(с. 14) Костромской кафедральный Успенский собор
Костромской кафедральный Успенский собор стоит во главе многочисленных костромских храмов уже больше 600 лет {а} и занимает лучшее место в городе. Стоит он на левом, довольно крутом берегу реки Волги; виден далеко со всех сторон и особенно – сверху и снизу Волги; выдается среди всех городских церквей и зданий своей массивностью и красотой архитектуры. В общем, издали собор представляет группу следующих, тесно соединенных между собой каменных зданий: два соборных храма – Успенский пятиглавый, летний, и Богоявленский, зимний, с большим куполом, одноглавый; при последнем 30-саженная колокольня с большим, тысячным и множеством мелких благозвучных колоколов; два каменных двухэтажных дома и флигель. Все это обнесено высокой каменной оградой с несколькими башнями и красивыми железными решетчатыми вратами. Из ограды чрез стены выглядывает зелень густых садов. Все это составляет кремль древнего губернского города Костромы и служит красой города.
Успенский соборный храм считается современным явлению близ города Костромы святого чудотворного образа Божией Матери, известного под именем Феодоровского, а это явление произошло во второй половине XIII века при костромском великом князе Василии Ярославиче, прозванном Квашней. В повествовании о явлении Феодоровской иконы Божией Матери между прочим говорится, что великий князь Василий однажды вышел из Костромы со святой явленной иконой против внезапно появившихся у стен костромских полчищ татарских и, победоносно отразив их, «повеле устроити церковь соборную каменную во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения. В той бо день (15 августа) принесена бысть икона Богородицына во град Кострому святым великомучеником (с. 15) Феодором Стратилатом». Явление святой иконы Феодоровской историки относят или к 1259-1262, или же к 1272-1274 годам, когда князь Василий Квашня проживал в Костроме. Нашествие же татар было спустя после этого некоторое время, может быть, несколько лет, так как за это время два раза сгорела деревянная соборная церковь святого Феодора Стратилата, где стояла явленная чудотворная икона. Следовательно, повеление о построении Успенского храма последовало никак не раньше 1259 года и не позже 1274 года. К этому времени необходимо прибавить еще несколько лет, нужных на построение довольно большого, богатого и по тогдашнему времени редкостного храма. Отсюда прямой вывод тот, что Успенский храм построен в конце XIII века и никак не позже начала XIV века. В течение шести столетий храм этот не раз подвергался пожарам; особенно он опустошен был страшным пожаром 18 мая 1773 года; но до конца никогда не был истреблен и сохраняет снаружи и внутри в общем тот вид, какой получил при постройке. На восстановление собора в прежнем виде после пожара 1773 года императрица Екатерина II отпустила 12 000 рублей. Но и сами костромичи не жалели и не жалеют никаких жертв для того, чтобы сохранить эту древнюю, драгоценную святыню.
Впрочем, Успенский собор славен и привлекателен не одной исторической древностью. Он не менее привлекателен и как место пребывания чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На поклонение этой святой иконе целые столетия беспрестанно идут в собор массы народа в праздники и простые дни. Эта святая икона явилась помянутому Василию Квашне, великому костромскому князю {b}, во время его охоты в лесу на окраине города, где теперь храм Спасо-Запрудненский, обращенный в прошлом столетии {с} из мужского монастыря.
Богоявленский соборный теплый храм с колокольней устроен в 1776-1791 годах вместо прежнего деревянного Троицкого {d}, сгоревшего в 1773 году.
Город Кострома в его прошлом и настоящем. Составил протоиерей И.Я. Сырцов. Кострома, 1909, с. 14-15.