Игумен Антоний (Бутин)

Портретные изображения протоиерея Михаила Яковлевича Диева

Когда речь заходит о неутомимом труженике науки и всестороннем исследователе-историке протоиерее Михаиле Яковлевиче Диеве, в воображении предстает образ пожилого священника в камилавке.

Этот образ сохранился для нас на страницах первого номера ежемесячного иллюстрированного издания «Библиографические записки» за январь 1892 года.

На странице 99 этого издания в очерке ростовского краеведа Андрея Александровича Титова, посвященном памяти «скромного, но энергичного труженика»-священника и его обширным трудам, была опубликована гравюра с портрета протоиерея Михаила. На ней изображен немолодой священник с небольшой седой бородой, вьющимися седыми волосами до плеч, в камилавке, в рясе и с несколькими наперсными крестами на груди.

Публикация 1892 года с портретом отца Михаила Диева.

Эта гравюра, вероятно, была сделана с прижизненного портрета отца Михаила, и с нее появились несколько живописных портретов, написанных современными художниками.

Многие представители рода Диевых обладали художественными талантами.

Дед отца Михаила священник нерехтской Воскресенской церкви Петр Федорович был известен как художник-иконописец. В разных местах Костромской и Ярославской епархий он имел подряды. Им был расписан первоначальный каменный придел над гробницей преподобного Пахомия в нерехтском Сыпановом мужском монастыре. Он расписывал каменную часовню у костромского въезда в Нерехту. Его кисти принадлежала чтимая в Нерехте икона великомученицы Варвары, в которую были вложены частицы мощей, привезенные в 1764 году в Воскресенскую церковь из Батуринского монастыря [1].

Со многими выдающимися художниками отец Михаил Диев был знаком. В сыпановском Троицком храме при его настоятельстве были сделаны прекрасные настенные росписи учениками известного живописца Медведева, украсившего стенописью ростовские монастыри и Спасский – в Ярославле, отцом и сыном Кознаковыми и Соколовым [2]. Живопись была выполнена прекрасно, ею любовались все архипастыри и богомольцы, посещавшие Сыпаново [3].

Хорошо рисовал сам отец Михаил. В его рукописях, хранящихся в фонде 775 (фонд А.А. Титова) в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, сохранилось множество рисунков и планов, поясняющих тексты.

Хорошо рисовал и его сын Павел Диев. В Нерехтском краеведческом музее экспонируется копия зарисовки села Тетеринского с авторской надписью. Возможно, кисти Павла Яковлевича принадлежал первоначальный портрет его отца.

Портрет был написан после 1860 года, когда отец Михаил получил свою последнюю награду от Святейшего Синода за отличную усердную службу по духовному ведомству – золотой наперсный крест.

Кроме гравюрного изображения, в настоящее время известны еще два портрета отца Михаила Диева.
Когда имя отца Михаила воскресло из забвения, на его родине в городе Нерехте 21 октября 1989 года директором Нерехтского краеведческого музея Ниной Петровной Родионовой была организована первая конференция, посвященная памяти Михаила Яковлевича – «Диевские чтения» [4]. Конференция была посвящена 195-летию со дня рождения этого незаурядного человека.

Протоиерей Михаил Диев. Портрет работы А. Мазаева (1989 год).

Ко дню конференции костромским художником А. Мазаевым был написан первый в постсоветское время портрет, названный автором: «Михаил Яковлевич Диев (1794–1866 гг.), нерехтский священник, собиратель российских древностей». Портрет, выполненный маслом на холсте, был подарен автором Нерехтскому краеведческому музею, где он и находится по настоящий день.

Репродукции этого портрета стали известны широкому кругу читателей, благодаря разным изданиям, в которых речь шла о ученом-краеведе Диеве.

К сожалению, по незнанию церковной истории и традиций автором портрета были допущены некоторые неточности в изображении.

Через 10 лет после первых «Диевских чтений» 28 октября 1999 года Нерехтское районное собрание депутатов постановило «присвоить центральной библиотеке имя Диева Михаила Яковлевича – священника, ученого, краеведа» [5]. К этому событию было приурочено появление второго художественного портрета отца Михаила.

Постановление о присвоении имени Диева нерехтской центральной библиотеке

Второй современный портрет батюшки, находящийся ныне в стенах Нерехтской межпоселенческой библиотеки, был написан в 1999 году выпускницей художественно-графического факультета Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова нерехтчанкой Любовью Романовной Громовой, трудившейся в то время художником-оформителем в Нерехтской централизованной системе библиотек.

Этот портрет был написан, как и первый, маслом на холсте и повторил те же неточности, что и предыдущий.

Отец Михаил имел несколько церковных наград, историю которых необходимо проследить, чтобы увидеть ошибки в современных портретах.

16 апреля 1855 года за безвозмездное учительство в пансионате отец Михаил Диев министром народного просвещения был награжден правом ношения камилавки [6].

