедральном соборе.

311. Иноепархиальные известия. Дело пастыря при мобилизации. – с. 388–391 [488–491]
Пастырская забота о мобилизованных на войну и об их семьях – «Церковный вестник», «Новгородские епархиальные ведомости» (цитаты).

312. Ответы редакции. – с. 391 [491]
О порядке проведения экзамена в приготовительный или первый класс духовного училища.

313. [О получении денег от церквей за подписку.] – с. 391 [491]

№ 20 – 15 октября

323. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Неверие иудеев во Христа как свидетельство их непослушания Моисею и пророкам. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 22-ю по Пятидесятнице. – с. 493–498

324. С.И.Г.
Прощальная речь сельского священника по увольнении «за штат». – с. 498–500

325. [Протоиерей Иоанн Поспелов]
Письма пастыря Православной Церкви к уклонившемуся от нее образованному мужу. – с. 501–509
Письма 1–3.

326. Н. Вознесенский
Задачи воспитания в народных школах. – с. 509–515
Продолжение. Начало в № 308.

327. Костромской уездный наблюдатель священник Павел Орнатский
Диффамация церковных школ. – с. 515–516
По поводу негативного отзыва помещика Н.Г. Ратькова о церковных школах, опубликованного в газете «Костромской листок» от 27 сентября 1904 года № 109.

328. Епархиальная хроника. – с. 516–518
Служение епископа Виссариона. 25 сентября (преподобного Сергия Радонежского) – литургия в Ипатьевском монастыре, в тот же день – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках, встреча с воспитанниками в семинарской церкви и дисциплинарные наставления им. 26 сентября (воскресенье) – литургия и молебен о даровании победы в кафедральном соборе [здесь и далее не указано, в Успенском или Богоявленском; между тем именно в это время, около Покрова, обычно совершался переход на служение из Успенского в Богоявленский собор]. 1 октября (Покров Пресвятой Богородицы) – литургия и молебное пение в церкви епархиального женского училища по случаю храмового праздника, акт в здании общежития училища (краткое описание) и праздничная трапеза. 3 октября (воскресенье) – литургия и молебен о победе в Ипатьевском монастыре. 5 октября (день тезоименитства наследника цесаревича) – литургия и молебен святителю Алексию в кафедральном соборе. 8 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 10 октября (воскресенье) – литургия и молебен о победе в кафедральном соборе.

№ 21 – 1 ноября

338. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Лицемерие. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день рождения государыни императрицы Марии Феодоровны, 14 ноября. – с. 519–523

339. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Гнев Божий на Русскую землю. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября. – с. 524–528

340. Священник Александр Горицкий
Сельский пастырь – учитель и воспитатель прихожан. (Из наблюдений сельского благочинного и из отчетов сельских причтов). – с. 529–535

341. Н. Вознесенский
Задачи воспитания в народных школах. – с. 536–542
Окончание. Начало в №№ 308, 326.

342. Епархиальная хроника. – с. 543–544
Служение епископа Виссариона. 16 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 17 октября (воскресенье, воспоминание избавления царской семьи от опасности при крушении поезда в 1888 году) – литургия и благодарственное молебствие в кафедральном [здесь и далее так] соборе, днем – председательство на общем собрании членов Феодоровско-Сергиевского братства в архиерейских покоях в соборном доме. 20 октября (годовщина кончины императора Александра III) – заупокойная литургия и панихида в кафедральном соборе. 21 октября (день восшествия на престол императора Николая II) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном соборе. 22 октября – литургия  в Ипатьевском монастыре. 24 октября (воскресенье) – литургия и молебствие о даровании победы в кафедральном соборе.

343. [Священник И. Альтовский]
[Речь при открытии в городе Кинешме реального училища 27 сентября 1904 года.] – с. 544–546
Текст речи, произнесенной законоучителем новооткрытого училища.

344. [Описание празднования Белбажско-Покровской церковно-приходской школой 17 октября 1904 года шестнадцатой годовщины своего открытия.] – с. 546–547

345. Иноепархиальные известия. – с. 547–552
По поводу похищения в Казани чудотворной Казанской иконы 29 июня 1904 года – статьи из «Донских епархиальных ведомостей» (текст), «Почаевского листка» (цитата). «Новости» – о разыскиваемой в Петербурге мещанке Марии Строгоновой, входившей в доверие к зажиточным торговцам и под видом Богородицы (с сообщником – «Николаем чудотворцем») выманивавшей и кравшей крупные суммы денег.

346. Приложение
Объявление от фабрики Лихтенштейна.

