<<< К годовому комплекту

Костромской церковно-общественный вестник – 1917
Отдел неофициальный​

№ 1 – 8 июля

18. От редакции. – с. 1-3
Редакционная статья о реформе епархиального печатного органа и о предназначении нового издания.
«… «Костромской церковно-общественный вестник» и должен явить на своих страницах живой голос живых членов Живой Церкви Костромской».

19. Pro domo sua. – с. 4-9
«Pro domo sua» (лат.) – «за свой дом», в защиту своих личных интересов.
Текст журнала Костромской духовной консистории от 20 июня 1917 года № 458, по протестам протоиерея соборной Благовещенской церкви города Буя Алексея Мизеровского и протоиерея соборной Преображенской церкви города Галича Василия Орлова против постановления экстренного Костромского епархиального съезда духовенства и мирян (апрель 1917 года) об изменении нормы раздела братских доходов между членами причта.
Резолюция епископа Евгения на этом журнале от 23 июня 1917 года за № 1912.
Комментарий редакции.

20. Ответ редакции. – с. 9
О печатании публикации за плату.

№ 2-3 – 15-22 июля

34. С.Н.Б.
Новое право. – с. 10-13
О проведении христианских идеалов в общественную жизнь после революции, о деятельности церковных общин и приходских советов.
«Раньше, в несвободной Церкви, под мертвящим игом царизма, мы – православные – были только пасомыми; нам предоставлено было право только слушать своих пастырей, и каждому на свой страх, так сказать, в своей только личной жизни воплощать истины Христова учения; не имели мы даже возможности свободно говорить о воплощении Христовых идеалов и в жизни общественной».
Здесь и далее расшифровка инициалов в заглавии – священник Николай Бобровский (соредактор КЦОВ).

35. [Б/а]
По поводу нового закона о свободе вероисповедания. – с. 13-17
Критика закона о свободе совести, изданного Временным правительством.
«Как бы то ни было, вероисповедный закон издан, правовое положение Православной Церкви в государстве изменено, волны нечестия и неверия, то озлобленного, то юношески легкомысленного, грозят кораблю церковному, об общности интересов между Православной Церковью и государством нет более речи, всероссийский Поместный Собор остался не выслушанным…».

36. С.Н.Б.
В единении – сила. – с. 17-19
О необходимости объединения духовенства епархии как профессионального союза; далее прилагается проект «Устава духовенства».
«Чтобы наш голос имел значение, чтобы каждый из нас мог иметь защиту и чтобы мы имели возможность от лица сословия веско заявлять о наших нуждах в тех случаях, когда вырабатываются и принимаются меры общего характера, необходимо духовенству сорганизоваться именно в союз профессиональный. Не будем бояться страшных слов. Нас вынуждает к этому горькая необходимость».

37. С.Н.Б.
Устав Союза духовенства Костромской епархии. – с. 19-22
Проект, предлагаемый для обсуждения на съезде духовенства епархии 8 августа 1917 года.

38. [Б/а]
«Долой рясу». – с. 22-28
По поводу статьи с таким названием в старообрядческом журнале «Слово Церкви» (№ 27, текст полностью процитирован) и статьи священника Иоанна Дубинина в петроградской газете «Свободная Церковь» (№ 10) – о повседневной одежде духовенства.
«Если ряса и другие внешние атрибуты сана являются крестом священнического служения, то ведь крестоношение есть долг всякого христианина. Не тем ли более оно долг для пастыря! И пусть ряса священнослужителя будет для него ризой спасения, а вся одежда – одеждой веселия и настоящей радости духовной о своем высоком сане».

39. [Б/а]
Рассказ очевидца. – с. 28-29
Из «Псковских епархиальных ведомостей» – о случае в Старой Руссе в июне 1917 года: падение иконы на голову оратора, выступавшего у часовни с богохульными речами.

40. От редакции – с. 29
О задержке публикации журналов епархиального съезда.

41. Ответ редакции. – с. 29
Отказ в перепечатке «Устава приходского совета».

