Костромские епархиальные ведомости – 1901
Отдел II. Часть неофициальная
№ 1 – 1 января
9. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Правильное и богоугодное прославление Святой Троицы. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Крещения Господня. – с. 1–5
10. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 5–9
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900.
Памятники веры и благочестия. 6. Храм Крестовоздвиженский–Борисоглебский.
11. [Б/а]
Необычайные явления. – с. 9–14
Изложение содержания одноименной статьи из «Владимирских епархиальных ведомостей» – о бесовских «шалостях» (аналогично современным «барабашкам») в доме священника села Лыченец Переславского уезда Владимирской губернии Иоанна Соловьева в ноябре 1900 года.
12. Благочинный Макарьевского 1-го округа Александр Горицкий
Крещение магометанина Измаила Назмундинова при Ильинской кладбищенской церкви города Макарьева. – с. 14–17
Описание прихода к вере и крещения 3 декабря 1900 года магометанина Измаила (Николая) Назмундинова, 24-х лет, из крестьян Казанской губернии.
13. Учитель школы А. Павловский
Освящение нового здания Вочской церковно-приходской школы Солигаличского уезда. – с. 17–18
Описание устройства нового здания школы в селе Воче и его освящения 14 ноября 1900 года.
14. [Б/а]
«Костромские поучения за 1899 год» епископа Виссариона. Москва, 1901 года. – с. 18–20
Библиографическая заметка.
15. Епархиальная хроника. – с. 20–22
Служение епископа Виссариона. 13 декабря 1900 года – литургия в Ипатьевском монастыре, возведение в сан игумена галичского Паисиева монастыря иеромонаха Николо—Бабаевского монастыря Никандра. 15 декабря – панихида в Ипатьевском монастыре по Иннокентии, архиепископе Херсонском (100-летие со дня его рождения; перед панихидой братией отслужена заупокойная литургия). 16 декабря – литургия и панихида по епископу Костромскому и Галичскому Александру (в память его кончины) в Ипатьевском монастыре. 17 декабря (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 20 декабря – литургия в Ипатьевском монастыре; днем – молебен перед чудотворной Феодоровской иконой при открытии Феодоровской общины сестер милосердия. 24 декабря (воскресенье, Рождественский сочельник) – литургия в Ипатьевском монастыре, вечерня в кафедральном Богоявленском соборе. 25 декабря (Рождество Христово) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, молебствие по случаю избавления России от нашествия галлов и с ними два[на]десяти языков в 1812 году, поздравления с праздником в соборном доме. 26 декабря – литургия в Ипатьевском монастыре. 27 декабря – отпевание настоятеля Рождественской церкви на Суле города Костромы протоиерея Александра Нифонтова, скончавшегося в Костроме 23 декабря после тяжелой болезни.
16. Иноепархиальные известия. Церковно-приходские школы на Парижской выставке. – с. 22–23
Об участии экспонатов от церковно—приходских школ Российской империи в Парижской всемирной выставке 1900 года.
17. [Объявление.] Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме, Нижне-Набережная и Ямская улицы, собственный дом. – с. без №
Реклама завода.
№ 2 – 15 января
23. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Враги Церкви под образом идумеев. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю блудного. – с. 25–30
24. Гусев
Театр и зрелища. – с. 31–45
Рассуждения о духовном вреде современного театра и его несовместимости с нормами христианской нравственности.
25. [Б/а]
Воскресенская второклассная церковно-приходская школа. – с. 46–48
Описание освящения 12 ноября 1900 года нового здания второклассной церковно—приходской школы (построенной на средства Святейшего Синода) в погосте Воскресенском на Кореге Буйского уезда.
26. В.Д.
Протоиерей Александр Владимирович Нифонтов. (Некролог). – с. 48–52
Протоиерей Христорождественской церкви на Суле города Костромы Александр Владимирович Нифонтов скончался 23 декабря 1900 года после тяжелой болезни («порча крови»).
Сын священника села Вочи Солигаличского уезда, родился в 1844 году. Окончил Солигаличское духовное училище (1858), Костромскую духовную семинарию (1864, в числе первых учеников). Священник церкви села Кощеево Нерехтского уезда (с ноября 1864), «через год с небольшим» перемещен в церковь села Шунги, с 1878 года – священник Христорождественской церкви на Суле города Костромы. Участвовал в различных епархиальных проектах (строительство храма на Новом кладбище и корпуса для Костромского духовного училища, организация работы епархиального свечного завода после передачи его духовенству).
Похороны состоялись 27 декабря. Заупокойную литургию в Христорождественской церкви на Суле возглавил ректор семинарии протоиерей Иоанн Сырцов, отпевание там же – епископ Виссарион. Похоронен на Новом кладбище.
Автор некролога – возможно, учитель Костромского духовного училища В.К. Добровольский.
27. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
Слово, сказанное при погребении протоиерея А.В. Нифонтова ректором семинарии протоиереем И. Сырцовым. – с. 52–54
Произнесено за литургией 27 декабря 1900 года.
28. [Священник Аполлос Благовещенский]
Речь, сказанная священником Аполлосом Благовещенским. – с. 55–56
Произнесена 27 декабря 1900 года перед отпеванием протоиерея Александра Нифонтова.
29. [В.К. Добровольский]
Речь учителя В.К. Добровольского. – с. 56–58
Произнесена 27 декабря 1900 года на отпевании протоиерея Александра Нифонтова, автор – учитель Костромского духовного училища.
30. Епархиальная хроника. – с. 58–59
31 декабря 1900 года (воскресенье) – епископ Виссарион совершил литургию в Ипатьевском монастыре, днем в кафедральном Богоявленском соборе – панихиду по скончавшемся 29 декабря в Санкт—Петербурге председателе Костромской ученой архивной комиссии, члене Государственного Совета, статс—секретаре, действительном тайном советнике Н.Н. Селифонтове (его тело было погребено в селе Семеновском Нерехтского уезда).
В полночь под 1 января – в кафедральном Богоявленском соборе духовенством совершено новогоднее молебствие, «собор был переполнен народом».
Служение епископа Виссариона. 1 января 1901 года – литургия Василия Великого и молебствие на Новый год в кафедральном Богоявленском соборе. 5 января (Крещенский сочельник) – вечерня с литургией Василия Великого и великое освящение воды в кафедральном Богоявленском соборе. 6 января (Крещение Господне) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе и крестный ход на Волгу с великим освящением воды. 7 января – литургия в костромском Богоявленском женском монастыре, лития в усыпальнице над могилами игумений Марии и Евпраксии.
31. Иноепархиальные известия. – с. 60–65
Описание собраний законоучителей и светских преподавателей закона Божия в городских начальных училищах Санкт—Петербурга, состоявшихся в зале заседаний Санкт—Петербургской городской думы 16 и 30 ноября 1900 года (обсуждались вопросы: недостатки в преподавании закона Божия, необходимость единства учебной и воспитательной сторон преподавания, значение личности учителя, формы преподавания).
32. [Объявление. Список сочинений епископа Виссариона, продающихся при редакции журнала «Душеполезное чтение», в Москве и у книгопродавца И.Л. Тузова в Санкт-Петербурге.] – 2 с. без №
33. [Объявление.] Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме, Нижне-Набережная и Ямская улицы, собственный дом. – с. без №
Реклама завода.
№ 3 – 1 февраля
43. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Нелепость мнения, будто не согреша не спасешься. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю сыропустную. – с. 67–70
44. Николай Виноградов
Библейские мотивы. Вольное переложение псалма 136. – с. 70
Стихотворение.
45. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа двенадцатая. О таинстве елеосвящения. – с. 71–74
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900.
46. Протоиерей Иоанн Сырцов
Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича. – с. 75–83
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, № 10.
Памятники веры и благочестия. 7. Солигаличское городское кладбище. 8. Солигаличский Феодоровский женский монастырь. Заключение.
47. Епархиальная хроника. – с. 83
Служение епископа Виссариона. 14 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, днем – молебен перед чудотворной Феодоровской иконой при торжественном открытии торговой школы в доме Набатова на набережной реки Волги (в Костроме). 19 января – за ранней литургией в Ипатьевском монастыре посвятил в сан игумении монахиню Боголюбовского монастыря Сергию. 21 января (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре.
48. [Описание чествования 15 декабря 1900 года в селе Ермолино Нерехтского уезда строителя и попечителя местной церковно-приходской школы, иваново-вознесенского купца Николая Терентьевича Щапова.] – с. 83–84
49. Объявление. Музыкальный магазин (существ[ует] с 1896 года) А.П. Переславцева. Кострома, Гостиный двор. – с. без №
Реклама магазина.
50. Приложение
Опечатки к приложению «Унженская десятина». – 1 с. без №
К приложению (КЕВ–1899, 1900). В оглавлении номера журнала и годовом оглавлении не указывается.
