Костромские епархиальные ведомости – 1905
Отдел II. Часть неофициальная
№ 1 – 1 января
(С. 1 и 2 – заняты титулом неофициальной части)
6. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Моление о мире и благочестии. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день новолетия. – с. 3–6
7. П[ротоиерей] И[оанн] П[оспелов]
Письма пастыря Православной Церкви к уклоняющемуся от нее образованному мужу. – с. 7–18
Окончание. Начало в КЕВ–1904.
8. Священник Евфимий Зубарев
Мои беседы с старообрядческим начетчиком австрийского толка Д.С. Варакиным. – с. 18–27
Окончание. Начало в КЕВ–1904.
Описание дискуссии, состоявшейся 13 апреля 1904 года.
9. Пятидесятилетний юбилей священнослужения протоиерея А. Андроникова. – с. 27–41
Продолжение. Начало в КЕВ–1904.
Приложение. А) Речи [произнесенные на юбилейном праздновании]: епископа Костромского и Галичского Виссариона, благочинного 1-го Кинешемского округа священника И.Г. Николаевского, преподавателя Костромской гимназии В.А. Андроникова (сын юбиляра), А.И. Спасовходского (шурина юбиляра), городского судьи города Семенова Нижегородской губернии Н.Ф. Розова (зятя юбиляра). Б) Адресы: от прихожан Борисоглебской церкви, от костромского духовенства и попечителей, от правления Костромского духовного училища, от причта Борисоглебской церкви, от Костромского епархиального попечительства о бедных духовного звания, от духовенства Нерехтского 8-го благочиннического округа, от чинов канцелярии епархиального попечительства о бедных духовного звания.
10. Епархиальная хроника. – с. 41–42
Служение епископа Виссариона. 12 декабря 1904 года (воскресенье) – литургия и молебствие о победе в [Богоявленском – здесь и далее в тексте это не уточняется] кафедральном соборе. 19 декабря (воскресенье) – литургия и молебствие о победе в кафедральном соборе. 24 декабря (Рождественский сочельник) – вечерня и литургия Василия Великого в кафедральном соборе. 25 декабря (Рождество Христово) – литургия и благодарственный молебен в память избавления России от нашествия галлов и с ними два[на]десяти языков в кафедральном соборе, поздравления с праздником в соборном доме и в здании городской управы. 26 декабря (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре.
11. [Описание годового собрания братства святителя Николая при Николаевской церкви села Одоевского Ветлужского уезда 6 декабря 1904 года.] – с. 42
12. Иноепархиальные известия. – с. 43–48
Оживление в среде старообрядчества, вызванное либеральными веяниями в общественной жизни. «Православный путеводитель» – об обсуждении правового положения старообрядцев на заседании Географического общества. Надежды старообрядцев на легализацию их церковной деятельности, пятый всероссийский старообрядческий съезд (август 1904 года) об этом. Представление старообрядческого епископа Иннокентия (Усова) великой княгине Ксении Александровне. Попытки примирения окружников и противоокружников у черниговских поповцев, распри между поповцами и беспоповцами. Новая хлыстовская секта – «лубковцы», или «Новый Израиль». «Православный путеводитель» – о недостатках в противораскольнической и противосектантской деятельности православных братств. Издатель «Миссионерского обозрения» (цитата) – о малом интересе в обществе к расколо-сектантству.
№ 2 – 15 января
19. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Чествование памяти святых наставников. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день трех вселенских святителей, сказанное в храмовой праздник духовного училища. – с. 49–53
20. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Царское самодержавие. Речь епископа Виссариона пред приведением к присяге костромских дворян, собравшихся для выбора должностных лиц, сказанная в костромском кафедральном соборе 10 января. – с. 54–57
21. [Епархиальный миссионер священник И. Иванов, С. Романовский]
Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии. – с. 57–66
Очерк состояния раскола и сектантства, начатый составляться священником И. Ивановым, а по его кончине завершенный временно исправляющим должность епархиального миссионера С. Романовским.
Вместо предисловия. А. Костромской уезд [о хлыстах].
22. Пятидесятилетний юбилей священнослужения протоиерея А. Андроникова. – с. 66–72
Окончание. Начало в КЕВ–1904, № 9.
В) Телеграммы. Г) Письма юбиляру: епископа Кинешемского Вениамина, благочинного 1-го Буйского округа протоиерея Михаила Самарянова, настоятеля солигаличского собора протоиерея Е. Юницкого, настоятеля кинешемского Успенского собора протоиерея Николая Реформатского, присяжного поверенного округа Московской судебной палаты И.П. Салькова (Москва), костромского кафедрального протоиерея И.Г. Поспелова, вдовы священника С.В. Птицыной. Перечень других письменных приветствий.
23. Епархиальная хроника. – с. 72–74
Служение епископа Виссариона. 28 декабря 1904 года днем – панихида в [Богоявленском – здесь и далее в тексте это не уточняется] кафедральном соборе по убиенным в Порт-Артуре генерал-лейтенанту Р.И. Кондратенко (+ 2 декабря) и всем русским воинам, павшим при защите крепости. 1 января 1905 года – литургия и молебствие на Новый год в кафедральном соборе. 2 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре. 5 января (Крещенский сочельник) – вечерня с литургией Василия Великого и великое освящение воды в кафедральном соборе. 6 января (Крещение Господне) – литургия в кафедральном соборе, крестный ход на реку Волгу и великое освящение воды. 7 января (собор святого Иоанна Предтечи) – литургия в Богоявленском женском монастыре, лития над могилами игумений Марии и Евпраксии. 8 января – литургия в Ипатьевском монастыре. 9 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре и отпевание новопреставленного иеромонаха Викторина. 10 января днем – приведение к присяге дворян в кафедральном соборе по случаю предстоящих выборов (см. также № 20).
24. [Описание освящения 10 октября 1904 года нового здания церковной школы в селе Герасимово Солигаличского уезда, с краткой историей школы]. – с. 74
25. Иноепархиальные известия. — с. 75–79
Описание собрания 28 октября 1904 года студентов-проповедников в Санкт-Петербургской духовной академии. Описание пастырского собрания в Киеве (октябрь 1904 года) по вопросу об участии прихожан в управлении приходом (в частности, об избрании прихожанами священников). Мнение священника Подольской епархии о выборности пастырей (цитата). О «самобичевании» как признаке плохо развитого национального самосознания. Диакон англиканской церкви в Америке Морган («родом негр») – лестный отзыв о религиозной жизни русских (текст из «Нового времени»).
26. Объявление. У протоиерея Иоанна Поспелова в Костроме можно получить следующие сочинения. – с. 79
Список изданий работ автора.
27. Объявление. [Список книг и брошюр епископа Виссариона, продающихся при редакции журнала «Душеполезное чтение» в Москве.] – 2 с. без №
28. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама двух изданий.
29. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 13–16
Продолжение. Начало в КЕВ–1904.
№ 3 – 1 февраля
44. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Добрый ответ на Страшном суде. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю воспоминания о Страшном суде. – с. 81–86
45. Протоиерей М. Щеглов
Идеал христианина, начертанный апостолом Петром в его 1-м соборном послании. – с. 86–92
46. [Епархиальный миссионер священник И. Иванов, С. Романовский]
Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии. – с. 93–97
Продолжение. Начало в № 21.
А. Костромской уезд (продолжение, о хлыстах).
47. Заведующий школой священник Феодор Нагоров
Почему в Шадринской церковно-приходской школе очень мало обучается детей раскольников? – с. 97–100
Описание быта фактически старообрядческого по населению прихода села Шадрино; о мерах, применяемых наставниками старообрядцев (беспоповцев) против тех, кто отдает своих детей в школу.
48. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей священника села Соболево Василия Семеновского. – с. 100–104
Описание чествования 1 ноября 1904 года в селе Соболево духовенством Буйского 4-го округа священника Василия Григорьевича Семеновского по случаю 50-летия служения в священном сане. Приводятся тексты: слово священника села Исупово Н.К. [так в тексте] при поднесении юбиляру иконы, отрывок из письменного приветствия противораскольнического миссионера по Буйскому и Галичскому уездам священника Н. Рубинского.
Священник Василий Семеновский – сын диакона села Семеновского Макарьевского уезда, окончил Костромскую духовную семинарию (1854), священник Троицкой церкви села Исупово Буйского уезда (1854–1893), с 1893 года – священник Николаевской церкви Буйского уезда.
49. Епархиальная хроника. – с. 104–105
Служение епископа Виссариона. 13 и 14 января – литургия в Ипатьевском монастыре. 16 января (воскресенье) – литургия и молебствие о даровании победы в [Богоявленском] кафедральном соборе. 23 января (воскресенье) – литургия и молебен о даровании победы в кафедральном соборе; в конце литургии было прочитано воззвание Святейшего Синода по поводу бедствий военного времени (см. № 36).
50. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 106
Реклама завода.
51. Объявление. Ежедневная, политическая общественная и литературная газета «Северный край». (Год издания седьмой). – с. без №
Реклама газеты, издающейся в Ярославле, но распространяемой и в Костромской губернии (а также в нескольких других губерниях).
№ 4 – 15 февраля
59. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Плачущий Адам. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю сыропустную. – с. 107–111
60. [Б/а]
Краткие великопостные поучения к простому народу. – с. 111–113
Поучение 1.
