(с. 3)

1. Кострома. Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери, XIII-XVII век.

Собор каменный, двухэтажный. Построен около 1250 года на средства костромского и галичского князя {а} Василия Ярославича Квашни, брата святого Александра Невского. Верхний этаж занят церковью, нижний подвалами.

(с. 4) В соборе были перестройки. Позднейшие из них следующие: устроена придельная церковь во имя святого Феодора Стратилата; в 1666 году пристроена паперть собора с трех сторон; входное крыльцо с пятью открытыми арками сооружено после пожара 1773 года; с правой стороны собора приделаны четыре палатки. На возобновление церкви после пожара по указу императрицы выдано было 12 000 рублей. Собор переделан в 1843 году {b}.

Размеры храма: вышина 17 сажен, длина 11 1/2 сажен, ширина 8 1/2 сажен. Своды коробовые, полуциркульные, образующие собой подобие креста и покоящиеся (с. 5) на четырех столбах; между столбами четыре подпружные равные арки, на которых стоит купольный сквозной барабан. Все столбы восьмигранные, гладкие, с карнизами вверху. Окна широкие с прямыми перемычками. Наличники у окон в виде двух полосок с выемкой между ними; над окнами карнизы, под ними выдающиеся полукруги. Алтарь состоит из трех полукружий (апсид) с полукупольными сводами и двумя поперечными стенами. В алтаре два окна, в боковых апсидах по одному. Горнее место устроено в нише, в углублении стены.

С левой стороны собора пристроен храм во имя святого Феодора Стратилата, соединяющийся с собором дверью. Паперть устроена с южной и восточной сторон в виде галерей.

Стены выложены из тяжеловесного (20-21 фунт) кирпича. Наружные стены гладкие. На них есть выдающиеся лопатки, по четыре на каждой стороне; лопатки, не доходя до верха, упираются в карниз; над карнизом расположены три закомары с углублениями. Между апсидами алтаря есть выдающиеся равные лопатки. На восточной стороне обведен тройной круглый пояс с отливом от верха в (с. 6) низ. Верхняя часть карниза сделана из белого камня в виде поясков, а нижняя из кирпича и алебастра в виде зубчиков, ниже которых широкая полоса и потом поясок. Кровля на четыре ската. У спусков ее железные подзоры. Глава купольного барабана с оконными пролетами; на нем есть перехват (?) {c}. Кроме главного барабана, есть еще четыре глухие меньших размеров под малыми (с. 7) главами. На церкви пять глав. Над главами восьмигранные фонари, на которых меньшие главки. Шестая такая же глава на храме святого Феодора Стратилата.

Иконостас в два яруса нового устройства с витыми колоннами, пилястрами, карнизами и резьбой, помещенной на золотом поле. В нижнем ярусе, кроме местных икон, есть два ряда мелких икон овальной формы. На верху иконостаса выдаются такие же иконы в резных украшениях. Иконы старого русского письма; из них, кроме чудотворной, замечательны: икона святого Иоанна Богослова с откровениями, писанная в 1559 году {d}, и икона Феодоровской Божией Матери (на ней серебряный оклад, на котором вычеканена надпись, что она пожалована в собор царем Михаилом Феодоровичем). Стены и своды церкви и паперти расписаны живописным письмом в 1855-1858 годах. В паперти на двух картинах изображен царь Михаил Феодорович.

Святительское место устроено у передней стороны правого столба на четырех витых и вызолоченных столбах. Над ним сень с резной вызолоченной митрой и другими святительскими принадлежностями. Во всю западную стену устроены хоры на семиаршинной высоте от пола.

В соборе есть небольшой ящик в виде гроба, в котором находятся частицы святых мощей от шести печерских угодников.

(с. 8) Пожар 1773 года истребил ризницу. Есть евангелие в большой александрийский лист, печатанное в 1698 году, с замечательными по отделке изображениями евангелистов; пожертвовано в 1702 году посадским человеком Ботниковым.

Есть две привески к чудотворной иконе, унизанные по золотой фольге крупным жемчугом с золотыми кольцами и колодками, на которых надпись: «Божиею милостию Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России Самодержец и великая старица Марфа Иоанновна приложили сии рясны в Кострому в Соборную церковь к Чудотворному образу Пресвятыя Богородицы Феодоровския в пятое лето государства своего». Есть жемчужная накладная риза или цата, украшенная драгоценными камнями, на одном из которых рельефное вырезанное изображение святителя Николая. Золотая риза на иконе, весящая более 20 фунтов, устроена в 1805 году.

На боковых стенах собора знамена костромского ополчения 1812 года и костромских дружин 1853-1856 годов.

Феодоровская икона Божией Матери, обретенная князем Василием в одной версте от нынешнего города (в Запрудне) {e}, принесена в Кострому в день Успения, но граждане видели, что она была еще накануне несена чрез город воином, имевшим вид святого Феодора Стратилата. Первоначально церковь устроена была с двумя столбами. Древняя конструкция храма яснее всего видна в его подвалах. Алтарь обращен на север, в сторону места обретения иконы. По преданию, первоначальный придел в честь Феодора Стратилата находился на месте нынешнего жертвенника; «особою статьею» придел устроен в 1666 году. Галереи южная и западная, быть может, принадлежат первоначальному устройству церкви (Островский,«Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора», М., 1855).

Великий князь Василий Ярославич был князем костромским с 1259 года (?), а владимирским и костромским с 1272 года; скончался в Костроме в 1276 году и погребен в построенной им церкви, в приделе святого Феодора Стратилата. В конце XVII века храм обращен был в соборный. Около 1666 года церковь была расширена устройством вокруг крытой галереи, при чем в левую галерею перенесен престол Феодоровского придела; еще ранее она была увеличена устройством трапезы. В 1835 году собор стал кафедральным и одновременно был расширен с западной стороны ([прот. И.] Беляев, [«Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», СПб., 1863,] стр. 7-10).

(с. 9)

2. Богоявленская церковь, 1776-1791 годы.

Построена в форме креста. Зимняя при Успенском соборе. Построена не архитектором, а каменных дел мастером, мещанином посада Большие Соли Степаном Воротиловым.

Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., 1909, с. 3-9.

 

[Примечания составителя:]

a. Титулование ошибочно: Василий Ярославич был костромским, но не галичским князем.
b. Дата ошибочна, правильно – в 1834 году.
c. Здесь и далее «(?)» – присутствует в исходном тексте.
d. Датировка, основанная на имеющейся на иконе надписи, сомнительна (см. примечание составителя «р» к главе «Нынешнее состояние Успенского и придельного Феодоровского храмов» из описания прот. Павла Островского).
e. Исправлено из некорректного «в Запрудье». Явление иконы, согласно сказанию, совершилось на следующий день после праздника Успения.