Костромские епархиальные ведомости – 1910
Отдел неофициальный
[с. 1–2 – титул неофициального отдела]
№ 1 – 1 января
7. Законоучитель гимназии священник Михаил Раевский
Слово в неделю пред Рождеством Христовым – годовой день блаженной кончины отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. – с. 3–10
Примечание: произнесено в костромском кафедральном соборе 20 декабря 1909 года.
8. Николай Виноградов
Ex oriente lux. – с. 10
Стихотворение.
9. Леонид Грандилевский
Смысл прирожденного нам нравственного закона. (Публичное чтение в зале городской думы 29 ноября 1909 года). – с. 11–23
Текст выступления.
10. И[ван] Б[аженов]
На реке Иордане в праздник Крещения Господня. – с. 23–27
Описание богослужений, проходящих (с участием паломников) на месте крещения Иисуса Христа 5–6 января.
11. Прихожанин
Освящение зимнего храма в селе Арсениевой-Слободе. – с. 27–30
Описание истории постройки нового храма вместо старого зимнего (в Чухломском уезде) и его освящения 17 ноября 1909 года (возглавлял благочинный).
12. Из газет и журналов. – с. 31–34
Из «Христианина» – описание духовной школы на острове Халки близ Константинополя.
13. По епархиям. – с. 34–39
Решение Самарского съезда духовенства о пособии учащимся детям духовенства (текст). «Пермские епархиальные ведомости» – описание миссионерских курсов, проходивших в Перми в июле 1909 года. «Московские церковные ведомости» – напечатан проект инструкции для священно-церковнослужителей об их обязанностях (без изложения). «Могилевские епархиальные ведомости» – епископом Стефаном утверждена «Инструкция миссионерским книгоношам-собеседникам Могилевской епархии» (краткое изложение). «Полоцкие епархиальные ведомости» – при Витебской духовной семинарии 4 октября 1909 года открыт исторический кружок. «Иркутские епархиальные ведомости» – об учреждении «Братства взаимного вспоможения духовенства Иркутской епархии». «Московские церковные ведомости» — описание проекта епархиальной кассы взаимного вспоможения духовенства.
14. Разные известия и заметки. – с. 39–40
Статистические данные о состоянии среднего образования в России на 1 января 1909 года. Изложение лекции профессора А.В. Гервера «Гипноз и внушение».
№ 2 – 15 января
26. И. Баженов
Явление Иоанна Крестителя на проповедь. – с. 41–54
Статья по библейской истории.
27. Амбров
Не осуждай! – с. 55
Стихотворение.
28. [Б/а]
Первый всероссийский противоалкогольный съезд. – с. 55–64
Описание съезда, проходившего в Санкт-Петербурге с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года и, по замечанию автора статьи, превратившегося в «противоправительственный и антирелигиозный митинг».
29. [Б/а]
Протоиерей Иоанн Михайлович Ипполитов. (Некролог). – с. 64–66
Протоиерей Иоанн Ипполитов, законоучитель и председатель педагогического совета костромской Григоровской женской гимназии, скончался от брюшного тифа 20 октября 1909 года. Отпевание в домовой церкви гимназии состоялось 22 октября (возглавил епископ Тихон), погребение – на Феодоровском [Новом] кладбище Костромы.
Протоиерей Иоанн Ипполитов – сын заштатного псаломщика Успенской церкви города Чухломы, окончил Солигаличское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1883); священник села Замостье Костромского уезда (1884–1885); поступил в Казанскую духовную академию и окончил ее в 1889 году. С октября 1889 года – законоучитель Григоровской гимназии в Костроме, с ноября 1889 года – настоятель Александро-Невской церкви при этой гимназии, председатель педагогического совета гимназии (с 1907 года), протоиерей (1908).
30. [Законоучитель реального училища и частной женской гимназии священник С. Красовский]
Слово, произнесенное священником С. Красовским при погребении протоиерея И. Ипполитова. – с. 66–68
Произнесено за литургией 22 октября 1909 года в домовой Александро-Невской церкви Григоровской гимназии в Костроме.
31. Л.И.
[Памяти протоиерея Иоанна Ипполитова.] – с. 68–70
Текст, написанный одним из почитателей покойного.
32. С.П.А.
Василий Константинович Добровольский. (Некролог). – с. 70–72
В.К. Добровольский, старший преподаватель Костромского духовного училища, скончался 23 октября 1909 года в губернской земской больнице города Костромы. Отпевание состоялось 26 октября в Трехсвятительской церкви духовного училища (возглавил ректор семинарии протоиерей В. Чекан), погребение – на Новом Феодоровском кладбище Костромы.
В.К. Добровольский – сын священника, родился 5 апреля 1856 года в селе Плетни Костромского уезда. Окончил Костромское духовное училище, Костромскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию (1880). Преподаватель латинского языка в Макарьевском духовном училище (1880–1883), преподаватель латинского языка в Костромском духовном училище (с 1883 года) и гражданской истории в Григоровской женской гимназии (на протяжении около 10 лет).
33. [Священник А.В. Говорков]
Слово, произнесенное священником А.В. Говорковым. – с. 72–74
Произнесено на литургии 26 октября 1909 года в Трехсвятительской домовой церкви Костромского духовного училища перед отпеванием преподавателя В.К. Добровольского.
34. [П.Т. Виноградов, смотритель Костромского духовного училища]
Речь П.Т. Виноградова. – с. 74–75
Произнесена на отпевании В.К. Добровольского 26 октября 1909 года в Трехсвятительской домовой церкви Костромского духовного училища.
35. [Один из зятьев покойного В.К. Добровольского]
Прощальный привет от семьи. – с. 75–76
Слово, произнесенное на отпевании В.К. Добровольского 26 октября 1909 года в Трехсвятительской домовой церкви Костромского духовного училища.
36. По епархиям. – с. 76–77
Правила для приходских миссионерских кружков, составленные и утвержденные в Рязанской епархии (краткое описание). Открытие в Москве братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
37. Разные известия и заметки. – с. 77–78
Описание обетной грамоты, выдаваемой в Покровской церкви Санкт-Петербурга давшему обет трезвости. Описание совещания законоучителей начальных школ и инспекторов народных училищ Московской губернии, открывшегося 17 декабря 1909 года в Москве. Описание археологических раскопок в Иерихоне.
38. Исправление в чтении. – с. 79
Исправление опечаток в № 7, с. 4 и 6.
№ 3 – 1 февраля
44. Священник Е. Зубарев
О власти антихриста. – с. 81–95
Материалы для полемики со старообрядцами-беспоповцами.
45. Из газет и журналов. – с. 95–97
«Пензенские епархиальные ведомости» – об устройстве на приходе пастырских вечеров (обхождение прихода по участкам и общение с прихожанами), необходимость для священника иметь помощников из мирян, о борьбе с пьянством. Описание празднования 300-летия освобождения Троице-Сергиевой лавры от поляков (10–12 января 1910 года).
46. По епархиям. – с. 98
«Иркутские епархиальные ведомости» – предложение Иркутского епархиального съезда ввести новый порядок получения жалованья, по третям года. «Киевские епархиальные ведомости» – о порядке получения воспитанниками Киевской духовной семинарии бланков с отметками поведения и успехов (для неуспевающих воспитанников эти бланки будут направляться непосредственно родителям). «Колокол» – открытие в городе Курске епархиальной типографии.
47. Разные известия и заметки. – с. 99
О комете Галлея (в связи с ее приближением к Земле). «Колокол» – результаты американской экспедиции на Мертвое море в 1909 году: Содом и Гоморра предположительно погибли от извержения вулкана.
48. Объявление. От совета костромского православного Феодоровско-Сергиевского братства. – с. 102
Список книг и икон, продающихся в центральном книжном складе братства.
49. Объявление. От Костромского отдела Императорского православного Палестинского общества. – с. 102–103
О продаже книги «Путеводитель по святым местам Востока».
50. Объявление. К.В. Демидов. – с. 103
Реклама метлахской и цементной плитки (изготовление в Иваново-Вознесенске, доставка железной дорогой в Костромскую губернию).
№ 4 – 15 февраля
59. И. Баженов
Народные лечебницы костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря (по случаю XXXV-летия их). – с. 105–117
История создания лечебниц и описание их деятельности.
60. Амбров
Вера и надежда. – с. 118
Стихотворение.
61. Священник – попечитель N кредитного товарищества
Об участии духовенства в кредитных товариществах. – с. 118–120
О пользе участия священнослужителей в таких товариществах с пастырской точки зрения.