51. Приложение
А. Юницкий
Из истории символов древней Восточной Церкви. – с. 17–24
Продолжение. Начало в КЕВ–1900.
№ 4 – 15 февраля
63. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Служение ангелов Христу и верующим в Него. Поучение преосвященнейшего Виссариона в 1-ю неделю Великого поста. – с. 85–88
64. [Б/а]
Что писал Спаситель в то время, когда стояла пред Ним жена-грешница, приведенная фарисеями? (Из области библейских археологических открытий). – с. 88–91
Пересказ древнего христианского предания.
65. Приложение к статье о Солигаличе. Список с грамоты царя Алексея Михайловича на имя солигаличского воеводы Елизара Кирилловича Котенина, последовавшей в 1661 (7169) [году] в ответ на челобитную солигаличан об освобождении их от участия в укреплении города Галича. – с. 91–93
К статье протоиерея Иоанна Сырцова – продолжение, начало в КЕВ–1899, 1900, №№ 10, 46.
66. Учитель Н. Виноградов
К вопросу о преподавании закона Божия. – с. 93–97
Каким должно быть преподавание закона Божия: основанным на национальных традициях, практическим, а не рассудочно—теоретическим.
67. И[ван] Б[аженов]
Семинарский праздник 2 февраля. – с. 98–103
Описание богослужений в семинарском храме 1–2 февраля 1901 года (на Сретение Господне), с указаниями по истории семинарских храмов вообще (в частности, о Сретенской церкви Богоявленского монастыря в 1814–1847 годах); описание годичного акта и сведения о состоянии семинарии в 1899–1900 учебном году.
68. Иерархия Всероссийской Церкви к началу XX века. – с. 103–106
Общие сведения о количестве епархий и об открытии новых епархий в XIX веке, о составе епископата, викариатствах, образовании епископата (духовные и светские учебные заведения), о количестве семинарий. Перепечатано из «Прав. В.» [«Православный вестник»?]
69. Епархиальная хроника. – с. 107–108
Служение епископа Виссариона. 28 января (неделя о блудном сыне) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 30 января (Трех святителей) – литургия в церкви Костромского духовного училища по случаю храмового праздника.
1 февраля (накануне храмового праздника в Костромской духовной семинарии) – в семинарскую церковь принесена из кафедрального собора чудотворная Феодоровская икона, вечером семинарским духовенством во главе с ректором совершено всенощное бдение.
Служение епископа Виссариона. 2 февраля (Сретение Господне) – литургия в семинарском храме и торжественный акт в актовом зале семинарии. 4 февраля (неделя мясопустная) – литургия в Ипатьевском монастыре, днем – молебен при открытии воспитательного детского приюта имени Клирикова в доме Трубникова на Ямской улице (Кострома).
70. [Описание открытия школы грамоты в селе Валки Макарьевского уезда 22 января 1901 года, и о трудностях ее устройства.] – с. 108–109
71. Иноепархиальные известия. – с. 109–114
Из «Екатеринославских епархиальных ведомостей» – изложение беседы со слушателями педагогических курсов о том, как учителю следует руководить внеклассным чтением школьников.
72. Объявление. Музыкальный магазин (существ[ует] с 1896 года) А.П. Переславцева. Кострома, Гостиный двор. – с. без №
Реклама магазина.
№ 5 – 1 марта
79. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Виды чествования Креста Христова. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю Крестопоклонную Великого поста. – с. 115–119
80. [Б/а]
Поучение пред сбором пожертвований на «приют во имя Царицы Небесной» в неделю Крестопоклонную. – с. 119–121
См. №№ 73 и 74; с кратким описанием приюта и его обитателей.
81. О вере в Бога и о бессмертии души. (Мысли одного современного писателя). – с. 122–123
Пространная цитата из Виктора Гюго в изложении некоего Арсена Гуссе.
82. Второе приложение к статье о Солигаличе. Патриаршие грамоты. – с. 123–126
К статье протоиерея Иоанна Сырцова – окончание, начало в КЕВ–1899, 1900, №№ 10, 46, 65.
Тексты грамоты патриарха Филарета (1619 год) и трех грамот патриарха Иоакима (1680, 1681, 1686 годы).
83. [Б/а]
История возникновения петербургского братства и приюта «во имя Царицы Небесной». – с. 126–133
См. №№ 73, 74, 80. Описываются чудесное исцеление мальчика Николая Грачева; устройство настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием приюта в доме, где Николаю было явление Божией Матери; дальнейшая судьба приюта после кончины архимандрита Игнатия в 1897 году.
84. Ответы редакции. – с. 133–134
Об отказе в печатании статьи и задержке публикации сообщения, присланных в редакцию.
85. Епархиальная хроника. – с. 134–135
Служение епископа Виссариона. 11 февраля (неделя сыропустная, Прощеное воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре, вечерня и чин прощения в кафедральном Богоявленском соборе. Первые четыре дня поста – чтение канона Андрея Критского на великих повечериях в Ипатьевском монастыре. 14 февраля (среда 1-ой седмицы Великого поста) – литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 17 февраля – литургия в Ипатьевском монастыре. 18 февраля (неделя Православия) – литургия и чин Православия в кафедральном Богоявленском соборе. 19 февраля (40-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости) – днем торжественная панихида по императору Александру II [в кафедральном Богоявленском соборе]. 21 февраля – торжественное молебствие (после литургии Преждеосвященных Даров) в Богословской церкви, что в Ипатьевской слободе, по случаю исходатайствования попечителем Александровского братства И.Е. Беляевым пожертвования от императора (5 000 рублей) на расширение и украшение Богословской церкви.
86. Иноепархиальные известия. – с. 136–144
Из «Подольских епархиальных ведомостей» – изложение статьи «Мелочи в обыденной жизни священника», о соблюдении священником правил приличий (как светских, так и достойных священного сана). Образы священников в русской литературе: в романе Мещерского «Женщины большого света», в повести (?) Гнедича «Туманы», в повести Потапенко «На действительной службе».
87. [Объявление]. Музыкальный магазин (существ[ует] с 1896 года) А.П. Переславцева. Кострома, Гостиный двор. – с. без №
Реклама магазина.
88. Приложение
Прейскурант виноторговли Британова.
№ 6 – 15 марта
95. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Ветхий человек и новый. Поучение преосвященнейшего Виссариона в Страстную пятницу. – с. 145–150
96. [Б/а]
Речь, сказанная в семинарском храме, в присутствии корпорации и воспитанников, пред панихидой по усопшем министре г[-не] Боголепове. – с. 150–153
Министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов скончался 2 марта 1901 года от ранений, полученных при покушении на него 14 февраля.
Автор речи – возможно, ректор семинарии протоиерей Иоанн Сырцов.
97. Покушение на жизнь обер-прокурора Святейшего Синода. – с. 153
Из «Костромского листка» за 10 марта – о стрельбе, открытой по дому обер—прокурора (на Литейном проспекте в Санкт—Петербурге) в ночь с 8 на 9 марта 1901 года статистиком Самарской губернской земской управы Николаем Константиновичем Лаговским.
98. Н. Виноградов
Библейские мотивы. По прочтении псалма 41-го. – с. 154
Стихотворение.
99. Мысли преподобного Иоанна Лествичника о духовном руководительстве пастырями пасомых. – с. 154–159
Извлечение из «Слова особенного к пастырю» (в «Лествице»).
100. [Б/а]
Освящение здания Солигаличской соборной одноклассной церковно-приходской школы. – с. 160–161
Описание постройки нового здания для школы, открытой в 1895 году, и его освящения 1 января 1901 года.
101. С.И.Г.
Настоятель большесольской соборной Воскресенской церкви Виктор А. Дементьев. (Некролог). – с. 162
Описание отпевания и погребения 22 февраля 1901 года старейшего из иереев Больших Солей (74-х лет) священника Виктора Дементьева, прослужившего при Воскресенском храме 49 лет.
102. Епархиальная хроника. – с. 163–164
Служение епископа Виссариона. 24 февраля – встреча в Ипатьевском монастыре чудотворной иконы святителя Николая из Николо—Бабаевского монастыря, всенощное бдение в обители. 25 февраля (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре и молебен перед чудотворной иконой, затем икона крестным ходом отнесена в костромскую Христорождественскую на Суле церковь. 28 февраля – посещение духовной семинарии, присутствие на уроках и на литургии Преждеосвященных Даров. 1 марта (день кончины императора Александра II) – днем в кафедральном Богоявленском соборе панихида по императорам Александру II и Александру III (день рождения – 26 февраля). 4 марта (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 9 марта – посещение Костромского духовного училища, присутствие на уроках и на литургии Преждеосвященных Даров. 10 марта – литургия в Ипатьевском монастыре. 11 марта (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе.