Камилавка – это головной убор православного духовенства в виде расширяющегося кверху цилиндра, черного цвета для монашествующих или фиолетового цвета для белого духовенства. Фиолетовые скуфьи и камилавки как награды белому духовенству были введены в церковное употребление указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года [7].

Протоиерей Михаил Диев. Портрет работы Л. Громовой (1999 год).

Через два года, 4 сентября 1857 года, отец Михаил был удостоен сана протоиерея [8], а следующей весной – 6 мая 1858 года – на него был возложен бронзовый крест в память победы в войне 1853–1856 годов [9]. Последней церковной наградой отца Михаила был золотой наперсный крест от Святейшего Синода, возложенный на него в кафедральном соборе 15 июля 1860 года [10].

Кроме этих крестов, по праву наследника отец Михаил носил крест в память победы в войне 1812 года, возложенный на его родителя священника Якова Петровича [11].

Наперсные кресты

Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно.

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской Церкви, а также в старину на Руси так называемый энколпион или энколпий.

Нательные или носимые поверх одежды наперсные кресты-энколпии стали носиться христианами с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, они были доступны всем – от обычных мирян до царей и митрополитов.

В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти без пустоты или вложений внутри.

До XVIII века в Русской Церкви только епископы имели право носить наперсные кресты [12]. В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам–членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест. Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали обязательно употреблять только панагии для отличия от архимандритов.

После того как в XVIII веке в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличать священника от прочих духовных лиц. Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статут церковного ордена: наперстными крестами как знаком монаршей милости награждали заслуженных священников за долголетнее беспорочное служение.

Наперсный крест образца 1797 года.

В царствование императора Павла I практика награждений духовенства была законодательно оформлена «с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему (то есть – императора) даваемы или дозволяемы будут». 18 декабря 1797 года императором Павлом установлено жаловать священников Русской Православной Церкви наперсными крестами. Тогда же был выработан образец наградного креста. Четырехконечные серебряные позолоченные кресты, с удлиненным нижним концом, с рельефным изображением Распятия на лицевой стороне, на обратной имели надпись: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлено в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 г., декабря 18». Крест носился на серебряной позолоченной цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи есть перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения «павловский крест» приобрел название «наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый», хотя в действительности эта награда давалась императором, и лишь только с 1881 года – Синодом. Такими наперсными крестами за особые заслуги награждались игумены, протоиереи, иеромонахи и священники [13].
​​
С начала XIX века духовенству стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте, в том числе с драгоценными украшениями.

На протяжении XI–XIX веков наперсным крестом награждали великие князья, цари, императоры, до учреждения Синода также и патриарх. На протяжении XIX – начала XX веков постепенно распространяется практика «подношения» священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и т.п. Во второй половине XIX века некоторые священнослужители носили не только два, но и три, и четыре наперсных креста одновременно.

Крест в память войны 1812 года.

В память победы в войне 1812 года всех священнослужителей Русской Православной Церкви от митрополитов до приходских священников включительно, состоявших в сане до 1 января 1813 года, награждали особыми крестами. 30 августа 1814 года император Александр I издал манифест, в котором говорилось: «… в сохранении памяти беспримерного единодушия и ревности, увенчанных от руки Всевышнего столь знаменитыми происшествиями, возжаловали Мы учредить и поставить… за избавление Державы Нашей от лютого и сильного врага, и в прославление… сего совершившегося… ежегодное празднование в день Рождества Христова… …Священнейшее Духовенство Наше, призывавшее перед Олтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоволения к вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного пастыря включительно до священника, нарочно учреждаемый для сего крест с надписью 1812 года».
​​
Продолговатый крест из бронзы, с исходящим из центра сиянием, имел на лицевой стороне изображение «Всевидящего Ока» и внизу надпись: «1812 ГОДЪ». В центре обратной стороны креста располагалась надпись: «НЕ | НАМЪ, НЕ НАМЪ, | А ИМЕНИ | ТВОЕМУ». Крест носили на шее на узкой ленте ордена святого Владимира.

Выдача этих крестов началась только с 1818 года и продолжалась до середины 1829 года. Отчеканено и выдано награжденным около 40 000 штук [14].

Такой крест было разрешено носить потомкам награжденных, старшим в роде, имеющим сан священника [15].

Крест в память войны 1853–1856 годов.

26 августа 1856 года в память войны 1853–1856 годов был учрежден наперсный крест для духовенства, который носили на Владимирской ленте. Эта награда чеканилась из темной бронзы. На лицевой стороне креста, в перекрестии, в лучезарном сиянии помещалась в натуральную величину лицевая сторона медали в память о Крымской войне. Все четыре уширенных конца креста оформлены фигурными вырезами. Оборотная сторона его гладкая, но в перекрестии – точно так же, как и на лицевой – в лучезарном сиянии помещена оборотная сторона медали в память о Крымской войне.