61. Протоиерей М. Щеглов
Идеал христианина, начертанный апостолом Петром в его 1-м соборном послании – с. 113–119
Продолжение. Начало в № 45.
62. [Епархиальный миссионер священник И. Иванов, С. Романовский]
Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии. – с. 119–123
Продолжение. Начало в №№ 21, 46.
А. Костромской уезд (продолжение, о хлыстах).
63. [Б/а]
Ученая забастовка. – с. 123–128
Перепечатка статьи из газеты «Русский листок» – о волнениях среди учащейся молодежи и их последствиях (почти все высшие учебные заведения России закрыты для занятий до 1 сентября), о неоднозначной роли в этих событиях руководителей учебных заведений.
64. [Извещение: программа испытаний для ищущих степеней священства была помещена в КЕВ–1889.] – с. 128
65. Епархиальная хроника. – с. 129–130
Служение епископа Виссариона. 25 и 27 января – литургии в Ипатьевском монастыре. 30 января (воскресенье, собор Трех святителей) – литургия и молебен в церкви Костромского духовного училища по случаю храмового праздника, затем завтрак в актовом зале училища. 2 февраля (Сретение Господне) – литургия и молебен в церкви Костромской духовной семинарии по случаю храмового праздника, затем – посещение больного ректора и беседа с преподавателями. 5 февраля днем – панихида [в кафедральном соборе?] по убитому 4 февраля в Москве великому князю Сергию Александровичу. 6 февраля (воскресенье) – литургия и молебен о победе в [Богоявленском] кафедральном соборе. 10 февраля (день отпевания в Москве великого князя Сергия Александровича) – заупокойная литургия и панихида в кафедральном соборе; за богослужением прочитан высочайший манифест о кончине великого князя; в тот же день Феодоровско-Сергиевским братством послана телеграмма соболезнования (подписанная епископом Виссарионом) великой княгине Елизавете Феодоровне, от нее получен ответ (приводится текст).
66. [Описание присоединения к Православной Церкви через крещение 6 февраля 1905 года в селе Верхневолостном Кологривского уезда врача Шмуля–Авраама Сендеровича Кацмана, 28-ми лет.] – с. 131
67. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 132
Реклама двух изданий.
№ 5 – 1 марта
81. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Призыв к покаянию и святому причащению. Великопостное поучение епископа Виссариона. – с. 133–136
82. [Б/а]
Краткие великопостные поучения к простому народу. – с. 137–139
Продолжение. Начало в № 60.
Поучения 2 и 3.
83. Протоиерей М. Щеглов
Идеал христианина, начертанный апостолом Петром в его 1-м соборном послании. – с. 139–143
Окончание. Начало в №№ 45, 61.
84. Села Воронцово Троицкой церкви священник А. Петропавловский
К вопросу об исповеди духовенства. – с. 144–146
Пожелания для духовников благочиннических округов по организации исповеди духовенства (время приезда на приходы для исповеди, предварительное оповещение).
85. Епархиальная хроника. – с. 146–147
Служение епископа Виссариона. 12 февраля – прибытие в село Середу Нерехтского уезда для освящения нового храма, построенного местным фабрикантом Павловым при местном кладбище, всенощное бдение в новом храме. 13 февраля (неделя о блудном сыне) – освящение правого придела (во имя благоверного князя Владимира) нового храма и литургия в нем; вечером – всенощное бдение во втором приделе (во имя блаженного Николая) нового храма. 14 февраля – освящение левого придела нового храма и литургия в нем; вечером перед всенощным бдением – малое освящение главного нового храма (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»). 15 февраля днем – прибытие по железной дороге в Кострому. 19 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре. 20 февраля (воскресенье) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе и торжественное благодарственное молебствие по случаю годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости (распоряжением Синода празднование перенесено на воскресенье).
86. Иноепархиальные известия. – с. 148–156
О нестроениях в России. Сведения о священнике Гапоне, в том числе из светской печати (цитаты). Речь епископа Тамбовского Иннокентия перед панихидой по убиенному великому князю Сергию (цитата). Мнения газет о причинах российских нестроений. Подавленность истинно-русского самосознания, основанного на православии и самодержавии – «Орловские епархиальные ведомости» (цитата). Голоса русских патриотов: «Харьковские губернские ведомости» – постановление Харьковского отдела «Русского собрания» (текст); «Гражданин» – протест дворян против постановления Московского губернского земского собрания (текст); адрес крестьян Красносельской волости Костромского уезда, направленный императору Николаю II с изъявлением верноподданнических чувств (текст); воззвание группы офицеров Маньчжурской армии к русским людям (текст). Некий иностранный корреспондент – о том, как японцы оберегают русских пленных от книг революционного содержания. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» – статья некоего американца (цитаты): религиозность поможет России победить в войне. Свеча от воинов Маньчжурской армии, поставленная у раки преподобного Сергия Радонежского.
87. Объявление. Колоколо-литейный завод фирмы, существующей с 1880 года, Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 157–158
Реклама завода.
88. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 17–24
Продолжение. Начало в КЕВ–1904, № 29.
89. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 135–142
Продолжение. Начало в КЕВ–1901–1904.
№ 6 – 15 марта
97. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Угроза стыдящимся Христа. Поучение преосвященнейшего Виссариона в 3-ю неделю Великого поста. – с. 159–163
98. [Б/а]
Краткие великопостные поучения к простому народу. – с. 163–166
Окончание. Начало в №№ 60, 82.
Поучения 4 и 5.
99. [Б/а]
О церковном чтении. – с. 166–171
О значении церковного чтения (особенно на службах Великого поста) и о правильной его организации на приходе.
100. [Епархиальный миссионер священник И. Иванов, С. Романовский]
Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии. – с. 171–182
Продолжение. Начало в №№ 21, 46, 62.
Общие сведения по истории старообрядчества в Костромском крае.
101. Епархиальная хроника. – с. 182–183
Служение епископа Виссариона. 24 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре. 26 февраля (суббота) – заупокойная литургия (в память кончины императора Александра II) и панихида по императорам Александру II и Александру III в [Богоявленском] кафедральном соборе. 27 февраля (Прощеное воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, вечером – вечерня и чин прощения в кафедральном соборе. Первые четыре дня Великого поста – чтение канона Андрея Критского на великих повечериях в Ипатьевском монастыре. 2 и 4 марта – литургии Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 5 марта – литургия в Ипатьевском монастыре. 6 марта (неделя [Торжества] Православия) – литургия и чин [Торжества] Православия в кафедральном соборе.
102. Иноепархиальные известия. – с. 184–188
«Киевские епархиальные ведомости» – критические замечания по вопросу о веротерпимости (текст). Письмо священника в редакцию газеты «Свет» (текст) – приводится пример злоупотребления печатным словом (изложение кощунственной «рождественской легенды» в херсонской газете «Юг»). Письмо в «Московские ведомости» (цитата) – об издании неудачно задуманных почтовых открыток с ликами Спасителя и Божией Матери. «Тамбовские губернские ведомости» – о встрече епископа Тамбовского Иннокентия 31 января 1905 года с депутацией железнодорожных рабочих из Борисоглебска (цитируется слово одного из депутатов о преданности царской власти).
103. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 25–32
Продолжение. Начало в КЕВ–1904, №№ 29, 88.
104. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 143–146
Продолжение. Начало в КЕВ–1901–1904, № 89.
№ 7 – 1 апреля
118. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Благотворное действие на душу богослужения во дни Страстей Христовых. Поучение преосвященнейшего Виссариона на вечерне Страстной пятницы. – с. 189–193
119. Р. П. Г.
Что нам теперь особенно нужно? – с. 194–200
О перспективах переустройства государственной жизни в условиях переживаемых трудностей, в направлении, указанном высочайшим манифестом от 18 февраля 1905 года.
120. [Б/а]
Тем же оружием. – с. 200–204
О необходимости посредством печатного слова и патриотической агитации противостоять революционной пропаганде. Текст перепечатан из «Тамбовских епархиальных ведомостей» (ссылка — «Т.Е.В.», см. № 148).
121. Епархиальная хроника. – с. 204–206
Служение епископа Виссариона. 12 марта – встреча в Ипатьевском монастыре чудотворного образа святителя Николая из Бабаевского монастыря, всенощное бдение в обители. 13 марта (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, молебствие перед чудотворной иконой святителя Николая (затем этот образ крестным ходом перенесен в Христорождественскую церковь на Суле города Костромы); днем (накануне празднования Феодоровской иконе) – малая вечерня, молебное пение Божией Матери в [Богоявленском] кафедральном соборе; затем все священники города Костромы были собраны в соборном доме для совещания о поднесении адреса государю императору; вечером – всенощное бдение в кафедральном соборе. 14 марта (Феодоровской иконы) – литургия в кафедральном соборе. 15 марта – литургия и молебное пение в Иоанно-Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря (по случаю празднования в этот день Александровским православным братством годовщины восшествия на престол царя Михаила Феодоровича), затем – общее собрание членов братства в архиерейских покоях. 16 марта – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках и на литургии Преждеосвященных Даров в семинарской церкви. 19 марта (святых мучеников Хрисанфа и Дарии) – литургия в церкви во имя мучеников Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре по случаю храмового праздника. 20 марта (воскресенье) – литургия в кафедральном соборе. 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы) – литургия в кафедральном соборе.
