Обложка сборника произведений М.В. Иловайского «Донские поэмы» (Мадрид, 1974 год), в котором была опубликована поэма «Костромская Божия Матерь».

Предлагаем вниманию наших читателей малоизвестное литературное произведение, посвященное чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы – поэму Марка Владимировича Иловайского «Костромская Божия Матерь».

М.В. Иловайский (1909–1977) принадлежал к старинному казачьему роду Иловайских. С 1920 года жил в эмиграции в Болгарии, с 1926 года – во Франции. В годы Второй мировой войны воевал в партизанских отрядах французского Сопротивления. Впоследствии работал инженером, руководил заводом по производству телекоммуникационного оборудования, скончался в Париже 20 мая 1977 года. Известен как поэт, автор сборника «Донские поэмы»; произведения М.В. Иловайского издавались в Германии, Франции и Испании.

Поэма «Костромская Божия Матерь» повествует о чудесном событии, прославившем Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы среди донского казачества: избавлении из плена Ивана Мокеевича Иловайского, предка автора. Сам Иван Мокеевич в рукописном свидетельстве, написанном им 4 января 1735 года и хранившемся в Успенском соборе Костромского кремля, сообщал:

Иван Мокеевич Иловайский. Портрет работы неизвестного художника второй половины XVIII века из фондов Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. В левом верхнем углу портрета надпись: «Матерь Божия Феодоровская благословила путь ему из плена».

 

«В прошлом 1733 году по указу Ея императорского величества командирован я от войска Донского и Черкасского войска казаков в низовой корпус, в крепость Святого Креста, то бо есть на Сулак, с походным атаманом Иваном Васильевым, сыном Фроловым, в котором войске и я многогрешный был есаулом; и недошед до крепости Святого Креста, на реке Куме, в урочище Карамыше, нападением неприятельского проклятых басурманов крымского войска имели баталию и за малолюдством нашим были разбиты, и был в правое плечо жестоко ранен, и взят в полон июля 22 и отвезен в крымское владелище, в горские черкасы, в местечко Бештеней, и содержан был в тиронском их мучении прошлого 1734 году месяца апреля по 17 число. И в том моем плене сокрушением сердечным просил Всемогущего Бога и Пречистую Владычицу, Пресвятую Госпожу Деву Богородицу, и ради явления чудотворного Ее образа, нарицаемыя Феодоровския, дабы исторгнула мя от рук басурманского и варварского того пленения. И обещался прославить в храме Ее в святом, мольбы и пения и благодарения принести Ей. По которому моему обещанию, помощью Всесильного Бога и Пресвятой Владычицы, Пречистой Девы Богородицы, ради чудотворного Своего образа, нарицаемыя Феодоровския, от того пленения, из тиронского их мучения исторгнула мя из того плену. И представи мя в доме родителя моего здрава и цела. О чем извествуюсь во уверение всему православному христианству, во прославление чудотворного Ее образа, нарицаемыя Феодоровския, чрез самую истинную, и подписуюсь своею рукою аз многогрешный, войска Донского что на Дону в Черкасском старшина Иван Мокеев сын Иловайский. 1735 году, генваря 4 дня».

Со временем история спасения Ивана Мокеевича Иловайского из плена стала дополняться легендарными деталями. Так, его внук, генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский, 30 мая 1834 года посетивший Успенский кафедральный собор Костромского кремля для поклонения чудотворному Феодоровскому образу Царицы Небесной, говорил уже о трехлетнем пленении И.М. Иловайского:

Марк Владимирович Иловайский.

«Дед его, как он торжественно объявил, Иван Мокеевич Иловайский, походный атаман, был отправлен с некоторым числом войск за горскими народами, на Кубане обитавшими, которые разграбили некоторые донские селения, и при сем преследовании не чаянно быв окружен множеством горцев, думал спастись бегством от них, но лошадь его в месте, наполненном рвами и буераками, упала. А посему и схвачен он был сими горцами и запродан на Кавказ в снежные горы, где томился в неволе три года. Дважды порывался бежать из плена, но настигаем был с собаками, был бит, закован в железа, приставляем был к пасению стад и принуждаем был к перемене веры своей. В течение сего времени усердно призывал Пресвятую Богородицу о избавлении его от сего горького плена и видел дважды явление Пресвятой Богородицы, обещавшее ему избавление. Посредством образа Богородицы Феодоровского, коему он и тропарь, на случай сего явления сочиненный, во время сна выучил – уверен будучи о ходатайстве и заступлении Владычицы, наконец решился бежать из плена, что он исполнил. Впрочем, и при сем случае также был преследуем – но дуб большой, случившийся на пути, безвредно укрыл его от преследователей. От снежных гор шел он шестьсот верст пеший, питался кореньями и плодами и читая тропарь явлению чудотворного образа Богородицы Феодоровского. Таким образом достиг до Черкасска, своей отчизны. И в возблагодарение за избавление от сего тяжкого плена приходил пеший из Черкасска в Кострому. По исправлении благодарственных молитв пред чудотворным образом списал с оного копию – и с сим образом шел пеший до Москвы. Здесь обложив оный образ золотой ризой, возвратился уже в дом свой в экипаже. Теперь сей образ хранится в семействе Иловайских и от всех жителей Дона особенно почитается. Имеется и храм во имя Пресвятой Богородицы Феодоровской».

Не удивительно поэтому, что в изложении М.В. Иловайского пребывание его предка в плену ошибочно относится к 1720–1727 годам. Однако в поэме «Костромская Божия Матерь» привлекают прежде всего не исторические подробности, не литературные достоинства, а искренняя любовь автора к прошлому Отечества и своего рода, глубокие религиозные чувства, которые Марк Владимирович стремится передать читателю.

Текст поэмы (с незначительной технической правкой) можно скачать здесь.

Оригинал текста поэмы (издание 1974 года) размещен на нашем сайте.