29 августа 2024 года. Митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт на выставке изданий Костромской епархии.

29 августа 2024 года в Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылась Православная книжная выставка-форум «Радость Слова». На выставке состоялась презентация нового издания Костромской епархии – книги Петра Симоновича Казанского по истории костромского Богоявленского (ныне Богоявленско-Анастасииного) монастыря.

Представляя книгу участникам презентации – среди которых были председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, губернатор Костромской области С.К. Ситников, председатель Костромской областной думы А.А. Анохин, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.А. Журавлев – митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт рассказал о ее необычной истории: этот труд выдающегося церковного ученого, созданный около 1870 года, ожидал своей публикации более полутора веков, долгое время считался утраченным и лишь в 2005 году был выявлен в фондах Государственного архива Костромской области.

Скачать электронную версию книги можно здесь.

Приводим текст слова митрополита Ферапонта на презентации книги П.С. Казанского.

 

С искренней радостью представляю вам новое издание Костромской епархии – книгу «Историческое описание костромского Богоявленского монастыря», которая ждала своей публикации более полутора столетий и на протяжении долгого времени считалась безвозвратно утраченной.

Ее автор – известный церковный историк XIX века, заслуженный профессор Московской духовной академии и доктор богословия Петр Симонович Казанский, родной брат выдающегося иерарха, архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского). С 1842 года по 1874 год Петр Симонович трудился в Московской духовной академии, занимался преподаванием и научными исследованиями. Будучи при этом человеком высокой духовной жизни и аскетической настроенности, одновременно с написанием ученых трудов он составлял жития святых и молитвы, службы и акафисты, готовил к печати многочисленные духовно-назидательные статьи и брошюры для народного чтения. Поэтому не удивительно, что, приехав в Кострому в гости к старшему брату-архиепископу (полагаем, что произошло это в 1870 году), он даже время своего отдыха посвятил исследованиям по любимой теме, развивавшейся им во многих печатных работах – истории православного монашества.

Предметом научных изысканий Петра Симоновича стало прошлое и настоящее древней костромской святыни, Богоявленского монастыря, к тому времени уже преобразованного в Богоявленско-Анастасиину женскую обитель. Нужно отметить, что к 1870 году историография Богоявленского монастыря (в отличие, например, от Ипатьевского) не могла похвалиться глубиной и обширностью. В XIX веке были опубликованы несколько скромных очерков по истории обители (в составе справочных изданий) и одна небольшая книга, составленная настоятелем монастыря и ректором Костромской духовной семинарии архимандритом Афанасием (Дроздовым), впоследствии архиепископом. Так что, занявшись составлением научного, основанного на документальных источниках исторического описания Богоявленской обители, Петр Симонович Казанский поставил перед собой сложнейшую задачу – и, как мы теперь можем сказать, блестяще ее разрешил.

В частности, в труде Петра Симоновича были суммированы все имевшиеся сведения об основателе Богоявленского монастыря и ученике преподобного Сергия Радонежского старце Никите, который ныне почитается нами как преподобный Никита Костромской, местночтимый святой Костромской митрополии. Петр Симонович обоснованно предполагал, что старец Никита есть одно лицо с преподобным Никитой Боровским, другим учеником Игумена земли Русской. На страницах сочинения Петра Симоновича мы встречаем обширный документальный материал: выписки из источников, описания книг из библиотеки Богоявленского монастыря, перечни имен монастырских вкладчиков. Наконец, автор подробно излагает события первых лет воссоздания обители после ее преобразования (в декабре 1863 года) в женский монастырь; следует сказать, что первое печатное описание этого периода монастырской истории, составленное архимандритом Иосифом (Баженовым), было опубликовано лишь в 1880 году, спустя десять лет после поездки Петра Симоновича Казанского в Кострому.

Однако случилось так, что рукопись сочинения выдающегося церковного историка осталась неизданной. Она хранилась в Богоявленско-Анастасиином монастыре в виде объемного тома – подборки черновых записей и переписанных «набело» фрагментов – и требовала большой редакторской работы. О самом существовании такого труда было известно лишь по упоминанию этой рукописи в сочинении церковного ученого и краеведа Ивана Васильевича Баженова «Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь». Поскольку Богоявленско-Анастасиина обитель в ХХ веке подверглась закрытию и разорению, естественно было полагать, что и рукопись труда Петра Симоновича утрачена безвозвратно; тем более радостным событием стало ее обнаружение в 2005 году в фондах Государственного архива Костромской области. Теперь же мы имеем научное издание данной рукописи, сохраняющее все особенности авторского текста с многочисленными правками и снабженное обширным справочным аппаратом. На протяжении долгого времени этой кропотливой работой занимались искусствовед Ольга Святославовна Куколевская и заместитель директора по основной деятельности Государственного архива Костромской области Лариса Александровна Ковалева при поддержке сотрудников Костромской епархии. Таким образом, издание сочинения Петра Симоновича Казанского стало добрым примером сотрудничества Церкви и светских исследователей в великом деле сохранения исторической памяти как о наших святынях, так и о выдающихся деятелях российской науки – к которым, несомненно, следует причислить и Петра Симоновича Казанского.

Включение презентации книги «Историческое описание костромского Богоявленского монастыря» в программу проходящей по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставки-форума «Радость Слова» подчеркивает значение этого события, выходящего за региональные рамки и представляющего интерес для всей церковной полноты. Хотелось бы сердечно поблагодарить Высокопреосвященного владыку митрополита Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви – ныне разделяющего с нами радость представления читателям научного труда, который более ста пятидесяти лет ожидал своей публикации.