(с. 1)

I

Первый и главный соборный храм в честь Успения Божией Матери, с приделом святого великомученика Феодора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением костромского князя Василия Ярославича Квашни вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского соборного храма стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления святой иконы устанавливается не ранее 1259 года (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 года {а} (последний год великокняжения Василия). В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем и изнутри и извне, и настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII века, но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия (после пожара 18 мая 1773 года) Успенский храм был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из государственной коллегии экономии 12 000 рублей. Это — последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь великомученика Феодора Стратилата устроен в XVII веке (по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 году), а ранее (по предположению) престол во имя Феодора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 году Феодоровский придел распространен в длину прикладкой к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма.

Второй храм Богоявленский, каменный, зимний, с величественной при нем четырехъярусной колокольней. Этот храм устроен в конце XVIII столетия (1776-1790 годы) иждивением церковным и доброхотных дателей. В 1866-1868 годах храм распространен с северной и южной сторон прикладкой двух новых приделов — правого в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, левого в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона. В 1878 году в средней части подвального помещения храма устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел этот служит усыпальницей костромских архипастырей — архиепископа Платона и епископов Игнатия и Виссариона.

Все главы обоих соборных храмов, верх и шпиц колокольни и кресты на главах и колокольном шпице в 1904 году вызолочены червонным золотом. Главная достопримечательность костромского кафедрального собора — благоговейно чтимый чудотворный Феодоровский образ Божией Матери. К нему во всяких обстоятельствах своей жизни, и скорбных и радостных, и счастливых и несчастных, притекают благочестивые жители Костромы и Костромского края, пред ним ставят себя под сень крова Божией Матери, пред ним просят и ищут Ее Материнского предстательства, ходатайства, заступления пред Господом, помощи, благ и милостей Господних. Слава и значение этой святыни не ограничиваются костромскими пределами, а простираются на всю Россию и на державу Российскую. Пред чудотворной Феодоровской иконой молился в детстве родоначальник царствующего Дома Михаил Феодорович, когда жил в Костроме со своей матерью старицей Марфой Ивановной. Чудотворной Феодоровской иконой, принесенной из собора в крестном ходу в Ипатьевский монастырь, старица Марфа Ивановна в том монастыре 14 марта 1613 года благословила своего сына Михаила Феодоровича принять царский скипетр и вступить на царский (с. 2) престол, поручая сына покровительству Царицы Небесной. Царь Михаил Феодорович почитал Феодоровскую Ее икону священным посредством Божиего благословения на царство себе и роду своему, благоговел пред ней, приходил из Москвы в Кострому пешком нарочно на поклонение ей в 1619 году, украшал ее и, ради ее, костромскую соборную церковь, в которой она находилась, многими дорогими вкладами и дарами от имени своего и своей матери. И самый торжественный праздник в честь явленной Феодоровской иконы в 14 день марта установлен в воспоминание того, что в этот день в 1613 году Михаил Феодорович «благоволением Всевышнего», согласно народному избранию его на царство в Москве, «восприял на Костроме в Троицком Ипатском монастыре скипетр Российския державы» и, отдавшись покровительству Божией Матери, был благословлен на царство этой Ее иконой. Чудотворная Феодоровская икона высотой в 14 1/4 и шириной в 11 1/4 вершков (точный размер иконы без позднейших к ней надделок), строгого греческого письма, изображает Богоматерь так: Богоматерь несколько склонила главу к правому плечу и держит Богомладенца на правой руке, в правой стороне персей и при правом плече, а длань левой руки приложила почти к самой средине персей; Богомладенец левой рукой обнимает выю Богоматери и левой ланитой {b} Своего лица прикасается к нижней части Ее правой ланиты, простирает правую руку по верхней части Ее персей над Ее левой рукой к левому Ее плечу; стопу правой ноги и левую ногу по колено имеет непокрытыми. На оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева, называемая Пятница (пострадала в Иконии в III веке при Диоклитиане, память 28 октября). Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью, что указывает, что икона была запрестольной и выносной. Явленная икона была без украшений. Но в таком виде она оставалась недолго. Тот же князь Василий Ярославич, которому явилась икона, позаботился об украшении ее золотом и серебром, дорогими камнями, бисером и жемчугом. Благочестие доброхотных дателей во все времена приносило новые драгоценные украшения к чтимой святыне. Из даров царя Михаила сохранились следующие. [ а) ] К иконе Божией Матери рясны (привески) более полуаршина в длину и в вершок ширины, низанные в решетку по золотой фольге крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами, из коих первые украшены цветными драгоценными камнями — изумрудами, яхонтами и бурмицкими зернами. На колодках рясн вырезана надпись: «Божиею милостию Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея