К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 5)

II. Храмы в Богоявленском мужском монастыре.

Сохранились немногие сведения о состоянии этого монастыря с основания его до половины XVI  века. Спустя полтора века по своем возникновении Богоявленская обитель почти одновременно с Москвой и окрестными городами подверглась же(с. 6)стокому опустошению от поляков и литовцев, и тогда различные памятники, вещественные и письменные документы сделались жертвой пламени или варварства врагов. Поэтому от времени настоятельства старца Никиты не дошло до нас ни сведений, ни преданий о первоначальном состоянии основанного им монастыря, которое таким образом представляется для нас в тусклом свете, и по необходимости приходится сделать лишь общее обозрение. Первые здания в этом монастыре, как келлии, так и храм, были выстроены, без сомнения, из дерева, в котором не могло быть недостатка, так как в те времена город Кострома окружен был дремучими лесами. Малое пространство, занятое обителью вне города, было обнесено частоколом или решетчатым забором, и в убогих келлиях братия не без борьбы с нуждой проводила строгую иноческую жизнь под неуклонным надзором старца Никиты и его преемников. В таком приблизительно положении обитель находилась почти до половины XVI века.

Спустя с лишком сто лет по основании Богоявленского монастыря, при игумене Исаии Шапошникове (1534–1572 годы), монастырь постепенно получил новый и даже по тем временам блестящий вид: в нем появляются каменные здания. В 1559 году игумен приступил к постройке посреди монастыря каменного храма во имя Богоявления Господня, оконченной в 1565 году. Об этом свидетельствовала следующая надпись, высеченная вязью на белом, доселе сохранившемся камне квадратной формы, который был вделан снаружи в западной стене по левую сторону входных дверей. «Во дни благочестиваго и боговенчаннаго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси, по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царевичей Ивана и Феодора лета 7067 апрелия в 23 день заложена бысть сия церковь святаго Богоявления игуменом Исаиею яже о Христе с братиею; совершена бысть сия церковь лета 7073 при игумене Исаии». Храм этот, уцелевший и доселе, но обращенный в алтарь при обширнейшей церкви, в 1864–1869 годах пристроенной к нему с западной сто(с. 7)роны, сооружен по образцу московского большого Успенского собора и представляет правильный четырехугольник мерой по наружным стенам по 6  2/3    сажени, с далеко выдающимися на восточной стороне тремя абсидами, из которых средний [здесь и далее И.В. Баженов употребляет слово «абсид» в мужском роде. – Ред.] имеет 7 3/4 аршин длины, боковые же по 6 аршин. Храм устроен на высоких подклетях из обожженного без клейм кирпича длиной 7, шириной 4 и толщиной 2 вершка, весом от 20 до 22 фунтов; толщина стен свыше 1 1/2 аршин. Стены выложены сплошной кладкой на известковом цементе толщиной 1/3 дюйма; гладкие наружные стены были оштукатурены. По углам церкви со всех четырех сторон и на стенах выведены лопатки, пересекающие карниз, а по стенам по две таковых же, подведенных к верху под арки; средние части между ними в 1 3/4 раза шире боковых. Сверху пояса три арки, образующие углубления. Между алтарными углублениями выведены плоские узкие колонки; на наружных стенах алтарных выступов две горизонтальные каймы, которые образовали уступы вовнутрь стены. Карнизы как на церкви под крышей, так и под алтарными выступами выведены из кирпича двумя уступами (полками) на ребро без всякой тески и украшений. Кровля на церкви была четырехскатная, а над алтарными выступами круглая с