№ 4 – 1 августа

44. Законоучитель Нежинского историко-филологического института священник Иосиф Борков
Зло современного положения России. – с. 31-34
О внутригосударственной ситуации и необходимости общими усилиями противостоять анархии и разрушению.
«Если и в будущем русские люди не уразумеют – в чем их спасение и в чем их погибель, то они докажут тем, что они недостойны полученной свободы, что они не умеют ею пользоваться, что принцип самоуправления для них неприменим и что они способны повиноваться лишь такой власти, которая стала бы действовать силой, которая наказывала бы, как рабов, скорпионами всех своих ослушников».

45. [Б/а]
Организация прихода и выборы в Учредительное собрание. – с. 35-44
По поводу публикации положения об устроении приходской жизни, утвержденного Святейшим Синодом, о перспективах отделения Церкви от государства и о значении Учредительного собрания для жизни Церкви.
«Если решения предстоящего Учредительного собрания должны оказать значительное влияние на судьбы Церкви Православной в России, то неужели среди этой усиленной работы партий может оставаться безучастным к выборам весь народ церковный, неужели не должен он, объединившись вокруг организуемых приходских советов как естественных центров этого объединения, солидарно отстаивать церковные интересы?».

46. С.Н.Б.
Бог поругаем не бывает. – с. 44-49
Как ожидаемое Учредительное собрание должно – с точки зрения крестьянства – решить вопрос о Церкви и ее отношении к государству и школе. Критические замечания о вероисповедной политике Временного правительства. Необходимость для крестьянства обозначить позицию против отделения Церкви от государства.
«Православие должно преимуществовать пред другими вероисповеданиями, и государство с православным по преимуществу населением не имеет ни оснований, ни права порывать связь с православием и изгонять православие из жизни государственной и общественной постольку, поскольку оно во всех этих случаях имеет дело с крестьянством».

47. Священник Е. Зубарев
О религиозно-нравственном состоянии раскола и мероприятиях против него. – с. 49-52
Очерк о состоянии различных толков старообрядчества в Костромской губернии.

№ 5-6 – 8-15 августа

58. С.Н.Б.
Епархиальное избирательное собрание. – с. 53-58
Описание избрания членов Поместного Собора в Костроме (8-10 августа 1917 года).
«Очевидно, церковно-общественная жизнь течет по руслу, уже достаточно определившемуся, и сама жизнь настойчиво диктует решение вопросов в духе свободы и равенства всех элементов церковно-общественной жизни, независимо от личных симпатий самих депутатов».

59. М. Полунин
Положение Церкви в различных государствах Европы. – с. 58-65
Из «Орловских епархиальных ведомостей». Принципы правового государства и свободы вероисповедания. Церковь в Англии, Германии, Австрии.

60. Иноепархиальная жизнь. Из резолюций преосвященного Серафима на протоколах Орловского епархиального съезда духовенства и мирян 10-18 мая 1917 года. – с. 65-69
«Выборное начало при замещении всех должностей в епархии, а равно и священно-церковнослужительских мест, приветствуется мною как возвращение к соборности в Церкви».

61. Галичского 5-го округа села Смольницы Покровской церкви священник Николай Татауровский
Письмо в редакцию. – с. 69-70
О незаконности и несправедливости постановления Костромского епархиального съезда о разделе причтовых доходов. Датировано 28 июля 1917 года.

62. [Комментарий редакции к письму священника Николая Татауровского, см. № 61.] – с. 71
«Расшифровывать туманные и бездоказательные выпады редакция не намерена, ибо не видит смысла».

63. К сведению учащих церковно-приходских школ. – с. 71
От Училищного совета при Святейшем Синоде – по вопросу увеличения оклада содержания учащих.

64. От редакции. – с. 72
О подписке на журнал и о рассылке с данным номером брошюры «Журналы очередного епархиального съезда сессии 9-15 июня 1917 года».

№ 7 – 22 августа

73. М. Полунин
Положение Церкви в различных государствах Европы. – с. 73-79
Из «Орловских епархиальных ведомостей». Окончание. Начало в № 59. Церковь в Италии, Швеции, Испании, Болгарии, Греции, Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Португалии, Швейцарии. Текущая ситуация в России.

74. Диакон П. Вознесенский
Современное положение одного штатного диакона в двух– и трехклирных приходах. – с. 80-82
Подписано: город Солигалич Костромской губернии.
«… священники и псаломщики в служении несут одинаковое число служебных обязанностей, а диакон в многоклирном приходе – более, чем каждый из остальных членов клира, вдвое или втрое, смотря по составу клира».

