Работы митрополита Ферапонта по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери

 

 

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский

 

Вторая служба чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери

 

В статье описывается история создания, одобрения Святейшим Синодом и издания в 1778 году богослужебного последования в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В отличие от первой службы чудотворному образу, сохранившейся только в рукописных текстах и употреблявшейся при богослужениях в Костроме, вторая служба, написанная протоиереем Иоанном Красовским по благословению епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова), получила широкое распространение; само одобрение службы Святейшим Синодом означало прославление чудотворного Феодоровского образа Царицы Небесной как всероссийски почитаемой святыни.

В связи с тем, что день празднования иконе, установленный в память о событиях 14 марта 1613 года, приходится на время поста, совершение праздничных богослужений в этот день имело свои исторические особенности – которые также анализируются автором статьи. Кроме того, в статье излагаются обстоятельства второго печатного издания службы, осуществленного в 1848 году по инициативе и на средства известного благотворителя, костромского уроженца П.В. Голубкова.

В приложении к статье публикуется полный текст второй службы, до ее сокращения и редактирования Святейшим Синодом, в сравнении с печатным изданием 1778 года и современными изданиями.  


 

Почитание главной святыни Костромской земли – пребывающей в Костроме с XIII века чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы – невозможно описать без обращения к литургическим традициям, складывавшимся на протяжении столетий и находившим свое выражение как в установлении особых празднований, так и в создании богослужебных текстов. К последним относятся две службы чудотворной иконе и акафист в ее честь. История написания акафиста и его одобрения Святейшим Синодом достаточно подробно изложена А.В. Поповым в монографии 1903 года, в то время как службами в честь костромской святыни исследователи (за исключением законоучителя Костромской мужской гимназии священника Василия Соколова, опубликовавшего свое сочинение в 1901 году) практически не интересовались.

Первая служба чудотворной иконе до недавнего времени была зафиксирована лишь в рукописях XVIII–XIX веков. Известно, что в первой половине XVIII века один из таких списков хранился в Успенском соборе Костромского кремля, что подразумевает и совершение в соборе самого богослужебного последования. Однако типографским способом службу не издавали и вообще не принимали никаких мер для ее распространения (за исключением неудавшейся попытки, описанной далее), поэтому после составления и издания в 1778 году второй службы, одобренной Святейшим Синодом, первая фактически вышла из богослужебного употребления. Лишь относительно недавно, при издании Московской Патриархией так называемых «зеленых» Миней (в 1978–1989 годах), была предпринята печатная публикация текста первой службы: ее поместили в августовской Минее под 16/29 августа (празднование явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери), а в мартовской Минее под 14/27 марта (празднование чудотворной иконе в память о событиях 1613 года) опубликовали текст второй службы.  

Читать далее – полный текст статьи, скачать PDF (0,46 Mb)

Опубликовано 21.01.2023