Наперсный крест являлся высокой наградой для лиц духовного звания. Им отмечали священнослужителей, совершивших подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни, вне зависимости от полученных ранее духовных или светских наград.

Этим крестом награждалось духовенство всех христианских вероисповеданий — от священника до митрополита, — которые несли службу как в военных, так и в других ведомствах России. А духовные лица, которые принимали участие в сражениях, награждались, кроме наперсного креста, еще и медалью из светлой бронзы в память о Крымской войне.

После смерти награжденного крест передавался старшему в роду награжденного в сане иерея или помещался на вечное хранение в церковную ризницу храма. Отчеканено таких крестов тоже около
40 000 [16].

На упомянутых живописных портретах протоиерея Михаила Диева художниками было допущено несколько неточностей.

  • Белым духовенством Русской Православной Церкви в XIX веке в обиходе употреблялись рясы разных цветов, как это видно на портретах протоиерея Иоанна Кронштадтского и других выдающихся белых священников, но не черные, приличествующие только монашествующим.
  • На портретах отец Михаил ошибочно был изображен камилавке черного цвета, а не в фиолетовой.

Памятная доска с портретом отца Михаила, установленная в Нерехте.

Протоиерей Диев носил 3три наперсных креста – «павловский» крест, крест в память победы в войне 1812 года и крест в память о Крымской войне 1853–1856 годов. Позолоченный серебряный наперсный крест носился на особой цепочке из плоских звеньев, а кресты 1812 года и 1856 года носились на Владимирских черно-красных муаровых орденских лентах, но не на цепочках, как можно увидеть на портретах.

В начале 2016 года в преддверии 150-летия со дня кончины протоиерея Михаила Яковлевича Диева настоятельницей Успенской Тетеринской пустыни игуменией Феофанией были заказаны новые портреты ученого-священника. Написать новые портреты с учетом исправления неточностей взялись выпускницы художественно-графического факультета Костромского государственного университета художник Нерехтского краеведческого музея Татьяна Николаевна Седова и монастырский художник-реставратор Ольга Васильевна Зеленина.

Протоиерей Михаил Диев. Портрет работы Т. Седовой (2016 год).

​Т.Н. Седова написала портрет в типичной для живописи середины ХХ века манере, маслом на холсте. Портрет этот ныне находится в трапезной Успенской Тетеринской пустыни.

Работа О.В. Зелениной, написанная в живописной манере конца XVIII – начала XIX века, включила некоторые элементы иконной графичности. Портрет был написан акриловыми красками на холсте. Этот портрет 12 ноября 2016 года был преподнесен духовным собором Успенской Тетеринской пустыни в дар Костромской духовной семинарии, в которой обучался протоиерей Михаил Диев.

Слава скромного нерехтского ученого-священника ныне возвращается к нам. Его именем названы одна из центральных улиц города Нерехты, центральная межпоселенческая библиотека и нерехтская общеобразовательная школа № 4. Каждый юбилейный год со дня рождения отца Михаила в Нерехте проходят «Диевские чтения». Популяризируются и становятся востребованными труды батюшки. Несомненно, это подвигнет новых живописцев взяться за кисть. Желательно только, чтобы художники в последующем отражали настоящую историческую действительность, основанную на достоверных знаниях.


Примечания

1. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 775 (собрание А.А. Титова). Д. 4666. Л. 214об.
2. Сыпаново как приходская церковь // Костромские епархиальные ведомости (КЕВ). 1897. № 2. Отдел II, часть неофициальная. С. 35.
3. Там же.
4. Протоиерей Михаил Диев. (Материалы краеведческих чтений 1989–2004 гг.). Нерехта, 2009.
С. 4.
5. Постановление от 28 октября 1999 года № 127 Нерехтского районного собрания депутатов о присвоении библиотеке имени Диева М.Я.
6. Полетаев Н.Т. Протоиерей М.Я. Диев (1794-1866) и его историко-археологические и этнографические труды // КЕВ. 1890. № 7. Отдел II, часть неофициальная. Приложение. С. 8.
7. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М.: Издательство Московской Патриархии, 1983.
С. 114.
8. Диев М.Я. Благодетели мои и моего рода // Русский архив. 1891. Кн. 2. С. 63.
9. Там же.
10. ОР РНБ. Ф. 775 (собрание А.А. Титова). Д. 4004. Л. 142.
11. ОР РНБ. Ф. 775 (собрание А.А. Титова). Д. 4666. Л. 169.
12. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М.: Издательство Московской Патриархии, 1983. С. 117.
13. Там же. С. 118.
14. http://cartalana.org/018rus-069.php
15. http://medalirus.ru/sobitiya1800-1864/krest-dlya-svyashchennosluzhiteley-1812.php
16. http://zasluga.net/Russia/Empire/Cross1856/Cross1856.htm

2016 год