Г.И. Угрюмов. Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Картина конца XVIII века.

27 марта (14 марта по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, установленное в память о событиях 14 марта 1613 года.

В этот день в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре состоялось призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Прибывшее из Москвы в Кострому посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на царство, ранним утром 14 марта пришло в Костромской кремль и, совершив в Успенском соборе молебен, вместе с костромичами, взяв с собой чудотворную Феодоровскую икону Богоматери и принесенные из Москвы святыни, отправилось в Ипатьевскую обитель к пребывавшим там Михаилу Феодоровичу и его матери инокине Марфе. Долгое и сначала безрезультатное умоление матери и сына Романовых дать согласие на соборное избрание наконец увенчалось успехом при обстоятельствах, непосредственно связанных с Феодоровским образом Пресвятой Богородицы – что и послужило основанием для установления особого церковного празднования в честь главной костромской святыни.

В грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 марта 1616 года «на Кострому стольнику нашему и воеводам» уже говорится о традиции привозить из костромского Успенского собора в Москву к царю «праздничные святые воды» (то есть святую воду, освященную в день праздника) «успенские и зимою Пречистые Богородицы чудотворнаго образа Федоровские», при этом второе указание несомненно относится к празднованию 14 марта. По обычаю, установленному царем Михаилом Феодоровичем и его родителями – патриархом Филаретом и инокиней Марфой, в придворной Богородице-Рождественской церкви Московского Кремля 14 марта служба совершалась по уставу праздника Благовещения, то есть (несмотря на дни Великого поста) служилась Божественная литургия святителя Иоанна Златоустого. Эта традиция соблюдалась и в Костроме, прежде всего в Успенском соборе Костромского кремля.

Богослужения в костромских храмах и монастырях первоначально совершались 14 марта по тексту специальной службы в честь Феодоровской иконы Богоматери, составленной вскоре после 1613 года; этот текст сохранился до нашего времени в многочисленных рукописных списках. В 1777 году епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов) представил на рассмотрение Святейшего Синода текст новой службы на 14 марта, составленной костромским протоиереем Иоанном Красовским-младшим (его отец, также протоиерей Иоанн Красовский, служил в Успенском соборе Костромского кремля и во время пожара 1773 года вынес чудотворную Феодоровскую икону Богоматери из охваченного огнем собора). Святейший Синод скорректировал текст, одобрил его для издания, и в 1778 году новая служба в честь костромской святыни была напечатана в Московской синодальной типографии тиражом 4600 экземпляров. Второе издание службы вышло в 1848 году тиражом 600 экземпляров; средства для этого выделил костромской уроженец Платон Васильевич Голубков, известный предприниматель и благотворитель. А в 1853 году по решению Государственного совета 14 марта стало в Костроме «неприсутственным днем», то есть гражданским праздником.

Поскольку обстоятельства участия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в событиях 14 марта 1613 года не были адекватно отражены в современных этим событиям источниках (прежде всего в широко известном «Сказании Авраамия Палицына»), некоторые исследователи высказывали сомнения по поводу роли костромской святыни при рождении новой царской династии. Однако историческая реконструкция событий 14 марта на основании всех известных нам исторических документов, предложенная митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом в опубликованной в 2022 году статье «Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году», обоснованно разрешает такие сомнения и подчеркивает действительно особую, уникальную роль костромской святыни в историческом пути царского Дома Романовых. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этой статьей, опубликованной в журнале Московской духовной академии «Богословский вестник» (часть 1, часть 2).

Рекомендуем также другие размещенные на нашем сайте материалы о событиях 14 марта 1613 года и связанном с ними почитании чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери:

Служба Пресвятей Богородице, совершаемая марта в 14 день, в праздник явления чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя Феодоровския, яже во граде Костроме. – М., 1778.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Древний лик чудотворного образа [интервью] // Губернский дом : Историко-краеведческий и литературный журнал. — 2021. № 4 (125). С. 13–19.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. К вопросу о существовании «летописи Ипатьевского монастыря» // Ипатьевский вестник. — 2022. № 4. С. 44–58.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Шествие московского посольства 14 марта 1613 г. в Ипатьевский монастырь: версии события // Вестник Костромского государственного университета. — 2022. Т. 28. № 1. С. 21–25.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Гражданский статус празднований в честь Феодоровской иконы Божией Матери в XIX–XX веках в Костроме // Вестник Костромского государственного университета. — 2023. Т. 29. № 2. С. 24–28.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Вторая служба чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери // Ипатьевский вестник. — 2023. № 2. С. 60–97.

Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Костромской кремль и его святыня в истории России. (Текст доклада на пленарном заседании VI Международной научно-практической конференции «Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности. Возрождение святыни: Костромской кремль», 6 октября 2023 года).

 

Избрание на всероссийский престол царя и великого князя Михаила Феодоровича. (Художник А. Вестфален). – СПб.: Литографская мастерская Императорского общества поощрения художеств, 1913.

Источник

Посмотреть в большом размере (10,6 Mb)