разжелобками в углублениях. Фонарь сквозной с 8 узкими пролетами устроен на арочных, перекинутых между столбами сводах. Высота фонаря от свода вместе с карнизом 11, наружный поперечник 7 аршин. По углам против центров наружных арок таковые же четыре фонаря глухие о четырех узких пролетах, прикрытые сферическими сводами, вышиной 7 1/2 , поперечники по 4 аршина. Имея 7 1/2 сажен высоты от земли до крыши, храм увенчан был пятью большими главами. Окна вверху устроены продолговатые – с южной и северной стороны по три, на западной два: одно посредине, другое к южной стороне, с овальными перемычками, с отливами вовнутрь, с железными решетками из круглых прутьев. В выступах алтаря сделано по одному продолговатому узкому окну с полукруглыми перемычками; в северном (с. 8) и среднем выступах сверх окон над верхним поясом по небольшому окну. Главный вход в собор устроен был с западной стороны; кроме того, для входа в него от настоятельского и братского корпуса, находившегося против алтаря, устроено было особое крыльцо с южной и северной стороны. Что касается внутренних частей Богоявленского храма, то внутренность его представляла правильный четырехугольник. Внутри храма устроены четыре столба четырехугольные, гладкие без карнизов, шириной во все стороны по 2 3/4 аршина, и на этих столбах опирался и поддерживался каменный свод. В средине крестовых сводов – сквозной фонарь, основанный на перекинутых между столбами арках. Своды алтарных полукружий – полусферические и с наружных стен чрез алтарные пространства перекинуты на восточную стену храма и опираются в арки ее. Алтарь от храма отделялся двумя передними столбами с тремя пролетами. Из писцовых книг 1628–1630 годов видно, что первоначально с трех сторон этого храма – южной, северной и западной – были пристроены крытые галереи [1] или притворы, из которых с правой стороны алтаря составлял придел во имя Успения Божией Матери, по левую же сторону от церкви – придел во имя св[ятителя] Николая Чудотворца; последний при архимандрите Софронии в 1765 году упразднен и обращен в ризницу и кладовую. Главный престол был в среднем полукружии во имя Богоявления Господня; в левом полукружии пред окном находился один жертвенник. Престол главный был кирпичный, крестообразный с кипарисовой доской длиной и шириной по 1 3/4 аршина; горнее место устроено в углублении стены пред окном. Помост в алтаре был равен с помостом в церкви. «В 7173 г. при игумене Герасиме выстлан был железной плитой пол, плиты литыя тульскаго заводу, казною монастырскою куплено», а в следующем году – пол в трапезе храма (Русский Времянник). (с. 9) Храм соборный был двухэтажный: верхний этаж заключал собственно церковь; под собором внизу устроены своды между четырьмя столпами, соединенными арками, равно и под алтарными абсидами, куда вход сделан был один в передней стене среднего абсида. Этот нижний этаж, прикрытый сводами, назначен был для усыпальниц знаменитых лиц: так, под правым алтарем усыпальница трех князей боровских, что видно из вырезанной выпукло вязью славянской надписи на общем для них каменном надгробии; вероятно, под юго-западной частью собора находится гробница «строителя месту сему» Никиты; под средним алтарем сохранились гробницы Бориса и Михаила Михайловичей, Александра и Федора Петровичей, также боярыни Марфы Ивановны Салтыковых [2], – еще князя Ивана Хованского с семейством, болярина Андрея Кафтырева; игуменов Богоявленского монастыря Исаии и Герасима, схимонаха Мисаила, схимонахини Евникии; вообще здесь имеется 30 надгробных древних памятников, из которых на одних обозначены имена почивших, на других нет.

