И.В. Баженов
Проповедь святого Иоанна Предтечи во аде
(Костромские епархиальные ведомости, 1911, № 16, отдел неофициальный, с. 485–490)
(с. 485)
В благой заботливости о спасении людей Господь Бог еще чрез пророков Исаию (Ис. 40, 3–5) и Малахию (Мал. 3, 1) предвозвестил, что предварительно явления Мессии будет послан Предтеча, который путем нравственного возвышения людей чрез обличение пороков и страстей предуготовит еврейский народ к достойному принятию Мессии и вступлению в благодатное Его Царство. По предречению ангела Господня (Лк. 1, 13–17) таким Предтечей – пророком назначено быть сыну священника Захарии Иоанну. Последний, явившись в пустыне Иудейской при реке Иордане на полгода ранее выступления Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, выполнял свое чрезвычайное назначение тем, что приходившим к нему во множестве иудеям проповедовал о приближении Царства Божия, Небесного, о грядущем вскоре Мессии и совершал над ними в Иордане крещение покаяния (Мф. 3, 2–12; Лк. 3, 3–17). Когда же Иисус Христос (около 30 лет жизни, Лк. 3, 23) пришел креститься к Иоанну Захариину, последний открыто и велегласно указал евреям на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира (Ин. 1, 29–36; ср. 3, 31–36); и впоследствии он, по свидетельству Спасителя, был светильник горящий и светящий (Ин. 5, 35) и всеми был почитаем за пророка (Мф. 14, 5; 21, 26).
Своим рождением и проповедью предваривши Господа Иисуса Христа, Иоанн Предтеча предварил и добровольные Его за грехи людские страдания крестные и смерть своей мученической смертью. За бесстрашное обличение Ирода Антипы, властителя Галилеи, в прелюбодеянии с Иродиадой, женой брата Филиппа, великий провозвестник пришествия Христова, проповедник правды, по приказанию Ирода, ради бесстыдной плясавицы Саломии, дочери ее, потерпел усекновение честной главы своей. Так зашла светлая звезда утренняя (служба 23 сентября {а}, утреня, канон, песнь 7, Богородичен), угас светильник после того как воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2) Христос Бог, открылся для всех Свет истинный, просвещающий всякого человека (Ин. 1, 9). Сведения о страдальческой кончине Иоанна Предтечи и Крестителя христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелий (Мф. 14, (с. 486) 1–12; Мк. 6, 14–29; Лк. 9, 7–9), с другой же – из древних поучений: святого Амвросия Медиоланского, святого Иоанна Златоуста, блаженного Августина; также из богослужебных песнопений, составленных в VII веке святым Андреем Критским и в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Герасимом Константинопольским, в коих христианская Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя в великий день 29 августа {b}. Изящные по внешней своей форме, песнопения эти отличаются обилием глубоких богословских мыслей и назидательностью, причем во вдохновенных песнопениях на основании древнейшего общецерковного предания, дополнительно к евангельскому сказанию, изображено и последовавшее по усекновении главы Иоанна Предтечи служение его в загробном мире или во аде. Представить с возможной полнотой таинственное событие служения святого Иоанна Предтечи во аде по богослужебным песнопениям, которые заключают в себе великие духовные сокровища, но по разным причинам остаются малоизвестными для огромного большинства чад Православной Церкви, и составляет задачу последующего изложения.
По верованию ветхозаветных евреев, души умерших людей пребывали в шеоле или во аде, который, находясь в преисподней земли, представлял собой как бы темницу духовную, куда, до сошествия Иисуса Христа и разрушения Им твердынь ада воскресением Своим, нисходили души всех умерших, не только злых, но и праведных, как то патриархов и пророков. Находясь здесь в отчуждении от людей и от Бога, в состоянии духовного томления о грядущей своей судьбе, усопшие, особенно те из них, которые еще на земле жили верой в Обетованного Мессию, продолжали с воздыханием ожидать исполнения своих чаяний и желаний всерадостного пришествия Искупителя – для освобождения их от адских уз. Сюда-то, к содержимым во аде душам, приобщился и Иоанн сын Захариин по своей мученической смерти, причем как «провозвестник Христов» (на хвалитех стихира 4, 8 глас) он «благовестил сущым во аде Бога Явльшагося плотию» (тропарь праздника {с} ).
