Фрагмент книги 1855 года – о соборных домах в кремле.

(с. 106) В ближайшем расстоянии от Богоявленского храма находятся два двухэтажных каменных дома, разделенных между собой небольшим садом, каждый на длине 14 при 13 саженях боковых фасов, со стороны внутренней имея фасады – от прямого угла – в 8 длины при 6 саженях ширины. Дома устроены в 1795 и 1796 годах по высочайше конфирмованному плану и фасаду на косогоре лицевыми фасами к реке Волге так, что с этой стороны представляются трехэтажными, имея в нижних этажах подвалы. Картинный вид этих домов должен был довершиться городским регулярным садом, который предположено было разбить ниже домов по отлогой ложбине между валом (что ныне бульвар) и корпусом соляных магазинов. Но сад не состоялся, и земля обращена в пашенную, на которой разводятся огородные овощи ростовскими огородниками по найму земли у архиерейского дома.

Преосвященный Симон Лагов, предположивший при новосозданном Богоявленском храме устройство этих двух домов, имел намерение ходатайствовать пред Святейшим Синодом о учреждении Успенского собора кафедральным, а в случае желанного успеха перевести и архиерейский дом к Успенскому собору. В таком предположении Симон – как искусный (по преданию) зодчий своего времени – (с. 107) указал составить и планы тех домов так, чтоб они, сообразно с его предположением, могли помещать в себе все то, что должно быть в доме и близко дому архиерейского; так, один из них, назначенный быть собственно архиерейским домом, должен был в нижнем своем этаже иметь помещение для певчих и прислуги, помещать в себе кухни и кладовые; в другом доме предположено было поместить крестовую церковь, духовную консисторию и несколько келлий для крестовых монахов {a}. Как вокруг всего архиерейского дома, так и из бельэтажа его в другой дом и в теплый собор назначены были крытые переходы [1]. Но дома еще не начинали строиться, а преосвященный Симон уже переведен был в Рязань на архиепископскую кафедру. При преемниках его дома устроены, но предположения Симона – основать в них жилище архиерейское – не осуществились.

Вследствие таких обстоятельств новопостроенные дома несколько лет оставались никем и ничем не занятыми, кроме того, что первый из них, который слывет архиерейским по назначению его для жительства архиереев, служил и доселе служит на слишком короткое время помещением для местных преосвященных, которые, приезжая из места своего постоянного жительства (состоящего в Ипатиевом монастыре за рекой Костромой, отделяющей монастырь от города) в Успенский собор для торжественных священнослужений (с. 108) в последние дни Страстной и первые Светлой седмиц, проживают в том доме по нескольку дней, особенно тогда более, когда лед на реках, тронувшись, становится преградой к переправе через реку Кострому. Наконец по распоряжению преосвященного Сергия, епископа Костромского (после – архиепископа Рязанского), с 1812 года в нижнем этаже этого дома [2] помещен протоиерей собора Иаков Арсеньев, который и имел в нем жительство до самой своей кончины, последовавшей в 1848 году, – а в нижнем же этаже другого дома с 1814 года помещены духовные уездное и приходское училища, которые находятся в нем и доселе. С того же 1814 года в продолжение с лишком 25 лет первый из сих домов снабжал семинарское начальство своей просторной (в 20 аршин длины при 15 аршинах ширины) залой для публичных годичных испытаний воспитанников. (…)

(с. 109) Училища помещены в нижнем этаже второго дома вследствие пожара, истребившего училищные и семинарские здания, существовавшие с давних лет на Запрудне – месте явления чудотворного Феодоровского образа Богоматери. Знаменательную цель устроения и существования семинарии с училищами в этом пустынном месте прекрасно воспел автор [3] службы Феодоровской Богоматери {b} в одной (с. 110) из литийных стихир: «Пустыня, яже бяше не славна и не населенна иногда, за явление Божие, многочастне и многообразне в ней бывшее, сотворися напоследок духовныя премудрости училищем изшедшему из Египта Израилю: сице и мрачное оное место, в немже богосветлое пречестнаго сего явление образа просия, благодатию изображеннаго на нем Богомладенца Иисуса и предстательством Пречистыя Матере Его устроися местом душевнаго света, имже духовнии вожди новаго Израиля наставляются к благоуспешному великаго сего служения прохождению». Перемещением училищ [4] в соборный дом, устроенный на суммы, скопившиеся от вкладов чудотворному образу, снова подтверждается благочестивая мысль автора службы Богородичной в том отношении, что образование и просвещение духовного юношества Костромской епархии Всевышнему Промыслу угодно содержать под особенным высоким покровительством Божией Матери в лице чудотворного Ее Феодоровского образа.

Наконец в 1847 году, когда Господу угодно было испытать веру и терпение костромских жителей великим несчастьем – трехдневным в продолжение одной недели пожаром, истребившим более половины лучших зданий Костромы, и Бого(с. 111)явленский монастырь со всеми своими зданиями потерпел от губительной стихии разрушение до невозможности собственными силами достичь прежнего своего состояния. Вследствие этого обстоятельства монастырь уничтожен, и семинария по распоряжению Иустина, епископа Костромского, приютилась в верхнем этаже того же дома, где помещаются и училища; и сам ректор семинарии имеет временное жительство в первом из домов соборных, где также помещается и правление семинарии.

[Авторские подстрочные примечания:]

(с. 107)
1. Это доказывается выставленными на всех тех местах железными петлями.
(с. 108)
2. В этом доме дважды была помещаема духовная консистория по случаю переделок консисторского здания при Ипатиевом монастыре: в 1799 году в нижнем, а [в] 1840 году в верхнем этажах.
(с. 109)
3. Протоиерей Иоанн Иоаннович Красовский, после сакелларий {c} придворного собора, что в Зимнем дворце, и член Российской Академии наук.
(с. 110)

4. В 1814 году было преобразование семинарий. Вследствие этого преобразования и не менее того – пожара, истребившего семинарские здания на Запрудне, семинария в том году перемещена в Богоявленский монастырь, существовавший в городе Костроме до 1847 года.

Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. М., 1855, с. 106-111.

 

[Примечания составителя:]

a. Крестовая церковь – храм при архиерейском доме; соответственно, крестовыми именуются и ее служители.
b. Имеется в виду служба Феодоровской иконе Божией Матери, составленная протоиереем Иоанном Красовским и изданная в 1778 году.
c. В описываемое время звание сакеллария (то есть ризничего) усваивалось одному из старших священников (протоиереев) собора Зимнего дворца.