Явление чудотворного образа Богоматери князю Василию Ярославичу. Клеймо иконы XIX века.

29 августа (16 августа по старому стилю) Православная Церковь празднует явление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме, совершившееся в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII века. С древних времен это празднование в Костроме отмечается общегородским крестным ходом на Запрудню, к месту явления главной святыни Костромской земли.

Предлагаем вниманию читателей фрагмент опубликованной на нашем сайте в 2020 году статьи митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в XII–XVI веках: факты и гипотезы».

 

 

Город Кострома на левом берегу Волги, впервые упоминаемый в летописи под 1213 годом, был основан, несомненно, раньше. Еще В.Н. Татищев в XVIII веке предполагал, что Кострому основал в 1152 году великий князь Юрий Долгорукий. Эта гипотеза в XIX столетии была поддержана некоторыми костромскими историками, а в ХХ веке – стала общепринятым мнением; не случайно центр города украшает сейчас памятник Юрию Долгорукому, воздвигнутый в 2003 году.

В 1238 году монголо-татарские захватчики, разорявшие города и веси Русской земли, дошли и до Костромы. Обращенный в руины, этот небольшой город на границе Владимирского княжества был восстановлен великим князем Ярославом Всеволодовичем, носившим в крещении христианское имя Феодор. В честь своего небесного покровителя, святого великомученика Феодора Стратилата, великий князь возвел в Костроме деревянный соборный храм, посвященный этому угоднику Божию. Первый Костромской кремль, также деревянный, был построен у места впадения в Волгу небольшой реки Сулы (здесь, на пересечении современных улиц Пятницкой и Островского, сейчас находится памятный знак, установленный в 1977 году к официальному празднованию 825-летия Костромы).

В 1241 году у Ярослава Всеволодовича родился младший (из девяти сыновей) сын Василий, в 1246 году по кончине отца утвержденный на княжении в Костроме. Но в свой удел юный князь Василий Ярославич прибыл лишь по достижении совершеннолетия, в конце пятидесятых годов ХIII века. Несомненно, самой яркой, запечатлевшейся в веках страницей истории костромского княжения Василия Ярославича стало явление ему чудотворной иконы Божией Матери, случившееся в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII века, 16 августа, на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы.

В популярной литературе и сейчас можно встретить указание на то, что явление Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме произошло в 1239 году. Но это – ошибка, допущенная еще в XVII веке составителем второй, так называемой пространной редакции «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (полагают, что этим составителем мог быть протопоп Феодор, служивший в 1636–1644 годах в Успенском соборе Костромы). Затем ошибочная дата обретения иконы князем Василием (напомним, родившимся лишь в 1241 году) перешла в третью, проложную редакцию «Сказания…», печатавшуюся в различных изданиях начиная с 1662 года. Но уже в XVIII столетии была отмечена неправильность такого указания (об этом говорилось в датированном 1719 годом рукописном «Извещении о великом князе Василии Костромском» и в сочинениях игумена Макариево-Унженского монастыря Леонтия). В XIX–XX веках практически все костромские историки отмечали: явление чудотворной иконы в Костроме произошло не в 1239 году, а на рубеже пятидесятых–шестидесятых годов XIII века. Такого же мнения придерживается и большинство современных исследователей.

Спасская церковь на Запрудне, построенная на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

Приведем описание явления чудотворной иконы, составленное церковным ученым и публицистом, преподавателем Костромской духовной семинарии И.В. Баженовым на основании «Сказания…» – но изложенное языком, понятным современному читателю.