По известию писцовых книг начала XVII века, в соборном Богоявленском храме сверх местных икон возвышались еще четыре ряда икон и весь храм наполнен был ико(с. 10)нами [3], украшенными серебром, жемчугом и драгоценными камнями. В июле и сентябре 1672 года иждивением боярина Петра и Михаила Салтыковых внутренние стены собора и своды усыпальницы расписаны по тогдашнему обычаю и искусству греческим письмом (альфреско), которое доныне сохранилось в храме, а в сентябре следующего года радением игумена Герасима на монастырские деньги расписаны паперти и сходы. Это благоукрашение собора совершено костромскими иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиновым, которые воспитали свой вкус и развили свои таланты в многократной работе в Москве под руководством лучшего тогда художника Симона Ушакова. Спустя с небольшим столетие возобновлен был иконостас в холодной Богоявленской церкви при архимандрите Софронии. Московской Переяславской Ямской слободы ямщик Петр Александров в 1781 году согласился исправить иконостас сосновым и липовым деревом за 430 рублей. Он же взялся вызолотить иконостас двойным золотом первого номера, которое покупается по 12 рублей тысяча, за 1200 рублей. Костромской мещанин иконописец Иван Алексеев Носков в новом иконостасе взялся за 45 рублей написать восемь икон: на царских вратах Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов; вверху в среднем клейме Отечество, в клеймах по два праотеческих лика; над царскими вратами Вечерю Господню; над северными – Христос на источнике с самаряныней беседует; над южными праздник Преполовения; внизу в тумбах разные свящ[енные] лица. Фасад иконостаса взят в церкви Косьмы и Дамиана, что на Огноище. Гладкие места во всем иконостасе и в карнизах фрисы и плиты потребовалось покрыть серебром самым лучшим, а по серебру ярью веницейскою из мастичного лаку и поверх яри покрыть спиртовым лаком; также позолотить резьбу, дорожники и клейма резные, царские двери, столбы, карнизы и по вызолочении покрыть спиртовым лаком. (с. 11) Иконописец подряжен был писать самой высокой работой, снявши рисунок в костромской Успенской церкви.

В одной связи с Богоявленским собором в юго-западном углу в самом начале XVII века сооружена была по старинному фасаду особая с большой главой каменная колокольня, сохранявшаяся без всяких изменений до сломки ее в 1861 году. В нижней ее части или в паперти некогда существовал храм во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца; известно, что в 1759 году архимандрит Софроний делал представление о необходимости переменить антиминс «и в придельной церкви преп. Сергия». По известию тех же писцовых книг, на колокольне висело 12 колоколов, в которых весу более 227 пудов. Из них большой «очапной» колокол слит в 1603 году, как значилось в вылитой на нем следующей надписи: «Лета 7112 декабря в 25 день слит сей колокол в похвалу имени святых Богоявлений Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Кострому на посад в общий монастырь при благоверном государе, царе и великом князе Борисе Феодоровиче всея Руси и при его благоверной царице и великой княгине Марии и при благородных чадех, при благоверном царевиче князе Феодоре Борисовиче всея Руси и при благоверной царевне и великой княжне Ксении и при Святейшем патриархе Иове Московском и всея Руси, повелением тоя честныя обители игумена Арсения с братиею. Мастер Богдан Васильев. Весу сто полсема пуда». После того как он был разбит по неосторожности, попечением архимандрита Нафанаила (1839–1845 годы) слит новый с прибавкой меди большой колокол в 158 пудов и 2 фунта с следующей отлитой вверху надписью на нем: «Сей вестник в церковь созывает великим гласом чад ея; он волю Бога возглашает без слов, но громко всем поя», а низ колокола опоясан надписью; «Божиею милостию лит сей колокол в г. Костроме на заводе содержателя Юрьевецкаго купца Ивана Васильева Полякова». Этот самый колокол считался большим и по восстановлении монастыря в 1864 году. Еще на колокольне висели «боевые русские часы с перечасьем (с. 12) и получасьем», о которых помнили костромские старожилы в 1717 и даже 1818 годах и память о коих передали потомкам.

