И.В. Баженов
Тайна воскресения многих святых в момент смерти Христовой (Мф. 27, 52—53)
(Костромские епархиальные ведомости, 1910, № 7, отдел неофициальный, с. 203—207)
(с. 203)
В конце Своего общественного служения, на другой день праздника Кущей, Господь Иисус Христос в беседе с иудеями сказал им: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8, 28). Доселе неверующие иудеи тогда уразумеют Божественную силу и власть Богочеловека Иисуса, увидят, что Он есть действительно чрезвычайный Посланник небесный, истинный Сын Божий (Ин. 8, 16, 18, 23, 25), когда ожесточенной злобой и неверием их пригвожден будет Сын Человеческий к позорному кресту как бы величайший злодей. И действительно, чудодейственная десница Божия, сверх необычайной тьмы по всей земле от шестого до девятого часа (Мф. 27, 45; Мк. 15, 33), от времени распятия до самой смерти Иисуса Христа, чрез ряд чудесных знамений Его смерти на Голгофе показала величие и могущество Распятого на кресте и вместе величие и силу тех благ, какие дарованы людям крестной смертью Его. Когда Начальник жизни (Деян. 3, 15) Иисус Христос на кресте испустил дух, совершились следующие поразительные знамения, о коих повествует евангелист Матфей (Мф. 27, 51—53).
Прежде всего, раздралась надвое по средине, сверху до низу, внутренняя завеса в Иерусалимском храме, отделявшая святилище от Святого святых (Исх. 26, 31—33), служившего местом обитания Бога на земле, куда только первосвященник мог входить однажды в год, в день очищения, для кропления жертвенной кровью (Лев. 16, 11—17). Раздранием этой завесы таинственно дано разуметь, что смертью Сына Божия, «с Пречистою Своею Кровию вошедшего в самое небо и явившегося пред лицом Божиим» в качестве Ходатая нового завета для уничтожения греха (Евр. 9, 12—24), снова для людей открыто небо, опять дарован им доступ к Богу (Евр. 7, 19), дотоле загражденный грехом. Затем, в момент смерти Иисуса Христа земля потряслась так, что расселись скалы гор, и это страшное явление произвело столь сильное действие даже на ожестевшие сердца римских сотника и воинов, стерегших Распятого, что невольно из их груди исторгся возглас: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). Необыкновенное землетрясение (с. 204) было знамением того, что после смерти Иисуса Христа в человечестве должен произойти великий переворот (ср. Агг. 2, 6—7), великое нравственное изменение и обновление людей путем распространения и утверждения евангельского учения. Далее, от страшного сотрясения в недрах скалистых гор, между прочим, тех, где были устроены гробницы (ср. Ис. 22, 16), отверзлись чрез расселины в стенах и сводах погребальные пещеры и отпали тяжелые камни, заграждавшие вход туда. Это отверстие гробниц служило к новому, еще более поразительному чуду: «Многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его [Иисуса Христа], вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52—53). Так в момент смерти восстает слава Богочеловека! В ряду означенных знамений чрезвычайное событие воскресения и затем явления многих святых, при столь кратком упоминании о нем евангелиста, представляется поистине таинственным явлением и естественно возбуждает в пытливом уме множество недоуменных вопросов, решение коих не может не интересовать всякого христианина. Прежде всего, воскресение многих тел усопших святых в какой находится связи со смертью и воскресением Иисуса Христа?
