(с. 110)

Их императорские величества {a} в костромском Успенском кафедральном соборе

Костромской Успенский кафедральный собор является древнейшим памятником костромской старины. Центральная часть его построена костромским, еще удельным князем Василием (братом святого Александра Невского) в третьей четверти XIII столетия. Галерея и придел во имя святого Феодора Стратилата пристроены в XVII веке. Успенский собор хранит в себе величайшую святыню города Костромы – чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, (с. 112) {b} явившуюся великому князю костромскому Василию во время охоты в местности близ нынешней Запрудни. В память этого события и алтари летнего холодного храма все обращены, в изъятие из общего правила, не на восток, а на север, так как в этом направлении находится место обретения чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Величественный зимний храм – Богоявленский, с грандиозной колокольней, построен в конце XVIII столетия на месте сгоревшего Крестовоздвиженского монастыря после большого пожара, опустошившего Костромской кремль {c}.

Здесь же, близ собора в кремле, в XVII столетии находился и осадный двор великой инокини Марфы Иоанновны, где вместе с ней под кровом чудотворной иконы Феодоровской Царицы Небесной некоторое время проживал и юный отрок Михаил Феодорович, родоначальник царственного Дома Романовых. Образом Феодоровской же Божией Матери Михаил Феодорович благословлен был восприять на себя тяготы царского сана. С той поры икона Феодоровской Божией Матери является родовой, особенно чтимой святыней всего Дома Романовых, чудесной и мощной защитницей царей и царства от всяких бед и напастей на всем протяжении 300-летнего царствования богоизбранной династии Романовых.

(с. 114) Собор многократно был одаряем щедрыми вкладами многих царей и императоров из Дома Романовых, но до настоящего времени сохранилось их очень мало, так как упомянутый уже громадный пожар истребил всю церковную утварь и церковное имущество, причем сгорели и царские вклады. До настоящего времени сохранились лишь «рясны», жемчужные привески, оставшиеся невредимыми вместе с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

В соборе для встречи Их императорских величеств государя императора и государыни императрицы с августейшим семейством собрались: особы императорской фамилии, министры, придворные дамы, особы свиты Их императорских величеств, председатель комитета по устройству празднования 300-летия царствования Дома Романовых, статс-секретарь, гофмейстер высочайшего двора А.Г. Булыгин, командующий войсками Московского военного округа генерал-от-кавалерии Плеве, командир корпуса генерал-от-инфантерии Зуев, костромской губернатор П.П. Стремоухов, костромской губернский предводитель дворянства генерал-майор по адмиралтейству М.Н. Зузин и председатель Костромской губернской земской управы статский советник Б.Н. Зузин.

Их императорские величества с Их императорскими высочествами наследником цесаревичем и великими княжнами изволили проследовать к южным дверям Успенского кафедрального собора и чрез них войти в собор. Для торжественной встречи Их императорских величеств в галерее собора, от входной лестницы до дверей, расположен был хор певчих костромского архиерейского дома в полном составе, в парадных кафтанах, сшитых специально для торжеств. В самом храме от входных дверей до архиерейского места, по левой стороне, стояли восемнадцать наиболее заслуженных архимандритов и протоиереев от монастырей и церквей Костромской епархии.

В преддверии собора внизу входной лестницы, на паперти, Их императорские величества встречены были тремя преосвященными: архиепископом Костромским и Галичским Тихоном, епископом Рязанским Димитрием и епископом Кинешемским Арсением, викарием Костромской епархии, – со святым крестом и освященной водой.

Их императорские величества государь император и государыня императрица и Их императорские высочества наследник цесаревич и великие княжны изволили приложиться к святому кресту и принять окропление освященной водой.

После сего высочайшие особы в предшествии преосвященных архиереев при пении архиерейскими певчими тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» изволили подняться по лестнице и проследовать в храм юго-западными дверями. Здесь высокопреосвященный Тихон и епископы Димитрий и Арсений стали на приготовленное заранее архиерейское место, а Их императорские величества и Их императорские высочества, благоговейно сотво(с. 115)ривши поклонение при входе в собор, при пении певчими тропаря Феодоровской Божией Матери: «Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице…» изволили приложиться к великой местной святыне, чудотворному образу Феодоровской Божией Матери.