75. Протоиерей В.П. Груздев. (Некролог). – с. 83-86
Протоиерей Василий Петрович Груздев скончался 17 декабря 1916 года. Служил священником в селе Рождествино Нерехтского уезда и (большую часть жизни) в селе Бонячки Кинешемского уезда.

76. Священник Е. Зубарев
О религиозно-нравственном состоянии раскола и мероприятиях против него. – с. 86-88
Продолжение. Начало в № 47.

№ 8-9 – 1-8 сентября

79. Законоучитель Нежинского историко-филологического института священник Иосиф Борков
Как следует относиться русскому гражданину-христианину к совершившемуся в России государственному перевороту? – с. 90-92
«… революция как последнее средство к освобождению великого народа из той мертвой петли, в которой он оказался вследствие правительственной разрухи…».

80. [Б/а]
Помощь Церкви государству в современном его положении. – с. 93-97
О роли Церкви в преодолении государственных нестроений.
«Уже много тлетворных и развращенных идей проникло за ограду Церкви, много злых обычаев вошло в жизнь народа, не встретив со стороны Церкви порицания и обличения. (…) Пусть правительство для искоренения этих зол диктует свои законы; но как бы строги и решительны ни были его меры, какой бы карой они ни грозили ослушникам, – они не достигнут своей цели дотоле, когда не будет оздоровлен нравственный мир народа. А это всего скорее сделает Церковь».

81. Священник Е. Зубарев
О религиозно-нравственном состоянии раскола и мероприятиях против него. – с. 97-110
Окончание. Начало в №№ 47, 76.

№ 10-11 – 15-22 сентября

93. К православным прихожанам епархии. – с. 112-114
Обращение по поводу выборов в Учредительное собрание. Напечатано по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян 8-10 августа 1917 года (журнал № 2).
«Группа духовенства и православных мирян Костромской епархии и предлагает всем не забывшим Бога и желающим, чтобы вера в Бога не была изгнана из народной жизни (…) – подавать свой голос на выборах в Учредительное собрание за список кандидатов, выставленный этой группой».

94. Преподаватель духовной семинарии Михаил Сперанский
Порфирий Успенский, епископ Чигиринский (по «Книге бытия моего» – автобиографическим запискам преосвященного, т.т. I-VII). – с. 114-119
Описание жизни и трудов епископа Порфирия.

95. Священник И. Суздальцев
Выборное начало. – с. 120-122
О проблемах, возникающих при введении выборности членов причта.
«Некоторые из отцов взглянули на это дело не совсем правильно и поняли это благое начало так же, как и некоторые из наших мужичков поняли свободу. Выборное начало они начинают обращать в предмет своей навязчивости и домогательства, начинают разъезжать по приходам, добиваться составления приговоров, отбирают в свою пользу подписи прихожан и просятся на живые места».

96. Священник Ан. Аквилев
Отклики на постановления епархиальных съездов 1917 года. – с. 122-127
Критические замечания по вопросам о новых нормах раздела братских доходов, о взносах на епархиальное училище, о подписке на епархиальный журнал, о полномочиях органов епархиального управления.

97. Резолюция о постановке Закона Божия в школах, принятая на съезде духовенства [и] мирян Галичского 6-го благочиннического округа Костромской губернии 1917 года июля 30 дня. – с. 127-128
Закон Божий должен быть необходимым и обязательным предметом преподавания в низших и средних школах.

98. Письма в редакцию.
Села Нового-Пазухиных, Нерехтского 8 округа, священник М. Мартиров
[Мнение сельского священника о разделе братских доходов.] – с. 128-129

99. Письма в редакцию.
Псаломщик Сергий Обедиентов
О пастырских союзах. – с. 130
Об объединениях духовенства, которые не должны в своем составе ограничиваться священниками.
«В настоящее время прискорбно слышать о разъединении (в их союзах) батюшек от бедных сельских диаконов и псаломщиков, которые, как видится, первые идут им навстречу и первые несут им мир и братскую любовь».