На северной стороне Богоявленского собора (на расстоянии 25 сажен от Сретенской церкви) в 1610 году при игумене Арсении устроена была одноэтажная каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова. К этой церкви в 1648 году пристроена больничная двухэтажная палата. Богословская церковь, в которой впоследствии богослужение совершаемо было только дважды в год, была упразднена при архимандрите Афанасии (1829–1839 годы), и в помещение ее по некотором приспособлении переведена присутственная зала правления духовной семинарии, с 1814 года поместившейся в стенах монастыря. При упразднении этого храма под напрестольной доской в одном из столбцов престола найден холстинный антиминс с надписью: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви святаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова в обители святых Богоявлений святейшим Ермогеном патриархом Московским и всея России при благоверном царе и великом князе Василье Ивановиче и при благоверной царице и великой княгине Марии Петровне и при благоверной царевне Анастасии в лето 7118 маия в 8 день при игумене Арсение». Остатки стен упраздненной Богословской церкви разобраны были в 1864 году, при чем во время разборки фундамента при устройстве нового трапезного корпуса найдено около 3 фунтов мелкой рубленой серебряной монеты времен Михаила Феодоровича.

Из монастырской описи 1628–1630 годов видно, что с западной стороны при входе в паперть Богоявленского собора налево протянуты были устроенные на арках каменные переходы или галереи, которые вели к теплой трапезной церкви во имя Трех святителей. Церковь эта начата была строением еще в 1607 году (7115) «при державе Василия Ивановича и по благословению патриарха Ермогена», но разорение, постигшее монастырь в 1608 году, и вообще мятежное время самозванцев замедлили ее постройку, окончание которой совершилось уже в 1618 году в царствование Михаила Феодоровича. Церковь уст(с. 13)роена каменная в длину на 22 сажени и в ширину на 12 саженях и была о трех этажах. До 1768 года в нижнем этаже этого корпуса помещались три кладовые и братская хлебопекарня. В среднем этаже корпуса к востоку находился придел во имя Трех святителей, братская трапеза и ризничная палата. К западу над святыми вратами существовал придел во имя трех святителей Московских Петра, Алексия и Ионы; между прочим, ход в этот придел, над которым возвышались две главы в ряд, устроен был из трапезы внутри капитальной стены, разделявшей оба придела; о повреждении 3 августа 1771 года главы на этом приделе упоминается в донесении архимандрита Аггея. Впоследствии придел упразднен и занят семинарской продажной библиотекой; на месте же ризничной палаты при архимандрите Макарии (в первой половине XVII века) устроен алтарь для церкви во имя Сретения Господня, а трапезенная комната обращена в самую церковь. В верхнем этаже над келарской устроен был придел во имя преподобного Макария Калязинского; по упразднении его помещение занято было семинарской фундаментальной библиотекой. Так со временем в этом громадном корпусе существовала только одна теплая Сретенская церковь, которая считалась семинарской как назначенная для присутствия в ней воспитанников при богослужении. Церковь эта, разломанная в 1861 году, подвергалась небольшим переделкам и сохраняла все черты древней своей постройки: очень толстые стены (3 1/2 аршина), массивный по средине столб, на который опирался старинной конструкции свод, узкие окна и массивный над западной стеной щипец для основания двускатной крыши.