122. [Описание празднования 25 января 1905 года в Казанской церкви села Филяй Кинешемского 4-го округа 50-летнего юбилея служения при этой церкви псаломщика Александра Елисеевича Лебедева.] – с. 206
123. Иноепархиальные известия. – с. 206–215
Об отношении духовенства к современному состоянию жизни страны и народа. «Киевские епархиальные ведомости» – духовенство также отчасти виновно в нестроениях (цитаты); положительный опыт поведения духовенства при беспорядках на юге России во время Крымской войны (из статьи протоиерея Кл[имента?] Фоменко). «Церковный вестник» – духовенство и миряне разобщены, а священники слишком привыкли полагаться на внешнюю защищающую силу [государство] и не могут руководить паствой, что угрожает разделением Церкви (цитаты). «Церковный вестник» – о желательности созыва всероссийского съезда духовенства с дальнейшей перспективой Поместного Собора (цитаты). О перспективах Поместного Собора – «Тамбовские епархиальные ведомости», «Церковный вестник». Планы подготовки к Поместному Собору – «Тамбовские епархиальные ведомости» (текст). Ожидания реформы прихода – «Архангельские епархиальные ведомости» (цитата), выступление епископа Полоцкого Симеона на епархиальном съезде (цитаты).
№ 8 – 15 апреля
134. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Величание воскресшего Христа. Поучение преосвященнейшего Виссариона. – с. 217–220
135. Р. П. Г.
Что нам теперь особенно нужно? – с. 220–229
Продолжение. Начало в № 119.
136. Села Здемирово священник Александр Грудев
Ближайшая задача духовенства в настоящее время. – с. 229–233
Опыт устройства внебогослужебных собеседований и религиозно-нравственных чтений после вечерних богослужений в воскресные дни Великого поста. Примечание редакции: «Хотя статья по содержанию своему уже несколько опоздала, но даем ей место – в надежде вызвать ею мысль духовенства к обсуждению современного положения дел».
137. [Б/а]
Религиозно-нравственное чтение священника Г. Петрова в городе Костроме. – с. 233–235
Описание (с критическими замечаниями) чтения, проводившегося известным петербургским проповедником священником Григорием Петровым 25 марта 1905 года в Костроме, в Дворянском собрании (всего было два чтения «для публики» и несколько для учащихся).
138. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей священника села Бушнево Андрея Васильевича Воскресенского. – с. 235–240
Описание празднования 12 февраля 1905 года в селе Бушнево 50-летия служения в священном сане заштатного священника этого села, духовника Чухломского 4-го округа отца Андрея Воскресенского. Приводится текст поздравительного адреса от духовенства округа.
Священник Андрей Воскресенский – сын священника, родился в селе Молвитино Буйского уезда, 74-х лет. Окончил Костромскую духовную семинарию (1854), диакон Троицкой церкви города Костромы (1855–1862), священник села Бушнево (1862–1896), с 1896 года за штатом по болезни, с 1886 года – духовник Чухломского 4-го округа, составитель книги по истории села Бушнево и его главной святыни, чудотворной Казанской иконы Божией Матери: «Памятники древних лет в селе Бушнево Костромской губернии».
139. Протоиерей Иоанн Сырцов
Вынужденный ответ. – с. 240–243
Объяснение по поводу заметки в газете «Северный край» – в которой говорилось, что протоиерей Иоанн Сырцов 20 марта 1905 года на беседе после вечерни в кафедральном соборе предостерегал слушателей от посещения публичной лекции священника Григория Петрова (25 марта; см. также № 137) и говорил, что священник Г. Петров разделяет еретические взгляды Л. Толстого. Также описывается история с поднесением отцу Григорию Петрову адреса от священников города Костромы, вызвавшего неоднозначное отношение духовенства.
140. Епархиальная хроника. – с. 243–245
Служение епископа Виссариона. 27 марта (воскресенье) – литургия и молебен о победе в [Богоявленском] кафедральном соборе, затем – присутствие на годичном собрании общества попечения о бедных. 30 марта (среда) – всенощное бдение в Ипатьевском монастыре (накануне памяти священномученика Ипатия) и чтение великого канона Андрея Критского. 31 марта – литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре по случаю храмового праздника (священномученика Ипатия). 1 апреля – посещение Костромского духовного училища, присутствие на уроках и на литургии Преждеосвященных Даров в училищной церкви, в тот же день – всенощное бдение в Ипатьевском монастыре с чтением акафиста Божией Матери. 3 апреля (воскресенье) – литургия и благодарственный молебен в церкви епархиального женского училища, затем – общее собрание членов общества помощи бедным воспитанницам епархиального женского училища (краткое описание). 6 апреля – литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 9 апреля – переезд из Ипатьевского монастыря в архиерейские покои соборного дома вследствие разлива рек Волги и Костромы и ледохода; вечером – всенощное бдение в кафедральном соборе. 10 апреля (Вход Господень в Иерусалим) – литургия в кафедральном соборе.
141. Иноепархиальные известия. – с. 245–250
«Орловские епархиальные ведомости» – опыт использования пасхальных хождений сельских причтов с иконами по приходу как средства борьбы с пьяным разгулом народа (цитаты). «Оренбургские епархиальные ведомости» – статья из саратовской немецкой газеты «Clemens» (приводится текст) о том, как иерусалимские евреи ждут пришествия Мессии.
142. Объявление. Издания для школ и народа В. Лебедева (бывшего священника села Высокого Костромского уезда). – с. 250
Реклама семи изданий певческого характера. В указанное время священник Василий Владимирович Лебедев являлся преподавателем пения в Тамбовской духовной семинарии.
№ 9 – 1 мая
146. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Чудесное удостоверение в истине промышления Божия о Православной Церкви. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю расслабленного. – с. 251–253
147. С.В.
По поводу высочайшего указа о религиозной свободе. – с. 254–259
По поводу опубликованного высочайшего указа о религиозной свободе подданных России. О значении указа, о правильном понимании религиозной свободы и веротерпимости и о том, как в этих условиях возрастает значение для миссионерской деятельности личности приходского священника и правильной организации жизни прихода.
148. [Священник К. Богоявленский]
Письмо к пастырям. – с. 259–261
Перепечатка из «Тамбовских епархиальных ведомостей». Призыв к духовенству – о борьбе с врагами Церкви и самодержавия, о необходимости распространения в народе листков для чтения патриотического содержания (см. также № 120).
149. Священник Константин Сокольский
О преподавании закона Божия в начальных народных училищах, земских и министерских. – с. 262–263
О необходимости совершенствования порядка преподавания.
150. Епархиальная хроника. – с. 264–265
Служение епископа Виссариона. 13 апреля (Великая среда) – литургия Преждеосвященных Даров в [Богоявленском] кафедральном соборе. 14 апреля (Великий четверг) – литургия Василия Великого и чин омовения ног, вечером – последование Страстей Господних в кафедральном соборе. 15 апреля (Великий пяток) – часы и вечерня с выносом плащаницы в кафедральном соборе. 16 апреля (Великая суббота) – утреня с крестным ходом, литургия Василия Великого и освящение хлебов и вина в кафедральном соборе. Ночь на Пасху – утреня и литургия в кафедральном соборе. 17 апреля (Пасха) – посещение епархиального женского училища и городской думы с пасхальными поздравлениями, вечерня в кафедральном соборе. 18 апреля – литургия в Ипатьевском монастыре; за литургией употреблены были шитые золотом покровы для Святых Даров, пожертвованные монастырю императрицей Александрой Феодоровной; после литургии служился благодарственный молебен за этот дар. 23 апреля (суббота Светлой седмицы и день тезоименитства императрицы Александры Феодоровны) – литургия и царский молебен в кафедральном соборе. 24 апреля (Фомино воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре и собрание Костромского отдела [Императорского] православного Палестинского общества в архиерейских покоях (председательствовал епископ Вениамин).
151. [7 апреля корпорация Костромской духовной семинарии прощалась с бывшим ректором протоиереем Михаилом Щегловым, уволенным по болезни; 21 апреля служащие в семинарии представлялись новому ректору архимандриту Николаю.] – с. 265
152. Иноепархиальные известия. – с. 265–271
«Орловские епархиальные ведомости» – статья «Готовы ли мы?» о готовности духовенства к начатым реформам общественной жизни (изложение). «Миссионерское обозрение» – статья священника М. Платонова «Новогодние думы пастыря о неотложных церковно-приходских нуждах» (цитаты) о недостатках духовенства (любовь к спиртному, вымогательство за требы, небрежность в богослужении). «Миссионерское обозрение» – редактор журнала В.М. Скворцов критикует постановку миссионерского дела на приходах (цитата). «Богословский вестник» – статья профессора Тареева «Дух и плоть» с критическими замечаниями о современной церковной жизни. «Православный собеседник» – о недостатках русского духовенства. «Орловские епархиальные ведомости» – концовка статьи «Готовы ли мы?», о стоящих перед духовенством задачах.
153. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 272
Реклама двух изданий.
154. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 147–162
Продолжение. Начало в КЕВ–1901–1904, №№ 89, 104.
№ 10 – 15 мая
164. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Поклонение Христу по вере в царственную власть Его. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю о слепом. – с. 273–277
165. Р. П. Г.
Что нам теперь особенно нужно?. – с. 277–289
Окончание. Начало в №№ 119, 135.
В частности – описание религиозно-общественной жизни России за всю ее историю.
166. [Б/а]
Вступление в должность ректора Костромской духовной семинарии архимандрита Николая. – с. 289–292
Описание представления воспитанников семинарии 28 апреля 1905 года в семинарской церкви новому ректору. Приводится текст речи архимандрита Николая к учащимся.
Архимандрит Николай – сын диакона Новгородской епархии, окончил Московскую духовную академию (1897), в декабре 1897 года принял монашество, служил в Новгородской, Волынской и Минской семинариях (помощник инспектора, инспектор, ректор).
167. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей настоятеля солигаличского Богородицерождественского собора протоиерея Евлампия Юницкого. – с. 293–300
Описание празднования 12 февраля 1905 года в соборе города Солигалича 50-летия служения в священном сане настоятеля собора протоиерея Евлампия Юницкого.
Протоиерей Евлампий Аркадьевич Юницкий родился в 1829 году в селе Афанасьевском Владимирской губернии, детские годы провел в селе Богоявленском что в Рыболовской-Луке Костромской губернии, окончил Лухское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1852). Учитель народного училища в селе Тетеринском Нерехтского уезда (1852–1855), священник Преображенской церкви села Спас-Вежи Костромского уезда (1855–1865) и благочинный Костромского 8-го округа (1863(?)–1865), настоятель церкви села Парского Юрьевецкого уезда и благочинный Юрьевецкого 5-го округа (1865–1897), настоятель собора в Солигаличе (с 1897 года).
Приводятся тексты поздравительных адресов: от прихожан собора и духовенства города Солигалича, от духовенства Юрьевецкого 5-го благочиннического округа.
168. Протоиерей Иоанн Сырцов
Проводы из Костромы в Галич Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери 1 мая 1905 года. – с. 301–303
Краткое описание истории обычая носить икону в Галич, богослужения в кафедральном соборе и проводов иконы 1 мая.
169. Епархиальная хроника. – с. 303–305
Служение епископа Виссариона. 27 апреля – присутствие на собрании пастырей города Костромы. 29 апреля – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на экзаменах. 1 мая (неделя жен-мироносиц) – литургия в [Богоявленском] кафедральном соборе и проводы чудотворной Феодоровской иконы в Галич (крестный ход до Богородицкой церкви в Кузнецах), днем – председательство на общем собрании общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии. 4 мая – присутствие на экзамене в химико-техническом училище, выступление с речью перед воспитанниками. 5 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в костромской Григоровской женской гимназии, выступление с речью перед воспитанницами. 6 мая (день рождения императора Николая II) – литургия и царский молебен в кафедральном соборе. 8 мая (неделя о расслабленном) – литургия и молебствие о победе в кафедральном соборе. 9 мая (перенесение мощей святителя Николая) – литургия и молебное пение святителю Николаю в кафедральном соборе. 11 мая (Преполовение Пятидесятницы) – литургия в кафедральном соборе, крестный ход на реку Волгу и малое освящение воды на пароме перевозного парохода, вечером – присутствие на заседании пастырского общества.
170. Иноепархиальные известия. – с. 305–311
«Владимирские епархиальные ведомости» – сравнение старого поколения духовенства с новым, с неоднократными критическими упоминаниями священника Григория Петрова (цитаты). «Русские ведомости» – отзывы о духовных семинариях, их программах, уровне образования: статья Шимкевича «Средняя школа и университет», статья другого неназванного автора (цитаты).
№ 11 – 1 июня
180. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Единение в вере при разноязычии. Поучение преосвященнейшего Виссариона на день Пятидесятницы. – с. 313–317
181. Ректор семинарии архимандрит Николай
Явление Господа ученикам в день Вознесения. (Экзегетическая заметка: Лк. 24, 49–52; Деян. 1, 1–10; Мк. 16, 15–20). Общие собрания пастырей Церкви по примеру апостолов. Несколько слов о значении их. – с. 317–321
Толкование указанных фрагментов Священного Писания и рассуждение о пользе пастырских собраний в современных условиях.
182. [Б/а]
Северно-русский приход в XVII веке. – с. 322–330
Изложение статьи М.В. Верюжского «Северно-русский приход» из «Христианского чтения» за 1905 год: описание порядков выборности духовенства и распоряжения церковным хозяйством мирянами с указанием на недостатки таких установлений (на примерах Холмогорской епархии, но характерно для всего северо-востока России).
183. Пятидесятилетний юбилей настоятеля солигаличского Богородицерождественского собора протоиерея Евлампия Юницкого. – с. 330–339
Продолжение. Начало в № 167.
Тексты поздравительных адресов: от Парской церковно-приходской школы, от Солигаличского отделения епархиального училищного совета, от Солигаличского духовного училища, от настоятельницы солигаличского Богородице-Феодоровского монастыря игумении Серафимы с сестрами, от прихожан Предтеченской церкви села Парского. Тексты речей, произнесенных 12 февраля 1905 года: благочинного города Кинешмы священника И. Николаевского и старосты солигаличского собора Павла Владимировича Новикова. Тексты поздравительных писем: от костромского кафедрального протоиерея Иоанна Сырцова и от протоиерея костромской [Иоанно-]Златоустовской церкви Стефана Смирнова.
184. [Б/а]
Из жизни семинарии. – с. 339–340
Описание окончания экзаменов в семинарии 20 мая 1905 года; по случаю окончания учебного года в тот же день ректор семинарии отслужил благодарственный молебен – приводится текст его краткой речи на этом молебне.
185. Епархиальная хроника. – с. 340–341
Служение епископа Виссариона. 14 мая (день священного коронования Их императорских величеств) – литургия и торжественный царский молебен в [Богоявленском] кафедральном соборе; на малом входе в сан протоиерея были возведены священники Александр Виноградский и Вячеслав Успенский. 15 мая (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, на малом входе в сан архимандрита был возведен наместник монастыря игумен Александр; затем – прибытие в церковь епархиального женского училища, крестный ход к месту строительства нового каменного корпуса для училища, чин малого освящения воды и окропление святой водой фундамента заложенного здания. 17 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в классической мужской гимназии [вечером в тот же день заболел, скончался 30 мая].
186. Иноепархиальные известия. – с. 341–347
Реакция общества на гибель 14 мая 1905 года флота под командой адмирала Рожественского. Журнал «Паломник» – «молитвой пушки не сделаешь». Изложение речи германского императора Вильгельма (из немецкой газеты): русских бьют потому, что они – плохие христиане, японцы же усвоили себе многие христианские добродетели. «Русский листок» – изложение речи графа Л.Н. Толстого о современных событиях (цитата): интеллигенции следует поучиться жизни у простого мужика. «Тульские епархиальные ведомости» – статья священника Ф. Глаголева с описанием последних дней и христианской кончины (23 августа 1904 года) Сергея Николаевича Толстого, брата Л.Н. Толстого, с выражением надежды на вразумление последнего (приводится текст статьи).
№ 12 – 15 июня
195. [Б/а]
Под впечатлением свежей утраты. – с. 349–350
О кончине епископа Виссариона (30 мая 1905 года в 5 часов 20 минут пополудни), его архипастырской деятельности и личных качествах.
196. [Б/а]
Кончина и погребение преосвященнейшего Виссариона, епископа Костромского и Галичского. – с. 350–371
Описание обстоятельств болезни (начавшейся 17 мая 1905 года) и кончины епископа Виссариона (30 мая в загородном архиерейском доме в селе Солониково), перенесения тела в Успенский кафедральный собор Костромы (1 июня), отпевания в Богоявленском кафедральном соборе (2 июня, возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков) и погребения (в храме во имя преподобного Сергия под Богоявленским кафедральным собором, рядом с могилой архиепископа Костромского и Галичского Платона). Краткая биография епископа Виссариона.
Приложения.
А. Слова и речи, сказанные по случаю кончины преосвященного Виссариона: речь протоиерея Иоанна Сырцова, сказанная по перенесении тела почившего архипастыря в Успенский собор из Солониково [1 июня]; слово священника [А.] Виноградова, сказанное при погребении преосвященнейшего Виссариона во время литургии [2 июня]; речь отца ректора семинарии архимандрита Николая при отпевании преосвященнейшего Виссариона [2 июня]; речь священника П. Алмазова, сказанная при погребении преосвящ[енного] епископа Виссариона [2 июня].
Б. Перенесение тела в Бозе почившего преосвященного епископа Виссариона из Солоникова в город Кострому 1 июня в 2 часа пополудни [распорядок процессии].
В. Акт [от 2 июня 1905 года, об отпевании и погребении епископа Виссариона; запись об этом событии сделана в метрических книгах Иоанно-Богословской церкви города Костромы].
Г. Из духовного завещания преосвященного Виссариона [молитвенное благодарение Богу и просьба ко всем о молитве за него].
