И.В. Баженов

Матренушкабосоножка

 

(Костромские епархиальные ведомости, 1916, 24, отдел неофициальный, с. 333344)

(с. 333)

I

Матренушка-босоножка, по происхождению из Костромской губернии, причисляется к тому немногочисленному сонму русских подвижников и подвижниц, которые известны под названием «Христа ради юродивые». Юродство Христа ради, имеющее для себя основание в словах святого апостола Павла (1 Кор. 4, 10), есть высокий подвиг веры и благочестия, добровольно и сознательно принимаемый для преуспеяния в любви к Богу, и в ряду христианских подвигов есть один из трудных и изумительных подвигов, почему лишь немногие ревнители благочестия принимали на себя этот исключительный путь благоугождения Богу. Кажущееся отречение от пользования разумом, отрешение от внешних правил гражданского общежития, презрение к принятым мирским приличиям, добровольное лишение себя дозволенных земных благ, удобств и невинных радостей и щедрая благотворительность к бедным – вот те черты, которые в общем являются характерными для юродивых и невольно привлекают к ним внимание публики. При столь необычном или даже загадочном образе жизни такие странные личности являются как бы выходцами из какого-то другого мира и в глазах большинства и особенно интеллигентных представляются безрассудными, сумасшедшими, и их удивительные жизнь и поступки нередко вызывают глумление и презрение. Но для правильного суждения об юродивых следует поглубже всмотреться в это непонятное для большинства мирских людей явление и не опускать из внимания многих, иногда поразительных проявлений высокодуховной жизни юродивых. При внутреннем сознании себя и своих обязанностей юродивые действительно представляются иногда безумными, смешными и жалкими для людей, между тем и при странных своих действиях они не дозволяют себе чего-либо греховного, какой-либо несправедливости и неуважения к ближним. Отказываясь от всяких земных благ, юродивые обыкновенно презирают богатство и свое имущество, равно и поступающие к ним доброхотные подаяния (с. 334) щедро раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, всегда терпят различные лишения, нередко зимой и летом ходят босыми, в неприглядной или даже грязной одежде. Между тем в душе юродивых совершается великая, непостижимая для мирских людей тайна: они постепенно и незримо для окружающих обогащаются сокровищами духовного совершенства и нравственного преуспеяния и нередко наделяются от Бога чудным даром прозорливости: своими мысленными очами созерцая лице Отца Небесного, они бывают способны прозревать отдаленное будущее в жизни и сокровенные помыслы людей. Вопреки порицаниям недальновидных, притом непризванных судей эти нищие духом являются в своем необычайном служении полезными членами гражданского общества. Бедному люду или неожиданно подвергшимся тяжким ударам капризной судьбы, также находящимся в скорбях и печалях юродивые легко доставляют потребное утешение своим словом и обильной материальной помощью разного рода. Сами возвышаясь над земными потребностями, они путем прикровенного, иногда же и явного обличения пороков и неправых деяний ближних побуждали последних устремлять свои взоры от низменных интересов к духовным, высшим целям жизни, указывали идеал христианского назначения и нередко своим примером и наставлениями содействовали исправлению порочных и погибающих и возвращали их на путь добра и истины. Иногда в бессвязных словах и загадочных своих действиях они открыто и безбоязненно громили беззаконие и неправды людей, возвещали нелицеприятную горькую правду в глаза сильным, богатым и славным мира сего. И вместо любви и благодарности эти странные по виду, жизни и поступкам проповедники святой правды как часто в течение своего подвижничества встречали от ближних всевозможные унижения, насмешки, оскорбления, поругания, бичевания, которые они однако же претерпевали безропотно, благодушно Христа ради, в предзрении грядущего блаженства (ср. Мф. 5, 10–11). Не без основания на Руси усвояется юродивым Христа ради название «блаженные»: проникнутые убеждением о суетности всего земного, они ищут высокого блаженства лишь в постоянном духовном общении с Богом и при внешне неприглядной, кажущейся для других безотрадной жизни являются довольными своим положением, а по смерти они, по верованию Православной Церкви, удостаиваются вечного блаженства на небе, как она и прославляет мно(с. 335)гих юродивых в числе святых, благоугодивших Богу. Вопреки желания своего нередко окруженные при жизни ореолом славы и уважения, эти блаженные юродивые и по отшествии своем в загробный мир не умирают бесследно: память о них не изглаживается из сердец народа и многими десятилетиями и даже сотнями лет передается потомству из рода в род.

