Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери. Современное фото.

Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери является списком с Владимирского чудотворного образа Царицы Небесной. В уездном городе Нерехте (сейчас – районный центр Костромской области) пребывали две иконы Пресвятой Богородицы с таким названием, связанные и общими историческими обстоятельствами, и местом их хранения – Владимирской церковью, бывшим соборным храмом упраздненного Сретенского женского монастыря. Повествования об этих иконах сохранились в рукописном сборнике нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова «Рай мысленный», составленном в 1767 году (подробнее см. статью М.Д. Каган в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»: выпуск 3, часть 3, 1998 год).

Согласно первому сказанию, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю города Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где 2 мая 1634 года икону торжественно встретили жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – послужили к прославлению иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем по повелению патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Как повествует второе сказание, некая вдова Екатерина Вавилова из Ярославля, услышав о чудесах нерехтской святыни и об основании женского монастыря, пожелала пожертвовать в новую обитель запрестольный образ. В 1635 году она заказала ярославскому иконописцу Владимирскую икону Божией Матери с образами святых Кирилла и Афанасия Александрийских, преподобного Алексия, человека Божия, и великомученицы Екатерины на обороте (соименные святые заказчицы и ее родственников). Когда икона была написана, ее сначала поставили в ярославской Михаило-Архангельской церкви; от образа сразу начались исцеления, и его перенесли в более просторную церковь Благовещения. Затем по указанию митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама II икону поместили в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строители нерехтского Сретенского монастыря Иоанн Аверкиев и Антоний просили прислать «обещанную» икону в Нерехту, но ярославцы отказались отпустить чудотворную святыню – самое «драгоценное сокровище» в их городе. Лишь в 1636 году после получения грамоты от патриарха Иоасафа митрополит Варлаам приказал отправить икону в Нерехту, и 1 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (по старому стилю) – святыня была торжественно встречена нерехтчанами. Этот образ также прославился многочисленными чудесами: так, в 1644 году город Нерехта был спасен от мора.

Владимирская церковь города Нерехты в 1850 году. Рисунок из альбома Василия Турыльдина «Виды Нерехты».

На пожертвования царя Феодора Алексеевича, посетившего в 1678 году Нерехту вместе со своими братьями Алексеем и Петром по пути во Флорищеву пустынь, а затем и на пожертвования царя Петра Алексеевича при попечительстве Иоанна Аверкиева в монастыре была построена кирпичная Владимирская церковь, освященная по благословению патриарха Иоакима в 1686 году. Чудотворные иконы поместили в ее главном иконостасе. В 1764 году Сретенская обитель была упразднена и Владимирский монастырский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшие в его стенах святыни. Однако в ХХ веке, после закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы, обе иконы бесследно исчезли. Казалось, единственной памятью об этих святынях остались исторические повествования, сохраненные как в рукописях, так и в печатных изданиях – например, в изданной в Костроме в 1887 году брошюре священника Иоанна Назаретского (клирика Владимирской церкви в Нерехте) под названием: «Сказание о находящихся в Владимирской церкви города Нерехты двух прославленных чудотворениями святых иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими».

Но Господь судил иначе.

О том, что случилось спустя полвека после разорения Владимирского храма, рассказывается в опубликованной в 2001 году статье известного архитектора-реставратора, почетного гражданина города Нерехты Сергея Васильевича Демидова «Из истории Нерехтской иконы Владимирской Богоматери 1636 года»:

В 1983 году во время перестройки ветхого деревянного сарая единственной действующей в то время в Нерехте Крестовоздвиженской кладбищенской церкви мною были обнаружены вынесенные из него и сложенные за ненадобностью на улице на поленницу дров две хоругви конца XVIII века, писанные на холсте, и совершенно черная, с аварийными вздутиями красочного слоя и левкаса, икона неизвестного сюжета. Поскольку эти памятники были обречены на верную гибель и в них у общины не было необходимости, то, по согласованию с настоятелем и церковным советом, они были переданы в нерехтский музей. Перед перенесением иконы ее прямо на месте пришлось заклеить микалентной бумагой, так как при малейшем сотрясении живопись осыпалась.

Владимирская-Нерехтская (вторая) чудотворная икона Божией Матери во Владимирской церкви города Нерехты. Фото 2023 года.