197. Села Здемирово священник Александр Грудев
К вопросу о реформах быта православного духовенства. – с. 371–377
По вопросу о земельных владениях сельского духовенства: предложение оставить за церквами только усадебную землю, передать остальную землю крестьянам и предоставить духовенству взамен денежные средства.
198. Пятидесятилетний юбилей настоятеля солигаличского Богородицерождественского собора протоиерея Евлампия Юницкого. – с. 377–384
Окончание. Начало в №№ 167, 183.
Тексты поздравительных писем: от настоятеля кинешемского Успенского собора протоиерея Николая Реформатского; от священника села Родники Юрьевецкого уезда Иоанна Перепелкина; от священника Иоанна Горского; от сестры юбиляра, вдовой священнической жены В.А. Реформатской. Список других полученных юбиляром писем. Тексты (30) полученных юбиляром телеграмм.
199. Иноепархиальные известия. – с. 384–391
О беспорядках в учебных заведениях. «Орловские епархиальные ведомости» – в чем причина волнений в духовных школах? «Южн[ый] кр[ай]» – о волнениях в учебных заведениях Воронежа. «Рязанские епархиальные ведомости» – перепечатанная из [газеты?] «Дни» статья, выражающая взгляд родителей на волнения школьной молодежи, названная «Вопль родителей» (цитата). Требования об удалении религиозного обучения из школ (Саратов, по слухам Кострома, Курск). «Православно-русское слово» – письмо матери, возмущенной предложением отменить молитву перед школьными занятиями (текст). Об отношениях между школой и семьей. «Ярославские епархиальные ведомости» – предложение некоего Поддубина о создании при школах родительских кружков (текст). «Оренбургские епархиальные ведомости» – предложение правления семинарии о мерах воспитательного воздействия родителей на детей-семинаристов в каникулярное время и решение по этому поводу епархиального съезда. «Церковный вестник» – предложения корпорации Тверской духовной семинарии по реформе духовной школы (цитата).
№ 13 – 1 июля
212. [Б/а]
Кончина и погребение преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. – с. 393–403
Описание последнего периода жизни и кончины епископа Вениамина (скончался в возрасте 87 лет 13 июня 1905 года в 9 часов 20 минут пополудни в Ипатьевском монастыре), его отпевания (17 июня в Троицком соборе монастыря, возглавил епископ Нижегородский Назарий) и погребения в Иоанно-Богословском храме в Ипатьевской слободе (место для погребения выбрал сам епископ Вениамин при жизни). Краткая биография покойного.
Приложения: слово протоиерея Иоанна Сырцова, произнесенное перед отпеванием почившего преосвященного Вениамина [17 июня]; речь отца ректора семинарии [архимандрита Николая] при отпевании преосвященнейшего Вениамина [17 июня].
213. Архимандрит Николай
Почему Господь явился особо двум ученикам, шедшим в Еммаус, Луке и Клеопе? (По поводу воскресного Евангелия в неделю 5-ю по Пятидесятнице). – с. 403–405
По сути – небольшая проповедь.
214. [Б/а]
Об отношении духовенства к современным общественным движениям. – с. 405–409
О необходимости для духовенства, сохраняя свое влияние на православный народ, восстановить свой авторитет в глазах высших сословий и интеллигенции, стремящихся к власти.
215. Епархиальная хроника. – с. 409–412
7 июня – днем полностью сгорело село Ильинско-Заборовское Макарьевского уезда, в том числе и деревянная церковь с каменной колокольней. 15 июня – в Кострому ночным пароходом для погребения епископа Вениамина прибыл епископ Нижегородский Назарий. 16 июня – епископ Назарий молился за литургией в кафедральном соборе и служил панихиду на могиле епископа Виссариона, затем в Ипатьевском монастыре совершил литию при гробе епископа Вениамина и возглавил вынос его тела из крестовой церкви в Троицкий собор; посещал с визитами губернатора, духовных лиц (в частности посетил семинарскую церковь); вечером – заупокойная всенощная (парастас) в Ипатьевском монастыре. 17 июня – епископ Назарий возглавил заупокойную литургию и отпевание епископа Вениамина в Ипатьевском монастыре, после поминальной трапезы посетил Богоявленский [женский] монастырь и в 4 часа дня на пароходе отбыл в Нижний Новгород. 19 июня (воскресенье) – первый общегородской крестный ход из трех воскресных; в отсутствие архиереев процессию возглавили ректор семинарии архимандрит Николай и кафедральный протоиерей Иоанн Сырцов. 26 июня (воскресенье) – второй крестный ход, который возглавил архимандрит Николай.
216. Иноепархиальные известия. – с. 413–422
Обсуждение вопросов пастырской деятельности на съезде духовенства Гурийско-Мингрельской епархии и резолюция местного епископа на журнале съезда (текст). Полоцкий епархиальный съезд духовенства – о пастырской миссии в приходах, зараженных расколом и сектантством (с комментариями «Полоцких…» и «Подольских епархиальных ведомостей»), беседа епископа Полоцкого Серафима с представителями духовенства епархии после закрытия съезда 11 февраля 1905 года (цитаты). «Вера и разум» и «Полоцкие епархиальные ведомости» – о полезности окружных съездов духовенства для установления взаимного общения пастырей. «Известия по Казанской епархии» – мера для оживления епархиальных съездов: участникам следует готовить доклады по актуальным вопросам. «Церковный вестник» – обзор решений Святейшего Синода (1870–1875 годы), направленных к тому, чтобы съезды духовенства были свободны от давления со стороны церковных властей (консистории).
№ 14 – 15 июля
229. Протоиерей Феоктист Иорданский
Слово в неделю 4-ю по Пятидесятнице. – с. 423–428
230. [Б/а]
Явление Господа Петру. «Воистину воста Господь и явися Симону». (Из воскресного утреннего Евангелия в неделю пятую по Пятидесятнице. Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5). – с. 429–431
По сути – небольшая проповедь. Возможно, автором является архимандрит Николай (см. также № 213), однако в тексте прямо это не указано.
231. Ректор семинарии архимандрит Николай
Апостол Петр как образец покаяния для пастырей. – с. 431–434
232. [Б/а]
По поводу отзыва самарского духовенства о постановке учебного дела в церковных школах епархии. – с. 434–440
О значении школы в связи с переживаемыми государством и Церковью трудными временами. Обзор отзывов о постановке церковно-школьного дела, представленных благочинническими собраниями Самарской епархии в епархиальный училищный совет, в том числе и с конкретными предложениями (цитаты).
233. Священник И.Ч.
Памяти преосвященного Виссариона. (Письмо из деревни). – с. 441–443
О повседневной жизни, личных качествах и трудах покойного, со случаем из собственных воспоминаний автора.
234. Епархиальная хроника. – с. 443–445
26 июня (воскресенье) – второй общегородской крестный ход из трех воскресных. 29 июня – после литургии в кафедральном соборе [без уточнения, Богоявленском или Успенском] соборным и городским духовенством отслужен благодарственный молебен по случаю назначения нового архипастыря; кафедральным протоиереем послана телеграмма в Каменец-Подольск с приветствием и просьбой уведомить о дне приезда; получен ответ епископа Тихона – благодарит, о дне приезда известит особо. 2 июля – двадцатый день по кончине епископа Вениамина; поминовение совершалось в Ипатьевском монастыре, кафедральном соборе, семинарской и других церквах. 3 июля (воскресенье) – третий воскресный общегородской крестный ход. 8 июля – сороковой день по кончине епископа Виссариона; в Сергиевском приделе Богоявленского кафедрального собора отслужены заупокойная ранняя литургия и панихида после поздней литургии; заупокойные литургии служились также в семинарском и приходских храмах.
235. Иноепархиальные известия. Что делается в Холмовской епархии? – с. 445–450
Перепечатка корреспонденции из некоей газеты (название не указано) – о событиях в Холмской епархии после появления указа от 17 апреля (об укреплении начал веротерпимости): агрессивная пропаганда католицизма, развернулись фактические гонения на православных. «Какими стонами, слезами, насилиями и бедствиями расплачивается православное население Холма за свободу, дарованную иноверцам!».
236. Ответы редакции. – с. 450
Поправки к № 193 – некоторые церкви указаны в списке ошибочно.
237. Объявление. Открываются в городе Костроме состоящие в ведении министерства финансов частные курсы счетоводства Ю.М. Крылова. – с. 451
238. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей» – с. 452
Реклама двух изданий.
№ 15 – 1 августа
255. [Б/а]
Прибытие в город Кострому преосвященнейшего Тихона, епископа Костромского и Галичского. – с. 453–460
Описание прибытия епископа Тихона в Кострому – 14 июля 1905 года в 7 часов вечера на поезде, его посещения Успенского кафедрального собора (вечером 14 июля), приема в покоях Ипатьевского монастыря служащих духовно-учебных заведений, соборного причта и прочих лиц (утром 15 июля), первого служения им литургии – 17 июля (воскресенье) в Успенском кафедральном соборе. Приводятся тексты речей: приветственное слово кафедрального протоиерея Иоанна Сырцова в Успенском кафедральном соборе, ответное слово епископа Тихона и его же слово к присутствовавшим в Успенском соборе (14 июля), слово ректора семинарии архимандрита Николая при приеме епископом Тихоном семинарской корпорации (15 июля).
