К оглавлению   

Скачать книгу в формате PDF

(с. I) 

ПРИЛОЖЕНИЯ

к сочинению «Богоявленско-Анастасиин монастырь».

I. (к 10-й странице).

Описание древнего Богоявленского храма в писцовых книгах [1] города Костромы 1628–1630 годов (с листа 634-го).

«На Костроме на посаде в Богоявленском монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о пяти верхах на большем подклете. А в церкви образов местных: образ Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обложен серебром басмами, венец серебряный чеканен, на подзорех финифть, у венца шестнадцать камешков венис и бирюз, а цата серебряна золочена. Да у Богоявления ж икона воротная Рождество Христово, обложена золотом сканным, а в ней четыре камня, да четыре бирюзы, да крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас нерукотворенный, да на пробоях два жемчуга бурмицкие; приложила тот крест великая государыня старица инока Марфа Ивановна; пелена у Богоявления бархат цветной с золотом, оклад у пелены бархатец цветной; крест камки белой; перед Богоявлением свеча местная вощаная полтретья пуда, надсвещник оловянный. Образ Воскресение Христово, а у него венец серебряный золоченый и цата панагия на кости; воскресение Христово обложено серебром сканью, а в ней четыре жемчуга да четыре вениски; пелена олтабаз золотной с зеленым шелком, обложена бархатцем, а перед ним свеча деревянная навожена травы красками; надсвещник оловянный. Образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, а у него панагия резная на кости воплощение Пресвятыя Богородицы обло(с. II)жена серебром, золочена, в окладе девять камешков, да у Архангела панагия образ Пречистыя Богородицы с Предвечным Младенцем резная, шея обложена серебром сканью с финифтью; пелена бархат цветной с золотом, перед Благовещением свеча деревянная навожена краски; надсвещник оловянной. Образ Успение Пресвятыя Богородицы с чудесы в киоте. Над успенскими дверьми у успенских дверей образ Никола Чудотворец с деянми; пелена у образа изъярь желта; Деисус в церкви стоящий, пятнадцать икон да два столпника, а в другом поясу Владычних праздников осмнадцать икон, а в третьем поясу образ Пречистыя Богородицы, воплощение, да четырнадцать икон пророков, а в четвертом поясу Отец Саваоф, да праотцев семнадцать икон. Двери царские резные с сенью. Против праваго клироса образ Пречистыя Богородицы Феодоровския в киоте, обложен серебром басмами золочен, венец сканной с финифтью, цата резанная серебряная золочена, а в венце пять венис турских, да два токовика, а у Архангелов венцы резные, а в них две бирюзы, да четыре вениски; пелена бархат червчат цветной обложена бархатом. Крест аналойной обложен серебром сканью. По левой стороне царских дверей образ местной Неопалимыя купины обложен серебром басмами золочен, венец у Пречистыя и у Спаса серебрян чеканен золочен с финифтью на подзоре, а в них восемь камешков разнаго цвета. Да у того же образа панагия резаная на раковине, обложена серебром сканью, золочена, рознята на двое. Пелена бархат цветной золотой, оклад бархатец цветной немецкой; крест камка бела; образ Спас Нерукотворенный; образ Не рыдай Мене Мати; образ вселенских учителей в одном киоте. А у Нерукотвореннаго образа икона воротная Спаса, образ резной в закрепке за хрусталем, обложен серебром же сканью золочен, а в нем три жемчуга, да две вениски. Да у образа: Не рыдай Мене Мати икона воротная, резаная на серебре, Спасова же; образ обложен серебром сканью золочен и в нем два литики лазоревы, да вениска, пелена (с. III) олтабаз золотной с зеленым шелком, обложена бархатом немецким; крест камка белая. Образ Успение Пречистыя Богородицы со облачными апостолы, а у Успения икона воротная; образ Живоначальныя Троицы литой серебрян, обложен серебром сканью золочен, во главе жемчуг, по углам четыре вениски, пелена бархат цветной с золотом, обложена бархатом цветным немецким; крест камка бела, в киоте в резном. Да перед теми образы три свечи деревянныя, на всех подсвечники оловянные ложчатые. Двери северныя, над