КОСТРОМСКОЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК
Номера КЕВ в формате PDF:
1917 – ИЮЛЬ:
№№ 1, 2-3
1917 – АВГУСТ:
№№ 4, 5-6, 7
1917 – СЕНТЯБРЬ:
№№ 8-9, 10-11
1917 – ОКТЯБРЬ:
№ 12-13, 14-15
1917 – НОЯБРЬ:
№№ 16-17, 18-19
1917 – ДЕКАБРЬ:
№№ 20-21, 22
Пояснения
«Костромской церковно-общественный вестник» – официальный печатный орган Костромской епархии с июля 1917 до начала 1918 года (ранее, в 1885-1917 годах, журнал именовался «Костромские епархиальные ведомости»).
Сохранив внешнее оформление и структуру «Ведомостей» (деление на официальный и неофициальный отделы и т.п.), «Вестник» в публикациях его неофициального отдела был скорее общественно-политическим, чем собственно церковным изданием.
Такое направление журнала во многом определялось позицией его соредактора священника Николая Бобровского, статьи которого под псевдонимом «С.Н.Б.» регулярно публиковались в «Вестнике».
Приведем здесь биографическую справку об отце Николае Бобровском, извлеченную из монографии архиепископа (ныне митрополита Астанайского и Казахстанского) Александра «Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям» (Кострома, 2001):
«Николай Бобровский родился в 1883 году в прославленном подвигом Ивана Сусанина селе Домнино Буйского уезда. Его дедом был протоиерей А. Домнинский, представитель старинного священнического рода и известный краевед, первым обнаруживший в Домнине место погребения Ивана Сусанина. Отец Николая, священник Иоанн Бобровский, муж дочери протоиерея А. Домнинского, прослужил в Домнине несколько десятилетий. Окончив в 1903 году Костромскую духовную семинарию, Николай Бобровский более десяти лет работал сельским учителем. Если верить его анкете, сохранившейся в деле архиепископа Никодима, с 1904 по 1910 год он являлся членом РСДРП, но вышел из партии добровольно (думается, что дело так и обстоит – вряд ли для отца Николая имело смысл приписывать себе членство в партии, которую он потом по доброй воле покинул). В сан священника Бобровский был рукоположен незадолго до революции, в августе 1916 года. После февральской революции мутная революционная волна высоко вознесла бывшего члена РСДРП. Активный участник всех епархиальных съездов той поры и приверженец лозунгов церковного обновления, в июне 1917 года молодой священник стал соредактором (а фактически – редактором) «Костромских епархиальных ведомостей», преобразованных в «Костромской церковно-общественный вестник», на страницах которого отец Николай много и страстно выступал. Он пытался создать союз духовенства «прогрессивного направления», затем предпринимал безуспешные попытки вначале стать депутатом от Костромской епархии на Поместный Собор 1917 года, а впоследствии – попасть в партийный список № 5 («Духовенство и миряне») при выборах в Учредительное собрание. После октябрьской революции карьерное продвижение отца Николая прекратилось; весной 1918 года «Костромской церковно-общественный вестник» был закрыт, а сам отец Николай дважды – в 1918 и 1923 годах – ненадолго подвергался аресту. В двадцатые годы он служил в различных храмах Костромы и в 1932 году стал личным секретарем святителя Никодима [архиепископа Костромского и Галичского в 1932-1936 годах].
На показаниях «свидетеля Н. Бобровского» в основном строились обвинения, выдвинутые против архипастыря после его очередного ареста в конце 1936 года. В 1937-1938 годах, когда расстрелу подверглись почти все священники, так или иначе соприкасавшиеся со святителем Никодимом, его личный секретарь даже не был арестован. Стоит ли удивляться, что старейший священнослужитель Костромской епархии схиархимандрит Серафим (Борисов), рукоположенный владыкой Никодимом в сан иеродиакона, в своих воспоминаниях, охарактеризовав отца Николая как «человека злого и грубого», говорит о возможности его связи с НКВД?.. Благополучно пережив годы террора, впоследствии протоиерей Николай Бобровский умер своей смертью в 1958 году…»
(Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский.
Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001, с. 244-245)
Как и у «Епархиальных ведомостей», номер «Костромского церковно-общественного вестника» состоял из двух частей – официального и неофициального отделов, каждый из которых имел собственную нумерацию страниц. Первоначально «Вестник» планировался как еженедельное издание, однако большинство его номеров в 1917 году выходили сдвоенными, соответственно – один раз в две недели.
Страницы из комплекта журнала, оставшиеся пустыми (офиц. отдел – 26, 60, 70, 82, 88, 96, 100; неофиц. отдел – 30, 89, 111, 135), в нашу публикацию не включались. В трех случаях (неофиц. отдел, с. 156, 212, 234) страницы с одним и тем же номером (видимо, по недосмотру типографии) дублируются – одновременно используются в разных номерах журнала.
В указателе статьи, материалы и заметки обозначаются так.
Публикации пронумерованы в хронологическом порядке, общем для официальной и неофициальной частей. После порядкового номера публикации, если она подразумевает авторство, курсивом указан автор (точно так, как он обозначен в тексте) или отмечено [Б/а] – «без автора». Далее приводится название публикации: если оно имеется в самом тексте, то без дополнительных обозначений; если же названия нет (у заметок, новостей и т.п.) – в квадратных скобках приводится условное название, данное публикатором. Для рубрик журнала («Объявления» и т.п.) их название без квадратных скобок, как правило, предшествует заглавию публикации. Сокращения, имеющиеся в заголовках, как правило, раскрываются.
После указания на материал во многих случаях с новой строки курсивом приводятся пояснения и замечания публикатора, а для материалов неофициальной части – и цитаты из текстов статей.
При ссылках на публикации КЦОВ имеет смысл указывать и дату издания выпуска. Эта дата имеется в заглавии номера; ее можно посмотреть в перечне номеров, приведенном ниже.
(по частям, официальной – Оф. – и неофициальной – Неоф.), страниц и номеров статей указателя (в квадратных скобках)
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Материал к публикации подготовили:
старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Анна Семенова;
Валерий Шаталов.