И.В. Баженов

Статьи 1887–1916 годов

(книга готовится к изданию)

 

Костромской митрополией Русской Православной Церкви готовится к изданию сборник статей выдающегося церковного ученого и публициста Ивана Васильевича Баженова (1854–1920) – магистра богословия, преподавателя и секретаря правления Костромской духовной семинарии, председателя Костромского церковно-исторического общества. 

В книгу войдут статьи различной тематики, публиковавшиеся в 1887–1916 годах в журнале «Костромские епархиальные ведомости» (в некоторых случаях – печатавшиеся затем отдельными изданиями), а также приложения био-библиографического характера.

Представленные в сборнике тридцать статей, конечно, не могут исчерпать собой все публикации И.В. Баженова в епархиальном журнале, не говоря уже о полном объеме его творческого наследия (библиография печатных трудов автора войдет в состав сборника отдельным приложением). Выбор статей для этой книги обусловливался прежде всего стремлением раскрыть перед читателем разнообразность научных и общественных интересов И.В. Баженова, глубину его эрудиции, превосходную степень трудолюбия и увлеченности своим делом. Ивана Васильевича заслуженно именуют церковным историком и краеведом; но нельзя при этом забывать о его исследованиях по Священному Писанию, церковной археологии, агиографии, о его интересной, нередко актуальной и для нашего времени публицистике (вспомним хотя бы статью о кремации усопших с полемическим заголовком «Жечься или в земле тлеть?»). Поэтому точнее было бы назвать И.В. Баженова церковным энциклопедистом, одаренность которого была универсальной, а трудоспособность – поразительной.

Поскольку подготовка сборника к печати займет еще достаточное время, издатели приглашают всех лиц, интересующихся такими вопросами, принять участие в нашем проекте: ознакомиться с текстами статей И.В. Баженова, размещенными на этом сайте, внести свои поправки, высказать замечания и пожелания (письма следует направлять на e-mail редакции сайтов Костромского кремля: sob-bibl@yandex.ru ).

 

 

О проекте

При подборе материалов для сборника не затрагивались следующие сочинения Ивана Васильевича:

– работы, любопытные в контексте своей исторической эпохи, но не представляющие существенного интереса для современного читателя (в частности, библиографические заметки) или концептуально устаревшие (например, эсхатологически-естественнонаучный очерк «Конечные судьбы мира и человека» или текст произнесенной в 1916 году речи «Будущее Святой земли»);

– обширная публикация «Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII века» («Костромские епархиальные ведомости», 1899–1902 годы) – поскольку предполагается использовать этот материал для подготовки отдельного издания;

– труды по истории костромских монастырей, общий объем которых позволяет составить из них отдельный том сочинений И.В. Баженова (эта задача также уже решается).

При подготовке текстов для сборника орфография и пунктуация были приближены к нормам современного русского языка, упорядочивалось написание прописных и строчных букв, однако сохранялись и некоторые особенности авторского стиля (в том числе архаичное написание отдельных слов и выражений). Имеющиеся в текстах сокращения, как правило, раскрывались без дополнительных оговорок (при однозначности их трактовки) или с помощью квадратных скобок (при возможной неоднозначности).

Следует признать, что качество подготовки материалов к печати в епархиальном журнале конца XIX – начала ХХ века оставляло желать лучшего: в текстах имеются многочисленные ошибки набора, иногда затрагивающие и содержательную часть статей. Очевидные опечатки и ошибки мы исправлялись без комментариев, в остальных случаях – исправления сопровождались пояснениями редактора.

Наряду с типографскими недочетами определенную проблему представляет библиографический аппарат трудов И.В. Баженова. Возможно, Иван Васильевич – при удивительной продуктивности его работы – просто не успевал заниматься филигранной отделкой своих сочинений; некоторые приводимые им ссылки выглядят как заметки для памяти, понятные автору и его компетентным читателям-современникам, но не вполне очевидные для людей XXI века. Такие ссылки по возможности уточнялись редакторскими примечаниями; в некоторых случаях вслед за статьей помещается приложение со списком литературы, на которую указывает автор.

Авторские примечания к тексту вынесены в конец статьи, обозначаются цифрами в квадратных скобках. Примечания редактора (естественно, не входящие в сами тексты статей И.В. Баженова) размещены после авторских примечаний, обозначаются цифрами в фигурных скобках.

Сборник состоит из следующих разделов и статей (в скобках после названия указывается год публикации):

 

Раздел 1. Читая Священное Писание – работы И.В. Баженова по библеистике и священной истории. Особое внимание автор уделяет святому Иоанну Предтече, и это отнюдь не удивительно: ведь Иван Васильевич носил имя, нареченное ему в честь Крестителя Господня.

Хула на Духа Святого (1890)

Опыт библейского оправдания православно-церковного верования в пришествие пророка Илии пред Страшным судом Христовым (1897)

Явление Иоанна Крестителя на проповедь (1910)

Тайна воскресения многих святых в момент смерти Христовой (Мф. 27, 52—53) (1910)

Смерть Иуды предателя (1911)

Проповедь святого Иоанна Предтечи во аде (1911)

Крещение Иоанново и христианское (1914)

Раздел 2. Кострома православная – сочинения о прошлом губернского города и его духовном наследии.

Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме (1902)

Старый город Кострома в XVII–XVIII веках и судьбы его (1910)

Ипатьевский летописный список (1913)

Раздел 3. Колыбель Дома Романовых – исторические работы о начале царствования Дома Романовых и о роли Костромы в этих событиях.

Памяти князя Димитрия Михайловича Пожарского в Костромской губернии (1910)

Московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года (1911)

Где Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой нашел безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года? (1911)

Первый царь из Дома Романовых (1613–1645) (1912)

Раздел 4. Люди Божии – жизнеописания святых, а также происходившей из Костромской губернии известной подвижницы благочестия – Матренушки-босоножки. Отметим, что И.В. Баженов не случайно обратился к памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской: наряду с общецерковным значением событий 1909 года (восстановление ее почитания во святых) имя княгини Анны было особенно дорого Ивану Васильевичу как уроженцу Кашинского уезда Тверской губернии.

Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин (1890)

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1909)

Матренушка-босоножка (1916)

Раздел 5. Церковные святыни – очерки по церковной археологии.

О ризе Христовой (1893)

Честные вериги святого апостола Петра (1895)

По вопросу о древних списках с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (1910)

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме (1910–1911)

Раздел 6. Духовная школа – сочинения, повествующие как о прошлом Костромской духовной семинарии, так и о современных для автора моментах ее бытия.

Семинарский праздник (2 февраля) (1902)

Где помещалась Костромская духовная семинария? (1908)

Какие науки и как изучали костромские семинаристы в период от 1814 до 1867 года? (1911)

Патриотическая страничка из жизни костромских семинаристов (1912)

Раздел 7. Публицистика – работы, посвященные различным вопросам церковно-общественной жизни.

Положение женщины в христианстве (1887)

Начало и празднование Нового года в России (1890)

Жечься или в земле тлеть? (1908–1909)

На реке Иордане в праздник Крещения Господня (1910)

Открытие Костромского церковно-исторического общества (1912)

 

Опубликовано 18.06.2018.