100. [Б/а]
Чествование епархиального миссионера-проповедника отца Алексея Дьяконова. – с. 130-134
Описание чествования священника Алексия Дьяконова 15 августа 1917 года (на праздник Успения, возглавил епископ Севастиан) в соборном храме костромского Богоявленского женского монастыря, с поднесением ему золотого наперсного креста от слушателей его лекций. Приводится текст адреса от почитателей.

№ 12-13 – 1-8 октября

112. [Б/а]
Подходят выборы в Учредительное собрание. – с. 136-137
Призыв содействовать избранию в Учредительное собрание людей, преданных Церкви.
«Искренне желая спасения Родины, съезд духовенства и мирян Костромской епархии признал необходимым содействовать проведению в Учредительное собрание людей преданных Церкви, ставящих выше всего правду Божию, могущих держаться выше партийных лозунгов и уставов, полагающих, что не этими человеческими соображениями, а идеями Евангелия Христова, в союзе с верой православной, можно собрать расточаемую Родину».

113. [Священник Н. Бобровский]
Доклад по вопросу об определении на законоучительские должности в начальных школах Костромской губернии. – с. 138-141
О практике костромского земства по присвоению себе права назначения законоучителей. Доклад был прочитан 26 сентября 1917 года на собрании объединенного духовенства и мирян города Костромы.
«Представителей духовенства нет в школьных комитетах, приходские советы не спрашивают при назначениях, наконец, и епископа, которому Самим Богом вверено духовное водительство пастырей и пасомых всей епархии, «уведомляют», что он устраняется от участия в назначении законоучителей».

114. Н. Соловьев
Христос или князь века сего? – с. 141-144
Очерк о социализме, о его материалистическом характере и об отношении идеологов социализма к религии.
«… низводя все в мире к материи и к материальной силе, а в человеке к материальным условиям среды и развития и к материальным побуждениям и ограничивая задачи человечества только земными интересами, отрицая, наконец, бессмертие, социалистическое мировоззрение не оставляет, по существу своему, никакого места началу Божественного».

115. Преподаватель духовной семинарии Михаил Сперанский
Порфирий Успенский, епископ Чигиринский (по «Книге бытия моего» – автобиографическим запискам преосвященного, т.т. I-VII). – с. 145-150
Окончание. Начало в № 94.

116. [Б/а]
Чествование епархиального миссионера-проповедника отца Алексея Дьяконова. – с. 151-156
Окончание. Начало в № 100. Приводятся: речь епископа Севастиана и ответная речь священника Алексия Диаконова, слово (на трапезе) преподавателя духовной семинарии
В.Г. Фрязинова и ответное слово чествуемого, приветствие С.А. Ширской от лица слушателей миссионерских курсов.

№ 14-15 – 15-22 октября

Вследствие типографской ошибки страница 156 встречается дважды: в конце № 12-13 и в начале № 14-15

121. Н. Соловьев
Христос или князь века сего? – с. 156-165
Окончание. Начало в № 114. О необходимости преподавания Закона Божия в русской школе, о спасении России от гибели.
«В борьбе с христианством, которое в настоящее время выдержало блестяще всевозможные испытания множества ученых исследователей, вожаки социализма совершенно не стесняются игнорировать научные изыскания и пользоваться всякими средствами для достижения своих безбожных целей».

122. Священник Е. Зубарев
«Допустимость второбрачия священнослужителей». – с. 165-170
Полемическая статья о недопустимости второбрачия (в ответ на публикацию об этом в газете «Всероссийский церковно-общественный вестник», № 93 от 13 августа 1917 года).
«Если бы даже не было закона, воспрещающего второй брак священнику, закон этот нужно было бы установить, чтобы отличить пастыря, добровольно на себя взявшего крест свой, от попа-наемника».

123. [П.А. Овчинников, В.А. Соболев, В.А. Селезнев]
Доклад о результатах поездки на выборы членов Всероссийского Поместного Собора. (Представленный 14 сентября с.г. собранию выборщиков Ветлужского городского избирательного собрания членами епархиального избирательного собрания 8 августа от означенного округа П.А. Овчинниковым, В.А. Соболевым и В.А. Селезневым). – с. 170-173
Подписано: члены выборного собрания от города Ветлуги: П. Овчинников, В. Соболев, Вл. Селезнев.
«Общее же впечатление от выборов малоудовлетворительное вследствие того, что отсутствие предвыборных собраний ставило выборщиков-мирян в необходимость удовлетворяться лишь самыми поверхностными сведениями о том или ином кандидате…».