103. Объявление. Музыкальный магазин (существ[ует] с 1896 года) А.П. Переславцева. Кострома, Гостиный двор. – с. без №
Реклама магазина.
104. Приложение
А. Юницкий
Из истории символов древней Восточной Церкви. – с. 25–32
Окончание. Начало в КЕВ–1900, № 51.
№ 7 – 29 марта
112. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Лев от Иуды. Поучение преосвященнейшего Виссариона в пятницу Светлой седмицы. – с. 165–168
113. Н. Виноградов
Благовещение Пресвятой Богородицы. – с. 168
Стихотворение.
114. Законоучитель Костромского реального училища священник Сергий Красовский
Страстная седмица. (Беседа в Великую субботу). – с. 169–175
О смысле и богослужениях дней Страстной седмицы.
115. [Учитель Н. Виноградов]
К вопросу о преподавании закона Божия. (Статья вторая). – с. 175–182
В продолжение темы № 66. Учитель как руководитель религиозной жизни своих учеников; молитва и обучение молитве должны быть поставлены во главу угла религиозного воспитания.
116. Новая книга: Симфония на Ветхий и Новый Завет. – с. 182–184
Библиографическая заметка.
117. Епархиальная хроника. – с. 185–187
Служение епископа Виссариона. 13 марта (канун празднования Феодоровской иконе) – малая вечерня, молебное пение Божией Матери и всенощное бдение в кафедральном Богоявленском соборе. 14 марта (Феодоровской иконы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, трапеза в соборном доме. 15 марта – литургия Преждеосвященных Даров и благодарственное молебствие в Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря, по случаю установленного в этот день Александровским братством празднования годовщины его существования, затем – общее собрание членов братства в архиерейских покоях Ипатьевского монастыря. 16 марта – днем в кафедральном Богоявленском соборе: благодарственное молебствие по случаю избавления от опасности обер—прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева при покушении на него в ночь с 8 на 9 марта (приводится текст многолетия, возглашенного протодиаконом); обер—прокурору послана телеграмма за подписью епископа Виссариона (приводится текст), получен ответ (приводится текст). 18 марта (воскресенье) – освящение придельного храма при костромской Власиевской церкви, сооруженного по завещанию на средства умершего купца города Костромы И.С. Михина и его супруги, литургия Василия Великого, посещение женской церковно—приходской школы при Власиевской церкви и дома церковного старосты. 19 марта (мучеников Хрисанфа и Дарии) – литургия Преждеосвященных Даров в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре. 24 марта (Лазарева суббота) – литургия в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии в Ипатьевском монастыре, панихида в Лазаревской церкви обители по погребенным в усыпальнице монастыря костромским епископам, всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 25 марта (Вход Господень в Иерусалим и Благовещение Пресвятой Богородицы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе.
118. [Описание поднятия нового колокола весом 450 пудов на колокольню в селе Подмонастырной-Слободе 4 марта 1901 года.] – с. 187
119. [Описание посещения начальником Костромской губернии И.М. Леонтьевым церковно-приходской школы в селе Покровском при Белбажском монастыре 10 марта 1901 года.] – с. 187
120. [Описание освящения храма в селе Выголово Нерехтского уезда 11 марта 1901 года после обновления теплого храма и устройства нового резного иконостаса.] – с. 187–189
121. Иноепархиальные известия. – с. 189–192
По поводу циркулярного указа Святейшего Синода, рекомендующего учреждать в приходах братства, или общества ревнителей православия, для противодействия расколу и сектантству: проект правил о таких братствах и обществах («Приходская жизнь»). Учреждение в Санкт—Петербурге костромского землячества (открытие его состоялось 14 марта 1901 года, в день празднования Феодоровской иконе).
122. Объявление. Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме, Нижне-Набережная и Ямская улицы, собственный дом. – с. без №
Реклама завода.
123. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама трех изданий.
№ 8 – 15 апреля
130. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Пасхальная песнь в похвалу святых мироносиц. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю мироносиц. – с. 193–197
131. [Амвросий, архиепископ Харьковский]
О причинах чрезвычайного распространения пороков и преступлений в современном христианском мире. – с. 198–211
Примечание: «Речь преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенная в Харьковской духовной семинарии 19 ноября 1900 года. Перепечатывается по благословению преосвященнейшего Виссариона, епископа Костромского».
132. Наблюдатель церковно—приходских школ Костромской епархии Н. Поспелов
В Макарьевской женской церковно-приходской школе Александровского братства. (Из путевых заметок наблюдателя церковных школ). – с. 211–213
Описание посещения автором 1 февраля 1901 года школы, открытой в 1900 году Александровским братством в городе Макарьеве.
133. Новлянской земской школы законоучитель священник Иоанн Политковский
Несколько слов в защиту отцов законоучителей земских школ Кинешемского уезда. – с. 214–216
Ответ на статью в «Костромском листке» (№ 123 за 1900 год), где говорилось о низком уровне преподавания закона Божия в уездных земских школах.
134. Села Апраксино священник Иоанн Мухин
Шестидесятилетие священнослужения протоиерея Александра Фамина. – с. 216–220
Описание празднования 1 марта 1901 года в селе Мизском Костромского уезда 60-летия служения в священном сане протоиерея Александра Петровича Фамина. Приводятся тексты: резолюция епископа Виссариона о праздновании юбилея, поздравительная речь местного благочинного (не назван по имени, видимо, сам автор статьи).
Протоиерей Александр Фамин – сын священника села Парского Юрьевецкого уезда, 81-го года. Священник церкви села Филисово Юрьевецкого уезда (1 марта 1841 – 1863), священник церкви села Мизского (1863–1890), священник Спасо—Запрудненской церкви города Костромы (1890–1894), вновь священник церкви села Мизского (с 1894 года). Более 18 лет состоит духовником благочиннического округа.
135. [Графиня С.А. Толстая]
Письмо графини С.А. Толстой к петербургскому митрополиту Антонию. – с. 220–221
Письмо супруги Л.Н. Толстого с упреками в адрес Церкви (по поводу синодального определения и послания, см. № 90).
136. [Антоний, митрополит Санкт—Петербургский и Ладожский]
Ответ митрополита Антония. – с. 221–222
Архипастырский ответ графине Софии Андреевне Толстой на ее письмо (№ 135).
137. Епархиальная хроника. – с. 223–224
Служение епископа Виссариона. 28 марта (Великая среда) – литургия Преждеосвященных Даров в Ипатьевском монастыре. 29 марта (Великий четверг) – литургия Василия Великого, чин омовения ног, вечером – последование Страстей Господних (все – в кафедральном Богоявленском соборе). 30 марта (Великая пятница) – часы в Ипатьевском монастыре, вечерня с выносом плащаницы в кафедральном Богоявленском соборе. 31 марта (Великая суббота) – утреня в кафедральном Богоявленском соборе, литургия Василия Великого в Ипатьевском монастыре. 1 апреля (Пасха) – ночное богослужение в кафедральном Богоявленском соборе (утреня и литургия), поздравления в соборном доме, днем – посещение городской думы и поздравления, праздничная вечерня в кафедральном Богоявленском соборе. 2 апреля – литургия в Ипатьевском монастыре. 5 апреля – участие в открытии Костромского губернского комитета трезвости (под председательством начальника губернии И.М. Леонтьева, у него на квартире) и осмотр вновь устраиваемого здания епархиального женского училища на земле, купленной у г—жи Карцовой. 7 и 8 апреля (воскресенье) – литургии в Ипатьевском монастыре.
138. [Объявление.] Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в городе Костроме, Нижне-Набережная и Ямская улицы, собственный дом. – с. без №
Реклама завода.
139. [Объявление.] Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама трех изданий.
140. [Объявление.] Некролог Петра Федоровича Попова. – с. без №
О продаже некролога в редакции отдельными оттисками.
141. Приложение
И.В. Баженов
Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII века. – с. 49–56
Продолжение, начало в КЕВ–1899, 1900.
№ 9 – 1 мая
149. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Предостережение от опасных знакомств. Речь преосвященнейшего Виссариона к гимназистам на выпускном экзамене. – с. 225–228
150. [Амвросий, архиепископ Харьковский]
О причинах чрезвычайного распространения пороков и преступлений в современном христианском мире. – с. 228–245
Продолжение. Начало в № 131.
151. [Б/а]
Годичное собрание членов общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской семинарии, 15 апреля 1901 года. – с. 246–248
Описание собрания, состоявшегося в актовом зале семинарии и предварявшегося совершением епископом Виссарионом в семинарском храме литургии и благодарственного молебна.
152. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
Речь, сказанная ректором семинарии в общем собрании. – с. 248–252
Текст речи, произнесенной 15 апреля 1901 года (см. № 151).
153. Баковское общество трезвости. – с. 252–253
Описание церковно—приходского общества трезвости, открытого при Николаевской церкви села Баки Варнавинского уезда 25 марта 1901 года.
