(с. 40)
V. Настоятели и братия Богоявленского монастыря.
Богоявленский монастырь первоначально находился под управлением игуменов и с 1680 года под управлением архимандритов.
Настоятели XV века: 1) строитель монастыря старец Никита, игумены: 2) Иов и 3) Антоний, из которых первый известен по несудимой грамоте от великого князя Василия Темного, второй же по жалованной (от 1466 года) грамоте великого князя Ивана Васильевича.
Игумены XVI века: 4) Иона (с 1505 до 1534 года); 5) Исаия Шапошников (до 1572 года), строитель каменного собора. При нем по опале царя Ивана Грозного избиты многие иноки Богоявленского монастыря. Гнев государя последовал, вероятно, в 1569 году, когда Владимир Андреевич, несчастный князь Старицкий, проезжая в Нижний чрез город Кострому, встречен был (с. 41) в ней с великой честью духовенством и гражданами. Узнавши об этом, Грозный повелел привести костромских начальников в Москву, где они и казнены; 6) Сильвестр, в 1575 году давший вкладу рукописное евангелие в лист; 7) Геннадий, в 1581 году получивший несудимую грамоту от царя Феодора Иоанновича; 8) Исаия II, присутствовавший в 1598 году при избрании Бориса Годунова на царство. В 1602 году, когда голод опустошал Россию, Богоявленский монастырь лишился многих крестьян и людей, умерших голодной смертью, почему в кормовой монастырской книге записано: «Во вторник второй недели по Пасхе творити поминовение их».
Игумены XVII века: 9) Арсений (1603–1619 годы), строитель Иоанно-Богословской и Трехсвятительской церквей. При нем в смутный период самозванцев иноки Богоявленского монастыря 30 декабря 1608 года явили достойный памяти потомства пример верности и преданности престолу и отечеству. Когда шайка тушинского самозванца требовала покорности своему атаману Лисовскому и уже многие окрестные селения и монастыри, в том числе и Ипатьевский, сдались изменникам добровольно и тем спасли себя от разорения, верные царю Шуйскому одиннадцать иноков, составлявшие братство Богоявленской обители, заперлись в нем и решились скорее лишиться многих сокровищ и имущества и пожертвовать самой жизнью, чем изменить своему долгу и присяге. Мученики верности, они все погибли от рук разбойников после того, как монастырь взят силой. Имена их современниками записаны в монастырском синодике под именем избиенных, иеромонахи: Трифиллий, Макарий и Савватий; иеродиакон Афиноген; иноки: Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, еще служебники: Василий, Иван, Стефан, Никита, Диомид и 38 крестьян. По избиении иноков злодеи расхитили имущество, как то: святые иконы, сосуды, ризы, книги и прочее; жалованные грамоты уничтожили. Узнавши о разорении и о всех бедствиях Богоявленской обители, царь Василий Шуйский за верность ее прислал в 1609 году игумену Арсению утешительную гра(с. 42)моту с известием об отпуске хлеба из Нижнего для братии. Вскоре же некоторые из похищенных священных предметов были в монастырь возвращены из разных мест людьми добросовестными, исторгнувшими их из рук нечестия. В 1613 году игумен Арсений присутствовал при избрании на царство Михаила Феодоровича и подписался под избирательной грамотой; 10) Макарий (1618–1623 годы), при котором царь Михаил Феодорович, кроме вкладов, дал подтвердительную грамоту на владение вотчинами. Вместе с игуменом Анастасиина, впоследствии Крестовоздвиженского, монастыря Корнилием он в 1621 году отправлен был в чухломский Авраамиев монастырь для дознания подлинности чудес, совершившихся при раке мощей преподобного Авраамия, и по докладу их 1 октября 1621 года патриарх Филарет и царь Михаил Феодорович определили почитать Авраамия с прочими преподобными и по церковному чину праздновать память его 20 июля; 11) Тихон, упоминается в 1626 году; 12) Ферапонт (1629–1636 годы); состояние Богоявленского монастыря при нем подробно описано в писцовых книгах; между прочим он в 1636 году присутствовал в числе священнодействователей при первом поновлении и торжественном освящении Феодоровской иконы Божией Матери и был в числе лиц, свидетельствовавших чудеса от Смоленской иконы Богоматери в Игрицком монастыре; 12) [порядковый номер 12 повторяется в авторском тексте. – Ред.] Макарий, упоминается в 1637–1639 годах; 13) Корнилий – в 1641 году; 14) Гермоген – в августе 1641 года; при этих трех настоятелях сделаны были вклады в