На обширной Руси святой было немало таких юродивых, по преимуществу же мужчин – таковы: Алексей Степанович в Борисоглебском монастыре, Андрей Мещовский, Антоний Алексеевич Задонский, Андрей Ильич Симбирский, Афанасий Ростовский, Василий Блаженный и Максим в Москве, Василий, Иродион, Михаил, Фома Сольвычегодские, Георгий Новгородский, Захария Шенкурский, Илия в Даниловой слободе (близ города Ярославля), Исидор в Ростове, Иоанн Боровичский, Иоанн Можайский, Лаврентий в Калуге, Леонтий, Иоанн и Прокопий Устюжские, Михаил Клопский, Николай Кочанов в Новгороде, Николай Салос во Пскове, Прокопий Вятский, Симон Юрьевецкий, Трофим Суздальский, Фаддей Петрозаводский и другие. Из женщин подвиг юродства, насколько нам известно, несли немногие, таковы: Марфа, погребенная в московском Ивановском монастыре, Домна Карповна Томская, Ксения Григорьевна в Петрограде {а}, Анна Ивановна и Матренушка-босоножка в Петрограде. Из ряда всех их обращает на себя наше внимание последняя как происшедшая из Костромской губернии, между тем эта замечательная личность едва ли сколько-нибудь известна в Костромской епархии, почему представление внешнего и духовного облика Матренушки может быть небезынтересным для костромичей вообще.

II

Название Матренушки-босоножки усвоено в Петрограде Матрене Петровне Мыльниковой. Она была уроженка деревни Ваниной, Оделевского прихода [1], Нерехтского уезда; рождение Матрены относится к 1819 году (по паспорту). Родители ее Петр Евсигниевич Щербинин и жена его Агафия, урожденная Нестерова, были коренные крестьяне-землевладельцы из деревни Антоновой, Оделевской же волости. Матрена, как и родные братья ее – Макар, Александр и Иван, занимавшиеся земледелием, были неграмотны. Матрена (с. 336) Петровна значилась мещанкой города Костромы, потому что была в замужестве за костромским мещанином Егором Тихоновым Мыльниковым; детей от брака не было у них. В городе Костроме они имели свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавку – но где именно, о том не сохранилось памяти у обывателей улицы.

Относительно семейной жизни Матрены Петровны существуют различные версии. По одной из них, замужество ее было неудачно: она в брачной жизни перенесла много огорчений и страданий. Когда в 1877 году вспыхнула русско-турецкая война и муж ее был призван в действующую армию, вместе с ним отправилась на войну и жена Матрена Петровна, хотя была тогда уже в почтенных годах, лет 58. Она поступила сестрой милосердия на театр военных действий и, получая на этой должности жалованья по 25 рублей в месяц, из них сама себе ничего не оставляла, а все свои деньги раздавала бедным солдатам и раненым. На войне муж Матрены был убит.

Впечатления ли тяжелой русско-турецкой войны, смерть ли мужа или какие иные скорбные переживания так повлияли на Матрену Петровну, что она по возвращении с войны решила остальную свою жизнь всецело посвятить на служение Богу и на помощь бедным, больным и обездоленным. В этих видах она не заметила продать все свое имущество и затем раздала деньги нищим и бедным, а сама стала подвергаться всевозможным лишениям и невзгодам. Наложивши на себя трудный духовный подвиг юродствующей (хотя не всецело) Христа ради, Матренушка очень любила путешествовать по святым местам России и Палестины, ходила пешком в отдаленные монастыри – первый же паломнический путь ее, притом босиком, был в Соловецкую обитель. «Бог сподобил меня, – иногда рассказывала она о себе, – побывать четыре раза в Иерусалиме, поклониться Гробу Господню и другим святыням. Была я и в Соловках, и на Валааме, и у Троицы Сергия, и в Сарове, и десятки раз бывала и в других более близких монастырях. Везде какая в обителях благодать Божия и сколько в них утешения!». Ведя строгий аскетический образ жизни, Матренушка во время своих странствий по святым местам в течение с лишком 33 годов уже не одевала никакой обуви на ноги, а всегда, в любую пору года, не обращая внимания на непогоду, даже в жестокие зимние морозы, ходила босой. Также теплой одежды не имела и, не жалуясь ни на простуду, ни на холод, носила всегда легкую (с. 337) летнюю одежду, притом белую как эмблему ангельской чистоты, и в то время как одетые в теплые шубы мерзли от холода, она в своей легкой одежде не чувствовала стужи в самые сильные морозы. В Петрограде Матренушка появилась годов за 30 до своей кончины, сначала на Петербургской стороне, а последние 16 лет, с 1895 года, жила в небольшой скромной, обильной святыми иконами квартирке вблизи часовни и церкви в честь чудотворной иконы («с грошиками») Скорбящей Божией Матери, что на Стеклянном заводе.