Приложившись к иконе, Их императорские величества государь император и государыня императрица, сопутствуемые Их императорскими высочествами наследником цесаревичем и великими княжнами, изволили проследовать к солее и встать на заранее приуготовленное царское место.

После сего высокопреосвященный архиепископ Тихон в сопровождении соборных протоиереев, державших на особых пеленах святые иконы, подошел к царскому месту и обратился к Их императорским величествам со следующей речью:

«Ваши императорские величества!

Когда благоверный государь Михаил Феодорович после долгого раздумья и неоднократных отказов изъявил наконец свое согласие принять царский скипетр державы Российской – это было три века назад в Костроме, в Ипатьевском монастыре, – тогда родительница его старица-инокиня Марфа Иоанновна, взяв сына своего за руку и вместе с ним преклонив колена пред чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, произнесла эти знаменательные слова: «Се Тебе, о Богомати, в Твои пречистые руки вверяю сына моего. Наставь его на истинный путь, устрой все полезное ему и всему христианству». Феодоровской же иконой Божией Матери она благословила потом сына своего на царство.

С тех пор Феодоровская Богоматерь является всегдашней Помощницей и Покровительницей наших православных русских царей из Дома Романовых.

Ее всемощный благодатный покров да будет неизменно распростерт и над Вами, благочестивейший государь и благочестивейшая государыня, над благоверным государем наследником цесаревичем и над всем царствующим Домом.

Костромской кафедральный собор бьет челом Вашим императорским величествам. Благоволите принять в благословение эти святые иконы Феодоровской Божией Матери».

Благословив государя императора, государыню императрицу и наследника цесаревича подносимыми от костромского кафедрального собора иконами Феодоровской Божией Матери, высокопреосвященный Тихон начал служение торжественного молебна в сослужении двух епископов, восемнадцати архимандритов и протоиереев и при участии полного хора архиерейских певчих.

(с. 116)

Торжественное шествие к месту закладки памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых

Во время молебна, по пропетии «Бог Господь и явися нам…», при пении тропаря «К Богородице прилежно ныне притецем…» началось величественное шествие торжественной священной процессии к месту закладки памятника в ознаменование трехсотлетия царствования Дома Романовых для молитвенного освящения начатых работ.

И торжественная процессия, и самая церемония закладки памятника представляли собой выдающиеся по красоте и величественности явления не только для Костромы, но и для столичных городов.

Впереди всего шествия к месту закладки памятника следовал ключарь собора протоиерей Краснопевцев, за ним соборный диакон с запрестольным крестом, затем два соборных псаломщика несли две малых хоругви; за ними следовал в полном составе архиерейский хор певчих, попарно, с пением тропаря Феодоровской иконе Божией Матери и стихир Пасхи по порядку; за певчими шло духовенство – восемнадцать архимандритов и протоиереев, попарно; затем образ Феодоровской иконы Божией Матери, несомый на пелене руками двух протоиереев; вслед за иконой Феодоровской Богоматери шли два архимандрита, несущие святой крест и святое евангелие, а по сторонам их два псаломщика с рипидами и за ними иподиаконы с дикирием и трикирием. Вслед за сим следовали архиереи: высокопреосвященный Тихон и епископы Димитрий и Арсений, а при них, по сторонам, протодиакон и диакон, три псаломщика и свещеносец.

Вслед за крестным ходом изволили шествовать Их императорские величества государь император и государыня императрица в сопутствии Их императорских высочеств наследника цесаревича и великих княжен и в сопровождении поименованных ранее особ императорской фамилии, особ свиты, высших и придворных чинов и высших должностных лиц Костромской губернии.

В ограде собора по пути следования крестного хода и шествия Их императорских величеств расположены были воспитанницы училища при Крестовоздвиженском женском монастыре и ученицы церковно-приходских школ, одетые все в однообразные оригинальные костюмы крестьянского типа, обратившие на себя внимание Их императорских величеств. За оградой вся площадь перед Успенским собором, с одной стороны которой (северо-восточной) высились трибуны для публики, обрамлена была шеренгами войск: Эриванского и Пултуского полков в полном составе, 5-й сотни Кизляро-Гребенского полка, роты сапер и батареи артиллерии.