154. Ив. Правдин
Священник Иоанн Махровский. (Некролог). – с. 253–254
Священник села Нового Галичского уезда Иоанн Симеонович Махровский скончался 27 марта 1901 года, отпевание и погребение состоялись 29 марта (в Великий четверг).
Священник Иоанн Махровский – сын священника, окончил Костромскую духовную семинарию (1850), с 1854 года – священник, в церкви села Нового служил 7 лет.
155. Епархиальная хроника. – с. 254–256
Служение епископа Виссариона. 15 апреля (неделя жен—мироносиц) – литургия в храме Костромской духовной семинарии, затем председательствовал в общем собрании членов общества вспомоществования нуждающимся семинаристам (см. № 151). 20 апреля – отправка чудотворной Феодоровской иконы в Галич; после литургии в кафедральном Богоявленском соборе, совершенной духовенством собора, епископ Виссарион возглавил крестный ход с иконой до Богородицкой церкви что в Кузнецах. 22 апреля (неделя о расслабленном) – литургия в Ипатьевском монастыре. 23 апреля (день тезоименитства императрицы Александры Феодоровны) – литургия и царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе; днем – участие в общем собрании членов Костромского отдела Императорского православного Палестинского общества (под председательством епископа Вениамина, в его покоях в Ипатьевском монастыре), перед собранием епископ Виссарион совершил в крестовой церкви архиерейского дома благодарственный молебен. 25 апреля (Преполовение Пятидесятницы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, крестный ход на Волгу и малое освящение воды (на перевозном пароходе).
156. [Описание чествования 8 апреля 1901 года, в воскресенье, церковного старосты и настоятеля Борисоглебской церкви города Костромы.] – с. 256
Чествование состоялось по случаю окончания всех ремонтных работ в обоих приделах теплого храма. Старосте Николаю Александровичу Белянкину и настоятелю протоиерею Алексею Васильевичу Андроникову (служит на приходе 46 лет) прихожанами были поднесены иконы.
157. Иноепархиальные известия. – с. 256–262
«Подольские епархиальные ведомости» – статья некоего священника о значении суеверий в народной жизни и о средствах борьбы с ними (излагается содержание). «Подольские епархиальные ведомости» – описание представления кружком интеллигенции комедии в зале городской чайной (вывод – это «не просвещение, а помрачение» народа). Пример пасхального прибавления к одной из московских газет – странные, сомнительные иллюстрации к нему.
158. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. без №
Реклама трех изданий.
159. Объявление. Некролог Петра Федоровича Попова. – с. без №
О продаже некролога в редакции отдельными оттисками.
160. Приложение
И.В. Баженов
Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII века. – с. 57–64
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, № 8.
№ 10 – 15 мая
171. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Достоинство человека. Поучение преосвященнейшего Виссариона 25 мая в день рождения государыни императрицы Александры Феодоровны. – с. 263–267
172. [Амвросий, архиепископ Харьковский]
О причинах чрезвычайного распространения пороков и преступлений в современном христианском мире. – с. 267–280
Окончание. Начало в №№ 131, 150.
173. Вознесенской церкви села Вознесенского на Ветлуге священник Иоанн Гласов
Любителям хорового пения, об устройстве фисгармонии. – с. 280–286
Как самому изготовить и настроить фисгармонию.
174. В.Д.
Учительница Гривской церковно-приходской школы Солигаличского уезда Лидия Дроздова. (Некролог). – с. 287–289
Лидия Андреевна Дроздова, дочь сельского священника, молодая учительница, скончалась от воспаления легкого 18 марта 1901 года.
175. Епархиальная хроника. – с. 289–291
Служение епископа Виссариона. 29 апреля (неделя о самаряныне) – ранняя литургия в Ипатьевском монастыре, прибытие на позднюю литургию в Благовещенскую церковь города Костромы и, после литургии, отпевание настоятеля этой церкви протоиерея Павла Горского; днем – присутствие на общем собрании членов общества попечительного о слепых в здании приюта для слепых. 5 мая – присутствие на экзамене по закону Божию в костромской Григоровской женской гимназии. 6 мая (воскресенье, день рождения императора Николая II) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 8 мая (апостола Иоанна Богослова) – литургия в Ипатьевском монастыре, отбытие на пароходе в Николо—Бабаевский монастырь, всенощное бдение в обители. 9 мая (святителя Николая) – литургия и молебное пение в соборном храме Николо—Бабаевского монастыря, лития в одной из монастырских церквей по почивающих в ней епископах Игнатии и Самуиле, посещение монастырской церковно—приходской школы, посещение посада Большие Соли (собор, церковно—приходская школа, ремесленная школа). 10 мая (Вознесение Господне) – литургия в Николо—Бабаевском монастыре, днем – прибытие на пароходе в Кострому.
176. Иноепархиальные известия. – с. 291–301
«Московские церковные ведомости» – о значении семьи для развития школьного образования (по поводу мысли императора из рескрипта генерал—адъютанту Ванновскому, см. № 142). Негативные явления в жизни современной русской семьи. Из проповеди протоиерея Иоанна Сергиева – о неверии современной интеллигенции, о роли в этом Льва Толстого. «Санкт—Петербургский духовный вестник» – письмо читательницы о безнравственных картинках и предметах, продающихся в преддверии праздника Пасхи, о соблазнительном влиянии театра на детей. Журнал «Церковно—приходская школа» – постановления Самарского съезда инспекторов народных училищ и уездных наблюдателей церковно—приходских школ Самарской губернии (сентябрь 1900 года).
№ 11 – 1 июня
184. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Сокровище духовное, от мира собираемое. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю вторую по Пятидесятнице. – с. 303–308
185. П. Алмазов
Итоги русской религиозной жизни в XIX веке. – с. 308–319
Очерк, описывающий духовную жизнь русского общества в XIX столетии.
186. Благочинный священник Феодор Успенский
Речь, сказанная пред открытием солигаличских минеральных вод 15 марта 1901 года. – с. 319–321
Имеется в виду открытие лечения на этих водах. Авторство уточнено по оглавлению.
187. [Б/а]
Трехдневное торжество в Ипатьевской обители. (19–22 мая). – с. 321–327
Описание празднования дня Святой Троицы (20 мая), с пребыванием в обители чудотворной Феодоровской иконы (19–22 мая), и краткое изложение истории монастыря.
188. [Б/а]
Присоединение раскольника. – с. 327–328
Описание присоединения к Церкви 9 мая 1901 года в Преображенской церкви города Юрьевца крестьянина Стефана Агафонова, 21 года, из поморского согласия, отбывающего наказание в юрьевецкой тюрьме.
189. Епархиальная хроника. – с. 328–330
Служение епископа Виссариона. 13 мая (неделя святых отец [I Вселенского собора]) – литургия в Ипатьевском монастыре. 14 мая (день священного коронования Их императорских величеств) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 19 мая – присутствие на экзамене в семинарии; днем – встреча в Ипатьевском монастыре чудотворной Феодоровской иконы, возвратившейся из Галича, и всенощное бдение в обители. 20 мая (день Святой Троицы) – литургия и вечерня в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. 21 мая (день Святого Духа) – литургия в Ипатьевском монастыре. 22 мая – литургия в Троицком соборе Ипатьевского монастыря; затем чудотворная Феодоровская икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор. 25 мая (день рождения императрицы Александры Феодоровны) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе.
190. Иноепархиальные известия. – с. 330–339
«Ярославские епархиальные ведомости» – воззвание местного архиерея к духовенству об усилении противораскольнической миссии (изложение текста). «Могилевские епархиальные ведомости» – опыт проведения религиозно—нравственных чтений на приходе, изложенный священником Пермской епархии. «Московские церковные ведомости» – о необходимости не столько громогласного, сколько благоговейного чтения диаконами Апостола и Евангелия. «Церковный вестник» – фрагмент из Типикона о пользе общецерковного пения. «Олонецкие епархиальные ведомости» – примеры пастырского усердия молодых священников. «Воронежские епархиальные ведомости» (и газета «Россия») – случай похищения мальчика нищими—слепцами (мальчик затем был искалечен и отправлен для сбора милостыни); о необходимости для духовенства обращать внимание на нищих, побирающихся у храмов.
191. Объявление. Солигаличские минеральные воды. (Солено-бромо-иодисто-железные). Лечебный сезон с 16 мая по 16 августа. – с. 339–340
Реклама лечения водами.
№ 12 – 15 июня
201. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Проповедник покаяния. Поучение преосвященнейшего Виссариона 24 июня, в день Рождества святого Иоанна Предтечи. – с. 341–345
202. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа тринадцатая. О имени Спасителя: Иисус. – с. 346–352
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, № 45.