В этой часовне, в самой церкви и вообще на Шлиссельбургском проспекте можно было встречать Матренушку почти всегда в белой пелерине и халате (балахоне) поверх сарафана, с посохом в руках и босой. В квартирку Матренушки многие заходили попросить ее молитв и наставлений по случаю различных обстоятельств, чаще – неудач в жизни, при чем почитатели и почитательницы жертвовали этой старице по возможности, иногда и большие денежные суммы (так, г-жа Л. пожертвовала 500 рублей, купец Р. ежемесячно посылал ей по 25 рублей, и др[угие]). Все поступавшие пожертвования Матренушка, сама отдававшаяся молитве и богомыслию, употребляла на дела благотворения – раздавала милостыню беднякам, оказывала материальную помощь их семьям, рассылала пожертвования в монастыри и на храмы в бедные сельские приходы; одного масла для лампад при иконах она рассылала по русским монастырям и приходским церквам свыше 50 пудов в год. К праздникам же Святой Пасхи и Рождества Христова она имела обыкновение посылать беднейшим церквам священные облачения. Покупая святые евангелия, картины с священными изображениями и святые иконы, эта старица благословляла ими своих посетителей и почитателей, ежегодно навещавших ее в количестве нескольких тысяч. Особенную популярность и великое уважение имела Матренушка среди петроградского бедного люда, среди простонародья, которое обращалось к ней за советами и утешением в трудные и горестные минуты своей жизни. По молве народной, многие алкоголики молитвами Матренушки избавились от порока пьянства. Но кроме черного люда и бедных, было много почитателей этой старицы и из интеллигенции, из среднего и высшего кругов; Матренушка имела доступ в дома лиц высокопоставленных, прибегавших к ней за духовной помощью, и особенно ввиду того, что она обладала даром чудной прозорливости.

(с. 338)

III

Доселе ходит много рассказов о дивных способностях или, вернее, о даре Матренушки-босоножки проникать в тайники человеческой души, предостерегать обращавшихся к ней от грозящих опасностей и несчастий, и для многих слова Матренушки оказывались как бы пророческими. Из многих [2] достоверных проявлений прозорливости этой старицы стоит упомянуть здесь хотя о некоторых.

Несколько лет тому назад Матренушка неожиданно приехала на квартиру к г[-ну] К-ку, почитателю ее, очень видному представителю петроградской печати. Это было как раз в то время, когда у него случились большие неприятности по службе, грозившие увольнением с таковой – о чем К. и рассказал Матренушке. Последняя, стараясь утешить его, сказала: «Молчи, сынок, успокойся; ничего не будет; поедем ко мне, помолимся Богу». Поехали, помолились, и на прощанье Матренушка сказала: «Ну, поезжай домой, получишь радость». Возвратившись в квартиру, г[-н] К. увидел на письменном столе пакет со вложением 200 рублей в награду и приглашение явиться к начальству, которое на этот раз оказалось милостивым, внимательным; недоразумения рассеялись и г[-н] К. остался на службе, продолжая ее с честью доныне на довольно видной и ответственной должности, почему сохраняет и чтит память об этой великой старице.

Однажды пришли в квартиру Матренушки чиновник Ломоносов и жена его. Увидевши их, Матренушка схватила себя за голову обеими руками и закричала: «Ой, голова болит, ой, голова, голова!», и так продолжала говорить одно и то же. Ломоносовы, не могшие услышать от нее ничего более кроме этой фразы, посидев немного, ушли. На третий день после того у Ломоносова заболела голова настолько сильно, что он был вынужден лечь в больницу, где спустя 8 месяцев и умер от этой болезни.

Оказавшаяся в крайне тяжелом положении дама А.Б., близкая к отчаянию, обратилась к Матренушке с просьбой помолиться об избавлении ее от несчастного положения. Матренушка помолилась и сказала г-же Б., что к ней в скором времени придет дальняя родственница и возьмет ее на свое попечение до самой смерти. И вскоре же это предсказание старицы исполнилось.