За оградой же, с правой стороны пути следования высочайших (с. 117) особ, находились лица, ожидавшие здесь, согласно церемониалу, прибытия Их императорских величеств, начальники отдельных частей гражданского управления Костромской губернии: управляющий казенной палатой действительный статский советник В.Н. Коковцов, начальник Костромско-Ярославского управления земледелия и государственных имуществ действительный статский советник Н.Ф. Смирнов, управляющий контрольной палатой действительный статский советник Н.К. Крылов, управляющий акцизными сборами Костромской губернии действительный статский советник В.Я. Орлов, председатель Костромского окружного суда действительный статский советник Я.Я. Чемодуров, прокурор Костромского окружного суда статский советник М.И. Скаржинский и другие представители судебного ведомства, непременный член губернской землеустроительной комиссии М.Я. Бубекин, уездные предводители дворянства: Буйский – действительный статский советник Г.Н. Глаголев, Кологривский – действительный статский советник А.К. Поливанов, Ветлужский – действительный статский советник А.И. Яблочков, Галичский – действительный статский советник А.А. Ерлыков, Кинешемский – титулярный советник В.Д. Яковлев, Костромской – титулярный советник В.А. Кравков, Макарьевский – надворный советник С.А. Петров, Нерехтский – губернский секретарь П.Н. Васьков, Солигаличский – статский советник М.Н. Текутьев, Чухломский – коллежский советник А.А. Степанов и Юрьевецкий – коллежский советник С.Ф. Грибунин, представители губернского и уездных земств Костромской губернии, городские головы и старосты городов Костромской губернии, члены комитета по устройству празднования 300-летия царствования Дома Романовых, члены образованного высочайшим соизволением особого комитета по сооружению в городе Костроме памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, автор проекта памятника академик А.И. Адамсон, строитель памятника костромской губернский инженер Л.А. Большаков и наиболее крупные жертвователи на сооружение памятника, местные фабриканты: М.А. Павлов, Г.К. Горбунов, И.М. Чумаков и В.А. Зотов.

Описание памятника, созидаемого в городе Костроме в ознаменование трехсотлетия царствования Дома Романовых по проекту академика Адамсона

Фундамент всероссийского памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых в городе Костроме был устроен еще задолго до юбилейных торжеств и ко дню закладки памятника был уже выведен над землей до уровня первой площадки и облицован финляндским гангеусским гранитом.

Памятник в законченном виде будет иметь следующий вид:

Памятник представляется в виде грандиозного пьедестала высотой в 18 1/2 сажен, по уступам которого расположены фигуры венценосных вождей из ныне благополучно царствующего Дома Романовых. Сквозная верхняя часть пьедестала заканчивается шатро(с. 118)вым покрытием с украшениями (ряды кокошников) в стиле XVII столетия. Все сооружение завершается двуглавым орлом; на четырех легких башенках, поставленных по углам главного купола, водружены также двуглавые орлы.

Памятник имеет два главных фаса, в соответствие требованиям места, и вследствие сего две главных группы фигур. Первая группа является изображением родоначальника династии Романовых царя и великого князя Михаила Феодоровича, сопутствуемого патриархом Филаретом и великой инокиней Марфой Иоанновной. Царь Михаил Феодорович восседает на царском месте, по сторонам коего внизу поставлены фигуры вождей русского ополчения – князя Пожарского и гражданина К.З. Минина. У подножия царского места изображен положивший свою жизнь за царя костромской крестьянин Иван Сусанин, осеняемый аллегорической фигурой России.

На противоположной стороне изображен на барельефе ныне благополучно царствующий государь император, восседающий на троне и показывающий наследнику цесаревичу на расположенную на его коленях карту Российской империи.