О содержании этой проповеди Иоанна Предтечи так говорится в церковных песнопениях: «и сущым во аде проповедуеши душам, глаголя: спасение наше приближися» (служба 29 августа, [второй канон,] песнь 4, тропарь {d} 3); «глас бо вопиющаго воззва… во адовых жилищах: врата возмитеся, Царь бо всех внидет» (песнь 9, тропарь 2); «проповедавый Христово пришествие сущым во аде, верою возвещая: болезни решаяй приходит Господь славы» ([второй канон,] песнь 8, тропарь 1); «возвещая сущым во аде веры сияние, призывающи светяще» (слава, глас 8 на малой вечерни). Предтеча Господень «умирает во (с. 487) главу усечен: яко да и сущым во аде со дерзновением благовестит, яко Бог сходит тамо пленити смерть» (на полиелеи седален, глас 8), или «да благовествует сущым во аде из мертвых воскресение» (там же). Так видим, что по основному предмету своему проповедь Предтечи во аде была тождественна с проповедью его во время земного служения: «да якоже на земли проповеда пришествие Его (Иисуса Христа), еще и во аде держимым бывшим душам проповесть Господне пришествие» (синаксарь праздника). На основании церковных песнопений следует заключить, что Предтеча Иоанн возвестил адским узникам, что уже пришел на землю Мессия как Искупитель, еще продолжает Свое общественное служение роду человеческому, что Он есть Сын Божий, вочеловечившийся ради нашего спасения, для того чтобы, взявши на Себя грехи всего мира, примирить и воссоединить людей с Богом Отцом Своим. Такая проповедь Иоанна Захариина во аде была действительно проповедью Предтечи Господня, ибо она предваряла проповедь здесь Самого Иисуса Христа («предвари бо во аде жизнь, проповедати сущым во тьме и сени смертней седящым»; на литии, стихира самогласна, глас 4), Который по смерти Своей, будучи телом во аде, душой яко Бог сошел в преисподняя земли (тропарь на часах Пасхи) и находившимся во аде душам провозвестил (1 Пет. 3, 19; 4, 6) об открытии Его Царства, о необходимости покаяния и веры в Него как Сына Божия, Искупителя мира, о совершенном Им деле спасения людей, о Своей победе над смертью и адом.
Когда великий светильник, в лице Иоанна освещавший собой все пределы израильские, угас навсегда чрез усекновение главы его, никто, конечно, не думал, что это печальное событие состояло под особенным тайным распоряжением Божиим и допущено с целью чрезвычайной, высокой и благодетельной. Между тем точно было так. В домостроительстве спасения «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное; да и сущым во аде Спасово проповесть пришествие» (кондак, глас 5 {е} ). Спаситель мира Иисус в Свое служение на земле возвещал о спасении всех людей чрез веру в Него. Но Его пришествия ожидали не одни живые, но и умершие, число коих в сравнении с живыми безмерно больше, и потому надлежало кому-либо возвестить и умершим о пришествии Искупителя и Победителя ада и смерти. И вот для этого великого дела назначается Промыслом Божиим тот же Иоанн Захариин, который предвозвестил явление Спасителя на земле. Имея предметом своей проповеди в загробном мире Мессию, спасительное Его пришествие на землю, святой Иоанн Предтеча (с. 488) имел целью проповеди предуготовить души содержимых в адских узах к достойному принятию грядущего чрез малое время Утешителя, Освободителя от этих уз. Предтеча Господень возвещал находившимся во аде все благопотребное для их спасения, соответственно различной душевной настроенности. Одних, которые, имея во время земной жизни веру в грядущего Мессию, и во аде сильно желали освобождения отсюда чрез Него, проповедь святого Иоанна способна была укрепить в надеждах на скорое исполнение ожидаемого и оживить в них ослабевавшую в продолжение многих времен адского томления надежду на избавление. В душах других заключенных во аде, тех, которые перешли в загробный мир с начатками покаяния и веры в Мессию, Предтече надлежало проповедью о Христе Иисусе и чудесах Его возбудить сильнейшую спасающую веру в Него, Который имел годами тремя позднее Сам явиться в преисподнюю и даровать достойным прощение и велию {f} милость, блаженную жизнь в общении с Ним по славном Воскресении. Остальных же, не имевших ведения о грядущем Искупителе всех, Иоанну Предтече надлежало огласить проповедью о Нем и, возбудивши в них покаянное сокрушение о грехах, расположить к вере в Мессию и к надлежащему принятию Его. По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель «сущым во аде душам послался еси, проповедати Грядущаго, и тех спасти всех, преждескончавшихся верных от Адама» ([второй] канон, песнь 9, тропарь 2).