(с. 339) Г-жа Л. просила Матренушку поехать к одному знакомому ей больному – помолиться о выздоровлении его. Старица отказалась, сказавши, что уже поехали покупать место на кладбище для погребения больного. Действительно, спустя три дня скончался больной.

Однажды Матренушка была у г-жи Л., у которой тогда были в гостях две дамы. Одна из них выразила сетование о том, что у нее нет образа святого Николая Чудотворца. Матренушка, всегда имевшая при себе запас картин-образов, подарила сетовавшей даме желанный образок, а другой даме – образок Успения Пресвятой Богородицы. Вторая дама, не выражавшая желания получить от старицы святого образа, удивилась этому; но впоследствии, когда у нее умерла единственная дочь, сочла и ныне считает этот случай предсказанием старицы о смерти своей дочери.

Е.В.К., побывавши в мае 1910 года в церкви во имя Скорбящей Божией Матери, зашла к Матренушке и попросила ее помолиться о том, чтобы сын ее сдал в коммерческом училище выпускные экзамены. Матренушка помолилась и сказала г-же К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Действительно, он выдержал экзамены и оказался четвертым по успехам воспитанником из числа 50.

А.Ф. П-в с семьей пришел к Матренушке в день своего приезда в Петроград 26 сентября 1910 года. Встретивши гостей, старица сказала: «А как вам приехать-то, у меня семь лампадочек погасло». На вопрос к ней о том, что бы это значило, Матренушка, указывая рукой на юг, как бы по направлению к Москве, ответила: «В Россиюшке-то что-то будет нехорошо» и, как бы предвидя дальнейшие вопросы, добавила: «А царя-то батюшку Господь спасет, Господь спасет; вот чрез год сами увидите». Исполнение этого предсказания усматривают в преступлении 1 сентября 1911 года в городе Киеве, когда в присутствии государя императора был убит председатель Совета министров П.А. Столыпин.

Проживающий в Петрограде крестьянин Тверской губернии и уезда, Городенской волости, деревни Слободы, Прокопий Лабутин в октябре 1910 года находился без должности; все средства к существованию у него иссякли, а должности или заработка, несмотря на все старания, он не мог найти. Находясь в горе и отчаянии, Лабутин обратился к Матренушке, которой высказал свое горе и скорбь и просил ее помолиться. Старица тотчас же помолилась, а (с. 340) затем, благословивши Лабутина святой иконой и окропивши его святой водой, сказала: «Ну, не больно-то вдавайся в горе-то! Я еще за тебя помолюсь и, Бог даст, завтра же получишь место». Лабутин в тот же день, по приходе от Матренушки, получил от дяди известие о том, что ему нашлось место, которое он, действительно, занял на другой день.

IV

Проводя жизнь в богомыслии, строгом воздержании, молитвах и благотворительной деятельности, Матренушка-босоножка отличалась вообще крепким здоровьем. Но с начала 1909 года она стала ослабевать силами и готовиться к смерти. В течение последних двух лет своей жизни эта старица каждое воскресенье приобщалась Святых Таин, и в этом же периоде времени несколько раз совершено над ней таинство елеосвящения, а в течение своей жизни она «соборовалась» 13 раз. В марте 1911 года она стала чувствовать сильное недомогание и с каждым днем терять свои физические силы. 27 марта, в день своего ангела, Матренушка, уже значительно ослабевшая, в последний раз приобщилась Святых Таин. 28 марта эту старицу, между прочим, посетил тот же Лабутин, ставший попечителем ее. Тогда Матренушка была настолько больна, что и разговаривать не могла, почему Лабутин обещал зайти в другой раз, когда она оправится от болезни. На это Матренушка сказала: «Нет, уж ты более не придешь и меня не увидишь». Этими словами она предсказала свою близкую кончину, которая последовала 30 того же марта. Накануне Матренушка была еще в состоянии сидеть в кровати, и почитатели, посещавшие ее, не ожидали, что кончина ее очень близка. Но прозорливая старица ясно предвидела близость своей смерти и еще почти за целый месяц до нее говорила окружающим: «Вот пойдет на Неве лед; вместе с водой и льдом и я уйду от вас». Так действительно и случилось. Матренушка тихо скончалась в самый ледоход, 30 марта около часа дня. Предсмертным желанием старицы было – построить в честь рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и быть похороненной в нем. Она указала для такой обители даже место; но это высокое желание, вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств и самой смерти Матренушки, не осуществилось. Однако почитатели покойной старицы чрез несколько дней после ее кончины записали (с. 341) об этом ее желании в особый акт, на основании чего составился кружок из почитателей Матренушки, который и приступил к ходатайству по устройству женского монастыря в честь рождения наследника цесаревича, куда покойная завещала перенести впоследствии и останки ее.