203. Надеждинской земской школы законоучитель священник Петр Арменский
По поводу статьи г[-на] Эля о народном образовании в земских школах Кинешемского уезда и ответной на нее заметки священника Иоанна Политковского. – с. 352–353
В продолжение темы № 133, с поддержкой позиции священника Иоанна Политковского.
204. [Б/а]
По поводу сектантского возражения: «каковы дела, такова и вера». – с. 353–360
Полемическая статья против штундистов или иных сектантов, упрекающих православных в безнравственности и делающих из этого вывод о ложности православной веры.
205. [Б/а]
Годичный акт в Кинешемском двухклассном женском училище 15 мая 1901 года. – с. 360
Описание акта; кратко об истории училища.
206. [Законоучитель Кинешемского женского училища]
Речь, сказанная перед молебном по окончании учебного года в Кинешемском женском училище. – с. 360–362
Произнесена 15 мая 1901 года (см. № 205), имя автора не указано.
207. К сведению бывших студентов Московской духовной академии. – с. 362–364
О деятельности Московского отделения существующего при Московской духовной академии братства преподобного Сергия; предназначение отделения – помощь бывшим студентам академии и их семействам. Примеры такой помощи, с приглашением высылать пожертвования для Московского отделения братства.
208. Епархиальная хроника. – с. 365–367
Служение епископа Виссариона. 27 мая (неделя Всех святых) – литургия в Ипатьевском монастыре. 28 мая – в церкви села Солониково посвятил в стихарь псаломщика, днем – посещение Костромской духовной семинарии и присутствие на экзаменах.
30 мая – Смоленская икона Божией Матери из Игрицкого монастыря крестным ходом принесена в Кострому, в кафедральный Богоявленский собор.
Служение епископа Виссариона. 31 мая – в церкви села Солониково возвел в сан протоиерея священника Ильинской церкви села Биберова Нерехтского уезда Василия Иорданского. 2 июня – литургия в Ипатьевском монастыре. 3 июня (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, возведение в сан протоиерея священника Благовещенской церкви села Семигорья Кинешемского уезда Николая Вилинского, после литургии – первый (из трех воскресных) общегородской крестный ход; в тот же день – закладка двух новых приделов при Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря. 4 июня – присутствие на экзаменах в духовной семинарии, беседа с воспитанниками VI класса.
5 июня (канун дня тезоименитства епископа Виссариона) – в кафедральном соборе и всех церквах Костромы совершено всенощное бдение. 6 июня (день тезоименитства епископа Виссариона) – в кафедральном Богоявленском соборе литургию и молебен совершало соборное и городское духовенство; епископ Виссарион служил литургию в Ипатьевском монастыре, затем принимал поздравления в своих покоях.
7 июня – в кафедральном Богоявленском соборе епископ Виссарион совершил благодарственный молебен по случаю рождения дочери императора, великой княжны Анастасии Николаевны.
209. Иноепархиальные известия. – с. 367–375
«Народное образование» – о деятельности церковно—школьных братств в Астраханской епархии. «Пензенские епархиальные ведомости» – о проекте благочиннических братских касс для обеспечения сирот духовенства (автор проекта – священник И. Голубинский). «Ставропольские епархиальные ведомости» – статья некоего священника о братском единении духовенства в разрешении насущных вопросов. «Астраханские епархиальные ведомости» – описание епархиального детского приюта, учрежденного духовенством.
210. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 376
Реклама трех изданий.
211. Объявление. Некролог Петра Федоровича Попова. – с. 376
О продаже некролога в редакции отдельными оттисками.
212. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 1–8
№ 13 – 1 июля
221. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Угождение ближним. Поучение преосвященнейшего Виссариона в 7-ю неделю по Пятидесятнице. – с. 377–381
222. [Б/а]
Из жизни православных священников разных местностей России. – с. 381–391
Подборка материалов из светской и церковной печати: священник—подвижник в одной из южно—русских станиц, усердный священник в Привисленском крае, пастырское служение священника на сельском приходе в одной из приволжских губерний, благочестивый протоиерей («Калужские епархиальные ведомости»), просветительское служение священника в Полтавской епархии, пример церковно—общественного служения священника Димитрия Полякова (село Васильково Котельнического уезда Вятской губернии), некролог протоиерея Александра Юнгерова («Самарские епархиальные ведомости»), пример трудной жизни священника в тундре (Архангельская епархия, 800 верст от Архангельска) – из «Церковного вестника».
223. Священник В. Из–в
Устройство и освящение нового здания церковно-приходской школы в селе Нижнем-Березовце. – с. 391–394
Описание строительства здания и его освящения 17 мая 1901 года (Солигаличский уезд).
224. И.С.
Закладка приделов при Богословском храме в Ипатьевской слободе. – с. 394–396
Описание закладки приделов, совершенной епископом Виссарионом днем 3 июня 1901 года (для их строительства императором выделено 5 000 рублей).
225. Общедоступное объяснение Евангелия в порядке земной жизни Христа Спасителя. Посвящается православному русскому народу. М. О. Санкт-Петербург. 1901 год. – с. 396–398
Библиографическая заметка.
226. Епархиальная хроника. – с. 399
Служение епископа Виссариона. 10 июня (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, возведение в сан протоиерея священника Вознесенской церкви села Середы—Упиной Нерехтского уезда Петра Звездкина, после литургии – второй общегородской крестный ход. 17 июня (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе и третий общегородской крестный ход. 18 июня – литургия в Ипатьевском монастыре.
23 июня (Владимирской иконы) – после литургии в кафедральном Успенском соборе духовенство отслужило молебен в соборной ограде пред чтимой Владимирской иконой, изображенной на обращенной к Волге стене Успенского собора.
24 июня – епископ Виссарион совершил литургию в кафедральном Успенском соборе.
227. Иноепархиальные известия. – с. 400–407
Общественный резонанс, вызванный посланием Святейшего Синода о Льве Толстом. Изложение содержания брошюры священника Иоанна Соловьева, издателя журнала «Вера и Церковь», об этом послании (см. № 200). Еще одна брошюра на эту тему, изданная в Киеве (автор – священник Константин Аггеев). Предубежденность интеллигенции в религиозных вопросах – причина популярности взглядов Толстого в обществе. Английский журнал «Месячное обозрение» (Monthly Review) – статья некоего Кальдерона «Лже—Толстой», объективная и полезная.
228. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 408
Реклама трех изданий.
229. Объявление. Некролог Петра Федоровича Попова. – с. 408
О продаже некролога в редакции отдельными оттисками.
№ 14 – 15 июля
245. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Права и обязанности лиц женского пола по учению апостола Петра. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства государыни императрицы Марии Феодоровны, 22 июля. – с. 409–413
246. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа четырнадцатая. О выражении «во плоти», вместо «во плоть». – с. 414–417
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, №№ 45, 202.
247. Учитель Феодор Белов
Возложение новой ризы на чудотворную Казанскую икону Богоматери, находящуюся в храмах села Бушнево Чухломского уезда Костромской губернии. – с. 417–418
Описание возложения новой ризы, состоявшегося 3 июня 1901 года (об уточнении даты см. № 317). Средства на ризу были собраны путем продажи книжки «Памятники древних лет в селе Бушнево Костромской губернии» (Казань, 1893), составленной приходским священником Андреем Воскресенским (впоследствии заштатным).
248. Села Березников священник Александр Горицкий
Настоятель Соборобогородицкой церкви села Березников и благочинный Нерехтского 6[-го] округа священник Николай Румянцев. (Некролог). – с. 419–422
Священник Николай Александрович Румянцев, 55-ти лет, скончался 28 мая 1901 года, погребение (описывается) состоялось 30 мая.
Священник Николай Румянцев родился в селе Бородино Даниловского уезда Ярославской губернии, окончил Ярославскую духовную семинарию. Учитель и законоучитель открытого им же Рыбницкого начального народного училища (1866–1867), священник Николаевской церкви села Сунгурово Костромского уезда (1868–1874), с 1874 года и до кончины – настоятель церкви села Березников. Духовник Нерехтского 6-го округа (1887–1891), с 1891 года – благочинный Нерехтского 6-го округа.
249. Епархиальная хроника. – с. 422–423
Служение епископа Виссариона. 29 июня (апостолов Петра и Павла) – литургия в Ипатьевском монастыре; днем – Ипатьевский монастырь и епископа Виссариона посетил прибывший в Кострому министр внутренних дел. 1 июля – отбытие из Костромы для обозрения церквей Костромского, Нерехтского, Кинешемского и Юрьевецкого уездов. Совершил литургии: 2 июля – в селе Кунестино Нерехтского уезда, 3 июля – в селе Андреевском Нерехтского уезда, 4 июля – в селе Межи Нерехтского уезда, 5 июля – в селе Макатово Юрьевецкого уезда, 6 июля – в селе Нагорном Кинешемского уезда: 7 июля вечером прибыл в Кострому на пароходе.