В музее при обследовании состояния доски иконы была снята закрывающая ее с оборотной стороны черная бархатная ткань, на которой оказалось большое круглое клеймо нерехтской фабрики К.А. Брюханова – одной из крупнейших в Костромской губернии. По оборотной стороне иконы было видно, что она была увеличена в размерах путем нашивки по ее периметру досок и укреплена двумя врезанными шпонками. На верхней новой планке сохранилась надпись в четыре строки: «Образ сей Владимирския Божия Матери возобновлен в 1915 году 14 марта Большесольским мещанином Николаем Ивановичем Баженовым доска с боков кругом иконы…» (далее идет описание выполненных работ). Ниже, на левом поле иконы, на старой и новой досках надпись в четыре строки: «Владимирской церкви гор. Нерехты, возобновлена усердием Е.П. Сыромятникова». Кроме того, на оборотной стороне было четко видно, что икона первоначально была двусторонней, то есть запрестольной. Четко читались стесанные поля ковчега и фрагментарно сохранившийся левкас с едва заметными следами темперной живописи. Уже эти первые открытия говорили о том, что перед нами не просто рядовая икона, а весьма почитаемый образ, к возобновлению которого были причастны знаменитый, один из лучших художников Верхневолжья того времени Н.И. Баженов и знатные нерехтские купцы Е.П. Сыромятников и К.А. Брюханов.

Второй и наиболее ответственный этап – укрепление и расчистку живописи от загрязнений – провела безвозмездно художник-реставратор из Москвы Л.Н. Дмитриева, а завершили реставрацию иконы художники-реставраторы Костромского реставрационного управления (ныне ООО «Изограф») во главе с A.M. Малофеевым. В процессе работ была раскрыта из-под записи икона Владимирской Богоматери XVII века с фрагментарно сохранившимся на полях характерным орнаментом и живописной короной вокруг головы. В левкасе кое-где сохранились серебряные гвозди для крепления утраченного басменного оклада. Возникшее в ходе исследований предположение, что нами найдена именно вторая нерехтская чудотворная икона Владимирской Богоматери 1636 года, написанная по заказу Екатерины Вавиловой, находило все больше подтверждений. (…)

Как же могло случиться, что столь почитаемый на протяжении трех столетий чудотворный образ Богоматери находился целых 50 лет в полной безвестности, попал в церковный сарай , затем на поленницу дров и едва не погиб? Вероятнее всего, в 20-е годы XX столетия при изъятии церковных ценностей с иконы были сняты все драгоценные украшения, а спустя десятилетие, при закрытии церкви, кто-то из благочестивых жителей забрал икону домой. Во избежание преследований и репрессий, в целях спасения иконы, образ втайне находился дома, а после смерти хранителя потемневшая и забытая икона была отдана в единственную действующую в Нерехте церковь кем-то из его родственников. Поскольку небольшая по размерам Крестовоздвиженская церковь была перенасыщена иконами, попавшими в нее не только от жителей, но и из закрытых городских и окрестных храмов, то икону поместили на хранение в сарай, где она и находилась до 1983 года.

После реставрации и возвращения верующим Преображенской церкви икона Владимирской Богоматери была передана в этот храм.

15 мая 2004 года Владимирский храм (собор) города Нерехты был передан Костромской епархии, и в его стены на прежнее место возвратилась Владимирская-Нерехтская (вторая) чудотворная икона Божией Матери. По случаю этого события обращение к участникам торжественного празднования направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Празднования в честь Владимирской-Нерехтской иконы Божией Матери, местночтимой святыни Костромской митрополии, совершаются:
15 мая (2 мая по старому стилю), в память о принесении в Нерехту первой Владимирской-Нерехтской иконы Божией Матери 2 мая 1634 года;
8 сентября (26 августа по старому стилю), вместе с общецерковным празднованием Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы;
14 октября (1 октября по старому стилю), в день великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы – в память о принесении в Нерехту второй Владимирской-Нерехтской иконы Божией Матери 1 октября 1636 года.

Владимирская церковь города Нерехты. Фото 2022 года.

Историческая справка о Владимирской-Нерехтской иконе Пресвятой Богородицы была опубликована в IX томе «Православной энциклопедии», изданном в 2005 году.

О новостях приходской жизни Владимирского храма (собора) города Нерехты можно узнать на его странице в социальной сети «ВКонтакте».

 

Материалы для публикации подготовила А.В. Семенова