Весть о смерти Матренушки-босоножки быстро распространилась по Петрограду, и вскоре около квартиры ее собралось столько желающих поклониться праху усопшей – как из бедняков, облагодетельствованных ею, так и из состоятельных ее почитателей, жертвовавших ранее в ее распоряжение деньги на дела благотворения, – что для поддержания порядка в этой разнородной толпе был назначен наряд полиции и в квартиру стали допускать по очереди десятками. На почившей была надета одежда схимонахини {b} с деревянным наперсным крестом ввиду того, что Матренушка в бытность в Иерусалиме приняла схиму с именем Марии, давши обет скрывать это от всех. После того у праха почившей великой старицы почти беспрерывно совершались панихиды 30 марта, 1 апреля, в день перенесения праха ее в металлическом, очень красивом и дорогом гробе в храм во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости, и 2 апреля, когда на гроб старицы был возложен крест из белых живых роз, присланный одной высокопоставленной особой. На панихидах у гроба с останками Матренушки перебывали десятки тысяч человек. 3 апреля состоялось погребение тела старицы Матрены после Божественной литургии в том же храме, куда за переполнением уже с 11-го часа утра был прекращен доступ публики, между тем великое множество старцев, странников, нищих в рубище, столичных купцов, чиновников, жен и дочерей фабричных рабочих, богато одетых дам, словом из всех сословий общества, всех возрастов стремилось в храм из желания отдать последний долг боголюбивой и благодетельной старице. С великим умилением было совершено отпевание многочисленным столичным духовенством, при участии местных певчих и иногда совместно со всеми присутствующими под управлением регента В.М. Хрипунова. Всего народа на похоронах по отзывам столичных газет было до 25 тысяч. Тело Матренушки погребено в ограде позади той величественной часовни, где пребывает чудотворная икона Скорбящей Божией Матери; склеп накрыли плитой и на нее набросали землю, образовавшую могильный холм; могилку убрали ельником и на ней водрузили деревянный крест.

(с. 342) Ныне за этой Скорбященской каменной часовней, наискось в углу ограды, на самом берегу, приютилась над могилой старицы Матрены незатейливой архитектуры деревянная часовня с двумя окнами. При входе в нее сразу бросается в глаза невысокое надгробие, покрытое малиновой пеленой – это и есть могила Матренушки-босоножки. В возглавии высится большой белый деревянный крест с надписью: «Здесь покоится тело рабы Божией старицы Матрены Петровны Мыльниковой (Матренушки-босоножки), скончавшейся 30 марта 1911 года на 98 [3] году. Мир праху твоему». На передней стене часовенки уставлено много образов, из которых есть несколько старинного письма, перенесенных сюда из квартиры этой старицы. На «кануне» {c} непрерывно теплится много свечей, поставленных за упокой ее души. Уже около 6 лет прошло со дня блаженной кончины Матренушки, но могила ее нимало не забыта. При посещении Скорбященской церкви многие из богомольцев, помолившись у высоко чтимой столичным населением чудотворной святыни, особенно в справляемый торжественно 23 июля храмовый праздник, считают долгом побывать на могиле Матренушки. За последнее же время могила ее стала местом усиленного паломничества, особенно простонародья.

V

Что же и теперь привлекает к этой могиле толпы богомольцев? Вот что по этому вопросу говорила одна простая женщина. – «Как не помолиться за Матренушку и не побывать на ее могилке! Она была очень добрая старушка, сердечная, приветливая ко всем. Она мне с семьей помогала так, что я век ее не забуду. Жили мы с мужем за заставой в большой нужде – у нас пятеро ребятишек. На беду случился пожар, в котором погибли все наши пожитки. За помощью обращаться было некуда. Пошла я к Матренушке, а она и говорит: «Большое у тебя горе, но не тужи: оправишься», и тут же сует мне в руки четвертной билет {d}. Я так и обомлела от радости. «Выйдут деньги, приходи еще, а муж твой не пропадет зря»… Я была еще раза три у Матренушки и всегда от нее получала что-нибудь из вещей или денег. Муж мой вскоре поступил на хорошее место на завод, и мы уже нуждаться не стали. А сколько она сделала добра другим – и не перечесть».

