К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. 3)

Период первый [1].

I. Основание Богоявленского мужского монастыря.

Определенных и точных известий об основании Богоявленского монастыря и первоначальном его устройстве, к сожалению, не имеется, так как древнейшие грамоты относительно монастыря не дошли до нас. Об этом настоятель Богоявленской обители архимандрит Софроний 27 июля 1760 года так доносил епископу Костромскому Дамаскину в ответ на затребование им монастырских жалованных грамот великих князей и царей. «Жалованных подлинных грамот не имеется, понеже как во 117 году приходили на Кострому государевы изменники и литовские люди и город Кострому воевавши пожгли, в то время и Богоявленский монастырь выграбили и государевы жалованныя грамоты и от вкладчиков данныя на вотчины и прочия письма. А после того их разоренья найдены в разных местах на вотчинныя земли и на всякия угодья (с. 4) одни токмо старинныя сотныя грамоты, по которым во 137, 138 и 139 годах писцы князя Волконскаго, да стольник Семен Готовцев монастырския земли и всякия угодья писали и меряли». Хотя вследствие этого трудно решить вопрос о времени основания Богоявленского монастыря, однако же существуют некоторые данные для того, чтобы основателем его признать старца Никиту, издревле почитаемого в монастыре. Так, в древнейшем монастырском синодике первым в ряду настоятелей этой обители стоит имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты». В монастырском трапезном уставе (так называемая кормовая книга) XVII века память этого «старца» обозначена в следующих выражениях: «Сентября в 15 день панихида пети и обедня служити по иноке Никите, строителе месту сему, собором, на братию корм большой». Такое признание Никиты основателем Богоявленской обители, искони идущее, решительно разделяется и преемственно сохраняется в ней и доселе. Можно приблизительно сказать, когда жил этот первоначальник обители. В составленных во второй половине прошлого столетия описях имущества Богоявленского монастыря, между прочим, при кратком изложении содержания утраченных древних жалованных грамот упоминается грамота, которая дана от великого князя Василья Васильевича костромскому наместнику Ивану Ивановичу по челобитью Богоявленского монастыря чернца Никиты о расчистке в реке Волге тони для рыбной ловли. Это известие приводит нас к тому заключению, что основатель этого монастыря старец Никита жил в княжение Василья Васильевича Темного, в период времени от 1425 года, когда он сделался великим князем, до кончины его в 1462 году. Но кто был этот старец Никита, об этом трудно сказать что-либо с достаточной основательностью за отсутствием ясных данных. Может быть, он был тот преподобный Никита, ученик и сродник преподобного Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губернии) Высоцкого монастыря, как об этом говорят В. Ундольский (+ 1864 г.) и П.С. Казанский (+ 1878 г.). На родственное отношение старца Ни(с. 5)киты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского. А на тождество его с настоятелем Боровского Высоцкого монастыря отчасти может указывать то обстоятельство, что в конце XV века в Богоявленской обители, как видно из надписи на стене под собором, нашли себе вечное упокоение племянники великого князя Василья Темного (по жене Марии Ярославовне) Андрей, Василий и Иоанн младший (за исключением старшего Иоанна, бежавшего в Литву) – дети несчастного боровского князя Василия Ярославича, который, быв схвачен в 1457 году и затем сослан с сыновьями в Углич, умер в железах в Вологде в 1483 году (погребен в московском Архангельском соборе). Так, в монастырском синодике № 321 читаем: «Сынове князя Василия Ярославича Боровскаго, что лежат у Богоявления на Костроме, князя Ивана, князя Андрея, князя Василия». В трапезенном же уставе № 318 о поминовении их сказано: «Декабря 9 панихида пети… собором по князе Василии Васильевиче Ярославича, на братию корм большой»; то же под 26 днем апреля; еще июня 4: «По князе Андрее Васильевиче Ярославича, на братию корм большой»; имя же князя Ивана приписано после под 20 сентября. Гробницы этих князей находятся под древним собором Богоявленским; по известию писцовых книг XVII века тогда целы были надгробные покровы их, но они не сохранились до нас. Быть может, эти подвергшиеся опале несчастные князья испросили дозволение окончить жизнь свою в основанной боровским подвижником-игуменом обители, или, может быть, сюда привезены были для упокоения только смертные их останки.

 

Примечание автора

(с. 3)

1. Автор пользовался следующими источниками и пособиями к составлению первого периода: «История Российской иерархии» Амвросия (см. под словом «Богоявленский»); «Исторические известия о Костромском второклассном монастыре с XV по XIX век», сочинение архимандрита Афанасия Дроздова, 1837 год; «Русский Времянник» II часть; «Костромские губернские ведомости» за 1838 год № 11, 1847 год № 1, 1855 год №№ 8, 21 и 46; 1859 год №№ 26 и 28; «Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре», брошюра архимандрита Иосифа 1879 года; «Описание документов и дел архива Святейшего Синода» II, III, IV и VI тома изд[ания] 1878–1880 годов и другими некоторыми пособиями, указанными в сочинении В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», 1890 год, 1 том, 95–96 стр., № 69. Наконец, автор имел в своем пользовании документы отчасти из семинарского архива и особенно из архива Богоявленского монастыря, в том числе рукопись о нем П.С. Казанского, в свое время имевшего возможность исследовать архив духовной консистории, который уже сгорел в 1887 году. Предоставлением многих и по преимуществу монастырских материалов для пользования автор обязан достопочтенному отцу протоиерею А.И. Красовскому, которому за это считает своим долгом изъявить искреннюю и глубокую признательность.


Предыдущая глава 

Следующая глава