256. Юрьевецкого уезда, села Воронцово, Троицкой церкви священник Ал. Петропавловский
По поводу соображений отца А. Грудева о реформе быта православного духовенства. – с. 460–463
В ответ на № 197 – возражения против предложения священника Александра Грудева о передаче церковных земель крестьянам.
257. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей протоиерея села Шири Ефремовской церкви отца Александра Лебедева. – с. 463–469
Описание празднования 9 июня 1905 года в Ефремовской церкви села Шири [Кологривского уезда] 50-летия служения при этом храме протоиерея Александра Лебедева.
Протоиерей Александр Лебедев – 70-ти лет, сын бедного пономаря из Чухломского уезда. Окончил духовное училище и Костромскую духовную семинарию, с 1855 года – священник Ефремовской церкви села Шири, на протяжении 30 лет был благочинным.
Приводятся тексты: благодарственное слово юбиляра к прихожанам (после литургии, при поздравлениях в храме), поздравление от внучки юбиляра – учительницы земской школы (в доме юбиляра по возвращении из церкви); речь волостного старшины от лица прихожан (в церкви после литургии), адрес Кологривского уездного училищного совета (оглашен там же тогда же), приветствие от духовенства Кологривского 1-го благочиннического округа.
258. Иноепархиальные известия. – с. 469–476
«Полтавские епархиальные ведомости» – об отношении духовенства к событиям государственной и общественной жизни. О том же – резолюция митрополита Киевского Флавиана на журнале пастырского собрания (текст). Упреки от газет в адрес духовенства («Слово», «Новое время»). «Сын Отечества» – случай со священником Ливановым в Рыбинском уезде: его проповедь о войне стала поводом для полицейского дознания (цитаты из статьи самого священника Ливанова). Архиепископ Казанский Димитрий – об обязанности епархиального архиерея защищать свое духовенство (текст из речи при прощании с казанской паствой). «Ярославские епархиальные ведомости» – обращение ярославского губернатора к крестьянству своей губернии (текст): самодержавие в России не умаляется и не ограничивается принятыми решениями о государственных преобразованиях (высочайшие указы от 18 февраля 1905 года).
259. Ответ редакции. – с. 476
Авторам статей – отказы в публикации.
260. Приложение
Объявление от учредителя курсов счетоводства Ю.М. Крылова.
См. также № 237.
№ 16 – 15 августа
276. [Б/а]
Поучение на день рождения наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. – с. 477–481
Примечание: «Произнесено в костромском кафедральном соборе при арх[иерейском] служении».
277. [Б/а]
Грустное и грозное явление. – с. 481–486
О проникновении в духовные школы светского духа, нездоровых тенденций общественной жизни, политики и рационализма.
278. Воспитанник В. Соколов
Первый выпуск воспитанников Хреновской церковно-учительской школы. – с. 486–491
Описание первого выпуска школы, состоявшегося 13 мая 1905 года. Приводятся тексты: прощальная речь к воспитанникам заведующего школой священника Л. Земляницкого (фрагмент), речь воспитанника В. Соколова (автора) к попечителю И.А. Кокореву и наставникам.
279. С.Е.З.
Ответ отцу Пермезскому. – с. 491–492
По некоторым вопросам, имеющим значение для полемики со старообрядцами. Автор – видимо, священник Евфимий Зубарев.
280. Иноепархиальные известия. – с. 492–506
Об отношении старообрядцев к Православной Церкви после указа 17 апреля, использование ими возможностей религиозной свободы. Старообрядческий собор в Нижнем Новгороде 2–5 августа 1905 года. «Донские епархиальные ведомости» – подробное описание трех первых книжек журнала «Старообрядческий вестник». «Православный путеводитель» – о трудностях, которые возникают у православных священников в связи с указом 17 апреля: составление исповедных росписей, смешанные браки, вопрос именования (старообрядцы или раскольники?). «Полоцкие епархиальные ведомости» – описание беседы семинаристов со старообрядцами (текст), с обвинением священников в уклонении от миссионерских собеседований. «Ставропольские епархиальные ведомости» – описание случая 7 июня 1905 года в Ставрополе: беседа епархиального миссионера протоиерея Е. Крючкова с раскольником Ларионовым закончилась народными беспорядками, при разгоне солдатами народной толпы были убитые и раненые. «Волынские епархиальные ведомости» – письмо епископа Волынского Антония к члену Государственного Совета Владимиру Карловичу Саблеру (текст) – видимо, в связи с завершением последним службы по духовному ведомству.
281. Объявление. Открываются в городе Костроме состоящие в ведении министерства финансов частные курсы счетоводства Ю.М. Крылова. – с. 506
282. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 33–48
Продолжение. Начало в КЕВ–1904, №№ 29, 88, 103.
283. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 163–178
Продолжение. Начало в КЕВ–1901–1904, №№ 89, 104, 154.
№ 17 – 1 сентября
293. Священник Н. Пермезский
На Светлом озере. – с. 507–510
Описание поездки автора на Светлое озеро (Нижегородская губерния, Семеновский уезд, на границе с Костромской губернией – место легендарного града Китежа) на праздник Владимирской иконы Божией Матери 23 июня [1905 года?], с описанием деятельности там баптистских миссионеров.
294. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
По пути из Костромы до Галича с Феодоровской чудотворной иконой Божией Матери. – с. 510–519
Описание путешествия вместе с чудотворной иконой (11 апреля – 15 мая 1904 года), ежегодно износимой в Галич. Имя автора установлено по указанию в конце цикла очерков (КЕВ-1906).
295. Священник И.Ч.
Нечто из воспоминаний о преосвященнейшем Августине. (Отрывок из дневника сельского священника). – с. 519–522
Воспоминания автора о личном общении с епископом Августином (Гуляницким), ранее служившим на Костромской кафедре.
296. Епархиальная хроника. – с. 523
В ночь на 3 августа 1905 года скончался от паралича сердца благочинный Галичского 5-го округа священник Димитрий Васильевич Парийский.
Священник Димитрий Парийский окончил Костромскую духовную семинарию (1866), был посвящен во священника Спасской церкви погоста Сендеги Кинешемского уезда, через три «с небольшим» года перемещен к Николаевской церкви погоста Горок на Пенье Галичского уезда, где служил до кончины, последние 6 лет – в должности благочинного. Погребение состоялось 5 августа при участии сестер соседнего Свято-Троицкого монастыря, где почивший был духовником.
297. Иноепархиальные известия. – с. 523–530
Общегосударственная реформа в России (учреждение Государственной Думы) и надежды духовенства. Духовенство Санкт-Петербурга – о церковной реформе (созыв церковного собора). «Самарские епархиальные ведомости» – о реализации соборного начала в церковной жизни (текст). «Полоцкие епархиальные ведомости» – статья иеромонаха Давида (изложение) об исторически сложившихся «винах» (слабых сторонах) русского духовенства. «Владикавказские епархиальные ведомости» – перепечатка из «Вопросов жизни», резко критическая характеристика духовенства; там же – о скрытой агитации в народе против духовенства (в некоторых осетинских селениях). «Санкт-Петербургские ведомости» – проект возложения обязанности материального содержания духовенства на земские организации, критический отзыв об этом проекте в «Церковном вестнике».
№ 18 – 15 сентября
302. [Б/а]
Голос из обители преподобного Сергия по случаю манифеста 6 августа. – с. 531–536
Призыв к народу – выбирать в Государственную Думу достойных, истинно-православных людей. Примечание: «Печатается по просьбе редактора «Троицких листков» и согласно распоряжению Его преосвященства».
303. [Б/а]
Несколько мыслей об оживлении церковно-приходской жизни. – с. 536–540
Об активизации участия прихожан в церковно-общественной жизни через устройство церковно-приходских попечительств. Примечание редакции: «Проект устава попечительства, приложенный автором к статье, к печати не разрешен цензором».
304. Из переписки миссионера со старообрядцами. – с. 541–550
Тексты письма старообрядческого с[вященника?] Ивана Железова к епархиальному миссионеру священнику Евфимию Зубареву и ответного письма отца Евфимия – об истинной Церкви, непрерывности иерархии и о стиле православно-старообрядческих собеседований.
305. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
По пути из Костромы до Галича с Феодоровской чудотворной иконой Божией Матери в 1904 году. – с. 550–554
Окончание. Начало в № 294. Название (в данном номере дополненное) приводится точно по тексту.
306. [Б/а]
Об открытии глав во время церковных служб. – с. 554–555
Заметка по церковному уставу – в какие моменты богослужений снимаются скуфьи, камилавки и клобуки.
307. Церковные кражи и меры против них. – с. 556–558
О средствах против воров – ночные сторожа, железные сундуки и шкафы, электрическая сигнализация: заметки из «Пензенских…» и «Черниговских епархиальных ведомостей».
308. Епархиальная хроника. – с. 558–565
15 августа – в Николаевской церкви села Углеца Кинешемского уезда состоялось присоединение крестьянина Ахметжана (Андрея) Алимханова из магометанского вероисповедания к Православной Церкви через крещение. 21 августа – в селе Онуфриевском Кологривского уезда состоялось освящение (возглавленное благочинным) нового летнего каменного Благовещенского храма, строившегося 9 лет на средства прихожан; приводятся краткое описание нового храма и текст слова настоятеля [имя не указано], произнесенного в конце литургии. 5 сентября – в Костромской духовной семинарии закончились приемные испытания и переэкзаменовки (приводятся общие сведения о поступивших, в том числе о специфике приема иносословных). 9 сентября – ректором семинарии отслужен молебен перед началом учения; приводится текст речи ректора архимандрита Николая, сказанной в конце молебна.