№ 22 – 15 ноября

351. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О христианском благоразумии в употреблении времени. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 26-ю по Пятидесятнице. – с. 553–555

352. Протоиерей Феоктист Иорданский
Поучение в день восшествия на престол государя императора Николая Александровича. – с. 555–558

353. Священник Александр Горицкий
Сельский пастырь – учитель и воспитатель прихожан. (Из наблюдений сельского благочинного и из отчетов сельских причтов). – с. 558–568
Продолжение. Начало в № 340.

354. Священник Евфимий Зубарев
Мои беседы с старообрядческим начетчиком австрийского толка Д.С. Варакиным. – с. 569–578
Описание беседы 11 апреля 1904 года в храме села Апраксино близ Костромы.

355. Об апостольских и евангельских чтениях в 1904/5 пасхальном году. – с. 579–580
Литургическая заметка из «Волынских епархиальных ведомостей».

356. Епархиальная хроника. – с. 581
Служение епископа Виссариона. 30 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 31 октября (воскресенье) – литургия и молебствие о победе в кафедральном [здесь и далее так] соборе. 3 ноября – литургия в Ипатьевском монастыре. 7 ноября [в тексте опечатка – «октября»] – литургия и молебствие о победе в кафедральном соборе.

357. [Описание истории Горкинской одноклассной церковно-приходской школы и освящения ее нового здания 10 октября 1904 года.] – с. 581–583

358. Иноепархиальные известия. – с. 583–590
Об опасностях для отечества в связи с переживаемым им трудным временем. «Тамбовские епархиальные ведомости» – выдержки из слов к владимирской и тамбовской пастве, озаглавленные «Под аккорды скорбных событий» (цитаты), мечты о Поместном Соборе Русской Церкви (образная картина – текст). Об обмирщении духовенства, вызывающем радость у врагов Церкви. «Новгородские епархиальные ведомости» – статья некоего священника под названием «На приходе» (приводится текст): о специфике приходских обычаев и о духовных уроках, получаемых молодым священником при начале служения.

359. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 1–8

№ 23 – 1 декабря

367. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Мздовоздаяние верующим и взыскующим Господа. Поучение преосвященнейшего Виссариона 6 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца и тезоименитства государя императора Николая Александровича. – с. 591–596

368. [Протоиерей Иоанн Поспелов]
Письма пастыря Православной Церкви к уклонившемуся от нее образованному мужу. – с. 597–603
Продолжение. Начало в № 325. Письма 4–6.

369. Священник Александр Горицкий
Сельский пастырь – учитель и воспитатель прихожан. (Из наблюдений сельского благочинного и из отчетов сельских причтов). – с. 603–614
Продолжение. Начало в №№ 340, 353.

370. Священник Евфимий Зубарев
Мои беседы с старообрядческим начетчиком австрийского толка Д.С. Варакиным. – с. 614–622
Продолжение. Начало в № 354.
Описание беседы 12 апреля 1904 года в храме села Апраксино близ Костромы.

371. А. Р–ий
К вопросу о порядке апостольских и евангельских чтений в 1904/5 пасхальном году. – с. 623–625
В продолжение темы № 355 – об ином порядке чтений, «имеющем для себя не меньшие, если не большие, основания в церковном уставе». Автор заметки – видимо, преподаватель семинарии А.И. Рейпольский.

372. Прихожанин, учитель Введенского начального народного училища Алексей Троицкий
Освящение нового здания Велико-пустынской церковно-приходской школы Чухломского уезда. – с. 625–626
Описание строительства нового здания для школы и его освящения 11 ноября 1904 года.

373. Епархиальная хроника. – с. 627–628
Служение епископа Виссариона. 8 ноября – литургия в Ипатьевском монастыре. 14 ноября (воскресенье, день рождения императрицы Марии Феодоровны) – литургия и торжественный царский молебен в  кафедральном [здесь и далее так] соборе, днем – присутствие и выступление на акте в механико – техническом училище имени Ф.В. Чижова.
19 ноября – днем на Сусанинской площади Костромы после молебна состоялось поднесение иконы (от города) уходящему из Костромы Солигаличскому полку (сформированному из резервного батальона).
Служение епископа Виссариона. 21 ноября (воскресенье и Введение во храм Пресвятой Богородицы) – литургия и молебствие о победе в кафедральном соборе. 23 ноября (благоверного великого князя Александра Невского) – литургия и молебное пение в церкви при Костромской женской гимназии по случаю храмового праздника, завтрак у начальницы гимназии. 25 ноября – литургия в Ипатьевском монастыре.