Что таковы были содержание и цель загробной проповеди Предтечи Господня, это общецерковное верование первенствующей Церкви Христовой нашло для себя ясное выражение в апокрифическом евангелии Никодима, в поэтическом сказании которого о сошествии Иисуса Христа во ад вложена в уста Иоанна Крестителя следующая речь к находившимся во аде. «Я Иоанн, завершение пророков, который проповедовал народу покаяние во отпущение грехов. Сам Сын Божий приходил ко мне, и я, увидя Его издали, сказал народу: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Я своей рукой крестил Его в реке Иордане, видел Святого Духа, сходящего на Него в виде голубя, и слышал глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» … Посему Он послал меня и к вам возвестить, что сюда придет Единородный Сын Божий, послал возвестить для того, чтобы каждый верующий в Сына был спасен, а неверующий осужден. И потому моя речь к вам: обратитесь к Нему немедленно, ибо только теперь возможно для вас покаяние, а в другое время уже нельзя будет покаяться и получить про(с. 489)щение» (ср. «Жизнь Иисуса Христа по Евангелиям и народным преданиям» К. Скворцова, 1876 год, 314–315 стр.). Так проповедь Иоанна Крестителя во аде имела своей целью послужить предуготовлением находившихся там к принятию благовестия Самого Иисуса Христа во спасение.
Не можем здесь не заметить, что Никодимово евангелие, являясь главным источником к развитию иконографической композиции сошествия Спасителя во ад уже в древнейшую эпоху в истории композиции, послужило и к изображению совместно проповеди Иоанна Предтечи во аде, с некоторыми вариациями в иконографии. Так, в евангелии национальной библиотеки № 75 {g} представлен Предтеча стоящим во главе правой группы праведников с царями, и указывает им Иисуса Христа, стоящего во вратах адовых и взявшего за руку Адама, возле которого Ева в красном одеянии и несколько ветхозаветных праведников. В миниатюрах Сийского Евангелия, в кодексах Григория Богослова Иоанн Предтеча стоит во главе группы праведников – Моисея, Давида, Соломона, Даниила, со свитком [с] надписью: «Се Аз посылаю ангела Моего», и он ведет праведников в рай, изображенный в виде города с башнями. В кодексе национальной библиотеки № 550, в изображении сошествия Иисуса Христа во ад, во главе группы праведников находится Предтеча со светильником, соответственно изречению Спасителя о нем как о светильнике горящем и светящем в жизни (Ин. 5, 35) и предрекшем о великом и истинном Свете (Ин. 1, 9). В беседах Иакова Кокиновафского (ватиканский [кодекс,] 48 лист, оборот; [кодекс] национальной библиотеки, 66 лист, оборот {h} ) из трех групп, освобождаемых из ада Иисусом Христом, вторая группа имеет во главе Иоанна Предтечу, который держит свиток с надписью: «Се Агнец Божий». В византийских мозаиках в Дафни в изображении ада, разрушенного Иисусом Христом, Который изводит Адама и Еву, Креститель со свитком показывает (десницей – в фреске Киево-Софийского собора) Искупителя группе праведников, которые представлены устремившими умильные взоры к Нему. В изображенном в куполе ярославской Иоанно-Предтеченской церкви сошествии Спасителя во ад в ряду устремившихся к Победителю ада узников его святой Предтеча представлен указывающим на Иисуса Христа и держащим свиток с надписью: «Сей есть избавляй нас от истления». И во многих православных храмах на Руси встречаются старинные иконы Воскресения Иисуса Христа с изображением сошествия Его во ад, на которых в подражание древним (даже до X века) композициям Иоанн Предтеча изображается не только стоящим во главе праведников ветхозаветных, но и пропо(с. 490)ведующим им о Мессии Иисусе, или в положении учителя.