62. [Б/а]
Мольбы народа. – с. 120–122
О необходимости отрезвления народа и борьбы с пьянством – на примере дела об убийстве, разбиравшегося судом в городе Боровичах Новгородской губернии, и заявления на суде присяжного заседателя купца И.С. Гомзина.
63. Из газет и журналов. – с. 122–127
«Рязанские епархиальные ведомости» – заметка «Цифры» (изложение): о средствах, истраченных на водку в различных губерниях России в 1901 году, о смерти от алкоголизма и тяжелой наследственности у алкоголиков (зарубежные данные). «Киевские епархиальные ведомости» – мысли священника А. Поторжинского об обсуждении на благочиннических съездах актуальных вопросов церковно-общественной жизни. «Известия по Казанской епархии» – доклад комиссии (по подготовке епархиального съезда) по вопросу об учреждении в благочиннических округах Казанской епархии братских судов (изложение).
64. По епархиям. – с. 127–131
О проведении Рождественским постом в городе Муроме Владимирской епархии богословских чтений для общественности, программа (предполагаемых) таких же чтений в городе Орле на Великий пост 1910 года. Проект устройства богадельни при приходской церкви, предложенный крестьянином села Съезжего Бузулукского уезда Самарской губернии Артемием Никоновым. «Курские епархиальные ведомости» – постановления собрания церковных старост 3-го округа Тимского уезда Курской епархии (текст).
65. Разные известия и заметки. – с. 131–132
«Россия» – статистика по случаям отпадения от православия за 1905–1909 годы. Деятельность Православного Миссионерского общества на Дальнем Востоке (по данным отчета за 1908 год, со сведениями о состоянии Православной Церкви в Японии к 1 января 1909 года). «Приамурский вестник» – успехи распространения христианства среди населения Кореи. Предложение московского губернатора об обязательном обучении церковному пению в земских школах.
№ 5 – 1 марта
72. [Б/а]
Необходимость объединения православного духовенства. – с. 133–138
О необходимости объединения для борьбы с неверием и иноверием. Перепечатка из «Волынских епархиальных ведомостей», № 47 за 1909 год.
73. Села Кужбала Воскресенской церкви священник Павел Краснухин
К вопросу об участии церковных старост в очередных съездах духовенства. – с. 139–141
Предложения по организации такого участия – в связи с тем, что Синодом разрешено, в виде опыта, в Костромской епархии привлечь церковных старост к участию в работе епархиального съезда.
74. [Б/а]
XXV-летний юбилей председателя совета состоящего под высочайшим Его императорского величества покровительством костромского Александровского православного братства Л.П. Слободского. (1885 – 11 февраля – 1910). – с. 141–149
Описание чествования Леонида Павловича Слободского по случаю 25-летия его трудов в составе совета братства (исполнившегося 11 февраля) 14 февраля 1910 года в доме братства.
Приводятся тексты: отношения собственной Его императорского величества канцелярии от 9 февраля 1910 года за № 279 (на имя почетного попечителя братства – о пожаловании Л.П. Слободскому высочайшего подарка, золотых часов) и от 8 февраля за № 280 (самому Л.П. Слободскому – о том же), приветственный адрес членов костромского Александровского православного братства, приветствие почетного попечителя братства тайного советника Вячеслава Симфорьяновича Кохманского, адрес Ипатьевского попечительства братства, адрес Хрипелевского попечительства братства, адрес Домнинского попечительства братства, список поступивших поздравительных телеграмм и писем.
75. [Б/а]
Из Государственной Думы. Обсуждение сметы Святейшего Синода. – с. 149–157
Подробное описание обсуждения сметы на 1910 год, начавшегося вечером 16 февраля 1910 года.
76. Из газет и журналов. – с. 157–160
«Ставропольские епархиальные ведомости» – рассказ некоего священника, как он ездил в Америку в поисках священнического места и почему вернулся обратно. «Церковный вестник» – о приходских нуждах деревни (борьба с религиозным индифферентизмом и разрушительной пропагандой).
77. По епархиям. – с. 160–162
«Олонецкие епархиальные ведомости» – сообщение о миссионерском пастырском собрании в Петрозаводске. «Воронежские епархиальные ведомости» – описание съезда церковно-школьных деятелей Воронежской епархии, проходившего 13–15 июня 1909 года. Предписание Саратовской духовной консистории благочинным о контроле за поступлением от церквей взносов на епархиальные нужды (изложение).
78. Разные известия и заметки. – с. 162–163
Статистика издания в России книг духовного содержания за 1908 год. О случае в Сувалкской губернии: старый солдат завещал свой капитал на украшение и православного храма, и католического костела, «чтобы русские и католики жили в мире и согласии». Описание миссионерских курсов для монахинь, открывшихся в городе Перми при Успенском женском монастыре 21 ноября 1909 года. Статистические сведения о церковных школах в России на 1 января 1909 года.
№ 6 – 15 марта
85. И. Баженов
Памяти князя Димитрия Михайловича Пожарского в Костромской губернии. – с. 165–173
О патриотическом движении 1611–1612 годов, шествии нижегородского ополчения в 1612 году на Москву и о пожертвованиях, сделанных князем Д.М. Пожарским в пользу костромских храмов и монастырей.
86. Священник Н. Сапоровский
«В минуты жизненных тяжелых испытаний…» – с. 174
Стихотворение.
87. [Б/а]
Двадцатипятилетний юбилей служебной деятельности преподавателя Костромской духовной семинарии Василия Гавриловича Фрязинова. – с. 174–188
Описание поздравления В.Г. Фрязинова преподавателями и воспитанниками семинарии в день юбилея, 5 октября 1909 года. Приводятся тексты: слово от воспитанников, благодарственная речь юбиляра, поздравительные телеграммы, письменные приветствия – от настоятеля ростовского Авраамиева монастыря архимандрита Германа; от члена правления семинарии священника Александра Виноградова; от учеников В.Г. Фрязинова, служащих в Костромском епархиальном женском училище; от законоучителя костромской Григоровской гимназии протоиерея Иоанна Ипполитова; от городского благочинного, протоиерея Петра Красовского; от студентов Санкт-Петербургского политехнического института; от члена Ярославской духовной консистории священника Тихона Соколова; от законоучителя 1-го Московского кадетского корпуса священника Иоанна Добровольского; от студента Киевской духовной академии Гавриила Иванова; от студента Санкт-Петербургского университета Константина Победимского; от учителя Корниловского земского училища Николая Лебедева; от судебного следователя города Костромы Александра Аристова; от Анны Алексеевны Соловьевой; от фельдшера семинарской больницы Ал. Николаева; от священника Новгородской епархии Владимира Розанова; от студента Казанской духовной академии Александра Воскресенского; от студента Киевской духовной академии Ивана Лаговского. Приводится текст речи смотрителя Костромского духовного училища П.Т. Виноградова на праздничном обеде на квартире юбиляра.
В.Г. Фрязинов – сын протоиерея Кирилловского уезда Новгородской губернии, родился 18 июня 1859 года. Окончил Кирилловское духовное училище и Олонецкую духовную семинарию (1880), Санкт-Петербургскую духовную академию (1884). Приказом обер-прокурора Святейшего Синода от 5 октября 1884 года назначен помощником инспектора Костромской духовной семинарии, в декабре 1886 года перемещен на должность преподавателя той же семинарии по кафедре основного, догматического и нравственного богословия.
88. [Б/а]
35-летие священнослужения благочинного священника Ефрема Дроздова. – с. 188–198
Описание празднования 9 февраля 1910 года в селе Ивановском Нерехтского уезда – где служит юбиляр, благочинный Нерехтского 10-го округа. Приводятся тексты: слово священника Симеона Троицкого (духовника благочиннического округа) за литургией в Предтеченской церкви села Ивановского, адрес духовенства Нерехтского 10-го округа, речь священника села Фряньково И. Савинского перед молебном, акт об учреждении стипендии имени отца Ефрема Дроздова (для ежегодной выдачи юбиляром нуждающимся сиротам духовенства округа, проценты с капитала).
Священник Ефрем Капитонович Дроздов – сын дьячка села Медведково того же Нерехтского 10-го округа, окончил Костромскую духовную семинарию (1872). Учитель Сараевской одноклассной земской школы (1872–1875), 9 февраля 1875 года рукоположен во священника к Предтеченской церкви села Ивановского, благочинный округа.
89. Из газет и журналов. – с. 199
Об учреждении в Санкт-Петербурге Всероссийского трудового братства христиан-трезвенников.
