(с. XII)
III. (к 83-й странице).
Из писцовых книг Ивана Бутурлина за 1628 год (616–628 листы), описание Анастасиина Ризположенского монастыря.
«На Костроме на посаде за Новым городом на Суле Пресвятыя Богородицы Ризъположенье, девич-Настасеин монастырь, а в монастыре церковь Пресвятыя Богородицы Ризъположенье, да предел Михаила Малеина, да другой предел мученицы Настасеи, деревянна, верх шатровой на каменное дело. А в церкви образов местных: образ Пресвятыя Богородицы Ризъположенье, в киоте на золоте; у него прикладу венец серебрян позолоченой сканной, с каменьем и финифтем, да шесть крестов обложены серебром, двадцать копеек серебряных позолоченых. Да образ другой Ризъположенье, в киоте на празелени; у него прикладу два венца, да две цаты серебряны позолочены, басмены, надглавие низано жемчугом, четыре креста, обложены серебром, тринадцать копеек серебряны позолочены. Да образ Николы чудотворца на празелени; прикладу гривна серебряна позолочена; да образ Воскресение Христово на золоте. Двери царския на золоте; Пресвятая напрестольная на празелени; у нея прикладу венец да цата серебряная позолочены басмены, надглавие и поднизь низано жемчугом, трое ряс(н)ы жемчужныя, трои серьги, камень, баусы да червец, шесть крестов обложены серебром да золотом, четыре копейки серебряны. Деисусы, праздники и пророки, Спасов образ в облаке, все на празелени. Три паникадила медных с яблоки и кистьми. Сосуды церковные оловянные и крест воздвизальной обложен серебром, позолочен с каменьем и жемчуги. Да книг: евангелие напрестольное с евангелисты серебряны, позолочены басмены; апостол, евангелие толковое, четыре минеи месячных, минея общая, триодь постная, псалтырь и служебник все печатныя. Да письменных книг: четыре минеи месячных, треодь цветная, два пролога, изморагд, потребник, трефологий. Да в пределе: образ местной Михаила Малеина, да Макарий Желтоводской чудотворец на одной дске на празелени. Двери царския, деисусы и Пречистая напрестольная на празелени; прикла(с. XIII)ду у Пречистыя напрестольныя, венец да цата серебряны, позолочены, басмены, надглавие и поднизь низано жемчугом, трои ряс(н)ы жемчужныя. Да в другом поле образ местной Христовы мученицы Настасеи на празелени, прикладу венец да цата серебряна, позолочена, басмена, шесть крестов обложены серебром, девять копеек серебряны позолочены. Двери царския, деисусы на празелени. Пречистая напрестольная в киоте, обложена серебром, венец да цата серебряны, позолочены, басмены, поднизь жемчужная, два креста серебряных, два креста обложены серебром с жемчуги. Двои ризы, одне атлас таусинной дверной, ердань атлас с серебром золотой; ризы киндяшныя; стихарь миткалинной, патрахель полубархатье по зеленой земле, поручи бархатель червчатыя с золотом. Три паникадила медных, два кадила медных. Да другая церковь теплая с трапезою Вход во Иерусалим, да предел великомученицы Парасковеи нарицаемой Пятницы. А в церкви образов местных: образ Вход во Иерусалим на празелени, прикладу цата серебряна, двои двери царския, Пречистая напрестольная, обе на празелени. На колокольнице пять колоколов. Строенье церковное государево да монастырское игуменьи с сестрами. А на монастыре тридцать одна келья, а в них пятьдесят стариц; земли под монастырем вдоль от города и от монастырской ограды чрез монастырь до Сулы пятьдесят четыре сажени, да поперег от святых ворот к монастырю же дворником до монастырской ограды сорок сажен, а около всего монастыря около монастырской ограды от святых ворот к Суле да по святые ж ворота сто пятьдесят одна сажень. Да в той же мере по скаске и обыску посадских людей пригорожено в Настасеин монастырь черныя тяглыя земли в длину против рву тридцать одна сажень, а поперег от города к святым воротам по монастырской стене в широком месте шестнадцать сажень с полусаженью, а в узком месте к Василью Кесарейскому поперег десять сажен. А по писцовой сотной князя Кривоборскаго, да Артемья Колтовскаго с товарищи бывали те дворы, которые пригорожены в Настасеин (с. XIV) монастырь, черных тяглых людей, Богдановской, Гарманова да Кадкина. А у монастыря одне святыя ворота к Волге в Брагину улицу. Да против монастыря на земле к Пречистенским воротам подле рву бывал двор Настасеина монастыря тивуна Тимошки Ерзнева по самой ров, и того двороваго места ото рву к святым воротам идучи от города на леве осмнадцать сажен, а ко Брагиной улице от монастыря к Предтеченским воротам тридцать одна сажень»; далее перечисляются дворы поселенцев на монастырском месте.