5 июля, в день тезоименитства великого князя Сергия Александровича, в кафедральном Успенском соборе духовенством были отслужены литургия и молебен; епископом Виссарионом от совета Феодоровско—Сергиевского братства послана великому князю поздравительная телеграмма (приводится текст).
Служение епископа Виссариона. 8 июля (воскресенье) – произнес поучение в крестовой церкви Ипатьевского монастыря (литургии не служил из—за позднего приезда в Кострому накануне). 9 июля – всенощное бдение в Ипатьевском монастыре. 10 июля (Положение ризы Господней, часть которой хранится в Ипатьевском монастыре) – литургия в обители и крестный ход вокруг монастыря.
250. Иноепархиальные известия. – с. 424–433
«Письма идеалиста» Ярмонкина, издающиеся в Петербурге; 10-е письмо посвящено обличению Льва Толстого (приводится текст). «Миссионерское обозрение» – письмо некоего лица от 4 апреля 1901 года к Толстому, ранее изданное за границей: жесткая критика «Новой исповеди» Толстого, ставшей ответом писателя на послание Синода (приводится текст).
251. Объявление. Издания редакции «Костромских епархиальных ведомостей». – с. 433
Реклама книги священника А. Либерова «Поучения о Божественной литургии».
№ 15 – 1 августа
269. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Радость о благоволении Господа. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Преображения. – с. 435–439
270. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа пятнадцатая. О молитве Иисусовой. – с. 439–441
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, №№ 45, 202, 246.
271. Иерей П. Яблоков
К пастырям Церкви. – с. 441–445
О долге пастырей – собственной нравственной жизнью утверждать истину Христову.
272. [Протоиерей Иоанн Сырцов]
В дополнение к статье «Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича». – с. 445–450
Новые материалы по истории Воскресенского мужского и Рождественского женского монастырей города Солигалича, обнаруженные автором в Московском архиве Министерства юстиции.
273. Епархиальная хроника. – с. 450–451
Служение епископа Виссариона. 12 июня (преподобного Михаила Малеина) – литургия в Ипатьевском монастыре, перед ней панихида по царю Михаилу Феодоровичу. 15 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 20 июля (пророка Илии) – присутствовал за литургией в церкви села Солониково, говорил поучение. 22 июля (воскресенье, день тезоименитства императрицы Марии Феодоровны) – литургия и молебен в кафедральном Успенском соборе.
274. Иноепархиальные известия. Замечательное совпадение. – с. 451–452
«Московские ведомости» – о постоянном природном явлении: вынос из Курска в Коренную пустынь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе) обязательно сопровождается перемежающимся дождем.
275. Объявление. [О сдаче внаем квартиры на Козьмодемьянской улице для детей (девиц) духовного ведомства.] – с. 452
№ 16 – 15 августа
293. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Воин Царя Небесного. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 августа. – с. 453–456
294. [Священник И. Иванов]
Беседы к именуемым старообрядцам по руководству Малого катихизиса. Беседа шестнадцатая. О кресте Христовом. – с. 456–458
Продолжение. Начало в КЕВ–1899, 1900, №№ 45, 202, 246, 270.
295. [А.Т. Виноградов]
Чего ждут образованные люди от современного богословия? – с. 459–461
Фрагменты отзыва А.Т. Виноградова на труд профессора Киевского университета священника П. Светлова «Курс апологетического богословия» (Киев, 1900). Перепечатка из «Русского вестника».
296. Сибирские церкви и школы. – с. 462–463
Сведения о церковном и школьном строительстве на трассе Сибирской железной дороги к 1901 году.
297. Всем, кто учит в церковной школе, кто любит ее и помогает ей. – с. 463–466
Описание нового издания, предпринимаемого Троице—Сергиевой лаврой – школьного листка «Божья нива. Троицкий собеседник для церковно—приходских школ». Подписано: редактор «Троицких листков» архимандрит Никон.
298. Епархиальная хроника. – с. 467–468
27 июля – перед литургией из Богоотцовской церкви в кафедральный Успенский собор принесена Смоленская икона Божией Матери; после литургии, совершенной соборным духовенством, икона крестным ходом отнесена в Песошенско—Игрицкий монастырь.
Служение епископа Виссариона. 28 июля (Смоленской иконы) – литургия в Песошенско—Игрицком монастыре, малое освящение воды на монастырском источнике и крестный ход вокруг обители. 29 июля (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 30 июля (понедельник, 12 лет архиерейской хиротонии епископа Виссариона) – литургия и благодарственный молебен в Ипатьевском монастыре, там же – лития по почившим митрополите Иоанникии и епископе Александре, участвовавшим в хиротонии владыки.
1 августа – крестный ход на Волгу совершался по обычаю, но без епископа Виссариона (был болен).
Служение епископа Виссариона. 4 августа, 5 августа (воскресенье) – литургии в Ипатьевском монастыре. 6 августа (Преображение Господне) – литургия и освящение плодов в кафедральном Успенском соборе, вечером здесь же – вечерня и молебен с акафистом Успению Божией Матери. 7 августа – литургия в Ипатьевском монастыре.
№ 17 – 1 сентября
310. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Матери и дети. Поучение преосвященнейшего Виссариона на Рождество Пресвятой Богородицы, сентября 8-го. – с. 469–473
311. Священник Иоанн Иванов
Поучение при поднятии креста и колоколов на колокольню кладбищенской Александро-Невской церкви города Кинешмы. 22 июля 1901 года. – с. 473–478
312. [Б/а]
Помощь священнику в его церковно-приходских трудах со стороны его жены. – с. 479–487
О различных аспектах деятельности супруги священника.
313. Священник Н. С–ий
Освящение возобновленного храма в селе Александрово Кинешемского уезда. – с. 488–489
Описание села Александрово, пожара в Никольской церкви этого села на Пасху 1898 года, работ по ремонту церкви и освящения ее 15 июля 1901 года.
314. Священник Н. Скворцов
Закладка каменного храма в селе Хороброво Макарьевского уезда. – с. 490–491
Описание закладки 29 июля 1901 года каменного Никольского храма, строящегося вместо сгоревшего 30 ноября 1898 года деревянного храма XVII века (временный деревянный храм вместо сгоревшего был освящен 28 марта 1899 года).
315. «Русское чтение», общедоступная иллюстрированная газета (выходит два раза в неделю, по средам и субботам). – с. 491–494
Библиографическая заметка.
316. Епархиальная хроника. – с. 494–496
Служение епископа Виссариона. 12 августа (воскресенье) – литургия, оглашение манифеста о бракосочетании великой княжны Ольги Александровны (читал ключарь собора) и благодарственный молебен в кафедральном Успенском соборе. 14 августа (канун Успения) – малая вечерня, молебное пение в честь Успения Пресвятой Богородицы и всенощное бдение в кафедральном Успенском соборе. 15 августа (Успение) – литургия в кафедральном Успенском соборе, трапеза в архиерейских покоях соборного дома. 16 августа (Феодоровской иконы) – крестный ход городского духовенства с чудотворной иконой из кафедрального собора к церкви Спаса на Запрудне; после встречи иконы епископом Виссарионом – литургия в Спасском храме и праздничная трапеза. 17 августа, 19 августа (воскресенье) и 22 августа – литургии в Ипатьевском монастыре.
317. Поправка. – с. 497
Исправление неточностей в статье № 247.
318. Иноепархиальные известия. – с. 497–503
Изложение речи преподавателя Витебской духовной семинарии В. Беляева (опубликованной в «Полоцких епархиальных ведомостях») при открытии Полоцкого миссионерского съезда – о причинах сравнительной малоуспешности борьбы с русским расколом.
319. Объявление. [О сдаче внаем квартиры на Козьмодемьянской улице для детей (девиц) духовного ведомства.] – с. 504
№ 18 – 15 сентября
330. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Воздержание от грехов и жизнь святая по страху Божию. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 17-ю по Пятидесятнице. – с. 505–510
331. [Б/а]
Именные иконы. – с. 510–514
Из опыта херсонского епархиального миссионера М. Кальнева: духовная и практическая польза от обычая при крещении младенцев наделять их иконами тех святых, имя которых им дано в крещении.
332. [Б/а]
Мысли и чувствования юноши, готовящегося к поступлению в духовную семинарию. – с. 514–516
Изложение мыслей выпускника духовного училища, написанное реалистически и не без доброй иронии.
333. [Б/а]
Вопрос о мерах охранения церковных памятников и актов на Ярославском археологическом съезде, бывшем 10–14 августа 1901 года. – с. 516–518
Описание дискуссии по этому вопросу на вечернем заседании съезда 11 августа.