124. Комиссия объединенного духовенства и мирян Костромской епархии по выборам в Учредительное собрание. – с. 173
Уведомление: ввиду непоступления списков желательных кандидатов из уездных окружных управлений комиссия считает себя не в праве выставлять список кандидатов от православного духовенства и мирян Костромской епархии.

125. Священник Н. Бобровский
Как умные люди чужими руками жар загребают. – с. 173-177
О разногласиях и недобросовестных действиях при выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, что привело к невозможности составления списка (см. № 124).
«Не желая, чтобы духовенство и миряне Костромской губернии агитировали и подавали свой голос за список, выставленный лицами, политическая физиономия которых выяснена враждебным отношением ко всему прогрессивному духовенству, я считаю своим нравственным долгом открыто заявить об этом и предупредить».

126. [Б/а]
История происхождения обложения церквей на содержание духовно-учебных заведений и на другие учреждения духовного ведомства. – с. 178-179
Краткий очерк, начиная с эпохи императрицы Екатерины II.

127. От редакции. – с. 179
О сокращении объема журнала из-за подорожания бумаги и типографских работ;
опечатки в № 12-13.

128. Объявление. [Реклама журнала «Религия и школа».] – с. 180

129. Объявление. [Реклама журнала «Свободное слово христианина».] – с. 181-182

№ 16-17 – 1-8 ноября

132. [Б/а]
Крестьянство и выборы в Учредительное собрание. – с. 183-186
О проблемах, связанных с участием крестьян в выборах, и о плодах социалистической пропаганды.
«Если крестьяне отнесутся к выборам в Учредительное собрание так же, как относились они к выборам в волостное земство, то неудивительно, что в Учредительном собрании от лица крестьян будут говорить об устроении Русской земли разные Ленины, Троцкие-Бронштейны, Мартовы-Цедербаумы и другие гастролеры, понаехавшие из Германии наводить порядок в Русской земле».

133. С.Н. Федоров
О настоятельной необходимости в настоящее время внебогослужебных собеседований. – с. 187-191
Перепечатка статьи из «Курских епархиальных ведомостей». Предваряется предисловием (от редакции?), в частности:
«Текущие события показывают, что для счастья Родины нужно было уничтожить не одно самодержавие, а и другого не менее страшного врага – темноту народа».

134. И. Малицкий
Что делать? – с. 191-198
Об опасных последствиях возможного отделения Церкви от государства и школы от Церкви, о роли духовенства в недопущении такого отделения.
«Духовенство не должно оставлять свою паству в темноте по этому вопросу. Народные избранники должны идти в Учредительное собрание с живым сознанием, какая опасность грозит вере и Церкви, если пройдет отделение Церкви от государства и школы от Церкви».

135. [Б/а]
Церковный вопрос в программе партии народной свободы. – с. 199-200
Изложение церковного отдела программы кадетской партии по материалам IX съезда партии (23-28 июля 1917 года).
«Одна лишь кадетская партия не требует отделения Церкви от государства и имеет в своей программе даже целый церковный отдел, трактующий о положении церкви, главным образом Православной, в государстве».

136. Священник В. Успенский
Отец Павел Соколов (50-летний юбилей). – с. 200-203
Описание торжеств 10 августа 1917 года по случаю 50-летия служения Церкви священника Трехсвятительской церкви села Урень Павла Сергеевича Соколова.

137. Объявление. От правления Костромской духовной семинарии. – с. 203-207
О введении в семинарии (из-за дороговизны жизни и затруднений с продовольствием) заочного обучения с приездом учащихся в семинарию «для сдачи репетиций за пройденные дома отделы учебных курсов». Программы репетиций на январь 1918 года.

138. Объявление. Правление Макарьевского духовного училища. – с. 207
О сроках рождественских каникул 1917-1918 года и о необходимости взноса продовольствием для проживающих в общежитии.

139. Объявление. В Костромской духовной семинарии. – с. 208
О вакантной должности эконома.

