Игумен Антоний (Бутин)

Протоиерей Михаил Диев – православный подвижник XIX века

​В 1885 году известный собиратель древностей П.Я. Дашков передал ростовскому краеведу А.А. Титову собрание писем «неутомимого труженика науки, всестороннего исследователя-историка костромской старины» [1] нерехтского протоиерея Михаила Яковлевича Диева к секретарю Общества истории и древностей Российских И.М. Снегиреву. Через два года Андрей Александрович издал эти письма, а в 1889 году приобрел большую часть рукописей Диева у его родственников.

После смерти имя отца Михаила Диева было незаслуженно забыто. Рукописи от потомков попали в разные руки. Многие пользовались ими, некоторые печатали сочинения Диева, выдавая их за собственные [2]. Андрей Александрович Титов впервые буквально возродил его имя из небытия [3]. Диев стал известен как историк, краевед, ученый, но никто не вспоминает о деле его жизни – пастырском служении, и никто по сути не интересуется самой личностью этого удивительного человека.

Отец Михаил был очень скромен в жизни, но его интересы простирались далеко за пределы своей малой родины. Его труды были известны многим современникам, о нем знали в столицах, с ним был знаком император. Его творения сохранились до наших дней.

В настоящее время большая часть рукописей отца Михаила Диева, собранных А.А. Титовым, хранится в Российской национальной библиотеке, а некоторые труды разошлись по разным архивохранилищам центральной России. Они являются ценнейшим источником для изучения жизни, пастырского и научного творчества отца протоиерея, деятельность которого оставила яркий след в истории не только Костромского края, но и Российской державы.

В конце XX века стало востребованным изучение деятельности церковных историков, роль которых в отечественной историографии советского времени недооценивалась. Изучение обширного по тематике научного наследия историка-священника в наше время является актуальным, поскольку только небольшая часть исследований М.Я. Диева была опубликована при его жизни и стала достоянием историографии. Большую часть своих научных трудов М.Я. Диев так и не смог опубликовать, поэтому его вклад в историческую науку следует оценивать, обращаясь к его неопубликованному наследию [4].

К этому научному наследию было обращено внимание исследователей и второй половины XIX – начала XX века, и постсоветского времени. Но никто не обращал внимания на феномен гениальной личности нерехтского священника-труженика, посвятившего всю свою жизнь без остатка Богу, любимому Отечеству и родному народу. Впервые именно о чертах удивительной личности отца Михаила заговорила исследователь из города Всеволожска Ленинградской области Татьяна Иннокентьевна Ганф, которая выступила со своим докладом «Протоиерей Михаил Яковлевич Диев (1794–1866). Биография на полях рукописей» на Пятых Диевских чтениях, состоявшихся 3 ноября 2009 года в городе Нерехте [5].

Годом раньше потомок отца Михаила Татьяна Борисовна Кастальева издала свои исследования о жизни славного предка по его эпистолярному наследию: «История жизни ученого протоиерея Михаила Диева, рассказанная им самим» [6]. В своей работе Т.Б. Кастальева описывает жизненный путь ученого-священника, не принимая во внимание «человеческий фактор». Так же поступали и ее предшественники. Все смотрели на личность Диева только как на ученого-историка, за труды свои притесняемого епархиальным начальством, для которого священническое служение было только препятствием к научному деланию. Редко кто видит в Михаиле Диеве именно православного священника, учителя Истины, поборника чистоты православной веры, преданного служителя Русской Церкви и верное чадо Божие.

Целью этого исследования является рассмотрение личности протоиерея Диева как православного пастыря, являющего собою пример обществу «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Задачей же поставлены рассмотрение примеров глубокой религиозности и сыновней преданности Господу протоиерея Михаила, безропотного несения своего жизненного креста, научения паствы личным примером христианской вере, нравственности и благочестию.

Предки протоиерея Михаила Диева были известны на Нерехтской земле как люди духовного чина, благочестивой жизни, сыгравшие немалую роль в истории края.

Фамилия предков по мужской линии происходит из Москвы [7]. Около 1635 года, после принесения из Ярославля чудотворной Владимирской иконы Богородицы, в Нерехте Иваном Аверкиевым и иноком Антонием (Елчаниновым) была построена деревянная церковь, и по благословению патриарха Иоасафа был основан девичий монастырь [8].

Для служения во вновь устроенной женской обители первосвятитель отправил в Нерехту священника Симеона [9], ставшего основателем новой династии нерехтского духовенства. «Для беспрерывного продолжения службы Божией вскоре после того посвящен во второго священника к той Богородицкой обители сын его Лука [10]» [11].

В 60-е годы XVII столетия священниками Симеоном и Лукой при нерехтском городском пожаре были спасены из сгоревшей монастырской церкви обе чудотворные иконы [12].