334. Пр[отоиерей] И[оанн] С[ырцов]
По поводу доклада на Ярославском археологическом съезде об усыпальницах бояр Годуновых в Ипатьевском монастыре. – с. 518–519
Автор доклада, прочитанного на съезде 11 августа, опровергает изложенное в некоторых газетах мнение о том, что в докладе обращалось внимание на небрежное содержание усыпальниц.
335. С.А.К.
Присоединение к православию раскольника. – с. 519–520
Описание присоединения к православию 18 августа 1901 года в церкви села Тезино Кинешемского уезда 17-летнего фабричного рабочего Зиновия Иванова Комарова, из раскола поморской секты.
336. [Б/а]
Отец Василий Алексеевич Ширяев. (Некролог). – с. 521–523
Священник Воскресенской соборной церкви бывшего города Унжи Василий Ширяев скончался 21 июля 1901 года на 62-м году жизни от порока сердца. Отпевание его состоялось 23 июля в соборной церкви города Унжи.
Священник Василий Ширяев родился в семье псаломщика в селе Беберино Варнавинского уезда. Окончил Макарьевское духовное училище и Костромскую духовную семинарию, служил священником в городах Ветлуге и Галиче, последние 29 лет служил священником при соборной церкви города Унжи.
337. Епархиальная хроника. – с. 524–528
Служение епископа Виссариона. 26 августа (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 29 августа (Усекновение главы Иоанна Предтечи) – панихида по императорам Александру I, Александру II и Александру III, православным воинам и всем, «за веру, царя и отечество на брани живот свой положившим», и литургия в кафедральном Успенском соборе. 30 августа и 1 сентября – литургии в Ипатьевском монастыре. 2 сентября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 4 сентября – открытие епархиального съезда духовенства (при Костромской духовной семинарии), речь на открытии. 5 сентября – литургия в Ипатьевском монастыре, заупокойное поминовение новопреставленного архиепископа Харьковского Амвросия; вечером – участие в закрытии епархиального съезда духовенства (приводится текст адреса, поднесенного епископу Виссариону духовенством в благодарность за участие в деле устройства епархиального женского училища). 7 сентября (канун Рождества Богородицы) – всенощное бдение в теплом Богородицерождественском соборе Ипатьевского монастыря. 8 сентября (Рождество Богородицы) – литургия в Ипатьевском монастыре. 9 сентября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе; днем – молебен с водосвятием перед чудотворной Феодоровской иконой в новом здании епархиального женского училища на Ивановской улице города Костромы, окропление двухэтажного здания святой водой, речь инспектора классов епархиального училища священника Павла Алмазова (очерк истории возникновения училища), духовный концерт и трапеза.
338. Иноепархиальные известия. – с. 528–535
«Вятские епархиальные ведомости» – статья священника Ст. Тронина о тяготении раскольников, особенно образованных, к рационализму. Образ раскольника–«богоискателя» в повести Боборыкина «Однокурсники»; как миссионеру вести себя с такими людьми. Вл. Соловьев – о сходстве учения Льва Толстого и «бессмысленнейшей» секты дыромоляев. Второй всероссийский съезд старообрядцев (сентябрь, Нижегородская ярмарка) – о необходимости устройства старообрядческих школ и певческих обществ при приходах.
№ 19 – 1 октября
348. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
О сострадании. (К 7 октября). Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 20-ю по Пятидесятнице. – с. 537–543
349. [Б/а]
Помощь священнику в его церковно-приходских трудах со стороны его жены. – с. 544–552
Продолжение. Начало в № 312.
350. Священник П. Алмазов
Открытие Костромского епархиального женского училища. – с. 552–554
Описание открытия училища 9 сентября 1901 года (епископ Виссарион совершил молебен), о формировании первого и второго классов училища. 15 сентября епископ Виссарион совершил в училище молебствие перед началом учения, с 17 сентября начались занятия.
Приводятся фрагменты речи, сказанной епископом Виссарионом на открытии, и текст телеграммы, посланной обер—прокурору К.П. Победоносцеву за подписью епископа Виссариона.
351. Законоучитель—инспектор классов училища священник П. Алмазов
Речь, произнесенная при открытии училища законоучителем-инспектором классов священником П. Алмазовым. – с. 554–558
352. Епархиальная хроника. – с. 558–559
Служение епископа Виссариона. 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 15 сентября – литургия в Ипатьевском монастыре, в 11 часов утра – молебен перед началом занятий в епархиальном женском училище, слово к воспитанницам. 16 сентября (воскресенье), 19 сентября – литургии в Ипатьевском монастыре. 23 сентября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе.
353. [Описание поднесения прихожанами наперсного креста 19 августа 1901 года протоиерею церкви села Биберево Нерехтского уезда Василию Михайловичу Иорданскому.] – с. 559–560
Протоиерей Василий Иорданский служит в приходе села Биберево 42 года. Приводится текст резолюции епископа Виссариона с разрешением поднесения креста.
354. Объявление о книге, полезной для пастырей Церкви. – с. 560
Реклама книги «Воскресные литургийные Евангелия всего года с объяснениями и назидательными уроками» (Кострома, 1900). Составитель – законоучитель женской гимназии города Зарайска Рязанской губернии священник Павел Европин (бывший законоучитель реального училища в городе Костроме).
№ 20 – 15 октября
365. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Пагубные последствия корыстолюбия. Поучение преосвященнейшего Виссариона в неделю 23-ю по Пятидесятнице. – с. 561–567
366. Практические указания для правильного ведения метрических записей. – с. 567–576
Указания и рекомендации духовенству. Перепечатка из «Рязанских епархиальных ведомостей».
367. Села Илешево диакон Михаил Панов
Пятидесятилетний юбилей священника села Илешево Кологривского уезда Иоанна Кандорского. – с. 576–577
Описание чествования 16 сентября 1901 года в церкви села Илешево священника Иоанна Матфиевича Кандорского, по случаю 50-летия его служения священником и на этом приходе.
Священник Иоанн Кандорский – сын священника села Новлянского Кинешемского уезда, родился в 1827 году, окончил Костромскую духовную семинарию (1848), в 1851 году рукоположен во священника к церкви села Илешево, где и прослужил 50 лет.
368. Столетний приходской синодик. – с. 577–578
О синодике умерших за 100 лет (1801–1901 годы) в приходе села Большого—Яковлевского Нерехтского уезда, составленном священником Алексеем Адельфинским.
369. Епархиальная хроника. – с. 578–579
Служение епископа Виссариона. 26 сентября (апостола Иоанна Богослова), 30 сентября (воскресенье) – литургии в Ипатьевском монастыре. 1 октября (Покров Пресвятой Богородицы) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 4 октября за литургией (место служения не указано) – возведение в сан игумении монахини Богоявленско—Анастасииного монастыря Иоанны, назначенной в Ново—Троицкий женский монастырь. 6 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 7 октября (воскресенье) – литургия в кафедральном Успенском соборе. 9 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 10 октября – посещение вновь открытого женского епархиального училища, присутствие на уроках.
370. Иноепархиальные известия. – с. 579–585
3 сентября 1901 года скончался архиепископ Харьковский Амвросий, выдающийся проповедник – но русские образованные люди не интересовались его словом. «Церковный вестник» – слова архиепископа Новгородского Гурия о духовной связи пастыря и прихожан. «Подольские епархиальные ведомости» – об опасности формального отношения пастыря к своим обязанностям, о необходимости взаимного общения духовенства для обмена пастырским опытом; способы такого общения – через окружных благочинных («Подольские епархиальные ведомости»), благочиннические советы («Ставропольские епархиальные ведомости»). «Воронежские епархиальные ведомости» – статья о взаимоотношениях священников и псаломщиков (изложение); распоряжения по Калужской и Оренбургской епархиям о ношении псаломщиками подрясников и длинных волос.
371. [Объявление о продаже (по случаю) роялей – в Костроме на Ивановской улице.] – с. 586
372. Объявление. Вниманию господ церковных старост и всех господ потребителей. – с. 586
О продаже натурального деревянного масла в аптекарском магазине в Костроме.
373. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 9–16
Продолжение. Начало в № 212.
№ 21 – 1 ноября
385. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Ангельская песнь. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. – с. 587–591
386. [Б/а]
Помощь священнику в его церковно-приходских трудах со стороны его жены. – с. 592–602
Окончание. Начало в №№ 312, 349.
387. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии (1–27 июня 1901 года). – с. 602–612
Описание курсов (на 60 человек), устроенных в селе Семилово Костромского уезда на базе второклассной школы и каменного дома землевладельца Н.Ф. Беляева в близлежащей усадьбе Пчелкино.