Сверх Богоявленской соборной, Богословской и Трехсвятительской, в 1760 году почти посредине южной половины монастыря в расстоянии от Сретенской церкви в 20 сажен и от собора на 14 саженях сооружена каменная церковь во имя святителя и чудотворца Николая с приделом во имя Чуда архистратига Михаила. Взамен предполагавшегося тогда к упразднению для устройства ризничной палаты и действительно упразд(с. 14)ненного в 1765 году придела во имя св[ятителя] Николая при соборном храме (в котором только однажды в год совершалось богослужение) Екатерина Михайловна Салтыкова, урожденная графиня Шереметева, пожелала в 1752 году устроить большой храм над прахом [4] супруга своего генерала Михаила Петровича Салтыкова (+ 1750 г.). Храмоздательница до 1768 года давала содержание для этой церкви, которая по фамилии ее и доселе у местных жителей известна по преимуществу под названием «Салтыковская». Церковь эта имеет в длину 13 и в ширину 5 сажен с аршином и отличается весьма изящной архитектурой. План общего ее расположения представляет продолговатый четырехугольник с просветами в средней части в три яруса. Стены выкладены сплошной кладкой из хорошо обожженного кирпича и сохранились в первоначальном виде без всяких изменений. Наружные стены храма гладкие с плоскими пилястрами, с карнизами из кирпича. Глава храма осьмигранная в форме груши. Окна продолговатые – в настоящем храме во всех трех ярусах полукруглые, в алтаре и предхрамии овальные. Дверей три: одна в притворе входная с западной стороны и двои боковые. Наличники около дверей и окон – кирпичные плоские в стиле архитектуры Растрелли. Над входными дверями в предхрамие и двумя боковыми в церковь в перерезанных сандриках помещены одноглавые орлы с обращенным в правую сторону клювом, с мечом в лапе, выходящей из правого плеча, и с коронами над головами; орлы эти обрамлены тонким лепным орнаментом рококо. Алтарь представляет уширенный четырехугольник с малым закруглением против престола; алтарь, как и предхрамие, прикрыт полукруглыми сводами без опор. Нижний и средний ярусы четырехугольные, а верхний осьмиугольник завершен эллипсическим возвышенным сводом с открытым фонарем; высота храма (с. 15) до основания фонаря 12 сажен. Внутри храма два кирпичных штукатурных карниза: на стенах его в простенках между окнами и над ними лепные клейма для икон, а также и на сводах в алтаре и предхрамии. Пол был деревянный и в алтаре возвышался на одну ступень против пола храма. Алтарь от храма отделен тремя в капитальной стене арками, притвор отделяется капитальной, в капитальной же стене, полукруглой аркой.

В юго-западном углу в башне монастырской ограды в 1824 году усердием костромских граждан, особенно Ф.М. Обрядчикова, устроена небольшая об одной главе церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Происхождение этой часовенной церкви довольно примечательно. Во время бывшего в 1779 году 12 мая страшного пожара, который испепелил большую часть города Костромы и причинил немалое разорение Богоявленскому монастырю, особенно потерпела западная стена его и здания, на ней расположенные, а также и часть южной стены. Та стена юго-западной башни, на которой на штукатурке изображен был лик Божией Матери (вероятно, в том же 1672 году, когда расписан греческим письмом соборный храм), была в непосредственном соприкосновении с ужасными волнами пламени, с особенной яростью свирепствовавшими над зданиями, ее окружавшими. Однако святая икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени началось среди жителей города особенное чествование этой иконы, которая и прославилась многими чудотворениями. В ближайшее последующее время к юго-западной башне приделана была на каменных столбах деревянная часовня. Вместо последней в 1824 году, тщанием настоятеля Макария Глухарева и особенно усердием костромского гражданина Ф. Обрядчикова, устроена в честь Смоленской иконы Богоматери церковь с полуциркульной пристройкой к той стене, на которой изображен лик Ее. Эта церковь в 1827 году тщанием настоятеля Евгения Бажанова и усердием граждан распространена: к восточной и северной сторонам башни сделаны полуциркульные (с. 16) пристройки в симметрию с прежней, чрез что церковь сделалась более поместительной и получила красивый наружный вид. Еще известно, что в 1830 году на иждивение Ф.М. Обрядчикова в церковь эту сделаны весом более 18 фунтов серебряные ризы на местную икону Спасителя и на монастырский счет – на икону Печерской Божией Матери. В следующем же году на средства неизвестного жертвователя в ней же вызолочен на полименте червонным золотом иконостас резной работы, устроенный в 1828 году. После случившегося внутри церкви пожара в 1840 году она благолепно украшена попечением архимандрита Нафанаила. В церковь часовенную имеются два входа с южной и западной сторон.

