(с. VII)
II. (к 33-й странице).
Командировка стольника Н.М. Олфимова [1].
а) Заручная сказка игумена Богоявленского монастыря Герасима да казначея Геннадия с братьею от ноября 1659 года.
«В Богоявленском у нас монастыре в житницах монастырскаго молоченаго хлеба ржи 200 чети, овса 1000 чети, да в монастыре ж ржаные муки 60 чети; ис тое муки пекут на братью хлебы; да в сушиле круп овсяных 50 чети, сухарей ржаных 10 чети, толокна 5 четь; да Богоявленской вотчине в Костромском уезде в селе Опраксине и в иных монастырских селех [2] в житницах домового монастырскова и что со крестьян взято оброчново ржаного и ярового хлеба ржи 1054 чети с осминою; и та рожь молоть на братью и про всякой монастырской обиход ис тое же ржи и на розсход; овса 2511 чети, ячмени 167 чети с осминою; ис тово ж овса и ячмени на братью и про всякой монастырской обиход и на розсход. А кладовова хлеба и ржанова и яровова всякова прошлых и нынешнего года ни одной копны нет. – А окроме Костромского уезда у нас ни (с. VIII) в которых городех вотчин нет, а в Московском уезде деревня у нас вотчинная, а в ней монастырская небольшая пашня есть, – и прошлых годов хлеба ржанова и яровова нет; а нынешнего году, что есть хлеба и про то нам не ведомо, потому что к нам тот, кому в той деревне приказано, не писывал».
Показания сказки и росписи наличных хлебных запасов оказались сходными друг с другом.
б) Отписка стольника Н.М. Олфимова в приказ Тайных дел от декабря 1659 года.
«В прошлых во 163 и во 164 годех… велено взять с Богоявленскаго монастыря сухарей 150 чети, круп овсяных 69 чети без полуосмины и толокна тож; всего 287 с осминою. А в том монастыре оставлено всякого запасу по стольку ж чети. И тех хлебных запасов в Смоленеск привезено сухарей 90 чети, круп 57 чети, толокна тож, а достальнова против окладу ис того монастыря в Смоленеск не привезено, и те остатошные запасы 163 и 164 годов на какие розсходы и в которых годех изошли, и с тех мест сколько в котором году какова хлеба по 167 год посеяно и в умолоте было и на какие розсходы изошли».
Относительно остаточных запасов прошлых 163 и 164 годов по 167 год игуменом Герасимом показано, что они «даваны в розсход на всякие монастырские обиходы». А сколько какого хлеба в Богоявленском монастыре посеяно, в умолоте и на какие расходы изошли, тому взяты росписи приходные и расходные с поименованием наличного количества хлеба.
«А что половинного хлеба не довезено в Смоленеск», – говорится в «Заручной сказке Богоявленского монастыря игумена Герасима от 21 декабря 1659 года», – «и за тот недовозной за весь хлеб взято в Смоленску Бог[оявленскаго] монастыря у крестьян деньги по цене; и в тех деньгах в монастыре отписи. И из того половинного остаточного хлеба, что осталось в монастыре, деланы запасы сухари и крупа и толокно. – И в прошлом в 163 г. посланы з Богоявленскаго монастыря на ево, великаго государя, службу конных 21 человек слуг, а запасу за ними отпущено: сухарей 80 чети, (с. IX) круп овсяных 30 чети, толокна 30 чети. Во 164 г. отпущено конных 11 человек, дано им запасу: сухарей 20 чети, круп овсяных 11 чети, толокна 11 чети. Во 167 г. отпущено конных 21 человек, дано им запасу: сухарей 21 четь, круп овсяных 11 чети, толокна 11 чети. А что половинного хлеба сверх росходу в остатке, и то все ныне в монастыре».
в) Роспись усевному и умолотному всякому хлебу в вотчинах Богоявленского монастыря за 165 год.
«Всего Бог[оявленскаго] монастыря умолочено и со крестьян взято оброчново ржаново и яровово хлеба ржи 1373 чети с осминою, овса 1557 чети с осминою, ячмени 169 чети с получетвериком, пшеницы 8 чети. – Ис того же числа ко 166 году посеяно: ржи 327 чети; яровово хлеба отсыпано на семена: овса 657 чети, ячмени 51 четь с осминою, а в остатке за семены ржи 1046 чети с осминою, ячмени 117 чети с осминою, овса 900 чети с осминою».
По «Росписи расходному всякому хлебу в Богоявленском монастыре за 165 год» значится следующий расход [3]. «1. Ржи смолото в год про братской обиход 1022 чети; ис тое ж муки пекут к великому посту в розвозные хлебы и что росходится про всякие росходы мукою и печеным хлебом в роздачу; ис тое же муки нищим на прокормление и к Москве на росход стряпчему послано, и крестьяном в сенокосное время и как бывают в монастыре на монастырской работе, и во жнитво росход; ис тое же муки пекут и сухари. 2. Про брацкой же обиход и на всякой монастырской росход и в роздачу овса зделано в крупу и на толокно 300 чети; да на солод обращено и смолото на квас про братской обиход, и на всякой монастырской росход, и в роздачу ячмени 117 чети с осминою, овса 300 чети; да лошадем монастырским скормлено и в роздачу издержано всяких чинов проезжим людем, и на московские поездки изошло овса 300 чети. 3. Дано слугам и служебником и всяким работным людем, которым дается отсыпной хлеб, ржи дано 500 чети, (с. Х) овса дано 500 же чети на год; а тот хлеб рожь и овес, который дан слугам и служебником в додачу за умолотным хлебом, купленой и вкладной».