монастырь; 15) Тихон, упоминается в 1643 году; 16) Герасим (1644–1673 годы), строитель каменной ограды, особенно при содействии Салтыковых воздвигший многие здания в монастыре и украсивший соборный храм греческим стенным письмом. Грамотой царя Алексея Михайловича в 1652 году повелено этому игумену вместе с попом Николаевской церкви Григорием Алексеевым иметь надзор над священно-церковнослужителями города Костромы и костромской округи, равно как и Плесского посада и всей Плесской десятины, чтобы чтение и пение в церквах совершалось «по чину, единогласно и неспеш(с. 43)но» и чтобы в уездах Костромском и Плесском выбраны были заказчики для ближайшего наблюдения. Между прочим царь предоставил игумену право наказывать ослушников смирением монастырским, «закованием в цепи», употреблением на низкие монастырские работы и денежным штрафом. При нем, по известию монастырского синодика (№ 321), «7163 (1654) лета сентября с 1 числа в Богоявленском монастыре измерло братии тлетворною смертию и поветрием 56 братов», в числе их пять иеромонахов; 17) Павел (1673–1677 годы) в 1677 году присутствовал при втором поновлении Феодоровской иконы Богоматери, а в 1678 году был на Московском соборе для рассуждения о мощах благоверной княгини Анны Кашинской [1]. Он же с 1680 года (+ 1687 г.) был первым Богоявленским архимандритом, для которого в конце 1680 года сделана первая митра. В 1681 году в Богоявленскую обитель по грамоте патриарха Иоакима переведены архимандрит и братия (только четверо) Анастасиина монастыря, который отдан инокиням Крестовоздвиженской обители, до пожара своего существовавшей близ Успенского собора. Настоятели архимандриты: 18) Сергий (1687–1691 годы). По указу патриарха Адриана в 1691 году Спасский Подвязный монастырь обращен в приходскую церковь, а строитель его с братией переведены в Богоявленский монастырь, куда поступило и недвижимое имущество упраздненного монастыря; 19) Корнилий (1691–1700 годы), при нем сделана наилучшая архимандричья митра.
Архимандриты XVIII века: 20) Феофилакт (1703–1720 годы); 21) Иов (1725–1739 годы); по донесению его Святейший Синод в 1725 году приговорил: «Спасской Запрудный монастырь с угодьи и со всяким заводом приписав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретающихся в нем монахов (четверо с строителем) вывесть и все, что прилично, перевесть в Богоявленский монастырь»; 22) Никанор (1739–1748 годы); 23) Феодосий (1748–1752 годы); 24) Андроник (1753–1755 годы). С 1755 года временно Богоявленским монастырем управлял железноборов(с. 44)ский игумен Досифей до июля 1756 года, когда посвящен архимандритом этого монастыря; 25) Софроний (1756–1771 годы); при нем в 1760 году сооружен г-жой Салтыковой Никольский храм; он же заведывал постройкой духовной семинарии на Запрудне, на какой предмет с 9 июня 1759 года по 30 мая 1760 года выдано ему 390 рублей; носил титул ректора семинарии и кафедрального управителя Ипатьевского монастыря; при нем введены так называемые монастырские штаты; 26) Аггей (1771–1773 годы); 27) Феодосий II (1773–1779 годы); при нем случился в 1779 году пожар, во время которого стенная Смоленская икона Божией Матери и киот сохранились невредимо; в монастырских зданиях помещены присутственные учреждения; 28) Парфений (1780–1809 годы), составитель описания Богоявленского монастыря, которое напечатано в «Истории Российской иерархии» (см. под словом «Богоявленский»).
Архимандриты XIX века: 29) Август (1809–1820 годы); при нем правительственные учреждения совершенно выведены из монастыря, а в 1814 году помещена в нем духовная семинария; 30) Макарий Глухарев (1821–1824 годы), впоследствии знаменитый миссионер на Алтае; тщанием его устроена часовенная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери; 31) Евгений Бажанов (1824–1829 годы); 32) Афанасий Дроздов (1829–1837 годы); оба они благоустрояли Смоленскую часовенную церковь; последний в 1837 году издал «Исторические известия о Богоявленском монастыре с XV по XIX век», вышедшие в 1887 году вторым изданием; 33) Платон Городецкий (1837–1839 годы); 34) Нафанаил (1839–1845 годы) и 35) Агафангел, при котором, по опустошении обители огнем в 1847 году, последовало упразднение ее в 1848 году, и затем обгоревшие здания и местность монастыря переданы в духовно-учебное ведомство для постройки семинарии.