90. По епархиям. – с. 199–201
Описание Тульского епархиального съезда духовенства 25–30 января 1910 года (впервые проходил с участием церковных старост). «Пензенские епархиальные ведомости» – о мерах для тщательного контроля за аккуратным посещением уроков закона Божия законоучителями начальных школ.
91. Разные известия и заметки. – с. 2012–02
«Смоленские епархиальные ведомости» – случай в Смоленске: церковный староста одной из церквей города подвергнут аресту за неисправное содержание улиц и церковных домов, а консистория не разрешила ему платить штраф из церковных сумм. Разъяснение министерства внутренних дел по запросу Томского губернского правления: несмотря на издание закона 17 апреля 1905 года о веротерпимости, причты инославных и иноверческих исповеданий (в отличие от православных) не имеют права на получение земельных наделов, поскольку православная вера – первенствующая и господствующая в Российской империи. Хвалебный отзыв адвоката Плевако (скончавшегося в 1909 году) о речах святителя Иоанна Златоуста.
92. Приложение
А.М. Бочаров
Страсти Христовы. Переложение стихами по Евангелию святого Иоанна с зачала 28, глава 18, и по другим источникам. – с. 1–10
Стихотворное изложение евангельских событий. Подписано: село Наволоки, 16 июля 1909 года.
№ 7 – 1 апреля
95. И[ван] Б[аженов]
Тайна воскресения многих святых в момент смерти Христовой. Мф. 27, 52–53. – с. 203–207
Статья по евангельской истории.
96. Преподаватель С. Романовский
Собеседование с глаголемыми старообрядцами в Костромской духовной семинарии. – с. 208–218
Описание беседы, состоявшейся 7 марта 1910 года в актовом зале Костромской духовной семинарии.
97. [Б/а]
Протоиерей Иоанн Стафилевский. (Некролог). – с. 219–227
Протоиерей Иоанн Александрович Стафилевский, настоятель Тихвинского собора города Макарьева, скончался в Макарьеве 4 февраля 1910 года после продолжительной болезни. Отпевание состоялось в соборе 7 февраля (возглавил настоятель Макариево-Унженского монастыря архимандрит Иов), погребение – в ограде Христорождественского собора города Макарьева, где покойный служил 30 лет.
Приводятся тексты речей, сказанных при погребении священниками Тихвинского собора А. Ювенским и А. Говорковым, а также сыном покойного.
Протоиерей Иоанн Стафилевский – сын священника села Николо-Каликино Чухломского уезда, родился в 1842 году, окончил Костромскую духовную семинарию (1864). Письмоводитель при канцелярии архиепископа Костромского и Галичского Платона (1864–1866), священник Покровской церкви села Медведок Костромского уезда (1866–1867), с 1867 года – священник, затем настоятель Христорождественского собора города Макарьева, спустя 30 лет стал настоятелем Тихвинского собора, протоиерей, 36 лет состоял членом правления Макарьевского духовного училища.
98. Редактор Никон, епископ Вологодский и Тотемский
Новое еженедельное издание Троицкой Сергиевы лавры. (Библиографическая заметка). – с. 227–230
Описание издания «Троицкое слово», с общей его программой.
99. Из газет и журналов. – с. 230–234
«Церковный вестник» – выдержка из газеты «Русское слово» (текст), об отрицательном влиянии политической деятельности духовенства на пастырское дело. «Колокол» — предложение о введении особого церковного налога с населения, по примеру Германии. «Оренбургские епархиальные ведомости» – статья священника П–ва о внешнем виде и поведении духовенства, с критикой крайностей (изложение). Положительный отзыв об изданной редакцией «Русской мысли» книге американского психолога В. Джемса «Многообразие религиозного опыта».
100. По епархиям. – с. 234–237
Описание состоявшегося в Москве 7 марта 1910 года, в неделю Православия, акафематствования (в чине Православия) «братцев» Ивана Колоскова и Дмитрия Григорьева, последователей петербургского «братца» Ивана Чурикова – описываются архиерейские службы в Успенском соборе Московского Кремля, Никольском храме у Покровского моста и Благовещенском в Петровском парке. «Могилевские епархиальные ведомости» – предложение Могилевской духовной консистории духовенству (изложение) о мерах воздействия на прихожан, долго не бывших у исповеди и причастия.
101. Разные известия и заметки. – с. 237–238
Газета «Киевлянин» – отзыв некоего немца о порядках в России: у русских (с их анархическими замашками) гораздо больше свободы, чем в Германии. Просьба министра юстиции к Святейшему Синоду – устраивать при монастырях приюты для малолетних преступников, поскольку государственные уже переполнены.
№ 8 – 15 апреля
110. [Б/а] Жизнь и пастырско-просветительная деятельность отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. (Из уроков по практическому руководству для пастырей и гомилетике в Костромской духовной семинарии). – с. 241–249
111. Амбров
«Христос воскрес!». – с. 249
Стихотворение.
112. Преподаватель С. Романовский
Собеседование с глаголемыми старообрядцами в Костромской духовной семинарии. – с. 250–262
Описание беседы, состоявшейся 21 марта 1910 года (в неделю Крестопоклонную Великого поста) в актовом зале Костромской духовной семинарии.
113. В. Л–й
Галлеева комета 1910 года. – с. 262–270
Текст чтения в актовом зале Костромской духовной семинарии 28 марта 1910 года – сведения о кометах вообще и о комете Галлея в частности, о связанных с ее появлениями суевериях и страхах.
114. Из газет и журналов. – с. 270–274
Решение комиссии Государственной Думы по народному образованию о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения (впрочем, это лишь проект). «Церковный вестник» – в связи с этим о том, как следует бороться за церковные школы и в чем их полезность (текст). «Колокол» – новый закон о приходском духовенстве, опубликованный в Черногории (описание).
115. По епархиям. – с. 274–277
«Нижегородский церковно-общественный вестник» – обсуждение вопроса о деятельности церковных советов на Орловском епархиальном съезде 5 сентября 1909 года. «Благовещенские епархиальные ведомости» – обсуждение вопроса об устройстве периодических псаломщических курсов на съезде духовенства Благовещенской епархии 29 мая 1909 года. Описание служения епископа Орловского Александра 14 февраля [1910 года] в церкви орловской тюрьмы (трогательное впечатление). Освящение и открытие 24 января 1910 года при Иркутском архиерейском доме бесплатной детской столовой для бедных детей.
116. Разные известия и заметки. – с. 277
Начало проповеднических загородных поездок воспитанников Пермской духовной семинарии. Сведения о деятельности приходских благотворительных обществ в Санкт-Петербурге. «Колокол» – чрезвычайное собрание Училищного совета при Святейшем Синоде созывается 3–5 мая 1910 года. «Колокол» – решение министерства народного просвещения о сокращении числа праздничных дней в учебных заведениях.
№ 9 – 1 мая
126. [Б/а]
Христианство и современный прогресс. – с. 279–282
Возможно, этот текст заимствован из листка серии «Русская религиозная мысль» и его авторство принадлежит И.С. Аксакову (судя по примечанию).
127. А. Конторский
Молитва. – с. 2822–83
Стихотворение. Подписано: Кострома, апреля 10 дня 1910 года.
128. [Б/а]
К перенесению мощей преподобной Евфросинии из города Киева в город Полоцк. – с. 283–286
К ожидаемому в апреле–мае 1910 года перенесению святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь Витебской губернии – житие преподобной и история ее мощей.
129. [Б/а]
Радостный сон. – с. 286–288
Из «Колокола» – рассказ: его герой во сне попадает в общество, в котором нет пьянства и люди живут почти идеальной жизнью.
130. Из газет и журналов. – с. 288–292
«Новое время» – законопроект о введении в России нового стиля, предложенный членом Государственного Совета В.М Андреевским, рассылается членам Государственного Совета. «Тульские епархиальные ведомости» – о появлении в печати письма Л.Н. Толстого, в котором тот критикует свои прежние взгляды (цитаты). «Колокол» и «Новое время» – статья Г. Меньшикова против французского публициста Леруа-Болье, обвиняющего Россию в религиозной нетерпимости (текст).
131. По епархиям. – с. 292–296
Учреждение в Москве на Ордынке Марфо-Мариинской обители; 11 апреля 1910 года состоялось посвящение великой княгини Елизаветы Феодоровны в ее настоятельницы. Решение Святейшего Синода (по просьбе епископа Калужского Вениамина) о ежегодных взносах от монастырей Калужской епархии на нужды местных церковных школ (изложение). О служении Великим постом пассий в крестовой (архиерейской) церкви в Перми. «Кишиневские епархиальные ведомости» – предложение епископа Кишиневского Серафима духовной консистории (текст) об отмене существующего положения о Кишиневском епархиальном свечном заводе и о составлении нового устава, четко определяющего принципы управления заводом и его деятельностью.