374. Иноепархиальные известия. К вопросу о церковно-приходских попечительствах при сельских церквах – с. 628–635
О деятельности попечительств и о недостатках такой деятельности, о необходимости энергичного участия в этой работе духовенства (цитаты и изложение) – из «Пензенских епархиальных ведомостей». 

375. [Список книг и брошюр епископа Виссариона, продающихся в Москве при редакции журнала «Душеполезное чтение».] – 2 с. без №

№ 24 – 15 декабря

383. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Безмерное снисхождение к нам Сына Божия. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день Рождества Христова. – с. 637–641

384. Священник Александр Горицкий
Сельский пастырь – учитель и воспитатель прихожан. (Из наблюдений сельского благочинного и из отчетов сельских причтов). – с. 642–655

385. [Б/а]
Отживший обычай. – с. 655–661
Перепечатка статьи (автор – некий священник Г.) из «Церковного вестника» № 4 за 1904 год: о неприглядности обычая славления городским духовенством по домам прихожан на Рождество и Пасху. Редакция указывает, что эта статья обсуждалась на собрании духовенства Костромы в дни Великого поста 1904 года, но вопрос был оставлен открытым.

386. Священник М. Воскресенский
Пятидесятилетний юбилей священнослужения протоиерея Алексея Андроникова. – с. 661–667
Описание празднования 12–13 сентября 1904 года в Борисоглебской церкви города Костромы юбилея настоятеля этой церкви протоиерея Алексея Васильевича Андроникова – 50-летия служения в священном сане (13 сентября литургию и благодарственный молебен возглавил епископ Виссарион). Приводятся тексты резолюций епископа Виссариона на прошениях о праздновании юбилея.
Протоиерей Алексий Андроников – сын настоятеля чухломского собора протоиерея Василия Андроникова, принадлежит к старинному священническому роду (дядя юбиляра К.И. Арсеньев – профессор Петербургского университета, основатель официальной статистики в России и наставник императора Александра II; двоюродный брат юбиляра К.К. Арсеньев – известный критик и публицист). Родился 1 октября 1831 года в городе Чухломе, окончил Галичское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1852) в числе лучших учеников, два года трудился учителем в семьях помещиков Чухломского уезда, 13 сентября 1854 года епископом Костромским и Галичским Филофеем рукоположен во священника и одновременно (в тот же день) назначен настоятелем Борисоглебской церкви города Костромы.

387. Епархиальная хроника. – с. 668–669
28 ноября (воскресенье) –  епископ Виссарион совершил литургию и молебен о победе в кафедральном [здесь и далее так] соборе. 29 ноября – на Сусанинской площади Костромы состоялось вручение депутацией от города Кинешмы образа святителя Николая вновь сформированному Кинешемскому полку, выступающему в западные губернии.
Служение епископа Виссариона. 30 ноября, 1 декабря – литургии в Ипатьевском монастыре. 2 декабря – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках. 4 декабря – литургия в Ипатьевском монастыре. 5 декабря (воскресенье) – литургия и молебствие о победе в Ипатьевском монастыре. 6 декабря (святителя Николая, день тезоименитства императора Николая II) – литургия и молебное пение святителю Николаю в кафедральном соборе.

388. [Описание отпевания 2 декабря 1904 года в Цареконстантиновской церкви города Костромы Павла Гавриловича Беляева, 15 лет прослужившего старостой этой церкви.] – с. 669–670

389. Иноепархиальные известия. – с. 670–676
«Могилевские епархиальные ведомости» – обсуждение вопросов страхования церковных зданий (изложение) в связи с принятием положения о взаимном страховании строений духовного ведомства. Описание трагикомического суда, проходившего в городе Сычевке Смоленской губернии: судили церковный причт во главе со священником Митрофаном Медведковым по делу о подлоге завещания (ими было оформлено завещание умиравшего крестьянина, а после смерти крестьянина – по юридической неграмотности – завещание переписали набело, сохранив его содержание, поскольку в спешке оно оформлялось на клочке бумаги); суд признал факт наличия преступления недоказанным и оправдал обвиняемых. «Русский паломник» – о народных и старинных царских обычаях в день святителя Спиридона 12 декабря, «Спиридона-поворота» – день начинает удлиняться, «солнце поворачивает на лето».

390. [Список книг и брошюр епископа Виссариона, продающихся в Москве при редакции журнала «Душеполезное чтение».] – 2 с. без №

391. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама двух изданий.

392. Приложение
Оглавление неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» 1904 года. – с.  I–IV