Статьи митрополита Ферапонта по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери

 

 

 

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский

 

Традиция принесения
чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
в города Галич и Буй в XIX–XX веках

 

В статье, основанной на ранее опубликованных работах автора («Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке» и «Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале XX века (1901–1917)»), излагается история одного из самых ярких и значимых событий церковного года в Костромской епархии второй половины XIX начала XX века, принесения Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй; ежегодное путешествие чудотворного образа начиналось в праздничные послепасхальные дни и завершалось возвращением святыни в Кострому перед днем Святой Троицы. Приводятся свидетельства участников событий и тексты официальных документов, в том числе материалы, выявленные автором статьи в архивных фондах Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург).

Почитание чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, пребывающей в Костроме с XIII века, на протяжении столетий находило свое выражение в различных благочестивых установлениях и традициях. В частности, святыню выносили из Успенского собора Костромского кремля на общегородские крестные ходы, именовавшиеся также генеральными – поскольку в этих ходах (совершавшихся ежегодно по одним и тем же случаям) участвовало все городское духовенство и при этом они имели «общественное значение» [4, с. 5]. Такие церковные шествия собирали буквально все православное население «колыбели Дома Романовых». Ключарь Успенского кафедрального собора Костромского кремля, известный церковный историк и краевед протоиерей Павел Островский (дядя знаменитого драматурга А.Н. Островского) свидетельствовал: «Вообще пламенное усердие граждан Костромы и окрестных ее жителей к совершению общественных молитвословий очень верно выражают наши крестные ходы. Отрадно для сердца сказать об них без преувеличения, что не быть в крестном ходу по какой-либо крайности считается горьким лишением для того, кто принужден обстоятельствами остаться на это время дома; ни чрезвычайная пыль при удушливом жаре, ни дождь при ненастной погоде не в состоянии сократить в крестных ходах обычное множество усердных богомольцев» [7, с. 141]. Кроме того, чудотворный образ Царицы Небесной приносили на храмовые праздники церквей Костромы (до пятидесяти раз за год) и в дома горожан для совершения молебнов «по какому-либо случаю – радостному или скорбному, в ожидании ли святой помощи против грозящей беды, или в благочестивое знамение глубокой благодарности за благодеяния, на них явленные, или для освящения начала доброго дела и благопоспешения его» [7, с. 142]. А в 1861 году к этим традициям добавилось новое установление, ставшее вскоре одним из главных событий церковного года в Костромской епархии: принесение Феодоровской иконы Божией Матери в город Галич (а несколько позднее – и в город Буй). Теперь уже не только граждане Костромы, но и многие жители Костромской губернии получили возможность должным образом почтить великую святыню, торжественно встретить ее в своих приходских храмах и домах.

Читать далее – полный текст статьи, скачать PDF (0,3 Mb)

Опубликовано 16.03.2021