132. Разные известия и заметки. – с. 296–298
Статистические данные об исполнении закона 9 ноября 1906 года о землеустройстве крестьян (выход из общины, укрепление земли в личную собственность). Разъяснение Государственного банка: прием вкладов на вечные времена от монашествующих не допускается. Министром внутренних дел предложено местным властям – не допускать продажи и распространения открытых писем (открыток) со священными для христиан изображениями. Законопроект о предоставлении православным приходам права юридического лица, внесенный в Государственную Думу фракцией октябристов (цитата). О предстоящих областных миссионерских съездах: в Казани (13–26 июня) и в Иркутске (25 июня [или правильно – июля?] – 5 августа). «Россия» — о докторе Холе Эдвардсе (Париж), в течение 15 лет практически лишившемся рук (ампутации) из-за опытов с рентгеновскими лучами, которые он продолжает исследовать.
133. Объявление. Юрьевецкая женская гимназия. – с. 298
О датах приемных экзаменов. Подписано: начальница Л. Заварина.
№ 10 – 15 мая
142. Законоучитель гимназии священник М. Раевский
Слово на день рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича. – с. 299–306
Произнесено в костромском кафедральном соборе 6 мая 1910 года.
143. И. Баженов
Старый город Кострома в XVII–XVIII веках и судьбы его. – с. 306–321
Очерк по истории Костромского кремля.
144. [Б/а]
Протоиерей Иоанн Поспелов. (Некролог). – с. 322–330
Бывший костромской кафедральный протоиерей Иоанн Григорьевич Поспелов скончался 21 марта 1910 года. Отпевание состоялось 23 марта в кафедральном соборе (возглавил епископ Тихон), погребен в ограде собора – рядом с умершей несколькими годами ранее супругой.
Протоиерей Иоанн Поспелов родился в селе Косьмино Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника 19 сентября 1821 года (фамилию Поспелов получил уже в духовной школе). Обучался в Костромском духовном училище (1831–1838), Костромской духовной семинарии (с 1838 года) и Московской духовной академии (окончил в 1848 году). С 1849 года – священник в городе Вольмаре Лифляндской губернии (до 1859 года), протоиерей (1858). С 1859 года – протоиерей Преображенской церкви в городе Вендене той же губернии, благочинный, имел серьезные проблемы из-за полемики с лютеранами. В октябре 1867 года назначен кафедральным протоиереем кафедрального собора города Костромы, исполнял многие другие церковные и общественные должности, известный духовный писатель, проповедник и историк, председатель совета Феодоровско-Сергиевского братства. В 1902 году по состоянию здоровья (почти совсем лишился зрения) уволен за штат, но продолжал литературную деятельность.
145. [Б/а]
Из Государственной Думы. Законопроект о нормальном отдыхе торговых служащих. – с. 330–332
Описание обсуждения законопроекта по вопросу – какие дни считать праздничными (с учетом православных и иноверных праздников).
146. Из газет и журналов. – с. 333–337
Изложение доклада комиссии Государственного Совета, образованной для обсуждения внесенного из Государственной Думы законопроекта о старообрядческих общинах (комиссия предлагает свой проект). Изложение лекции профессора Н.И. Ковалевского (прочитанной в Санкт-Петербурге) о национальном образовании и воспитании детей. О противоречивости правительственных решений по вероисповедным вопросам (например, о проповеди инославия). Новые правила об устройстве последователями сектантских вероучений религиозных и деловых съездов (описание).
147. По епархиям. – с. 337–341
Обсуждение на Пензенском епархиальном съезде духовенства 19 декабря [1909 года] мер к возбуждению и поддержанию единодушия среди духовенства в пастырском деле (цитаты). «Енисейские епархиальные ведомости» – решение Енисейского епархиального съезда о мерах по развитию проповедничества (текст). Решение Тульского епархиального съезда: просить архиерея ходатайствовать перед Святейшим Синодом о возможном сокращении кружек и подписных листов [то есть сборов по разным поводам] и о введении новых только в крайних случаях. «Владимирские епархиальные ведомости» – создание исторической группы (кружка) из воспитанников Владимирской духовной семинарии.
148. Разные известия и заметки. – с. 342–343
Образование межведомственного комитета для подготовки к празднованию 300-летия Дома Романовых. «Ежегодник императорских театров» – воспоминания о драматурге А.Н. Островском, как император Александр III назначал ему пенсию. Учреждение в Москве общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. Ходатайство (планируемое) общества угличан, живущих в Петербурге, о перенесении мощей святого царевича Димитрия из Москвы в Углич. Ограбление – в ночь на 8 апреля 1910 года – Успенского собора в Москве: с чудотворной Владимирской иконы Богоматери и других святынь сняты драгоценные украшения (преступник, 18-летний крестьянин Никита Семин, через двое суток обнаружен, драгоценности возвращены).
149. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 343
Реклама мастерской, расположенной в городе Лухе Костромской губернии.
№ 11–12 – 15 июня
159. Священник Н. Пермезский
О вреде пьянства. – с. 345–356
Текст чтения в костромском народном доме 7 апреля 1910 года.
160. [Б/а]
Перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. – с. 357–362
Описание событий перенесения мощей из Киева в Полоцк: 19–22 апреля – торжества в Киево-Печерской лавре, 22 апреля – отбытие из Киева на пароходе по Днепру, с остановками по пути, с 4 мая – от города Орши по суше, 20 мая – прибытие в Полоцк, с 22 мая пребывают в Спасском монастыре.
161. [Б/а]
Протоиерей Иоанн Поспелов. (Некролог). – с. 362–378
Окончание. Начало в № 144.
Завершение текста некролога и тексты речей, произнесенных при отпевании 23 марта 1910 года в костромском кафедральном соборе: речь отца ректора духовной семинарии [протоиерея В. Чекана] перед отпеванием; слово кафедрального протоиерея П. Крутикова; речь священника Михаила Орлова, произнесенная пред гробом.
162. [Б/а]
Церковно-школьное совещание. – с. 378–384
Перепечатка из [«Современной летописи»]. Описание состоявшегося 2–8 мая 1910 года чрезвычайного собрания Училищного совета при Святейшем Синоде для обсуждения вопросов по церковно-школьному делу.
163. Покровской при Тихоновой пустыни церкви священник Василий Соловьев
Благодатное исцеление неизлечимо больного по молитвам преподобному Тихону, Луховскому чудотворцу. – с. 384–386
Описание исцеления крестьянина Юрьевецкого уезда Василия Кольчугина, 63-х лет, от болезни ног (произошло около 1908 года).
164. [Б/а]
Общее собрание общества вспомоществования нуждающимся ученикам Хреновской церковно-учительской школы. – с. 386–388
Описание собрания, состоявшегося в селе Хреново [Кинешемского уезда] 25 мая 1910 года.
165. Из газет и журналов. – с. 388–389
Из «Нижегородского листка» – описание скандала на собрании старообрядческой общины в Нижнем Новгороде 20 апреля [1910 года]: председатель собрания лишил слова старообрядческого епископа Иннокентия и пытался его выгнать.
166. По епархиям. – с. 389–391
«Пензенские епархиальные ведомости» – постановления Пензенского съезда духовенства [епархиального] о мерах к прекращению тяжебных дел среди духовенства и об одежде псаломщиков при исполнении обязанностей (тексты); из годичного отчета благочинного 2-го Наровчатского округа Пензенской епархии А. Ярославского – о совместных действиях духовенства округа по устройству библиотек, выписке брошюр и листков для народа.
167. Разные известия и заметки. – с. 391–392
Открытие в Киеве «общества христианской старины» по инициативе одного из профессоров Киевской духовной академии. Предстоящие в 1910 году юбилеи: 40 лет со дня смерти педагога К.Д. Ушинского и 100 лет со дня рождения Пирогова. 12 мая 1910 года в Нижнем Новгороде состоялся всероссийский съезд старообрядцев беглопоповщинского толка. На Пироговском съезде (съезде Пироговского общества?) принято решение, что Пироговское общество должно заняться вопросом о самоубийствах и привлечь к такой работе столичных и провинциальных врачей.
168. Объявление. О приемных экзаменах. – с. без №
О датах приемных экзаменов в Кологривской женской гимназии.
169. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, расположенной в городе Лухе Костромской губернии.