ними Деисус в киоте; образ страстотерпец Христов Георгий с мучением в киоте, у него икона воротная панагия обложена серебром, на ней Христов мученик Никита, чеканка серебряная, пелена изъярь желта, опушена зелдень лазорева. На правом столпе образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова Апокалипсис и средним местом шестьдесят девять мест, а у него пелена атлас, а опушена тафтою гвоздичною. Да на правом же столпе под игуменским местом и над крылосом образ: Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его, да образ: Почи Господь от дел Своих, в одном киоте на красках; образ: С нами Бог разумейте; образ: «Что Тя наречем Обрадованная» на краске в одном киоте. Позади праваго столпа образ Живоначальныя Троицы с бытейсками притчами, да в том же киоте двенадцать образов миней месячных, а все образы на золоте, а киот писан по сусальному золоту травы; пелена кушашная шелковая с золотом, обложена, камка цветная, крест зелдень лазорева, а перед ним свеча деревянная навожена красками, подсвещник оловянный ложчатый. На левом столпе образ Пришествие Господа Бога и Спаса нашего, а киот писан по сусальному золоту травы, пелена изъярь желта, опушена зелдень лазорева. На том же столпе над клиросом образ: Верую во единаго Бога, образ: Величит душе Моя Господа на краске в одном киоте, а киот писан по сусальному золоту, образ московских чудотворцев с деянием; образ: Беседа трех святителей вселенских учителей на краске в одном киоте, а киот пи(с. IV)сан по сусальному золоту. Позади леваго столпа образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския на празелени, а киот писан по сусальному золоту, вверху надписано: Достойно есть; по углам четыре евангелиста, по полям праздники Богородичные; пелена кушашная шелковая с золотом, обложена камочка цветная; крест зелдень лазорева, а перед ним свеча древяная навожена красками, подсвещник оловянной ложчатый. Да на тябле над местными образ Пятницы, икон праздников Владычных и Богородичных и избранных святых пятьдесят пять икон. Да киот сделан к праздничным иконам, что кладутся на налой, обложен серебром басмами. Да в церкви ж в олтаре образов окладных пядниц: образ Пречистые Богородицы Владимирския обложен серебром басмами с трубами, венец и коруна серебряна сканная золочена с каменьями, а прикладу два креста резных обложены серебром сканью с камешки; да образ Пречистыя Богородицы обложен серебром басмами, венец и коруна золочена с каменьем и с жемчуги. Образ Пречистыя Богородицы с Предвечным Младенцем пядница в киоте обложен серебром басмами золочен, венец серебрян, сканной с финифтью на подзорех, а в венце раковина, да два червца, поднизь и ожерейлицо низано жемчугом, серешки по два жемчужка, колечки серебряны золочены, а в Спасове венце жемчуг же да бирюска обнизь жемчужная, а на полях Пятница, да Екатерина, да Варвара, да Ульянея; венцы серебряны сканные, золочены с финифтью, а на затворах Воздвижение Честнаго Креста, да Предтеча Иоанн, чудотворец Николай, Алексей митрополит, Григорий чудотворец, Пафнутий Боровский, мученица Ульянея, Косма и Дамиан, мученица Настасия, венцы серебряные сканные с финифтью. Образ Пречистыя Богородицы Казанския обложен серебром басмами золочен, да образ Шестодневец обложен серебром басмами золочен. Образ во облацех Спас, а в молении Зосима и Савватий соловецкие чудотворцы, обложен серебром басмами золочен, венцы и цаты резные золочены. Образ Пречистыя Богородицы с Предвечным Младен(с. V)цем обложен серебром золочен. Образ Николы чудотворца складни невелики обложен серебром басмами золочен. Образ Воскресение Христово; образ «О Тебе радуется»; образ Пречистыя Богородицы с Предвечным Младенцем и иные стоящие святые в два пояса. Образ Николы чудотворца обложен серебром басмами золочен, венцы у трех икон серебряны резные с финифтью золочены, а у Николина образа венец басмами серебрян-же золочен. Образ московских чудотворцев: Петра, Алексея и Ионы обложен серебром басмами золочен; венцы и цата серебряные сканные с финифтью