140. Объявление. [Реклама журнала «Свободное слово христианина».] – с. 208-209

141. Объявление. Кооперативное издательское товарищество духовных писателей «Соборный разум». Доброе начинание. – с. 209-212
Предложение духовным писателям вступать в товарищество, с извлечением из проекта его устава. Подписано: председатель правления Евг. Белков, священник Никольский,
протоиерей М. Попов.

№ 18-19 – 15-22 ноября

Вследствие типографской ошибки страница 212 встречается дважды:
в конце № 16-17 и в начале № 18-19.

148. Священник Вл. Приходский
Где голос церкви!? – с. 212-214
Братоубийственная война как преступление Каина. Церковь должна сказать свое слово против гражданской междоусобицы и войны.
«К смертоносной трехлетней войне присоединился не только всеобщий и поголовный голод, пожары, погромы, анархия по всей стране, но и самое страшное, самое черное преступленье земли – братоубийственная война…».

149. Б.Р.
Ужас молчания. (Письмо к пастырям). – с. 214-217
О долге пастырей – своим словом
«влить в душу России воодушевленное единство, сцементировать, спаять народ в едином желании согласия и любви для достижения единой цели – спасения родины и свободы».

150. Священник В. Лебедев
Как наша жизнь устроена. (Как управляются различные государства). – с. 218-227
Описание форм государственного управления (монархия, республика, их разновидности).

151. Управление духовно-учебных заведений. – с. 227-230
Из «Влад[имирских] епархиальных ведомостей». Результаты предварительного рассмотрения вопроса, вынесенного в заглавие, на XIII отделе Поместного Собора до его передачи на обсуждение пленарного заседания. Функции педагогического совета, епархиального архиерея, Учебного комитета при Святейшем Синоде.

152. Священник С. Введенский
Священник Павел А. Панов. (Некролог). – с. 230-232
Священник села Куниково Костромского уезда Павел Андреевич Панов скончался 9 сентября 1917 года. Служил в селе Куниково после окончания духовной семинарии (с 1881 года], с 1915 года был благочинным. Погребение состоялось 12 сентября.

153. Объявление. От правления Костромской духовной семинарии. – с. 233-234
Программа репетиций (экзаменов) на январь 1918 года – окончание, начало в № 137.

№ 20-21 – 1-8 декабря

Вследствие типографской ошибки страница 234 встречается дважды:
в конце № 18-19 и в начале № 20-21.

156. Священник В. Лебедев
Как наша жизнь устроена. (Как управляются различные государства). – с. 234-240
Окончание. Начало в № 150. Различные виды республики.

157. Священник Иоанн Суздальцев
«Как духовные пастыри сами себя побивают». – с. 240-243
В продолжение темы № 125: о неприличности и вредности распрей среди духовенства в трудное для России время.
«… знайте, отцы и братья, что за ваши распри на все духовенство выливается лишний ушат грязной воды, накладывается печать сомнения в его добросовестности. За эту политическую авантюру духовенство до сих пор расплачивается и несет возмездие, для многих, конечно, совершенно незаслуженное».

158. Протоиерей Д. Л-в
На злобу дня. (По поводу бывших выборов в Учредительное собрание). – с. 243-248
Об опасности социалистических идей для Православной Церкви – на примере листовки «Церковь и государство», распространявшейся перед выборами Костромским губернским избирательным комитетом Российской социал-демократической рабочей партии.
«… нам приходится серьезно опасаться того тяжелого положения, в каком может очутиться на довольно продолжительное время наша Церковь, которая в течение нескольких столетий находилась в тесном взаимоотношении с государством и опиралась на получавшуюся от государства сильную материальную поддержку».

159. Священник И.Ч.
Нужен ли институт окружных духовников. – с. 249-251
Автор обосновывает ненужность такой должности.
«Так зачем духовенству целого округа исповедываться непременно у одного определенного лица. И ведь эта повинность распространяется не только на самих клириков, но даже и на их семейства. Не проще ли и не естественнее ли было бы предоставить каждому члену клира право избирать себе духовника вполне свободно».

160. [Б/а]
Так было; почти так есть; – но да не будет так. – с. 251-253
От редакции «Костромского церковно-общественного вестника» – о том, что деятельность журнала пока не вполне соответствует задачам, поставленным при реформе епархиального печатного органа. В целом – о важности печатного слова, с просьбой к подписчикам присылать актуальные материалы.
«Иначе, нужно прямо сказать, епархиальный орган теряет значительную часть своего смысла, именно как местный; в нем не оказывается того, чем он для своей епархии должен быть более важен и интересен сравнительно с другими (иногородними) подобного рода церковно-общественными изданиями».