После смерти священника Симеона на его место «был посвящен внук его, а сын Луки, Иоанн, таким образом отец и сын опять остались священниками при одной церкви» [13].

Священника Иоанна сменил его сын Яков (Иаков). «Богородский поп Иван Лукин умер дек[абря] 6 числа 1712 г., погребен 7 дек[абря] сыпановским игуменом Ионою. На место его посвящен сын его, той церкви дьячок [14] Яков Иванов, от роду 30 лет» [15].

Настоятельница монастыря игумения Мария и монастырское духовенство так характеризовали Якова Иванова : «… человек добрый и смирный, и грамоте умеющий, не пьяница, и в указные годы тридцати лет, и ни в какую службу не написан» [16].

У Якова Ивановича в семье были сын Федор, женатый на родной сестре писцовского протоиерея Иоанна Красовского Дарье Ивановне, и дочь Ксения, супруга нерехтского соборного священника Андрея Ивановского, скончавшаяся 18 июня 1765 года, перед кончиной за несколько лет ослепшая [17].

В 1717 году отец Яков Иванов «заскорбел и просил со слезами игуменью на его место посвятить его сына Феодора. Но, вопреки общему избранию во священники и поручительству игуменьи, Федор Яковлевич так и не был хиротонисан в священный сан и на всю жизнь остался пономарем. Он отказался присягнуть на верность наследнику Иоанну Антоновичу, за что вместе с многими нерехтскими причетниками был отдан в солдаты, там и скончался» [18]. Иерей Яков был жив и упоминается служащим в 1719 и в 1721 годах [19].

Со смертью иерея Якова кончилось потомственное священство в Богородицком монастыре; воскресло оно при Воскресенской церкви в сыне Федора Яковлевича Петре [20]. Петр Федорович был женат на дочери новленского священника Степана Артемьева [21] Ксении. У них имелись дети Парасковья, Симеон, Василий и Яков. Парасковья была выдана замуж за нерехтского купца Ивана Константиновича Зимина, а сыновья стали причетниками.

Петр Федорович в 1798 году преосвященным Сильвестром (Кулябкой), епископом Костромским, был рукоположен в диаконы в нерехтский Казанский собор, а через полгода – во священники в Воскресенскую (Варваринскую) церковь. Петр Федорович был известен как художник-иконописец. В разных местах Костромской и Ярославской епархий он имел подряды. Им был расписан первоначальный каменный придел над гробницей преподобного Пахомия в нерехтском Сыпановом мужском монастыре. Он же расписывал каменную часовню у костромского въезда в Нерехту. Его кисти принадлежала чтимая икона великомученицы Варвары, в которую были вложены частицы мощей, привезенные в 1764 году в Воскресенскую церковь из Батуринского монастыря. 19 августа 1778 года иерей Петр отправился пешком в Кострому и пропал без вести [22].

На место пропавшего священника Петра прихожане Воскресенской церкви просили костромского архиерея посвятить его сына Якова «за его отличные успехи, смиренное поведение и хорошее сердце» [23].

В начале XVIII века в Российской империи начали учреждаться семинарии, обычно при архиерейских домах (архиерейские школы). Это были преимущественно сословные учебные заведения для сыновей духовенства. В семинариях готовили будущих священнослужителей и учителей народных школ. Образование в семинарии было шестилетнее, с тремя двухгодичными курсами. Кроме богословских наук, преподавались и общеобразовательные предметы с латинским, греческим и французским языками, а также логика, психология, естественная история, сельское хозяйство и медицина. Семинарии были закрытыми учебными заведениями с полным пенсионом наподобие монастырей, дабы учащиеся с молодых лет приучались к духовной жизни [24].

Набирать в семинарию учеников было очень трудно, хотя уклонение от учебы и приравнивалось к воинскому дезертирству. Для детей «духовного чина» обучение в семинарии было принудительным. Детей духовных лиц набирали сюда силой, как рекрутов, под угрозой солдатчины, острога и телесного нещадного взыскания. Само учение считалось уже службой государству или повинностью. На ученика в то время смотрели как на служащего человека, отбывающего повинность и обязанного исполнять все предназначения своего звания под страхом уголовного наказания, а не только дисциплинарного. Не явившихся, убывших и беглых полагалось разыскивать и приводить силой, иногда даже в кандалах. Даже совсем неуспевающих крайне редко освобождали от учебной службы, и вместо учения в таком случае сдавали в солдаты.

Практический ум не видел никакой пользы «в латинской грамматике», или «обхождении политичном, до семинарии относящемся», а также в необходимости менять старые привычные средства к приготовлению на церковные должности у себя дома на новые, непривычные и сомнительные. Тексты Писания на уроках чаще приводились по-латыни. Грамматика, риторика и пиитика изучались латинские, российская риторика присовокупляется к ним в более позднее время. От славянского языка в этой латинской школе почти что отвыкали. Семинарии многим виделись чужими и чуждыми школами, латинско-польскими колониями на родной земле. Становится понятным чувство недоверия родителей, с которым они отсылали своих детей «в эту проклятую серимарию на муку», а дети готовы были попасть в острог, лишь бы избавиться от этой учебной службы [25].