№ 13 – 1 июля
182. И. Баженов
Конечные судьбы мира и человека. – с. 393–404
Описание различных научных гипотез о конечных судьбах мира. Текст публичного чтения от Феодоровско-Сергиевского братства 28 марта 1910 года в зале Костромской городской думы.
183. Учитель Александр Копосов
Промысл Божий. – с. 404–405
Стихотворение.
184. [Б/а]
О «гласном» или публичном повиновении усопших в православных храмах в праздничные и воскресные дни. – с. 405–410
Обсуждение такого поминовения с литургической и канонической точек зрения. Перепечатка из «Пермских епархиальных ведомостей».
185. [Б/а]
Старообрядческий вопрос в Государственном Совете. – с. 410–423
Подробное описание обсуждений в Государственном Совете (с 12 по 20 мая 1910 года) законопроекта о старообрядцах, предложенного Государственной Думой. В итоге большинство статей пересмотрены (не в пользу старообрядцев), и предстоит образовать согласительную комиссию из членов Государственного Совета и Государственной Думы.
186. П.А.М.
Протоиерей Геннадий Котельский. (Некролог). – с. 423–427
Автор теста – видимо, протоиерей Алексей Мизеровский, текст надгробной речи которого приводится в конце.
Протоиерей Геннадий Васильевич Котельский, настоятель Благовещенской на Монзе церкви погоста Ферапонта Буйского 1-го округа, скончался 10 апреля 1910 года на 68-м году жизни от крупозного воспаления легких. Погребение состоялось 13 апреля (на Страстной седмице), отпевание возглавил благочинный Буйского 1-го округа протоиерей Алексей Мизеровский (прилагается текст его надгробной речи).
Протоиерей Геннадий Котельский – сын священника села Романцево Буйского уезда. Окончил Костромскую духовную семинарию (1862), с 1863 года – священник Благовещенской на Монзе церкви, где прослужил 47 лет; протоиерей; в 1906 году был назначен благочинным, но «по своему глубокому смирению» отказался от назначения. Составитель и издатель «Сказания о жизни и чудесах преподобного и богоносного отца нашего Ферапонта, Монзенского чудотворца».
187. [Б/а]
Окончание учебного года в Костромской духовной семинарии. – с. 427–429
Описание событий 13 июня 1910 года: Божественная литургия и благодарственный молебен в семинарском храме (приводится текст речи ректора семинарии протоиерея В. Чекана перед окончанием молебна), завтрак в семинарском зале, посещение выпускниками семинарии Ипатьевского монастыря (окончило курс семинарии 78 воспитанников).
188. Из газет и журналов. – с. 429–431
14 июня 1910 года в возрасте 84-х лет скончался протопресвитер придворного духовенства И.Л. Янышев, духовник Их императорских величеств (публикуется биография).
189. По епархиям. – с. 431–434
Статья одного из священников Смоленской епархии [в «Смоленских епархиальных ведомостях»?] «Мертвые капиталы» (приводится текст) – предложения по более выгодной, чем действующая, организации работы эмеритальной кассы духовенства. «Кишиневские епархиальные ведомости» – съездом духовенства Кишиневской епархии организован епархиальный комитет для постройки храмов в тех селах, где такая постройка возможна лишь при помощи всей епархии, на сборы и пожертвования. Архиепископ Волынский Антоний запретил священникам епархии совершать браки по воскресным и праздничным дням, если брачующиеся не дадут подписку, что накануне брака они не допустят никаких пиров (чтобы не допускать разгула).
190. Разные известия и заметки. – с. 434–436
Статистические сведения (из ежегодника) о состоянии России на 1 января 1909 года. «Донские епархиальные ведомости» – о появлении в Корчевском уезде Тверской губернии новой секты «подпольников» (молятся в подпольях, не признают священства). «Крымский вестник» – описание разрушительного урагана 20 мая [1910 года] над Феодосийским уездом. «Колокол» – странное явление в селе Холм Галичского уезда: в старинном деревянном храме земля под алтарем постепенно возвышается четырехугольником в виде могилы. Открытие сбора пожертвований по всей империи на возведение в Москве на Красной площади памятника патриарху Гермогену и архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию. Редкое совпадение: в приходе Троицкой церкви села Карпово Варнавинского уезда на 29 июня назначены два юбилейных торжества – настоятеля протоиерея Григория Беляева и псаломщика Павла Виноградова.
191. Воззвание о помощи. – с. 436
Просьба о помощи семье священника Михаила Вироцкого, служившего в селе Высшие-Верещаки Чигиринского уезда Киевской губернии и убитого 31 марта 1910 года тремя работниками-крестьянами с целью ограбления.
192. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, расположенной в городе Лухе Костромской губернии.
№ 14 – 15 июля
217. И. Баженов
Конечные судьбы мира и человека. – с. 437–444
Продолжение. Начало в № 182.
218. Священник Николай Сирин
По вопросу о введении в церковно-приходских школах четырехгодичного курса обучения. – с. 444–447
Предложение сделать обучение обязательным для всех детей и расширить курс до пятигодичного.
219. [Б/а]
Законопроекты об ассигновании сумм на увеличение содержания служащих в духовно-учебных заведениях и учащих в церковно-приходских школах Азиатской России и их судьба в Государственной Думе. – с. 447–450
Описание обсуждения законопроектов в Государственной Думе (первый отвергнут большинством голосов при голосовании, второй принят).
220. Священник С. Аквилев
Открытие общества трезвости в селе Ошминском Ветлужского уезда. – с. 450–452
Описание подготовки открытия общества, самого открытия (25 марта 1910 года) и первых месяцев его деятельности.
221. Из газет и журналов. – с. 452–455
«Церковный вестник» – о смысле некоторых наград для священника (набедренника, скуфьи, камилавки и креста) в критическом аспекте. «Нижегородский церковно-общественный вестник» – доклад Л.А. Богдановича в обществе ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (изложение) о дяде первого царя из Дома Романовых – Михаиле Никитиче Романове – и отчасти о самом Михаиле Феодоровиче. «Московские церковные ведомости» – об открытии в Москве «Союза христианских матерей» и в целом о значении материнства.
222. По епархиям. – с. 456–458
Предложения духовенства 2-го благочиния градских церквей города Пензы о мерах для поддержания тишины и порядка в храмах (изложение) с резолюцией епископа (текст). О созыве в Москве 19–23 июля 1910 года третьего всероссийского съезда хоровых деятелей (цели, условия участия, некоторые мероприятия). Обсуждение на пастырском собрании одного из благочиннических округов Пензенской губернии вопроса, как искоренить на поминальных обедах угощение спиртным и праздные разговоры (изложение) с резолюцией епископа (текст).
223. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, расположенной в городе Лухе Костромской губернии.
№ 15 – 1 августа
241. И. Баженов
Конечные судьбы мира и человека. – с. 459–468
Продолжение. Начало в №№ 182, 217.
242. [Б/а]
Казанский миссионерский съезд. – с. 468–474
Описание съезда миссионеров 22 поволжских епархий, проходившего в городе Казани 13–26 июня 1910 года, и его основных постановлений.
243. [Б/а]
Пятидесятилетний юбилей апостола Японии. – с. 474–476
Перепечатка из «Колокола». К 50-летнему юбилею священнослужения (рукоположения во иеромонаха) архиепископа Николая, «апостола и святителя новопросвещенной Японской Церкви».
244. [Б/а]
Пятидесятилетние юбилеи. – с. 476–491
Описание празднования 29 июня 1910 года в Троицкой церкви села Карпово Варнавинского уезда 50-летия служения в священном сане протоиерея Григория Беляева (настоятеля церкви; его юбилей, приходящийся на 21 февраля, был по его же просьбе перенесен на 29 июня) и 50-летия служения в должности псаломщика Павла Николаевича Виноградова.
Приводятся тексты: речь благочинного, священника Владимира Успенского, после окончания литургии и перед молебном; адрес протоиерею, поднесенный от прихожан; речь священника села Карпово Василия Степанова перед молебном; речь благочинного, священника Владимира Успенского, юбиляру – псаломщику Павлу Виноградову; адрес псаломщику от прихожан; приветствие протоиерею Григорию Беляеву члена Государственной Думы священника Александра Александровского; речь (на квартире протоиерея после богослужения) его внука, воспитанника 5-го класса Костромской духовной семинарии Николая Беляева; список других поступивших поздравлений.