России Самодержец и великая старица Марфа Иоанновна приложили сии рясны на Кострому в соборную церковь к чудотворному образу Пресвятыя Богородицы Феодоровския, в пятое лето государства своего». б) Жемчужная накладная риза к Феодоровской иконе Божией Матери. В этой ризе по грунту мелкого жемчуга низаны травы и разводы самым крупным жемчугом, и между звездами из восточного хрусталя устроены эмалевый крест и золотые скобы, украшенные алмазами и яхонтами. Царем же Михаилом {с} принесена в дар копия с Феодоровской иконы (6х6 вершков) в серебряном позолоченном окладе с венцом и цатой, на которой вырезана надпись: «Сей Святой Образ пожаловал въкладу в Костромской собор Успения Божией Матери Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России». До 1805 года на чудотворной иконе была сребропозлащенная риза с украшениями золотом и разными драгоценными камнями, а во дни праздничные икона украшалась накладной жемчужной ризой. В 1805 году икона была украшена ризой из чистого золота 92 пробы и многими разными драгоценными камнями на средства, пожертвованные гражданами. В ризе и венце золота было 20 фунтов и 39 золотников на 13 125 рублей, разных вещей и драгоценных камней на 9 428 рублей, всего же она (без серебряного оклада вокруг всей иконы и серебряной ручки), с работой по укреплению драгоценных камней и вещей к чеканной ризе в 600 рублей, стоила 23 153 рубля. В 1891 году риза эта переделана, при чем золота 92 пробы было прибавлено. Всего золота в переделанной ризе 23 фунта 6 золотников. Стоимость переделанной ризы с (с. 3) драгоценными на ней камнями и украшениями определяется более чем в 23 000 рублей. Золотая риза надевается на икону только в праздничные дни. Для обыкновенного времени имеется такой же формы сребропозлащенная, также с ценными украшениями. Достопримечательна также по своей древности икона святого Иоанна Богослова с апокалипсическими откровениями (2 аршина 10 вершков х 2 аршина 5 вершков). На иконе надпись: «Писан сей святых откровений Образ при державе Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России Самодержца, при Макарии Митрополите Московском в лето от Рождества Христова 1559″. Икона писана по золотому полю. В средине иконы (1 аршин х 10 вершков) изображены: Иоанн Богослов, стоящий с воздетыми до персей руками и обращенным к Спасителю молитвенным взором и проникнутый небесным учением, и ученик Богослова, сидящий и пишущий на лежащем на его колене свитке вдохновенные слова Богослова. По сторонам — изображения апокалипсических откровений. Из других достопримечательностей хранятся: а) золотой наперсный крест, в котором 250 золотников; б) напрестольный крест серебряный, золоченый, в котором веса 3 фунта 10 золотников, с вырезанной на нем надписью: «Построен сей крест 1786 г. июня 25 дня, в соборную церковь Пресв. Богородицы Феодоровския, что в городе Костроме, рачением доброхотных дателей при Преосвященном Павле»; в) напрестольный серебряный, золоченый крест, обнизанный по лицевой стороне жемчугом, с резной надписью: «Сделан сей крест в Костромской Успенский собор по бывшем пожаре 1773 г. мая 18 дня, из сгоревшаго и имевшагося в том соборе креста вкладу Государя Царя и великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца и найденнаго серебра. А делан 1774 г., по благословению Преосвященнаго Епископа Симона Костромского и Галичскаго церковными вкладными деньгами. А в нем весу 124 золотника с половиною»; г) золотые сосуды с принадлежностями, в которых золота 10 фунтов и 24 золотника; д) сосуды серебряные, золоченые, с ониксовым кожухом потира, весом в 9 фунтов и 53 золотника; е) сосуды серебряные, золоченые, в коих веса 10 фунтов 30 золотников, устроены в 1776 году костромским мастером Григорием Ратьковым; ж) напрестольное евангелие в серебряном золоченом окладе, размера 1 аршин 1/2 вершка х 12 1/2 вершков и веса 2 пуда 2 фунта, напечатано при императрице Елизавете Петровне в 1759 году; з) напрестольное евангелие, печатанное на александрийской большого формата бумаге в 1698 году при Петре I в серебряном золоченом окладе. Под изображениями каждого из евангелистов подписано и на застежках выгравировано славянскими буквами: «Построил сие Святое Евангелие в Святую Соборную и Апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения, еже во граде Костроме, Костромитянин же, посацкой человек, Трофим Алексиев, сын Ботников, желая душе своей вечнаго блаженства и родителям своим поминовения вечно»; и) царские врата в летнем соборном храме серебряные, чеканной работы; вес серебра 2 пуда 37 фунтов 53 золотника; i) серебряное паникадило в том же летнем храме; вес 5 пудов 15 фунтов 46 золотников; сделано в 1802 году; к) из серебряных, золоченых риз на иконах (местные иконы обоих храмов все украшены таковыми) выделяется своим богатством и красотой риза на храмовом образе Успения Богоматери. Среди серебряного, позлащенного оклада в 1 пуд 5 фунтов ризы на Спасителе и Богоматери жемчужные весом 1 фунт 10 золотников; венцы и другие места риз украшены разными цветными драгоценными камнями. Оклад устроен в 1811 году и оценен в то время в 11 500 рублей ассигнациями. В утвари церковной есть много и других вещей, которые, как, например, напрестольный ковчег, некоторые кадила, лампады, подсвечники, по своему материалу (большей частью серебряные) и по своей конструкции должны быть признаны ценными. Нельзя не обратить внимания на то, что предметы из церковной утвари лучшего качества оставлены от давно прошедших годов нашими предками. Заведенное в последние годы много уступает в своем качестве прежнему. Благочестие наших предков несло в храм Божий лучшее из своего достояния.

