18 мая (5 мая по старому стилю) Православная Церковь молитвенно воспоминает обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского – ученика и сподвижника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря Костромской епархии.
Обретение святых мощей преподобного Иакова состоялось 5 мая 1613 года, затем их вновь положили под спуд (в землю), а впоследствии над местом, где почивали мощи, была воздвигнута каменная Богородице-Рождественская церковь. Однако историческая судьба святых останков угодника Божия может показаться не вполне ясной с учетом того, что в 1929 году при кощунственном вскрытии гробницы преподобного Иакова не было обнаружено ни его мощей, ни каких-либо следов их пребывания. В связи с этим мы публикуем главу из изданной в 2017 году книги митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «Иаково-Железноборовский монастырь», посвященную данному вопросу (напомним, что иеромонах, а с 2006 года игумен Ферапонт в 2004–2013 годах управлял Иаково-Железноборовским монастырем).
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт
СУДЬБА СВЯТЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИАКОВА
Главная святыня Железноборовского монастыря – мощи его основателя преподобного Иакова, почивающие под спудом (в земле, на глубине) в Богородице-Рождественском храме.
После преставления угодника Божия ко Господу в 1442 году его останки предали земле, а над местом погребения воздвигли деревянную часовню. В 1613 году польско-литовский отряд разорил обитель, надгробная часовня была сожжена. Видимо, при проведении после этого бедствия восстановительных работ и состоялось обретение 5 мая 1613 года святых мощей преподобного Иакова. Но далее мощи были вновь оставлены под спудом, и в этом нет ничего удивительного. Церковная практика в таких случаях бывает различной и может определяться как текущим ходом дел, так и сверхъестественными событиями [1]. К примеру, со святыми мощами преподобных Пахомия Нерехтского, Никиты Переяславского, Мартиниана Белоезерского, Тихона Луховского, Стефана Махрищского, Лонгина Коряжемского, блаженного Иоанна Московского и многих других угодников Божиих было именно так: их святые останки открывались, а затем по каким-либо причинам вновь полагались под спуд [2].
Пребывание святых мощей преподобного Иакова под спудом в Богородице-Рождественской церкви Железноборовского монастыря – факт, до ХХ века никем и никогда не оспаривавшийся. А.А. Воскресенский писал, что мощи преподобного почивают в храме Рождества Богородицы «в недрах земли» [3]. Есть и более точные указания: «Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма» [4]. Действительно, рака (в данном случае – надгробие над мощами) исторически располагалась в указанном месте: там, где должен находиться левый клирос, слева от главного иконостаса Богородице-Рождественской церкви.
В 1929 году была предпринята кощунственная попытка «освидетельствования» мощей святого Иакова, и об этих событиях следует рассказать подробнее.
В июне 1929 года состоялся суд над старшей братией Железноборовского монастыря – настоятелем иеромонахом Серафимом, духовником архимандритом Иоасафом и иеромонахом Сергием. Для большей эффектности такой акции ее организаторы решили сопроводить суд вскрытием мощей преподобного.
Очевидец, явно настроенный против «служителей культа», описывал это вскрытие в газетной статье:
«Прошли в церковь, двери изнутри заперли на засов и приступили к работе. Отняли прикрепленную к полу решетку. Сняли с гробницы парчовое покрывало, а затем и икону с изображением Иакова. Гробница оказалась окованной медными окрашенными под серебро листами, оборвали и оттащили в сторону обшивку. Там оказался сделанный из сосновых досок большой ящик, весьма похожий на опрокинутый вверх дном хлебный ларь. Здесь, под этим ларем, по нашему мнению, должен был находиться и гроб.
Рабочие при помощи ломов оторвали ларь от пола, приподняли – там было пусто. Чистый, из отличного соснового теса пол почти не потемнел. Но было ясно видно, что пол под гробницей от общего пола в церкви был постлан отдельно.
При помощи топоров выбрали пол. Пусто и там. Попробовали ломом – там твердый грунт. Когда лопатами счистили песок, там оказался большой, во всю величину гробницы, кирпичный свод, снаружи очень похожий на свод большой русской печи. Там-то под этим сводом, ожидали, и похоронен Иаков. Ломами начали бить свод, это дело оказалось нелегкое: свод был сделан из прочнейшего, очень крупного кирпича на извести, и толщина свода оказалась более аршина.
Но вот, наконец, в своде пробита дыра. Всем с нетерпением хотелось увидеть, как сохранились гроб и тело Иакова, захороненные тут более 500 лет назад. Надо было видеть, как члены комиссии, сгорая от нетерпения, вытягивали шеи, стараясь увидеть, что находится внутри свода.
При помощи зажженной свечи заглянули внутрь склепа – там тоже ничего нет – чистый, желтый, сухой, хорошо разровненный песок. Когда свод был разобран, в песке нашли несколько отлично сохранившихся щепок да две медные монеты с вензелем Екатерины II. Очевидно, склеп был построен уже после екатерининских времен, т. е. через 200–250 лет после предполагаемого погребения. Пробовали копать землю. Выкопали примерно на 1,5 метра.
После того, как акт вскрытия всеми членами комиссии был подписан, церковные двери были открыты, и тысячи людей один за другим прошли перед вскрытой гробницей, а судебное заседание возобновило свою работу. Вскрытие гробницы произвело на присутствующих колоссальное впечатление. После того, как на суде был зачитан акт вскрытия, подсудимые обмякли и стали оправдываться своим “неведением”…» [5].