Протоиерей Григорий Васильевич Беляев – сын священника, родился 27 сентября 1832 года в селе Демидово Нерехтского уезда Костромской губернии. Окончил Костромскую духовную семинарию (1854), жил при родителях и состоял у разных лиц домашним учителем. 21 февраля 1860 года рукоположен во диакона к Воскресенской церкви села Соболево Юрьевецкого уезда. С 1865 года – священник Троицкой церкви села Карпово Варнавинского уезда, протоиерей (с 1908 года), духовник благочиннического округа (с 1869 года).
Псаломщик Павел Николаевич Виноградов – сын псаломщика села Пищи Кологривского уезда, родился 13 января 1842 года. Окончил Галичское духовное училище, затем назначен псаломщиком Богородицкой церкви села Семеново Варнавинского уезда (1860), с 1869 года – псаломщик Троицкой церкви села Карпово.
245. Из газет и журналов. – с. 491–495
«Самарские епархиальные ведомости» – предложение священника А. Иванова о создании церковных предприятий для финансирования епархиальных попечительств о бедных духовного звания. «Олонецкие епархиальные ведомости» – о посещениях Л.Н. Толстым оптинского старца Амвросия. «Псковские епархиальные ведомости» – основные положения (изложение) принятого в Греции нового закона о приходских храмах и их имуществе, о качествах приходских священников и их вознаграждении.
246. По епархиям. – с. 495–497
Положения, выработанные съездом смотрителей духовных училищ в Могилевской епархии – для большей успешности учебно-воспитательного дела в училищах (текст).
247. Разные известия и заметки. – с. 497–498
«Вологодские епархиальные ведомости» – Вологодская духовная консистория запретила духовенству получать на почте издания, отправленные наложенным платежом (из-за случая высылки антицерковной литературы). Предложение крестьян села Снагости Рыльского уезда [Курской губернии?] – взимать с винной лавки налог с каждой проданной бутылки для постройки в селе школы. «Колокол» – разъяснение министерства внутренних дел о сроках и порядке согласования устройства сектантами вероисповедных съездов. Демонстрация в Санкт-Петербурге иеромонахом Успенского монастыря (на Кавказе) Гавриилом своего изобретения – щита для трамвая, предохраняющего попавших на рельсы людей от смерти.
248. [Извещение: 21 июня 1910 года после непродолжительной болезни скончался старший преподаватель Костромской духовной семинарии Василий Александрович Горицкий.] – с. 498
249. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, расположенной в городе Лухе Костромской губернии.
№ 16 – 15 августа
266. И. Баженов
Конечные судьбы мира и человека. – с. 499–507
Окончание. Начало в №№ 182, 217, 241.
267. П.Г.
Протоиерей Анемподист Голубев. (Некролог). – с. 508–510
28 мая 1910 года в городе Бердянске умер заштатный протоиерей Анемподист Ипполитович Голубев.
Протоиерей Анемподист Голубев – сын священника Костромской епархии, родился в 1842 году, окончил Костромскую духовную семинарию (1862), с 1863 года служил приходским священником села Протасово. После кончины в 1866 году жены и двух дочерей около 6 лет был учителем в Макарьевском духовном училище, затем окончил Киевскую духовную академию (1877), преподавал в Холмской и Астраханской духовных семинариях, с 1883 года – законоучитель гимназии в городе Бердянске, затем служил настоятелем соборов в Евпатории и Перекопе (Таврическая епархия), в 1909 году вышел за штат.
268. Из газет и журналов. – с. 510–514
«Орловские епархиальные ведомости» – к чему бы привело осуществление социалистического идеала среди людей (на примере пчел). «Голос Москвы» – критический отзыв (текст) о польском католическом духовенстве из брошюры поляка Антония Шеха. «Тверские епархиальные ведомости» – цитата из статьи «В защиту низших членов причта»: о материально и социально неудовлетворительном положении псаломщиков.
269. По епархиям. – с. 514–518
Воронежский епархиальный съезд – о мерах по изысканию средств для епархиального женского училища и по улучшению положения епархиального свечного завода (изложение). Постановления епархиального съезда духовенства и церковных старост, проходившего в Смоленске 16–24 июня [1910 года] (изложение). «Известия по Казанской епархии» – доклад комиссии по вопросам развития общенародного пения при богослужении (изложение; комиссия учреждена в Казани) – о мерах для введения такого пения.
270. [Объявление]. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 518
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
271. Приложение
[Объявление от мастерской Маркелова].
№ 17 – 1 сентября
278. Директор Кологривского тюремного отделения, протоиерей Феоктист Иорданский
Речь к арестантам тюремного замка. – с. 519–524
Примечание: сказана в кологривском тюремном замке при прощании, после 47-летнего здесь служения в должности директора тюремного отделения [смысл должности – попечение о духовно-нравственном состоянии заключенных].
279. Амбров
Молитва Господня. – с. 525
Стихотворение. Подписано: Москва, 27 августа 1910 года.
280. [Б/а]
Первый Сибирский миссионерский съезд. – с. 525–529
Описание съезда (более 100 участников, 8 архиереев), проходившего 24 июля – 5 августа 1910 года в городе Иркутске.
281. И. Студитский
Поездка в дворцовое село Коробово. – с. 529–534
Описание поездки членов Костромской губернской архивной комиссии 10–11 июля 1910 года в село Коробово Костромского уезда, где с 1633 года живут потомки Ивана Сусанина – со сведениями по истории села.
282. А. Р–ий
Василий Александрович Горицкий, старший преподаватель Костромской духовной семинарии. (Некролог). – с. 534–538
Автор, судя по всему – преподаватель семинарии А.И. Рейпольский. Подписано: 23 августа 1910 года, Кострома.
В.А. Горицкий скончался 21 июля 1910 года от холеры в возрасте 67 лет. Погребение состоялось 23 июля на Новом Феодоровском кладбище (отпевание также совершалось на кладбище, под открытым небом).
В.А. Горицкий родился в селе Болотново Юрьевецкого уезда в семье священника (его отец впоследствии был известным протоиереем в городе Кинешме). Учился в Кинешемском и Костромском духовных училищах, окончил Костромскую духовную семинарию (1862) и Московскую духовную академию (1866). Преподаватель церковно-исторических наук в Вологодской духовной семинарии (1866–1867), с 1867 года и до кончины – преподаватель церковно-исторических наук в Костромской духовной семинарии.
283. И.М. Студитский
Речь преподавателя семинарии И.М. Студитского. – с. 538–539
К № 282. Произнесена 23 июля 1910 года на Новом Феодоровском кладбище в Костроме при отпевании В.А. Горицкого.
284. Из газет и журналов. – с. 539–542
«Херсонские епархиальные ведомости» – статья священника С. Т–ча (изложение) по вопросам церковного владения землей. «Могилевские епархиальные ведомости» – обращение епископа Кишиневского Серафима к духовенству (текст) о том, как пастырю добиться влияния на паству.
285. По епархиям. – с. 542–546
«Тульские епархиальные ведомости» – решения Тульского епархиального съезда (изложение) о мерах к упорядочиванию дела печения просфор в Тульской епархии и о расходах на содержание учебного персонала женских епархиальных училищ. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» – особое заседание по вопросам развития проповедничества 9 июля 1910 года (участвовали члены духовной консистории под председательством епископа Екатеринбургского Митрофана). «Пермские епархиальные ведомости» – о решении Калужского епархиального съезда (февраль 1910 года) по вопросу взимания с клириков налогов на епархиальные нужды (изложение). «Волынские епархиальные ведомости» – изложение доклада на Волынском епархиальном съезде преподавателя семинарии отца В. Ярмолюка о недостатках в приходской жизни епархии, решение съезда по этому докладу и резолюция епископа Антония (текст).
286. Разные известия и заметки. – с. 546–547
Статистические сведения о экономическом и финансовом положении России в 1910 году (по данным совета министров). Создание учителями церковно-приходских школ четырех уездов Орловской епархии «содружества ревнителей трезвости» (июль 1910 года). «Казанские епархиальные известия» – о материальной нужде духовенства: примеры двух диаконов из города Казани, вынужденных заниматься посторонними заработками.
287. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 548
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 18 – 15 сентября
291. Протоиерей Александр Горицкий
Поминальные обеды. – с. 549–554
О церковном установлении поминальных трапез и о необходимости их трезвенного проведения. Подписано: 8 сентября 1910 года, город Кострома.
292. Амбров
Слепота. – с. 554–555
Стихотворение. Подписано: Москва, 24 августа 1910 года.
293. Третий год деятельности Кологривского церковно-приходского братства (1909–1910 год). – с. 555–561
Различные материалы о деятельности братства.
