К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 167)

VI. Годичные празднества в Богоявленско-Анастасиином монастыре. 

Часто бывающие в обоих монастырях особые празднества установлены частью в древние времена, частью же в позднейшие и имеют отношение к местным храмам. Если уже в воскресные и праздничные дни [1] обычно бывает многочисленное собрание богомольцев в Богоявленском соборе ради благолепного совершения церковных служб в любимом горожанами [2] женском монастыре, то в храмовые праздники (с. 168) стекается сюда громадное множество их и особенно в службы 6 января, 9 мая, 28 июля, 14 сентября и 29 октября. Перечислим все годичные празднества в Богоявленско-Анастасиином монастыре.

Ряд этих празднеств открывается главным в монастыре праздником в честь Богоявления Господня, который, вследствие совпадения с храмовым же празднеством в кафедральном теплом соборе, обыкновенно по издревле принятому порядку отправляется с 6 на 7 января. В день Богоявления, по освящении воды на Волге, крестный ход с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери прямо направляется в Богоявленский монастырь, инокини которого, с благоговением встретив эту великую святыню, сопровождают ее в соборный храм, где и начинается непрерывное чтение акафиста Божией Матери монастырскими сестрами. Затем после нескольких ударов колокола, призывных к общей трапезе, все сестры прямо из собора с пением праздничного псалма чинно идут галереей в трапезный корпус, при чем две монахини несут икону праздника с преднесением двух зажженных свечей. По окончании псалмопения и положенных молитв икона поставляется на аналой с зажженной свечой. После обеда (во время которого по монастырскому уставу читается приличное празднику избранное поучение святых отец), пропевши ежедневные благодарственные молитвы, сестры обители тем же поряд(с. 169)ком [3] при пении праздничного тропаря и кондака возвращают святую икону в собор. Здесь хором поется величание и многолетие царствующему Дому, настоятельнице и благотворителям обители, после чего многие сестры остаются на молитву пред чудотворной Феодоровской иконой. В 6 часов вечера начинается благовест ко всенощному бдению, которое совершается торжественно по чину 6 дня января в честь Богоявления Господня. По окончании всенощной чудотворная икона с пением тропаря приносится священниками в кельи настоятельницы, где поется молебен с чтением акафиста нараспев. Затем все сестры идут с чудотворной иконой в соборный храм; здесь продолжается умилительное чтение канонов и акафистов до 9 часов следующего дня, и многие сестры с сокрушенным сердцем в глубокой ночной тиши в храме изливают потоки горячих слез пред ликом Заступницы Богородицы. 7 числа, по совершении ранних служб в обычном порядке, бывает в 9 часов благовест к Божественной литургии в Богоявленском соборе, где с великой торжественностью при полном освещении и чудном убранстве храма совершается архиерейское священнослужение. После литургии чудотворный образ Божией Матери возвращается с крестным ходом в Успенский собор. В следующий день отправляется служба в честь святого Иоанна Предтечи Господня.

2 дня февраля бывает храмовой праздник в небольшой древней Сретенской церкви в Крестовоздвиженском монастыре.

14 марта – престольный праздник в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в левом приделе Ризположенского храма в Крестовоздвиженской обители.

В неделю ваий – престольный праздник в честь Входа Господня в Иерусалим, в правом приделе того же храма.

(с. 170) В Фомино воскресенье празднование святому апостолу Фоме совершается в усыпальнице в воспоминание сошествия Спасителя во ад к умершим.

9 мая – храмовой праздник в Никольской церкви. Накануне праздника всенощное бдение и в день праздника Божественная литургия совершается одновременно в Богоявленском соборе и в Никольской церкви. После литургии при летней, большей частью прекрасной погоде, при колокольном звоне и искусном пении монастырского хора совершается крестный ход вокруг Богоявленской обители в сопровождении великого множества любителей церковного торжества. Во время этого хода отправляются четыре литии: первая против Смоленской церкви, вторая у часовни Никольской, третья у восточных ворот и четвертая у северных ворот. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что в Никольской часовне уже с полудня 8 мая и до позднего вечера 9 числа совершаются для богомольцев непрерывно пение молебнов и чтение акафистов в честь св[ятителя] и чудотворца Николая.

2 июля – храмовой праздник в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, в Крестовоздвиженском монастыре.

5 июля, также 25 сентября бывает престольный праздник в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца, в усыпальнице.