309. Иноепархиальные известия. – с. 565–568
Описание проекта протоиерея А. Щукина из Новгородской епархии – устройство в Новгородской епархии просеминарии (первые четыре семинарских класса) в Белозерске или Кириллове (текст), с критическими отзывами правления Новгородской семинарии. Попытка группы народных учителей Щигровского уезда на собрании 29 июня 1905 года исключить закон Божий из обязательных предметов преподавания и осуждение такой инициативы земской комиссией по народному образованию («Кормчий»).
310. Ответы редакции. – с. 568
О статье, не допущенной до печати цензором.
№ 19 – 1 октября
318. [Б/а]
Разбитая жизнь. – с. 569–575
Перепечатка из «Новгородских епархиальных ведомостей». Художественный рассказ о судьбе семинариста, женившегося на незнакомой ему невесте ради получения места служения, рукоположенного во священника и из-за взаимного непонимания с супругой спившегося и лишенного сана, ставшего затем нищим странником.
319. Священник И. Чижов
К рассуждениям отца А. Грудева и отца Ал. Петропавловского в «Костромских епархиальных ведомостях» №№ 12–13. – с. 576–579
К вопросу о возможности совмещения пастырского служения с занятием сельским хозяйством – в продолжение полемики, см. № 197 и № 256 [в заголовке правильно было бы указать – №№ 12 и 15].
320. А.Н.
Тяжелое и несправедливое обвинение. – с. 579–581
В ответ на статью в некоей (неназванной) газете, где утверждается: в духовной школе принцип «лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного» не действует, там «портят душу детей». Автор – возможно, архимандрит Николай.
321. [Б/а]
По поводу корреспонденции об епархиальном съезде костромского духовенства в № 87 «Костромского листка». – с. 582–585
Опровержение критических сведений о деятельности журнала «Костромские епархиальные ведомости», приводимых в статье «Костромского листка» об епархиальном съезде духовенства 22 – 26 августа 1905 года.
322. Костромской епархиальный миссионер священник Е. Зубарев
Письмо в редакцию. – с. 585
По поводу статьи священника Н. Пермезского (см. № 293) – о безосновательности порицаний в адрес костромских миссионеров.
323. Иноепархиальные известия. – с. 586– 593
Речи архипастырей по прочтении высочайшего манифеста о Государственной Думе (тексты): епископ Нарвский Антоний, епископ Могилевский Стефан. «Минские епархиальные ведомости» – о роли духовенства для будущей Государственной Думы как наставников для депутатов из крестьян (текст). «Орловские епархиальные ведомости» – об участии духовенства в выборах в Государственную Думу (текст), опасения по этому поводу газеты «Наша жизнь». Епископ Могилевский Стефан – воззвание (текст) к духовенству, практические наставления по участию пастырей в выборах.
324. Ответы редакции. – с. 593
Авторам – об отказе в напечатании статей.
325. Объявление. Состоящие в ведении министерства финансов частные курсы счетоводства Ю.М. Крылова в Костроме. – с. 594
Реклама курсов, готовящихся к открытию.
№ 20 – 15 октября
340. Пр[отоиерей] И[оанн] С[ырцов]
По вопросу о выборах в члены в Государственную Думу из среды духовенства. – с. 595–599
О перспективах участия духовенства в избирательной кампании (избрание в члены Государственной Думы специально не предусматривается, но и не исключается), об избрании выборщиков от духовенства – для чего следует созывать уездные съезды духовенства.
341. А.Н.
Могут ли миряне или клирики «выражать порицание» епископу? – с. 599–602
По поводу событий в Санкт-Петербургской духовной академии: студенты на своем собрании решили «выразить преосвященному ректору порицание» за отказ отслужить панихиду по либеральному деятелю князю С.Н. Трубецкому. Автор – возможно, архимандрит Николай.
342. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
Две недели с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в городе Галиче в 1904 году. – с. 602–608
Продолжение очерка о путешествии с иконой в Галич – см. №№ 294, 305.
343. Епархиальная хроника. – с. 609–610
1 октября – в городе Кологриве состоялось освящение дома начального народного четырехклассного училища, построенного на средства Кологривского уездного земства. 2 октября – в селе Сыпановой-слободе Нерехтского уезда, в храме преподобного Пахомия Нерехтского, состоялось освящение иконостаса (по случаю окончания его позолоты), ризы на образ Пресвятой Троицы над ракой преподобного и трехсвечника, стоящего пред мощами святого; описывается способ сбора средств на украшение храма – посевом льна, церковной «собиной» (автор корреспонденции о Сыпановой слободе – священник Н.Н.).
344. Иноепархиальные известия. «Прогрессивное» движение в нашем духовенстве – с. 610–624
Перепечатка статьи из «Тамбовских епархиальных ведомостей» с подробным разбором инициатив духовенства Москвы, Киева, Одессы, Харькова и Ревеля по поводу церковных реформ: разрешение вдовым священникам второго брака; возрастной ценз для священников (30 лет) и для монахов (30–40 лет, «если без них совершенно нельзя обойтись»); ориентировать монастыри преимущественно на социальную деятельность, «чтобы они не вред, а пользу приносили государству и обществу»; разработать положение о диаконах, «если их нельзя упразднить», поскольку среди них много малограмотных и несоответствующих своему назначению; реформа церковного богослужения – против роскоши, в более скромной обстановке. Автор заключает: «… не дай Бог, чтобы этот «прогресс» пошел еще дальше. Нам становится страшно за Церковь…».
345. Объявление. Состоящие в ведении министерства финансов частные курсы счетоводства Ю.М. Крылова в Костроме. – с. 624
Реклама курсов, готовящихся к открытию.
№ 21 – 1 ноября
359. Настоятель кологривского Успенского собора протоиерей Феоктист Иорданский
Речь по освящении дома начального народного образцового училища, устроенного кологривским земством в память 19 февраля 1861 года. – с. 625–630
360. [Б/а]
Слово по поводу избиения 19 октября в городе Костроме учащегося юношества. – с. 630–635
Описание избиения 19 октября 1905 года на Сусанинской площади и по улицам города воспитанников и воспитанниц учебных заведений, в том числе семинаристов; поводом послужила попытка учащихся устроить на Сусанинской площади демократическую манифестацию, сопровождавшаяся чтением неким агитатором с памятника Сусанина прокламации революционного содержания; учащихся избивали консервативно настроенные жители, простонародье и «темные личности».
Примечание: «Сказано в соборе 22 октября».
361. [Б/а]
По поводу высочайшего манифеста 17 октября. – с. 635–638
Изложение патриотической программы для лиц, избираемых в Государственную Думу, с основным положением – сохранение целости и единства России.
362. В.С.
Об участии священнослужителей в общественных учреждениях. – с. 638–645
Историко-канонический очерк, обосновывающий возможность и желательность участия духовенства в общественной жизни народа и в делах гражданского управления. Автор статьи – возможно, преподаватель семинарии и один из редакторов КЕВ В.И. Строев.
363. Священник Димитрий Лебедев
Избиение в городе Костроме учащейся молодежи. – с. 646–651
Описание событий, предшествовавших 19 октября 1905 года (о волнениях в учебных заведениях Костромы), и самого избиения (от очевидца), а также последующих волнений (до 21 октября). См. также № 360.
364. А.Н.
Страшное событие 19 октября. (Краткое описание его. Справедливо ли всю вину сваливать на семинаристов. На ком лежит нравственная ответственность за избиение учащихся. Взгляд на событие с религиозной точки зрения) – с. 651–656
Автор статьи – видимо, архимандрит Николай.
365. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
Две недели с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в городе Галиче в 1904 году. – с. 656–661
Продолжение. Начало в №№ 294, 305, 342.
366. [Б/а]
Нелепое обвинение. – с. 661–662
Опровержение слов гласного (депутата) Костромской городской думы В.С. Соколова (на заседании, где обсуждались события 19 октября 1905 года) о том, что детей в семинарии в наказание за проступки якобы заставляют молиться в церкви.
367. Священник Иоанн Богоявленский
К спорам о церковной земле. – с. 663–664
В продолжение дискуссии (см. №№ 197, 256, 319) – о пользе занятия земледелием для духовенства.
368. Галичского уезда Богородицкой церкви, что на реке Ноле, священник Василий Касторский
По поводу корреспонденции священника Чижова в «Костромских епархиальных ведомостях» № 19. – с. 664–666
В продолжение дискуссии (см. №№ 197, 256, 319, 367) – о пользе занятия земледелием для духовенства.
369. Ректор семинарии архимандрит Николай
По поводу похорон воспитанника семинарии В. Хотеновского. – с. 666–668
Объяснение, почему ректор семинарии и корпорация не участвовали в похоронах убитого 19 октября семинариста Василия Хотеновского (похороны состоялись 23 октября в Никольской церкви за рекой Волгой, все решения по похоронам принимал отец покойного, священник Олонецкой губернии) и почему похороны были столь скромными (во избежание политических демонстраций).