I. Празднование третьей годовщины братства и журнал годичного общего собрания 6 июля 1910 года.
294. А. Р–ий
Уставный порядок рядовых апостольских и евангельских чтений в текущем 1910–11 пасхальном году на литургиях дней воскресных, начиная с 12 декабря 1910 года (неделя святых праотец) и до 30 января 1911 года (начало Триоди). – с. 562–563
Автор – видимо, преподаватель Костромской духовной семинарии А.И. Рейпольский. Подписано: 18 августа 1910 года, Кострома.
295. По епархиям. – с. 564–566
«Оренбургские епархиальные ведомости» – о порядке направления в консисторию важных документов по почте. «Кишиневские епархиальные ведомости» – указ Святейшего Синода епископу Кишиневскому Серафиму, от 8 октября 1910 года за № 13406, по запросу последнего (изложение) – о функциях епархиального архиерея и духовенства в руководстве епархиальным печатным органом («Епархиальными ведомостями»). «Пермские епархиальные ведомости» – учреждение епископом Пермским Палладием епархиального проповеднического наблюдательного комитета, для улучшения проповедничества в епархии. Постановление церковно-приходского совета Успенской церкви города Вышнего Волочка (текст) о борьбе со сквернословием.
296. Книги, поступившие в редакцию. – с. 566
Реклама брошюр В.Н. Финикова, изданных в Новгороде.
297. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 566
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 19 – 1 октября
305. Леонид Грандилевский
Бессмертие души и вечная жизнь по суду разума. (Публичное чтение в здании городской думы 25 марта 1910 года). – с. 567–573
Текст чтения апологетического содержания.
306. Священник Николай Сирин
Несколько слов о программе по закону Божию в одноклассных церковно-приходских школах. – с. 574–576
Предложения о возможных изменениях в программе.
307. Третий год деятельности Кологривского церковно-приходского братства (1909-1910 год). – с. 577–600
Продолжение. Начало в № 293.
II. О личном составе и деятельности Кологривского церковно-приходского братства с 6 июля 1909 года по 6 июля 1910 года. (Отчет секретаря правления И.Ф. Иорданского). III. О денежных средствах Кологривского церковно-приходского братства с 6 июля 1909 года по 6 июля 1910 года. (Отчет казначея А.И. Перескокова). IV. О братской школе трудолюбия для нищих детей и круглых сирот.
308. Решемского женского монастыря священник Михаил Ширяев
Тридцатипятилетие священнослужения духовника IV-го Кинешемского округа священника Петра Оделевского. – с. 600–605
Датировано: 1910 года сентября 10 дня.
Описание празднования юбилея 15–16 августа 1910 года в церкви села Филяй Кинешемского уезда, где служит юбиляр. Приводятся тексты приветствий (16 августа): слово священника Михаила Ширяева (автор статьи) за литургией, поздравительный адрес от духовенства округа, поздравительный адрес от прихожан, благодарственное слово священника Петра Оделевского.
Священник Петр Иосифович Оделевский – сын диакона, 62-х лет, по окончании семинарии был учителем, с 1875 года – священник в разных приходах, в селе Филяй служит с 6 марта 1898 года, духовник округа с 1900 года.
309. [Б/а]
Алексей Степанович Хомяков. (По поводу 50-летия со дня кончины). – с. 606–611
Из газеты «Колокол»: биографические сведения об А.С. Хомякове; о его творчестве.
310. Из газет и журналов. – с. 611–612
Цитата из статьи Л. Вернера «Кризис католицизма», помещенной в «Русском слове».
311. По епархиям. – с. 612–614
Описание женских богословских курсов, открытых в Москве «Союзом христианских матерей» под руководством протоиерея И.И. Восторгова. Решения пастырского собрания (изложение), состоявшегося 15 сентября [1910 года] в Ялте для обсуждения вопросов миссионерской деятельности. «Могилевские епархиальные ведомости» –описание курсов для законоучителей епархии (участвовало более 120 священников и диаконов), проходивших в городе Могилеве 5–23 июля [1910 года].
312. Объявление. Поучения сельского священника Аркадия Левашева. – с. 616
О продаже «Поучений» (в двух книгах) в Костроме и Санкт-Петербурге.
313. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 616
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 20–21 – 1 ноября
322. Леонид Грандилевский
Бессмертие души и вечная жизнь по суду разума. (Публичное чтение в здании городской думы 25 марта 1910 года). – с. 617–620
Окончание. Начало в № 305.
323. Учитель Троицкой школы М.Л. Знаменский
Всеобщее обучение. – с. 620–624
О насущной необходимости введения всеобщего обязательного обучения.
324. [Б/а]
Съезд представителей епархиальных свечных заводов. – с. 624–627
Описание съезда, проходившего 14–22 сентября 1910 года в здании Хозяйственного управления при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге (присутствовали представители 15 заводов), и выработанных им решений.
325. Ив. Студитский
Известия о работе общества для распространения Священного Писания в России. – с. 627–629
Изложение сведений о деятельности общества, действующего в России на протяжении 40 лет.
326. Третий год деятельности Кологривского церковно-приходского братства (1909–1910 год). – с. 630–660
Окончание. Начало в №№ 293, 307.
V. О постройке братского дома и более широкой постановке братской школы трудолюбия. VI. Список лиц и учреждений, содействовавших успеху братства с основания его по 6 июля 1910 года. Приложения: адрес М.В. и Ю.Д. Чащиным от Кологривского церковно-приходского братства, некролог Н.Н. Томилова.
327. Николаевской церкви села Верховья священник Иоанн Соколов
Освящение нового храма в приходе села Верховья. – с. 660–663
Описание освящения в июне 1910 года нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери в приходе села Верховья, в 12 верстах от имеющегося храма (с перспективой открытия нового прихода). Приводится текст поучения, произнесенного 19 июля 1910 года, в заключительный день освящения (возможно, произнесено автором статьи).
328. Из газет и журналов. – с. 663–666
«Церковный вестник» – о разрабатываемом в Святейшем Синоде проекте централизованного и единообразного материального обеспечения духовенства (текст, критические суждения). «Полоцкие епархиальные ведомости» – критическое рассуждение о жалобах духовенства на дороговизну жизни (текст). «Волынские епархиальные ведомости» – об отсутствии единодушия среди духовенства (текст) на примере пожаров, истребляющих имущество у священника – и у немца-колониста (последнему оказывает помощь вся колония).
329. По епархиям. – с. 666–670
«Киевские епархиальные ведомости» – обсуждение Киевским епархиальным съездом (октябрь 1910 года), консисторией и духовенством вопроса о введении для духовенства постоянного казенного жалованья вместо вознаграждения от прихожан за требоисправление. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» – доклад на Екатеринбургском епархиальном съезде (изложение) о введении в епархии особых помянников для вечного поминовения тех лиц, за которых сделаны соответствующие взносы в эмеритальную кассу духовенства. Описание епархиального съезда специалистов-миссионеров, состоявшегося 16–27 сентября [1910 года] в городе Перми. Описание открытия (15 октября 1910 года) первого в Саратовской епархии миссионерского съезда. «Херсонские епархиальные ведомости» – правила для одесского кружка ревнителей православия при Димитриевском Херсоно-Одесском епархиальном доме (изложение).
330. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. 670
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 22 – 15 ноября
349. В.Л.
Пьянство как общественное зло и борьба против него. – с. 671–683
Текст чтения, состоявшегося в зале Костромской городской думы.
350. В. Плетеневский
25-летний юбилей священства и законоучительства настоятеля Спасо-Запруденской церкви города Костромы священника Андрея Никаноровича Писемского. – с. 683–692
Описание празднования юбилея 23 сентября 1910 года в здании Спасо-Запруденского [так в тексте] двухклассного министерского училища, что при фабрике братьев Зотовых (где юбиляр служит законоучителем; 23 сентября – юбилей законоучительства, а юбилей священства приходился на 16 августа).
Священник Андрей Писемский рукоположен во иерея 16 августа 1885 года; священник и помощник настоятеля Спасо-Запрудненской церкви (1885–1890), настоятель церкви (с 15 декабря 1890 года).
В приложении приводятся тексты: приветственные адресы – от причта Спасо-Запрудненской церкви, от местных прихожан, от сослуживцев по училищу, от служащих Зотовской фабрики.
351. Из газет и журналов. – с. 692–695
Протест студентов Санкт-Петербургской [духовной] академии против строительства в Петербурге буддийского храма (текст). «Колокол» – история о цензурировании председателем Екатеринбургского епархиального съезда информации о съезде, публикуемой в светских газетах (чем остались недовольны депутаты).