Собор обладает более или менее постоянными средствами: а) имеется в (с. 4) соборе церковный капитал, внесенный разными лицами вечным вкладом в разные кредитные учреждения для приращения процентами, в количестве 14 974 рубля 57 копеек. Процентов с означенного капитала получается в пользу собора 619 рублей 83 копейки; б) при соборе существует каменная часовня, находящаяся в городе Костроме в торговом пряничном ряду; в часовне производится от собора (с 29 июля 1909 года) розничная продажа восковых свеч епархиального свечного завода, деревянного масла, ладана, крестиков, образков и книг религиозно-нравственного содержания; выручка от этой продажи определяется чистой годовой прибылью в пользу собора до 1000 рублей; в) имеются две кладовые под летним Успенским собором и две кладовые под оградой собора; с этих кладовых получается аренды в пользу собора каждогодно 245 рублей; г) собору принадлежат две небольшие лавки под соборной часовней в торговом зеленном ряду и полулавка в квасной линии на Молочной горе; с этих лавок получается аренды 525 рублей; д) собор на своем участке земли в количестве 1600 квадратных сажен на берегу реки Волги, между Ильинской и Богословской улицами, имеет каменный трехэтажный дом и каменный же двухэтажный флигель (устроены в 1821 году); дома эти, за исключением нескольких помещений в них, предоставленных заштатным членам причта и соборным вдовам и сиротам, отдаются под постой разным лицам и приносят годового дохода (в 1910 году) 1692 рубля. Церковных капиталов и доходов, которые имели бы специальное назначение, нет. Доходы с капиталов и арендные смешиваются с доходами кружечными и кошельковыми. Равно и все расходы по собору, как собственно по церкви, так и по ремонту и содержанию домов, производятся из общей церковной соборной суммы. Земли, принадлежащей собору, под соборными церквами и церковными зданиями с церковной площадью в черте церковной ограды состоит 1400 квадратных сажен; дохода с нее не получается. В церковной каменной ограде с железными решетками находятся соборные здания: а) каменный двухэтажный дом для временного помещения епархиального преосвященного и для квартир некоторых членов причта; б) другой каменный двухэтажный дом для квартир членов причта; в) два небольших флигеля — один для помещения служителей, другой для помещения библиотеки, и г) разные при домах службы (погреба, кладовые и другие).

