
Чудотворная Словинская икона Божией Матери (без ризы). Лицевая сторона иконы после реставрации 2009 года.
6 октября (23 сентября по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование в честь чудотворной Словинской иконы Божией Матери, именуемой также – в том числе и в официальном церковном календаре – Словенской.
Согласно опубликованному в 2002 году А.Г. Авдеевым «Сказанию о явлении чудотворнаго образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Одигитрия, нарицаемыя Смоленския», 15 мая (по старому стилю) 1628 года больному крестьянину деревни Шерстнево Титу Гаврилову, находившемуся в расслабленном состоянии два с половиной года, во сне явилась «Жена святолепна во одеянии червлене», повелевшая ему вместе с его духовным отцом священником Евдокимом отправиться в указанное Ею место на поиски иконы «Одигитрия», туда, «где сошлися… речки Якушка и Словинка в одно место. И от стрелы тех речек… на западную страну между речками на гору… узрише церковь стоящу шатровую, развалившуюся вверху ея».
Исцеленный этим явлением от болезни Тит и отец Евдоким отправились в путь, но не смогли найти указанное место. Обрести икону помог зверолов Иакинф из деревни Доронино, в которой они остановились на ночлег. Наутро Иакинф указал место и церковь, «они же… поклонишеся, внидоша в церковь и видеша пречестный образ стоящь за престолом и пред ним свещу горящу и канон лежащь написан, Одигитрию Пресвятыя Богородицы».
Тит построил на месте явления чудотворной иконы часовню, принял иноческий постриг; туда стали приходить больные и страждущие люди, получая исцеление, некоторые из них также принимали монашество. Около 1629 года (по другой версии, в 1635 году) на месте явления иконы был основан небольшой монастырь – Словинская Богородицкая (или Новословинская Богородице-Одигитриевская) пустынь, иногда именовавшаяся Словенской; отсюда и неоднозначность названия иконы.

Доношение канцелярии Московского синодального правления в Святейший Синод от 12 мая 1724 года: «В поданном Костромского уезду Кадуевской ограды Куской волости Словенского монастыря игумена Иоасафа с братиею доношении написано, во оном де Словенском монастыре братии обретается пятнадцать монахов…» (Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 5. Д. 238. Л. 1).
При учреждении монастырских штатов в 1764 году Словинская пустынь была упразднена, но чудотворный образ остался в деревянном монастырском храме, ставшем приходской церковью села Словинка (ныне Антроповского района Костромской области). Рядом с деревянным храмом в 1806 году был выстроен каменный храм в честь Словинской-Смоленской иконы Божией Матери. Впоследствии на его месте в 1892 году возвели новый каменный храм с тремя престолами – в честь Словинской-Смоленской иконы Божией Матери, во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Богородицкая церковь села Словинка, Антроповский район Костромской области. Современный вид.
В ХХ веке деревянный храм был разрушен, а каменная церковь, богослужение в которой не прекращалось, долгое время хранил в своих стенах чудотворную икону. В связи с празднованием 375-летия обретения Словинской иконы Божией Матери в 2003 году на месте ее предполагаемого явления была сооружена деревянная часовня. В 2009 году состоялась реставрация чудотворного образа, в ходе которой живопись была очищена от потемневшей олифы. В том же году икону перенесли на хранение в церковь во имя преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского в поселке Антропово, районном центре Костромской области.

10 августа 2023 года. Епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершает Божественную литургию в Богородицкой церкви села Словинка.

10 августа 2023 года. Чудотворный Словинский образ Божией Матери на крестном ходе после Божественной литургии в Богородицкой церкви села Словинка.
Главное празднование в честь Словинской иконы Пресвятой Богородицы и сейчас совершается в Словинке 10 августа (по новому стилю), в день почитания Смоленской иконы Божией Матери – поскольку Словинский образ относится к иконографическому типу «Одигитрия» (Смоленская). Однако у празднования в честь Словинской иконы, установленного 23 сентября / 6 октября, есть глубокий исторический смысл. А.Г. Авдеев – ныне доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – отмечает в своей работе 2002 года, что «Сказание…» о явлении Словинской иконы было составлено
именно тогда, когда Русское государство боролось за Смоленск – местопребывание основной святыни, список с которой явился в Словинке. 23 сентября 1654 года польский гарнизон Смоленска сдался, и город был возвращен России. Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России самодержец, лично принимал капитуляцию неприятеля. Так что, обращаясь к Сказанию о явлении чудотворного образа Божией Матери Смоленской в Словинке, на границе Галичского и Костромского уездов, книжник намеренно подчеркивал, не говоря об этом прямо, связь возвращенной святыни со всей Россией. И эта связь без лишних слов была понятна его современникам – не случайно день празднования Словинской иконы был установлен не 15 мая, когда она явилась крестьянину Титу Гаврилову, а приходится на 23 сентября – день капитуляции польского гарнизона Смоленска.
Чудотворная Словинская икона Божией Матери – двухсторонняя: на ее оборотной стороне находится образ святителя и чудотворца Николая.
Литература о Словинской иконе Божией Матери и Словинской пустыни:
Зверева О.А. Словинская икона Божией Матери // Православная энциклопедия : Т. 64. Сингапур – Соловьёв. – М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2021. С. 370–373. (Источник: Academia.edu)
Упраздненные монастыри Костромской епархии / С предисловием Ан. Титова. – М.: Печатня А.И. Снегиревой, [1909]. – См. с. 10.