352. По епархиям. – с. 695–699
Резолюция епископа Таврического Алексия о строительстве жилого корпуса для преподавателей духовного училища (текст). Постановление Енисейского епархиального съезда о том, насколько депутат съезда может быть связан (в выражении мнения) постановлениями своего благочиннического съезда (текст). Обсуждение на Вятском епархиальном съезде предложения об открытии при епархиальном свечном заводе магазина по продаже церковной утвари и парчи. Обсуждение на Киевском епархиальном съезде 8 октября [1910 года] вопроса о ежегодных отчислениях с доходов церквей на нужды церковно-приходских школ. Резолюция епископа Кишиневского и Хотинского Серафима (текст) на постановлении одного из приходских собраний – следовать ли приходской традиции праздновать 9 четвергов после Пасхи для оберегания от града.
353. Разные известия и заметки. – с. 699–700
Об увольнении и назначении нового министра народного просвещения. На проект реорганизации прихода, выработанный комиссией Синода, поступили поправки от министерств юстиции и внутренних дел. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода собирает по епархиям сведения о количестве приходских обществ трезвости. Увеличение штата страхового отдела Хозяйственного управления Синода. «Тверские епархиальные ведомости» – протест (текст) против введения земством квартирного налога на сельское духовенство. Ассигнования на церковно-приходские школы в Киевской губернии. Понижение процентов по вкладам государственных сберегательных касс.
354. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 23 – 1 декабря
361. А. Р–ий
Введение во храм Пресвятыя Богородицы. – с. 701–704
Об историко-литургическом содержании праздника и его нравственном значении. Автор – судя по всему, преподаватель Костромской духовной семинарии А.И. Рейпольский.
362. В. Строев
Алексей Степанович Хомяков. Его исторические, богословские и социальные воззрения. – с. 704–724
Текст речи, произнесенной 31 октября [1910 года] в актовом зале Костромской духовной семинарии.
363. И. Баженов
По вопросу о древних списках с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. – с. 724–730
Текст реферата, прочитанного 12 ноября [1910 года] в зале Дворянского собрания на общем годичном заседании членов Костромской ученой архивной комиссии. Описание списков с иконы, хранившихся в Костроме и считавшихся старинными.
364. В. Плетеневский
25-летний юбилей священства и законоучительства настоятеля Спасо-Запруденской церкви города Костромы священника Андрея Никаноровича Писемского. – с. 730–737
Окончание. Начало в № 350.
Приложения: тексты, произнесенные и оглашенные на праздновании юбилея 23 сентября 1910 года в Спасо-Запрудненском двухклассном министерском училище, что при фабрике братьев Зотовых. Приветственные речи: священника С.И. Груздева, произнесенная перед благодарственным молебном в училище; товарища председателя совета костромского Александровского православного братства И.М. Студитского; приветствие от учащихся в школе (с текстом юбилейной кантаты, исполненной хором). Приветственные письма: председателя совета костромского Александровского православного братства Л.П. Слободского; протоиерея Богословской, что в Ипатьевской слободе, церкви Василия Спасского. Ответные речи юбиляра: на адрес от причта Спасо-Запрудненской церкви; на адрес от местных прихожан; на адрес от сослуживцев по училищу; на речь И.М. Студитского; на приветствие от учащихся в школе.
365. Николаевской церкви села Фряньково священник И. Савинский
Приходское торжество. – с. 737–741
Описание освящения храма в селе Фряньково 24 октября 1910 года (возглавил благочинный) после больших ремонтных работ, с некоторыми рассуждениями о церковном благоустройстве вообще.
366. Из газет и журналов. – с. 741–744
Отклики прессы на кончину Л.Н. Толстого, умершего на станции Астапово. «Колокол» – эмоциональный некролог (текст). Резолюция императора Николая II на докладе о кончине Л.Н. Толстого (текст). Сведения из газет о предсмертной поездке писателя в Оптину пустынь и Шамординский женский монастырь (цитаты). «Новое время» – письмо Льва, сына Л.Н. Толстого (текст): во всех заблуждениях отца виноват В.Г. Чертков – «враг всего русского образованного общества; он отнял у нас Толстого».
367. По епархиям. – с. 744–749
Создание в Москве общенародного церковного хора для пения за архиерейскими службами. Обращение епископа Андроника, викария Новгородской епархии, к духовенству (текст) – о помощи церковным школам. Обращение епископа Вологодского Никона к церковным старостам (текст) – также о помощи церковным школам. Беседа епископа Орловского Александра с депутатами Орловского епархиального съезда духовенства и церковных старост (изложение) – о некоторых вопросах церковной жизни, в которых депутаты от старост заняли неконструктивную позицию. «Тамбовские епархиальные ведомости» – обсуждение на собрании настоятелей и настоятельниц монастырей и общин Тамбовской епархии (2 сентября [1910 года] в Тамбове) вопроса о взносах монастырей на церковные школы (изложение). «Вятские епархиальные ведомости» – решение Вятского епархиального съезда о мерах для ознаменования 25-летия епархиального свечного завода, с резолюцией епископа (текст). Самарский съезд духовенства – о мерах для физического воспитания учениц епархиального училища (изложение). Волынский епархиальный съезд – о мерах по упорядочиванию сборов с церквей и по уничтожению недоимок за благочинными (изложение). Решение съезда духовенства Новоторжского духовно-училищного округа (Тверская епархия) об учреждении в училище стипендий для крестьянских детей.
368. Разные известия и заметки. – с. 750–752
Массовый переход корейцев в христианство. Уменьшение народонаселения во Франции. Уменьшение числа рождений в Англии и одряхление европейских народов (из речи епископа Карпентера на церковном конгрессе в Кембридже). Учреждение комиссии (при синодальном Училищном совете) по подготовке к празднованию 300-летия Дома Романовых в церковных школах. Проект учреждения в Томске духовной академии. Статистические сведения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1905–1907 годы. В Государственной Думе предложен законопроект о ежегодном увеличении содержания духовенства (из казны) на 600 000 рублей. При синодальном Училищном совете создана комиссия по обучению в церковных школах военному строю и гимнастике. Синодом разрешено освобождать от платы за обучение в духовно-учебных заведениях детей преподавателей церковного пения и регентов. Торжества в Тифлисе по случаю 50-летия общества восстановления православия на Кавказе. Первое заседание согласительной комиссии Государственного Совета и Государственной Думы по законопроекту о старообрядцах. Создание в Москве пастырского кружка для борьбы с народным пьянством. Предложение о проведении в Москве всероссийского съезда церковных старост.
369. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
№ 24 – 15 декабря
379. И. Баженов
Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме. – с. 753–772
Очерк об истории и традициях почитания чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
380. Из газет и журналов. – с. 772–774
«Православный собеседник» – протокол пастырского собрания духовенства города Казани 15 марта 1910 года по вопросу о привлечении интеллигенции к вере и Церкви (изложение). «Московские ведомости» – о программе мирового еврейства, напечатанной в «сионских протоколах».
381. По епархиям. – с. 774–778
Решение съезда настоятелей и настоятельниц монастырей Пензенской епархии (Пенза, 7 октября 1910 года) о выделении средств на содержание церковно-приходских школ (изложение). Изложение некоторых решений Вятского епархиального съезда (август 1910 года). «Смоленские епархиальные ведомости» – изложение некоторых решений Тверского епархиального съезда.
382. Разные известия и заметки. – с. 778–780
О ходе обсуждения законопроекта о старообрядцах в согласительной комиссии Государственного Совета и Государственной Думы. Выступление председателя совета министров П.А. Столыпина о необходимости сохранения волостных судов (в ходе реформы). Обсуждение в Государственном Совете законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. Общие сведения о смете Святейшего Синода, представленной в Государственной Думе. Отклонение в Синоде предложения Казанского миссионерского съезда об устройстве миссионерской духовной академии. Проект устройства в окрестностях Алупки санатория для учащих в церковных школах. Предписания служащим железных дорог об особом попечении о православном духовенстве при их пользовании железными дорогами. О самоубийстве молодой девушки – утопилась около Кронштадта из-за разочарования в жизни.
383. Объявление. Поучения сельского священника Аркадия Левашева. – с. 780
Реклама поучений (в двух книгах), продающихся в Костроме и Санкт-Петербурге.
384. Объявление. Иконостасная позолотная мастерская вдовы Петра Адриановича Мочалова. – с. без №
Реклама мастерской, находящейся в городе Лухе Костромской губернии.
385. Приложение
Оглавление неофициального отдела. – с. I–III.