1. Фигуры державных вождей из Дома Романовых, числом 16, начинаются с царя Алексея Михайловича, изображенного держащим Уложение 1648 года и беседующим с костромским вотчинником, известным боярином А. Матвеевым. Далее виден богомольный царь Феодор Алексеевич, советующийся с духовным лицом; у ног царя лежат пылающие разрядные книги. Рядом изображена сидящей царевна София и царь Иоанн Алексеевич. Затем на фоне морского вида с обрисовывающимся вдали кораблем выступает мощная фигура (с. 119) преобразователя России и первого императора Петра Великого. По сторонам у его подножия стоят его сотрудники в деле реформ и войны – Феофан Прокопович и костромской вотчинник фельдмаршал Б.П. Шереметев. Далее императрица Екатерина I передает императору Петру II акт о престолонаследии. На одном с ними уровне изображена и императрица Анна Иоанновна, коей фельдмаршал Миних, реорганизатор русского войска, представляет акт об учреждении сухопутного шляхетского (кадетского) корпуса. Между сими двумя группами на возвышении – императрица Елизавета Петровна, у ног коей эмблемы учрежденных при ней Академии художеств и Императорского Московского университета. Фигуры перечисленных особ занимают уступы нижнего пояса постамента.

В верхней части памятника помещены атрибуты царской власти, охраняемые ангелом. Налево от статуи ангела возвышается величественная фигура императрицы Екатерины II, рядом с ней Петр III, затем император Павел Петрович, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III; император Александр I изображен на фоне кремлевских стен, а император Александр II – держащим акт об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Нижняя часть пьедестала будет украшена барельефами, изображающими: предсказание преподобным Геннадием Костромским о возвышении Дома Романовых, призвание Михаила Феодоровича на царство, освобождение крестьян от крепостной зависимости, затем – Полтавскую баталию, Бородинскую битву и осаду Севастополя.

Как частность исполнения должно отметить, что рука царя Михаила Феодоровича покоится на скромного размера современной ему географической карте, на коей нанесены немногочисленные области, входившие в состав Московского государства в 1613 году; ныне благополучно царствующий государь император изображен поучающим наследника цесаревича по географической карте России в настоящем ее виде, то есть в тех размерах, каких Московская Русь XVII века достигла за три столетия царствования Дома Романовых и разрослась в мощную современную европейскую и азиатскую Российскую империю.

Здесь же, на площади перед собором, рядом с основанием памятника на возвышенном деревянном помосте устроен был особый царский шатер-палатка, задрапированный коврами и роскошно убранный национальными трехцветными флагами и гирляндами зелени. Купол шатра увенчан был громадным золотым государственным гербом, по углам же помещены малые, также золотые, гербы. Путь следования Их императорских величеств к памятнику застлан красным сукном, а пол шатра был покрыт роскошным бархатным ковром, пожертвованным известным костромским фабрикантом Г.К. Горбуновым.

На площадь к месту закладки памятника Его императорское величество государь император со своим августейшим семейством изволил проследовать через «Святые врата» соборной ограды. Лишь только начало торжественного шествия показалось на площади, войска снова взяли «на караул», а все оркестры военной музыки заиграли «Коль славен наш Господь в Сионе».

Замечательно красивую картину представляла эта грандиозная процессия на общем фоне изящно убранной соборной площади.

Певчие костромского архиерейского дома, одетые в богатые, из синей узорчатой парчи, стихари, медленно выступают с умилительным пением тропаря «К Богородице прилежно ныне притецем…». За ними в кра(с. 120)сивых, специально для юбилейных торжеств сшитых облачениях из цветной, зеленой и розовой с золотом парчи, вытканной по древним рисункам XVII столетия, шествует духовенство. Здесь находятся: духовник Их императорских величеств протоиерей отец Кедринский и протопресвитер всего военного и морского духовенства отец Шавельский. За ними блистающая священными одеждами группа трех преосвященных: архиепископ Тихон Костромской и Галичский, епископы Димитрий Рязанский и Арсений Кинешемский.

Над всем крестным ходом реют и переливаются на солнце драгоценные раззолоченные хоругви, сверкают богатством украшения святые иконы, кресты; колышутся, отражая яркие лучи солнца, церковные фонари.

Блестящей торжественной процессии вполне соответствует и общее украшение площади. Над возвышающимся над уровнем всей соборной площади местом закладки памятника высились на перевитых гирляндами зелени мачтах желтые и бело-сине-красные хоругви, а между ними, как бы осеняя место памятника, колебался вздымаемый ветром громадный, в несколько квадратных сажен, стяг с черным государственным гербом, несущим на груди Романовский герб – красного грифона. Друг против друга расположены были щиты с инициалами царя Михаила Феодоровича и государя императора Николая II Александровича.