Управляемый этими перечисленными в хронологическом порядке настоятелями, Богоявленский монастырь в различные века имел неодинаковое количество братии. За первые два века его существования, однако, не сохранилось известий о числе монашествующих, кроме упоминания об 11 иноках, избиен(с. 45)ных в 1608 году. От 1654 года имеется известие, что 58 братий умерло от моровой язвы; отсюда справедливо полагать, что в XVII веке братия этого монастыря была довольно многочисленная. Так, из именной росписи Богоявленского монастыря за 166 (1657) год видно, что тогда в нем налицо состояло: игумен Герасим, казначей, 6 священников, 2 диакона, 27 старцев, 10 больничных старцев; монастырских служебников – дьячков 10, конюхов 11, хлебенных 7, трапезных 4, кузничных работников 6, портных мастеров 5, на огороде 6 человек, пономарей 3, сторожей 7, монастырских слуг 21, служебников 65, да того же монастыря братья по службе и в отъезде 3 священ[ника] и 20 старцев, а всего старцев, слуг и других 215 человек. Столь обширный штат значительно сократился в XVIII столетии и особенно с тех пор, когда доходные статьи монастыря обрезаны были до минимума, так что штатных служителей едва хватало для исполнения самых необходимых черных работ. По указу 1710 года в Богоявленском монастыре положено иметь только 50 монашествующих и 32 служителей; но первых обыкновенно состояло меньшее число. В 1740 году, когда православные монастыри по распоряжению правительства наполнялись инвалидами разных исповеданий, монашествующих в этой обители было только 40; из них не из крестьян были 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 4 простых монаха; на содержании же монастыря находились 1 прапорщик, 3 капрала, 1 драгун, 4 солдата и 1 матрос. В 1748 году монахов состояло с настоятелем 20 и 3 вдовых священно-церковнослужителя, присланных для пострижения; 7 отставных унтер-офицеров и рядовых, 32 служителя, 5 скотников, итого 67 человек. В 1750 году с архимандритом было 19 монахов, из них иеромонахов сверх казначея 5, иеродиаконов 5, монахов 3, больничных 3. Такое сокращение числа монашествующих в это время обусловливалось скудостью назначенных для их содержания средств. Небезынтересной здесь представляется ведомость за 1755 год, в которой братство Богоявленской обители с настоятелем показано в количестве 15 че(с. 46)ловек, причем денежного жалованья назначено им 76 рублей, хлебного 76 четвертей; сверх того в монастыре находились: а) присланный в пострижение поп и 16 человек в монашеских служебных послушаниях; им жалованья денежного 86 рублей и хлебного 95 четвертей; б) присланные при указах на пропитание 1 капитан, 2 капрала, 1 подпрапорщик, 9 рядовых; этим 13 лицам денежного жалованья 87 рублей 74 копейки и хлебного 76 четвертей 4 четверика, и в) из присланных под начал 1 иеромонах, 1 поп, 1 монах, которым жалованья 4 четверти 4 четверика. Всех же с настоятелем монахов и бельцов было тогда 48 человек, которым жалованья, кроме трех подначальных, денежного 248 рублей 74 копейки, а хлебного и с подначальными 252 четверти 4 четверика. Таким образом, в остатке денег от жалованья было 1 рубль 26 копеек; несмотря на это, прислан был еще прапорщик Юдин, которому велено выдавать, кроме остатков, еще из суммы, отпускаемой бельцам, так чтобы он получал 16 рублей в год. В 1762 году в Богоявленском монастыре состояло налицо 17 монахов, из них архимандрит, 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 белый поп, 1 диакон и 1 белец; кроме того, канонархист из недействительных причетников, просвиряк из крестьян и конюх помешанный. На содержании монастыря находились: 1 майор (с окладом 46 рублей 66 копеек), 3 подпоручика (42 рубля 58 копеек), 4 подпоручика [слово повторяется в авторском тексте. – Ред.] (66 рублей 64 копейки), гвардии сержант (11 рублей 33 копейки и 6 четвертей хлеба), рядовых полков подпрапорщик (5 рублей 49 копеек и 6 четвертей хлеба), лейб-гвардии капрал (11 рублей 33 копейки и 6 четвертей), рядовых полков 3 капрала и 11 солдат (солдаты все получали 40 рублей 26 копеек и 47 четвертей 6 1/2 четвериков). По учреждении же духовных штатов в 1764 году архимандрит Софроний 21 мая