Яков Петрович 7 апреля 1769 года поступил в Костромскую семинарию и учился наукам девять с половиной лет. На последнем курсе он обучался богословию [26] и получил аттестат, который подписали «костромской семинарии префект, богословия и философии учитель Иоанн Метелин и учитель риторики Иоанн Иподиаконов» [27]. Священник Яков был первым из нерехтского духовенства, закончившим Костромскую семинарию и получившим в годы обучения фамилию Нерехотский.

До середины XIX века фамилии в духовном сословии не были родовым наименованием, то есть они не обязательно наследовались от отца к сыну. При поступлении в училище или в семинарию сыновья духовных лиц получали обычно новую фамилию. Фамилия могла меняться несколько раз: при переходе из училища в семинарию, из семинарии в академию, при переходе из класса в класс и даже несколько раз в течении курса. В подобных случаях фамилия давалась ректором или же архиереем. Как правило, семинарист получал искусственно образованную фамилию. Такие фамилии могли образовываться от имен святых, названий церковных праздников, от названий местности и личных имен, от названий растений, животных, природных явлений, латинских и греческих слов. Почти любое имя, связанное с античной традицией, могло использоваться для образования фамилии священника [28]. Кто был тихого поведения и громких успехов, получал фамилию от праздников – например, Рождественский, Успенский… Кто был тихого поведения и тихих успехов – этим скромникам, в тиши процветавшим, давали фамилию от цветов… Вот тогда и пошли эти Розовы, Туберозовы, Гиацинтовы, Фиалковы… Но были еще и такие, что успехов тихих, а зато поведения громкого – эти получали прозвище от язычества: Аполлонов, Посейдонов, Архитриклинов, Илионский, Амфитеатров и прочее, и прочее, так говорит семинарское предание [29].

Яков Петрович Нерехотский женился на дочери тетеринского диакона Иоанна Алексеева Дарье и 8 ноября 1778 года был рукоположен в священника [30].

В браке священника Якова Петровича Нерехотского и Дарьи Ивановны и родился будущий историк, этнограф, археолог, статистик и краевед – протоиерей Михаил Яковлевич Диев.

Супруга Якова Петровича Дарья Иванова, дочь диакона Успенской церкви села Тетеринского, была благочестивой набожной девицей из рода тетеринских церковников. Этот род известен в селе Тетеринском с середины XVII века. Дед Дарьи Ивановны Алексей Федорович в 1742 году был посвящен во диакона в село Тетеринское строителем каменной тетеринской Успенской церкви епископом Львом (Юрловым). Его дядя Василий Степанович (родной брат отца) был старостой тетеринской монастырской вотчины [31]. У Алексея Федоровича и Феклы Васильевны [32] имелось три сына: Стефан, Иоанн и Петр.

Стефан женился на дочери священника села Федоровского отца Андрея Иванова, принявшего монашество с именем Антоний и бывшего последним игуменом Сыпанова монастыря, закрытого 31 декабря 1764 года [33].

Иерей Стефан славился во всей округе своим хлебосольством и щедростью к бедным и сиротам. Прихожане почитали его как родного отца за его ум и честную жизнь. За свое благоразумие отец Стефан часто приглашался на все земские советы, заведовал земщиной и «управлял всею вотчиною» [34].

Петр Алексеевич был причетником в посаде Большие Соли.

Иван Алексеевич унаследовал от своего отца диаконское место в селе Тетеринском. У диакона Иоанна и его супруги Марии Ивановны было четверо детей: старшая Дарья – мать отца Михаила Диева; Иоанн, скончавшийся в младенчестве; Екатерина и младший сын Петр. Екатерина Ивановна была грамотной набожной девицей, «жизни кроткой», но с физическим изъяном – имела горб. Она любила вставать раньше всех и по нескольку часов ежедневно молилась и читала Псалтырь [35]. Петр Иванович был известным священником, обладавшим немалым авторитетом не только на Костромской земле, но и за ее пределами. Он прославился как благоукраситель тетеринской церкви, ученый, писатель, преподаватель, церковный администратор, архимандрит, миссионер и строитель храмов у архангелогородских самоедов, без остатка отдавший себя служению Богу и Православной Церкви.