161. Юбилейное пожертвование (сообщается советом Свято-Духовского братства при церкви Кинешемского духовного училища). – с. 253-254
О пожертвовании для чествования 22 октября 1917 года 50-летнего юбилея служения Церкви диакона Предтеченской церкви города Юрьевца Александра Павловича Алмазова.

162. Объявление. От совета Феодоровско-Сергиевского братства. – с. 254
Просьба к приходским священникам: доставить сведения о состоянии раскола после объявления свободы в 1917 году.

163. Объявление. От редакции. – с. 254
Просьба своевременно вносить подписную плату за журнал.

№ 22 – 15 декабря

169. С.Н.Б.
«Мертв бе и оживе, изгибл бе и обретеся». – с. 255-258
О взаимоотношениях Церкви и интеллигенции, начиная с эпохи Петра I.
«… безумцы или Иуды предатели начали братоубийственную борьбу на улицах древней Москвы, чтобы святыня не только церковная, но и общенациональная – кремль Московский был осквернен и поврежден выстрелами большевиков. Эти выстрелы как бы разбудили долго дремавшее религиозное чувство интеллигенции».

170. Священник Н. Пермезский
Костромской епархиальный исполнительный комитет и список № 5. (Письмо в редакцию). – с. 259-261
В продолжение темы выборов в Учредительное собрание и участия в этих выборах епархиальных структур.
«От епархии не ждали какой-то еще особой политической программы. Епархия желала послать людей, искренне преданных делу освобождения родины от тирании, хорошо знающих жизнь православного народа, его нужды, а главное, его отношение к Святой Церкви – и только. Поэтому следовало не придавать списку монархическую окраску, а напротив – было необходимо комиссии выставить в списке людей разных политических партий».

171. Постановление духовенства 2-го Кинешемского округа. – с. 261
Выражение порицания епархиальному исполнительному комитету за невыполнение решения епархиального съезда духовенства и мирян (по выборам в Учредительное собрание).

172. Объявление. [Реклама журнала «Соборный разум».] – с. 262-263

173. Объявление. [Реклама журнала «Миссионерский сборник».] – с. 264-265

174. Объявление. [Реклама журнала «Воскресный день».] – с. 265-266

№ 23-24 – 22-29 декабря

176. Священник С. Замыцкий
[«Святая ночь…»] – с. 267-268
Стихотворение.

177. [Б/а]
Христианская любовь и классовая борьба. Мысли в праздник Рождества Христова, навеянные нашими общественными нестроениями. – с. 268-274
«Все розовые надежды лопнули, как мыльный пузырь. Свобода превратилась в дикий произвол, равенство в тиранию солдатского штыка, братство – в междоусобную войну и войну всех против всех. И наша родина, наша великодержавная, мощная Россия – теперь бездыханный почти труп, над которым реют уже разные хищники…».

178. С. Булгаков
Смысл патриаршества в России. – с. 274-279
Из «Утра России». О значении восстановления патриаршества:
«… патриаршество является символом церковной независимости, но вместе с тем ему приходится вести церковный корабль по бурным волнам среди всеобщей смуты, вместо прежней безопасности в гавани государства».

179. [Б/а]
Об отступке и о чтениях Евангельских и Апостольских на литургиях в воскресные и будничные дни до недели о мытаре и фарисее в 1918 году. – с. 279-281

180. Новейшие законы. «Декрет о расторжении брака». – с. 281-283
Текст декрета из № 36 «Газеты временного рабочего и крестьянского правительства» от 19 декабря 1917 года. Декрет подписан Свердловым, Ульяновым-Лениным, Бонч-Бруевичем.
После текста – краткий комментарий редакции об авторах декрета:
«Христос – не говорим уже как Бог, но даже только как Учитель нравственности – им в данном случае чужд».

181. Объявление. [Реклама журнала «Соборный разум».] – с. 284-285

182. Объявление. [Реклама журнала «Воскресный день».] – с. 286

183. Объявление. [Реклама журнала «Миссионерский сборник».] – с. 287-288