Что же могло произойти со святыми мощами?
Прежде всего, в XVIII веке при строительстве каменного Богородице-Рождественского храма (завершенного постройкой в 1757 году, еще до восшествия на престол Екатерины II) мощи преподобного Иакова не обретались – иначе об этом непременно остались бы сведения. Обнаруженный в 1929 году склеп, даже судя по найденным монетам, не обязательно был устроен в екатерининскую эпоху или после: начиная с шестидесятых годов XVIII столетия склеп могли вскрыть и потом снова заделать свод, случайно или намеренно оставив там монеты как следы посещения. Глубина в полтора метра, на которую копали в 1929 году, слишком мала, чтобы делать какие-то заключения о всем пространстве земли под склепом.
Конечно, можно предположить, что утверждение о нахождении мощей под левым клиросом – ошибка; не случайно часть авторов (как А.А. Воскресенский) ограничивается общим указанием на Богородице-Рождественский храм, и не более. Но сам факт нахождения именно в этом месте пустого склепа побуждает задуматься: к чему выкладывать мощный, толщиной более аршина (71 см) свод, если под ним ничего нет?
Представим теперь себя на месте железноборовской братии в 1613 году. Недавно разоренная обитель лежит в обгорелых руинах, перспективы на будущее неопределенны. Между тем святые мощи преподобного – главное монастырское достояние – нужно надежно укрыть, чтобы исключить возможность, как сказали бы сейчас, несанкционированного доступа. Естественно напрашивается мысль положить мощи как можно глубже в землю, но это не устраняет угрозу для святыни: ведь закопанное всегда можно раскопать…
Спустя более чем три века похожую задачу пришлось решать устроителям захоронения патриарха Тихона, преставившегося в 1925 году и погребенного в Малом соборе московского Донского монастыря. Решение оказалось простым, но настолько удачным, что на протяжении всего ХХ века останки патриарха никто не потревожил, а обнаружены они были лишь при проведении в храме ремонта после пожара. До этого же многие считали, что гробница первосвятителя пуста.
Интересно сравнить процитированную выше газетную статью 1929 года с описанием открытия святых мощей патриарха Тихона, изложенным непосредственным участником событий 1992 года, ныне епископом [сейчас митрополитом – Ред.] Тихоном (Шевкуновым):
«Сначала сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, мы обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатого века титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, — каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины. (…)
Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы Патриарха калорифер зачем-то значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже изъят и где-то перезахоронен. (…)
… Выяснив все подробности, Патриарх [6] благословил продолжать поиски на том же месте.
Наконец, уже ближе к ночи, перед нами предстал настоящий склеп Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: “Патриарх Московский и всея России Тихон”…» [7].
Таким образом, по вопросу о месте пребывания мощей преподобного Иакова наиболее вероятным видится следующее предположение. В 1613 году святые мощи – для надежной сохранности – были не только закопаны глубоко в землю, но и закамуфлированы сверху ложной гробницей, пустым склепом. Этот склеп в XVIII веке, уже после завершения строительства каменного Богородице-Рождественского храма, вскрывался или даже переделывался (откуда и появились монеты), но ложная гробница осталась над подлинной усыпальницей, а в самом храме над пустым склепом была установлена рака. В 1929 году такие предосторожности себя оправдали: кощунственное вскрытие продемонстрировало пустой склеп, при этом место нахождения мощей преподобного Иакова так и осталось нетронутым.
Подтвердить эту гипотезу могли бы раскопки, но проводить их следует лишь по особому смотрению Божию, как в случае со святыми мощами патриарха Тихона. Надо полагать, что время для этого еще не пришло.
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
1. В 1911–1912 годах в Вятской епархии развернулась полемика вокруг предполагавшегося открытия святых мощей преподобного Трифона, архимандрита Вятского. Участвовавший в обсуждении смотритель духовного училища протоиерей Иоанн Осокин в статье по этому поводу писал: «Открытие мощей происходило более или менее случайно – при копании канав под фундамент церквей (как это имело место и в 1684 году с мощами преподобного Трифона), или намеренно, как, например, обретение мощей Сергия Радонежского и многих других. Но всегда в последнем случае были какие-либо вызывающие к тому причины: видения, исцеления, особые знамения. Как нетление мощей – есть дело Божие, так и явление их – также изволение Господа и самого угодника. Указанными выше способами или Сам Господь или святой дают знать людям, что должны быть прославлены и быть предметом чествования со стороны людей также и мощи его» (Осокин Иоанн, протоиерей. Почему не открывают мощи преподобного Трифона? // Вятские епархиальные ведомости. 1912. № 29–30).
2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 520–524.
3. Воскресенский А.А. Преподобный Иаков игумен, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, Костромской епархии. Кострома, 1913. С. 74.
4. Троицкий патерик. Троице-Сергиева Лавра, 1992. С. 207.
5. Всеволод Т. Суд над руководителями Железноборовского монастыря // Борона [газета]. Кострома. 1929. 23 июня.
6. Имеется в виду Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
7. Тихон (Шевкунов), архимандрит. «Несвятые святые» и другие рассказы. Изд. 2-е. М., 2011. С. 446–448.
Текст приводится по изданию: Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2017. С. 65–70, 100–101.