доносил, что в Богоявленской обители штат укомплектован сообразно второму классу монастырей в количестве 17 человек с настоятелем, из них 1 казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, 1 просфиропек из бельцов (за отсутствием более способных к тому из монашествующих), 1 ключник и он же (с. 47) хлебодар (присланный из духовной консистории на пострижение) и 1 чашник. За штатом тогда осталось четверо: два иеромонаха для служения ранней обедни в Никольской церкви, на что генеральша Салтыкова обязалась давать ежегодно по 10 рублей; монах Корнилий по причине глубокой старости и долговременной службы оставлен на общем братском пропитании; монах же Иосиф подлежал переводу в другой монастырь. Означенный штат монастырский в 1771 году наполнен был преимущественно старцами, как то видно из ведомости за этот год. Он сохранял свою силу и в последующее время существования этой мужской обители.
О внутренней жизни монастыря не сохранилось каких-либо известий летописных. В этом отношении нельзя не сожалеть, что в монастыре не были заведены летописи, в которых с известиями о всех внешних переменах в нем сообщались бы сведения об отходящих к небесным обителям братиях, чем-либо особенно замечательных в своей жизни. Вследствие этого же в нашем очерке известия о внешней жизни Богоявленского монастыря являются не только преобладающими, но даже исключительными. Впрочем, о строгости жизни монашествовавших в обители можно отчасти судить по усердию и расположению к нему русских великих князей, царей, многих знаменитых и простых лиц, побуждением для различных вкладов которых, надобно предполагать, была известность добродетельной жизни иноков, и они, вероятно, оправдывали такое покровительство обители. Мученическая кончина иноков, положивших свой живот за царя в смутное время междуцарствия, может свидетельствовать, по крайней мере, о патриотизме братии в то время. Нельзя не обратить внимание и на то, что настоятелю Богоявленского монастыря царем Алексеем Михайловичем поручен был церковный надзор за всеми монастырскими и приходскими священно-церковнослужителями костромской округи: очевидно, причиной такой привилегии послужили строгая исполнительность церковных правил в этой обители и верное следование монашескому уставу. (с. 48) Затем, совершившееся в конце XVII и в первой четверти XVIII веков причисление трех малобратственных монастырей к Богоявленской обители с переведением в нее иноков и имущества их может приводить нас к той мысли, что такой устойчивости своего существования тогда и в последующее время она обязана была общепризнанности за ней достаточно полезного влияния на граждан костромских. Но, конечно, в период монастырских реформ со стороны правительства XVIII века не мог не понизиться и не ослабеть значительно истинный иноческий дух в обители. В это время постепенно оскудевавший материально Богоявленский монастырь оскудевал и в духовно-нравственном отношении, особенно когда наполнен был инвалидами разных исповеданий, которые вносили в тихую обитель все беспорядки мирской и казарменной жизни. Одинаково не мог процветать монашеский дух и в первую половину XIX столетия, когда настоятели его совмещали в себе должность ректора духовной семинарии; учебно-воспитательная и экономическая стороны ее, захватывая всецело внимание и силы семинарского начальства, незаметно отклоняли от него заботливость о благосостоянии подведомственного монастыря, которым тогда управляли с большим или меньшим влиянием казначеи и экономы из иеромонахов. К тому же назначаемые ректорами семинарии архимандриты Богоявленской обители по преимуществу смотрели на свое служение в ней как на кратковременное, переходное к высшему сану и должности, и действительно состояли управителями в ней недолгое время. Эта довольно частая смена настоятелей – ректоров семинарии, без сомнения, не могла благоприятствовать успешному развитию и поддержанию истинно-монашеской жизни, ни приличному внешнему благоустройству монастыря, между тем и особенно в последнем он много и даже до очевидности нуждался в течение всей первой половины XIX века.
Примечание автора
(с. 43)
1. «Вестник Европы», 1870 год, апрель, 498 стр.