(с. 121)

Торжественное молебствие в присутствии Их императорских величеств на месте закладки памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых

Их императорские величества государь император и государыня императрица и Их императорские высочества наследник цесаревич и великие княжны поместились в упомянутом ранее построенном специально для этого назначения обширном шатре, рядом с местом закладки памятника.

Вокруг шатра в красивых группах разместились: особы императорской фамилии в лентах ордена святого Андрея Первозванного, придворные дамы в изящных белых туалетах, лица свиты Их императорских величеств и Их императорских высочеств, генералитет,
(с. 122) высшие сановники государства, члены комитета по устройству юбилейных торжеств, члены комитета по сооружению памятника, предводители дворянства, представители земств и городов Костромской губернии, в лентах и орденах.

Крестный ход с преосвященными архиереями и священнослужащим духовенством расположился на покрытом красным сукном помосте. Началось торжественное служение водосвятного молебна с малым освящением воды.

Для Костромы наступили полные исторического значения минуты – момент закладки самим государем императором всенародного памятника 300-летия славного царствования Дома Романовых. В эти высокоторжественные минуты на всей обширной площали, запруженной массой присутствовавших на торжестве лиц, воцарилась полная тишина. Далеко, далеко по всей площади раздавался внятный голос Его высокопреосвященства архиепископа Тихона, благоговейно и отчетливо произносившего слова святых молитв, и стройное благолепное пение архиерейского хора в ответ на возгласы высокопреосвященного.

После чтения Апостола и святого Евангелия была произнесена краткая ектения, после которой архиепископом Тихоном была прочитана молитва на освящение воды: «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския…». По окончании этой молитвы при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» совершено было погружение честного креста в чашу с водой.

(с. 123) По окончании водоосвящения и совершении отпуста протодиакон костромского кафедрального собора Померанцев, прияв благословение высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона, поднялся на помост, сооруженный около фундамента памятника и, обратившись лицом к Их императорским величествам, громогласно прочитал текст надписи, выгравированной на закладной металлической доске.

Текст закладной доски {d}

«В лето от Рождества Бога Слова 1913, мая 20 {e} дня, в Царствование Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА всея России, при Супруге ЕГО Благочестивейшей ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЕОДОРОВНЕ, при Матери ЕГО Благочестивейшей ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕОДОРОВНЕ и при НАСЛЕДНИКЕ ЕГО Благоверном ГОСУДАРЕ ЦЕСАРЕВИЧЕ и Великом Князе АЛЕКСИЕ НИКОЛАЕВИЧЕ совершена Собственноручно ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ закладка памятника в благодарное воспоминание трехсотлетия Царствования Дома Романовых. Священнодействовал Тихон, архиепископ Костромской и Галичский. Памятник воздвигается в граде Костроме иждивением Русского народа. Работы производятся особым Комитетом под председательством Костромского Губернатора, Двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА в звании Камергера, Стремоухова. Строитель памятника Костромской губернский инженер Большаков. Скульптор Адамсон».

(с. 124)

Торжественная закладка Их императорскими величествами памятника в ознаменование трехсотлетия царствования Дома Романовых

После сего на фундамент сооружаемого в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых памятника поднялся высокопреосвященный Тихон в предшествии ключаря кафедрального собора протоиерея Краснопевцева, несшего чашу со святой водой. За архиепископом изволили следовать Их императорские величества государь император и государыня императрица, Их императорские высочества наследник цесаревич и великие княжны, особы императорской фамилии, председатель образованного высочайшим соизволением особого комитета по сооружению в городе Костроме памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, костромской губернатор, двора Его императорского величества камергер П.П. Стремоухов, строитель памятника костромской губернский инженер Л.А. Большаков.

(с. 125) В тот самый момент, когда государь император, окруженный августейшей семьей и особами императорской фамилии, стал на пьедестал сооружаемого русским народом в ознаменование трехсотлетнего подвига Дома Романовых памятника, неожиданно, как бы по мановению незримой десницы, над площадью пронесся порыв ветра – громадный стяг с изображением государственного герба заколыхался над головами Их величеств, и казалось, будто громадный императорский орел, паря в воздухе, приосенил победными крылами немеркнущей славы верховного вождя русского народа и его августейшую семью и всех представителей славного рода Романовых.