Как видно из евангельского сказания, воскресение сонма святых произошло в ту минуту, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, и, следовательно, это чудное событие находится в непосредственной внутренней связи со смертью Всесвятого Богочеловека. По меткому сравнению архиепископа Херсонского Иннокентия, «смерть Господа представляется как бы великим ударом громовым, который раздался по всему миру, привел в сотрясение всю землю, сокрушил твердыни адовы, пробудил почивавшие в сердце земли телеса святых» (слово в пяток Светлой седмицы). И вот эти мертвые от всесильного дуновения Животворящего Духа разрешились от уз смерти. Чудесное это знамение, таким образом, служило выражением силы и величия смерти Иисуса Христа. Оно показало, что Богочеловек Иисус смертью Своей попрал смерть, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14), что «Пригвожденный есть Владыка земных и преисподних» (святой Исидор Пелусиот), что сила искупительной смерти Его простирается на загробный мир, в котором Он избавил находившихся во власти диавола. Однако всю полноту обновленной жизни тела многих усопших святых получили не прежде как по воскресении и от воскресения Иисуса Христа, причем Он явился первым между воскресшими или, по выражению апостола, как «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (с. 205) (Кол. 1, 18). Смертью Распятого пробужденные от сна смертного почившие святые «столько прияли в себя живоносной силы от воскресшего Господа, что не только вышли душой из ада, но восхитили с собой и самые свои телеса из гробов» (архиепископ Иннокентий).
По сказанию евангелиста Матфея, многие усопшие святые, восставши из гробов по преславном воскресении Христовом, «вошли во святый град и явились многим». Кто же эти святые, совоскресшие с Господом Иисусом, и кому они являлись? Имея главной целью изобразить великую силу и значение смерти и воскресения Христова, евангелист не называет этих святых, и в церковном предании имена их неизвестны. По-видимому, естественнее или как бы ближе всего было с Иисусом Христом совоскреснуть тем, которые издревле ожидали пришествия обетованного Мессии, таковы: соединенные с Ним по плоти патриарх Авраам и царь Давид, или же святые пророки, яснее других предызобразившие в своих писаниях воскресение Христово, [такие] как Давид, Исаия, Осия, Иезекииль, Даниил. Но совокресшие с Иисусом Христом святые имели своим назначением явиться многим жителям города Иерусалима, которыми скорее всего и должны быть узнаны. Ввиду этого следует полагать, что из сонма праведных, с верой ожидавших спасения и избавления в Мессии, воскресли не все, а только те праведники, которые в Иерусалиме могли быть узнаваемы по чему-либо как хорошо известные при жизни или как умершие за несколько времени пред тем. Поэтому с большей вероятностью в числе многих воскресших святых полагают недавно почивших Симеона Богоприимца и, по преданию, двух его сыновей, Анну пророчицу, священника Захарию и жену его Елисавету, Иосифа — мнимого отца Иисусова, Иоанна Крестителя и других современных им праведников.
Со смертью Иисуса Христа восставшие многие святые пребыли в неизвестности до воскресения Его, но затем они явились многим в Иерусалиме, дабы, как замечает святой Иоанн Златоуст, «сия действительность не сочтена была за мечтание». Явления совоскресших с Господом Иисусом святых были для последователей Его сильнейшим свидетельством о воскресении Его и Божественном достоинстве. Когда воскресший кому-либо говорил: «Я воскрес силой Иисуса распятого и воскресшего; веруй в Него так же несомненно, как несомненно видишь меня!» — то всем сомнениям надлежало исчезнуть, всем возражениям пасть самим собой (архиепископ Иннокентий). Если полагать, что эти воскресшие святые своими явлениями многим в городе Иерусалиме имели как бы заменить явление воскресшего Спасителя, тогда следовало бы признать, (с. 206) что они не являлись апостолам, которые несколько раз удостоились видеть Самого Господа Иисуса по Его воскресении. Для других верующих, из которых многим являлся Воскресший, однажды более нежели пятистам братий (1 Кор. 15, 6), явление воскресших святых могло не только служить к большому удостоверению в истине и силе воскресения распятого Иисуса Христа, но и быть как бы свидетельством благодарности Воскресившему их, к прославлению Его. Сверх того, явление воскресших святых свидетелям крестных страданий и смерти Богочеловека, кроме обличения неверия саддукеев, говоривших, «что нет воскресения» (Деян. 23, 8), должно было служить утешением и ободрением для малого стада верующих (Лк. 12, 32), остающихся среди мира, враждебного Евангелию (Ин. 15, 19—20; 16, 20). Для не веровавших в Господа Иисуса, которые доселе не хотели узнать времени посещения Его (Лк. 19, 44) и отвергли богопосланного Мессию, явление совоскресших с Ним святых должно было служить, в значении особенной милости загробной, самой убедительной проповедью о покаянии и вместе возбудить в их душе расположение к вере в прославленного Мессию Иисуса.