золочены. Образ обретение Иоанна Предтечи в четверть обложен серебром басмами. Образ Михаила Малеина, в облаце Спас, обложен серебром басмами золочен, венец резной золочен. Образ Пречистыя Богородицы Умиление обложен серебром басмами золочен. Образ Пречистыя Богородицы Владимирския на празелени писан твореным золотом в ризах, да у него крест серебрян золочен, на нем Распятие страсти Христовы, чепочка серебряна, в киоте, а киот писан по сусальному золоту, а на полице писано Отечество. Образ Николы чудотворца обложен серебром басмами золочен, венец и гривна басмяны. Образ Спас на престоле со святыми обложен серебром басмами золочен, а у Спасова образа и у святых двенадцать венцов чеканных с финифтью. Да образ Пречистыя Богородицы со Умилением обложен серебром басмами золочен. Образ Пречистыя Богородицы Одигитрии обложен серебром басмами золочен. Образ Спас Нерукотворенный вверху, по углам два Покрова Пресвятыя Богородицы, обложен серебром басмами золочен, образ Пресвятыя Богородицы обложен серебром басмами золочен, венец сканной с финифтью. Образ Пресвятыя Богородицы Умиление обложен серебром басмами золочен, венец басмян же. Образ Николы чудотворца обложен серебром басмами золочен, по углам Спас и Пречистая, венцы у Спаса и Пречистыя сканные. Образ Ивана Богослова обложен серебром басмами золочен, венец басмян. Образ Бориса и Глеба на одной дске, (с. VI) во облацех Спас, обложен серебром басмами золочен, венец басмян же; образ ангела обложен серебром басмами золочен, а у этого образа и у ангелов венцы сканные, пелена у него камка голубая, крест обнизан жемчугом, кайма письмо шито серебром. Образ Пресвятыя Богородицы обложен серебром басмами золочен, венец сканный, а у него пелена, образ Пресвятыя Богородицы шит по червчату атласу, около венца подписныя слова, обнизан жемчугом, по краям у пелен шиты слова серебром. Образ Пречистыя Богородицы Казанской обложен серебром басмами золочен, венец басмян, пелена камка голубая, низан крест жемчугом. Образ Гурия и Самона и диакона Стефана обложен серебром басмами золочен, венцы басмяные. Образ Пресвятыя Богородицы Казанския в киоте обложен серебром басмами, золочен, венец сканный, убрусец и ожерелейцо жемчужное, ряс(н)ы и серешки жемчужные. Образ Рождество Пресвятыя Богородицы в киоте обложен серебром басмами золочен, венчики сканные, а во облаце Спас. Образ Николы Чудотворца в киоте обложен серебром золочен, венец и цата чеканные, а около венца две веревочки жемчужныя. Образ Спас Емануил в киоте окладной, оклад чеканный, венец чеканен, а на полях Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский, а венчики резные золочены. Образ Благовещение Пресвятыя Богородицы в киоте обложен серебром басмами золочен, а венчики резные, а в них по три камешка. Образ Николы Чудотворца в четверть в киоте обложен серебром басмами. Образ Введение Пресвятыя Богородицы обложен серебром золочен, по полям святые, а венчики на них сканные. Образ Благовещение Пречистыя Богородицы и Воскресение Христово со святыми, поля обложены серебром, золочены. Образ складенки невеликие Пречистыя Богородицы, на другой дске Никола Чудотворец, обложены серебром сканные золочены. Образ Пречистыя Богородицы обложен серебром басмами золочен, венцы басмянные. Образ Николы Чудотворца в четверть обложен серебром басмами, золочен. Образ Деисус Спасов и Пресвятыя Бого(с. VII)родицы и Предтечев, да апостолы Петр и Павел, да Архангелы Михаил и Гавриил, семь икон обложены медью золочены, да на стенах Спасовы образы пядницы на золоте четырнадцать икон, да Пресвятыя Богородицы двадцать четыре иконы, да Чудотворца Николы тринадцать икон, да разных святых двадцать две иконы»… 

Далее с 646 листа по 697-й следует подробное описание утвари церковной, свящ[енных] одежд и богослужебных книг и краткое известие о колокольне, других храмах Богоявленского монастыря и о земельных вкладах.

 

Примечание И.В. Баженова

(с. I)

1. См. в архиве Костромской губернской ученой архивной комиссии. 


Предыдущая глава

Следующая глава