Статьи митрополита Ферапонта по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
- Древний лик чудотворного образа [интервью] // Губернский дом : Историко-краеведческий и литературный журнал. – 2021. № 4 (125). С. 13–19.
- К вопросу о существовании «летописи Ипатьевского монастыря» // Ипатьевский вестник. – 2022. № 4. С. 44–58.
- Кострома, 1979 год: тайный визит Патриарха к Феодоровской иконе // Ипатьевский вестник. – 2020. № 4. С. 19–23.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале XX века (1901–1917) (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 1 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 1. С. 49–68.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 2 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 2. С. 37–56.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 3. Окончание // Ипатьевский вестник. – 2021. № 3. С. 50–74.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 1 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 4. С. 45–62.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 2 // Ипатьевский вестник. – 2022. № 1. С. 50–68.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 3. Окончание // Ипатьевский вестник. – 2022. № 2. С. 42–74.
- Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Часть 1 // Богословский вестник. – 2022. № 1 (44). С. 144–165.
- Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Часть 2 // Богословский вестник. – 2022. № 2 (45). С. 204–222.
- Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век) // Богословский вестник. – 2020. № 3 (38). С. 280–293).
- Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. – 2020. № 1 (36). С. 202–224.
- Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX–XX веках (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX–XX веках // Ипатьевский вестник. – 2022. № 3. С. 47–61.
- Феодоровская икона Пресвятой Богородицы : Краткий исторический очерк. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2020. – 96 с.
- Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в XII–XVI веках: факты и гипотезы (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Шествие московского посольства 14 марта 1613 г. в Ипатьевский монастырь: версии события // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. Т. 28. № 1. С. 21–25.
Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский
Традиция принесения
чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
в города Галич и Буй в XIX–XX веках
В статье, основанной на ранее опубликованных работах автора («Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке» и «Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале XX века (1901–1917)»), излагается история одного из самых ярких и значимых событий церковного года в Костромской епархии второй половины XIX – начала XX века, принесения Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй; ежегодное путешествие чудотворного образа начиналось в праздничные послепасхальные дни и завершалось возвращением святыни в Кострому перед днем Святой Троицы. Приводятся свидетельства участников событий и тексты официальных документов, в том числе материалы, выявленные автором статьи в архивных фондах Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург).
Почитание чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, пребывающей в Костроме с XIII века, на протяжении столетий находило свое выражение в различных благочестивых установлениях и традициях. В частности, святыню выносили из Успенского собора Костромского кремля на общегородские крестные ходы, именовавшиеся также генеральными – поскольку в этих ходах (совершавшихся ежегодно по одним и тем же случаям) участвовало все городское духовенство и при этом они имели «общественное значение» [4, с. 5]. Такие церковные шествия собирали буквально все православное население «колыбели Дома Романовых». Ключарь Успенского кафедрального собора Костромского кремля, известный церковный историк и краевед протоиерей Павел Островский (дядя знаменитого драматурга А.Н. Островского) свидетельствовал: «Вообще пламенное усердие граждан Костромы и окрестных ее жителей к совершению общественных молитвословий очень верно выражают наши крестные ходы. Отрадно для сердца сказать об них без преувеличения, что не быть в крестном ходу по какой-либо крайности считается горьким лишением для того, кто принужден обстоятельствами остаться на это время дома; ни чрезвычайная пыль при удушливом жаре, ни дождь при ненастной погоде не в состоянии сократить в крестных ходах обычное множество усердных богомольцев» [7, с. 141]. Кроме того, чудотворный образ Царицы Небесной приносили на храмовые праздники церквей Костромы (до пятидесяти раз за год) и в дома горожан для совершения молебнов «по какому-либо случаю – радостному или скорбному, в ожидании ли святой помощи против грозящей беды, или в благочестивое знамение глубокой благодарности за благодеяния, на них явленные, или для освящения начала доброго дела и благопоспешения его» [7, с. 142]. А в 1861 году к этим традициям добавилось новое установление, ставшее вскоре одним из главных событий церковного года в Костромской епархии: принесение Феодоровской иконы Божией Матери в город Галич (а несколько позднее – и в город Буй). Теперь уже не только граждане Костромы, но и многие жители Костромской губернии получили возможность должным образом почтить великую святыню, торжественно встретить ее в своих приходских храмах и домах.
…
Читать далее – полный текст статьи, скачать PDF (0,3 Mb)
Опубликовано 16.03.2021