«В 16[-й] день августа, помолившись в соборном храме по случаю церковного празднества перенесения Нерукотворенного Образа Христа Спасителя из Едессы в Царьград, князь Василий решил отправиться, по тогдашнему обычаю, на охоту. Город Кострома (…) был тогда довольно незначительный по пространству и народонаселению, окружен был дремучими лесами, в которых водилось много разных пушных зверей. Особенно ими богаты были наиболее лесистые северные окраины города, где ныне так называемая Запрудня, и южные окраины вблизи нынешней Воскресенской, что на Нижней Дебре, церкви. На этот раз князь Василий Ярославич в сопровождении слуг и гончих собак отправился в северную окраину города и едва успел отъехать от него немного более версты, как услышал в лесной чаще усиленный лай своих собак. Князь поспешил к тому месту в предположении, что собаки выследили большого и ценного зверя и, сверх ожидания, увидел стоящий на сосне образ Божией Матери в чудном сиянии. Это чрезвычайное явление, с одной стороны, привело князя в недоумение относительно того, откуда мог бы быть вынесен образ, когда в этом пустынном месте не было вблизи ни храмов Божиих, ни людских жилищ, а с другой – это явление вызвало великое в князе удивление тем, что такой иконы, какая была на сосне, он ранее не видал еще никогда. Предположивши чудесное явление образа, благочестивый князь Василий Ярославич в страхе и радости со слезами поспешно сошел с коня своего и, помолившись, приблизился к иконе с намерением снять ее с дерева и привезти в город. Но святая икона, к изумлению князя, невидимой силой поднялась по дереву выше прежнего своего места и оказалась недоступной для князя. Пораженный чудом и вместе опечаленный, он немного отступил от места явления иконы и с коленопреклонением, в сердечном сокрушении и со слезами стал умолять Матерь Божию о том, чтобы удостоила его принять в свои руки чудесную Ее икону для принесения в город Кострому. Затем князь вторично подошел к дереву с явленной иконой с прежним намерением снять ее с дерева, но и на этот раз икона чудесно приподнялась выше и снова осталась для князя недоступной.

Снятие чудотворного образа с дерева. Клеймо иконы XIX века.

Уразумевши отсюда, что явление святой иконы даровано Промыслом Божиим не лично для него – князя, но и для всех жителей города Костромы, князь Василий Ярославич поспешно возвращается с охоты в город и здесь о столь дивном событии рассказал соборному протопопу и всему духовенству, также гражданам, усердием и благочестием которых в те времена были построены соборный и приходские храмы, и затем князь повелел тотчас устроить крестный ход с иконами на место явления ему иконы Божией Матери. Немедленно, при звоне колоколов и пении клириков, костромское духовенство во главе с протопопом открыло величественное крестное шествие на Запрудню в сопровождении князя Василия, бояр и множества народа. Вот эта духовная процессия, осеняемая многочисленными хоругвями, наконец по указанию князя достигла того места в чаще лесной, где явилась ему икона, и теперь все прибывшие увидели чудную икону на сосновом дереве, держимую невидимой силой. Убедившись, что икона эта необычная, новоявленная, прибывшие все с умилением и слезами коленопреклоненно стали умолять Пресвятую Матерь Божию – оказать им великую милость “пришествием”, или принесением, явленной Ее иконы в город Кострому “на сохранение его и на заступление, и душам верующим на спасение, и болящим на исцеление, и бесам на прогнание”. Совершено было с особенным усердием молебное пение пред явленной святой иконой, и после того эта великая святыня допустила снять себя лишь священникам. Беспрепятственно на их же руках икона эта с великой честью в крестном ходе принесена в город Кострому и поставлена в соборной деревянной церкви во имя святого великомученика Феодора Стратилата – построение каковой церкви с вероятностью можно приписывать великому князю Ярославу Всеволодовичу в том предположении, что он, при святом крещении названный Феодором, воздвигнул ее в честь своего ангела.

Стоустая молва о принесении новоявленной иконы Божией Матери в город Кострому быстро разнеслась по окрестностям, и на другой же день в соборный храм снова стеклись на поклонение святой иконе многочисленные богомольцы не только из самого города, но и из ближайших к нему мест. Увидевши изображение пречистого лика Богоматери, многие из костромских граждан, не бывшие при встрече святой иконы в городе, теперь объявили князю, духовенству и всем богомольцам в храме, что еще накануне, в праздник честного Успения Божией Матери, они были очевидцами того, что эту самую икону пронес по городу Костроме некий воин в преукрашенной воинской одежде, подобный по изображению святому великомученику Феодору Стратилату. Это объявившееся важное обстоятельство привело всех к убеждению, что таким чудным воином был святой великомученик Феодор Стратилат, в храме имени коего была поставлена явленная икона Богоматери, и что он принес эту великую святыню в дар городу Костроме как покровитель его.

Отсюда-то и стала известна под названием Феодоровской та особенно в Костроме многочтимая икона, которая так чудно явилась князю Василию Ярославичу».

29 августа 1990 года. Впервые за много десятилетий (после запрещения этой традиции в ХХ веке) крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери отправляется из кафедрального собора к Спасской церкви на Запрудне.