О последствиях загробной проповеди Предтечи Господня не говорится в богослужебных песнопениях Православной Церкви. Но ввиду того, что он во время земного своего служения, без сомнения, многих от сынов Израилевых обратил к Господу Богу (ср. Лк. 1, 16) и даже по смерти своей имел значительное число последователей (в позднейшие времена известных под именем мандаитов), справедливо полагать, что служение святого Иоанна и во аде было не бесплодно, имело успех. Об этом свидетельство имеется в синаксаре святого Димитрия Ростовского на 29 день августа: «Святой Иоанн и в животе своем и по кончине Христу бысть Предтеча; Того бо во аде сошествие предварив, благовести тамо бывшим Бога явльшагося во плоти, и обвесели святые праотцы», или утешил души там содержавшихся тех из Израиля, которые уже много веков ожидали исполнения своих мессианских чаяний. Так как Мессия был чаянием для всех народов (Быт. 49, 10; Ис. 11, 10) в лице лучших представителей их, полагают, что проповедь Предтечи Господня во аде обращена была к душам умерших и из язычников, среди которых могли оказаться способные к уразумению предуготовительного благовестия его. Во время же сошествия Спасителя во ад эти избранники, наряду с другими предварительно оглашенные вещанием Иоанна Предтечи, могли с достаточным сердечным расположением и верой принять благовестие Христово и по вере своей спасены (таково мнение святого Иустина, Климента Александрийского, Епифания, Иоанна Дамаскина); для других же из содержащихся во аде, которые жили по плоти и не признали в явившемся к ним «Бога явльшагося во плоти», Он явился на осуждение (ср. 1 Пет. 4, 6). «По разорении ада в Воскресение Христово» Иоанн Предтеча вместе с святыми праотцами «оттуду изведен, многих венцев в Небесном Царствии сподобися, яко девственник, яко пустынножитель, яко учитель и проповедник покаяния, яко пророк, яко Предтеча и Креститель и яко мученик» (синаксарь праздника). Вместе с Предтечей и адские узники, принявшие проповедь его и затем Спасителя во аде, освобождены из своего заключения и введены в открывшийся Христовым Воскресением рай для участия в блаженстве вечном.
{Примечания редактора – в фигурных скобках:}
a. 23 сентября (по старому стилю) Церковь празднует Зачатие святого Иоанна Предтечи.
b. 29 августа (по старому стилю) Церковь отмечает великий праздник – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи.
c. В тексте статьи – синаксарь праздника.
d. Здесь и далее в тексте статьи автор именует тропари канона ирмосами, что потребовало коррекции.
e. Здесь и далее подразумевается служба на 29 августа (по старому стилю).
f. То есть великую.
g. Имеется в виду евангелие XI века из Национальной библиотеки в Париже.
h. Речь идет о двух греческих кодексах бесед о девстве Богоматери, составленных монахом Иаковом Кокиновафским около XI века: ватиканском и парижском. См.: Покровский Н.В., «Евангелие в памятниках иконографии».