370. Епархиальная хроника. – с. 668–671
24 июля – в Богородицкой церкви на Лазаревском кладбище города Костромы торжественно праздновалось 50-летие служения в священном сане диакона этой церкви Стефана Георгиевича Яблокова (сын бедного причетника, окончил низшее отделение Костромской духовной семинарии, послушник Ипатьевского монастыря (1853–1855), диакон Троицкой церкви села Леонтьево Буйского уезда (1855–1879), с 1879 года служит на Лазаревском кладбище). Описывается празднование (для большего торжества в церковь была принесена Смоленская Песоченская икона Божией Матери), приводится текст поздравительного адреса юбиляру от граждан города Костромы.
8 октября – вечером храм в селе Углеце Кинешемского уезда посетил епископ Кинешемский Никандр, обозревавший церкви епархии; в описании посещения, приводимом в тексте хроники, отмечаются простота викария («без всякой свиты»), необременительность и желательность таких посещений для духовенства и прихожан.
371. Ответы редакции. – с. 672
По вопросам получения от церквей денег за подписку.
372. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. — с. 49–80
Продолжение. Начало в КЕВ–1904, №№ 29, 88, 103, 282.
№ 22 – 15 ноября
380. [Б/а]
Образец слова, предполагаемого к произнесению в приходах. – с. 673–676
По поводу крестьянских беспорядков в Курской, Орловской, Саратовской, Черниговской и других губерниях.
381. [Б/а]
О приобретении церковной собственности. – с. 676–684
Историческая и юридическая справка о порядке приобретения церквами имущества, в том числе и предназначенного для благотворительности. Обсуждается вопрос, что правильнее считать юридическим лицом – церковь или приход.
382. С. Романовский
Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии. – с. 684–689
Продолжение. Начало в №№ 21, 46, 62, 100. В данном тексте непосредственно указано имя одного автора.
О состоянии старообрядчества в приходах церквей Костромы и в приходе Спасской церкви за Волгой.
383. Ректор семинарии архимандрит Николай
По поводу похорон князя Трубецкого. (Речь отца К. Аггеева о «свободе»). – с. 689–698
Богословский анализ слова священника К. Аггеева, произнесенного в Санкт-Петербурге перед панихидой по князю Трубецкому (см. также № 341): «Это речь совершенно неправославного священника».
384. Села Воронцово Троицкой церкви священник Алексей Петропавловский
По поводу участия православного русского духовенства в современном освободительном движении. – с. 698–701
Указывая на упреки в отсталости от жизни и в отчужденности от паствы, адресуемые духовенству, автор описывает собственную церковно-общественную деятельность на приходе с февраля 1904 года (то есть с начала русско-японской войны).
385. Протоиерей Иоанн Поспелов
Воспоминания о преосвященном Виссарионе. – с. 702–705
Автор был знаком с (будущим) епископом Виссарионом еще со времен совместной учебы в Московской духовной академии, с 1844 года.
386. Епархиальная хроника. – с. 705–712
21 октября – в приходе Предтеченской-Печерской церкви города Юрьевца праздновалось 250-летие сооружения юрьевчанами в 1655 году обыденной Печерской церкви; описываются история устройства церкви (во время эпидемии моровой язвы), само празднование; приводится текст слова благочинного протоиерея Павла Алякритского за литургией 21 октября.
22 октября – после непродолжительной болезни скончался заштатный протодиакон костромского кафедрального собора Владимир Гер. Нагоров; отпевание его соборным причтом в кафедральном соборе состоялось 25 октября. Приводится текст поучения, произнесенного перед отпеванием (автор не указан). Протодиакон Владимир Нагоров – 67-ми лет, окончил Костромскую духовную семинарию (1860), диакон Благовещенской церкви города Костромы (1861–1866), с 1866 года – диакон кафедрального собора, с 1884 года – протодиакон, с 1902 года за штатом.
387. Иноепархиальные известия. – с. 712–720
«Новое время» – по поводу бунта матросов в Кронштадте 26 октября 1905 года, критические замечания о деятельности отца Иоанна Кронштадтского и духовенства вообще (текст). Отношение («в какой-то нескладной форме») московского духовенства к политическим волнениям – «Русское слово», «Московские ведомости» (цитаты). Воззвание священника Григория Петрова к духовенству в «Русском слове» (текст). Обращение к духовенству группы петербургских священников (текст). О событиях в Томске: 21 октября 1905 года участники патриотической манифестации сожгли здание театра, где проходил митинг социалистов-революционеров, вместе с участниками митинга.
№ 23 – 1 декабря
399. Ив. Студитский
Думы о благоустройстве православного русского прихода. – с. 721–728
Об участии мирян в приходских делах (в том числе с историко-канонической точки зрения), об упорядочивании богослужения.
400. [Б/а]
О недостатках в строе церковно-приходской жизни и быте духовенства. – с. 728–739
О нехватке средств для развития социального приходского служения, взаимоотношениях с церковными старостами, проблемах в материальном обеспечении духовенства, несправедливости при раздаче наград, малой пригодности священников с развитым интеллектом для служения в деревне (последнее рассуждение сопровождается критическим комментарием редакции).
401. Никольское общество трезвости в Костроме (по отчету его за время с 15 августа 1904 года по 15 августа 1905 года). – с. 740–744
Общество, первоначально образовавшееся при чайной попечительства о народной трезвости, затем причислилось к Спасской церкви что в Гостином дворе города Костромы.
История общества. Цель общества и средства к достижению ее. Средства общества. Деятельность общества. Состав общества.
402. Z.Z.
Политика и школа. – с. 744–748
О причинах участия учащейся молодежи в политических выступлениях (недостатки школы и влияние политических партий), о необходимости преодоления этих причин.
403. Протоиерей Иоанн Поспелов
Воспоминания о костромском преосвященном Виссарионе. – с. 748–752
Продолжение. Начало в № 385. Измененное название приводится точно по тексту.
404. С.В.И.
По поводу суждений Костромского епархиального съезда о духовной школе. – с. 752–755
Критические замечания по поводу журнала № 5 епархиального съезда 1905 года (см. № 350).
405. [Б/а]
Угодны ли Богу «демонстративные панихиды»? – с. 755–758
О неуместности служения панихид по «борцам за свободу».
406. [Б/а]
Памятник Хотеновскому. – с. 758–759
О попытках сбора средств (среди учащихся и горожан) на памятник семинаристу, убитому 19 октября 1905 года (см. также № 369) – при том, что убитый вовсе не был «жертвой борьбы за свободу».
407. Иноепархиальные известия. – с. 760–764
Внимание епархиальной прессы к епархиальным съездам духовенства. О выборах депутатов на съезды – «Архангельские…», «Кишиневские епархиальные ведомости» (цитата). О порядке обсуждения вопросов на съездах – «Самарские епархиальные ведомости» (цитаты), «Новгородские епархиальные ведомости» (цитата).
408. Объявление. Брошюра «Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам)». – с. без №
Реклама брошюры, продающейся в редакции КЕВ.
№ 24 – 15 декабря
418. Священник Е. Зубарев
Причины устойчивости раскола и незначительности миссии. – с. 765–769
Подлинная причина устойчивости – невежество старообрядцев, а не их якобы братское единство в общинном самоуправлении.
419. Священник Н. Пермезский
Вы дайте им есть. – с. 769–772
О проблемах финансирования приходской благотворительности.
420. [Б/а]
О диаконском служении в современной и древней Церкви. – с. 772–776
О необходимости восстановления канонического значения диаконского служения, в связи с предложениями об упразднении диаконской степени церковной иерархии.
421. Протоиерей Иоанн Поспелов
Воспоминание о преосвященном Виссарионе. – с. 777–781
Окончание. Начало в №№ 385, 403. Заглавие текста вновь изменено.
422. Священник села Валов Макарьевского уезда Александр Аполлов
В виду надвигающейся опасности. – с. 781–784
Описание попыток революционной пропаганды в приходе автора статьи.
423. Суждение правления Костромской духовной семинарии по поводу журнала № 5 съезда духовенства сессии 1905 года о постановке и улучшении учебно-воспитательной части в духовных школах. – с. 785–793
Излагаются выводы комиссии, созданной из членов правления семинарии для рассмотрения вопросов о недостатках в жизни духовно-учебных заведений и о путях их устранения. По сути – предложения съезда отвергаются (за исключением частностей), с учетом изданного Святейшим Синодом проекта новой постановки учебных предметов в семинариях.
424. Иноепархиальные известия. Митинг нищих. – с. 793–794
«Резолюции» митинга нищих в Санкт-Петербурге – об упорядочивании прошения милостыни (не просить на улицах и площадях и т. п.).
425. Объявление. Брошюра «Благочиннические советы. (Инструкция благочинническим советам)». – с. 794
Реклама брошюры, продающейся в редакции КЕВ.
426. Приложение
Преподаватель Рязанского духовного училища, бывший преподаватель Макарьевского училища Агафон Червинский
История Макарьевского духовного училища. – с. 81–102
Окончание. Начало в КЕВ–1904, №№ 29, 88, 103, 282, 372.
427. Приложение
Оглавление неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» 1905 года. – с. I–IV