II

По штату в костромском кафедральном соборе полагается: кафедральный протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика. Содержание соборного духовенства составляют следующие источники: а) на содержание причта от казны, за пенсионными вычетами, отпускается в год жалованья 2401 рубль. Из этой суммы получают: кафедральный протоиерей 392 рубля, ключарь 294 рубля, два священника по 245 рублей каждый, протодиакон 245 рублей, два диакона по 176 рублей 40 копеек каждый, два иподиакона по 176 рублей 40 копеек каждый и два псаломщика по 137 рублей 20 копеек каждый; б) имеется в соборе причтовый капитал в разных процентных бумагах, составившийся из пожертвований разных лиц и в разное время со специальным назначением на содержание причта, по завещаниям на вечное поминовение. Капитал (в июле 1910 года) заключается в сумме 36 780 рублей 20 копеек; %% {d} с него в пользу причта получается в количестве 1464 рубля 77 копеек; в) близ собора на юг от церковной ограды к Волге имеется причтовой огородной земли 2403 квадратных сажени. Земля эта с 10 марта 1910 года отдается в аренду в пользу причта и приносит годового дохода 230 рублей; г) собору принадлежит участок причтовой земли в городе Костроме в конце Солдатской улицы в количестве 1406 квадратных сажен. Этот участок отдается в аренду и дает причту годового дохода до 139 рублей; д) более обильный доход причт собора получает от проскомидии {e} и от совершения разных молебствий как в соборе, так и в частных домах. Кружечный доход {f} причта простирается до 5000 рублей. Содержание, получаемое от собора членами причта, определяется в следующих более или менее точных постоянных цифрах: кафедрального протоиерея в 1440 рублей; ключаря в 1210 рублей; священников и протодиакона в 1080 рублей; диаконов в 720 рублей; иподиаконов в 540 рублей и псаломщиков в 360 рублей. Все члены причта, (с. 5) кроме одного, пользуются помещениями в соборных домах в церковной ограде при готовом от собора отоплении; не пользуется соборным помещением диакон, который, состоя при архиерейском доме, проживает в Ипатьевской слободе на частной квартире и получает от собора ежегодно квартирного пособия в количестве 120 рублей. Кроме содержания церквей и церковных домов, собор несет значительные расходы по содержанию хора, который есть вместе и архиерейский; собор, независимо от получаемой хором ежегодной платы из средств архиерейского дома в количестве 1200 рублей, отпускает из своих средств годичную субсидию на содержание хора в количестве 2400 рублей; собор также обеспечивает регента и помощника его готовыми квартирами, первого квартирой в 300 рублей с дополнением 60 рублей в год на отопление, второго квартирой в 60 рублей в год при готовом отоплении. Особых капиталов на ремонт или устройство причтовых помещений нет, и текущие расходы по этой статье производятся из общих доходов собора. Планы на принадлежащие собору земли и межевые документы хранятся в соборной ризнице.

III

При соборе существуют Феодоровско-Сергиевское братство (с 1891 года) и общество хоругвеносцев (с 1904 года). Братство имеет целью содействовать распространению религиозно-нравственного просвещения в пределах Костромской епархии и руководить местных миссионеров и приходских пастырей в их борьбе с расколом и сектами. Братство собирает материальные средства на свое дело, устраивает религиозно-нравственные чтения, безмездно и посредством продажи распространяет в духовенстве и народе церковно-богослужебные и духовно-нравственные книги, брошюры и листки, преимущественно противораскольнического и противосектантского содержания, устраивая и поддерживая для сего благочиннические библиотеки, книжные склады и лавки; материально вспомоществует церковно-приходским школам в раскольнических приходах, следит за действиями миссионерского института в епархии и способствует миссионерской деятельности общими и частными руководящими указаниями и нужной денежной и книжной помощью (по заявлениям и просьбам миссионерских и приходских священников). Члены общества хоругвеносцев способствуют порядку и благолепию торжественных крестных ходов в городе Костроме. Одни принимают на себя труд ношения хоругвей и святых икон в крестных ходах и несут посильную денежную жертву на благолепие крестных ходов, другие ограничиваются только последним. Крестные генеральные ходы, в которых участвует все духовенство города Костромы и которые совершаются ежегодно постоянно в одно время и имеют общественное значение, установлены: в день Богоявления, в день Преполовения {g} и 1 августа из собора на реку Волгу для водосвятия и обратно в собор; в воскресенье святых жен-мироносиц из собора до Космо-Дамианской церкви, а в последние годы до Новокладбищенской церкви {h} по случаю проводов чудотворного Феодоровского образа Богоматери в Галич; в субботу пред Троицыным днем в Ипатьевский монастырь по случаю возвращения чудотворного Феодоровского образа Богоматери из города Галича в Кострому, и по случаю храмового праздника в Ипатьевском монастыре в Троицын день — в Ипатьевский монастырь и через три дня обратно в собор; в три подряд воскресных дня, начиная с воскресенья после недели Всех святых, в память избавления Костромы от чумы, вокруг всего города, с обходом в каждое воскресенье известной части города; 16 августа, в день явления чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, пред литургией на Запрудню, место явления Феодоровской иконы, и после литургии обратно в собор.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911, с. 1-5.

[Примечания составителя:]

a. Автор этого текста придерживался традиционного взгляда на обстоятельства постройки Успенского собора.
b. Перси, длань, выя, ланита — соответственно: груди, ладонь, шея, щека.
c. В тексте ошибочно напечатано «Феодором».
d. Процентов за год.
e. То есть — от пожертвований за поминовение на литургии.
f. Церковные денежные средства, получаемые в качестве пожертвований.
g. Преполовение Пятидесятницы, середина периода времени от Пасхи до Троицы.
h. Имеется в виду храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери на городском кладбище (в конце современного проспекта Мира, не сохранился).