В 2022 году будет отмечаться 400-летие явления на Костромской земле одной из чтимых святынь нашего края – чудотворной Игрицкой иконы Пресвятой Богородицы. События, связанные с обретением иконы Царицы Небесной 12 июня (по старому стилю) 1622 года в урочище Игрищи близ Костромы, с устройством в Игрищах мужского монастыря и с чудотворениями, совершавшимися по молитвам пред этим образом, были изложены в рукописных текстах трех (известных нам) различных редакций [1]. Наиболее полная из таких редакций, которой мы усвоили именование Сказания, известна в нескольких изводах, причем самый ранний сохранившийся список Сказания датируется 1665 годом.
В ноябре 2015 года заведующая научно-исследовательским отделом редкой книги Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург) А.А. Романова, рецензируя монографию по истории Игрицкого монастыря [2], указала на наличие списка Сказания, до того времени не публиковавшегося и хранящегося в Государственном Историческом музее (в сборнике середины XVIII века, связанном с именем костромского иконописца Василия Никитина Вощина: ГИМ, Музейское собрание, ед. хр. 3194, л. 273об–284об.). В этом сборнике за списком Сказания следуют краткие записи о чудесах от Игрицкой иконы (л. 285–285об), ранее, насколько нам известно, не публиковавшиеся.
Текст Сказания в сборнике написан полууставом с элементами скорописи, двумя различными почерками (текст, написанный первым из них, занимает лишь самое начало документа – л. 273об–274). В целом данный список повторяет основной (базовый) текст Сказания [3], а отличия его от базового текста могут быть в основном объяснены ошибками переписчика либо вносимыми им же стилистическими улучшениями. Существенных фактических отличий имеется два.
- На л. 275–275об списатель делает уточнение места служения одного из персонажей Сказания – священника Феодора, клирика Троицкого собора в Костромском кремле:
… по духовнаго отца своего священно иерея Феодора соборныя церкви Пресвятыя Живоначалныя Троицы втораго собору и моли его …
Уточнение «втораго собору» – в отличие от «первого» Успенского кремлевского собора – отсутствует в известных нам списках с базовым текстом, но встречается в рукописи второй четверти XVIII века, сохранившей иной, стилистически переработанный извод Сказания [4].
- За описанием чуда «о Иоанне Александрове» (исцеление от тяжелой болезни подьячего из Москвы, посетившего Игрицкий монастырь, л. 278об–279) следует приписка внизу листа 279 (цифра 5 дана буквенной цифирью):
Чудо 5. Под’ячей именем Василий Сухлянской болен очми от образа Пресвятыя Богородицы исцеление получи.
Ни в одной из других известных нам рукописей о чудесах Игрицкой иконы имя Василия Сухлянского не упоминается.
Списатель также пронумеровал буквенной цифирью записи о чудесах от иконы, однако сделал это небрежно. Под № 1 у него указано чудо «о недостатке пищи», следующее далее чудо «о знамении святем месте сем» нумерацией пропущено, а чудо «о жене Пелагии» опять получило № 1 – и далее нумерация идет последовательно, включая запись о Василии Сухлянском (№ 5); последнее в Сказании чудо «о жене Матроне» получило № 17.
Записи о чудесах Игрицкой иконы, следующие после списка Сказания, представляют несомненный интерес и потому, что две из них (последние) датированы соответственно 26 и 29 августа 7143, то есть 1635 года. Отсюда резонно предположить, что базовый текст Сказания (самый ранний сохранившийся список которого датирован 1665 годом), сложился не позднее 1635 года – иначе он был бы дополнен.
Почерк, которым выполнены записи на л. 285–285об (полуустав, приближенный к скорописи), отличается от почерков списка Сказания (л. 273об–284об), однако нумерация чудес (18–26) продолжает нумерацию списка (1–17). Номера чудес выполнены также буквенной цифирью, красными чернилами (номера с 19 по 26 – крупно, посередине листа).
В публикации документа текст приводится в современном написании с сохранением орфографических особенностей оригинала. Буквы, вышедшие из употребления, заменены буквами современного алфавита, буквенная цифирь – арабскими цифрами. Буква -ъ в конце слов не ставится, раскрытые титла не оговариваются.
Примечания
- Семенова А.В. Игрицкий монастырь и его святыня/ автор и составитель Семенова А.В., научный редактор Авдеев А.Г. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015, с. 86-120.
- Романова А.А. К истории Игрицкого монастыря и списка чудотворной иконы Смоленской Богоматери. [Материалы для публикации в журнале «Вестник церковной истории», 30.11.2015]: www.sedmitza.ru/lib/text/6033382/, дата обращения 19.07.2018.
- Семенова А.В. Указ. соч., с. 90–94.
- Там же, с. 95–97.
[Чудеса Игрицкой иконы Божией Матери]
Рукописный сборник середины XVIII века: Государственный Исторический музей, Музейское собрание, ед. хр. 3194, 2о, 537 л.
(л. 285)
Чюдо 18. Земледелец Гавриил Иоаннов веси Тетеринской деревни Горок очима не видел и ушима не слышал, от чудотворного Пресвятыя Богородицы образа исцеление получи.
- Девица именем Анна выше помянутой же веси Тетеринской деревни Вехтурова дщи земледелца Калинника, от того ж чюдотворного образа очесем исцеление получи.
- Жена Елена Иоаннова дочь деревни Горок земледелца Евстратиева жена не видела два года, во обители Песоченской от многочюдесного образа Пресвятыя Богородицы исцеление очесем получи.
- Земледелец именем Антоний Иоаннов сын от веси Городища Деева лежа на одре полтора года, от того же чюдотворнаго Божия Матере исцеление получи.
- Жена Елисавет Лазарева деревни Яблокова быв в недузе разслабления, от чюдотворного Пресвятыя Богородицы исцеление получи.
- Жена именем Евдокия Михалова погоста Куникова, от того ж чюдотворного Пресвятыя Богородицы образа исцеление очесем получи.
- Земледелец Иоанн Василиев сын деревни Грешневикова бе одержим чорною болезнне, от образа Пресвятыя Богородицы исцеление получи.
- В лето 7143 августа в 26 день во обители Песошенской от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы и великого чюдотворца Николая, жена именем Вера одержима слепотою двенатцеть лет и седмь месяц, прозрение получи.
(л. 285об)
- Того ж месяца в 29 день, в то[й] же святой обители жена именем Мавра прозрение от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы образа очесем получи, и от’иде в дом свой славя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Рождшую Его Пречистую Владычицу Богородицу.
Публикацию подготовила старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника А.В. Семенова.
Благодарим за содействие заведующую научно-исследовательским отделом редкой книги Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург) А.А. Романову и С.А. Суворова (Москва).
Опубликовано 09.08.2018.