(с. 343) Да, это была крайне редкостная в наши времена христианка. Религиозность Матренушки, выражавшаяся между прочим в паломничествах по святым местам и в благотворениях ее бедным и несчастным, была религиозность простого русского народа. Без сомнения, заслуживает памяти и высокого уважения возложенный ею на себя духовный нелегкий подвиг юродства Христа ради. Великая старица усердно почитала Божию Матерь, и Она прославила Матренушку предоставлением ей места погребения вблизи Своей чудотворной иконы. Старица эта подвизалась в миру – в утешение и назидание всем мирянам, что они могут жить в миру по-евангельски, что и в миру можно вести истинно христианскую жизнь. Приятно бывает, когда среди туч и облаков на небе пробьется луч солнца и озарит помраченную местность. Так же чувствуется отрадно и легко, когда среди обычной суеты мирской и развращения Господь от времени до времени воздвигает таких светильников, как Матренушка-босоножка, и православные не могли не видеть и не сознавать высоту и нравственную ценность ее подвижничества. Она возбуждала в русском народе любовь к Православной Церкви и к ее пастырям, и самая могила Матренушки вблизи чудесного явления милости Божией является и пребудет заветом ее любви к Церкви. Верующие с великим усердием припадают на могиле Матренушки с молитвами в теплой надежде на то, что она помолится за них пред престолом Всевышнего, пред Которым ведь «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Мы верим, что к могиле Матренушки-босоножки не зарастет народная тропа – ее могила и в последующие времена не перестанет привлекать к себе тысячи почитателей. По просьбам их здесь будут возноситься, как и ныне, с фимиамом кадильным горячие мольбы православных о блаженном упокоении приснопамятной великой старицы Матрены в сонме тех праведных, имена которых уже вписаны в небесную книгу жизни (Откр. 21, 27; 20, 12, 15).

Так доселе не оскудевает святая Русь удивительными по самоотвержению ради Христа подвижниками и подвижницами. И наш Костромской край выделил из своей среды в лице Матренушки достойную удивления по подвигу христолюбицу в это позднейшее время, когда громадное большинство живет только земными интересами и потому выказывает себя безучастными к высшим духовным интересам и целям жизни. Нравственный долг костромичей – воздавать дань уважения и почтения к этой удивительной под(с. 344)вижнице, близкой к ним по своему происхождению и первоначальному местожительству [4], которая, подвизаясь в северной столице, так удивляла всех своим самоотверженным Христа ради подвигом. Чуждые ей петроградские жители разных положений, состояний и возрастов воздают должную дань почтения подвижнице Матренушке своими посещениями ее могилы. Не следует ли и костромичам в случае посещения Петрограда воздать такую же дань почтения к их землячке, своим христолюбивым подвигом стяжавшей себе высокое почтение в великой северной столице?! Конечно, не должно предавать забвению таких по-видимому бесславных в мире при жизни богоугодных людей, а следует поставлять их на свещнице жизни, да светят всем, иже в храмине суть (Мф. 5, 15) {e}.

 

[Авторские подстрочные примечания:]

(с. 335)

1. Отсюда же происходил блаженный Симон Юрьевецкий (+ 4 ноября 1594 года).

(с. 338)

2. См. в брошюре «Жизнеописание старицы Матрены Петровны Мыльниковой», Петербург, 1912 год.

(с. 342)

3. Незадолго до своей кончины Матренушка говорила всем близким, что ей уже 97 лет, а по паспорту ей значилось 92 года.

(с. 344)

4. Незадолго до смерти Матренушка зимой посетила город Кострому и между прочим была у игумении Анны (+ 1912 год).

 

{Примечания редактора в тексте выделены фигурными скобками:}

a. Имеется в виду блаженная Ксения Петербургская.

b. В тексте статьи – схимомонахини.

c. Канун – особый столик в храме, у которого совершаются заупокойные поминовения.

d. То есть банковский билет достоинством 25 рублей.

e. Традиционный церковнославянский текст цитируется не дословно.