Председатель особого комитета по сооружению памятника костромской губернатор П.П. Стремоухов имел счастье поднести Его императорскому величеству на особом блюде юбилейный рубль. Государь император, государыня императрица, наследник цесаревич и некоторые другие высочайшие особы, взяв монеты, опустили их в особо приуготовленное углубление, сделанное на месте закладки.

После сего высокопреосвященный архиепископ Тихон окропил святой водой закладную доску и накрыл ею чашу с юбилейными закладными рублями. (с. 126) Рабочие во главе с главным подрядчиком Трофимовым тотчас же залили доску цементом.

Тогда костромской губернатор П.П. Стремоухов вновь имел счастье поднести государю императору именной закладной кирпич с надписью:

«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР всея России НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ. 20 мая 1913 года».

Кирпич этот был окроплен святой водой высокопреосвященным архиепископом Тихоном. Строитель памятника инженер Л.А. Большаков имел счастье поднести Его императорскому величеству на блюде серебряные молоток и лопатку. Государь император соизволил уложить, при помощи строителя памятника, именной кирпич на надлежащее место и, согласно освященному веками обычаю, ударил по нему несколько раз молотком и лопаткой.

(с. 127) Точно так же подобные именные кирпичи поднесены были Ее императорскому величеству государыне императрице, их императорским высочествам – наследнику цесаревичу, великим княжнам и присутствовавшим при закладке памятника высочайшим особам императорской фамилии, которые и уложили именные закладные кирпичи на надлежащие места в фундамент памятника.

Его императорское высочество наследник цесаревич Алексей Николаевич вследствие болезни ноги мог участвовать в торжествах лишь будучи носимым на руках своего дядьки Деревеньки или конвойного казака. Такое, хотя и кратковременное, состояние здоровья Его императорского высочества вызывало искреннее соболезнование народа и вместе с тем горячие пожелания и молитвы о скорейшем его выздоровлении. В то же время веселый и жизнерадостный вид юного наследника престола подавал надежды на близкое окончание его болезни, каковая надежда соизволением Божиим, ко всенародной радости, и осуществилась.

После особ императорской фамилии закладные именные кирпичи (с. 128) положены были также костромским архиепископом высокопреосвященным Тихоном и костромским губернатором, двора Его императорского величества камергером П.П. Стремоуховым.

Рабочие по мере надобности тотчас же заливали все положенные закладные кирпичи цементом, а сверху их была возложена большая каменная плита, окропленная архиепископом Тихоном святой водой.

По окончании церемонии закладки памятника архиепископ Тихон спустился с помоста, окружающего фундамент памятника.

Их императорские величества и Их императорские высочества, высочайшие особы императорской фамилии и все прочие участвовавшие в церемонии закладки памятника лица возвратились на прежние места.

Высокопреосвященный архиепископ Тихон сделал отпуст, а протодиакон Померанцев возгласил многолетие Их императорским величествам, наследнику цесаревичу и всему царствующему Дому. По возглашении многолетия государь император, государыня императрица, наследник цесаревич, великие княжны и особы императорской фамилии изволили приложиться к святому кресту и приять окропление святой водой.

По совершении чина закладки крестный ход во главе с высокопреосвященным Тихоном в прежде указанном порядке возвратился через «Святые врата» ограды в Успенский кафедральный собор, а Его императорское величество государь император со своим августейшим семейством и высочайшими особами изволил проследовать в городской павильон.

(…)

[В тот же день император Николай II в саду губернаторского дома встречался с должностными лицами губернии и депутациями от населения. – Сост.]

(с. 147)

… По окончании представления высших должностных лиц губернии, Его императорскому величеству благоугодно было осмотреть изготовленные уже для строящегося в городе Костроме памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых статуи, которые расположены были тут же, на круглой площадке губернаторского сада. Объяснения имел счастье давать сам автор высочайше утвержденного проекта памятника академик А.И. Адамсон.