I. Организация курсов. II. Открытие курсов. III. Обзор занятий на курсах.
388. Епархиальная хроника. – с. 612–614
Служение епископа Виссариона. 13 октября – литургия в Ипатьевском монастыре. 14 октября (воскресенье) – литургия в кафедральном соборе (здесь и далее: не указывается, в Успенском или в Богоявленском); днем в зале соборного дома – председательство на общем собрании Феодоровско—Сергиевского братства (рассматривался отчет братства за 1900 год). 17 октября (воспоминание об избавлении царской семьи от опасности при крушении поезда в 1888 году) – литургия и благодарственное молебствие в кафедральном соборе. 20 октября (годовщина кончины императора Александра III) – заупокойная литургия и панихида в кафедральном соборе, затем – посещение епархиального женского училища, присутствие на уроках, осмотр места для временной церкви. 21 октября (воскресенье, день восшествия на престол императора Николая II) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном соборе. 22 октября (Казанской иконы) – литургия в Ипатьевском монастыре.
389. [Описание освящения нового здания школы грамоты для девочек, устроенной при Троицком Белбажском женском монастыре Макарьевского уезда, 6 октября 1901 года.] – с. 614–615
390. Иноепархиальные известия. – с. 615–617
О результатах раскопок в Палестине близ Иерусалима: обнаружение одиннадцати построенных друг над другом городов (IV век до Рождества Христова – XX век). «Вестник всемирной истории» – сообщение (приводится текст) об обнаружении в 1879 году в Иерусалиме рукописи, якобы написанной апостолом Петром.
391. Объявление. [От совета Императорского православного Палестинского общества: засуха в Палестине закончилась, препятствий к паломничеству нет.] – с. 617
392. Объявление. Для народных чтений о Святой Земле Императорским православным Палестинским обществом изданы следующие брошюры. – с. 618
Реклама изданий.
393. Объявление. Вниманию господ церковных старост и всех господ потребителей. – с. 618
О продаже натурального деревянного масла в аптекарском магазине в Костроме.
№ 22 – 15 ноября
400. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Слава Рождества Христова. Поучение преосвященнейшего Виссариона в праздник Введения. – с. 619–623
401. П.А.Р.
Слово в день восшествия на престол государя императора Николая Александровича. – с. 624–629
402. [Б/а]
Педагогические курсы для учащих в церковных школах Костромской епархии (1–27 июня 1901 года). – с. 629–639
Окончание. Начало в № 387.
III. Обзор занятий на курсах (окончание). IV. Общежитие. V. Закрытие курсов.
Приводятся тексты: заключение отчета инспектора курсов, епархиального наблюдателя церковных школ Н.И. Поспелова, прочитанного на заключительном акте 27 июня 1901 года; стихотворение, прочитанное на том же акте учителем Леонтьевской церковно—приходской школы Буйского уезда А. Правдиным.
403. [Б/а]
Освящение храма в селе Митино Нерехтского уезда. – с. 639–641
Описание освящения 21 октября 1901 года теплого храма приходской церкви после проведения в нем живописных работ.
404. Епархиальная хроника. – с. 641
Служение епископа Виссариона. 28 октября (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре. 4 ноября (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 8 ноября (архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных) – литургия в Ипатьевском монастыре. 11 ноября (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе.
405. Объявление. Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. 642
Реклама завода.
№ 23 – 1 декабря
414. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Божественный Учитель и Целитель. Поучение преосвященнейшего Виссариона на 6 декабря. – с. 643–647
415. [Священник И. Альтовский]
Поучение пред сбором на церковно-приходские школы. – с. 647–649
Авторство устанавливается по оглавлению журнала за год.
416. Епархиальный миссионер священник Иоанн Иванов.
Соблазнительное поведение многих православных мирян и членов духовенства как одно из препятствий к обращению раскольников и сектантов в православие. – с. 649–655
Приводится любопытное раскольническое стихотворение, описывающее неблагочестивое поведение православных.
417. [Б/а]
Открытие при семинарии бесед с глаголемыми старообрядцами. – с. 655
Описание открытия бесед 18 ноября 1901 года в семинарском храме, с участием епископа Виссариона.
418. [Романовский С.]
Речь преподавателя С. Романовского о том, что «каждый православный христианин должен заботиться об обращении заблудших». – с. 656–659
Произнесена на беседе 18 ноября 1901 года (см. № 417). Автор – преподаватель истории и обличения раскола в Костромской духовной семинарии.
419. К десятилетию служения преосвященнейшего Виссариона Костромской епархии. – с. 659
О предстоящем юбилее: 14 декабря 1891 года викарий Московской епархии епископ Дмитровский Виссарион получил назначение на Костромскую кафедру, 11 января 1892 года прибыл в Кострому.
420. Епархиальная хроника. – с. 659–661
Служение епископа Виссариона. 13 ноября – присутствие на годичном акте в техническом училище имени Чижова, выступление с речью. 14 ноября (день рождения императрицы Марии Феодоровны) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 15 ноября – посещение Костромской духовной семинарии, присутствие на уроках, предупреждение ученикам по поводу возникших в семинарии беспорядков. 18 ноября (воскресенье) – литургия в Ипатьевском монастыре; днем – открытие миссионерских собеседований в Костромской духовной семинарии. 21 ноября (Введение во храм Пресвятой Богородицы) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе. 22 ноября (день рождения и тезоименитства наследника великого князя Михаила Александровича) – литургия и торжественный царский молебен в кафедральном Богоявленском соборе. 23 ноября (благоверного великого князя Александра Невского) – литургия и молебствие в церкви при костромской Григоровской женской гимназии по случаю храмового праздника. 25 ноября (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе.
421. Иноепархиальные известия. – с. 662–663
«Русское обозрение» – слово генерала М. Драгомирова (приводится текст) о значении воинского сословия для государства, полемика с проповедью «непротивления злу» Л. Толстого.
422. [Объявление. Список сочинений епископа Виссариона, продающихся в редакции журнала «Душеполезное чтение» в Москве.] – 2 с. без №
423. [Объявление.] Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. без №
Реклама завода.
424. Приложение
Материалы для истории Костромской епархии. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1746 годов. – с. 17–24
Продолжение. Начало в №№ 212, 373.
№ 24 – 15 декабря
432. [Виссарион, епископ Костромской и Галичский]
Первые славители Рождества Христова. Поучение преосвященнейшего Виссариона в день Рождества Христова. – с. 665–671
433. Церковные школы в Костромской епархии. (По отчету о них за 1899–1900 учебный год). – с. 671–676
Сведения из отчета, сопровождаемые оценками и предложениями (в частности, об устройстве в Костромской епархии учительской семинарии вместо второклассных школ).
434. [Б/а]
О желательной постановке церковных и благочиннических библиотек и пастырских собраний духовенства. – с. 676–680
Предложения по устройству библиотек и организации таких собраний.
435. [Б/а]
Собеседование с глаголемыми старообрядцами в семинарии. – с. 680–685
Подробное описание собеседования (второго, см. № 417) 2 декабря 1901 года в храме Костромской духовной семинарии, «о догматических и недогматических преданиях».
436. Епархиальная хроника. – с. 685–686
Служение епископа Виссариона. 25 ноября (воскресенье), вечер – присутствие на общем собрании членов Костромской губернской архивной комиссии (в Дворянском собрании), выступление с речью. 2 декабря (воскресенье) – литургия в кафедральном Богоявленском соборе, днем – присутствие на открытии Феодоровской общины сестер милосердия. 3 декабря – отбытие с вечерним поездом в Москву на похороны своего зятя протоиерея Димитрия Феодоровича Касицына, настоятеля Никольской церкви в Толмачах (город Москва) и редактора журнала «Душеполезное чтение».
6 декабря (святителя Николая, день тезоименитства императора) – в кафедральном Богоявленском соборе литургия и торжественное молебное пение совершались соборным служением; в тот же день – во вновь отстроенном помещении Александровского братства на Мшанской улице состоялось освящение общежития для иногородних учениц рукодельной школы, содержащейся на средства братства.
7 декабря – епископ Виссарион в Москве совершил отпевание и погребение протоиерея Димитрия Касицына. 9 декабря (воскресенье) – с утренним поездом епископ Виссарион возвратился в Кострому.
437. [Описание чествования в Успенской церкви города Чухломы 25 ноября 1901 года священника Иоанна Софийского по случаю 35-летия служения в священном сане.] – с. 687–688
Торжества возглавил брат юбиляра – епископ Нарвский Никон.
Священник Иоанн Андреевич Софийский – 57-ми лет, сын священника села Озарниково Чухломского уезда. Окончил Костромскую духовную семинарию (1866), священник Воскресенской церкви села Стайново Галичского уезда (1866–1876), священник Трехсвятительской церкви села Урень Варнавинского уезда (1876–1896), с 1896 года – священник Успенской церкви города Чухломы.
438. Поправка. – с. 688
Исправление опечатки в № 419.
439. [Объявление.] Колоколо-литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина в Костроме. – с. без №
Реклама завода.
440. Приложение
Оглавление неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» 1901 года. – с. I–IV