28 июля – храмовой праздник в Смоленской церкви, возобновленной в память чудесного спасения царственной семьи 17 октября 1888 года.

1, 6 и 16 числа августа – празднества в Никольском храме.

6 августа – храмовой праздник в церкви Преображения Господня на монастырском загородном кладбище.

8 сентября – храмовой праздник в домовой деревянной церкви Рождества Богородицы в Назаретской пустыньке. Сюда к церковным службам, отправляемым очень торжественно, стекается множество богомольцев крестьян из окрестных селений.

(с. 171) 14 сентября – праздник в Ризположенской церкви, который установлен издревле – уже по усвоении Анастасиину монастырю названия «Крестовоздвиженский». Сюда накануне приносятся чудотворные иконы Феодоровская Божией Матери и св[ятителя] Николая Чудотворца (из кафедрального собора). Литургия совершается обычно владыкой; в церкви поют два хора: монастырский и из воспитанниц монастырского училища.

15 сентября – престольный праздник в усыпальнице в память великомученика Никиты. Накануне после малого повечерия бывает великая панихида о упокоении приснопамятного «строителя месту сему старца Никиты», «зде лежащаго схимонаха» и всех отец и братий, послуживших в обители и убиенных во время смятения от Тушинского вора. Во время всенощного бдения лития совершается под открытым небом у южного входа в усыпальницу.

8 ноября – престольный праздник в честь архистратига Михаила, в левом приделе Ризположенского храма.

29 октября – престольный праздник в честь святой преподобномученицы Анастасии, в Богоявленском соборе и в правом приделе Ризположенской церкви. На это торжество в Богоявленскую обитель приносится из Ипатьевского монастыря чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

6 декабря – храмовой праздник в Никольской церкви; но так как церковь эта холодная, то богослужение совершается в Богоявленском соборе; в часовне же св[ятителя] Николая (над бывшими древними вратами) непрерывно поются молебны с акафистами, как и 9 дня мая. 

 

Примечания автора

(с. 167)

1. В эти, равно и в храмовые праздники обычный порядок совершения литургии следующий: в 6 часов утра – ранняя литургия в усыпальнице; в 7 часов средняя литургия в Смоленской церкви (в ней бывает служба на каждую субботу) и в 9 часов поздняя обедня в Богоявленском соборном храме. В Ризположенском храме в праздники бывает большей частью одна только литургия в 9 часов утра. 

2. В соборном храме богомольцы воздают подобающее поклонение многим святыням – честным мощам. Так, на правой стороне у первого (от входа в церковь) столба в одной гробнице имеются частицы мощей: св[ятителя] Иоанна Златоустого, святого Феодора Стратилата, великомученицы Варвары, великомученика Пантелеимона, св[ятителей] Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злат[оустого]; святых мучеников: Георгия Победоносца, Харлампия и Вонифатия. В другой гробничке (напротив первой) у южной стены сохраняются части мощей: святых преподобных князей ярославских Феодора и чад его Давида и Константина; святой княгини Анны, святого благоверного князя Владимира, святого епископа Никиты, святого князя Мстислава, святого князя Феодора, святых архиепископов Иоанна и Григория; киево-печерских угодников преподобного Марка гро(с. 168)бокопателя, преподобного Никиты Сухого [возможно, опечатка и должно быть: Никона Сухого. – Ред.], св[ященно]м[ученика] Кукши, преподобного Пимена, преподобного Иоанна постника; святого Иоанна Милостивого; в образе вложены части мощей: святых преподобных Геннадия Костромского, Февронии, Савватия, Зосимы, Кирилла, Феодосия Печерского, св[ятителя] Петра митрополита Московского, мучеников Авива, Гурия и Самона; и еще образ преподобного Сергия Радонежского, написанный на гробовой его доске. За правым клиросом имеется третья гробница, в отдельных крестах которой сохраняются части ризы, пояса и гроба Пресвятой Богородицы, посоха преподобного Антония Печерского; части древа Креста Господня, мира и камня Гроба Господня, древа теремца над Гробом Господним. За левым клиросом в четвертой гробничке сохраняются частицы мощей святой великомученицы Варвары. 

(с. 169)

3. Так же совершается хождение с иконой в трапезу в каждый дванадесятый праздник. В царские дни по окончании трапезы монастырским хором исполняется гимн «Боже царя храни». 


Предыдущая глава

Следующая глава