Объяснение трех отлитых статуй для памятника 300-летия царствования Дома Романовых в городе Костроме

I. Аллегорическое изображение России и у ее ног умирающий Сусанин.

Стоящая женская фигура в древнерусском одеянии – аллегорическое изображение России, благодарной своему верному сыну Сусанину за его подвиг; она полным грусти, но спокойным, гордым взглядом взирает на умирающего у ее ног русского крестьянина; на лике ее отражается сознание величия, которое покоится на готовности верноподданных пожертвовать жизнью для спасения своего царя; щит в ее руке с изображением российского герба осеняет лучшего из них – Сусанина.
Фигура костромского крестьянина Ивана Сусанина изображает его в последние минуты жизни: он представлен в полусидячем положении, откинувшимся назад; левая его рука прикрывает рану, а правая – с перстами, сложенными для крестного знамения – бессильно отклонилась в сторону.
По последним изысканиям члена совета Костромской ученой архивной комиссии Н.Н. Виноградова, Иван Сусанин был доверенным лицом великой старицы инокини Марфы, в миру боярыни Ксении Ивановны Романовой, по управлению ее вотчиной в селе Домнино. Как и все романовские крестьяне того времени, Сусанин принадлежал к людям зажиточным, а потому он изображен в теплом типичном, так называемом «нагольном», костромского древнего образца полушубке и в сапогах, а не в лаптях; в Костромском крае в XVII веке ходили в лаптях лишь крестьяне обедневших вотчинников и малых дворян.
Одеяние на аллегорической женской фигуре исполнено по образцам XVII века, а в некоторых частях – по фотографиям, изображающим Ее императорское величество государыню императрицу Александру Феодоровну в древнерусской одежде.
Сусанин представлен не опирающимся на аллегорическую фигуру женщины, изобра(с. 148)жающей Россию, но падающим бессильно, так как последняя есть нечто невещественное. Простирающаяся к голове Сусанина рука России лишь еле касается до нее.

Вся эта группа должна быть украшена, по постановке на пьедестал, ниспадающими складками штандартов и другими государственными эмблемами. Внизу, с двух сторон ее, будут помещены статуи князя Пожарского и Козьмы Минина.

II. Царь Михаил Феодорович.

Единственный дошедший до нашего времени портрет царя Михаила Феодоровича в юношеском возрасте, наиболее близкий ко времени его избрания на царство, хранится в московском архиве Министерства иностранных дел. Однако этот портрет не может считаться безусловно достоверным: с одной стороны – его нельзя признать по письму работой хорошего мастера, а с другой – позднейшие изображения царя Михаила Феодоровича в более зрелом возрасте не сохраняют главных черт этого портрета. На художнике лежала ныне задача создать лик, придав ему характер и духовные качества царя на основании исторических данных, и сочетать таковые со всеми имеющимися изображениями и изваяниями царя – в частности с изображением, венчающим памятник Ивану Сусанину в городе Костроме работы Демут-Малиновского.
Царь Михаил Феодорович ныне академиком Адамсоном изображен в юношеском возрасте, сидящим. Крупным историческим чертам его лица придана мягкость, вдумчивость и доброта. Неуверенным, но исполненным надежды взором юный царь взирает на грядущее будущее царства, врученного ему Промыслом; юными, но твердыми руками он держит державу и скипетр.
Одежда царя Михаила Феодоровича и эмблемы царской власти взяты с реликвий, хранящихся в московской Оружейной палате, и с единственного его портрета в юности, упомянутого выше.

Вместе с отлитыми уже статуями государь император осматривал и первоначальный проект памятника в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, скомпонованный тем же академиком А.И. Адамсоном.

Здесь же находился и господин Меер, представитель фирмы Верфель, взявшей на себя отлитие всех бронзовых фигур и барельефов для сооружаемого памятника.

Празднование трехсотлетия царствования Дома Романовых в Костромской губернии 19-20 мая 1913 года. Издание Костромской губернской ученой архивной комиссии. Составил Н.Н. Виноградов. Кострома, 1914, с. 110-128, 147-148.

[Примечания составителя:]

а. В оригинале текста имена и титулы членов царской семьи набраны полностью прописными буквами.
b. Страницы, номера которых здесь не указаны, в издании 1914 года полностью заняты иллюстрациями без текста.
c. Имеется в виду пожар 1773 года.
d. Употребление прописных букв соответствует тексту книги 1914 года.
e. В тексте книги числа «1913» и «20» набраны буквенной цифирью.