Весной 1784 года в течение шести недель скончались все священнослужители Успенской церкви села Тетеринского. Сначала преставился диакон Иоанн (тесть отца Якова Нерехотского, дед отца Михаила Диева), через некоторое время скончался священник Стефан Семионов, а вслед за ним второй священник Петр Рябков. На место Рябкова был посвящен из нерехтской Владимирской церкви диакон Александр Флоренский. Священническое место Стефана Семионова оставлено за его сыном Иваном Аменитским, а диаконское место – за Петром Агриколянским. Из-за того, что Иван Аменитский и Петр Агриколянский должны были закончить семинарию лишь в 1791 году, на вакантные места были временно назначены священнослужители. На вакансии диакона костромским епископом Павлом (Зерновым) было дозволено служить заштатному престарелому священнику Алексею Федоровичу (родителю покойного диакона Иоанна), а на вакансию второго священника был назначен иерей Яков Нерехтский. Священник Яков должен был служить в праздничные и «высокоторжественные» дни в Воскресенской церкви города Нерехты, а в будни совершать богослужения в Успенской церкви села Тетеринского.

Очевидно, что совмещать священнические должности отцу Якову пришлось продолжительное время – с 1784 по 1799 годы [36].

Примечания

1. Толстой М.В., граф. Хранилище моей памяти. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – С. 257.
2. Титов А.А. Биографический очерк протоиерея Михаила Диева с приложением его писем к Ивану Михайловичу Снегиреву 1830–1857 // Материалы для истории Общества истории и древностей Российских. Переписка гг. действительных членов общества (1830–1876). Собраны членом-соревнователем А.А. Титовым. 1887. – С. 10.
3. Резанова Н.Г. Документы семьи М.Я. Диева: каталог // Сообщения Ростовского музея. Вып. XXI. – Ростов, 2016. – С. 253.
4. Изотов А.Б. Историографическое наследие Михаила Яковлевича Диева (1794–1866 гг.). Автореферат. – СПб., 2012. – С. 3.
5. Пятые Диевские чтения. Материалы и доклады участников межрегиональной конференции (3 ноября 2009 г., Нерехта) / под ред. О.А. Годуновой, В.Е. Николаева. – Нерехта, 2012. – С. 44–65.
6. Кастальева Т.Б. История жизни ученого протоиерея Михаила Диева, рассказанная им самим. – М.: Издательство ООО «НТЦ Форум», 2008.
7. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 212.
8. Назаретский Иоанн, священник. Сказание о находящихся в Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями святых икон Божией Матери, именуемых «Владимирскими». – Кострома, 1887. – С. 5.
9. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 212.
10. В женских монастырях могли служить только представители белого (женатого, не монашествующего) духовенства. К примеру, Стоглавый собор определил, что «в монастыре, в котором живут монахини, должны служить женатые священники, а монахам в таком монастыре жить нельзя» (гл. 82).
11. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 212об.
12. Назаретский Иоанн, священник. Указ. соч. – С. 13.
13. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 213об.
14. Псаломщик, головщик у певчих.
15. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 154об.
16. Там же. Л. 213 об.
17. Там же.
18. Кастальева Т.Б. Записки протоиерея Михаила Диева о себе самом / Пятые Диевские чтения. Материалы и доклады участников межрегиональной конференции (3 ноября 2009 г., Нерехта) / под ред. О.А. Годуновой, В.Е. Николаева. – Нерехта, 2012. – С. 12
19. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 154об.
20. Там же. Л. 214об.
21. Овдовев, отец Стефан принял монашество с именем Селарий (Саверий) и служил молебны в часовне у чудотворного образа Знамения Богоматери в Ярославле. Скончался он 24 августа 1776 года после болезни в доме своего зятя священника Петра (ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 214об).
22. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 148.
23. Кастальева Т.Б. Записки протоиерея Михаила Диева… – С. 13.
24. Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М.: Студия «Тритэ», Российский архив, 1999. – С. 413.
25. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991. – С. 99–100.
26. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 169.
27. Там же. – Л. 150об.
28. Успенский Б.А. Социальная жизнь русских фамилий // Унбегаут Б.О. Русские фамилии. – М., 1989. – С. 361–362.
29. Сергеев-Ценский С.Н. Собрание сочинений в 10 тт. – М., 1955. – Т. II. – С. 470.
30. ОР РНБ. Ф. 775 (А.А. Титов). Д. 4666. Л. 169.
31. Диев М.Я. Исторические сведения о селе Тетеринском, что близ города Нерехты. Сведения о роде блаженныя памяти матери моей Дарии Ивановны, уроженки села Тетеринского, что близ г. Нерехты. – Рукопись. 1856 г. – Л. 22.
32. Из рода Буториных – крестьян села Тетеринского.
33. Диев М.Я. Исторические сведения о селе Тетеринском… – Л. 25об.
34. Там же. – Л. 27.
35. Там же. – Л. 29об.
36. Резепин П. Тетеринские священники / Губернский дом. Историко-краеведческий и литературный альманах. Кострома, 2014. – № 3 (96). – С. 87.

См. следующую часть 2