Таким образом, к 1847 году в Богоявленском монастыре оставалось четыре храма: соборный, Сретенский, Никольский и часовенная Смоленская церковь. Все они имели для себя многих доброхотных благотворителей и вкладчиков преимущественно из жителей города Костромы, особенной любовью и расположением которых монастырь пользовался во весь этот период четырехсотлетнего своего существования. И действительно, начиная от храмов и утвари церковной до колоколов, почти все в Богоявленской обители было делом усердия различных жертвователей из всех классов общества, и имена христолюбивых радетелей ее записаны в монастырском синодике для вечного поминовения. Вот реестр наиболее ценных вкладов в монастырь, часть которых сохранилась и доселе. В 1575 году 18 сентября игумен Сильвестр дал вкладу рукописное толковое евангелие в лист с надписью: «На поминовение по себе и по своем роде». В 1610 году на поминовение инока Варлаама, литовцами убитого в 30 день декабря 1608 года, пожертвован серебрянопозолоченный с каменьями и жемчугом крест воздвизальный с надписью на нем: «Сделан сий крест в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по старце Варлааме Наумове лета 7118 генваря в 5 день». В 1613 году 12 февраля князь Димитрий Михайлович Пожарский в память о своем пребывании в городе Костроме прислал в Бого(с. 17)явленский монастырь драгоценные ризы с оплечьем, низанным жемчугом, украшенным по местам серебряными позолоченными дробницами, а 20 июля того же года – бархатную епитрахиль с 15 серебрянопозолоченными пуговицами; к сожалению, первый вклад не дошел в целости даже до 1837 года. В 1618 году царицей Марфой Иоанновной пожалован золотой панагийный крест, так описанный в писцовых книгах 1628–1630 годов: «Крест золотой с распятием; во главе его Спас нерукотворенный, на пробое две жемчужины бурмитские; дар великие государыни старицы Марфы Ивановны». От этого креста впоследствии сохранялось только возглавие, которое приделано было к резной панагии, имевшей оклад из самого креста. Царь Михаил Феодорович в том же году, при посещении Богоявленской обители на возвратном пути из Макарьевского, что на Унже, монастыря, приложил к образу Богоявления Господня «золотой угорской» и еще ранее (в 1613 году) такой же золотой.