г) Роспись севному и умолотному всякому хлебу за 166 год.
«Всего Бог[оявленскаго] монастыря в вотчинных во всех селех умолочено и со крестьян взято оброчново ржаново и яровово хлеба ржи 1507 чети с осминою, овса 2126 чети, ячмени 336 чети с получетвериком, пшеницы 4 чети 3 четверика. – Ис того же числа ко 167 году посеяно ржи 332 чети, яровово хлеба отсыпано на семена: овса 630 чети, ячмени 50 чети; а в остатке за семены ржи 1175 чети с осминою, овса 1496 чети, ячмени 286 чети».
По «Росписи росходному всякому хлебу за 166 год» значится следующий расход [4]. «1. Ржи смолочено в год про брацкой обиход и проч. 1022 чети; 2. Да ячмени смолото про брацкой обиход 36 чети. 3. Да про брацкой же обиход и про всякой монастырской росход зделано в крупу и на толокно 300 чети, да на солод оброщено и смолото на квас про братской обиход и на всякой монастырской росход, и в роздачу ячмени 250 чети, да овса 200 чети; да лошадям монастырским скормлено и в роздачу издержано всяких чинов проезжим людям, и на московские поездки изошло овса 400 чети. 4. Дано слугам и служебником и всяким работным людем, которым дается отсыпной хлеб, ржи дано 500 чети, овса дано 500 же чети; а та рожь, которая дано и служебникам в додачу, за умолотною рожью, вкладная. А за росходом в остатке овса 96 чети; и тот овес ныне в монастыре».
д) Для специалистов по истории сельского хозяйства в древней Руси может иметь интерес следующая таблица посева и умолота в вотчинах Богоявленского монастыря. Общий итог за 165 год: рожь озимая: 318 посеяно чети; умолочено 1103 1/2; оброчной 270; пшеница: посеяно 3 1/4; умолочено 8; ячмень: посеяно 38 5/8; умолочено 119 1/2; оброчного 50 5/8; овес: посеяно (с. XI) 689; умолочено 1093; оброчного 464 1/2. 166-й год: рожь озимая: посеяно 327; умолочено 1124». Всякого же рода хлеба получено Богоявленским монастырем в 165 году 3109 1/2; израсходовано 3039 1/2 четвертей; осталось от расхода 169 5/8; посеяно 1037 1/2; заимствовано из старых запасов и других источников 867 7/8 четвертей.
Общий итог за 166 год: рожь озимая: оброчной 383 1/2 четверти; пшеница: посеяно 2; умолочено 4 3/4; ячмень: посеяно 51 1/2; умолочено 274; оброчного 62 1/8; овес: посеяно 657; умолочено 1586; оброчного 540. За тот же год общий доход: 3974 3/8; расход: 3208; остаток от расхода 766 3/8; посев 1012; заимствовано из старых запасов и других источников 245 5/8 + 96 четвертей овса.
е) Небезынтересна «Отписка стольника Н.М. Олфимова о взятом с Богоявленского монастыря хлебе, об отправке его в Вязьму на Днепровскую пристань…». В 168 году генваря в 7 день прислана «грамота Олфимову на Кострому взять хлебных запасов по скаске игумена ис того хлеба, что им оставлено на росходы… всего по наряду и окладу хлеба 2372 чети» (и по меньшей статье 2029 чети, если тот оклад будет «в тягость большую»). Но от игумена Герасима Олфимов принял 1000 чети ржи в костромскую таможенную заорленую меру и потому просил игумена, «чтоб он хлебных запасов 2372 чети все отдал не мешкав» и с подводами к нему под 1372 чети посылал. Игумен же учинился царскому указу непослушен – сверх 1000 ничего не дал, показав в сказке своей так: «А что сверх 1000 и нам хлеба дать нечего, потому что за братцким обиходом и за всяким монастырским розсходом, и за семяны в остатке за годом ржи и овса ничего не останетца». – В том же сочинении помещена интересная «Отписка стольника Н. Олфимова о речах посельского старца Богоявленского монастыря села Подболотья Александра по поводу раздачи Ипатьевским монастырем крестьянам по 8 четей ржи на выть, с приложением распросных речей старца Александра».
Примечания И.В. Баженова
(с. VII)
1. Заимствуется из статьи В. Сторожева в «Чтениях [в] Императорском Обществе истории и древностей российских», 1894 год, книга I, т. 168: «К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского монастырей» – для показания количества и характера ежегодных приходов и расходов Богоявленского монастыря в XVII веке.
2. В росписях хлеба упоминаются следующие 9 сел: Опраксино, Подболотье, Криушево, Ильинское, Грудево, Юрьевское, Шахово, Васильевское и Закобякино.
(с. IX)
3. Общая цифра расхода равняется 3039 четвертям с осминой.
(с. Х)
4. Общая цифра расхода равняется 3208 четвертям.