Статьи митрополита Ферапонта по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
- Древний лик чудотворного образа [интервью] // Губернский дом : Историко-краеведческий и литературный журнал. – 2021. № 4 (125). С. 13–19.
- К вопросу о существовании «летописи Ипатьевского монастыря» // Ипатьевский вестник. – 2022. № 4. С. 44–58.
- Кострома, 1979 год: тайный визит Патриарха к Феодоровской иконе // Ипатьевский вестник. – 2020. № 4. С. 19–23.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале XX века (1901–1917) (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 1 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 1. С. 49–68.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 2 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 2. С. 37–56.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 3. Окончание // Ипатьевский вестник. – 2021. № 3. С. 50–74.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 1 // Ипатьевский вестник. – 2021. № 4. С. 45–62.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 2 // Ипатьевский вестник. – 2022. № 1. С. 50–68.
- Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в начале ХХ века. Часть 3. Окончание // Ипатьевский вестник. – 2022. № 2. С. 42–74.
- Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Часть 1 // Богословский вестник. – 2022. № 1 (44). С. 144–165.
- Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Часть 2 // Богословский вестник. – 2022. № 2 (45). С. 204–222.
- Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век) // Богословский вестник. – 2020. № 3 (38). С. 280–293).
- Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. – 2020. № 1 (36). С. 202–224.
- Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX–XX веках (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX–XX веках // Ипатьевский вестник. – 2022. № 3. С. 47–61.
- Феодоровская икона Пресвятой Богородицы : Краткий исторический очерк. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2020. – 96 с.
- Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в XII–XVI веках: факты и гипотезы (на сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека»).
- Шествие московского посольства 14 марта 1613 г. в Ипатьевский монастырь: версии события // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. Т. 28. № 1. С. 21–25.
Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский
Материалы по истории
чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля
в начале XX века
(1901–1917)
От автора. В данной статье, как и в опубликованной ранее подборке материалов по XIX веку, приводятся в хронологическом порядке тексты из различных источников, собранные автором для написания книги о Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
Все даты в тексте приводятся по старому стилю, сокращения раскрываются без дополнительных оговорок или (при их возможной неоднозначности) посредством квадратных скобок, пояснения автора выделены квадратными скобками. Цитирование производится преимущественно в согласии с современными нормами орфографии и пунктуации.
Начало XX века стало временем проявления особого интереса различных слоев российского общества к истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и к связанным с ней темам – в частности, к истории Костромского кремля и его Успенского собора. Конечно, немалую роль в этом сыграл грядущий (в 1913 году) юбилей 300-летия царствования Дома Романовых, однако внимание общественности к прошлому костромской святыни отнюдь не ограничивалось временем после 1613 года. И символичным видится то, что новый XX век начался с весьма неординарного события – установления в Костроме особого гражданского праздника 16 августа, в день явления чудотворного образа на Запрудне князю Василию Ярославичу (напомним, что в то время с церковной точки зрения данное празднование было скорее местночтимым и по всем параметрам уступало торжеству 14 марта, установленному в память воцарения Михаила Феодоровича Романова).
Еще в 1900 году, на исходе XIX столетия, Костромская городская дума выступила с инициативой: установить 16 августа, в праздник явления Феодоровской иконы Божией Матери, в городе Костроме неприсутственный день – то есть по сути гражданский праздник, выходной день для государственных учреждений и учебных заведений. Костромской губернатор, основываясь на ходатайстве думцев, направил два представления по этому поводу министру внутренних дел в Санкт-Петербург, и началось движение бумаг по ведомствам. Министерство внутренних дел затребовало отзывы по этому предложению от министерства народного просвещения, министерства юстиции и от Святейшего Синода. 26 января 1901 года Синод принял по данному поводу определение за № 338, высочайше утвержденное 7 февраля:
«Обсудив ходатайство Костромской городской думы об установлении в городе Костроме 16 августа, в праздник явления Феодоровской иконы Божией Матери, неприсутственного дня, Святейший Синод определяет: предоставить г[-ну] синодальному обер-прокурору уведомить министра внутренних дел, что со стороны Святейшего Синода не встречается препятствий к удовлетворению вышеизъясненного ходатайства Костромской городской думы» [1].
…
Читать далее – полный текст статьи, скачать PDF (0,8 Mb)
Опубликовано 25.12.2020