В № 1 журнала «Ипатьевский вестник» за 2024 год была опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря», в которой излагалась гипотеза основания костромской Ипатьевской обители великим князем Иваном Калитой в 1330 году как Александровского монастыря, центра почитания памяти благоверного великого князя Александра Невского.

Как мы уже отмечали, попытка критики этой гипотезы, предпринятая научным сотрудником Института российской истории Российской академии наук А.А. Казаковым, продемонстрировала не только недобросовестность самого критика, но и отсутствие у современной академической науки сколько-нибудь внятного представления:

– об обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря;

– о возможной связи этого события с личностью Захарии-Чета;

– о причинах появления в легенде о Чете (и в посвящении монастыря) имен священномученика Ипатия и апостола Филиппа;

– о конкретной дате основания Ипатьевской обители.

Между тем, учитывая приближение исторического юбилея – 700-летия основания Ипатьевского монастыря, которое, согласно традиционной датировке данного события, будет отмечаться в 2030 году, – необходимо признать: связанные с этими процессами научные исследования не могут ограничиваться лишь ссылками на труды академика С.Б. Веселовского (середина ХХ века). Требуется новый, научно обоснованный взгляд на проблему начала истории «святого Ипатия», учитывающий все уже высказанные суждения, но не замыкающийся в их рамках.

Важным шагом в этом направлении стала публикация в только что вышедшем из печати № 1 журнала «Ипатьевский вестник» за 2025 год статьи доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.И. Петрушко «В развитие гипотезы о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря, предложенной митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом».

Автор статьи поддерживает гипотезу главы Костромской митрополии о тождестве известного по источникам XIV века костромского Александровского монастыря и Троицкого Ипатьевского монастыря как «исключительно интересное и весьма правдоподобное и убедительное предположение», а в подтверждение предлагаемой митрополитом Ферапонтом датировки основания обители как мемориала Александра Невского в 1330 году выдвигает предположение о связи данного события с церковным собором, проходившим в Костроме в марте 1330 года при митрополите Киевском Феогносте. Интересно, хотя и небесспорно, выглядит предположение В.И Петрушко о том, что в Александровский монастырь переносилась – впрочем, ненадолго – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Ознакомиться со статьей В.И. Петрушко можно здесь.