Из писцовых книг первой половины XVII века видно, что монастырь этот был нескуден и даже по тем временам богат церковной утварью и богослужебными книгами, из которых автору «Известий о Богоявленском монастыре» (изд[ание] 1837 года) известны были между прочим следующие предметы: 1) запрестольный образ Божией Матери, обложенный серебром басемным и убранный по местам бирюзами и венисами; 2) крест серебряный воздвизальный по старце Варлааме и еще семь воздвизальных крестов – деревянные, обложенные серебром басемным, из которых, правда, сохранились только три; 3) евангелие, у которого верхняя доска серебряная чеканная, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; 4) четыре местных паникадила в соборном храме: одно против царских врат о 12 свечах, другое между столбами об 11-ти свечах, два против правого и левого клиросов, каждое о 12 свечах; 5) сосуды серебряные, вклад Салтыковых; 6) двои сосуды церковные оловянные, вероятно весьма древние; 7) Устав церковный, изданный при царе Василье Ивановиче Шуйском, (с. 18) впоследствии (в 1633 году) признанный неправославным. Еще упоминается покров на гробе Михаила Михайловича Салтыкова, в иноках Мисаила, приложенный его супругой и детьми. В 1636 году поступили в монастырь серебряные лощатые сосуды  со следующей вырезанной надписью: «144 году сделаны сии сосуды при игумене Ферапонте; дал вкладу в дом чуднаго Богоявления, что на Костроме, Дементий Васильевич Кафтырев по жене своей Прасковьи». В 1635 году сделана новая серебропозолоченная чаша для освящения воды коштом Никиты Васильевича Кафтырева, а в 1639 году Дементий В. Кафтырев «приложил» напрестольное евангелие в лист, у которого доска серебряная резная, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. 1641 года пожертвовано в монастырь кадило отличной работы с верхом, устроенным наподобие царской короны; на нем следующая надпись: «Лета 7149 генваря в 12 день дал сие кадило на Кострому в дом Чуднаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сокольничей Михаило Михаилович Салтыков по отце своем по иноке схимнике Мисаиле и по прочих родителех своих, при игумене Корнилии с братиею». Из вкладов этого же времени примечательно серебряное блюдо с надписью: «Спаси Господи люди Своя и благослови достояние Свое, победы благоверному царю и великому князю Михаилу на сопротивныя даруй и Своя сохраняя крестом люди. Не уже ктому пламенное оружие хранит врат едемских, сие бо найде преславное наитие древо крестное, смертное жало и адову победу разори; пришел бо еси Спасе мой вопия сущим во аде: внидите паки в рай». На дне с внешней стороны надпись: «К сему блюду боярин Борис Михаилович, да кравчей Михаило Михаилович Салтыковы прибавили серебра полтора рубли да золота четыре золотых». Еще в 1641 году 9 августа поступило в монастырь от старца Закхея Лукошкова евангелие, у которого доска сребропозлащенная и украшенная камнями. В 1662 году устроен воздвизальный сребропозлащенный крест с вырезанной на нем надписью: «Лета 7170 июня построен сей крест Богоявленскаго монас(с. 19)тыря, что на Костроме, по вере и обещанию игумена Герасима серебром келейным своим посилием». В 1666 году поступили в монастырь сосуды серебряные вызолоченные с вырезанной надписью: «Приложил сии сосуды в Богоявленский монастырь, что на Костроме, князь Яков Петрович Волконской по отце своем князе Петре, иноке схимнике Паисии 104 весу три фунта двадцать два золотника». В 1668 году игумен Герасим построил насвещник серебряный, в 1673 году еще четыре на монастырские деньги и в следующем году насвещник на вкладные деньги Тимофея Исаева сына Ленева. В 1676 году пожертвовано большое кадило серебряное вызолоченное, по весу, размеру и особенно по форме совершенно сходное с поступившим в 1641 году; на нем вылита надпись: «Лета 7184 в Богоявленский монастырь при игумене Павле дал сие кадило вкладу Максим Васильев сын Шаровников, а серебра шесть фунтов, золота шестьдесят золотник». В 1677 году игумен Павел приложил воздвизальный, украшенный жемчугом серебряный позолоченный крест с надписью: «Благоволением в Троице славимаго Бога построен сий святый крест с мощами снисканием святых мощей града Костромы обители святаго Богоявления игум. Павла на келейныя его деньги 185 году февраля». 1684 года архимандрит Павел приложил серебряную позолоченную ладоницу весом 1 фунт 84 золотника «по себе в вечный поминок», как сказано в вылитой на ней надписи. 1692 года стольник Александр Иванович Зюзин приложил вторую митру, украшенную серебряными злащеными дробницами, жемчугом и камнями «по жене своей Прасковье Ивановой и по прочих родителех своих для вечнаго поминовения», как означено на обруче митры. 1693 года сделана в монастырь лучшая архимандричья митра, вся из чистого червонного золота с эмалевыми по золоту изображениями Богоявления Господня и святых, усыпанная крупным жемчугом, бриллиантами, яхонтами и другими дорогими камнями, с следующей надписью по золотому эмалевому обручу митры: «Лета 7202 декабря в день сию шапку сделал по приказу отца своего боярина Петра Миха(с. 20)иловича сын его боярин Алексей Петрович [5] Салтыков и отдал в Богоявленский монастырь, что на Костроме по отце своем боярине Петре Михаиловиче и по матери своей боярыне Елене Васильевне для поминовения душ их». Между прочим известно, что Петр Михайлович «приказал и в духовной написал к строению служащей архимандритской шапки 92 золотых одиноких, 33 золотых двойных, 15 запон золотых со искры яхонтовыми, две вошмы низанныя жемчугом, куколь низанный жемчугом по червчатому атласу; да сам Алексей Петрович с своей части употребил 199 рублей 23 алтына да от дела тое шапки немчину дано 41 рубль». Золотые запоны приделаны к митре натурой. В ряду вкладов конца же XVII века следует упомянуть и о 7 книгах, пожертвованных архимандритом Корнилием (+ 1699 г.), таковы: Евангелие повседневное, две книги Минеи-четьи от сентября до марта, книга Вечеря духовная, Обет духовный, Исповедание православной веры  и книга письменная выборных святых Четья.