Какая была судьба совоскресших с Господом святых? Примеры воскрешения отдельных умерших бывали изредка в Ветхом Завете (воскрешение пророком Илией сына вдовы сарептской, пророком Елисеем — сына сонамской женщины, воскресение мертвого от прикосновения к костям пророка Елисея) и во время земной жизни Спасителя (воскрешение дочери Иаира, сына вдовы наинской, Лазаря). Но это были случаи временного оживления мертвецов, так что воскрешенные пророками и Самим Христом снова умирали по прошествии известного времени, так как они воскрешены были с прежним или обыкновенным телом, приспособленным к нынешним условиям его существования. Между тем совоскресшие с Господом Иисусом праведники воскресли, по древнеотеческому представлению, в преображенном, обновленном теле, свободном [от] всякого вида дебелости и немощи, или в теле нетленном, близком к тому, какое свойственно иметь всем святым по всеобщем воскресении. Такому телу не естественно пребывать на земле и снова подвергаться смерти и тлению во гробе; наиболее соответственное для таких тел место жилища — в другом мире, горнем, на небе. Отсюда древние отцы Церкви полагали, что совоскресшие со Христом святые, после того как послужили Ему своими явлениями многим жителям города Иерусалима, снова уже не умирали, а они при вознесении Воскресшего на небо сопровождали Его, незримо для апостолов, в сонме ангелов Божиих и, вознесенные с Ним на небо, блаженно пребывают (с. 207) в обителях Отца Небесного.
Воскресение сонма этих святых служит несомненным и утешительным залогом всеобщего будущего воскресения умерших во Христе или, точнее, прославления праведников. Люди умирают и после того, как Иисус Христос смертью Своей сокрушил царство смерти. Опытно наблюдая, как тело по исходе из него души предается тлению и тлением превращается в прах, разрешающийся на свои начала, руководящиеся одним разумом маловеры чаще склонны сомневаться в возможности воскресения или облечения снова плотью для жизни, о чем возвещает Божественное Откровение. Но, взирая на славу Главы нашего Господа Иисуса в воскресении Его, верующие в этом примере имеют уже твердую надежду собственного воскресения. По разуму святого Григория Двоеслова, «чтобы кто-нибудь и несколько не усомнился даже в мыслях своих и не подумал, что Христос потому воскрес, что был вместе Бог и человек (как Бог, Он победил смерть, которую подъял как человек), а мы, как обыкновенные люди, не можем освободиться от осуждения смерти; для сего во время воскресения Своего Он воскресил телеса многих святых, чтобы в Своем воскресении показать образ, а воскресением других подобных нам человеков утвердить надежду нашего воскресения. Теперь, если бы человек не надеялся восприять то, что явил в Себе Богочеловек, то должен увериться, что несомненно произойдет то же и с ним, что совершилось в других, которые, без всякого сомнения, были такие же люди».
Отсюда лик воскресших многих святых поучает своим воскресением тому, во-первых, что Источник жизни для смертных и подверженных тлению один — Господь наш Иисус Христос; тому, во-вторых, что если верующие суть истинные члены нашего Искупителя, то могут ожидать себе того же, что совершилось в Главе (1 Фес. 4, 14), что явил Он во плоти Своей воскресением; имеют основание ожидать себе того же, что совершилось в других, бывших прежде нас членах. Мы твердо веруем, что некогда Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией (1 Фес. 4, 16) воззовет всех людей из гробов их, чтобы в день Страшного Суда Божия «каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10) {а}. Победивши смерть, Иисус Христос силой Своей воскресил многие тела усопших святых; Он же воскресит и всех верующих: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22), и исполнявшие заповеди Его, соединенные с Ним духом и телом в таинстве святой Евхаристии, некогда войдут в Иерусалим Небесный и сподобятся блаженной жизни вечной {b}.
{Примечания редактора — в фигурных скобках:}
a. Цитата скорректирована по традиционному русскому тексту.
b. Статья (в конце ее текста) подписана инициалами автора — И.Б.