В № 4 журнала «Вестник Костромского государственного университета» за 2024 год опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о личности костромского князя Василия в Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери».

Статья посвящена проблеме, на протяжении долгого времени вызывавшей недоумение у исследователей «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», литературного памятника XVII–XVIII веков: какой костромской князь по имени Василий, согласно Сказанию, обнаружил образ Богоматери на ветвях дерева близ города и затем руководил принесением иконы в Кострому.

В наиболее известной и распространенной редакции Сказания, именуемой пространной, этот князь называется великим князем Василием Георгиевичем Квашней, внуком Александра Невского; однако единственный костромской князь по имени Василий, известный нам, – Василий Ярославич, младший брат Александра Невского (1241–1276).

В статье рассматриваются суждения по этому поводу исследователей первой половины XVIII века: неизвестного автора «Извещения о великом князе Василии Костромском» 1719 года, а также игумена Макариево-Унженского мужского монастыря Леонтия (Павлова), которого сейчас считают составителем Костромского жития князя Георгия Всеволодовича и «Известия, в коих летех бысть явление иконы Пресвятыя Богородицы Феодоровския на Костроме».

Предлагается также объяснение появления отчества «Георгиевич» в пространной редакции Сказания: ее составитель – протопоп Успенского собора Костромского кремля Феодор – фактически смешал личности двух братьев-князей, прославленного во святых Георгия Всеволодовича и Ярослава Всеволодовича, а имена Ярослав и Георгий счел родовым и крестильным именем одного и того же великого князя, родителя Василия Ярославича.

Митрополитом Ферапонтом делается вывод, что подлинная личность князя Василия – именно Василия Ярославича, первого удельного костромского князя – была установлена еще в XVIII веке:

… авторы XVIII столетия – неизвестный нам составитель «Извещения о великом князе Василии Костромском» 1719 года и игумен Леонтий – рассматривали вопрос о личности князя Василия из Сказания, постепенно приближаясь к разгадке, но вследствие ограниченности имевшихся в их распоряжении исторических сведений не смогли разрешить проблему окончательно. Дать правильный ответ на вопрос, кем же был князь Василий, удалось автору составленной не позднее февраля 1777 года пятой редакции Сказания (предположительно – протоиерею Иоанну Красовскому). Однако поскольку пятая редакция не получила распространения и осталась неизвестной для исследователей (так же как и сочинения игумена Леонтия), в XIX–ХХ веках проблему личности князя Василия фактически пришлось разрешать заново.

С текстом статьи можно ознакомиться здесь.