К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 49)

ПЕРИОД ВТОРОЙ [1].

I. Упразднение Богоявленского монастыря по случаю пожара.

6 сентября 1847 года в Костроме случился сильный пожар, истребивший третью часть города и в том числе весь Богоявленский монастырь. В два часа пополуночи загорелось сначала в надворных деревянных строениях купца Энгерта и кр[естьянина] Литова на Никольской улице вблизи Сусанинской площади. Вследствии большой скученности соседних построек огонь при сильном ветре не более как в один час обнял 9 больших каменных домов на Никольской и Марьинской улицах. К большему ужасу жителей, почти одновременно в двухверстном расстоянии от этого места загорелось за городом пустое здание – бывшее красильное заведение и большой склад дров (свыше 250 сажен) на берегу реки Костромы. При разъединенности и без того незначительных тогда сил и средств пожарной команды, при всеобщей панике жителей, ранее напуганных подметными записками и ходившими слухами о поджогах, огонь быстро пожирал деревянные и каменные строения по Марьинской, Павловской и Еленинской улицам и затем опустошил большую часть их в Пятницком и Кадыевском переулках и отчасти в Царевской и Спасской улицах. Сильный ветер нес огонь на западную часть Богоявленского монастыря, на Смоленскую церковь. Из нее вынесены были святые иконы, сосуды и ризница в Богоявленский соборный храм; сюда же поспешно снесены были священные предметы из Сретенской церкви в северо-западном углу монастыря. Но вот в Пятницком переулке загорелись каменный фабричный корпус, дере(с. 50)вянные сеновалы и конюшни купца Солодовникова. Отсюда огонь перешел сначала на семинарскую больницу – на правой стороне от Никольских ворот – и затем по деревянной крыше монастырской ограды распространился и направо к юго-восточной башне, и налево чрез Никольские ворота на башню и быстро приблизился к Смоленской церкви, у которой прежде всего загорелся один из пяти небольших деревянных куполов. Вслед за тем пламя ветром перекинуло на деревянную, в виде мавританского купола главу триумфальной башни среди западной монастырской ограды. По близости к этому месту вскоре загорелись главы Сретенского и потом Богоявленского храмов, соединенных галереями, затем ближайшие корпуса настоятельский, братский и занимаемые духовной семинарией здания с разными службами. В 8[-м] часу утра 6 сентября уже все здания Богоявленского монастыря объяты были всепожирающим пламенем, притом столь быстро, что нельзя было заботиться о спасении церковной движимости и какого-либо монастырского имущества. Предстояла великая опасность для жизни иноков и простого народа, в это время находившихся внутри монастыря: у обоих выходов из него сосредоточивался такой жар, что не только пройти чрез них, но и приблизиться к ним было невозможно. Заключенные в стенах монастыря устремились в большой тенистый сад с деревьями (по северной и отчасти восточной сторонам ограды), но огонь постепенно приближался и к этому месту; находясь в таком критическом положении, они для спасения собственной жизни вынуждены были пробивать отверстие в стене ограды. Слыша усиленные удары находившихся в обители, народ быстро пробил ломами три отверстия в северной стене и дал им возможность благовременно спастись от угрожавшей опасности. Между тем ничем не сдерживаемая огненная стихия продолжала с страшной силой свирепствовать внутри Богоявленского монастыря. Когда несколько ослабело действие ее среди монастырских зданий и можно было безопасно пройти в монастырь, чтобы спасти уцелевшее от огня, в Богоявленском соборе от угольев, падавших в прого(с. 51)ревшие окна его, уже пылали ризы и другие вещи. Однако огонь поспешно был потушен и из церкви вынесены иконы, сосуды, ковчеги и драгоценные вещи; также целыми остались хранившиеся в ризнице старинные митры, ризы, низанные жемчугом, и другие драгоценности и древности.

Крайне прискорбную, невольно вызывающую слезы и глубокое сожаление картину представлял монастырь после пожара. Храмы уныло стояли обгорелые, без глав и крыш. В Богоявленской и Никольской церквах сохранилась часть иконостасов, хотя они внутри немало пострадали от ломки при спасении утвари. В Сретенской церкви сгорело все, что находилось внутри, как и в Смоленской церкви; сохранилась невредимой, как и во время пожара в 1779 года, только Смоленская икона Божией Матери, написанная на стене юго-западной башни. Стоявшие вблизи Смоленской церкви толпы народа с верой и благоговением повергались пред этим ликом Богоматери, прося Ее о заступлении и спасении горевшего города, и иным казалось, что икона эта как бы выступала из своего места. Нещадное пламя истребило одинаково как настоятельские и братские келлии со службами, так и те здания монастырские, в которых привитала духовная семинария, именно: на восточной стороне корпус, занимаемый богословским и философским классами, на юго-западной стороне занимаемый риторическим и частью философским классами, и на северной стороне инспекторский корпус и другой, где помещалось правление семинарии. От всех шести каменных корпусов остались только обгорелые стены; даже местами они, равно и обезображенная от огня ограда и башни развалились от сильного действия огня. Картину разрушения дополняли в беспорядке сложенные на монастырском дворе и в саду святые иконы, церковная утварь, богослужебные и вместе учебные и ученые из семинарской библиотеки книги, нередко с обгоревшими листами, также переломанная мебель, посуда и тому подобное. Уцелели от пожара только колокольня (в которой сгорела одна лестница) да каменный двухэтажный дом с флигелем и надворными строениями, находя(с. 52)щийся вне ограды монастыря – чрез улицу от нее. Лишившись своих помещений, настоятель с братией и служащими в семинарии вынуждены были искать приюта в ином месте. Семинария была переведена в здания Успенского собора, в коих и поместилась вместе с духовным училищем; служащие же в ней поместились у тех из знакомых граждан, дома которых уцелели от пожара. При Богоявленском монастыре, по распоряжению епархиального начальства, оставлены были только два иеромонаха, иеродиакон и три послушника, остальная же братия размещена в Ипатьевском и отчасти в ближайших к городу монастырях.