В XVIII веке реже встречается упоминание о вкладах в Богоявленскую обитель; по-видимому, они поступали теперь уже не в столь обильном количестве. 1704 года 2 февраля боярыня Анна Васильевна с детьми Васильем и Алексеем Феодоровичами Салтыковыми дала вкладу напрестольное евангелие большого размера в серебряных позолоченных досках с литыми изображениями праздников «на поминовение души отца своего убиенного Федора Петровича» и грешной души Анны, рукой которой и приписано это на последнем листе. В 1759 году «в Богоявленский монастырь в новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца в вечное поминовение по генерале Михаиле Петровиче Салтыкове и его сродников» пожертвован воздвизальный серебряный позолоченный крест, украшенный бриллиантами. Не говоря о вышеупомянутых пожертвованиях в Смоленскую церковь, мы должны здесь сказать вообще, что сверх всех перечисленных были, без сомнения, сдела(с. 21)ны и другие [6] многие, вероятно, в свое время ценные вклады в тот или другой из монастырских храмов. Но о них не сохранилось сведений, быть может вследствие того, что летописи монастыря не дошли до позднейших времен.

 

Примечания автора

(с. 8)

1. Для сообщения южной галереи с западной, миновав внутренность церкви, устроен был особый проход между собором и углом колокольни.

(с. 9)

2. Скажем здесь несколько слов об этих главных благотворителях обители. Знаменитый в России род Салтыковых еще с XIII века владел значительными имениями в пределах нынешней Костромской губернии. Борис Салтыков в 1608 году был воеводой костромского войска, верного царю Василию. Михаил Глебович Салтыков, сделавшись сторонником Тушинского вора, получил в 1610 году от польского царевича Владислава поместье в Костромском уезде и волости; + 1612 года. В первые годы царствования Михаила Феодоровича Салтыковы, родственники этого изменника, однако пользовались особенным его расположением и были пожалованы богатыми поместьями и вотчинами: Борис был уже боярином и до 1620 года управлял приказом Большого дворца, а Михаил пожалован крайчим с путем и окольничим. Когда же открылись происки Салтыковых против избранной царем Михаилом Феодоровичем невесты Марии Хлоповой, которая уже удалена была в Нижний, оба они сосланы в Галич и Вологду с отобранием у них вотчин. По смерти патриарха Филарета Никитича они в 1633 году возвращены были с прежними чинами, и затем Борис был начальником приказа Челобитного, а Михаил – начальником в Разбойничьем приказе.

(с. 10)

3. См. подробную выдержку из писцовых книг в приложениях к очерку № 1.

(с. 14)

4. В храме наружных надгробий не имеется, только над этой могилой в южной стене притвора на западной стороне вделана медная доска с надписью: «Стани мало путниче, много с сего начертания познаешь: погребен здесь муж родом, нравом, умом, храбростью и добродетельми славен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков. Божиим изволением в вечный покой отъиде сентября 6 дня 1750 году, рождение его 1693 сентября 6 дня, поживе всех 56 лет» [числа 1750, 1693 и 56 в тексте И.В. Баженова набраны славянской буквенной цифирью. – Ред.].

(с. 20)

5. Он был родной дядя жены (с 1688 года) царя Иоанна Алексеевича Параскевы Феодоровны, урожденной Салтыковой.

(с. 21)

6. Например, в XVIII веке пожертвован ковш серебряный весом в 1 фунт с надписью: «Божьею милостью мы великие государи, цари и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всея великия малыя и белыя России пожаловали Костромскаго окружнаго двора голове 7190 (1692) году Моисею Прибылову за его радение и за прибыль питейной казны ковш серебряный».


Предыдущая глава

Следующая глава