Так Богоявленский мужской монастырь неожиданно принял вид развалин и сделался невозможным для обитания. Однако повреждения в нем в ближайшее после пожара время были не так велики, чтобы исправление обгоревших зданий было очень затруднительно. С виду безобразные, здания были довольно крепки и сначала требовали лишь наружного исправления; нужно было только покрыть эти здания и отделать внутренность их, на что едва ли потребовалось бы столько денег, сколько впоследствии потребовалось на одну только разломку зданий и вообще на очищение монастыря от разных строений. В Никольской церкви, прочно сложенной, не имевшей никаких трещин ни на стенах, ни на сводах, вскоре же, по небольшом исправлении, можно было совершать богослужение. Но в виду наступавшей осени, конечно, приходилось постройки и поправки отложить до весны. Только к возобновлению Смоленской церкви для совершения в ней богослужения, ради чудесно сохранившейся в ней иконы Божией Матери, приступлено было вскоре, и церковь эта благолепно восстановлена иждивением костромского уроженца Платона Вас[ильевича] Голубкова. Вскоре вблизи этой церкви на южной стене устроена небольшая звонница, которая два года назад разобрана за ветхостью своей и ограды в этом месте. Для предохранения прочих зданий от дальнейшего разрушения следовало их покрыть временно тесом; но это сделано было только с Никольской церковью. Ни монастыр(с. 53)ское, ни епархиальное начальство тогда никак не могли иметь надежды на то, чтобы граждане костромские, так много пострадавшие сами, были в состоянии оказать помощь, достаточную для возобновления полуразрушенного Богоявленского монастыря. Поэтому епархиальное начальство поспешило ходатайствовать пред Святейшим Синодом об упразднении этого монастыря, выставив следующие по видимому уважительные для того причины. 1) «Бедность и малоустройство Богоявленского монастыря», который имел весьма скудные средства к своему содержанию и до пожара с трудом поддерживал свое жалкое существование. Вследствие малочисленности доходов своих, которых едва доставало для насущного пропитания братии, весьма худо поддерживались монастырские здания. После пожара монастырь лишился почти всего движимого имущества экономического, церковное же осталось в малом количестве. Между тем для восстановления монастыря из полуразвалин потребовались бы от казны значительные суммы, которые епархиальное начальство находило более полезным употребить на другие предметы, существенно относящиеся ко благу Церкви. К тому же немногочисленное братство Богоявленской обители, по причине скудости средств ее составленное по преимущественно [так в тексте; должно быть «по преимуществу» либо «преимущественно». – Ред.] из лиц малоспособных, не могших в точности исполнять своих обязанностей, почти не имело полезного религиозно-нравственного влияния на жителей Костромы. 2) «Необходимость улучшить быт Ипатьевского монастыря», содержание которого весьма недостаточно. Получая ежегодного сбора в братскую кружку не более 600 рублей, он не имеет никаких угодьев, между тем с передачей принадлежавших Богоявленскому монастырю оброчных статей (мельницы, сенных покосов и рыболовного озера) Ипатьевский монастырь может несколько улучшить бедственное в экономическом отношении состояние свое. 3) «Необходимость устроить вновь помещение для Костромской духовной семинарии», так как по разрушении пожаром прежних ее помещений в Богоявленском монастыре духовное начальство решительно не имеет таких строений, в которых можно бы поместить ее (с. 54) не только с некоторым удобством, но даже в самом стеснительном виде, и не находит другого места для построения таковых помещений, кроме Богоявленского монастыря, который признает для сего весьма удобным и выгодным как по положению своему в средине города и обширности занимаемого им места, так и по обнесению его еще довольно прочной каменной оградой, равно и по отделению улицей от всех обывательских строений. По вышеуказанным основаниям епархиальное начальство признало необходимым ходатайствовать о закрытии Богоявленского монастыря с тем, чтобы: а) штат его и движимое имущество переведены были в ближайший к городу (в 17 верстах) Игрицкий Песошенский монастырь, б) различные угодья и оброчные статьи переданы во владение Ипатьевскому монастырю, и в) обгоревшие здания и местность Богоявленского монастыря предоставлены были в духовно-учебное ведомство для постройки духовной семинарии, которая после пожара нашла временное для себя помещение в соборных домах; последним предполагалось сократить расходы казны на возведение новых семинарских зданий. По высочайшему соизволению в том же 1847 году 12 ноября / 5 декабря состоялось в Святейшем Синоде определение об упразднении Богоявленского монастыря и о возведении заштатного Игрицкого монастыря во второй класс, каковое определение отослано было 30 апреля 1848 года. На подлинном указе 12 мая последовала резолюция епископа Иустина: «Предлагаю консистории без промедления сделать подробные распоряжения по сему предмету и представить оные мне на предварительное утверждение».

 

Примечание автора

(с. 49)

1. Пособиями к составлению 2[-го] и 3-го периодов служили почти исключительно документы из монастырского и отчасти семинарского архивов. 


Предыдущая глава

Следующая глава